Психология

Русские народные традиции. Кто такие русские и откуда они взялись? История возникновения русской нации

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Да, скифы мы!

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Теория Гелленталя

Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов .
По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.
Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Две прародины

Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория "двух прародин" также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой "первой прародиной". Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная - разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные

Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории - от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.
Придерживались автохтонной теории и польские ученые - Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов "венеды" и "вандалы". Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.


Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год обязательно приносил крестным кутью и другое угощение, а крестный одаривает его в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный.

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

С ейчас существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа и первых веках нашей истории. Какая из них истинная - сказать невозможно. Ясно только, что русская история гораздо более древняя, чем считали историки-норманисты. Еще в дореволюционное время обращали внимание на то, что термин Русь упоминается гораздо раньше начала правления Рюрика в Новгороде. Точно так же остается невыясненным вопрос, кем же были русы и какое они имели отношение к славянским племенам, известным с первого столетия нашей эры. Ведь даже в сравнительно поздние времена Вещего Олега отличие славян от русов подчеркивается летописцами. Вариант первый: русы — это славяне. Тогда вопрос в том, русы - это отдельный род, племя или название людей определенной профессии, как, например, более поздние ушкуйники?

Вариант второй: русы - не славяне. Тогда кто? Германцы? Возможно, но не факт.

Историки насчитали в исторических материалах как минимум четыре прямых и восемь косвенных указаний на то, что до Киевской Руси существовало некое государство, носившее название русского, во главе которого стоял каган. Этот тюркский титул обозначает единоличного руководителя крупного государства и соответствует европейскому титулу императора. Это подчеркивает, что Русский каганат был независимым и довольно мощным образованием, способным самостоятельно определять свою политику. Однако его точное местоположение до сих пор неизвестно. Часть исследователей полагает, что он находился на севере Восточно-Европейской равнины, часть ученых считает, что это государство располагалось в районе Азовского моря.

По мнению Е.С. Галкиной (книга «Тайны Русского каганата»), центр этого государства находился в верховьях рек Ос-кол, Северский Донец и Дон. Русский историк и философ Сергей Перевезенцев называет это государство Аланской Русью и усматривает его истоки на Дону. Донецкий историк и публицист Алексей Иванов называет его Русским каганатом и очерчивает границы этого государства по линии Северский Донец - Дон — Азовское море на юго-востоке и Днепром на западе. Современная столица Украины также входила в состав этой цивилизации.

Долгое время господствовала версия, что это не отдельное государство, а часть Хазарского каганата. Это предположение сыграло роковую роль в изучении этой цивилизации. В советское время историческая наука Хазарский каганат практически не изучала. Естественно, что никто не изучал и историю, связанную с нашей территорией. Не изучается Русский каганат и в независимой Украине. А вот в России этому государству посвящаются статьи и целые книги. Еще в дореволюционное время обращали внимание на то, что термин «Русь» упоминается гораздо раньше начала правления Рюрика в Новгороде.

Сопоставив все имеющиеся исторические данные с археологическими находками, мы приходим к выводу, что Русским каганатом может быть только Салтовско-Маяцкая археологическая культура.

Это было одно из наиболее урбанизированных государств раннего Средневековья. Сейчас раскопано 25 городов, в некоторых из которых жило до ста тысяч человек. Для того времени это огромное население, ведь Париж в то время насчитывал всего двадцать тысяч жителей, а Киеве даже в XI веке жили не более сорока тысяч человек. Города Русского каганата были центрами торговли и ремесел. Особенно были развиты гончарное и ювелирное дело, металлургия. Русский каганат был торгово-военным государством, через которое проходили важные торговые маршруты из северной Европы в Византию и азиатские страны. Например, один из них начинался на южном побережье Балтики, затем шел по Днепру, Северскому Донцу, Дону и заканчивался на Северном Кавказе. Еще одна важная торговая артерия, которую контролировали русы, - это всем известный путь «Из варяг в греки». Вдобавок, Русский каганат имел выход в море и вел активную морскую торговлю. Основными экспортными товарами были оружие, ювелирные изделия и рабы. Такая активность не могла не раздражать Хазарский каганат, еще одно военно-торговое государство, стремившееся к контролю над торговыми путями. Судя по всему, отношения двух каганатов были очень напряженными. Видимо, определенное время сохранялся паритет, и граница проходила по Дону.

