Здоровье

Профессиональный стандарт рекрутера. Профстандарты: выполнить обязательные требования vs повысить качество управления персоналом? Возможные наименования должностей

04 марта 2016, 11:09

Уже совсем скоро мы все начнем строить свою работу в соответствии с системой профессиональных стандартов, а вопросов по их применению еще немало. И поскольку обеспечение соблюдения требований законодательства по данному нововведению - это, как правило, «головная боль» сотрудников служб персонала, значит, и рассматривать процедуру работы с нормативным документом проще и понятнее на примере утвержденного профстандарта «Специалист по управлению персоналом».

Прежде чем мы начнем это делать, хочу напомнить основные моменты , связанные с введением данной системы.

2. Для всех видов должностей выделено девять квалификационных уровней . К профстандартам, по которым законодательно не установлены требования к квалификации, относятся лишь первые три уровня. Начиная с Уровня 4, требования к квалификации работника предусмотрены.

6. Справочная информация:

Профессиональная переподготовка - чтобы считать обучение именно профпереподготовкой, должны быть соблюдены 2 условия (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»):

  • Объем курса должен составлять не менее 250 академических часов
  • По окончании должен выдаваться диплом установленного образца. Другие документы - сертификаты, свидетельства и т.п. - не действительны.

Повышение квалификации - обязательные условия здесь:

  • Объем - не менее 16 ак. часов
  • Документ по окончании - удостоверение о повышении квалификации (строго, без вариантов).

Как понять, какой уровень высшего образования у человека - бакалавриат, специалитет, магистратура , - если это не указано в дипломе?

До 2003 года у нас в стране во всех ВУЗах был специалитет, разделение началось с этого момента. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года, для «магистров» на базе бакалавриата - 2 года. Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохраняется лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Теперь, собственно, перейдем к рассмотрению профстандарта «Специалист по управлению персоналом», который был утвержден 06.10.2015. Нас будет в первую очередь интересовать самый актуальный для большинства вопрос - требования к квалификации. Как было сказано в подпункте 3, квалификационные требования будут обязательными к исполнению отдельными категориями работодателей.

Примечание: уровень квалификации указывается в разделе «Описание обобщенной трудовой функции» в правом верхнем квадрате.

Итак, к данной группе должностей и профессий относятся специалисты и руководители, выполняющие следующие обобщенные трудовые функции:

  • Документационное обеспечение работы с персоналом
  • Деятельность по обеспечению персоналом
  • Деятельность по оценке и аттестации персонала
  • Деятельность по развитию персонала
  • Деятельность по организации оплаты и труда персонала
  • Деятельность по организации корпоративной социальной политики
  • Деятельность по организации работы с персоналом из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Операционное управление персоналом и подразделением организации
  • Стратегическое управление персоналом организации.

Таким образом, мы видим, что в группу должностей и профессий, относящихся к профстандарту «Специалист по управлению персоналом», входят

специалисты:

По кадровому делопроизводству (квалификационный уровень 5)

По подбору, оценке и аттестации, развитию персонала, по организации труда и оплате персонала (уровень 6)

По организации корпоративной социальной политики (уровень 6)

и руководители (квалификационный уровень 7):

Операционные - руководители подразделений организации по управлению персоналом

Стратегические - вице-президент, директор по персоналу или заместитель генерального директора по управлению персоналом.

В зависимости от размера и структуры организации все или многих из этих функций могут быть как совмещены и выполняться одним сотрудником, так и разделены между работниками службы управления персоналом. В первом случае мы имеем дело с руководителем-универсалом, во втором - наблюдаем иерархичную структуру с четкой специализацией.

Давайте разберемся с требованиями профстандарта к квалификации таких специалистов и руководителей.

Возьмем, к примеру, специалиста по кадровому делопроизводству. Как мы уже установили, его квалификационный уровень в соответствии с профстандартом - пятый.

Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование - программа подготовки специалистов среднего звена; Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации.

Как это понимать: для данного специалиста достаточным будет уровень среднего профессионального образования, высшее не требуется. Но оно должно быть профильным (либо Управление персоналом, либо Кадровое делопроизводство). Если базовое образование (даже высшее) - не профильное, необходима профессиональная переподготовка в данном направлении. Связка: не профильное среднее (или высшее) профессиональное образование + повышение квалификации силы иметь не будет, т.к. квалификацию можно повысить только при ее наличии.

Особых условий допуска к работе также нет.

На примере. Предположим, наш инспектор по кадрам имеет среднее профессиональное образование бухгалтера и год назад прошел семинар по кадровому делопроизводству (повышение квалификации), его опыт работы по специальности составляет 6 лет. Будет ли он соответствовать требованиям профстандарта?

Ответ: нет, т.к. у него отсутствует профессиональная переподготовка по направлению Управление персоналом или Кадровое делопроизводство. А без нее повышение квалификации значения не имеет. Опыт работы также не может компенсировать отсутствие профильного образования.

Что делать: проходить профессиональную переподготовку.

