Интернет

Произведения джоаккино россини. Итальянский композитор Россини: биография, творчество, история жизни и лучшие произведения В какой стране родился композитор rossini

ДЖОАККИНО РОССИНИ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ» (1829)

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЛЕЙТМОТИВА «ОДИНОКОГО РЕЙНДЖЕРА», РАЗУМЕЕТСЯ.

МУДРЫЕ СЛОВА: «НИЧТО ТАК НЕ СПОСОБСТВУЕТ ВДОХНОВЕНИЮ. КАК СЖАТЫЕ СРОКИ. И НЕ ВАЖНО, СТОИТ ЛИ У ВАС НАД ДУШОЙ КОПИРОВАЛЬЩИК, ЯВИВШИЙСЯ, ЧТОБЫ ЗАБРАТЬ ЗАКОНЧЕННУЮ РАБОТУ, ИЛИ ВАС ПОДГОНЯЕТ ИМПРЕСАРИО И ОТ НЕТЕРПЕНИЯ РВЕТ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. В МОЕ ВРЕМЯ ВСЕ ИМПРЕССАРИО В ИТАЛИИ ЛЫСЕЛИ УЖЕ К ТРИДЦАТИ ГОДАМ».

Слава, обрушившаяся на Джоаккино Россини, когда ему еще не исполнилось и двадцати пяти лет, завораживала Европу. В Италии он пользовался таким обожанием, какое в нынешний век выпадает только на долю поп-идолов подростковой аудитории и солистов «мальчуковых» групп. (Представьте молодого Джастина Тимберлейка, овладевшего тайнами контрапункта и вставшего за дирижерский пульт.)

Все ходили на его оперы, все заучивали его песни. Любой венецианский гондольер, болонский купец или римский сутенер мог запросто разразиться арией Фигаро из «Севильского цирюльника». На улице Россини неизменно окружала толпа, и самые пылкие поклонники норовили срезать прядь его волос на память.

А потом он исчез. Бросил все Вышел на пенсию. Ничего подобного в мире музыки прежде не случалось. Человек, которому за одни-единственные гастроли в Лондоне заплатили 30 000 фунтов, вдруг ставит крест на своей карьере, - это казалось немыслимым. Еще более немыслимым оказался тот человек, в которого Россини превратился десять лет спустя: затворник, почти не встававший с постели, парализованный депрессией и мучимый бессонницей. Он растолстел и облысел.

«Брильянт» итальянской оперы превратился в развалину с расшатанными нервами. Какова же причина подобной перемены? Коротко говоря - изменившееся время, которое Россини не мог - или не хотел - понять.

НЕ СОЧИНИШЬ - НЕ ВЫЙДЕШЬ

Отец композитора, Джузеппе Россини, был странствующим музыкантом, а когда ему надоело переезжать с места на место, он обосновался в Пезаро, городе на Адриатике, где сошелся с певицей (сопрано) и по совместительству белошвейкой Анной Гвидарини - поговаривали, однако, что Анна вместе с сестрой время от времени промышляла на панели. Как бы то ни было, в 1791 году молодые люди поженились, когда Анна была на пятом месяце беременности. Вскоре она родила сына.

Детство Джоаккино протекало относительно благополучно до тех пор, пока Наполеон не вторгся в Северную Италию. Джузеппе Россини охватила революционная лихорадка, и в дальнейшем его горести и радости целиком зависели от фортуны французского генерала - иными словами, он то попадал в тюрьму, то выходил из нее. Анна как могла развивала очевидный музыкальный дар сына. И хотя наставляли Джоаккино далеко не музыкальные светила, в 1804 году двенадцатилетний мальчик уже пел на сцене. Публика наслаждалась его высоким чистым голосом, и, подобно Йозефу Гайдну, Джоаккино подумывал о том, чтобы влиться в ряды кастратов. Его отец всей душой поддерживал идею кастрации сына, но Анна решительно воспротивилась осуществлению этого плана.

Настоящая слава пришла к Россини, когда в возрасте восемнадцати лет, перебравшись в Венецию, он написал свою первую оперу - «Брачный вексель». Эта музыкальная комедия немедленно стала хитом. И внезапно Россини оказался востребован всеми оперными театрами Италии. Его уважали за скорость, с которой он писал партитуры: он мог сочинить оперу за месяц, несколько недель и даже (по его словам) за одиннадцать дней. Работу облегчало то обстоятельство, что Россини не колеблясь переносил мелодии из одной оперы в другую. Обычно он приступал к выполнению заказа далеко не сразу, и эти проволочки доводили импресарио до бешенства. Позже Россини рассказывал, что, когда он сильно запаздывал с партитурой «Сороки-воровки», директор сцены посадил его под стражу, подрядив для этой цели четырех мускулистых работников сцены, и не выпускал, пока композитор не закончил партитуру.

СКОЛЬКО НУЖНО ЦИРЮЛЬНИКОВ ДЛЯ ОДНОЙ ОПЕРЫ?

В 1815 году в Риме Россини работал над своей самой знаменитой оперой «Севильский цирюльник». Позднее он утверждал, что сверстал партитуру всего за тринадцать дней. Вероятно, в некотором смысле так оно и было, если учесть, что Россини приспособил к «Цирюльнику» уже трижды использованную увертюру, лишь слегка перекроив ее.

Либретто было написано по знаменитой пьесе Пьера де Бомарше, первой части трилогии о великолепном Фигаро. К несчастью, известный римский композитор Джованни Паизиелло уже написал оперу на тот же сюжет в 1782 году. В 1815-м Паизиелло был глубоким стариком, но по-прежнему имел преданных поклонников, которые замыслили сорвать премьеру оперы Россини. «Оппозиционеры» освистывали и высмеивали каждый акт, а на выходах примадонны издавали такое громкое «бу-у-у», что оркестра не было слышно. Кроме того, они подбросили на сцену кошку, а когда баритон попытался прогнать животное, публика издевательски замяукала.

Россини впал в отчаяние. Запершись в номере гостиницы, он наотрез отказался присутствовать на втором представлении, которое, вопреки почитателям Паизиелло, завершилось триумфом. Импресарио бросился в гостиницу к Россини, уговаривая его одеться и отправиться в театр - публика жаждала поприветствовать композитора. «В гробу я видал эту публику!» - выкрикнул Россини.

МУЗЫКА, СВАДЬБА И ВСТРЕЧА С МАЭСТРО

К началу 1820-х Россини стало тесно в рамках комической оперы, а заодно и в пределах Италии. Кочевье по итальянским городам его более не прельщало, и он устал «строгать» партитуры одну за другой. Россини наконец захотелось, чтобы его воспринимали как серьезного композитора. Он также мечтал об оседлой жизни. В 1815 году Россини встретил Изабеллу Кольбран, талантливую певицу-сопрано, и влюбился в нее; в то время Кольбран была любовницей неаполитанского оперного импресарио, который великодушно уступил диву композитору. В 1822 году Россини и Кольбран поженились.

Возможность явить миру более зрелого Россини представилась в том же году, когда композитора пригласили в Вену. Он ухватился за приглашение, ему не терпелось опробовать свои произведения на новой, иной публике и познакомиться с прославленным Бетховеном. Россини с ужасом обнаружил, что великий композитор одевается в лохмотья и проживает в вонючей квартире, однако меж двумя коллегами состоялась долгая беседа. Немецкий мастер нахваливал «Севильского цирюльника», но затем порекомендовал Россини и впредь не писать ничего, кроме комических опер. «Вы не обладаете достаточными познаниями в музыке, чтобы справиться с подлинной драмой», - подытожил Бетховен. Россини попытался отшутиться, но в действительности итальянский композитор был глубоко задет предположением, что он не способен сочинять серьезную музыку.

УГНЕТЕННЫЙ ПРОГРЕССОМ

В следующем году Россини опять отправился на заграничные гастроли во Францию и Англию. Поначалу все шло хорошо, однако пересечение Ла-Манша на новомодном паровом судне напугало композитора едва не до смерти. Он слег на неделю. И никакие почести, коими его осыпали в Британии, - благосклонность короля, долгие овации в опере, восторженные отзывы в прессе, - не помогли забыть о пережитом кошмаре. Из Англии Россини уехал, изрядно пополнив свой кошелек, но с твердым намерением никогда больше туда не возвращаться.