Согласно данным археологии, эта культура каганата была смешанной алано-славянско-тюркской. На первых порах (с VI и до начала VIII века) главенствовал аланский компонент. Аланы - это индоарийский ираноязычный народ, потомки сарматов и предки современных осетин. Нужно заметить, что наш край долгое время был в ареале расселения иранских племен. Сначала это были скифы, затем сарматы, роксоланы, ясы, аланы. Именно из тех времен и остался в нашем языке корень «дон», означавший «река», в названиях водных источников. Так что названия Дон, Севсрский Донец пришли к нам из глубины веков. Затем территорию лесостепной полосы (ныне северная часть Донбасса) начинают заселять славяне. Одновременно и иранцы двигались вглубь славянских земель. Возникает симбиоз иранцев и славян, и каганат вполне можно назвать сла-вянско-иранским государством. Кроме того, каганат населяли булгары, асы и даже выходцы из Скандинавии. К концу существования Русского каганата славяне составляли доминирующую часть его населения. И главное - они обладали высоким социальным статусом. Об этом можно судить по тому, что найденные славянские захоронения - это, как правило, богатые могилы.

Теперь, наверное, стоит рассмотреть происхождение термина Русь, русский. Корень «рус» - индоевропейского происхождения и означает «светлый, белый». Это значение оно сохранило в языке до наших дней. Например, в словах «русявый», «русоволосый», «заяц-русак» и так далее. Кроме того, этим термином обозначали знатный или главенствующий род. Вполне естественно, что этим словом в равной степени пользовались две ветви индоевропейцев - иранцы и славяне. Возможно, распространение самоназвания «салтовцев» как «рус», «русы» связано с названием нынешнего Северского Донца, который, по данным арабского источника «Худуа-аль-Алам», называли рекой Рус, то есть светлая или чистая река. Возможно, от наименования реки стали себя так именовать и жители каганата. Есть версия, что каганат получил свое название от аланского народа рухсов, потомков сарматского племени роксаланов (светлых аланов) и асов.

Вероятно, русы первоначально не были славянами, но были ассимилированы славянами, оставив им свое имя. Это не единственный подобный случай в истории. Вспомним хотя бы болгар, славянский народ, получивший имя от племени кочевников-тюрок.

Погиб Русский каганат в тридцатых годах девятого века, когда его территория была захвачена мадьярами (венграми), которые кочевали здесь до конца девятого века, а затем отправились на запад. После разгрома каганата часть оставшегося населения отошла на север в леса и ассимилировалась среди славянского племени северян. Возможно, благодаря этому и сохранилась топонимика нашего края. Часть беглецов переселилась в Приднепровье под защиту уцелевшего Киева.

Но особенно интересна судьба третьей группы выходцев из каганата. Вероятно, это были остатки профессиональной дружины. Они закончили свой поход в Прибалтике. Часть исследователей считает, что их новой родиной стало восточное побережье Балтийского моря, часть историков утверждает, что русы осели в Пруссии, где они вместе с местными племенами образовывают племенной союз, который называют Русия. Кроме того, есть версия об острове Сааремаа как о новом пристанище русов. Как бы то ни было, все исследователи согласны, что новое государство было в Прибалтике. В это время идет активное освоение славянами этих территорий. Им был необходим союзник на новых землях. Естественно, они обратили внимание на племенное образование, близкое им по языку, культуре. Так что, возможно, рус Рюрик, приглашенный со своей дружиной в Новгород, был не скандинавом, а выходцем из Русского каганата.

Если наша реконструкция истории Русского каганата базируется на археологии, гипотезах и разрозненных исторических сведениях, то Рюрик — это историческая личность. Его ближайшим сподвижником был Вещий Олег. У нас это имя обычно выводят из скандинавского имени Хелег, хотя логичнее его выводить от иранского Халег (творец, создатель, князь). Олег, став в 879 году регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре, организовывает поход на юг по Днепру. В 882 году Олег фактически без боя захватил Киев. Именно тогда и прозвучали слова «Киев - мать городов русских». Согласитесь, звучит более чем странно, если вслед за историками-норманистами считать Олега скандинавом. Но если Олег, как и киевляне, выходец из Русского каганата, то его поступок логичен. Вещий князь провозгласил начало возрождения своего древнего государства, но уже со столицей в Киеве. Кстати, киевский люд воспринимает приход Олега без особого возмущения. Не было ни бунтов, ни волнений. А ведь когда Рюрик стал княжить в Новгороде, там было восстание Вадима Храброго.

После утверждения в Киеве Олег установил свой контроль над племенами северян и радимичей, которые до этого платили дань хазарам. То есть Олег собирал вокруг Киева как раз те славянские племена, которые наиболее тесно контактировали с Русским каганатом. Стараниями Вещего Олега в начале десятого века образуется новое государство, которое объединяет земли Русского каганата и получает прежнее название Русь, а его правитель именует себя каганом. Этот титул перестал употребляться только при Ярославе Мудром.