Листаем профессиональный стандарт дальше. В описании каждой трудовой функции есть разделы: Трудовые действия, Необходимые умения, Необходимые знания. Соответствие этим требованиям работодатель будет проверять самостоятельно, контролирующие органы - нет.

Возьмем представителей 6 уровня, например, специалиста по подбору персонала . Требования к его квалификации в соответствии с профстандартом:

Образование - Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала.

Опыт практической работы не требуется.

Здесь мы видим, что наличие высшего образования является обязательным (для 6 уровня допустим бакалавриат). Если высшее образование профильное (Управление персоналом), то все в порядке. Если нет, требуется профессиональная переподготовка в данном направлении. Дополнением к ней, но не заменой, может быть повышение квалификации.

Пример. Наш рекрутер имеет высшее образование по специальности «Менеджмент организации» и 3 года стажа. Достаточно ли этого для соответствия требованиям профстандарта?

Ответ: нет, т.к. базовое высшее образование - не Управление персоналом, а наличие опыта работы его отсутствие, как мы уже установили, не заменяет.

Что делать: либо получать второе высшее по специальности «Управление персоналом», либо проходить профессиональную переподготовку.

Похожие требования мы наблюдаем к специалистам по оценке, адаптации, развитию персонала.

Иное дело - специалист по оплате и нормированию труда, специалист по оплате и мотивации труда, специалист по компенсациям и льготам.

Здесь мы видим в качестве обязательного условия, диктуемого профстандартом, наличие экономического образования - либо высшего базового (бакалавриат), либо дополнительного в форме переквалификации. Кроме того, еще одним условием выступает повышение квалификации не реже чем раз в три года в области экономики, нормирования и оплаты труда. Т.е. если для ранее прозвучавших специалистов программы повышения квалификации носили рекомендательный характер, здесь они становятся обязательными. Если, к примеру, наш менеджер по компенсациям и льготам имеет высшее экономическое образование, но не повышал свою квалификацию более 3 лет, ему нужно срочно это сделать.

Профильный опыт для начала работы на данной позиции также не требуется.

Переходим к руководителям. Напомню, все обобщенные трудовые функции в профстандарте относятся к уровню квалификации 7.

1. Требования к руководителям подразделений (операционное управление):

  • Образование - Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, операционного и тактического управления; программы повышения квалификации в области управления персоналом, операционного и тактического управления.
  • Опыт - Не менее 5 лет в области управления персоналом.

По образованию: здесь обязательно наличие высшего образования, но уже уровня не бакалавриат, а специалитет или магистратура. Профильным в данном случае (высшее или проф. переподготовка) будет как Управление персоналом, так и в целом управленческое (Менеджмент), экономическое образование.

Опыт 5 лет - речь идет в целом об опыте в сфере управления персоналом, на позициях любого уровня.

Пример. Руководитель отдела подбора персонала имеет высшее психологическое образование, повысил год назад свою квалификацию, пройдя семинар по рекрутингу, его профильный опыт работы 3 года (2 года был специалистом по подбору, а потом 1 год - руководителем отдела). Соответствует ли он требованиям профстандарта?

Ответ: нет, причины две. 1) У него нет профильного образования (высшего или проф. переподготовки), психологическое - не является им, 2)его опыт в данной сфере меньше требуемого (три года вместо пяти).

Что делать: проходить переподготовку и нарабатывать нужный опыт, а пока придется понижать в должности (к примеру, до заместителя руководителя отдела).

2. Стратегическое управление персоналом (ТОП-менеджмент).

Требования к уровню квалификации:

  • Образование - Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, стратегического и операционного управления, экономики организации; программы повышения квалификации в области управления персоналом, стратегического и операционного управления.
  • Опыт - Не менее 5 лет в области управления персоналом на руководящих должностях.

Здесь требования профессионального стандарта к образованию являются аналогичными тем, что предъявлялись к руководителям подразделений: высшее образование (специалитет, магистратура) по направлениям: Управление персоналом, Экономика, Управление предприятием (Менеджмент). Либо возможно наличие высшего образование необходимого уровня + профессиональная переподготовка по вышеуказанным направлениям.

Между операционным руководителями и стратегическими заметна разница в требованиях к опыту работы. В данном случае он должен быть именно управленческим, т.е. если у кандидата на позицию Директор по персоналу 6 лет стажа в качестве специалиста по персоналу любого профиля и 3 года - на позиции руководителя отдела, мы не сможем его принять на должность, т.к. ему не хватает двух лет.

В заключение хочу остановиться на тонком моменте, который будет волновать многих. Речь идет о ситуации, когда в небольшой организации вся служба персонала представлена в лице одного сотрудника . Как быть с ним? К какому уровню отнести его совмещенные трудовые функции? Какие требования предъявляет профстандарт к нему?

Четких разъяснений законодатель пока не дал, но, следуя логике, полагаю, что уровень данного специалиста будет шестым (если только вся его работа не сводится к кадровому делопроизводству, а есть как минимум подбор персонала). Следовательно, требования к образованию - стандартные для большинства должностей данного уровня, указанных в профстандарте «Специалист по управлению персоналом»: высшее профильное образование (специализация «Управление персоналом»), либо другое + переквалификация по направлению. Повышение квалификации - как рекомендация.