В тот же период начали проявляться первые признаки разрушительной депрессии. Пусть Россини и обосновался в Париже, а его новая опера «Вильгельм Телль» имела успех, говорил он только о том, что ему пора отдохнуть от дел. Он старался сочинять менее легковесную музыку и даже создал ораторию Stabat Mater («Стояла мать скорбящая»), но в глубине души был убежден, что никто не воспримет ни его - ни тем более ораторию - всерь

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ ОПЕР РОССИНИ БЫЛО СОРВАНО ПРИВЕРЖЕНЦАМИ К0МП03ИТ0РА-С0ПЕРНИКА - ПУБЛИКА ПРИБЕГЛА К КРАЙНИМ МЕРАМ, ПОДБРОСИВ КОШКУ НА СЦЕНУ.

Семейная жизнь с Кольбран стала невыносимой. Потеряв голос, Изабелла пристрастилась к картам и выпивке. Россини утешался в обществе Олимпии Пелиссье, красивой и богатой парижской куртизанки. Сошелся он с ней не ради секса - гонорея сделала Россини импотентом, - нет, это был союз преданной сиделки и беспомощного больного. В 1837 году Россини официально объявил о расставании с Изабеллой и поселился с Олимпией в Италии. Вскоре после того как в 1845 году Изабелла умерла, Россини и Пелиссье сыграли свадьбу.

Тем не менее 1840-е годы были мучительным временем для композитора. Современный мир вызывал у него ужас. Путешествие по железной дороге довело Россини до состояния коллапса. Новая поросль композиторов, вроде Вагнера, озадачивала и удручала. А причины политических волнений, охвативших Францию и Италию, оставались необъяснимой загадкой. Пока один итальянский город за другим бунтовал против австрийского правления, Россини с Олимпией скитались по стране в поисках тихой гавани.

Набор физических недугов, которыми страдал Россини, выглядит внушительно: сонливость, головные боли, диарея, хронический уретрит и геморрой. Его с трудом удавалось уговорить встать с постели, и вместе с тем он постоянно жаловался на бессонницу. Но самой страшной болезнью была депрессия, пожиравшая композитора. Изредка он играл на фортепиано и всегда в затемненной комнате, чтобы никто не видел, как он плачет над клавишами.

ЛУЧШЕ… - И ХУЖЕ

По настоянию Олимпии в 1855 году Россини вернулся в Париж, и депрессия немного отступила. Он начал принимать гостей, любоваться красотами города и даже снова взялся писать музыку. Композитор более не пытался сочинять ни серьезную музыку, о чем он когда-то страстно мечтал, ни прославившие его остроумные оперы, - Россини ограничился короткими изящными вещами, составившими альбомы вокальных и инструментальных пьес и ансамблей, которым композитор дал общее название «Грехи старости». В одном из таких альбомов, получившем название «Четыре закуски и четыре сласти» и содержавшем восемь частей: «Редис», «Анчоусы», «Корнишоны», «Масло», «Сушеный инжир», «Миндаль», «Изюм» и «Орехи», - музыка Россини объединилась с новообретенным гурманством композитора. Однако в конце 1860-х Россини тяжело заболел. У него развился рак прямой кишки, причем лечение доставляло ему куда больше страданий, чем сама болезнь. Однажды он даже умолял врача выбросить его в окно и тем самым прекратить его мучения. 13 ноября 1868 года, в пятницу, он умер на руках своей жены.

ОТКОСИЛ ПО ЛЮБВИ

Россини периодически вступал в любовную связь с оперными певицами, и один из этих романов неожиданно обернулся для него благом. Меццо-сопрано Мария Марколини была одно время любовницей Люсьена Бонапарта, брата Наполеона. И когда Наполеон объявил принудительный набор во французскую армию, Марколини, использовав старые связи, добыла для композитора освобождение от воинской повинности. Это своевременное вмешательство, возможно, спасло Россини жизнь - очень многие из 90 000 итальянских призывников французской армии погибли во время незадавшегося вторжения императора в Россию в 1812 году.

СТОЙКИЙ МАЛЫЙ

О Россини рассказывают такой анекдот: однажды друзья решили установить статую композитора во ознаменование его таланта. Когда они поделились этой идеей с Россини, тот поинтересовался, во что обойдется памятник. «Примерно в двадцать тысяч лир», - сказали ему. Немного поразмыслив, Россини заявил: «Дайте мне десять тысяч лир, и я сам постою на пьедестале!»

КАК РОССИНИ РАЗОБРАЛСЯ С ВАГНЕРОМ

В 1860 году путеводная звезда новой немецкой оперы Рихард Вагнер нанес визит Россини, потускневшей звезде старой итальянской оперы. Коллеги осыпали друг друга комплиментами, хотя музыка Вагнера казалась Россини неряшливой и претенциозной.

Приятель Россини как-то увидел на его фортепиано партитуру вагнеровского «Тангейзера», перевернутую вверх тормашками. Приятель попытался поставить ноты правильно, но Россини его остановил: «Я уже так играл, и ничего путного из этого не вышло. Тогда я попробовал снизу вверх - получилось намного лучше».

Кроме того, Россини приписывают такие слова: «У господина Вагнера есть чудесные моменты, но за каждым следует четверть часа плохой музыки».

ПРОТИВНАЯ ПРИНЦЕССА ИЗ ПЕЗАРО

В 1818 году, гостя в родном городе Пезаро, Россини повстречал Каролину Брауншвейгскую, жену принца Уэльского, с которой наследник британского престола давно расстался. Пятидесятилетняя принцесса жила, не таясь, с молодым любовником, Бартоломео Пергами, и бесила общество Пезаро высокомерием, невежеством и вульгарностью (ровно тем же, нем она довела до белого каления своего мужа).

Россини отказывался от приглашений в салон принцессы и не отвешивал ее высочеству поклоны, встречаясь с ней в общественных местах, - подобного оскорбления Каролина простить не могла. Год спустя, когда Россини приехал в Пезаро с оперой «Сорока-воровка», Каролина и Пергами посадили в зрительный зал целую банду подкупленных хулиганов, которые во время представления свистели, кричали и размахивали ножами и пистолетами. Перепуганного Россини тайком вывели из театра, и той же ночью он бежал из города. Больше он в Пезаро никогда не выступал.

Из книги Россини автора Фраккароли Арнальдо

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖОАККИНО РОССИНИ 1792, 39 февраля - Рождение Джоаккино Россини в Безаро. 1800 - Переезд с родителями в Болонью, обучение игре на спинете и скрипке. 1801 - Работа в театральном оркестре. 1802 - Переезд с родителями в Луго, занятия у Дж.

Из книги автора

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖОАККИНО РОССИНИ 1. «Деметрио и Полибио», 1806. 2. «Вексель на брак», 1810. 3. «Странный случай», 1811. 4. «Счастливый обман», 1812. 5. «Кир в Вавилоне», 1812. 6. «Шёлковая лестница», 1812. 7. «Пробный камень», 1812. 8. «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы», 1812. 9. «Синьор

(1792-1868) итальянский композитор

Дж. Россини - выдающийся итальянский композитор прошлого столетия, творчество которого ознаменовало собой расцвет национального оперного искусства. Он сумел вдохнуть новую жизнь в традиционные для Италии виды оперы - комическую (буффа) и «серьезную» (сериа). Особенно ярко талант Россини раскрылся в опере-буффа. Реалистичность жизненных зарисовок, меткость в изображении характеров, стремительность действия, мелодическое богатство и сверкающее остроумие обеспечили его произведениям огромную популярность.

Период интенсивного творчества Россини продолжался около 20 лет. За это время им было создано свыше 30 опер, многие в короткое время обошли столичные театры Европы и принесли автору всемирную славу.

