Непознанное

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души. Урок литературы "Роль лирических отступлений в поэме Н

1. Талант Гоголя-писателя.
2. Основные темы лирических отступлений.
3. Роль и место лирических отступлений в поэме.
4. Жизнеутверждающий пафос отступлений.

Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем.
Н. В. Гоголь

Н. В. Гоголь — великий русский писатель — обладал уникальным даром. Он заключался в органичном соединении несоединимых вещей: острой, глубокой сатиры и удивительной поэтичности. В этом — гений самого Гоголя и бессмертие первого тома «Мертвых душ», «великой и печальной книги».

Мне кажется, автор точно угадал душу самой России: смешное и великое, низкое и поэтичное живет в ней в неразрывном единстве. Этот характер «шестой части земли с названьем кратким Русь» точно отражают отступления от основной канвы произведения. В поэме Гоголя «Мертвые души» встречаются два типа отступлений — эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов персонажей, и лирические, отображающие размышления и переживания автора о судьбе России и ее народа.

И те, и другие способствуют раскрытию основной идеи произведения. Тем не менее, лирические отступления, несмотря на относительно малое их количество в поэме, являются более важными. Они поясняют как суть замысла автора, так и определяют жанр и характер повествования.

«Лирическое воззвание к России» и ее народу — так сам Гоголь характеризовал лирические отступления в «Мертвых душах». Писатель назвал свое произведение поэмой, поэтическим созданием особого рода, занимающим среднее место между романом и эпопеей. Лирический монолог о России и русском народе органически сочетается в нем с критикой существующего миропорядка.

Особенно яркие и глубокие впечатления оставляют лирические отступления, связывающие воедино темы страны и дороги. Образ дороги актуален и значим для России со времен древнерусской литературы. Это объясняется во многом большими просторами Руси, судьбоносными для всех ее обитателей. В дороге герои проводят большую часть своей жизни, выбор путей-дорог всегда был актуален, начиная с сюжетов народных русских сказок. Дорога — это и есть жизнь.

В «Мертвых душах» дорога — образ, пронизывающий весь сюжет: Чичиков обретает свое «предприятие» в дороге, да и сам Гоголь в лирических размышлениях постоянно прибегает к этому образу, стремясь «изъездить вместе с героем всю Русь». Он то сам представляет себя в пути, то вся Русь представляется в проекции дороги. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно... и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!» Лирические отступления оттеняют те отрицательные стороны жизни, которые высмеивает автор. В них проявляется живая душа страны, те здоровые силы, способные вывести ее на правильный путь, выбрать правильную дорогу.

Бездушному, черствому миру омертвевших персонажей противопоставлен лирический образ России, о которой Гоголь всегда писал с любовью и восхищением. Мы видим, как меняется тон повествования, когда автор обращается к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое переживание.

Особым чувством проникнуты лирические строки, описывающие мощь, силу, смелость, ловкость, талант, мудрость русского народа, его любовь к свободе. Настоящее положение народа, его закрепощение не совпадало с той долей, которую он по-настоящему заслуживал. Запущенные деревни, неустроенный быт, невежество и равнодушие тянут Россию в прошлое. Олицетворением этого становятся омертвевшие души показанных помещиков и губернской верхушки.

В повести о капитане Копейкине автор подчеркивает, что это картина не только отдельно взятой губернии, но и всей страны, которой правят показанные в поэме помещики и чиновники. Это люди, которые принадлежат прошлому. Но и главный герой поэмы Чичиков отличается от этой галереи персонажей лишь своей устремленностью в будущее. Жажда наживы любой ценой характеризует Чичикова как представителя нарождающегося и набирающего силу нового буржуазного общества. Деньги для него — средство достижения карьеры, комфорта. Гоголь очень точно подметил типичные черты нового класса в России: жизненную энергию, эффективность действий и в то же время черствость и алчность, желание обогащаться за счет чужого труда. Суть их жизни в том же разрушении «живой» души.