Для старта на данной позиции опыт работы не требуется.

Желаю успехов в освоении и внедрении профессиональных стандартов!

Галина Бобкова

P.S. С перечнем должностей специалистов, квалификация которых должна соответствовать профстандарту, можно ознакомиться

16 октября 2017 Бизнес-тренер, ex-руководитель отдела развития и оценки персонала. ИП Романенко Лариса Георгиевна

Профстандарты: выполнить обязательные требования vs повысить качество управления персоналом?

До 1 января 2020 года государственные предприятия обязаны организовать применение в своей работе профессиональных стандартов (в части требований к квалификации). Определенные требования профстандартов с 1 июля 2016 года должны выполнять организации и предприятия всех форм собственности.
Наш семинар позволит понять и исполнить требования законодательства, выработать алгоритмы применения профстандартов именно для вашей компании, составить поэтапные планы работы. Но профстандарты - это результат огромного коллективного труда их разработчиков, квинтэссенция профессионального опыта, поэтому логично их использовать и для улучшения процессов управления персоналом и организации труда. Каким образом? Расскажем на нашем семинаре.

Ведущий: Романенко Лариса Георгиевна - участник разработки профессиональных стандартов по управлению персоналом, заместитель руководителя рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Специалист по обучению и развитию персонала», консультант проекта «Карьерный консультант» интернет-портала Headhunter.ru, бизнес-тренер. консультант по вопросам организационного развития и управления персоналом.

Уникальность семинара. Наша программа увязывает выполнение обязательных требований законодательства и повышение эффективности управления персоналом, используя всего один источник - профессиональный стандарт. Благодаря наличию у ведущего юридического и менеджерского образования, рассказываем доступно, понятно, на практических примерах, с составлением алгоритмов и передачей технологий.

Целевая аудитория: руководители и специалисты кадровых служб, подразделений по управлению персоналом.

Продолжительность: 8 часов.

Форматы работы:

  • Открытый формат, универсальная программа.
  • Корпоративный формат, программа адаптируется под задачи конкретной компании.

В стоимость входят:

  • Тексты нормативно-правовых актов по теме профессиональных стандартов (в электронном виде).
  • Перечень и шаблоны локальных нормативных документов по организации применения профессиональных стандартов (в электронном виде).
  • Примеры разработанных локальных нормативных документов конкретных компаний, организовавших применение профессиональных стандартов (в электронном виде).

Программа

1. Профессиональный стандарт как новое понятие трудового права и управления персоналом

  • Понятие и назначение профессионального стандарта.
  • Зарубежный опыт профессиональных стандартов.
  • История развития профессиональных стандартов в России.
  • Роль профессиональных стандартов в современной системе трудового права и образования.
  • Соотношение квалификационных справочников и профессиональных стандартов.
  • Структура и содержание профессионального стандарта.
  • Новая российская система уровней квалификации.
  • Возможности применения профессиональных стандартов для повышения качества процессов управления персоналом.

Практикум 1

  • На примере профстандарта «Специалист по управлению персоналом» изучить структуру и содержание профессионального стандарта, уровни квалификации специалиста по управлению персоналом (раздел «Функциональная карта вида профессиональной деятельности»).

2. Практические вопросы применения профессиональных стандартов в компаниях разных видов собственности

  • Проблема обязательности применения профстандартов работодателями.
  • Алгоритм действий по организации применения профессиональных стандартов.
  • Решения в случае несоответствия требованиям профстандартов.
  • Внесение изменений в кадровые документы компании на основании требований профстандартов.
  • Возможность и необходимость увольнения и/или перевода работников, не соответствующих требованиям профстандарта.
  • Соотнесение должности с профстандартом на практике.
  • Административная ответственность за несоблюдение требований профессиональных стандартов.

Практикум 2

  • На конкретном примере определить соответствие наименования должности, профессии, специальности работника профессиональному стандарту.
  • На конкретном примере определить необходимость применения профессионального стандарта в части требований к квалификации по должности, профессии, специальности.
  • Разработать алгоритм действий по внесению в штатное расписание и другие кадровые документы изменений на основании профстандартов.
  • Разработать алгоритм действий по определению соответствия квалификации работников требованиям профстандарта.

3. Возможности использования профессиональных стандартов для повышения качества процессов управления персоналом

  • Сферы применения профстандартов (подбор и расстановка кадров, определение категорий работников, установление систем оплаты труда, разграничение функций и полномочий между категориями работников, определение трудовых обязанностей с учетом особенностей применяемых технологий, организация подготовки и дополнительного профессионального образования работников).
  • Цели видов профессиональной деятельности и их содержание (обобщенные трудовые функции и трудовые функции по должностям и профессиям).
  • Определение уровней квалификации, требований к образованию и опыту, необходимых знаний и умений.
  • Использование профстандартов для разработки должностных инструкций, в т.ч. определение возможных наименований должностей.
  • Определение квалификации работника как требование профстандарта.
  • Обучение работников как результат требований профстандартов.
  • Проведение аттестации с учетом требований профстандартов.