Джоакино Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро. Будущий композитор обладал прекрасным голосом и с 8 лет пел в церковных хорах. В 14 лет он предпринял самостоятельную поездку с небольшой театральной труппой в качестве дирижера. Свое образование Россини завершил в Болонском музыкальном лицее, по окончании которого выбрал себе путь оперного композитора.

Переезжая из города в город и выполняя заказы местных театров, он писал по несколько опер в год. Произведения, созданные в 1813 году, - опера-буффа «Итальянка в Алжире» и героическая опера-сериал «Танкред» - принесли ему широкую известность. Мелодии россиниевских арий распевались на улицах итальянских городов. «В Италии живет человек, - писал Стендаль, - о котором говорят больше, чем о Наполеоне; это композитор, которому нет еще двадцати лет».

В 1815 году Россини был приглашен на место постоянного композитора в театр Сан-Карло в Неаполе. Это был один из лучших театров того времени, с прекрасными певцами и музыкантами. Первая опера, написанная им в Неаполе, - «Елизавета, королева Английская» - была принята с восторгом. В жизни Россини наступил этап спокойной, обеспеченной жизни. Именно в Неаполе были написаны все его главнейшие оперы. Высокой зрелости его музыкально-театральный стиль достиг в монументальных героических операх «Моисей» (1818) и «Магомет II» (1820). В 1816 году Россини написал комическую оперу «Севильский цирюльник» по знаменитой комедии Бомарше. Ее премьера также прошла с триумфальным успехом, и вскоре мелодии из этой оперы пела вся Италия.

В 1822 году политическая реакция, наступившая в Италии, вынудила Россини покинуть родину. Он отправился в гастрольную поездку вместе с группой артистов. Они выступали в Лондоне, Берлине, Вене. Там Россини познакомился с Бетховеном, Шубертом и Берлиозом.

С 1824 года он обосновался в Париже. В течение нескольких лет занимал пост руководителя итальянского оперного театра. Учитывая требования французской сцены, переработал ряд прежних опер и создал новые. Высоким достижением Россини явилась героико-романтическая опера «Вильгельм Телль» (1829), воспевшая вождя национально-освободительной борьбы в Швейцарии в XIV веке. Появившись в канун революции 1830 года, эта опера отвечала свободолюбивым настроениям передовой части французского общества. «Вильгельм Телль» - последняя опера Россини.

В расцвете творческих сил, не достигнув и сорока лет, Россини внезапно перестал писать оперную музыку. Он занимался концертной деятельностью, сочинял инструментальные пьесы, много путешествовал. В 1836 году возвратился в Италию, жил сначала в Болонье, а затем во Флоренции. В 1848 году Россини сочинил итальянский национальный гимн.

Но вскоре после этого вновь вернулся во Францию и поселился в своем имении в Пасси, близ Парижа. Его дом стал одним из центров художественной жизни. На музыкальных вечерах, которые он устраивал, бывали многие прославленные певцы, композиторы, писатели. В частности, известны воспоминания об одном из таких концертов, написанные И. С. Тургеневым. Любопытно, что одним из увлечений Россини в эти годы была кулинария. Он очень любил угощать своих гостей собственноручно приготовленными блюдами. «Зачем вам моя музыка, если у вас есть мой паштет?» - шутливо сказал композитор одному из гостей.

Джоакино Россини умер 13 ноября 1868 года. Спустя несколько лет его прах был перевезен во Флоренцию и торжественно захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче рядом с останками других выдающихся деятелей итальянской культуры.

Джоаккино Россини

Родился Россини в Пезаро, в Марке, в 1792-м году, в музыкальной семье. Отец будущего композитора был валторнистом, а мать – певицей.

Вскоре музыкальный талант был обнаружен и у ребенка, после чего тот был отослан для развития своего голоса. Послали его в Болонью, к Анжело Тезеи. Там он начал также учиться игре на .

Кроме того, несколько уроков ему дал знаменитый тенор Матео Баббини. Несколько позже он стал учеником аббата Матеи. Тот обучил его лишь знаниям простого контрапункта. По мнению аббата, знания контрапункта было вполне достаточно, чтобы самому писать оперы.

Так и случилось. Первым дебютом Россини стала одноактная опера La cambiale di matrimonio, «Брачный вексель», которая, как и следующая его опера, поставленная в венецианском театре, обратила на себя внимание широкой публики. Ей они понравились, причем понравились настолько, что Россини был буквально завален работой.

К 1812-му году композитор написал уже пять опер. После того, как они были поставлены в Венеции, итальянцы пришли к выводу, что Россини – это величайший из ныне живущих оперных композиторов в Италии.

Больше же всего понравился публике его «Севильский цирюльник». Есть мнение, что эта опера – наиболее гениальное творение не только Россини, но и лучшее произведение в жанре опер-буфф. Россини же создал ее за двадцать дней по пьесе Бомарше.

На этот сюжет уже была написана опера, а потому новая опера была воспринята как дерзость. Поэтому первый раз ее восприняли довольно холодно. Расстроенный Джоаккино во второй раз отказался дирижировать в своей опере, а ведь именно во второй раз она и получила наиболее пышный отклик. Было даже устроено факельное шествие.

Новые оперы и жизнь во Франции

Во время написания своей оперы «Отелло» Россини совсем обошелся без recitativo secco. И благополучно продолжал писать оперы дальше. Вскоре он заключил контракт с Доменико Барбайа, которому обязался каждый год поставлять по две новые оперы. У того на руках в тот момент были не только неаполитанские оперы, но и Ла Скала в Милане.

Примерно в это же время Россини женился на певице Изабелле Кольбран. В 1823-м году он отправляется в Лондон. Туда его пригласил директор Театра Его Величества. Там он примерно за пять месяцев вместе с уроками и концертами зарабатывает примерно 10 000 фунтов стерлингов.

Gioachino Antonio Rossini

Вскоре он поселился в Париже, причем надолго. Там он стал директором Итальянского театра в Париже.

При этом Россини совсем не обладал организаторскими способностями. В результате театр попал в совсем уж бедственное положение.

В целом после французской революции Россини потерял не только эту, но и остальные свои должности и вышел на пенсию.

За время жизни в Париже он стал истым французом и в 1829-м году написал «Вильгельма Телля», свое последнее сценическое произведение.

Завершение творческой карьеры и последние годы жизни

Вскоре, в 1836-м году, ему пришлось вернуться в Италию. Сперва он жил в Милане, затем переехал и жил на своей вилле близ Болоньи.

В 1847-м году умерла его первая жена, а затем, спустя два года, он женился на Олимпии Пелиссье.

На какое-то время он вновь оживился из-за огромного успеха его последнего произведения, но в 1848-м году произошедшие волнения очень плохо повлияли на его самочувствие, и он полностью отошел от дел.

Ему пришлось бежать во Флоренцию, а затем он поправился и вернулся в Париж. Свой дом он сделал одним из самых модных на то время салонов.

Скончался Россини в 1868-м году, от пневмонии.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Россини Джоаккино

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (1792-1868), итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы 19 века. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершина которой - его «Севильский цирюльник» (1816). Оперы: «Танкред», «Итальянка в Алжире» (обе 1813), «Отелло» (1816), «Золушка», «Сорока-воровка» (обе 1817), «Семирамида» (1823), «Вильгельм Телль» (1829, яркий образец героико-романтической оперы).

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (полное имя Джоаккино Антонио) (29 февраля 1792, Пезаро - 13 ноября 1868, Пасси, близ Парижа), итальянский композитор.

Бурное начало
Сын валторниста и певицы, с детства обучался игре на разных инструментах и пению; пел в церковных хорах и театрах Болоньи, где семья Россини обосновалась в 1804. К 13 годам уже был автором шести обаятельных сонат для струнных. В 1806, когда ему было 14 лет, поступил в Болонский музыкальный лицей, где его педагогом по контрапункту был видный композитор и теоретик С. Маттеи (1750-1825). Свою первую оперу, одноактный фарс «Брачный вексель» (для венецианского театра Сан-Моизе), сочинил в возрасте 18 лет. Затем последовали заказы из Болоньи, Феррары, снова из Венеции и из Милана. Написанная для театра Ла Скала опера «Пробный камень» (1812) принесла Россини первый крупный успех. За 16 месяцев (в 1811-12) Россини написал семь опер, в том числе шесть в жанре оперы-буффа.

