Здоровье

Сложение и вычитание десятичных дробей. Вычитание десятичных дробей

Глава 2 ДРОБНЫЕ ЧИСЛА И Действия С НИМИ

§ 37. Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичные дроби записывают по тому же принципу, что и натуральные числа. Поэтому сложение и вычитание выполняют по соответствующим схемам для натуральных чисел.

Во время сложение и вычитание десятичные дроби записываются «столбиком» - друг под другом так, чтобы одноименные разряды стояли друг под другом. Таким образом, запятая будет стоять под запятой. Далее выполняем действие так, как и с натуральными числами, не обращая внимания на запятые. В сумме (или разности) запятую ставим под запятыми слагаемых (или запятыми уменьшаемого и вычитателя).

Пример 1. 37,982 + 4,473.

Объяснение. 2 тысячных плюс 3 тысячных равна 5 тысячных. 8 соток плюс 7 соток равна 15 соток, или 1 десятая и 5 соток. Записываем 5 соток, а 1 десятую запоминаем и т. д.

Пример 2. 42,8 - 37,515.

Объяснение. Поскольку уменьшающееся и вычитаемое имеют разное количество знаков после запятой, то можно приписать в уменьшающемся необходимое количество нулей. Разберись самостоятельно, как выполнено пример.

Заметим, что при сложении и вычитании нуля можно и не дописывать, а мысленно представлять их на тех местах, где нет разрядных единиц.

При сложении десятичных дробей сбываются изученные ранее переставная и соединительная свойства сложения:

Начальный уровень

1228. Обчисли (устно):

1) 8 + 0,7; 2) 5 + 0,32;

3) 0,39 + 1; 4) 0,3 + 0,2;

5) 0,12 + 0,37; 6) 0,1 + 0,01;

7) 0,02 + 0,003; 8) 0,26 + 0,7;

9) 0,12 + 0,004.

1229. Обчисли:

1230. Обчисли (устно):

1) 4,72 - 2; 2) 13,892 - 10; 3) 0,8 - 0,6;

4) 6,7 - 0,3; 5) 2,3 - 1,2; 6) 0,05 - 0,02;

7) 0,19 - 0,07; 8) 0,47 - 0,32; 9) 42,4 - 42.

1231. Обчисли:

1232. Обчисли:

1233. На одной машине было 2,7 т песка, а на другой - 3,2 т. Сколько песка было на двух машинах?

1234. Выполни сложение:

1) 6,9 + 2,6; 2) 9,3 + 0,8; 3) 8,9 + 5;

4) 15 + 7,2; 5) 4,7 + 5,29; 6) 1,42 + 24,5;

7) 10,9 + 0,309; 8) 0,592 + 0,83; 9) 1,723 + 8,9.

1235. Найди сумму:

1) 3,8 + 1,9; 2) 5,6 + 0,5; 3) 9 + 3,6;

4) 5,7 + 1,6; 5) 3,58 + 1,4; 6) 7,2 + 15,68;

7) 0,906 + 12,8; 8) 0,47 + 0,741; 9) 8,492 + 0,7.

1236. Выполни вычитание:

1) 5,7 - 3,8; 2) 6,1 - 4,7; 3) 12,1 - 8,7;

4) 44,6 - 13; 5) 4 - 3,4; 6) 17 - 0,42;

7) 7,5 - 4,83; 8) 0,12 - 0,0856; 9) 9,378 - 8,45.

1237. Найди разницу:

1) 7,5 - 2,7; 2) 4,3 - 3,5; 3) 12,2 - 9,6;

4) 32,7 - 5; 5) 41 - 3,53; 6) 7 - 0,61;

7) 8,31 - 4,568; 8) 0,16 - 0,0913; 9) 37,819 - 8,9.

1238. Ковер-самолет за 2 ч пролетел 17,4 км, причем за первый час он пролетел 8,3 км. Сколько пролетел ковер-самолет за второй час?

1239. 1) Приумножь число 7,2831 на 2,423.

2) Уменьшить число 5,372 на 4,47.

Средний уровень

1240. Реши уравнения:

1) 7,2 + х = 10,31; 2) 5,3 - х = 2,4;

3) х - 2,8 = 1,72; 4) х + 3,71 = 10,5.

1241. Реши уравнения:

1) х - 4,2 = 5,9; 2) 2,9 + х = 3,5;

3) 4,13 - х = 3,2; 4) х + 5,72 = 14,6.

1242. Как удобнее добавить? Почему?

4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 8,93) + 0,8 или

4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 0,8) + 8,93.

1243. Обчисли (устно) удобным способом:

1) 7 + 2,8 + 1,2; 2) 12,4 + 17,3 + 0,6;

3) 3,42 + 4,9 + 5,1; 4) 12,11 + 7,89 + 13,5.

1244. Найди значение выражения:

1) 200,01 + 0,052 + 1,05;

2) 42 + 4,038 + 17,25;

3) 2,546 + 0,597 + 82,04;

4) 48,086 + 115,92 + 111,037.

1245. Найди значение выражения:

1) 82 + 4,042 + 17,37;

2) 47,82 + 0,382 + 17,3;

3) 15,397 + 9,42 + 114;

4) 152,73 + 137,8 + 0,4953.