Практикум 3

  • На примере конкретного профстандарта определить сферы его использования для изменения процессов управления персоналом.

4. Сложные случаи применения профстандартов

  • Выполнение работы, которая не входит в трудовые обязанности работника.
  • Вопрос необходимости внесения изменений в должностные инструкции работников.
  • Несоответствие квалификационных справочников и профессиональных стандартов.

Практикум 4

  • Ответы на вопросы слушателей.

5. Профессиональные стандарты в области управления персоналом (факультативно)

  • Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом».
  • Профессиональный стандарт «Специалист по подбору персонала (рекрутер)».
  • Проект профессионального стандарта «Специалист по обучению и развитию персонала».

Доброго дня, уважаемые читатели сайта сайт!

Продолжаем тему о профессиональных стандартах.

Кто еще не читал предыдущие статьи по этой теме, по традиции даю ссылку на них:

Приказом Минтруда от 06.10.2015 г. № 691н, был утвержден профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, который многие кадровики ждали с нетерпением.

Стандарт специалиста по управлению персоналом – единый в области управления персоналом, включает в себя, как ведение кадрового делопроизводства, так и подбор персонала и относится ко всем специалистам в области управления персоналом, в том числе к руководителям кадровой службы.

На сегодня указанный стандарт не является обязательным.

С июля 2016 года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым профессиональные стандарты становятся обязательными, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Т.е. если появится какой-либо федеральный закон или нормативно-правовой акт РФ, устанавливающий требования к квалификации кадрового специалиста, то профессиональный стандарт в этой части будет обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но это маловероятно.

В случае же отсутствия таких законов и нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации , с учетом специфики деятельности каждой организации.

Что касается государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, то особенность применения профессиональных стандартов в них устанавливается Правительством РФ. 27.06.2016 г. Правительство РФ приняло Постановление № 584, устанавливающие именно эти особенности. Об этом можно почитать в от сентября 2016 г.

Общие сведения

Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом делит всю работу кадровиков на 8 обобщенных трудовых функций , а именно:

  • (А) Документационное обеспечение работы с персоналом.
  • (В) Деятельность по обеспечению персоналом.
  • (С) Деятельность по оценке и аттестации персонала.
  • (D) Деятельность по развитию персонала.
  • (E) Деятельность по организации труда и оплаты персонала.
  • (F) Деятельность по организации корпоративной социальной политики.
  • (G) Операционное управление персоналом и подразделением организации.
  • (H) Стратегическое управление персоналом организации.

По каждой обобщенной трудовой функции в стандарте приводятся:

  • уровни квалификации;
  • возможные наименования должностей;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • необходимые знания и умения.

Каждая обобщенная трудовая функция в свою очередь включает в себя определенные трудовые функции , которые также подразделяются на конкретные трудовые действия работника. Мы рассмотрим их чуть позднее, пока определимся с квалификацией и наименованиями должностей в профстандарте кадровика.

Уровни квалификации кадровика

В профессиональном стандарте «специалиста по управлению персоналом» определены всего 3 уровня квалификации, это 5, 6, и 7, а так их в общей сложности девять. Они утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н специально в целях разработки проектов профессиональных стандартов и устанавливают единые требования к квалификации работников (полномочия и ответственность, характер умений, знаний, образование и опыт), которые могут быть уточнены и расширены в конкретном профессиональном стандарте в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Пятый уровень квалификации предполагает самостоятельную работу по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации, способов решения. В профстандарте кадровика пятый уровень квалификации относится к первой обобщенной т/ф (работе с документами).

Шестой уровень квалификации – самостоятельная деятельность по определению задач собственной работы и (или) подчиненных для достижения конкретной цели. Указанный уровень относится к обобщенным т/ф с 02 (В) по 06 (F) и затрагивает работу, например, менеджера по персоналу, специалиста по подбору, по развитию и обучению, по компенсациям и льготам.

Седьмой уровень квалификации относится к последним двум обобщенным трудовым функциям (7 (G), 8 (H)) и предполагает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Седьмой уровень квалификации касается руководителей (начальников) отдела кадров, директоров по персоналу.

Возможные наименования должностей в профстандарте

Приводятся по каждой обобщенной трудовой функции, причем, согласно Постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23, Минтруд РФ также устанавливает тождественность наименований должностей (профессий, специальностей) в квалификационных справочниках, наименованиям должностей (профессий, специальностей) содержащихся в профессиональных стандартах.

В своих неопубликованных рекомендациях, Минтруд РФ рекомендует называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией (в рамках одного профстандарта) с учетом специфики работы у конкретного работодателя и ч. 2 ст. 57 ТК РФ («льготные» должности, ограничения).