Первый международный успех
В последующие годы активность Россини не снижалась. В 1813 появились его первые две оперы, завоевавшие международный успех. Обе они создавались для театров Венеции. Опера-сериа «Танкред» богата запоминающимися мелодиями и гармоническими оборотами, моментами блестящего оркестрового письма; в опере-буффа «Итальянка в Алжире» объединены комический гротеск, чувствительность и патриотический пафос. Менее успешными оказались две оперы, предназначенные для Милана (в том числе «Турок в Италии», 1814). К тому времени утвердились основные черты стиля Россини, в том числе поразившее его современников знаменитое «россиниевское крещендо»: прием постепенного усиления интенсивности путем многократных повторов короткой музыкальной фразы с добавлением все новых и новых инструментов, расширением диапазона, дроблением длительностей, варьированием артикуляции.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Севильский цирюльник» и «Золушка»
В 1815 Россини по приглашению влиятельного импресарио Доменико Барбайи (1778-1841) отправился в Неаполь, чтобы занять должность постоянного композитора и музыкального руководителя театра Сан-Карло. Для Неаполя Россини писал главным образом серьезные оперы; одновременно он выполнял заказы, поступавшие из других городов, в том числе из Рима. Именно для римских театров были предназначены две лучшие оперы-буффа Россини «Севильский цирюльник» и «Золушка». Первая, с ее изящными мелодиями, возбуждающими ритмами и мастерски выполненными ансамблями, считается вершиной буффонного жанра в итальянской опере. На премьере в 1816 «Севильский цирюльник» провалился, однако некоторое время спустя он снискал любовь публики всех стран Европы. В 1817 появилась прелестная и трогательная сказка «Золушка»; партия ее героини начинается с простой песенки в народном духе и завершается роскошной колоратурной арией, подобающей принцессе (музыка арии заимствована из «Севильского цирюльника»).

Зрелый мастер
Среди серьезных опер Россини, созданных в тот же период для Неаполя, выделяется «Отелло» (1816); последний, третий акт этой оперы, с его прочной, цельной структурой, свидетельствует об уверенном и зрелом мастерстве Россини-драматурга. В своих неаполитанских операх Россини отдал необходимую дань стереотипной вокальной «акробатике» и вместе с тем существенно расширил спектр музыкальных средств. Многие ансамблевые сцены этих опер весьма обширны, хор играет непривычно активную роль, облигатные речитативы насыщены драматизмом, оркестр часто выдвигается на первый план. По-видимому, стремясь с самого начала вовлечь свою аудиторию в перипетии драмы, Россини в ряде опер отказался от традиционной увертюры. В Неаполе у Россини завязался роман с популярнейшей примадонной, подругой Барбайи И. Кольбран. В 1822 они поженились, однако их семейное счастье длилось недолго (окончательный разрыв произошел в 1837).

В Париже
Карьера Россини в Неаполе завершилась операми-сериа «Магомет II» (1820) и «Зельмира» (1822); его последней оперой, созданной в Италии, стала «Семирамида» (1823, Венеция). Несколько месяцев 1822 года композитор с женой провели в Вене, где Барбайя организовал оперный сезон; затем они вернулись в Болонью, а в 1823-24 совершили путешествие в Лондон и Париж. В Париже Россини занял пост музыкального руководителя Итальянского театра. Среди произведений Россини, созданных для этого театра и для Гранд-опера, есть редакции ранних опер («Осада Коринфа», 1826; «Моисей и Фараон», 1827), частично новые композиции («Граф Ори», 1828) и оперы, новые от начала до конца («Вильгельм Телль», 1829). Последняя - прототип французской героической большой оперы - нередко считается вершиной творчества Россини. Она необычайно велика по объему, содержит множество вдохновенных страниц, изобилует сложными ансамблями, балетными сценами и шествиями в традиционном французском духе. По богатству и утонченности оркестровки, смелости гармонического языка и насыщенности драматическими контрастами «Вильгельм Телль» превосходит все прежние произведения Россини.

Снова в Италии. Возвращение в Париж
После «Вильгельма Телля» 37-летний композитор, достигший вершины славы, решил отказаться от сочинения опер. В 1837 он уехал из Парижа в Италию и два года спустя был назначен советником Болонского музыкального лицея. Тогда же (в 1839) он заболел длительной и тяжелой болезнью. В 1846, через год после смерти Изабеллы, Россини женился на Олимпии Пелисье, с которой он к тому времени жил уже 15 лет (именно Олимпия заботилась о Россини во время его болезни). Все это время он практически не сочинял (его церковная композиция Stabat mater, впервые исполненная в 1842 под управлением Г. Доницетти, относится еще к парижскому периоду). В 1848 чета Россини переехала во Флоренцию. Возвращение в Париж (1855) благотворно сказалось на здоровье и творческом тонусе композитора. Последние годы его жизни были отмечены созданием множества изящных и остроумных фортепианных и вокальных пьес, которые Россини называл «Грехами старости», и «Маленькой торжественной мессы» (1863). Все это время Россини был окружен всеобщим почтением. Он был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез; в 1887 его прах был перенесен во флорентийскую церковь св. Креста (Санта-Кроче).



Россини Д. А.

(Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро - 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) - итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать - певицей. Обучался игре на спинете первоначально у Дж. Принетти, позже (в Луге) у Дж. Малерби. Обладая превосходным голосом и выдающимися муз. способностями, Р. с детства пел в церк. хорах. Ок. 1804 семья Р. обосновалась в Болонье. Р. занимался у А. Тезеи (пение, игра на чембало, муз. теория), позднее у М. Бабини (пение); овладел также иск-вом игры на альте и скрипке. С успехом пел в т-рах и церквах Болоньи, был дирижёром хора и концертмейстером (аккомпанировал на чембало) в оперных т-рах, исп. партию альта в организованном им любительском струн. квартете. С 1806 (в 14 лет) чл. Болонской филармонич. академии. В 1806-10 занимался в Болонском муз. лицее у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт), а также в классе фп. Одноврем. написал ряд соч.: 2 симфонии, 5 струн. квартетов, кантату "Жалоба Гармонии на смерть Орфея" (исп. в 1808 под упр. автора) и др. В 1806 сочинил первую оперу "Деметрио и Полибио" (пост. 1812, Рим) в традиц. жанре оперы-сериа. В 1810 был исполнен его фарс "Вексель на брак". Уже здесь проявились яркое и самобытное муз.-театр. дарование Р., его мелодич. щедрость. Овладевая мастерством, Р. писал по неск. опер в год (в 1812 - 5 опер, неравноценных, но свидетельствующих о формировании творч. индивидуальности автора). В комич. операх композитор находил оригинальные решения. Так, в фарсе "Счастливый обман" он создал тип оперной увертюры, ставший характерным для большинства его опер, написанных для Италии: контрастное сопоставление певучего, медленного вступления и темпераментного, жизнерадостного, стремительного allegro, построенного обычно на весёлой, задорной и лирической, лукавой темах. Тематич. связь между оперой и увертюрой отсутствует, однако колорит последней отвечает общему эмоционально-психологич. тонусу оперы (образец такой увертюры - в фарсе "Шёлковая лестница", 1812). Следующую его оперу-буффа "Пробный камень" (1812, по заказу т-ра "Ла Скала") отличали не только остроумие и жизнерадостность музыки, но и выразительность, сатирич. меткость обрисовки персонажей. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813) получили отражение патриотич. идеи, воодушевлявшие итал. народ в обстановке крепнущего нац.-освободит. движения карбонариев. В этих операх проявились реформаторские тенденции, хотя композитор ещё не ломает рамки традиц. жанров. В "Танкреде" (по одноим. историч. трагедии Вольтера) Р. ввёл хоры героич. маршевого характера, проникнутые интонациями боевых массовых песен, развил драм. речитативные сцены, создал героич. арии нар.-песенного склада (однако по традиции роль мужественного Танкреда предназначалась для певицы-травести). Изобилующую острокомедийными сценами оперу-буффа "Итальянка в Алжире" Р. обогатил патетич. и героич. эпизодами (ария героини, сопровождаемая хором, воинственно-маршевый хор итальянцев, в к-ром звучат интонации "Марсельезы", и др.).