Князь Святослав завершил начатое Олегом, совершив в 965 году победоносный поход на Хазарию. Он не только уничтожил это государство, но и начал возрождать Русский каганат путем новой славянской колонизации земель вдоль Дона и Донца, центром которых стал бывший хазарский город Сар-кел, переименованный Святославом в Белую Вежу (вежа - башня). Туда он пытается переселить славян, но ситуация была уже другой. Из Заволжья в наши степи приходят кочевники печенеги. После того, как их удалось разгромить в тридцатых годах одиннадцатого века, на их место пришли половцы. Кстати, Владимир Мономах совершил два десятка походов в степи, где располагался Русский каганат, буквально зачищая их от кочевников. Так что князья Киевской Руси не забывали о своей прародине. Но Киевская Русь уже вступила в период раздробленности, и у великих князей не было сил, чтобы удержать свои южные владения. Большинство славян во времена Владимира Мономаха переселилось обратно в Киевскую Русь. Оставшиеся частично были вырезаны половцами, взявшими приступом в 1 1 1 7 году Белую В е ж у, частично переселились в Тмутаракань. Небольшая часть славян, объединившись с представителями соседних народов (алан и тюрков), стали родоначальниками бродников - вольных воинов, ведших такой же образ жизни, как и казаки спустя четыреста лет.

Итак, подведем итоги. Русский каганат был первым прото-государством, в отношении которого был употреблен термин «русский». Наследие этого государства оказало впоследствии серьезное влияние и на Русь, и на образовавшиеся на ее территории государства. Очень много элементов из Русского каганата перешло в Русское государство. Это и титул властителей, и боги иранского происхождения в пантеоне славянских богов, и многочисленные слова с иранским корнем в нашем языке.

Русский каганат и Ярова Русь

Увлекательные лекции В.Чудинова о последних экспедициях и новых открытиях… Демонстрация и расшифровка надписей на предметах, найденных археологами в Русском каганате, на территории Вагрии, Скандии и Руси Славян… Чудинов Валерий Алексеевич Доктор философских наук, профессор ГУУ, академик РАЕН, председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси, директор Центра древней славянской письменности и культуры, писатель…

No related links found



Обряды, обычаи и традиции русского народа уходят корнями в далёкие старинные времена. Многие из них значительно видоизменились со временем и потеряли свой сакральный смысл. Но есть и такие, которые до сих пор имеют место быть. Рассмотрим некоторые из них.

Календарные обряды русского народа уходят корнями еще во времена древних славян. В то время люди возделывали землю и растили скот, поклонялись языческим идолам.

Вот некоторые из обрядов:

  1. Жертвенные обряды богу Велесу. Он покровительствовал скотоводам и земледельцам. Перед посевом урожая люди выходили в поле, надев чистые наряды. Украшали головы венками, в руках держали цветы. Самый старый житель деревни начинал сеять и бросал первое зерно в землю
  2. Сбор урожая тоже был приурочен к празднеству. Абсолютно все жители деревень собирались у поля и приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Мужчины начинали вспахивать первую полосу земли, а женщины в это время собирали зерно и собирали его в снопы. В конце сбора урожая накрывали стол с щедрым угощением, украшали его цветами и лентами
  3. Масленица - календарный обряд, который дошел и до наших дней. Древние славяне обращались к богу солнца Ярилу с просьбой послать богатый урожай. Пекли блины, водили хороводы, сжигали знаменитое масленичное чучело
  4. Прощеное Воскресенье - самый важный день масленицы. В этот день люди просили прощения у близких и родственников, а также сами прощали все обиды. После этого дня начинался Великий пост.

Несмотря на то, что Масленица потеряла свой религиозный смысл, люди до сих пор с удовольствием принимают участие в массовых празднествах, пекут блины и радуются наступившей весне.

Святочные традиции

Невозможно не сказать о святочных ритуалах, которые остаются актуальными и по сей день. Они традиционно проводятся с 7 января по 19 января в период с Рождества до Крещения.

Святочные обряды следующие:

  1. Коляда. Молодежь и дети ходят по домам ряженые, а жильцы угощают их сладостями. Сейчас колядуют редко, но традиция пока еще не изжила себя
  2. Святочные гадания. Молодые девушки и женщины собираются группами и устраивают гадания. Чаще всего это ритуалы, которые позволяют узнать, кто станет суженым, сколько родится детей в браке и прочее
  3. А 6 января перед Рождеством на Руси варили компот с рисом, стряпали вкусную выпечку и забивали скот. Считалось, что эта традиция помогает привлечь богатый урожай весной и обеспечить семью материальным благосостоянием

Сейчас святочные обряды утратили свое магическое таинство и используются в основном для развлечения. Лишний повод повеселиться в компании подруг и друзей - устроить групповое гадание на суженого, нарядиться и поколядовать в праздники.