Если же работник выполняет работу по разным должностям (профессиям), т.е. разным обобщенным трудовым функциям, то наименование должности (профессии, специальности) устанавливается по выполняемой работе более высокого уровня квалификации . Например, сотрудник ведет работу с документами и обеспечивает поиск персонала, следовательно, его должность может быть названа специалист по персоналу.

Т.к. должность кадрового работника явно не относится к льготным, то переименовывать ее, в случае несовпадений с названием из профстандарта, не требуется. Но никто не запрещает это сделать в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.

Профстандарт в бюджетной организации

Что касается бюджетных учреждений. С учетом тарифных систем оплаты труда в таких учреждениях, единого подхода к определению заработной платы работников бюджетных организаций, в том числе в соответствии с рекомендациями Российской трехсторонней комиссией, кадровый работник всегда назывался по квалификационным справочникам, несмотря на то, что эта должность никогда не являлась льготной, а сами справочники всегда были рекомендуемыми. Никакого специалиста по кадровому делопроизводству вы там никогда не встретите.

Теперь же с введением в действие профстандартов, может возникнуть ситуация, когда учреждение попросят переименовать должность специалиста по кадрам, например, на должность специалиста по персоналу, несмотря на то, что ЕКС все еще продолжает действовать. Главное не забывать, что все кадровые процедуры должны соответствовать положениям трудового законодательства (ст. 72, ст. 74 ТК РФ), а то любят у нас перегибать палку.

Трудовые функции, трудовые действия

Как я уже писала, в профстандарте специалиста по управлению персоналом 8 обобщенных трудовых функций. Каждая из этих обобщенных т/ф подразделяется на трудовые функции (в рамках обобщенной), которые в свою очередь включают в себя конкретные трудовые действия работника.

Профессиональный стандарт кадровика

всего 8 обобщенных трудовых функций (на изображении показана 1)

Согласно рекомендациям Минтруда РФ, в обязанностях работника (прим. сайт: в самом трудовом договоре или в должностной инструкции) следует указывать трудовые функции и (или) трудовые действия, которые работник должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций структурного подразделения.

Кроме, случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом Трудового кодекса РФ, специфики деятельности, работодатель может также:

  • распределять трудовые действия между несколькими должностями (профессиями, специальностями), самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы;
  • расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям (профессиям, специальностям) по сравнению с перечнем из профессионального стандарта. Что интересно, если в проекте рекомендаций 2014 года не было конкретизировано, можно ли выдумывать новые трудовые действия от себя, то в не опубликованном проекте об особенностях применения ПС для бюджетной сферы уже отмечено, можно расширять трудовые действия только за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных т/ф одного профессионального стандарта или из смежных ПС.

Стоит еще раз акцентировать внимание, что в соответствии с трудовым законодательством менять трудовую функцию работника без его согласия нельзя .

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе изменение трудовой функции работника, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ).

За исключением трудовой функции работника, условия трудового договора также могут быть изменены по инициативе работодателя (с уведомлением работника за 2 месяца), по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, и когда невозможно сохранить прежние условия трудового договора.

Исходя из ранней судебной практики, не является изменением трудовой функции работника — конкретизация его обязанностей в должностной инструкции в пределах обязанностей, указанных в квалификационных справочниках, причем суды не обращают внимания, что указанные справочники являются рекомендуемыми. Какая будет судебная практика в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, при условии их необязательности, покажет время.

Требования к квалификации

С июля 2016 года требования к квалификации в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом будут обязательны, если появится какой-либо федеральный закон или нормативно-правовой акт, устанавливающий эти требования . В иных случаях, профстандарт применяется работодателями в качестве основы для определения указанных требований к квалификации с учетом особенностей работы сотрудников, применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Образование и обучение,
опыт практической работы

Что интересно. Для работы с документами (обобщенная трудовая функция: документационное обеспечение работы с персоналом (А)) требуется наличие среднего профессионального образования (по программе подготовки специалистов среднего звена), не считая дополнительного, а вот для всех остальных 7 обобщенных функций только высшее образование, также с дополнительным образованием . Причем у некоторых трудовых функций конкретизируются непосредственно уровни высшего образования, например, для поиска и оценки персонала можно обойтись образованием уровня бакалавриата, а вот руководители отдела персонала (обобщенные трудовые функции: операционное (G) и стратегическое (H) управление) уже должны иметь высшее образование уровня специалитета или магистратуры.

Что касается опыта практической работы. Согласно указанному стандарту опыт работы (не менее 5 лет) требуется только для двух обобщенных трудовых функций: операционное управление персоналом и подразделением организации (G), стратегическое управление персоналом организации (H). Для всей остальной кадровой работы указанный стандарт требования к опыту работы не устанавливает.

Обратите внимание, в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом среднее или высшее профессиональное образование указаны без привязки к его виду (специальности, направления), также отсутствуют коды ОКСО (классификатора специальностей по образованию), т.е. предполагается, что кадровик может иметь любое образование.

Хотя, все же стоит отметить, что наличие «профильного» образования является неоспоримым преимуществом при поступлении на работу, главное, выбрать специальность более близкую к предполагаемой кадровой работе (обязательны часы по трудовому праву).