Одноврем. Р. продолжал писать традиц. оперы-буффа (напр., "Турок в Италии", 1814) и оперы-сериа ("Аврелиан в Пальмире", 1813; "Сигизмондо", 1814; "Елизавета, королева Англии", 1815, и др.), но и в них он вводил новшества. Так, впервые в истории итал. оперного иск-ва Р. выписал в партитуре "Елизаветы" все виртуозные вок. украшения и пассажи, к-рые ранее импровизировались певцами; он ввёл в сопровождение речитативов струн. инструменты оркестра, упразднив тем самым речитатив secco (т. е. на фоне выдержанных аккордов чембало).
В 1815 Р., увлечённый нац.-освободит. идеями, написал по просьбе патриотов Болоньи "Гимн независимости" (впервые исп. под его управлением). После участия Р. в патриотич. демонстрации австр. полиция установила за ним негласный надзор, длившийся мн. годы.
В 1816 за 19-20 дней Р. создал своё лучшее соч., шедевр итал. оперы-буффа - "Севильский цирюльник" (по комедии Бомарше; во избежание параллелизма с оперой Дж. Паизиелло на тот же сюжет опера Р. шла под назв. "Альмавива, или Тщетная предосторожность"). Из-за нехватки времени Р. использовал увертюру к своей опере "Аврелиан в Пальмире". В "Севильском цирюльнике" он опирался на муз.-драматургич. открытия В. А. Моцарта и лучшие итал. буффонные традиции. В этом соч. соединилось всё новаторское и яркое, найденное Р. в его прежних комич. операх. Персонажи получили сочные, многогранные характеристики, музыка чутко следует за неожиданными поворотами действия. Поразительны богатство и гибкость вок. мелодики, то лирически кантиленной, то обобщающей интонации темпераментной итал. речи. Многочисленны и разнообразны ансамбли - средоточие муз.-драм. действия. Ещё в предыдущих соч. Р. обновил и обогатил иск-во оркестровки. Партитура "Севильского цирюльника" - свидетельство высоких достижений Р. в области оркестра: искрящегося и певучего, темброво насыщенного и контрастного, громогласного и прозрачного. Р. довёл до совершенства встречавшийся у него и ранее приём огромного эмоц.-динамич. нарастания, достигаемого постепенным усилением силы звучности, подключением новых певч. голосов и инструментов (в частности ударных), общим ускорением темпа, ритмич. нагнетанием. Подобное crescendo Р. вводил в конце нек-рых арий, ансамблей и обязательно в заключения оперных финалов. "Севильский цирюльник" - подлинно реалистич. муз. комедия с элементами сатиры. Герои её наделены типическими, выхваченными из жизни характерами. Ситуации, при всей нагромождённости комедийных положений и яркой театральности, естественны и правдивы. На премьере из-за козней интриганов и завистников опера провалилась, но уже следующий спектакль оказался триумфальным.