1246. От металлической трубы длиной 7,92 м отрезали сначала 1,17 м, а потом еще 3,42 м. Какова длина оставшейся трубы?

1247. Яблоки вместе с ящиком весят 25,6 кг. Сколько килограммов весят яблоки, если пустой ящик весит 1,13 кг?

1248. Найди длину ломаной ABC , если АВ = 4,7 см, а ВС на 2,3 см меньше АВ.

1249. В одном бидоне есть 10,7 л молока, а в другом на 1,25 л меньше. Сколько молока в двух бидонах?

1250.Обчисли:

1) 147,85 - 34 - 5,986;

2) 137,52 - (113,21 + 5,4);

3) (157,42 - 114,381) - 5,91;

4) 1142,3 - (157,8 - 3,71).

1251. Обчисли:

1) 137,42 - 15 - 9,127;

2) 1147,58 - (142,37 + 8,13);

3) (159,52 - 142,78) + 11,189;

4) 4297,52 - (113,43 + 1298,3).

1252. Найди значение выражения а - 5,2 - b , если а = 8,91, b = 0,13.

1253. Скорость лодки в стоячей воде 17,2 км/ч, а скорость течения 2,7 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

1254. Заполни таблицу:

Собственная

скорость,

км/ч

Скорость

течения,

км/ч

Скорость по течению, км/ч

Скорость против течения, км/ч

13,1

17,2

18,5

12,35

10,85

13,5

1,65

12,95

1255. Найди пропущенные числа в цепочке:

1256. Измерь в сантиметрах стороны четырехугольника, изображенного на рисунке 257, и найди его периметр.

1257. Начерти произвольный треугольник, измерь его стороны в сантиметрах и найди периметр треугольника.

1258. На отрезке АС обозначили точку В (рис. 258).

1) Найдите АС, если АВ = 3,2 см, ВС = 2,1 см;

2) найдите ВС, если АС = 12,7 дм, АВ = 8,3 дм.

Рис. 257

Рис. 258

Рис. 259

1259. На сколько сантиметров отрезок AB длиннее отрезка CD (рис. 259)?

1260. Одна сторона прямоугольника равна 2,7 см, а другая - на 1,3 см короче. Найди периметр прямоугольника.

1261. Основа равнобедренного треугольника равна 8,2 см, а боковая сторона на 2,1 см меньше основы. Найди периметр треугольника.

1262. Первая сторона треугольника равна 13,6 см, вторая на 1,3 см короче первой. Найди третью сторону треугольника, если его периметр равен 43,1 см.

Достаточный уровень

1263. Запиши последовательность из пяти чисел, если:

1) первое число равно 7,2, а каждое следующее на 0,25 больше, чем предыдущее;

2) первое число равно 10,18, а каждое следующее на 0,34 меньше предыдущего.

1264. В первом ящике было 12,7 кг яблок, что на 3,9 кг больше, чем во втором. В третьем ящике яблок было на 5,13 кг меньше, чем в первом и втором вместе. Сколько килограммов яблок было в трех ящиках вместе?

1265. Первого дня туристы прошли 8,3 км, что на 1,8 км больше, чем второго дня, и на 2,7 км меньше, чем третьего. Сколько километров прошли туристы за три дня?

1266. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

2) 6,335 + 2,896 + 1,104;

3) 4,52 + 3,1 + 17,48 + 13,9.

1267. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

2) 7,335 + 3,896 + 1,104;

3) 15,2 + 3,71 + 7,8 + 4,29.

1268. Поставь вместо звездочек цифры:

1269. Поставь в клетки такие цифры, чтобы образовались правильно выполненные примеры:

1270. Упрости выражение:

1) 2,71 + х - 1,38; 2) 3,71 + с + 2,98.

1271. Упрости выражение:

1) 8,42 + 3,17 - х; 2) 3,47 + y - 1,72.

1272. Найди закономерность и запиши три наступление них числа последовательности:

1) 2; 2,7; 3,4 ... 2) 15; 13,5; 12 ...

1273. Реши уравнения:

1) 13,1 - (x + 5,8) = 1,7;

2) (х - 4,7) - 2,8 = 5,9;

3) (у - 4,42) + 7,18 = 24,3;

4) 5,42 - (в - 9,37) = 1,18.

1274. Реши уравнения:

1) (3,9 + х) - 2,5 = 5,7;

2) 14,2 - (6,7 + х) = 5,9;

3) (в - 8,42) + 3,14 = 5,9;

4) 4,42 + (у - 1,17) = 5,47.

1275. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

1) (14,548 + 12,835) - 4,548;

2) 9,37 - 2,59 - 2,37;

3) 7,132 - (1,132 + 5,13);

4) 12,7 - 3,8 - 6,2.

1276. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

1) (27,527 + 7,983) - 7,527;

2) 14,49 - 3,1 - 5,49;

3) 14,1 - 3,58 - 4,42;

4) 4,142 - (2,142 + 1,9).

1277. Обчисли, записав данные величины в дециметрах:

1) 8,72 дм - 13 см;

2) 15,3 дм + 5 см + 2 мм;

3) 427 см + 15,3 дм;

4) 5 м 3 дм 2 см 4 м 7 дм 2 см.

1278. Периметр равнобедренного треугольника равен

17,1 см, а боковая сторона - 6,3 см. Найди длину основы.