Семейные обряды на Руси

Семейным обрядам уделялось большое значение. Для сватовства, проведения свадьбы или крещения новорожденных использовались специальные ритуалы, которые свято чтили и соблюдали.

Свадьбы, как правило, назначали на время после успешного сбора урожая или крещения. Также благоприятным временем для обряда считалась неделя, наступающая после светлого праздника Пасхи. Молодожёнов женили в несколько этапов:

  • Сватовство. Для того, чтобы сосватать невесту жениху, все близкие родственники с обеих сторон собирались вместе. Обсуждали приданое, где будет жить молодая пара, договаривались о подарках на свадьбу
  • После того, как благословение родителей было получено, начиналась подготовка к торжеству. Невеста с подружками собирались каждый вечер и готовили приданое: шили, вязали и ткали одежду, постельное белье, скатерти и прочий домашний текстиль. Пели грустные песни
  • В первый день свадьбы невеста прощалась с девичеством. Подружки пели грустные обрядовые песни русского народа, прощальные плачи - ведь девушка с этого момента оказывалась в полном подчинении мужа, никто не знал, как сложится ее семейная жизнь
  • Согласно обычаю, во второй день свадьбы новоиспеченный муж вместе с друзьями отправлялся к теще на блины. Устраивали бурное застолье, заходили в гости ко всем новым родственникам

Когда в новой семье появлялся ребенок, его следовало обязательно крестить. Обряд крещения проводили сразу после рождения. Требовалось выбрать надежного крестного - этот человек нес большую ответственность, практически наравне с родителями, за судьбу младенца.

А когда малышу исполнялся год, у него на темечке выстригали крест. Считалось, что этот обряд дает ребенку защиту от нечистой силы и сглаза.

Когда ребенок подрастал, он был обязан ежегодно в Сочельник навещать крестных с угощением. А те, в свою очередь, одаривали его презентами, угощали сладостями.

Смотрите видео про обряды и обычаи русского народа:

Смешанные обряды

Отдельно стоит рассказать о таких интересных обрядах:

  • Празднование Ивана Купалы. Считалось, что только с этого дня можно было купаться. Также в этот день цвел папоротник - тот, кто отыщет цветущее растение, откроет все сокровенные тайны. Люди разводили костры и прыгали через них: считалось, что пара, перепрыгнувшая, держась за руки, через огонь, будет вместе до самой смерти
  • С языческих времен дошел и обычай поминать покойников. За поминальным столом обязательно должно было стоять богатое угощение и вино

Следовать древним традициям или нет - дело каждого. Но можно не возводить их в культ, а отдавать дань уважения предкам, их культуре, истории своей страны. Это касается религиозных обычаев. Что касается развлекательных мероприятий, типа Масленицы или празднования Ивана Купалы - это лишний повод повеселиться в компании друзей и второй половинки.

Кто такие мы, русские? Что за народ? Как он возник? Практически никто об этом ничего не знает. Недаром русских зовут: Иванами, не помнящими родства. Психологи убеждены, что большинство бед современной России из-за того, что сознание титульной нации, то есть русских, как бы закрыто пеленой. Порой кажется, что какой-то вселенский демиург затуманил до времени наш рассудок. Но время прояснения сознания уже наступает. Недавно вышла новая книга Геннадия Климова «Русские веды», которая подробно рассказывает о древнейшей истории Руси, архаичных цивилизациях Восточной Европы, где произошла, как оказалось, эволюция человечества. Оказалось, что мы из школьных учебников приблизительно знаем историю только 5 тысяч лет и то с большими искажениями, а история цивилизации Руси насчитывает минимум 50 тысяч лет, то есть в 10 раз больше. Геннадий Климов профессиональный исследователь древних религий и эпосов. В последней книге есть фрагмент, который повествует о рождении народов, которые стали прародителями славян. Сегодня мы попросили рассказать Геннадия Климова о происхождении русского народа.