Так сегодня можно получить образование:

  • менеджера (управление персоналом);
  • документоведа (документоведение и документационное обеспечение управления);
  • специалиста по документационному обеспечению управления, архивиста (документационное обеспечение управления и архивоведение);
  • юриста (юриспруденция) и т.д.

Загвоздка в том, что считать под профильным для кадровика? Ответ на этот вопрос сугубо субъективен, и зависит от пожеланий конкретного работодателя. К слову, профстандарт специалиста по управлению персоналом также не дает ответа на этот вопрос.

При отсутствии профильного образования, дополнительно требуется профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Согласно закону «Об образовании» под дополнительным профессиональным образованием понимается повышение квалификации (не менее 16 часов) и профессиональная переподготовка (не менее 250 часов).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации .

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации .)

Таким образом, исходя из конкретной должности, выполняемой работником трудовой функции, можно понять, какие требования стандарт предъявляет к кадровому специалисту.

Вообще, судя по вакансиям, для специалиста по кадрам базовое профильное образование не обязательно, но чаще всего требуется дополнительное по кадровой работе и опыт работы. А вот менеджером по персоналу работодатели чаще всего хотят видеть работника с высшим профильным образованием (управление персоналом) и опять же опытом работы. В этом собственно и отличие профстандарта кадровика от ожиданий работодателей. Хотя, в принципе, также встречаются вакансии кадровых работников без требования к опыту работу, главное, вовремя их найти.

Необходимые знания и умения

Собственно, это те знания и умения, которые необходимо знать и уметь делать кадровику для выполнения своих должностных обязанностей.

В профстандарте специалиста по управлению персоналом знания и умения приводятся по каждой трудовой функции в рамках обобщенной. Напомню, обобщенных т/ф всего 8, а вот трудовых функций в рамках обобщенных в разы больше, не говоря уже про трудовые действия.

Так для выполнения первой обобщенной т/ф: документационное обеспечение работы с персоналом (по всем трем трудовым функциям) требуется знание:

  • трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • законодательства РФ о персональных данных;
  • основ архивного законодательства и нормативных правовых актов РФ, в части ведения документации по персоналу;
  • основ документооборота и документационного обеспечения;
  • структуры организации;
  • технологий, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации;
  • нормы этики и делового общения.

Тоже самое с умениями кадрового работника. По всем трем т/ф (в рамках одной обобщенной) требуется соблюдать нормы этики делового общения, все остальные умения различаются, хотя некоторые не так сильно.

В случае выполнения кадровым специалистом всей работы по документационному обеспечению работы с персоналом (а обычно так и происходит), требования к необходимым знаниям и умениям нужно рассматривать комплексно.

Суммируем сказанное:

1. С июля 2016 года профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом будет обязательным, в части квалификации, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, будут установлены требования к квалификации кадрового работника.

2. В случае отсутствия таких законов и нормативно-правовых актов , профессиональный стандарт кадровика применяется работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации, с учетом особенностей выполняемой работником работы, специфики деятельности организации.

3. Порядок применения профстандартов в бюджетной сфере может устанавливаться отдельно Правительством РФ. Указанный порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584.

4. Наименование должности в профстандарте является обязательным , если это предусмотрено федеральными законами, в том числе, Трудовым кодексом РФ (ст. 57), в случае, когда выполнение работы по определенной должности (профессии, специальности) связано предоставление компенсацией, льгот, наличие ограничений. В иных случаях, рекомендуется называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией, если же работник выполняет работу по разным обобщенным т/ф, то наименование должности устанавливается по выполняемой работы более высокого уровня квалификации.

5. В трудовом договоре или должностной инструкции рекомендуется указывать трудовые функции и (или) трудовые действия из профстандарта.

6. Если принятие работодателем решения о применении профессиональных стандартов может привести к изменению определенных сторонами условий трудового договора , в том числе, изменению трудовой функции работника, работодателю следует ориентироваться на Трудовой кодекс РФ (ст. 72, 74) и другие федеральные законы.

Профессиональный стандарт был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.10.2015 № 717н.

Профессиональный стандарт

Специалист по подбору персонала (рекрутер)

Регистрационный номер

I. Общие сведения

3.1. Обобщенная трудовая функция «Гарантийное обслуживание услуги по подбору персонала»

3.2. Обобщенная трудовая функция «Подбор персонала»

3.3. Обобщенная трудовая функция «Формирование карты поиска кандидатов»

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

наименование

уровень квалификации

наименование

Гарантийное обслуживание услуги по подбору персонала

Подбор персонала

Поиск и привлечение кандидатов

Отбор и оценка кандидатов

Согласование условий найма с работодателем и кандидатом

Формирование карты поиска кандидатов

Определение потребности в трудовых ресурсах и составление профиля должности

Анализ рынка труда

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Получение информации от работника о реальных условиях его труда и выполнении работодателем существенных условий найма в течение испытательного срока