1279. Скорость товарного поезда 52,4 км/ч, пассажирского 69,5 км/час. Определите, удаляются или сближаются эти поезда и на сколько километров за час, если они вышли одновременно:

1) из двух пунктов, расстояние между которыми 600 км, навстречу друг другу;

2) из двух пунктов, расстояние между которыми 300 км, и пассажирский догоняет товарный;

1280. Скорость первого велосипедиста 18,2 км/ч, а второго 16,7 км/час. Определите, удаляются или сближаются велосипедисты и на сколько километров за час, если они выехали одновременно:

1) из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, навстречу друг другу;

2) из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, и первый догоняет второго;

3) из одного пункта в противоположных направлениях;

4) из одного пункта в одном направлении.

1281. Обчисли, ответ округли до сотых:

1) 1,5972 + 7,8219 - 4,3712;

2) 2,3917 - 0,4214 + 3,4515.

1282. Обчисли, записав данные величины в центнерах:

1) 8 ц - 319 кг;

2) 9 ц 15 кг + 312 кг;

3) 3 т 2 ц - 2 ц 3 кг;

4) 5 т 2 ц 13 кг + 7 т 3 ц 7 кг.

1283. Обчисли, записав данные величины в метрах:

1) 7,2 м - 25 дм;

2) 2,7 м + 3 дм 5 см;

3) 432 дм + 3 м 5 дм + 27 см;

4) 37 дм - 15 см.

1284. Периметр равнобедренного треугольника равен

15,4 см, а основа - 3,4 см. Найди длину боковой стороны.

1285. Периметр прямоугольника равен 12,2 см, а длина одной из сторон - 3,1 см. Найди длину стороны, не равной данной.

1286. В трех ящиках 109,6 кг помидоров. В первом и втором ящиках вместе 69,9 кг, а во втором и третьем 72,1 кг. Сколько килограммов помидоров в каждом ящике?

1287. Найди числа a , b , с, d в цепочке:

1288. Найди числа а и b в цепочке:

Высокий уровень

1289. Поставь вместо звездочек знаки «+» и «-» так, чтобы выполнялось равенство:

1) 8,1 * 3,7 * 2,7 * 5,1 = 2;

2) 4,5 * 0,18 * 1,18 * 5,5 = 0.

1290. У Чипа было 5,2 грн. После того как Дейл одолжил ему 1,7 грн., у Дейла стало на 1,2 грн. меньше, чем у Чипа. Сколько денег было у Дейла сначала?

1291. Две бригады асфальтируют шоссе и движутся друг другу навстречу. Когда первая бригада заасфальтировала 5,92 км шоссе, а вторая - на 1,37 км меньше, то до их встречи осталось 0,85 км. Какова длина участка шоссе, которую необходимо было заасфальтировать?

1292. Как изменится сумма двух чисел, если:

1) одно из слагаемых увеличить на 3,7, а другой - на 8,2;

2) одно из слагаемых увеличить на 18,2, а другой уменьшить на 3,1;

3) одно из слагаемых уменьшить на 7,4, а другой - на 8,15;

4) одно из слагаемых увеличить на 1,25, а другой уменьшить на 1,25;

5) одно из слагаемых увеличить на 7,2, а другой уменьшить на 8,9?

1293. Как изменится разность, если:

1) уменьшающееся уменьшить на 7,1;

2) уменьшающееся увеличить на 8,3;

3) вычитаемое увеличить на 4,7;

4) вычитаемое уменьшить на 4,19?

1294. Разность двух чисел равна 8,325. Чему равна новая разность, если уменьшающееся увеличить на 13,2, а вычитаемое увеличить на 5,7?

1295. Как изменится разность, если:

1) увеличить уменьшающееся на 0,8, а вычитаемое - на 0,5;

2) увеличить уменьшающееся на 1,7, а вычитаемое - на 1,9;

3) уменьшающееся увеличить на 3,1, а вычитаемое уменьшить на 1,9;

4) уменьшающееся уменьшить на 4,2, а вычитаемое увеличить на 2,1?

Упражнения для повторения

1296. Сравни значения выражений, не выполняя действий:

1) 125 + 382 и 382 + 127; 2) 473 ∙ 29 472 ∙ 29;

3) 592 - 11 и 592 - 37; 4) 925: 25 и 925: 37.

1297. В столовой есть два вида первых блюд, 3 вида вторых и 2 вида третьих блюд. Сколькими способами можно выбрать обед из трех блюд в этой столовой?

1298. Периметр прямоугольника равен 50 дм. Длина прямоугольника на 5 дм больше ширины. Найди стороны прямоугольника.

1299. Запишите наибольшую десятичную дробь:

1) с одним десятичным знаком, меньше 10;

2) с двумя десятичными знаками, меньше 5.

1300. Запишите наименьшую десятичную дробь:

1) с одним десятичным знаком, больше 6;

2) с двумя десятичными знаками, больше 17.

Домашняя самостоятельная работа № 7

2. Какое из неравенств верное:

A ) 2,3 > 2,31; Б) 7,5 < 7,49;

B ) 4,12 > 4,13; Г) 5,7 < 5,78?

3. 4,08 - 1,3 =

А) 3,5; Б) 2,78; В) 3,05; Г) 3,95.