Часто можно встретить определение, что поэма Гоголя звучит оптимистически. Мне кажется, что оптимизм этот все-таки сдержанный. Вопросом кончается первый том поэмы, а второй и третий так и не увидели завершенности. Гоголь выражает веру, но не уверенность. Он рисует светлые образы простых людей, которые являются для автора воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, тем самым показывая, что у России есть здоровые силы. И эта сила — ее народ. «Птица-тройка», несущаяся по необъятным просторам русской земли, по его словам, «могла родиться только у бойкого народа». Исследователи творчества Гоголя верно отметили: «Образ "русской тройки", приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами "расторопного ярославского мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда».

Гоголь, предостерегая от «омертвения души» своих читателей, обращается к ним с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения». Одно из значимых лирических отступлений произведения — о роли писателя в обществе. Он рассуждает о двух типах писателей и отмечает, что истинный писатель не тот, который «чудно польстил людям, скрыв печальное в жизни», а тот, кто «вывернул наизнанку» всю «страшную, потрясающую тину мелочей, окутавших нашу жизнь».

По своему идейному и эмоциональному накалу лирические отступления «Мертвых душ» подобны «лучу света в темном царстве», способствующему прозрению и катарсису, очищению. Я думаю, что это выражение, введенное в русскую критику Н. А. Добролюбовым позже, в полной мере можно отнести к «Мертвым душам».

Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества Отечества. И он был прав. Россия и ее народ переживали разные времена, но всегда мир оглядывался на Россию и прислушивался к ней. Она действительно такая — одновременно и неповоротливая, и стремительная, и надежная, и непредсказуемая, ей знакомы и горькие поражения, и радость побед. Вера писателя в Россию бесконечна, но есть и тревога, куда приведет или точнее «примчит» эта «бричка», которая, как тыква у Золушки, превращается в мифическую «птицу-тройку». Ведь наполнена она не только жизнеутверждающим пафоподлец? Почему ж подлец, зачем же быть так отрогу к другим?..». Писатель был уверен, что рождение «нового человека» неминуемо на российских просторах, человека, для которого власть денег превыше всего. Гоголь назвал Чичикова приобретателем, и в какой-то мере оправдал его: «Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Но больше всего писателя расстраивает тот факт, что такие приобретатели безропотно принимаются окружающими за порядочных людей: «Но не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем, тем же самым Чичиковым были бы довольны читатели. Не загляни автор ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света...».