Дж. Россини. "Севильский цирюльник". Каватина Фигаро. Страница партитуры. Автограф.
Новые решения Р. искал и в опере-сериа. Обращение к драматургии У. Шекспира в опере "Отелло" (1816) означало разрыв с легендарно-историч. темами, типичными для оперы-сериа. В ряде сцен этой оперы Р. достигает драматически выразительной обрисовки ситуаций. Новым для итал. оперы было то, что в сопровождении речитативов участвует весь оркестр (речитатив obligato). Однако в "Отелло" ещё не полностью преодолены условности, имеются просчёты в либретто, отсутствует муз. обрисовка характеров.
Исчерпав в "Севильском цирюльнике" возможности оперы-буффа, Р. стремился к драматургич. и образному обновлению жанра. Он создал бытовую муз. комедию, выдержанную в лирич. тонах, - "Золушка" (по сказке Ш. Перро, 1817), полусерьёзную оперу "Сорока-воровка" (1817), в к-рой жанровые сцены, полные лирики и мягкого юмора, сопоставляются с патетич. и трагич. эпизодами. Принципиально новым является тематич. связь увертюры с оперой. Усилена роль оркестра, богаче, разнообразнее стали ритм и гармония.
Важнейшей вехой на пути перестройки итал. оперы-сериа в нар.-героическую явилась опера "Моисей в Египте" (1818), написанная в жанре "трагико-священного действия". Библейская легенда, послужившая основой либретто, трактована композитором как намёк на совр. положение итал. народа, страдавшего под гнётом чужеземных захватчиков. Опера выдержана в характере величавой ораториальности (преобладают широко развёрнутые ансамблево-хор. сцены). Музыка проникнута героич. и гимнич. интонациями и ритмами, суровой маршевостью. Вместе с тем ей присуща и чисто россиниевская нежность, лиризм. С большим успехом она шла в Италии и за её пределами. К числу удач композитора принадлежит опера "Дева озера" (по поэме Вальтера Скотта, 1819), отмеченная патетикой, сдержанной благородной героикой; Р. впервые запечатлел в своей музыке ощущение природы, рыцарский колорит средневековья. Массовые хор. сцены стали ещё крупнее и значительнее (в финале 1-го д. чередуются и объединяются секстет солистов и 3 разнохарактерных хора).
Постоянная необходимость писать по неск. оперных партитур в год зачастую неблагоприятно сказывалась на результатах работы. Неудачной оказалась традиционно решённая опера-сериа на историч. сюжет "Бьянка и Фальеро" (1819). В то же время значит. достижением явилась предназначенная для т-ра "Сан-Карло" в Неаполе опера "Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), в к-рой сказалось тяготение композитора к героико-патриотич. тематике, развёрнутым сценам, сквозному муз. развитию, драм. характерности. Новые творческие принципы композитор утверждал и в опере-сериа "Зельмира" (1822).
В 1820, в период революц. восстания в Неаполе, руководимого офицерами- карбонариями, Р. вступил в ряды нац. гвардии. В 1822 Р. вместе с итал. труппой, с большим успехом исполнявшей его оперы, находился в Вене. Глубокое впечатление произвела на него опера "Вольный стрелок" Вебера, исполненная под упр. автора. В Вене Р. посетил Л. Бетховена, творениями к-рого восторгался. В кон. 1822 он завершил в Венеции партитуру "трагич. мелодрамы" "Семирамида" (по трагедии Вольтера, пост. 1823). Это последняя из написанных им для Италии опер. Её отличают целостность муз. развития, активная разработка ярких рельефных тем, имеющих значение сквозных образов, красочная гармония, симф. и тембровое обогащение оркестра, органич. вплетение многочисл. хоров в драм. действие, пластичные, выразительные декламац. речитативы и мелодии вок. партий. С помощью этих средств композитор воплотил остродрам. и конфликтные ситуации, психологически напряжённые эпизоды муз. трагедии. Однако здесь сохранились нек-рые традиции старой оперы-сериа: сольные вок. партии чрезмерно виртуозны, партия молодого полководца Арзаче поручена контральто. Не была ещё также разрешена проблема муз. характера в опере-сериа.
Для творчества Р. типично взаимопроникновение жанров (он не рассматривал оперу-сериа и оперу-буффа как нечто изолированное, взаимоисключающее). В комич. операх встречаются драм. и даже трагич. ситуации, в опере-сериа - жанрово-бытовые эпизоды; усиливается лирико-психологич. начало, обостряется драматизм, возникают черты героич. ораториальности. Р. стремился к оперной реформе, аналогичной той, к-рую осуществил в Вене Моцарт. Однако известная консервативность художеств. вкусов итал. публики тормозила его творч. эволюцию.
В 1823 Р. с группой итал. певцов был приглашён в Лондон для исп. своих опер. Он дирижировал спектаклями, выступал как певец и композитор в концертах. С 1824 был руководителем "Театр Итальен", с 1826 корол. композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Город революц. традиций, интеллектуальный и художеств. центр Европы, средоточие передовых деятелей иск-ва и культуры - Париж 20-х гг. стал благоприятнейшей почвой для полной реализации новаторских устремлений Р. Парижский дебют Р. (1825) оказался малоудачным (опера-кантата "Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии", написанная по заказу к коронации Карла X в Реймсе). Изучив франц. оперное иск-во, особенности его муз. драматургии и стиля, франц. язык и его просодию, Р. переработал для парижской сцены одну из своих героико-трагич. опер итал. периода "Магомет II" (написана на новое либр., приобретшее злободневную патриотич. направленность, Р. углубил выразительность вок. партий). Премьера оперы под назв. "Осада Коринфа" (1826, "Корол. академия музыки и танца") вызвала одобрение аудитории и парижской прессы. В 1827 Р. создал франц. ред. оперы "Моисей в Египте", встреченную также с восторгом. В 1828 появилась опера "Граф Ори" (либр. Э. Скриба и III. Делестр-Пуарсона; использованы лучшие страницы музыки "Путешествия в Реймс"), в к-рой Р. показал себя мастером в новом для него жанре франц. комич. оперы.
Р. многое воспринял от оперной культуры Франции, но в то же время оказал воздействие на неё. Во Франции у Р. были не только приверженцы и поклонники, но и противники ("антироссинисты"), однако и они признавали высокое мастерство итал. композитора. Музыка Р. оказала влияние на творчество А. Буальдьё, Ф. Герольда, Д. Ф. Обера, а также в определ. мере на Дж. Мейербера.
В 1829, в обстановке обществ. подъёма кануна Июльской революции 1830, была сочинена опера "Вильгельм Телль" (либр. по старинной швейц. легенде, послужившей также основой трагедии Ф. Шиллера), ставшая выдающимся итогом всех предшествующих исканий композитора в нар.-героич. жанре. По-новому трактована увертюра - свободная программная симф. поэма, в к-рой чередуются лирико-эпич., пасторально-живописные, жанрово-действенные эпизоды. Опера насыщена хорами, рисующими народ, к-рый живёт, радуется, мечтает, скорбит, сопротивляется, борется и побеждает. По словам А. Н. Серова, Р. показал "кипучесть народных масс" (монументальная хор. сцена финала 2-го д.; участвуют солисты и 3 хора). В "Вильгельме Телле" была решена проблема создания индивидуально очерченных муз. характеристик действующих лиц в героич. опере. Каждый персонаж наделён определ. строем ритмоинтонаций; наиболее рельефно очерчен Телль. Р. добился сохранения индивидуального облика каждого из участников в многочисл. ансамблях, перерастающих в большие сцены, полные непрерывного муз. развития и драм. контрастов. Отличит. черты "Вильгельма Телля" - монолитность актов, развитие муз.-сценич. действия крупным штрихом. Велика роль драм.-выразительных речитативов, скрепляющих отд. сцены в нерасчленимое целое. Замечат. особенность темброво-красочной партитуры - тонкая передача местного колорита. Опере свойственны новый тип муз. драматургии, новое толкование героики. Р. создал реалистич. нар.-героич. и патриотич. оперу, в к-рой великие деяния совершаются простыми людьми, наделёнными живыми характерами, а их муз. язык основывается на широко распространённых песенных и речевых интонациях. Вскоре за "Вильгельмом Теллем" укрепилась слава революц. оперы. В монархич. странах она запрещалась цензурой. Для пост. приходилось менять название, текст (в России опера долгое время шла под назв. "Карл Смелый").
Сдержанный приём, оказанный "Вильгельму Теллю" бурж.-аристократич. публикой Парижа, а также новые веяния в оперном иск-ве (утверждение романтич. направления, чуждого мироощущению Р., приверженца эстетики венских классиков), переутомление, вызванное напряжённейшим творчеством, - всё это побудило композитора отказаться от дальнейшего сочинения опер. В последующие годы он создал множество вок. и фп. миниатюр: сб-ки "Музыкальные вечера" (1835), "Грехи старости" (не изд.); ряд гимнов и 2 крупных вок.-симф. произв. - Stabat mater (1842) и "Маленькая торжественная месса" (1863). Несмотря на ортодоксально-католич. тексты, экспрессивная и эмоциональная, воплощающая широкий мир общечеловеческих переживаний музыка этих соч. воспринимается как подлинно светская.