4. Запиши десятичную дробь 4,0701 смешанным числом:

5. Какое из округления до сотых выполнено правильно:

A ) 2,729 ≈ 2,72; Б) 3,545 ≈ 3,55;

B ) 4,729 ≈ 4,7; Г) 4,365 ≈ 4,36?

6. Найди корень уравнения х - 6,13 = 7,48.

А) 13,61; Б) 1,35; В) 13,51; Г) 12,61.

7. Какая из предложенных равенств правильная:

А) 7 см = 0,7 м; Б) 7 дм2 = 0,07 м2;

в) 7 мм = 0,07 м; Г) 7 см3 = 0,07 м3?

8. Названия наибольшее натуральное число, что не превышает 7,0809:

А) 6; Б) 7; В) 8; Г) 9.

9. Сколько существует цифр, которые можно поставить вместо звездочки в приближенной равенства 2,3*7 * 2,4 чтобы округление до дестих было выполнено правильно?

А) 5; Б) 0; В) 4; Г) 6.

10. 4 а 3 м2 =

А) 4,3 а; Б) 4,003 а; В) 4,03 а; Г) 43.

11. Какое из предложенных чисел можно подставить вместо а, чтобы двойное неравенство 3,7 < а < 3,9 была правильной?

А) 3,08; Б) 3,901; В) 3,699; Г) 3,83.

12. Как изменится сумма трех чисел, если первое слагаемое увеличить на 0,8, второй - увеличить на 0,5, а третий - уменьшить на 0,4?

A ) увеличится на 1,7; Б) увеличится на 0,9;

B ) увеличится на 0,1; Г) уменьшится на 0,2.

Задания для проверки знаний № 7 (§34 - §37)

1. Сравни десятичные дроби:

1) 47,539 и 47,6; 2) 0,293 и 0,2928.

2. Выполни сложение:

1) 7,97 + 36,461; 2) 42 + 7,001.

3. Выполни вычитание:

1) 46,63 - 7,718; 2) 37 - 3,045.

4. Округли до:

1) десятых: 4,597; 0,8342;

2) сотых: 15,795; 14,134.

5. Вырази в километрах и запиши десятичной дробью:

1) 7 км 113 м; 2) 219 м; 3) 17 м; 4) 3129 м.

6. Собственная скорость лодки равна 15,7 км/ч, а скорость течения - 1,9 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

7. Первого дня на склад завезли 7,3 т овощей, что на 2,6 т больше, чем второго, и на 1,7 т меньше, чем третьего дня. Сколько тонн овощей завезли на склад за три дня?

8. Найди значение выражения, выбирая удобный порядок действий:

1) (8,42 + 3,97) + 4,58; 2) (3,47 + 2,93) - 1,47.

9. Запиши три числа, каждое из которых меньше 5,7, но больше 5,5.

10. Дополнительное задание. Запиши все цифры которые можно поставить вместо *, чтобы правильной была приближена неравенство:

1) 3,81*5 ≈3,82; 2) 7,4*6≈ 7,41.

11. Дополнительное задание. При каких натуральных значениях n неравенства 0,7 < n < 4,2 и 2,7 < n < 8,9 одновременно являются правильными?

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 5 класс на тему:

  • § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей:
    32. Сложение и вычитание десятичных дробей
  • 1211 На пальто израсходовали 3,2 м ткани, а на костюм 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе? Решите задачу сложением десятичных дробей и путем перехода к сантиметрам.
    РЕШЕНИЕ

    1212 Масса автомобиля Нива 11,5 ц, а масса автомобиля Волга 14,2 ц. На сколько масса Волги больше массы Нивы? Решите задачу с помощью десятичных дробей и переводом данных в килограммы.
    РЕШЕНИЕ

    1213 Выполните сложение: а) 0,769 + 42,389; б) 5,8 + 22,191; в) 95,381 + 3,219; г) 8,9021 + 0,68; д) 2,7 + 1,35 + 0,8; е) 13,75 + 8,2 + 0,115.
    РЕШЕНИЕ

    1214 Выполните вычитание: а) 9,4 - 7,3; б) 16,78 - 5,48; в) 7,79 - 3,79; г) 11,1 - 2,8; д) 88,252 - 4,69; е) 6,6 - 5,99.
    РЕШЕНИЕ

    1215 С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,8 т больше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков?
    РЕШЕНИЕ

    1216 Один тракторист вспахал 13,8 га земли, что оказалось на 4,7 га меньше, чем вспахал второй тракторист. Сколько гектаров земли вспахали оба тракториста вместе?
    РЕШЕНИЕ

    1217 От куска провода длиной 30 м отрезали 4,75 м. Сколько метров провода осталось в куске?
    РЕШЕНИЕ

    1218 Груз, поднимаемый вертолетом, легче вертолета на 4,72 т. Какова масса вертолета вместе с грузом, если масса груза 1,24 т?
    РЕШЕНИЕ

    1219 Выполните действие: а) 7,8 + 6,9; б) 129 + 9,72;в) 8,1 - 5,46; ж) 0,02 - 0,0156; г) 96,3 - 0,081; д) 24,2 + 0,867; е) 830 - 0,0097; з) 0,003 - 0,00089; и) 1 - 0,999; к) 425 - 2,647; л) 83 - 82,877; м) 37,2 - 0,03
    РЕШЕНИЕ