- Давайте с самого начала отбросим некоторые мифы, которые преследуют нас. Русских можно считать славянами с определенной натяжкой. Славяне это один из народов, выделившихся из Руси и не более того. Скажем, в Воронежской, Ростовской, Харьковской областях население состоит на 60 процентов из потомков ариев, которые позже образовали сарматско-скифский мир. А в Новгородской. Тверской, Псковской также на 40 процентов из потомков Скандинавов. Нижнее Поволжье в определенной пропорции заселено народом, из которого двумя волнами выделились евреи. Русские - это праэтнос, из которого выделились другие народы. В русском языке, в русской ментальности совмещены как бы два кода - Сарматии, мира женских матриархальных устоев и Скифии, мира мужских сечей и казачьих орд. У русских очень сложный архетип, поэтому пока у русской цивилизации так много проблем. Но скоро сознание русскоговорящих людей очистится, наступит преображение. Вот тогда наступит подлинный рассвет русского мира. Этот процесс уже начался.
Часто задают вопрос: откуда русские пришли? Россияне всегда жили на своем месте в восточной Европе, даже во время оледенения и потопа. Непрерывная история России наблюдает с глубину в 50-70 тысяч лет. Для примера, Китаю едва исполнилось 5 тысяч лет. А египетские пирамиды были построены всего 4 тысячи лет назад. Но конечно славяне сыграли в энтосогенеза русской нации значительную роль. В образной форме древние авторы арийских книг сохранили для нас послание о рождении народов Северного Причерноморья и в том числе славян. Можно считать в определенной мере предками русских народ - венеды. Арийские древние книги повествуют следующее.
Кадру и Вината были сестрами. Отцом их был Дакша - владыка созданий. У него было 13 дочерей, которых он выдал замуж за мудреца Кашьяпу. Кадру родила тысячу сыновей, а Вината только двоих. Кадру принесла много яиц, а Вината - всего два яйца. Через пятьсот лет вылупились из яиц Кадру тысяча могучих змеев - нагов. У другой сестры Винаты к этому времени еще никто не появился на свет. В нетерпении Вината разбила одно яйцо, и увидела там сына, развившегося только наполовину. Она назвала его Аруной. Арийские тексты содержат в себе много тайн. Имя Арун означает «руны камня Алатырь». Это система знаков, применяемых жрецами Валдая в качестве тайнописи. За свое уродство разгневанный Арун проклял свою нетерпеливую мать Винату, и предрек ей быть рабыней пять сотен лет. От имени Вината происходит русское слово «вина» и название древних родов славян вендов. Это слово в разное время использовалось по отношению к разным народам, иногда ко всем славянам в целом, также иногда ассоциируются с вандалами. На протяжении Средних веков немцы обобщенно называли вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков, которые происходят от другой ветви переселенцев из Руси): лужичан, лютичей, бодричей (проживавших на территории современной Германии) и поморян. В Германии во времена Веймарской республики в органах внутренних дел еще существовал специальный Вендский Отдел, который занимался работой со славянским населением Германии. На сегодняшний день в значительной степени современные германцы - это генетические потомки прибалтийских славян. Большое число слов с корнем «венд» встречалось в землях востока Германии: вендхаус, вендберг, вендграбен (могила), винденхайм (родина), виндишланд (земля вендов) и т.д. На территории современной Латвии еще в XII-XIII вв. н.э. обитал народ, известный под названием «венды». Не трудно предположить, что они происходят от родов, которые положили два сына матриархальной коммуны Вината, упомянутой в арийских Ведах. Слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene». Предполагают, что финское и эстонское название русских также связаны с названием «венеды».
История, которая сохранилась в арийских Ведах, говорит, что славяне в начале времен проявились в виде сына Винаты, родившемся недоношенным, но получившим имя Арун, что означает «владеющий тайными знаниями». Прокляв свою мать (уйдя из матриархальной коммуны, его породившей), он сказал: «Через пятьсот лет другой сын избавит тебя от рабства, если ты не разобьешь второе яйцо раньше времени».
Это было незадолго до начала Троянской войны. В это время боги и асуры были в мире. Единая арийская империя мобилизовала все силы, чтобы построить гигантскую стену, отделявшую север от юга. Так древние пытались защититься от болезней, которые надвигались на Русь с юга. В это время сестры Кадру и Вината увидели чудесного коня Уччайхшраваса, вышедшего из морских вод. Между ними возник спор - какого цвета хвост у того коня. Вината говорила, что белого (как и было на самом деле). Ее сестра Кадру же - что черного. Согласно условию спора - та, что проиграет, должна стать рабыней.
Ночью Кадру послала тысячу своих сыновей - «черных змеев», чтобы они повисли на хвосте белого коня, и тем бы скрыли его природный цвет. Так коварная Кадру обманом обратила свою сестру в рабство. И так сбылось проклятие первых славян арун. Скорее всего, это одно из племен скифов или сармат, после Троянской войны переселившихся на Балканы. Здесь потомки Аруна стали именовать коловянами - южными славянами. Они образовали 12 этрусских родов, создавших древнее Этрусское государство и Рим.
В русском эпосе история миграций этого народа сохранилась в сказке о колобке. Собственно колобок - это и есть коловяне. Было это ориентировочно 1200 году до н.э. Через 2200 лет часть их вернется на Русь в Киев и Новгород, после того как Моравия была завоевана венграми. Вернувшись, они принесли с собой много сказок и сказаний о своей древней истории. Так на Руси появилась сказка о колобке.

Но это только половина истории славян. Вината еще из второго яйца родила исполинского орла. Ему было суждено стать истребителем змей-нагов в отмщение за рабство матери. Когда он родился, все живые существа и сами боги горы Алатырь пришли в смятение. Обстоятельства жизни и борьбы гигантского орла очень напоминают обстоятельства истории современной России, хотя арийские Веды были написаны на несколько тысяч лет раньше. Народы, происходящие от исполинского орла Гаруды, - балтийские славяне, германцы и современные русские. Орел Гаруда при рождении сам разбил клювом скорлупу яйца и, едва родившись, взмыл в поднебесье в поисках добычи. Местом его рождения, судя по всему, была река Дон. В рабстве матриархальная коммуна Винета была у степных кочевников нагов. Наги образовали многочисленные южные народности.
В то время Сурья, бог солнца, стал грозить, что сожжет мир. В степях началась засуха. Тогда орел Гаруда взял на спину своего старшего брата, того, что родился преждевременно, и поместил на колесницу Солнца, чтобы телом своим он заслонял мир от губительных лучей. С тех пор старший сын Винаты стал колесничим Сурьи и божеством утренней зари.
Судя по всему племя Гаруда, гербом которых был орел, родилось через 500 лет после Троянской войны и после первой экспедиции выходцев из Руси на Балканы и заселения Сицилии. То есть это был примерно 750 год до н.э. Именно в это время на Руси случается очередной религиозный кризис. В это время содеется на Руси новый Иерусалимский храм, который продолжает начатые в середине 2 тысячелетия до н.э арийским царем Мелхисидеком религиозные реформы по переходу к Единобожию. К тому же причиной, побудившей огромные массы людей Евразии прийти в движение, стала засуха.
Волны людей «свободной воли» появляются в устье Дона, на Азовском море возникает военно-морская база южных варягов. Эти «люди моря» получают наименование - эллины. Они атакуют берега всех внутренних морей, уничтожая остатки критско-микенской цивилизации. Наступают темные века. Возникает в Крыму город Пантикапей (современный город Керчь). Это перевалочная морская база, из которой расходятся по морям тысячи кораблей. На верфях у современного города Воронеж из корабельных сосен строятся еще тысячи тысяч кораблей. Морская экспансия Руси заканчивается возникновением многих независимых городов по берегам Черного и Средиземного морей. Именно эти переселенцы стали той питательной средой, на которой выросла античная культура.
А Гаруда, доставив брата на юг, вернулся на Русь. Удрученный, спросил он свою мать: «Почему должен я служить змеям?» И его мать Вината рассказала ему о том, как она попала в рабство к сестре. Гаруда тогда спросил у змей: «Что могу я сделать, чтобы избавить от рабства себя и мать?» И змеи сказали ему: «Добудь нам амриту у богов. Тогда мы вас избавим от рабства». Амрита - это напиток бессмертия. Понятие «амрита» в арийских текстах соответствует Аюрведе - науке о законах жизни. Именно создание жрецами основ древней медицины позволило начать менее безопасное освоение территории за пределами Руси. Человек мало приспособлен жить вдали от ледников - в южном мире его преследуют экзотические болезни. После того как была создана основа Аюрведы, люди стали заселять южные страны. Там они встречали людей из первобытных эпох, которые тоже как-то приспособились жить на юге. Но это были уже другие люди, непохожие на северян. Солнце изменило их внешний вид, а их привычки, мировоззрение, этические нормы были из архаичных эпох. Их архетип сознания соответствовал эпохам давно миновавшим. Так устроен механизм эволюции на планете Земля. Эволюция на юге происходит медленнее, чем на севере.
Гаруда полетел на север, где боги хранили амриту. По дороге он миновал гору Гандхамадана, где увидел своего медитирующего отца, мудрого Кашьяпу. По совету отца Гаруда добыл себе в пищу слона и гигантскую черепаху и опустился на дерево, чтобы съесть свою добычу. Но ветвь подломилась под его тяжестью. Гаруда подхватил ее клювом и увидел на ней множество крошечных мудрецов - валакхильев, повисших вниз головами. Валакхильи - мифические мудрецы, числом шестьдесят тысяч, каждый величиной с палец; в арийских книгах именуются сыновьями Крату, шестого сына Брахмы.

С ветвью в клюве и со слоном и черепахой в когтях Гаруда полетел дальше. Когда он вновь пролетал мимо горы Гандхамадана, Кашьяпа молвил: «Остерегись причинять вред мудрецам-валакхильям! Бойся их гнева!» Кашьяпа поведал Гаруде, каким могуществом обладают эти крошечные создания. Тогда Гаруда бережно опустил валакхильев на землю, а сам полетел к горе, покрытой снегом, и, усевшись на ледник, съел слона и черепаху. Затем он продолжал свой полет.

Отцом валакхильев считается один из сапта-риши Крату. От имени этого риши (мудреца) происходит русское слово «крот». Почему? Поймете чуть позже. Валакхильи пьют солнечные лучи и являются стражами солнечной колесницы. На самом деле их место жительства Валдай и Рифейские горы, горы мудрецов. Они изучают Веды и шастры. Одними из главных черт валакхильев считаются их чистота, добродетель и целомудрие; они постоянно совершают молитвы. Старцы живут обычно в землянках и равнодушны к богатству. Иногда в книгах их называют «сиддхи».
Это святые отшельники Руси. Они селились в верховьях Волги, Белоозерье и берегах Белого моря. Скиты святых старцев можно найти даже далеко на Кольском полуострове за Полярным кругом. В «Махабхарате» рассказывается о том, как вождь богов Индра вместе с валакхильями отвечали за растопку костра. Индра, набравший целую гору дров, посмеялся над валакхильями, каждый из которых еле тянул стебелек травы. Мудрецы обиделись и стали молиться, чтобы появился другой вождь богов Индра, гораздо более могущественный. Индра, узнав об этом, испугался и попросил помощи у мудреца Кашьяпы. Могущественный жрец смог усмирить валакхильев, но чтобы их усилия не пропали даром, решил, что должен родиться Индра в образе орла.
Недалеко от моего дома под Тверью в 2009 году открылись мощи Святого Савватия, старца, жившего здесь в конце XIV века н.э. Его мощи были найдены 19 августа. Это очень символично. В этот день Православная Церковь празднует Преображение. Это понятие есть отражение философской концепции «умного делания» или видения Фаворского света. В лесных скитах монахи-отшельники доводили себя до состояния религиозного экстаза, что начинали напрямую, на Земле, видеть Фаворский свет и напрямую общаться с Богом.