«Мертвые души» - произведение загадочное и удивительное. Впервые, пожалуй, осознаешь это, когда берешь в руки солидное прозаическое произведение издания 1842 года, а на обложке читаешь: «Похождения Чичикова. Мертвые души. Поэма Н.В. Гоголя». Да и сам Гоголь воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом», однако же он обозначил жанр своего произведения именно так. И это, конечно, не случайно. Поэма во времена Гоголя была своеобразным знаком качества. К произведениям подобного рода предъявлялись определенные требования: должны были присутствовать возвышенные мотивы. В поэмах должен был звучать авторский голос, должна была быть четко определена авторская позиция. У Гоголя вся проза окрашена лиризмом, ведь писатель считал более действенным для себя непосредственное обращение со словом истины и любви. В «Мертвых душах» его голос прозвучал ясно и пронзительно, в них исповедальные мотивы приобрели особую значимость. Поэтому в поэме одни из лучших страниц - это страницы лирических отступлений. Причем они различаются по эмоциональной окраске, по своей тематике, помогая читателю глубже понять содержание произведения, подробнее изучить обстановку происходящих событий.
Одно из самых значительных лирических отступлений - размышления Гоголя о судьбах писателей, выводящих в своих произведениях положительного или же отрицательного героя. Автор «Мертвых душ» с горечью говорит о том, что современная публика остается равнодушной к слезам «сквозь... смех». Гоголь защищает литературу критического реализма, то есть ту литературу, которая не боится показать обществу все дурные стороны его жизни. Он защищает и сатиру, так как считает, что она зиждется на гуманистических принципах, что в основе сатирического изображения лежит любовь к людям, желание исправить их душу. Как бы продолжая начатую тему, Гоголь рассказывает историю Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича и касается вопроса об истинном и ложном патриотизме. По мнению писателя, истинные патриоты не те, кто думает не о том, «чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное», а те, кто говорит «святую правду» и не боится устремить на что-нибудь глубокий взор.
Но если размышления Гоголя о судьбах писателей или о патриотизме исполнены и сожаления, и горечи, то в рассуждениях о чиновниках в полной мере проявляется его сатирический талант. Язвительная критика чиновников и помещиков содержится в знаменитом повествовании о толстых и тонких. «Увы! - замечает Гоголь, - толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие». Блестящие характеристики чиновников даны писателем при описании поведения помещиков в разговоре с Чичиковым. Манилов, услышав предложение Чичикова о продаже мертвых душ, ничего не понял, но сделал умное лицо. В лирических отступлениях-миниатюрах Гоголь сравнивает своих героев с петербургскими сановниками. Так, например, Гоголь говорит о выражении лица Манилова, какое можно увидеть «только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головокружительного дела». Такие отступления помогаю! представить читателю наиболее полные портреты героев произведения.
Есть в «Мертвых душах» и отступления нравственного характера. Так, в рассказе о встрече Чичикова и Плюшкина есть обращения Гоголя к юношеству. Писатель призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», которые позволяют человеку и сохранить себя и избежать деградации, которые не дадут возможности превратиться в Плюшкина и ему подобных.
Но самые проникновенные отступления «Мертвых душ» посвятил Гоголь русскому народу. Безграничная любовь писателя к русскому человеку проявляется, например, в характеристиках крепостных умельцев (Михеева, Телятникова). Но Гоголь понимает, что назревает конфликт двух миров: мира крепостных и мира помещиков, и о предстоящем столкновении он предупреждает на протяжении всей книги. И автор «Мертвых душ» надеется, что у русского народа впереди расцвет культуры, основой которой должен стать язык. Гоголь говорит об этом, размышляя о меткости русского слова. Автор считает, что нет слова, которое было бы «так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Завершается же поэма лирическими раздумьями о судьбе России. Образ Руси-тройки утверждает мысль о неостановимом движении Родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих «добродетельных людей», способных спасти страну: «Эх, кони, кони, что за кони!.. Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягали медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху; и мчится вся вдохновенная Богом!..» Большой эмоциональной силой проникнута авторская вера в будущее страны.
В «Мертвых душах», особенно в лирических отступлениях, отразилась вся страдающая душа великого русского писателя, все его мысли и чувства. Сегодня стоит чаще обращаться к этому произведению, чаще прислушиваться к голосу Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский заметил: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение. «Мертвые души» требуют изучения».

К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “Мертвых душ”. Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью. Например, в главе о Манилове побеждается уныние, о Коробочке - страх, с Ноздреве - гнев, о Собакевиче - невежество, а в главе о Плюшкине происходит перелом: появляется мотив церкви, больше церковной лексики, сам же Плюшкин ассоциируется с юродивым, возникает мотив “подъема”. Если до этой главы Чичиков постоянно “спускается вниз” (падение во время грозы), то с этого момента он “поднимается” (например, он взбегает по лестнице к прокурору), поднимается из глубин ада после выкупа “мертвых душ”. Таким образом, получается, что творческий замысел Гоголя сосредоточен именно в лирике, рассказ же о похождениях Чичикова - это иллюстрация морали, притча, рассказанная во время проповеди, а “Мертвые души” - художественная проповедь (в этом-то и заключается жанровое своеобразие поэмы). Гоголь же предстает как пророк, несущий божий свет людям (“Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?”). Писатель пытается указать человечеству дорогу к Богу, направить грешных на путь истинный. И в последнем лирическом отступлении он создает образ дороги, дороги к свету, к чуду, к перерождению, ко второму тому. Словесная магия переносит читателя в другое измерение (“кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг”, “и мчится вся вдохновенная богом”). Русь-тройка же летит по пути духовного преображения. Образ России, устремленной “в даль веков”, разрабатывает и Блок в своем пророческом цикле “На поле Куликовом” (Родина замечательна здесь в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение).


Жанровое своеобразие и роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи:

    Воспитывать умение правильно определять духовные ценности;

    Воспитывать у учащихся чувство гордости за Родину, патриотизм;

    формировать умения выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения и его жанровое своеобразие;

    углубить навык анализа прозаического произведения;

    закрепить литературоведческие понятия жанр, род литературы, лирические отступления.

Ход урока.

  1. < > - Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и поговорим о жанре данного произведения и роли лирических отступлений. На следующем уроке мы пишем классное сочинение, этот урок поможет накопить материал. Для этого мы вспомним эти понятия, поработаем с текстом.

    Жанр литературы (от фр. genre род, вид) - исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных форм. Жанры литературы делятся на эпические, лирические и драматические. Но существует еще один жанр лиро-эпический. К какому же жанру относится поэма? (к лиро-эпическому). Какие ещё поэмы вам известны? (знакомство с книжной выставкой). Но это всё поэтические произведения. А «Мертвые души» написаны в прозе. Что же такое поэма? (произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах). Что же позволило автору назвать свое произведение поэмой?

    Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее авторское отношение к изображаемому.

    Итак, в основе сюжета поэмы лежит покупка г-ном Чичиковым «мертвых душ» с целью заложить их в опекунский совет и получить некую сумму. Вся эта авантюра связана с несколькими помещиками.

    2. Проверка домашнего задания.

    Что было задано на дом? (Составить таблицу «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и приготовить презентации)

    Работа за компьютерами в сети. Все скидывают свои работы в папку «Литература». Отдельные учащиеся отвечают д/задание.

    ВЫВОД: Гоголевскую Россию населяют бездуховные люди, то есть «мертвые души». А каков же тогда положительный герой данного произведения? (Народ, Россия). Какова же сама Россия?

    Одной из задач нашего урока является через лирические отступления понять, над какими проблемами России, родины задумывался Гоголь.

    3. Письмо по кругу. РОДИНА - ЭТО…

    Зачитывание получившихся сочинений.(1-2).

    Это ваше понимание этого слова, а Гоголь, для того, чтобы показать нам свои размышления о РОДИНЕ, использовал лирические отступления и жанр поэмы.

    4. Работа над новым материалом.

    Давайте вспомним, при работе над каким произведением мы уже анализировали лирические отступления? («Евгений Онегин» А.С.Пушкин) Как мы оформили выводы? (таблицей)

    Сегодня мы вновь работаем с образовательными ресурсами, которые позволят нам ответить на вопросы урока.

    Пересядьте за компьютеры по парам, откройте в папке «Литература» документ ТАБЛИЦА и текст поэмы «Мертвые души». Вы уже достаточно хорошо знаете текст поэмы, чтобы ориентироваться в нем. Я предлагаю вам таблицу, с которой вы уже работали. Тематика лирических отступлений прописана. Работаем по группам за компьютерами. Копируем текст и вставляем в таблицу. На работу вам даю 5 минут.

    Такова тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине». А сейчас перейдем к «Мертвым душам». Вы работали с текстом поэмы на протяжении нескольких уроков, вы знаете содержание, попробуйте сами найти размышления автора, не относящиеся к основной сюжетной линии. В таблице вам даны задания по группам. 1ая группа - «Юность, молодость», 2ая группа - «Размышления о писателе», 3ья группа - «Отношение к читателю», 4ая группа - «Дорога (символ)». Работайте с текстом, копируйте цитаты в таблицу.

    Готовые ответы сводятся на головной компьютер и оформляются в единую таблицу.

    ФИЗМИНУТКА «КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ».

    Ответы по группам.

    1ая группа. Себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути, путешествующего по России через года (во времени) и переосмысляющего своё мировосприятие с годами. «Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту…Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно…и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!» Автор показывает себя как веселого молодого человека и как умудренного опытом зрелого мужчину, которому горько смотреть на настоящую Россию.

    2ая группа. Гоголь рассуждает о разных типах писателей. «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных…не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы…Нет равного ему в силе - он Бог! Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи… Ибо не признает современный суд, что равно чудны стекла, озирающие движенье незамеченных насекомых… Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество». На мой взгляд, Гоголь причисляет себя именно ко второму типу писателей. В конце поэмы автор включил притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, обвиняя «думающих не о том, чтобы не делать дурного, а том, чтобы не говорили, что они делают дурное».

    (Патриотизм писателя, по мнению Гоголя, не только, чтобы воспевать, а чтобы сказать правду и тем самым помочь!)

    3ья группа - Гоголь говорит о «ценителях литературы», у которых свое представление о цели писательского труда. «Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное». Автор заранее разочарован в своих читателях. «Но не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем… были бы довольны читатели».

    «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы…но как только появится какая-нибудь книга, в которой скажется горькая правда, они выбегут из углов и подымут вдруг крики: «Да хорошо ли выводить на свет это? Провозглашать это?»

    4ая группа - В поэме очень много лирических дорожных зарисовок. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…» Гоголь передает свои ощущения как путешественника: «Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» На протяжении всего повествования автор показывает тройку Чичикова. В конце поэмы появляется образ несущейся Руси - птицы-тройки. Это лирическое отступление завершает первый том поэмы. «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись. Дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик:борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

    Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства».

    (читается наизусть вместе с эпизодом из фильма)

    ВЫВОД: Все эти лирические отступления уводят читателя в мир духовного поиска Гоголя о судьбе России. Вот поэтому автор избрал для своего гениального произведения жанр поэмы. Поэма? Да, поэма. И поэт! Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «Я» в ход повествования.

    (-Молодцы, хорошая шпаргалка получилась для написания сочинения, сейчас сбросьте эту таблицу себе на флешкарты)

    5. Итог урока.

    В. Г. Белинский в своей статье «Похождения Чичикова или мертвые души» утверждает, что Гоголь стал «русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова».

    Мы достигли цели урока?

    Что вам непонятно? Какие вопросы остались?

    Что понравилось на уроке? О чем хотели бы поговорить еще?

    6. Домашнее задание. С. 171 учебника, темы сочинений. Подготовить материал для классного сочинения.

Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Н. В. Гоголь - великий русский писатель - обладал уникальным даром. Он заключался в органичном соединении несоединимых вещей: острой, глубокой сатиры и удивительной поэтичности. В этом - гений самого Гоголя и бессмертие первого тома «Мертвых душ», «великой и печальной книги».

Мне кажется, автор точно угадал душу самой России: смешное и великое, низкое и поэтичное живет в ней в неразрывном единстве. Этот характер «шестой части земли с названьем кратким Русь» точно отражают отступления от основной канвы произведения. В поэме Гоголя «Мертвые души» встречаются два типа отступлений - эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов персонажей, и лирические, отображающие размышления и переживания автора о судьбе России и ее народа.

И те, и другие способствуют раскрытию основной идеи произведения. Тем не менее, лирические отступления, несмотря на относительно малое их количество в поэме, являются более важными. Они поясняют как суть замысла автора, так и определяют жанр и характер повествования. «Лирическое воззвание к России» и ее народу - так сам Гоголь характеризовал лирические отступления в «Мертвых душах». Писатель назвал свое произведение поэмой, поэтическим созданием особого рода, занимающим среднее место между романом и эпопеей. Лирический монолог о России и русском народе органически сочетается в нем с критикой существующего миропорядка.

Особенно яркие и глубокие впечатления оставляют лирические отступления, связывающие воедино темы страны и дороги. Образ дороги актуален и значим для России со времен древнерусской литературы. Это объясняется во многом большими просторами Руси, судьбоносными для всех ее обитателей. В дороге герои проводят большую часть своей жизни, выбор путей-дорог всегда был актуален, начиная с сюжетов народных русских сказок. Дорога - это и есть жизнь.

В «Мертвых душах» дорога - образ, пронизывающий весь сюжет: Чичиков обретает свое «предприятие» в дороге, да и сам Гоголь в лирических размышлениях постоянно прибегает к этому образу, стремясь «изъездить вместе с героем всю Русь». Он то сам представляет себя в пути, то вся Русь представляется в проекции дороги. «Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно… и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!» Лирические отступления оттеняют те отрицательные стороны жизни, которые высмеивает автор. В них проявляется живая душа страны, те здоровые силы, способные вывести ее на правильный путь, выбрать правильную дорогу.

Бездушному, черствому миру омертвевших персонажей противопоставлен лирический образ России, о которой Гоголь всегда писал с любовью и восхищением. Мы видим, как меняется тон повествования, когда автор обращается к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое переживание.

Особым чувством проникнуты лирические строки, описывающие мощь, силу, смелость, ловкость, талант, мудрость русского народа, его любовь к свободе. Настоящее положение народа, его закрепощение не совпадало с той долей, которую он по-настоящему заслуживал. Запущенные деревни, неустроенный быт, невежество и равнодушие тянут Россию в прошлое. Олицетворением этого становятся омертвевшие души показанных помещиков и губернской верхушки.

В повести о капитане Копейкине автор подчеркивает, что это картина не только отдельно взятой губернии, но и всей страны, которой правят показанные в поэме помещики и чиновники. Это люди, которые принадлежат прошлому. Но и главный герой поэмы Чичиков отличается от этой галереи персонажей лишь своей устремленностью в будущее. Жажда наживы любой ценой характеризует Чичикова как представителя нарождающегося и набирающего силу нового буржуазного общества. Деньги для него - средство достижения карьеры, комфорта. Гоголь очень точно подметил типичные черты нового класса в России: жизненную энергию, эффективность действий и в то же время черствость и алчность, желание обогащаться за счет чужого труда. Суть их жизни в том же разрушении «живой» души.

Часто можно встретить определение, что поэма Гоголя звучит оптимистически. Мне кажется, что оптимизм этот все-таки сдержанный. Вопросом кончается первый том поэмы, а второй и третий так и не увидели завершенности. Гоголь выражает веру, но не уверенность. Он рисует светлые образы простых людей, которые являются для автора воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, тем самым показывая, что у России есть здоровые силы. И эта сила - ее народ. «Птица-тройка», несущаяся по необъятным просторам русской земли, по его словам, «могла родиться только у бойкого народа». Исследователи творчества Гоголя верно отметили: «Образ “русской тройки”, приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами “расторопного ярославского мужика”, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося “черт знает на чем” и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда».

Гоголь, предостерегая от «омертвения души» своих читателей, обращается к ним с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения». Одно из значимых лирических отступлений произведения - о роли писателя в обществе. Он рассуждает о двух типах писателей и отмечает, что истинный писатель не тот, который «чудно польстил людям, скрыв печальное в жизни», а тот, кто «вывернул наизнанку» всю «страшную, потрясающую тину мелочей, окутавших нашу жизнь».

По своему идейному и эмоциональному накалу лирические отступления «Мертвых душ» подобны «лучу света в темном царстве», способствующему прозрению и катарсису, очищению. Я думаю, что это выражение, введенное в русскую критику Н. А. Добролюбовым позже, в полной мере можно отнести к «Мертвым душам».Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества Отечества. И он был прав. Россия и ее народ переживали разные времена, но всегда мир оглядывался на Россию и прислушивался к ней. Она действительно такая - одновременно и неповоротливая, и стремительная, и надежная, и непредсказуемая, ей знакомы и горькие поражения, и радость побед. Вера писателя в Россию бесконечна, но есть и тревога, куда приведет или точнее «примчит» эта «бричка», которая, как тыква у Золушки, превращается в мифическую «птицу-тройку». Ведь наполнена она не только жизнеутверждающим пафосом, но и мощной гвардией «дубинноголовых» и «неодушевленных» созданий.

Писатель чувствовал в России огромный нереализованный потенциал. Он верил в ее будущее вопреки неприглядному настоящему: «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится разорванный ветром в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постора-ниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Кстати, четкого ответа на вопрос, который задал всем нам писатель, нет до сих пор. Нет и единственно правильного, верного пути. Со времени написания поэмы до сегодняшнего дня Россия и ее народ пережили много трагедий, да и правили ей нередко люди, подобные Манилову, Плюшкину, Ноздреву. Но по-прежнему душа России жива и, несмотря ни на что, «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В этом, пожалуй, и заключается главная разгадка жизнеспособности нашей страны, которая описана Н. В. Гоголем в лирических отступлениях.