Альтовый и теноровый ключ относятся к ключам ДО, то есть таким ключам, которые указывают на ноту ДО первой октавы. Только привязаны эти ключи к разным линейкам нотного стана, поэтому в их нотной системе разные точки отсчета. Так, в альтовом ключе нота ДО пишется на третьей линейке, а в теноровом на четвертой.
Альтовый ключ
Альтовый ключ применяется, главным образом, для записи альтовой музыки, редко им пользуются виолончелисты, и еще реже другие музыканты-инструменталисты. Иногда альтовые партии могут быть написаны и в , если это удобно.
В старинной музыке роль альтового ключа была более важной, так как в обиходе находилось большее число инструментов, для которых запись в альтовом ключе была удобной. Кроме того, в музыке эпох Средневековья и Возрождения в альтовом ключе записывалась также и вокальная музыка, в последствие от этой практики отказались.
Диапазон звуков, которые записываются в альтовом ключе, это малая и первая октава целиком, а также некоторые ноты второй октавы.
Ноты первой и второй октавы в альтовом ключе
- Нота ДО первой октавы в альтовом ключе пишется на третьей линейке.
- Нота РЕ первой октавы в альтовом ключе расположена между третьей и четвертой линейками
- Нота МИ первой октавы в альтовом ключе помещается на четвертой линейке.
- Нота ФА первой октавы в альтовом ключе «прячется» между четвертой и пятой линейками.
- Нота СОЛЬ первой октавы в альтовом ключе занимает пятую линейку нотного стана.
- Нота ЛЯ первой октавы альтового ключа находится выше пятой линейки, над нотным станом сверху.
- Ноту СИ первой октавы в альтовом ключе следует искать на первой добавочной линии сверху.
- Нота ДО второй октавы альтового ключа находится выше первой добавочной, над ней.
- Нота РЕ второй октавы, ее адрес в альтовом ключе – вторая вспомогательная линейка сверху.
- Нота МИ второй октавы альтового ключа пишется над второй дополнительной линейкой нотоносца.
- Нота ФА второй октавы в альтовом ключе занимает третью добавочную линейку нотоносца сверху.
Ноты малой октавы в альтовом ключе
Если ноты первой октавы в альтовом ключе занимают верхнюю половину нотного стана (начиная с третьей линейки), то ноты малой октавы пишутся ниже и занимают, соответственно, нижнюю половину.
- Нота ДО малой октавы в альтовом ключе пишется под первой добавочной линейкой.
- Нота РЕ малой октавы в альтовом ключе пишется на первой вспомогательной линии внизу.
- Нота МИ малой октавы альтового ключа расположена под нотным станом, под первой его основной линией.
- Ноту ФА малой октавы в альтовом ключе надо искать на первой основной линии нотного стана.
- Нота СОЛЬ малой октавы в альтовом ключе пишется в промежутке между первой и второй линейками нотоносца.
- Нота ЛЯ малой октавы альтового ключа занимает, соответственно, вторую линейку нотоносца.
- Нота СИ малой октавы, в альтовом ключе ее адрес – между второй и третьей линейками нотного стана.
Теноровый ключ
Теноровый ключ отличается от альтового лишь «точкой отсчета», так как в нем нота ДО первой октавы записывается не на третьей линейке, а на четвертой. Теноровый ключ применяется для фиксации музыки для таких инструментов, как виолончель, фагот, тромбон. Надо сказать, что партии этих же инструментов часто пишутся в , а теноровый ключ при этом используется эпизодически.
В теноровом ключе преобладают ноты малой и первой октавы, так же как и в альтовом, однако, по сравнению с последним, в диапазоне тенора высокие ноты встречаются гораздо реже (у альта — наоборот).
Ноты первой октавы в теноровом ключе
Ноты малой октавы в теноровом ключе
Запись нот в альтовом и теноровом ключе идет с разницей ровно на одну линейку. Как правило, чтение нот в новых ключах доставляет неудобство лишь на первых порах, затем довольно быстро музыкант привыкает и перестраивается на новое восприятие нотного текста с этими ключами.
На прощание сегодня мы вам покажем интересную передачу об альте. Передача из проекта «Академия занимательных искусств – Музыка». Желаем вам успехов! Заходите к нам почаще!
Когда преподаватели в музыкальных школах рассказывают маленьким детям, что такое скрипичный ключ, они часто говорят что-то очень красивое и мотивирующее. Например: «Это — скрипичный ключик! Он открывает нотную строку и откроет тебе дверь в огромный мир музыки!». Звучит поэтично. Но не совсем понятно. Почему все-таки «ключ»? И почему именно «скрипичный»? Ведь ноты с таким знаком не только у скрипачей. Странно?
Слово «ключ» и правда неслучайно, этот знак действительно — ключ. Но только не от двери, а, скорее, к шифру. Этот шифр — запись нот, потому что записывать их можно по-разному.
Что такое ноты? Ноты - это графические обозначения для звуков определенной высоты, которые группируются и записываются в особой - октавной - системе. Дело в том, что музыкальные звуки, частота (да, ее в Герцах измеряют) которых различается ровно в 2 раза, звучат для нашего уха очень похоже. Как повторение одного - только на разной высоте. Расстояние (интервал) между ними называется октавой. Поэтому весь диапазон музыкальных звуков делят на участки, которые тоже называются октавы. Схожие в каждом участке звуки — ноты — имеют одинаковые названия: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. И следующая после си нота - до, только на октаву выше. И так далее.