    1220 Собственная скорость катера (в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
    РЕШЕНИЕ

    1221 Скорость теплохода по течению равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.
    РЕШЕНИЕ

    1222 Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость пешехода на 9,7 км/ч меньше. На сколько уменьшится расстояние между ними за 1 ч, если они движутся навстречу друг другу? На сколько увеличивается расстояние между ними за 1 ч, если они движутся из одной точки в противоположные стороны?
    РЕШЕНИЕ

    1223 Расстояние между городами 156 км. Из них навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один проезжает в час 13,6 км, а второй 10,4 км. Через сколько часов они встретятся?
    РЕШЕНИЕ

    1224 Веревку разрезали на пять кусков. Первый кусок больше второго на 4,2 м, но меньше третьего на 2,3 м. Четвертый кусок больше пятого на 3,7 м, но меньше третьего на 1,3 м. Какова длина веревки, если длина четвертого куска 7,8 м?
    РЕШЕНИЕ

    1225 Найдите периметр треугольника ABC, если AB = 2,8 см, BC больше AB на 0,8 см, но меньше AC на 1,1 см.
    РЕШЕНИЕ

    1226 Используя буквы x и у, запишите переместительное свойство сложения и проверьте его, если x = 7,3, а у = 29. Используя буквы a, b и c, запишите сочетательное свойство сложения и проверьте его при a = 2,3; b = 4,2 и c = 3,7.
    РЕШЕНИЕ

    1227 Используя буквы a, b и c, запишите свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа. Проверьте эти свойствапри a = 13,2; b = 4,8 и c = 2,7.
    РЕШЕНИЕ

    1228 Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом значение выражения: а) 2,31 + (7,65 + 8,69); б) 0,387 + (0,613 + 3,142); в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109); г) 14,537 - (2,237 + 5,9); д) (24,302 + 17,879) - 1,302; е) (25,243 + 17,77) - 2,77.
    РЕШЕНИЕ

    1229 Выполните действия: а) 9,83 - 1,76 - 3,28 + 0,11; б) 12,371 - 8,93 + 1,212; в) 14,87 - (5,82 - 3,27); г) 14 - (3,96 + 7,85)
    РЕШЕНИЕ

    1230 Сколько единиц в каждом разряде числа: 32,547; 2,6034?
    РЕШЕНИЕ

    1231 Разложите по разрядам число: а) 24,578; б) 0,520001
    РЕШЕНИЕ

    1232 Запишите десятичную дробь, в которой: а) 15 целых, 3 десятых, 7 сотых и 9 тысячных; б) 0 целых, 3 десятых, 0 сотых и 4 тысячных.
    РЕШЕНИЕ

    1233 Выразите длину отрезка AB = 5 м 7 дм 6 см 2 мм: а) в метрах; в) в сантиметрах; б) в дециметрах; г) в миллиметрах. Выразите длину отрезка СМ в метрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах, если СМ = 4,573 м.
    РЕШЕНИЕ

    1234 Отметьте на координатном луче точки с координатами: 0,46; 0,8; 1,25; 0,36; 0,77; 1,47. Единичный отрезок равен 1 дм.
    РЕШЕНИЕ

    1235 Найдите координаты точек A, B, C, D и К (рис. 146).
    РЕШЕНИЕ

    1236 Зная, что 11,87 - 7,39 = 4,48, найдите значение выражения или решите уравнение: а) 7,39 + 4,48; б) 11,87 - 4,48; в) х- 7,39 = 4,48; г) 7,39 + у = 11,87; д) 4,48 + z = 11,87; е) 11,87 - р = 7,39.
    РЕШЕНИЕ

    1237 Прочитайте показания термометров (рис. 147). Сколько градусов будет показывать каждый из них, если его столбик: а) поднимется на 4 малых деления; на 2 больших деления; на 0,5°С; на 1,3°С; б) опустится на 7 малых делений; на одно большое деление; на 0,3°С; на 1,4°С?
    РЕШЕНИЕ

    1238 Решите уравнение: а) z + 3,8 - 8; б) y - 6,5 12; в) 13,5 - x = 1,8; г) ,15,4 + k = 15,4; д) 2,8 + l+ 3,7 - 12,5 е) (5,6 - r) + 3,8 = 4,4
    РЕШЕНИЕ

    1240 Восстановите цепочку вычислений
    РЕШЕНИЕ

    1241 Назовите какое-либо число, расположенное на координатном луче: а) между числами 0,1 и 0,2; б) между 0,02 и 0,03; в) левее 0,001, но правее 0.
    РЕШЕНИЕ

    1242 Какую часть квадратного метра составляет: а) 1 дм2; б) 1 см2; в) 10 дм2; г) 100 см2?
    РЕШЕНИЕ

    1243 Стороны треугольника 3/7, 4/7, 5/7. Найдите его периметр.
    РЕШЕНИЕ

    1244 Найдите число, если 3/10 его равны: 30; 15; 6.
    РЕШЕНИЕ

    1245 Какая часть периода хоккейного матча сыграна, если с начала матча прошло: 5 мин; 10 мин; 15 мин; 1 мин 20 c; 20 с? (Период продолжается 20 мин.)
    РЕШЕНИЕ