Уровень (подуровень) квалификации

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Трудовые действия

Оформление отчетных документов, подтверждающих оказание услуги по подбору персонала

Подготовка отчетов о соответствии реальных условий работы кандидата условиям, зафиксированным в профиле должности

Необходимые умения

Готовить отчетные документы, подтверждающие оказание услуги по подбору персонала

Анализировать информацию об условиях работы

Анализировать информацию о существенных условиях найма работника

Необходимые знания

Работодателями

Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Поиск и представление работодателю кандидатов для замены работника, не прошедшего испытательный срок

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Поиск кандидатов согласно требованиям профиля должности

Подготовка информации о кандидатах, представляемых работодателю на замену работнику, не прошедшему испытательный срок

Согласование места и времени встречи кандидатов с работодателем

Подготовка документов, подтверждающих выполнение гарантийного обязательства по оказанной услуге

Необходимые умения

Оформлять документы о приеме на работу кандидата в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями работодателя

Устно и письменно общаться с кандидатом, работодателем

Необходимые знания

Основы трудового законодательства Российской Федерации

Методики психологической и профессиональной адаптации работников

Основы делопроизводства и документационного обеспечения управления

Другие характеристики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Определение источников поиска кандидатов, составление плана поиска и привлечения кандидатов

Поиск кандидатов в соответствии с профилем должности

Привлечение кандидатов, заинтересовавшихся профилем должности

Необходимые умения

Собирать и структурировать информацию о работодателях

Анализировать информацию о работодателях

Привлекать кандидатов через публикацию информации о вакансии в средствах массовой информации

Находить работников, не занимающихся поиском работы для себя, но потенциально заинтересованных в рассмотрении предложений, аналогичных профилю должности (прямой поиск)

Составлять объявление для публикации в средствах массовой информации о профиле должности

Использовать публичные источники информации

Необходимые знания

Информационно-коммуникационные технологии поиска кандидатов

Источники информации о кандидатах

Этические нормы работы с кандидатами

Основы трудового законодательства Российской Федерации

Другие характеристики

3.2.2. Трудовая функция

Трудовые действия

Отбор и анализ информации о потенциальных кандидатах

Оценка профессиональной квалификации кандидата

Презентация вакансии кандидату

Принятие решения о представлении кандидата работодателю

Необходимые умения

Анализировать резюме кандидата и оценивать его соответствие профилю должности

Разрабатывать план структурированного собеседования

Проводить собеседование с использованием средств связи и лично

Интерпретировать результаты собеседования

Осуществлять профессиональную и личностную оценку кандидатов с использованием соответствующих инструментов

Устно и письменно общаться с кандидатами

Налаживать и поддерживать контакты в профессиональной среде

Необходимые знания

Технологии анализа резюме кандидата

Технологии проведения собеседований

Инструменты оценки и тестирования кандидатов

Этические нормы при работе с кандидатами и работодателями

Законодательство Российской Федерации о персональных данных

Основы трудового законодательства Российской Федерации

Другие характеристики

3.2.3. Трудовая функция

Наименование

Презентация кандидатов на всех этапах отбора у работодателя

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Представление кандидатов работодателю

Организация собеседования у работодателя

Получение информации от кандидата и работодателя о результатах собеседования

Предоставление кандидату обратной связи по итогам собеседований с работодателем

Необходимые умения

Согласовывать графики собеседований и осуществлять подготовку к ним

Сообщать информацию кандидатам, не прошедшим конкурсный отбор у работодателя

Необходимые знания

Технологии организации собеседований

Этические нормы при работе с кандидатами

Законодательство Российской Федерации о персональных данных

Основы трудового законодательства Российской Федерации

Другие характеристики

3.2.4. Трудовая функция

Трудовые действия

Консультирование работодателя при подготовке предложения о найме кандидата

Консультирование кандидата с момента получения предложения о работе и до выхода на работу

Подготовка предложения о найме кандидата

Получение ответа кандидата на предложение работодателя о найме

Необходимые умения

Проводить переговоры с кандидатом по всем существенным условиям найма

Проводить переговоры с работодателем по всем существенным условиям найма

Консультировать работодателя по вопросам заработной платы, компенсаций и льгот

Необходимые знания

Размеры заработной платы, запрашиваемые кандидатами для соответствующей должности в отрасли на момент оказания услуги по подбору персонала

Размеры заработной платы, льготы и компенсации для соответствующей должности в отрасли на момент оказания услуги по подбору персонала

Этические нормы при работе с кандидатами

Другие характеристики

3.3. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.3.1. Трудовая функция

Наименование

Определение потребности в трудовых ресурсах и составление профиля

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Анализ и структурирование информации о работодателе

Анализ плана работодателя по найму кандидатов

Подготовка и корректировка профиля должности

Согласование с работодателем технологии, ресурсов и сроков поиска и привлечения кандидатов

Подготовка для кандидата информации о работодателе и профиле должности

Необходимые умения

Собирать и структурировать информацию о работодателе и профиле должности

Анализировать информацию о работодателе и профиле должности

Проводить переговоры с работодателем о профиле должности

Необходимые знания

Специфика профессии и отрасли, для которой осуществляется подбор кандидатов

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по поиску и побору персонала