Нотный стан — это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот. Но ноты, в отличии от линеек, не кончаются. И даже добавив пару или тройку дополнительных мини-линеечек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. А главное — на разных инструментах можно взять ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же и с человеческим голосом. Значит, нужно определить, какой именно нам нужен диапазон и писать в нем — ведь сами по себе линейки нотного стана ничего не значат, пока мы не зададим исходную точку отсчета. Необходимо указать КЛЮЧЕВУЮ ноту, от которой будут отсчитываться все остальные.
Для этого и нужен ключ. Именно он определяет «кодировку» — какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, и как относительно нее расположены другие. И вариантов может быть много — как и музыкальных ключей. Их символы кажутся замысловатыми, однако в них есть смысл: центральный элемент каждого ключа указывает на эту самую «начальную» ноту.
Любимый всеми (и нами) скрипичный ключ - это ключ «соль»: его завиток огибает вторую линейку нотного стана, на которой в скрипичном ключе и располагается соль первой октавы. А значит, под этой второй линейкой будет фа, а над ней — ля. В скрипичном ключе удобно записывать ноты для скрипки, женского вокала, духовых, некоторых ударных и правой руки фортепиано (но не всегда). Просто потому, что это достаточно высокие звуки и скрипичный ключ подходит: он охватывает Первую и Вторую октавы. Это диапазон среднего человеческого голоса (и скрипки). Традиционно партии тенора (мужской высокий голос) и гитары тоже записываются в скрипичном ключе, только исполняются на октаву ниже.
Еще есть ключи «фа» — басовый, например. В нем пишутся партии второй руки для фортепиано, виолончели и фагота — партии в Большой и Малой октаве, то есть низкие звуки. Его «завиток» и две точки помещают ноту фа Малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Если его сдвинуть на одну линейку вниз, получится баритоновый ключ: в нем фа, соответственно, расположена на третьей линейке.
А еще есть ключи «до»: альтовый, теноровый, сопрановый. И это мы молчим про совершенно особые ключи для ударных, которые могут вообще ничего не говорить о высоте звука! Действительно, способов шифрования музыки великое множество — но в них вполне по силам разобраться. Если только уметь правильно подобрать ключ.
Здравствуйте, дорогие друзья. Мы совсем ещё не говорили о видах музыкальных ключей и в этой статье мы исправим это.
На сегодня мы знаем только о том, как записывать ноты в скрипичном ключе. Кстати, скрипичный ключ ещё называют ключом соль.
В нём ноты, как мы знаем, записываются следующим образом:
рис. 1
На рисунке 1 мы начали движение вверх от ноты до первой октавы.
С басовым ключом мы также встречались, например когда разбирали Менуэт Баха:
рис. 2
Басовый ключ также называют ключом фа. Дело в том что середина его (между двумя точками) "указывает" на ноту фа .
Если записать звукоряд с рисунка 1 в басовом ключе, то он будет выглядеть так:
рис. 3
То есть Ля в басовом ключе это до в скрипичном, си в басовом это ре в скрипичном и так далее.
Также существуют ключи системы до .
И если со скрипичным и басовым ключами мы часто встречались, то данный ключ будет для нас возможно чем-то новым.
Ключи данной системы перемещаются вверх вниз. Смысл этих перемещений в том чтобы указать где будет находится нота до первой октавы.
Например, если третья линейка сверху будет пересекать центр ключа, значит на уровне этой линейки у нас будет звук до (это будет называться Альтовым ключом ).
Например мы можем записать тот же самый звукоряд, что изображен на рисунке 1 вот так:
рис. 4
В ключах системы до записывают, такие инструменты как альт (на рисунке 4 изображены ноты как раз для этого инструмента), тромбон, виолончель.
Rating 4.43 (53 Votes)
Как без труда понять, какому звуку соответствует расположение ноты на нотном стане?
Ключ
Ключ - элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.
Скрипичный Ключ
Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:
Рисунок 1. Скрипичный ключ
Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль . Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль .
Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа-соль - ля- си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль :
Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе
На рисунке 2 мы разместили ноты отдо (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) доси (на центральной линии). Последний символ - пауза.
Басовый Ключ
Указывает расположение нотыФа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию нотыфа . Эту линию мы снова выделили красным цветом:
Рисунок 3. Басовый ключ
Вот пример расположения нот до- ре- ми-фа - соль- ля- си на нотном стане с басовым ключом Фа :
Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе
Этот ключ указывает расположение нотыДо первой октавы: она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):
Рисунок 5. Альтовый ключ
Примеры
Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример использования ключей.
Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:
Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе
А вот так выглядит эта же мелодия в Басовом ключе Фа :
Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе
В Альтовом ключеДо эта же мелодия выглядит вот так:
Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе
В случае записи мелодии в ключе Соль , ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключеФа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и чтение, и запись. В альтовом ключе бóльшая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.
И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или высоких нот.
Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье « ».
Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.
Полная версия программы в статье «Тест: музыкальные ключи »
Итоги . Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль , Басовый Фа и Альтовый До .