    1246 Сколько Буратино заплатил за арбуз, который стоил 20 сольдо и еще пол-арбуза?
    РЕШЕНИЕ

    1247 Сравните числа: а) 12,567 и 125,67; б) 7,399 и 7,4.
    РЕШЕНИЕ

    1248 Между какими двумя соседними натуральными числами находится число: а) 5,1; б)6,32; в) 9,999; г) 25,257
    РЕШЕНИЕ

    1249 Расставьте в порядке убывания числа: 0,915; 2,314; 0,9078; 2,316; 2,31; 10,45.
    РЕШЕНИЕ

    1250 Расставьте в порядке возрастания величины: 8,09 км; 8165,3 м; 8 154 257 мм; 815 376 см.
    РЕШЕНИЕ

    1252 Выразите: а) в метрах: 17 м 8 см; 8 м 17 см; 4 см; 15 дм; б) в тоннах: 3 т 8 ц 67 кг; 1244 кг; 710 кг.
    РЕШЕНИЕ

    1253 Решите задачу: 1) На машину погрузили 7 одинаковых мешков с мукой и 12 одинаковых мешков с крупой. Масса мешка с мукой в 2 раза больше массы мешка с крупой. Найдите массу мешка с мукой и мешка с крупой, если всего на машину погрузили 780 кг. 2) Масса индюка меньше массы овцы в 3 раза, а масса трех таких овец больше массы пяти индюков на 60 кг. Какова масса одного индюка и какова масса одной овцы?
    РЕШЕНИЕ

    1254 Разгадайте чайнворд, помещенный на форзаце в конце учебника.
    РЕШЕНИЕ

    1255 Выполните сложение: а) 395,486 + 4,58; б) 7,6 + 908,67; в) 0,54 + 24,1789; г) 1,9679 + 269,0121; д) 23,84 + 0,267; е) 0,01237 + 0,0009876.
    РЕШЕНИЕ

    1256 Выполните вычитание: а) 0,59 - 0,27; б) 6,05 - 2,87; в) 3,1 - 0,09; г) 18,01 - 2,9; д) 15 - 1,12; е) 3 - 0,07; ж) 7,45 - 4,45;з) 206,48 - 90,507; и) 0,067 - 0,00389.
    РЕШЕНИЕ

    1257 Одна из сторон треугольника 83,6 см, вторая на 14,8 см длиннее первой, а третья на 8,6 см длиннее второй. Найдите периметр треугольника.
    РЕШЕНИЕ

    1258 Трубу длиной 9,35 м разрезали на две части. Длина одной части 2,89 м. На сколько метров вторая часть длиннее первой?
    РЕШЕНИЕ

    1259 Воздушный шар состоит из оболочки, гондолы для пассажиров и газовой горелки для нагрева воздуха внутри оболочки. Масса гондолы 0,24 т, и она меньше массы оболочки на 0,32 т, но больше массы газовой горелки на 0,15 т. Какова масса воздушного шара?
    РЕШЕНИЕ

    1260 Автомашина в первый час прошла 48,3 км, во второй час на 15,8 км меньше, чем в первый, а в третий час на 24,3 км меньше, чем за первые два часа вместе. Какой путь прошла автомашина за эти три часа?
    РЕШЕНИЕ

    1261 Собственная скорость теплохода 40,5 км/ч, а скорость течения 5,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения.

    Изучаем другие действия, которые можно совершать с десятичными дробями. В этом материале мы узнаем, как правильно подсчитать разность десятичных дробей. Отдельно разберем правила для конечных и бесконечных дробей (как периодических, так и непериодических), а также посмотрим, как считать разность дробей столбиком. Во второй части мы объясним, как вычесть десятичную дробь из натурального числа, обыкновенной дроби, смешанного числа.

    Отметим заранее, что в этой статье рассмотрены только случаи, когда меньшая дробь вычитается из большей, т.е. результат этого действия положителен; другие случаи относятся к нахождению разности рациональных и действительных чисел и должны быть объяснены отдельно.

    Yandex.RTB R-A-339285-1

    Процесс вычисления как конечных, так и бесконечных периодических десятичных дробей можно свести к нахождению разности дробей обыкновенных. Раньше мы говорили о том, что десятичные дроби можно записывать в виде обыкновенных дробей. Исходя из этого правила, разберем несколько примеров нахождения разности.

    Пример 1

    Найдите разность 3 , 7 - 0 , 31 .

    Решение

    Переписываем десятичные дроби в виде обыкновенных: 3 , 7 = 37 10 и 0 , 31 = 31 100 .

    Что делать потом, мы уже изучали. Мы получили ответ, который переводим обратно в десятичную дробь: 339 100 = 3 , 39 .

    Подсчеты, связанные с десятичными дробями, удобно производить столбиком. Как же пользоваться этим методом? Покажем, решив задачу.

    Пример 2

    Вычислите разность между периодической дробью 0 , (4) и периодической десятичной дробью 0 , 41 (6) .

    Решение

    Переведем записи периодических дробей в обыкновенные и подсчитаем.