Основы трудового законодательства Российской Федерации

Этические нормы при работе с кандидатами и работодателями

Информационно-коммуникационные технологии получения информации, необходимой для подбора персонала

Другие характеристики

3.3.2. Трудовая функция

Трудовые действия

Определение цели анализа рынка труда в соответствии с картой поиска кандидатов

Определение параметров анализа рынка труда в соответствии с картой поиска кандидатов

Сбор и анализ целевой информации о рынке труда в соответствии с картой поиска кандидатов

Сбор и анализ информации об организациях и кандидатах на замещение рабочих мест

Сбор и анализ информации об источниках поиска кандидатов

Необходимые умения

Собирать и структурировать информацию о рынке труда

Анализировать информацию о работодателе

Готовить аналитические отчеты

Необходимые знания

Источники информации о рынке труда

Трудовое законодательство Российской Федерации

Отраслевая специфика сквозных профессий

Другие характеристики

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

Ассоциация (союз) «Ассоциация консультантов по подбору персонала», город Москва

ЗАО «Группа Консорт», город Москва

ЗАО «Страховая компания БЛАГОСОСТОЯНИЕ», город Москва ЗАО «Холдинговая компания

АНКОР», город Москва

ЗАО «Холдинговая компания АНКОР», город Санкт-Петербург

ОАО «Детский мир», город Москва

ООО «АВЕКО Кареер Партнерз», город Москва

ООО «АВК Групп», город Москва

ООО «Агентство «Афина-Столица», город Москва

ООО «Агентство «Эксперт», город Санкт-Петербург

ООО «Агентство рекрутинга «Люди дела», город Екатеринбург

ООО «Бигл», город Москва

ООО «Бизнес-Партнер», город Казань, Республика Татарстан

ООО «Визави 142», город Москва

ООО «Выбор Кадровое агентство», город Москва

ООО «Джоб Респект», город Москва

ООО «ДжобХостел», город Москва

ООО «Кадровое агентство «Ваш персонал», город Чехов, Московская область

ООО «Кадровое агентство «ТРИУМФ», город Москва

ООО «Кадры Консалтинговое агентство», город Тула

ООО «Клиника JIMC» (Будь здоров), город Москва

ООО «Консалтинговый центр «Выбор», город Иваново

ООО «Консорт Калуга», город Калуга

ООО «Консорт Краснодар», город Краснодар

ООО «Консорт Петербург», город Санкт-Петербург

ООО «Линзмастер», город Москва

ООО «Лучшие кадры», город Москва

ООО «Стафф Бизнес Групп», город Подольск, Московская область

ООО «Студия рекрутмента и консалтинга», город Санкт-Петербург

ООО «Центр «Кадры Плюс», город Иваново

ООО «Цеппелин Русланд», город Москва

ООО «ЦРК «Кадровый эксперт», город Астрахань

ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений», город Москва

________________________
Общероссийский классификатор занятий.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Как внедрить профстандарт специалиста по подбору персонала? Что необходимо знать работодателю при внедрении профстандарта «Специалист по подбору персонала»?

Утвержден профессиональный стандарт «Специалист по подбору персонала (рекрутер)». В функции специалистов входит обеспечение потребностей работодателей в трудовых ресурсах путем подбора персонала на постоянную или временную занятость.

Профстандарт установлен Приказ Минтруда России от 09.10.2015 № 717н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по подбору персонала (рекрутер"» и действует С 22 ноября 2015 г.

Если компания намерена предъявлять к специалистам по подбору персонала требования нового Профстандарта – закрепить их в локальных нормативных актах.

Требования профстандарта к специалистам по подбору персонала

1. Наименование должности.

В зависимости от выполняемых функций Профстандарт предлагает следующие наименования должностей: аналитик и менеджер по подбору персонала, рекрутер, ресечер, консультант и менеджер по подбору персонала, руководитель подразделения, ведущий (старший) консультант и т. д.

2. Образование и опыт работы.

Требования к образованию и профессиональному опыту сотрудников зависят от уровня решаемых задач при осуществлении следующих функций:

3. Знания и умения.

Знания и умения, необходимые для специалиста по подбору персонала (старшего рекрутера):

4. Уровни квалификации.

Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников применяются уровни квалификации (утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н):

Что необходимо учитывать работодателю при применении профстандарта специалиста по подбору персонала

1. Требования Профстандарта можно применять только в отношении тех сотрудников, которые будут приняты на работу после утверждения соответствующего локального нормативного акта.

2. С локальным нормативным актом, утверждающим применение требований Профстандарта, сотрудников необходимо ознакомить при приеме на работу.

3. К стажу, опыту работы, знаниям и умениям уже работающих в компании специалистов по подбору персонала новые требования предъявлять нельзя. Внести же изменения в трудовые договоры и должностные обязанности работающих сотрудников можно только по соглашению сторон.