Традиция строительства скитов на Руси уходит своими корнями в эру Рака (7-6 тыс. лет до н.э.) - знака, обращенного к миру души, а может и в еще более древние времена. В 4-2 тысячелетии наступает эра Тельца - валакхильи заселяют освободившиеся вновь из под ледника земли. 60 тысяч монахов-отшельников «ткут» здесь Веды, которые до сих пор определяют сознание современного человека. Именно они создали архетип сознания, лежащий в основе мировой культуры. Валакхильи сохранялись на протяжении всех тысячелетий. Существуют они и сегодня. В относительно недавней истории наибольшую известность приобрели валакхильи, которые в русской Церкви именуются заволжскими старцами. Это иноки Белозерских, Вологодских и Тверских малых монастырей и лесных скитов. Внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей. Они не боялись царям говорить правду. Развод русского царя Василия III с женой и новый брак его вызвали осуждение со стороны заволжцев. В 1523 г. один из заволжцев, игумен Порфирий, был даже посажен в тюрьму за то, что вступился за князя Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключенного в тюрьму, несмотря на клятвы великого князя и митрополита Даниила. Во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский..
Сегодня в селе Савватьево под Тверью отец Андрей Егоров (протоиерей был в свое время известным тверским рокером) возрождает и строит небольшой монастырь на берегу реки Орша и сохраняет лесной скит преподобного Савватия Оршинского, отшельника, по преданию пришедшего на русскую землю вместе с митрополитом Киприаном, и принесшего на Русь учение исихастов. Было это в конце X IVвека.
Многие названия рек, описание климата и звездного неба в арийских книгах указывают на то, что знаменитые семь мудрецов, давшие людям все знания, в честь которых сияют семь звезд созвездия Большая Медведица, жили именно в этих местах по берегам рек Медведица, Орша, Молога. А в конце XIV веке здесь в скитах расселились православные монахи, хранители учения о Фаворском свете. Уже в начале XV века, всего за несколько десятков лет, скиты и малые монастыри распространились от Твери до самого Ледовитого океана.
Отец Андрей во время нашей встречи удивлялся тому, с какой большой скоростью учение исихастов распространилось по Руси. Я думаю, что это Божий промысел. Это и есть Фаворский свет Преображения - он распространяется с той же скоростью, как и Благодатный огонь от Гроба Господнего.
Множество православных монахов поселилось в скитах именно в тех местах, где жили риши, указанные в Ведах. Но между этими событиями минимум 2500 лет. Кажется, в истории все повторяется. То, что риши из арийского эпоса и исихасты из относительно недавней истории проявились в одном месте на планете - это удивительный факт. Похоже, что события не только повторяются, но и случаются в одном и том же месте.
Валакхильи и православные монахи-отшельники северо-запада Руси и Карелии - это непрерывная традиция одного явления. Она проявляется здесь уже несколько тысяч лет. Я знаком с несколькими монахами, которые живут в лесах и в наше время.
А между тем как Гаруда приближался к Валдаю, обители богов, грозные знамения появились в небе. Поднялся ветер, загрохотал гром, зловещие тучи окутали вершины. Боги встревожились. Но они еще не видели, кто собирается напасть на них. Тогда сказал им мудрый Брихаспати: «Могучая птица приближается сюда, чтобы похитить амриту. Ныне исполняется предсказание валакхильев».
Услышав это, боги во главе с Индрой облачились в блистающие доспехи и вооружились мечами и копьями, - говорится в эпосе ариев. Окружив сосуд с напитком бессмертия амриту, они готовились к бою. И вот появилась огромная птица, сверкающая, как солнце. Она обрушилась на небожителей и разметала их в разные стороны. Придя в себя от этого натиска, боги во главе с Индрой устремились на Гаруду, осыпая его со всех сторон копьями, дротиками и боевыми дисками. Птица взмыла ввысь, и сверху напала на богов, и многих повергла ударами когтей и клюва. Не выдержав боя с непобедимой птицей, отступили боги, а Гаруда проник туда, где хранилась амрита. Так праславяне стали обладателями тайных знаний мудрецов с Валдая.
Гаруда схватил сосуд с амритой и пустился в обратный путь.
Вождь валдайских богов Индра кинулся в погоню и, настигнув его в воздухе, нанес страшный удар своей ваджрой. Но Гаруда не дрогнул. Он сказал Индре: «Велика моя сила, и я могу унести на своих крыльях всю эту землю с горами и лесами и тебя вместе с нею. Если хочешь, будь моим другом. Не опасайся, я не отдам амриту змеям. Ты получишь ее обратно, когда я вызволю себя и свою мать из рабства». Индра - это кроме прочего и религия, которая была на Руси 6-4 тысячи лет до н.э. Это было первое явление культов единобожия. Индра был предвестником прихода Кришны. Арийские Веды считают, что в образе Кришны Всевышний в очередной раз спускался на землю примерно за 3100 лет до н.э. При этом Кришна как бы является предвестником прихода Иисуса Христа, а Индра соответственно - Андрея Первозванного. Потомки второго сына рабыни Винаты принесли культ единобожия на юг Руси. Вместе с новой религией распространились и новые знания о гигиене и методах врачевания, что позволило продвинуться более далеко на юг.
Услышав эти слова, Индра сказал: «Я принимаю твою дружбу, о могучий. Требуй от меня дара, какого хочешь!» И Гаруда сказал: «Пусть будут змеи моею пищей». С той поры змеи обречены быть пищей Гаруде и его потомству, птицам-супарнам. С тех пор Россия впитывает в себя многих переселенцев и юга и переплавляет их в российский этнос.

Гаруда и его мать Вината освободились от рабства. Но Индра забрал тем временем амриту и унес ее обратно на Валдай, в свое царство. Змеям не досталось напитка бессмертия. Тогда они стали лизать траву куша, на которой стоял сосуд с амритой. А трава куша, которой касалась амрита, стала с той поры священной травою. То есть какие-то знания по древней медицине все же попали в среду кочевников - и это спасло их в процессе эволюции.
Великий орел Гаруда - солнечная птица, - один из популярнейших образов арийской мифологии. В древних книгах Всевышний (Вишну) часто изображается летящим в небе верхом на орле Гаруде. То есть северные славяне были той силой, которая разносила в древности по миру веру в единого Бога. Отсюда выражение у русских - с нами Бог!

Рассказ Геннадия Климова записала Марина Гавришенко