    0 , 4 (4) = 0 , 4 + 0 , 004 + . . . = 0 , 4 1 - 0 , 1 = 0 , 4 0 , 9 = 4 9 . 0 , 41 (6) = 0 , 41 + (0 , 006 + 0 , 0006 + . . .) = 41 100 + 0 , 006 0 , 9 = = 41 100 + 6 900 = 41 100 + 1 150 = 123 300 + 2 300 = 125 300 = 5 12

    Итого: 0 , (4) - 0 , 41 (6) = 4 9 - 5 12 = 16 36 - 15 36 = 1 36

    Если нужно, ответ мы можем представить в виде десятичной дроби:

    Ответ: 0 , (4) − 0 , 41 (6) = 0 , 02 (7) .

    Разберем далее, как найти разность, если у нас в условиях стоят бесконечные непериодические дроби. Такой случай также можно свести к нахождению разности конечных десятичных дробей, для чего понадобится округлить бесконечные дроби до определенного разряда (обычно самого меньшего из возможных).

    Пример 3

    Найдите разность 2 , 77369 … - 0 , 52 .

    Решение

    Вторая дробь в условии – конечная, а первая – бесконечная непериодическая. Мы можем округлить ее до четырех знаков после запятой: 2 , 77369 … ≈ 2 , 7737 . После этого можно выполнять вычитание: 2 , 77369 … − 0 , 52 ≈ 2 , 7737 − 0 , 52 .

    Ответ: 2 , 2537 .

    Вычитание столбиком – быстрый и наглядный способ узнать разность конечных десятичных дробей. Процесс подсчета очень схож с аналогичным для натуральных чисел.

    1. если в указанных десятичных дробях отличается количество знаков после запятой, уравняем его. Для этого допишем к нужной дроби нули;
    2. запишем вычитаемую дробь под уменьшаемой, разместив значения разрядов строго друг под другом, а запятую под запятой;
    3. выполним подсчет столбиком так же, как мы это делаем для натуральных чисел, запятую при этом игнорируем;
    4. в ответе отделим нужное количество чисел запятой так, чтобы она располагалась на том же месте.

    Разберем конкретный пример использования этого метода на практике.

    Пример 4

    Найдите разность 4 452 , 294 - 10 , 30501 .

    Решение

    Для начала выполним первый шаг – уравняем количество десятичных знаков. Допишем два нуля в первую дробь и получим дробь вида 4 452 , 29400 , значение которой идентично исходной.

    Запишем получившиеся числа друг под другом в нужном порядке, чтобы получился столбик:

    Считаем как обычно, игнорируя запятые:

    В получившемся ответе поставим запятую в нужном месте:

    Подсчеты окончены.

    Наш результат: 4 452 , 294 − 10 , 30501 = 4 441 , 98899 .

    Найти разность между конечной десятичной дробью и натуральным числом легче всего описанным выше способом – столбиком. Для этого число, из которого мы вычитаем, необходимо записать в виде десятичной дроби, в дробной части которой стоят нули.

    Пример 5

    Вычислите 15 - 7 , 32 .

    Запишем уменьшаемое число 15 в виде дроби 15 , 00 , поскольку дробь, которую нам нужно вычесть, имеет два знака после запятой. Далее выполняем подсчет столбиком, как обычно:

    Таким образом, 15 − 7 , 32 = 7 , 68 .

    Если из натурального числа нам нужно вычесть бесконечную периодическую дробь, то мы опять же сводим эту задачу к аналогичному вычислению. Заменяем периодическую десятичную дробь на обыкновенную.

    Пример 6

    Вычислите разность 1 - 0 , (6) .

    Решение

    Указанной в условии периодической десятичной дроби соответствует обычная 2 3 .

    Считаем: 1 − 0 , (6) = 1 − 2 3 = 1 3 .

    Полученный ответ можно перевести в периодическую дробь 0 , (3) .

    Если данная в условии дробь непериодическая, поступаем так же, предварительно округлив ее до нужного разряда.

    Пример 7

    Отнимите 4 , 274 … от 5 .

    Решение

    Указанную бесконечную дробь мы округлим до сотых и получим 4 , 274 … ≈ 4 , 27 .

    После этого вычисляем 5 − 4 , 274 … ≈ 5 − 4 , 27 .

    Преобразуем 5 в 5 , 00 и запишем столбик:

    В итоге 5 − 4 , 274 … ≈ 0 , 73 .

    Если перед нами стоит обратная задача – вычесть натуральное число из десятичной дроби, то мы выполняем вычитание из целой части дроби, а дробную часть не трогаем совсем. Мы поступаем так и с конечными, и с бесконечными дробями.

    Пример 8

    Найдите разность 37 , 505 – 17 .

    Решение

    Отделяем от дроби целую часть 37 и вычитаем требуемое число из нее. Получаем 37 , 505 − 17 = 20 , 505 .

    Эту задачу также необходимо свести к вычитанию обыкновенных дробей – как в случае со смешанными числами, так и с десятичными дробями.

    Пример 9

    Вычислите разность 0 , 25 - 4 5 .

    Решение

    Представим 0 , 25 в виде обыкновенной дроби – 0 , 25 = 25 100 = 1 4 .

    Теперь нам нужно найти разность между 1 4 и 4 5 .

    Считаем: 4 5 − 0 , 25 = 4 5 − 1 4 = 16 20 − 5 20 = 11 20 .

    Запишем ответ в виде десятичной записи: 0 , 55 .