В 1836-65 Р. жил в Италии (Болонья, Флоренция), занимался педагогич. работой, руководил Болонским муз. лицеем. Последние 13 лет жизни провёл в Париже, где его дом стал одним из популярных муз. салонов.
Творчество Р. оказало определяющее воздействие на последующее развитие итал. оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и большое влияние на эволюцию европейского оперного иск-ва 19 в. "Положительно всё великое движение музыкальной драмы нашего времени, со всеми её открывающимися перед нами широкими горизонтами, тесно связано с победами автора "Вильгельма Телля"" (А.Н.Серов). Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость, искристость, лирико-драм. экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.
Основные даты жизни и деятельности
1792. - 29 II. В Пезаро в семье музыканта гор. оркестра (валторниста и трубача), инспектора скотобоен Джузеппе Р. (уроженца г. Луго) и его жены Анны - певицы, дочери пезарского пекаря (урожд. Гидарини) род. сын Джоаккино.
1800. - Переезд с родителями в Болонью.- Первые уроки игры на спинете у Дж. Принетти. Обучение игре на скрипке.
1801. - Работа в театр. оркестре, где отец был валторнистом (исполняет партию скрипки).
1802. - Переезд с родителями в г. Луго.- Продолжение муз. занятий у каноника Дж. Малерби, приобщившего Р. к произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
1804-05. - Возвращение в Болонью. Уроки у падре А. Тезеи (пение, игра на чембало, первонач. муз.-теоретич. сведения).- Первые муз. соч. Р.- Выступления в качестве певчего в церквах.- Приглашение в т-ры Болоньи и близлежащих городов для дирижирования хором, сопровождения речитативов на чембало, исп. сольных вок. партий.- Занятия у тенора M Бабини - Создание R. любительского струн. квартета (исполняет партию альта).
1806. - IV. Принятие R. в. чл. Болонской филармонич. Академии. - Лето. Поступление в Болонский муз. лицей (класс виолончели В. Каведаньи и класс фп.).
1807. - Занятия в классе контрапункта у падре С. Маттеи.- Самостоят. изучение партитур Д. Чимарозы, Гайдна, Моцарта.
1808. - 11 VIII. Исп. под упр. R. его кантаты "Жалоба Гармонии на смерть Орфея" в концерте Болонского муз. лицея.- Исп. в концерте одной из академий Болоньи симфонии D-dur P.
1810. - Середина года. Прекращение занятий в Болонском муз. лицее.- 3 XI. Премьера оперы-фарса "Вексель на брак" (увертюра впоследствии использована R. в опере "Аделаида Бургундская").- Выступление в качестве дирижера в концерте Академии Конкорди в Болонье (исполнялась оратория "Сотворение мира" Гайдна).
1812. - 8 I. Пост. оперы-фарса "Счастливый обман" (увертюра использована в опере "Кир в Вавилоне").- 26 IX. Пост. оперы-буффа "Пробный камень" (увертюра использована в "Танкреде") и др. опер.
1813. - Пост. ряда опер, в т. ч. оперы-сериа "Аврелиан в Пальмире".
1815. - Апрель. Исп. под упр. R. его "Гимна независимости" в т-ре "Кантавали" (Болонья).- Осень. Приглашение R. импрессарио Д. Барбаей на должность постоянного композитора т-ра "Сан-Карло" в Неаполе.- Знакомство с певицей Изабеллой Кольбран.- Преподнесение R. вдове фельдмаршала M. И. Кутузова - E. И. Кутузовой кантаты "Аврора", в к-рой использована мелодия рус. плясовой песни "Ах, зачем бы огород городить" (впоследствии введена в финал 2-го д. "Севильского цирюльника").
1816. - Первые пост. опер R. за пределами Италии.
1818. - Чествование R. в Пезаро в связи с открытием нового оперного т-ра и пост. "Сороки-воровки".
1820. - Революц. восстание в Неаполе, руководимое офицерами-карбонариями. Принятие Конституции, временный приход к власти бурж.-либерального правительства - Вступление R. в ряды нац. гвардии.
1821. - Пост. в Риме оперы "Матильда ди Шабран", первыми тремя представлениями к-рой дирижировал H. Паганини.- Март. Разгром австр. армией революц. восстания в Неаполе, восстановление абсолютизма.- Апрель. Исп. в Неаполе под упр. R. оратории Гайдна "Сотворение мира".
1822. - Пост. в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь) оперы-сериа "Зельмира" (последняя опера, написанная для этого т-ра).- Женитьба на И. Кольбран.- 23 III. Приезд R. с женой в Вену.- 27 III. Присутствие на венской премьере оперы "Вольный стрелок" Вебера.- Посещение концерта, где исп. 3-я ("Героическая") симфония Бетховена.- Встреча и беседа R. с Л. Бетховеном.- Конец июля. Возвращение в Болонью. Создание сб. вок. упражнений.- Декабрь. Поездка по приглашению К. Меттерниха в Верону с целью сочинения и исп. 4 кантат во время празднеств, сопровождавших конгресс членов Священного союза.
1823. - 3 II. Пост. "Семирамиды" - последней оперы R., созданной в Италии.- Осень. Поездка с женой в Париж, затем по приглашению импрессарио т-ра "Ковент-Гарден" - в Лондон.
1824. - 26 VII. Отъезд из Лондона.- Август. Занятие поста муз. директора "Театр Итальен" в Париже.
1825. - 19 VI. Пост. оперы-кантаты "Путешествие в Реймс", сочиненной по заказу к коронации Карла X в Реймсе.
1826. - Назначение R. на пост корол. композитора и генерального инспектора пения - 11 VI. Пост. в Лисабоне фарса "Адина, или Калиф Багдадский".
1827. - Получение почетной должности в корол. свите, утверждение членом Совета по управлению корол. муз. школами и членом комитета т-ра "Корол. академия музыки и танца".
1829. - 3 VIII. Пост. "Вильгельма Телля".- Награждение R. орденом Почетного легиона.- Отъезд с женой в Болонью.
1830. - Сентябрь. Возвращение в Париж.
1831. - Посещение Испании. Получение заказа от архидьякона Севильи дона M. P. Варела на написание Stabat mater - Возвращение в Париж. - Тяжелое нервное заболевание.
1832. - Знакомство с Олимпией Пелисье (впоследствии вторая жена R.).
1836. - Получение от франц. правительства пожизненной пенсии.- Возвращение в Болонью.
1837. - Разрыв с И. Кольбран-Россини.
1839. - Ухудшение здоровья.- Получение звания почетного президента комиссии по реформе Болонского муз. лицея (становится его постоянным консультантом).
1842. - Исп. Stabat mater в Париже (7 I) и в Болонье (13 III, под упр. Г. Доницетти).
1845. - 7 X. Смерть И. Кольбран.- Назначение R. на пост. директора Болонского муз. лицея.
1846. - 21 VIII. Женитьба на О. Пелисье.
1848. - Переезд с женой во Флоренцию.
1855. - Отъезд с женой из Италии. Жизнь в Париже.
1864. - 14 III. Исп. "Маленькой торжественной мессы" во дворце графа Пийе-Виль.
1867. - Осень. Ухудшение состояния здоровья.
1868. - 13 XI. Смерть R. в Пасси, близ Парижа.- 15 XI. Погребение на кладбище Пер-Лашез.
1887. - 2 V. Перенесение праха R. во Флоренцию, в церковь Санта-Кроче.
Сочинения : оперы - Деметрио и Полибио (1806, пост. 1812, т-р "Балле", Рим), Вексель на брак (La cambiale di matrimonio, 1810, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Странный случай (L"equivoco stravagante, 1811, "Театро дель Корсо", Болонья), Счастливый обман (L"inganno felice, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Кир в Вавилоне (Ciro in Babilonia,1812, т-р "Муниципале", Феррара), Шёлковая лестница (La scala di seta, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Пробный камень (La pietra del parugone, 1812, т-р "Ла Скала", Милан), Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (L"occasione fa il ladro, ossia Il cambio dйlia valigia, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Синьор Брускино, или Случайный сын (Il signor Bruschino, ossia Ilfiglio per azzardo, 1813, там же), Танкред (1813, т-р "Фениче", Венеция), Итальянка в Алжире (L"italiana in Algeri, 1813, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira, 1813, т-р "Ла Скала", Милан), Турок в Италии (Il turco in Italia, 1814, там же), Сигизмондо (1814, т-р "Фениче", Венеция), Елизавета, королева Англии (Elisabetta, regina d"Inghilterra, 1815, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Торвальдо и Дорлиска (1815, т-р "Балле", Рим), Альмавива, или Тщетная предосторожность (Almaviva, ossia L"inutile precauzione; известна под назв. Севильский цирюльник - Il barbiere di Siviglia, 1816, т-р "Арджентина", Рим), Газета, или Брак по конкурсу (La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso, 1816, т-р "Фьорентини", Неаполь), Отелло, или Венецианский мавр (Otello, ossia Il тоrо di Venezia, 1816, т-р "Дель Фондо", Неаполь), Золушка, или Торжество добродетели (Cenerentola, ossia La bontа in trionfo, 1817, т-р "Балле", Рим), Сорока-воровка (La gazza ladra, 1817, т-р "Ла Скала", Милан), Армида (1817, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Аделаида Бургундская (Adelaide di Borgogna, 1817, т-р "Арджентина", Рим), Моисей в Египте (Mose in Egitto, 1818, т-р "Сан-Карло", Неаполь; франц. ред. - под назв. Моисей и фараон, или Переход через Красное море - Moпse et pharaon, ou Le passage de la mer Rouge, 1827, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Адина, или Калиф Багдадский (Adina о Il califfo di Bagdado, 1818, пост. 1826, т-р "Сан-Карло", Лисабон), Риччардо и Зораида (1818, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Эрмиона (1819, там же), Эдуарде и Кристина (1819, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), Дева озера (La donna del lago, 1819, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Бьянка и Фальеро, или Совет трёх (Bianca е Faliero, ossia II consiglio dei tre, 1819, т-р "Ла Скала", Милан), "Магомет II" (1820, т-р "Сан-Карло", Неаполь; франц. ред. - под назв. Осада Коринфа - Le siиge de Corinthe, 1826, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце (Matilde di Shabran, ossia Bellezza e cuor di ferro, 1821, т-р "Аполло", Рим), Зельмира (1822, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Семирамида (1823, т-р "Фениче", Венеция), Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии (Il viaggio a Reims, ossia L"albergo del giglio d"oro, 1825, "Театр Итальен", Париж), Граф Ори (Le comte Ory, 1828, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Вильгельм Телль (1829, там же); пастиччо (из отрывков опер Р.) - Айвенго (Ivanhoe, 1826, т-р "Одеон", Париж), Завещание (Le testament, 1827, там же), Чиндерелла (1830, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), Роберт Брюс (1846, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Едем в Париж (Andremo a Parigi, 1848, "Театр Итальен", Париж), Забавное происшествие (Un curioso accidente, 1859, там же); для солистов, хора и орк. - Гимн независимости (Inno dell`Indipendenza, 1815, т-р "Контавалли", Болонья), кантаты - Аврора (1815, изд. 1955, Москва), Свадьба Фетиды и Пелея (Le nozze di Teti e di Peleo, 1816, т-р "Дель Фондо", Неаполь), Искренняя дань уважения (Il vero omaggio, 1822, Верона), Счастливое предзнаменование (L"augurio felice, 1822, там же), Бард (Il bardo,1822), Священный союз (La Santa alleanza, 1822), Жалоба муз на смерть лорда Байрона (Il pianto dйlie Muse in morte di Lord Byron, 1824, зал Альмак, Лондон), Хор Муниципальной гвардии Болоньи (Coro dedicato alla guardia civica di Bologna, инструментован Д. Ливерани, 1848, Болонья), Гимн Наполеону III и его доблестному народу (Hymne б Napoleon et а son vaillant peuple, 1867, Дворец Индустрии, Париж), Национальный гимн (The national hymn, англ. нац. гимн, 1867, Бирмингем); для орк. - симфонии (D-dur, 1808; Es-dur, 1809, использована как увертюра к фарсу Вексель на брак), Серенада (1829), Военный марш (Marcia militare, 1853); для инструментов с орк. - Вариации для облигатных инструментов F-dur (Variazioni a piu strumenti obligati, для кларнета, 2 скрипок, виолы, виолончели, 1809), Вариации C-dur (для кларнета, 1810); для дух. орк. - фанфара для 4 труб (1827), 3 марша (1837, Фонтенбло), Корона Италии (La corona d"Italia, фанфара для воен. орк., приношение Виктору Эммануилу II, 1868); камерно-инстр. ансамбли - дуэты для валторн (1805), 12 вальсов для 2 флейт (1827), 6 сонат для 2 скр., влч. и к-баса (1804), 5 струн. квартетов (1806-08), 6 квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота (1808-09), Тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота (1812); для фп. - Вальс (1823), Веронский конгресс (Il congresso di Verona, в 4 руки, 1823), Дворец Нептуна (La reggia di Nettuno, в 4 руки, 1823), Душа чистилища (L"вme du Purgatoire, 1832); для солистов и хора - кантата Жалоба Гармонии на смерть Орфея (Il pianto d"Armonia sulla morte di Orfeo, для тенора, 1808), Смерть Дидоны (La morte di Didone, сценич. монолог, 1811, исп. 1818, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), кантата (для 3 солистов, 1819, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Партенопа и Игея (для 3 солистов, 1819, там же), Благодарность (La riconoscenza, для 4 солистов, 1821, там же); для голоса с орк. - кантата Пастушеское приношение (Omaggio pastorale, для 3 голосов, к торжеств. открытию бюста Антонио Кановы, 1823, Тревизо), Песнь Титанов (Le chant des Titans, для 4 басов в унисон, 1859, исп. 1861, Париж); для голоса с фп. - кантаты Элье и Ирена (для 2 голосов, 1814) и Жанна д"Арк (1832), Музыкальные вечера (Soirйes musicales, 8 ариетт и 4 дуэта, 1835); 3 вок. квартета (1826-27); Упражнения для сопрано (Gorgheggi e solfeggi per soprano. Vocalizzi e solfeggi per rendere la voce agile ed apprendere a cantare secondo il gusto moderno, 1827); 14 альбомов вок. и инстр. пьес и ансамблей, объединённых под назв. Грехи старости (Pйchйs de vieillesse: Альбом итальянских песен - Album per canto italiano, Французский альбом - Album franзais, Сдержанные пьесы - Morceaux rйservйs, Четыре закуски и четыре десерта - Quatre hors d"oeuvres et quatre mendiants, для фп., Альбом для фп., скр., влч., гармониума и валторны; мн. др., 1855-68, Париж, не изд.); духовная музыка - Graduate (для 3 муж. голосов, 1808), месса (для муж. голосов, 1808, исп. в Равенне), Laudamus (ок. 1808), Qui tollis (ок. 1808), Торжественная месса (Messa solenne, совм. с П. Раймонди, 1819, исп. 1820, церковь Сан-Фернандо, Неаполь), Cantemus Domino (для 8 голосов с фп. или органом, 1832, исп. 1873), Ave Maria (для 4 голосов, 1832, исп. 1873), Quoniam (для баса и орк., 1832), Stabat mater (для 4 голосов, хора и орк., 1831-32, 2-я ред. 1841-42, исп. 1842, зал Вантадур, Париж), 3 хора - Вера, Надежда, Милосердие (La foi, L"espйrance, La charitй, для жен. хора и фп., 1844), Tantum ergo (для 2 теноров и баса), 1847, церковь Сан-Франческо деи Минори Конвентуали, Болонья), О Salutaris Hostia (для 4 голосов 1857), Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle, для 4 голосов, хора, гармониума и фп., 1863, исп. 1864, в доме графа Пийе-Виль, Париж), то же (для солистов, хора и орк., 1864, исп. 1869, "Театр Итальен", Париж), Мелодия Реквиема (Chant de Requiem, для контральто и фп., 1864); музыка к спектаклям драм. т-ра - Эдип в Колоне (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и орк., 1815-16?). Письма : Lettere inedite, Siena, 1892; Lettere inedite, Imola, 1892; Lettere, Firenze, 1902. Литература : Серов А. Н., "Граф Ори", опера Россини, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 50, 51, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 2, М., 1957; его же, Rossini. (Coup d"oeil critique), "Journal de St.-Pйtersbourg", 1868, No 18-19, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М., 1950; Хохловкина А., "Севильский цирюльник" Дж. Россини, М., 1950, 1958; Синявер Л., Джоаккино Россини, М., 1964; Бронфин Е., Джоаккино Россини. 1792-1868. Краткий очерк жизни и творчества, М.-Л., 1966; eл же, Джоаккино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Джоаккино Россини. Избранные письма, высказывания, воспоминания, ред.-сост., автор вступит. статьи и прим. E. Ф. Бронфин, Л., 1968; Stendhal, Vie de Rossini, P., 1824 (рус. пер. - Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959); Саrpani G., Le Rossiniane, Padua, 1824; Оrtigue J. d", De la guerre des dilettanti, ou de la rйvolution opйrйe par M. Rossini dans l"opйra franзais, P., 1829; Berlioz G., Guillaume Tell, "Gazette musicale de Paris", 1834, 12, 19, 26 octobre, 2 novembre (рус. пер. - Берлиоз Г., "Вильгельм Телль", в его кн.: Избранные статьи, М., 1956); Escudier M. et L., Rossini, P., 1854; Mireсоurt E. de, Rossini, P., 1855; Hiller Р., Aus dem Tonleben unserer Zeit, Bd 2, Lpz., 1868; Edwards H., Rossini, L., 1869; его жe, Rossini and his school, L., 1881, 1895; Rougin A., Rossini, P., 1870; Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 8, Lpz., 1873; Hansliсk E., Die moderne Oper. Kritiken und Studien, В., 1875, 1892; Naumann E., Italienische Tondichter von Palestrina bis auf die Gegenwart, В., 1876; Dauriас L., Rossini, P., 1905; Sandberger A., Rossiniana, "ZIMG", 1907/08, Bd 9; Istel E., Rossiniana, "Die Musik", 1910/11, Bd 10; Saint-Saлns C., Ecole buissonniиre, P., 1913, p. 261-67; Para G., Gioacchino Rossini, Torino, 1915; Сurzon H. de, Rossini, P., 1920; Radiciotti G., Gioacchino Rossini, vita documentata, opere ed influenza su l"arte, t. 1-3, Tivoli, 1927-29; его же, Anedotti autentici, Roma, 1929; Rrоd"hоmme J.-G., Rossini and his works in France, "MQ", 1931, v. 17; Tоуe F., Rossini, L.- N. Y., 1934, 1955; Faller H., Die Gesangskoloratur in Rossinis Opern..., В., 1935 (Diss.); Praccarolli A., Rossini, Verona, 1941, Mil., 1944; Вассhelli R., Gioacchino Rossini, Torino, 1941, Mil., 1954; его же, Rossini о esperienze rossiniane, Mil., 1959; Rfister K., Das Leben Rossinis, W., 1948; Franzйn N. O., Rossini, Stockh., 1951; Kuin J. P. W., Goacchino Rossini, Tilburg, 1952; Gozzano U., Rossini, Torino, 1955; Rоgnoni L., Rossini, (Parma), 1956; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968; "Nuova Rivista musicale italiana", 1968, Anno 2, No 5, sett./oct. (номер посв. Р.); Harding J., Rossini, L., 1971, то же, N. Y., 1972. E. P. Бронфин.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .