Инф. технологии

Романтический герой. Основные черты романтического героя

Великая французская буржуазная революция и лежащая в ее основании полувековая агитация эпохи Просвещения породили в интеллектуальной среде Европы невиданный энтузиазм, стремление все переделать и все пересоздать, привести человечество к «золотому веку» истории, достигнуть отмены всех сословных границ и привилегий – то есть «Свободы, равенства и братства». Не случайно почти все романтики – фанатики свободы, только свободу каждый из них понимал по-своему: это могли быть свободы гражданские, социальные, с требованием которых выступали, например, Констан, Байрон и Шелли, но чаще всего это - творческая, духовная свобода, свобода личности, индивидуальная свобода.

Романтические поэты провозгласили личность, индивидуальность основой истории. В их эстетике человек не один из (представитель коллектива, социума, сословия, не абстрактный человек, как было принято у просветителей вплоть до Фихте); он уникален, странен, одинок – он одновременно является творцом и целью истории.

Вслед за классицистами романтики обращаются к основному конфликту истории: общество – человек (знаменитая классицистическая оппозиция «долг – чувство»). Но романтики меняют позиции местами, переворачивая их в пользу личности, по крайней мере, с точки зрения сегодняшнего либерального образа мышления с головы на ноги:

человек – общество,

следовательно, «я» – «они».

Романтический индивидуализм порождает основные мотивы романтического сюжетосложения: бунтарство, бегство от действительности в природу (буквально, бегство от цивилизации), в творчество (в поэтический воображаемый мир или в религию, в мистику), в меланхолию (темы сна, мечты, мотив утраченной возлюбленной, темы смерти и загробного единения), в историческое прошлое и национальный фольклор. Отсюда излюбленные жанры романтической литературы: гражданственная и публицистическая лирика; описательная поэзия, поэмы странствий (Восток и Юго-восток Европы), картины суровой и буйной природы как повод для философствований о мироздании и о месте человека в нем; исповедальная лирика и исповедальный роман; роман «черный» или готический; драма судьбы; фантастическая новелла с элементами ужасного; баллада и исторический роман.

Великолепная романтическая историография Гизо, Тьери, Мишле поднимается на гребне этого всеподавляющего интереса к личности и ее роли в историческом процессе. Творцом истории здесь становится конкретный человек – король, император, заговорщик, предводитель восстания, политический деятель, и одновременно, как показывает роман Вальтера Скотта – народ. Характерный для романтического сознания историзм мышления – тоже порождение Великой французской буржуазной революции, как глобального переворота во всех сферах бытия европейцев. В революционный период история, прежде менявшаяся почти незаметно, как растут в глубине пещер сталагмиты и сталактиты, понеслась вскачь, втянула в сферу своего действия миллионы людей, наглядно продемонстрировав связь человека с движением времени, со средой, с национальным окружением.



Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал. Романтический герой - всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его странности. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти “железного века”. Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова - писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя - прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое “бегство от действительности”, уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Романтизм использовал, серьезно преобразовав его, сентименталистский образ личности. Но не сентиментальная чувствительность, а страсть - основа романтической личности: душа романтика не вибрирует в ответ на все призывы реальности, а лишь отзывается немногими сильными звуками. Страсть может соединяться с ледяным равнодушием, ум романтика нередко «охлажденный». Гёте подчеркнул страстность как определяющую черту нового человека: «Воление, превосходящее силы индивидуума, - порождение нового времени». Всепоглощающие, доводящие до одержимости страсти нуждаются для своего проявления в свободе.

Романтический герой выбирает свободу в широком спектре смыслов: от свободы общественно-политической до свободы художнической. Гражданскую свободу воспевали писатели-революционеры, либералы, участники освободительных движений в Европе и Америке. А у писателей, придерживавшихся консервативных общественных взглядов, была своя апология свободы, вернее апология своей свободы: идею этой свободы они развивали в метафизическом плане (впоследствии эти размышления были подхвачены экзистенциальной философией) и в социальном (в будущем эти построения привели к выработке доктрины так называемой христианской демократии).

Среди разных ликов романтической свободы есть и свобода от механической заданности и неизменности социальной роли (излюбленная тема Гофмана), и, наконец, освобождение от смертной предопределенности человека, борьба с которой переходит в космический, богоборческий бунт (эта тема воплощена Байроном, Эспронседой). Беспредельная свобода - тайна отчужденного, байронического героя: никогда точно не известно, что именно исторгло его из среды людей, каких ограничений свободы не смог он снести.

Но самая главная, поистине конституирующая черта романтической личности, самая болезненная ее страсть - воображение. Жить воображением для нее привычнее, чем жить реальностью; и тот, кто этого не может, в ком спит воображение, тот никогда не вырвется из эмпирического царства пошлости. Это убеждение не сводится к популярному литературному мотиву, оно - одно из кардинальных черт духовной культуры эпохи. Александр Гумбольдт, чья деятельность и сочинения, безусловно, повлияли на миросозерцание современников и кто сам был в полном смысле слова «человеком-эпохой», так комментировал письмо Колумба: «Оно представляет необыкновенный психологический интерес и с новой силой показывает, что творческое воображение поэта было свойственно отважному мореплавателю, открывшему Новый Свет, как, впрочем, и всем крупным человеческим личностям».

Воображение в духовной структуре романтической личности не равнозначно мечте. Эпитет «творческое», в котором слышится отголосок фихтевского учения о «продуктивном воображении», не обязательно относится лишь к искусству (это очевидно из высказывания Гумбольдта). Слово «творческое» придает воображению активный, целеполагающий, волеизъявительный характер. Романтической личности свойственно воображение, замешенное на волении, а значит, и кризис воображения, «ярость при виде несоответствия между его возможностями и замыслами», по определению Байрона, мучительно переживаемая чередой романтических персонажей, начиная с сенанкуровского Обермана. Это кризис жизнестроительной программы романтизма.

Осталось множество свидетельств такой жизнестроительной программы - исповедальных, мемуарных, памфлетных, даже юридических (см. Л. Мегрон). Попытки ее осуществления были многообразны - от решительных и подчас героических жизненных поступков до эксцентричного бытового и литературного поведения, создания стилизованного духовного автопортрета и в письмах и других документах. Несколько поколений молодых людей, выросших в атмосфере романтизма, «занимались моделированием своего исторического характера в самой крайней форме, в форме романтического жизнетворчества - преднамеренного построения в жизни художественных образов и эстетически организованных сюжетов» (Л. Гинзбург). Сама идея жизнестроения была подсказана историческим процессом: ведь казалось, что история творится энергией и человеческим величием таких людей, как Наполеон или Боливар - два архетипа романтического характера. Многие другие реальные личности эпохи (Риего, Ипсиланти, Байрон) также служили моделями романтического жизнестроения.

Какая из эпох в истории искусства наиболее близка современному человеку? Средневековье, Возрождение – для узкого круга избранных, барокко – тоже далековато, классицизм совершенен – но как-то слишком совершенен, в жизни такого четкого разделения на «три штиля» не бывает… о Новейшем времени и современности лучше помолчим – этим искусством только детей пугать (может, оно и правдиво до предела – но «суровой правдой жизни» мы по горло сыты в реальности). И если выбирать эпоху, искусство с которой, с одной стороны, близко и понятно, находит живой отклик в нашей душе, с другой – дает нам убежище от житейских невзгод, хотя и говорит о страданиях – это, пожалуй, XIX век, вошедший в историю как эпоха романтизма. Искусство этого времени породило особый тип героя, названного романтическим.

Термин «романтический герой» может сразу вызвать представление о влюбленном, перекликаясь с такими устойчивыми сочетаниями, как «романтические отношения», «романтическая история» – но это представление не вполне соответствует действительности. Романтический герой может быть влюблен, но не обязательно (есть персонажи, соответствующие этому определению, которые не были влюблены – например, у лермонтовского Мцыри возникает лишь мимолетное чувство к грациозной девушке, проходящей мимо, которое не становится определяющим в судьбе героя) – и это не главное в нем… а что же главное?

Чтобы понять это, вспомним, что вообще представлял из себя романтизм. Его породило разочарование в результатах Великой французской революции: новому миру, возникшему на развалинах старого, было далеко до предреченного просветителями «царство разума» – вместо этого в мире установилась «власть денежного мешка», мир, где все продается. Творческой личности, сохранившей в себе способность к живому человеческому чувству, не место в таком мире, поэтому романтический герой – это всегда личность, не принятая обществом, вступившая в конфликт с ним. Таков, например, Иоганнес Крейслер – герой нескольких произведений Э.Т.А.Гофмана (не случайно в самом начале изложения «биографии» героя автор упоминает, что Крейслер был отставлен от должности капельмейстера, отказавшись написать оперу на стихи придворного поэта). «Иоганнес носился то туда, то сюда, будто по вечно бурному морю, увлекаемый своими видениями и грезами, и, по-видимому, тщетно искал той пристани, где мог бы наконец обрести спокойствие и ясность».

Впрочем, «обрести спокойствие и ясность» романтическому герою не суждено – он везде чужой, он – лишний человек… помните, о ком это сказано? Правильно, Евгений Онегин тоже принадлежит к типу романтического героя, точнее, к одному из его вариантов – «разочарованному». Такого героя еще называют «байроническим», поскольку один из первых его образцов – байроновский Чайльд-Гарольд. Другие примеры разочарованного героя – «Мельмот Скиталец» Ч.Мэтьюрина, отчасти – Эдмон Дантес («Граф Монте-Кристо»), а также «Вампир» Дж.Полидори (уважаемые поклонники «Сумерек», «Дракулы» и прочих подобных творений, знайте, что вся эта любезная вам тематика восходит именно к романтической повести Дж.Полидори!). Такой персонаж всегда неудовлетворен своим окружением, поскольку возвышается над ним, отличаясь большей образованностью и умом. За свое одиночество он мстит миру филистеров (недалеких обывателей) презрением к общественным установлениям и условностям – иногда доводя это презрение до демонстративности (так, лорд Ротвен в упомянутой повести Дж.Полидори никогда не подает милостыню людям, доведенным до нищеты несчастьями, но никогда не отказывает в просьбе о материальной помощи тем, кому деньги нужны для удовлетворения порочных желаний).

Другой тип романтического героя – бунтарь. Он тоже противопоставляет себя миру, но вступает с ним в открытый конфликт, он – выражаясь словами М.Лермонтова – «просит бури». Замечательный пример такого героя – лермонтовский Демон.

Трагедия романтического героя не столько в отвержении обществом (в сущности, он даже стремится к этому), сколько в том, что его усилия всегда оказываются направленными «в никуда». Существующий мир не удовлетворяет его – но другого мира нет, а одним лишь ниспровержением светских условностей ничего принципиально нового создать нельзя. Поэтому романтический герой обречен либо погибнуть в столкновении с жестоким миром (гофмановский Натаниэль), либо остаться «пустоцветом», никого не сделавшим счастливым или даже разрушающим жизнь окружающих (Онегин, Печорин).

Вот почему со временем неизбежным стало разочарование в романтическом герое – в сущности, мы наблюдаем его в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина, где поэт открыто иронизирует по поводу романтизма. Собственно, считать романтическим героем здесь можно не только Онегина, но и Ленского, который тоже ищет идеала и погибает в столкновении с жестокостью мира, весьма далекого от романтических идеалов… но Ленский уже напоминает пародию на романтического героя: его «идеал» – недалекая и легкомысленная уездная барышня, внешне напоминающая стереотипный образ из романов, и читатель, в сущности, склонен согласиться с автором, пророчащим герою совершенно «филистерское» будущее, останься он в живых… Не менее беспощаден М.Лермонтов к своему Зораиму – герою поэмы «Ангел смерти»:

«Искал он в людях совершенства,

А сам – сам был не лучше их».

Пожалуй, окончательно деградировавший тип романтического героя мы находим в опере английского композитора Б.Бриттена (1913-1976) «Питер Граймс»: главный герой здесь тоже противопоставлен миру обывателей, в котором живет, тоже находится в вечном конфликте с жителями родного городка и в конце концов погибает – но он ничем не отличается от своих недалеких соседей, его предел мечтаний – заработать побольше денег, чтобы открыть лавку… таков суровый приговор, вынесенный романтическому герою XX веком! Как ни бунтуй против общества – все равно останешься его частью, все равно будешь носить его «слепок» в себе, а от себя не убежишь. Наверное, это справедливо, но…

Однажды я провела на одном сайте опрос для женщин и девушек: «За кого из оперных персонажей вы бы вышли замуж?» В лидеры с огромным отрывом вышел Ленский – этот, пожалуй, самый близкий нам романтический герой, настолько близкий, что мы готовы не замечать иронии автора по отношению к нему. Видимо, и по сей день образ романтического героя – вечно одинокого и отверженного, непонятого «миром сытых рож» и вечно стремящегося к недостижимому идеалу – сохраняет свою притягательность.

Основу романтизма как литературного направления представляет собой идея о превосходстве духа над материей, идеализация всего мысленного: писатели-романтики считали, что духовное начало, также называемое истинно человеческим, обязательно должно быть выше и достойнее, чем окружающий его мир, чем осязаемое. К этой же «материи» принято относить и общество вокруг героя.

Главный конфликт романтического героя

Таким образом, главный конфликт романтизма это т.н. конфликт «личности и общества»: романтический герой, как правило, одинок и непонят, он считает себя выше окружающих его людей, которые его не ценят. Из классического образа романтического героя позднее сформировались два очень важных архетипа мировой литературы сверхчеловек и лишний человек (часто первый образ плавно превращается во второй).

Романтическая литература не имеет четких жанровых границ выдержать в романтическом духе можно и балладу (Жуковский), и поэму (Лермонтов, Байрон) и роман (Пушкин, Лермонтов). Главное в романтизме не форма, а настроение.

Однако если вспомнить о том, что романтизм традиционно делится на два направления: «мистический» немецкий, берущий начало от Шиллера, и свободолюбивый английский, основоположником которого был Байрон, можно проследить основные его жанровые особенности.

Особенности жанров романтической литературы

Мистическому романтизму часто свойственнен жанр баллады , который позволяет наполнить произведение различными «потусторонними» элементами, которые находятся словно на грани жизни и смерти. Именно этот жанр использует Жуковский: его баллады «Светлана» и «Людмила» во многом посвящены снам героинь, в которых им мерещится смерть.

Другой жанр, используемый и для мистического, и для свободолюбивого романтизма поэма . Главным романтическим автором поэм был Байрон. В России его традиции продолжил Пушкин поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы» принято называть байроническими, и Лермонтов поэмы «Мцыри» и «Демон». В поэме возможно много допущений, поэтому этот жанр особенно удобен.

Также Пушкин и Лермонтов предлагают публике и жанр романа, выдержанного в традициях свободолюбивого романтизма. Их главные герои, Онегин и Печорин это идеальные романтические герои. .

Оба они умны и талантливы, оба считают себя выше окружающего общества это образ сверхчеловека. Цель жизни такого героя не накопление материальных богатств, а служение высоким идеалам гуманизма, развитие своих возможностей.

Однако и общество не принимает их, они оказываются ненужными и непонятыми в фальшивом и лживом высшем свете, им некуда реализоваться свои способности таким образом, трагический романтический герой постепенно становится «лишним человеком».

Понятие «романтизм» часто используют в качестве синонима к понятию «романтика». Под этим подразумевают склонность смотреть на мир через розовые очки и активную жизненную позицию. Или же связывают это понятие с любовью и какими-либо поступками ради своего близкого человека. Но романтизм имеет несколько значений. В статье пойдет речь о более узком понимании, которое используется для литературоведческого термина, и об основных чертах характера романтического героя.

Характерные черты стиля

Романтизм — это направление в литературе, возникшее в России в конце 18 - первой половине 19 века. Данный стиль провозглашает культ природы и естественных чувств человека. Новыми характерными чертами романтической литературы становятся свобода самовыражения, ценность индивидуализма и оригинальные черты характера главного героя. Представители направления отказывались от рационализма и главенства ума, которые были характерны для эпохи Просвещения, и ставили во главу угла эмоциональную и духовную стороны человека.

В своих произведениях авторы отображают не реальный мир, который был для них слишком пошлым и низменным, а внутреннюю вселенную персонажа. И через призму его чувств и эмоций видны очертания реального мира, законам и мыслям которого он отказывается подчиняться.

Основной конфликт

Центральным конфликтом всех произведений, написанных в эпоху романтизма, становится конфликт между личностью и обществом в целом. Здесь главный герой идет наперекор устоявшимся в его окружении правилам. При этом мотивы такого поведения могут быть различны — поступки могут как идти на благо общества, так и иметь эгоистичный замысел. При этом, как правило, герой проигрывает эту борьбу, и произведение заканчивается его смертью.

Романтик — особенная и в большинстве случаев очень таинственная личность, пытающаяся противостоять могуществу природы или обществу. При этом конфликт перерастает во внутреннюю борьбу противоречий, которая происходит в душе у главного персонажа. Другими словами, центральный персонаж строится на антитезах.

Хоть в данном литературном жанре и ценится индивидуальность главного героя, но все же литературоведы выделили, какие черты романтических героев являются основными. Но, даже несмотря на схожесть, каждый персонаж по-своему уникален, так как они являются лишь общими критериями выделения стиля.

Идеалы общества

Главной чертой романтического героя является то, что он не принимает общеизвестные идеалы общества. У главного персонажа есть собственные представления о ценностях жизни, которые он пытается отстаивать. Он как бы бросает вызов всему окружающему его миру, а не отдельному человеку или группе людей. Здесь идет речь об идейном противостоянии одной личности против целого мира.

При этом в своем бунте главный герой выбирает одну из двух крайностей. Либо это недостижимые высокодуховные цели, и персонаж пытается сравняться с самим Творцом. В другом случае герой предается всевозможным грехам, не чувствуя меры своего морального падения в бездну.

Яркая личность

Если одна личность способна противостоять целому миру, значит, она столь же масштабная и сложная, как целый мир. Главный герой романтической литературы всегда выделяется в обществе как внешне, так и внутренне. В душе персонажа происходит постоянный конфликт между уже заложенными обществом стереотипами и его собственными взглядами и идеями.

Одиночество

Одна из самых печальных черт романтического героя — его трагическое одиночество. Так как персонаж противостоит целому миру, то он остается совершенно один. Нет такого человека, который бы понял его. Поэтому он либо сам бежит из ненавистного ему общества, либо сам становится изгнанником. Иначе романтический герой уже не был бы таким. Поэтому писатели-романтики сосредотачивают все свое внимание на психологическом портрете центрального персонажа.

Либо прошлое, либо будущее

Черты романтического героя не позволяют ему жить в настоящем. Персонаж пытается найти свои идеалы в прошлом, когда религиозное чувство было сильно в сердцах людей. Либо же тешит себя счастливыми утопиями, которые якобы ожидают его в будущем. Но в любом случае главного героя не устраивает эпоха тусклой буржуазной действительности.

Индивидуализм

Как уже было сказано, отличительной чертой романтического героя является его индивидуализм. Но это непросто «непохожесть на других». Это кардинальное отличие от всех людей, которые окружают главного героя. При этом, если персонаж выбирает греховный путь, то он осознает, что отличается от других. И это различие доведено до крайности — культа личности главного героя, где все поступки имеют исключительно эгоистичный мотив.

Эпоха романтизма в России

Основоположником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Он создает несколько баллад и поэм («Ундина», «Спящая царевна» и так далее), в которых присутствует глубокий философский смысл и стремление к нравственным идеалам. Его произведения пропитаны собственными переживаниями и размышлениями.

Затем на смену Жуковскому приходят Николай Васильевич Гоголь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Они накладывают на общественное сознание, находящееся под впечатлением от провала декабристского восстания, отпечаток идейного кризиса. По этой причине творчество этих людей описывается как разочарование в реальной жизни и попытка уйти в свой вымышленный мир, наполненный красотой и гармонией. Главные герои их произведений теряют интерес к земной жизни и вступают в конфликт с окружающим миром.

Одной из черт романтизма является обращение к истории народа и его фольклору. Наиболее ярко это прослеживается в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и цикле стихотворений и поэм, посвященных Кавказу. Лермонтов воспринимал его как родину вольных и гордых людей. Они противостояли рабской стране, которая находилась под властью Николая I.

Ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина также пропитаны идеей романтизма. Примером может служить «Евгений Онегин» или «Пиковая дама».

Романтический герой

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Признаки романтического героя

  1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом
  3. Независимость
  4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом
  5. Абстрактное восприятие времени
  6. Ярко выраженные две или три черты характера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях:

    романтический герой - см. герой произведения + романтизм …

    герой произведения - одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    герой - 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    1. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с… … Литературные герои

    Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии Чадский). Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796 1856) и В.К.Кюхельбекер (1797 1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с… … Литературные герои

    - (фр. Jean Valejean) герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де… … Литературные герои

    Sunset Beach … Википедия

Книги

  • М. Лермонтов. Полное собрание сочинений , М. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов - младший современник Пушкина и вторая после него величина в русской поэзии XIX века. В 2014 году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения поэта. Судьбой ему было…