    Если в условии стоит смешанное число, из которого надо вычесть конечную или периодическую десятичную дробь, то поступаем аналогично.

    Пример 10

    Условие: отнимите 0 , (18) от 8 4 11 .

    Перепишем периодическую дробь в виде обыкновенной. 0 , (18) = 0 , 18 + 0 , 0018 + 0 , 000018 + . . . = 0 , 18 1 - 0 , 01 = 0 , 18 0 , 99 = 18 99 = 2 11

    Получается, что 8 4 11 - 0 , (18) = 8 4 11 - 2 11 = 8 2 11 .

    В виде десятичной дроби ответ можно записать как 8 , (18) .

    Таким же образом мы действуем, когда вычитаем смешанное число или обыкновенную дробь из конечной или периодической дроби.

    Пример 11

    Подсчитайте 9 40 - 0 , 03 .

    Решение

    Заменяем дробь 0 , 03 на обыкновенную 3 100 .

    У нас получается, что: 9 40 − 0 , 03 = 9 40 − 3 100 = 90 400 − 12 400 = 78 400 = 39 200

    Ответ можно оставить так или преобразовать в десятичную дробь 0 , 195 .

    Если нам требуется выполнять вычитание с участием бесконечных непериодических дробей, то нам нужно будет свести их к конечным. Со смешанными числами поступаем аналогично. Для этого запишем обыкновенную дробь или смешанное число в виде десятичной дроби и округлим вычитаемую дробь до определенного разряда. Проиллюстрируем нашу мысль примером:

    Пример 12

    Отнимите 4 , 38475603 … . из 10 2 7 .

    Решение

    Преобразуем смешанное число в неправильную дробь.

    В итоге 10 2 7 - 4 , 38475603 . . . = 10 , (285714) - 4 , 38475603 . . . .

    Теперь округлим вычитаемые числа до седьмого знака: 10 , (285714) = 10 , 285714285714 … ≈ 10 , 2857143 и 4 , 38475603 … ≈ 4 , 3847560

    Тогда 10 , (285714) − 4 , 38475603 … ≈ 10 , 2857143 − 4 , 3847560 .

    Единственное, что осталось сделать – вычесть одну конечную десятичную дробь из другой. Выполним подсчет столбиком:

    Ответ: 10 2 7 - 4 , 38475603 . . . ≈ 5 , 9009583

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Как и сложение, вычитание десятичных дробей зависит от правильной записи чисел.

    Правило вычитания десятичных дробей

    1) ЗАПЯТАЯ ПОД ЗАПЯТОЙ!

    Эта часть правила самая важная. При вычитании десятичных дробей их следует записать так, чтобы запятые уменьшаемого и вычитаемого находились строго одна под другой.

    2) Уравниваем количество цифр после запятой. Для этого в том числе, где количество цифр после запятой меньше, дописываем после запятой в конце нули.

    3) Вычитаем числа, не обращая внимания на запятую.

    4) Сносим запятую под запятыми.

    Примеры на вычитание десятичных дробей .

    Чтобы найти разность десятичных дробей 9,7 и 3,5, запишем их так, чтобы запятые в обоих числах находились строго одна под другой. Затем вычитаем, не обращая внимания на запятую. В полученном результате запятую сносим, то есть записываем под запятыми уменьшаемого и вычитаемого:

    2) 23,45 — 1,5

    Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую, надо записать их так, чтобы запятые располагались точно одна под другой. Так как у 23,45 после запятой две цифры, а у 1,5 — только одна, дописываем в 1,5 нуль. После этого ведем вычитания, не обращая внимания на запятую. В результат сносим запятую под запятыми:

    23,45 — 1,5=21,95.

    Вычитание десятичных дробей начинаем с их записи так, чтобы запятые были расположены ровно одна под одной. В первом числе после запятой одна цифра, во втором — три, поэтому на место недостающих двух цифр в первом числе записываем нули. Затем вычитаем числа, не обращая внимания на запятую. В полученном результате сносим запятую под запятыми:

    63,5-8,921=54,579.

    4) 2,8703 — 0,507

    Чтобы вычесть эти десятичные дроби, записываем их так, чтобы запятая второго числа расположилась точно под запятой первого. В первом числе после запятой четыре цифры, во втором — три, поэтому второе число дополняем после запятой нулем в конце. После этого вычитаем эти числа, как обычные натуральные, не учитывая запятую. В полученном результате записываем запятую под запятыми:

    2,8703 — 0,507 = 2,3663.

    5) 35,46 — 7,372

    Вычитание десятичных дробей начинаем с записи чисел таким образом, чтобы запятые находились одна под другой. Дополняем нулем после запятой первое число, чтобы в обоих дробях после запятой было по три цифры. Затем вычитаем, не обращая внимания на запятую. В ответе сносим запятую под запятыми:

    35,46 — 7,372 = 28,088.

    Чтобы из натурального числа вычесть десятичную дробь, в его записи в конце ставим запятую и приписываем необходимое количество нулей после запятой. Зачем вычитаем, не беря во внимание запятую. В ответ сносим запятую ровно под запятыми:

    45 — 7,303 = 37,698.

    7) 17,256 — 4,756

    Этот пример на вычитание десятичных дробей выполняем аналогично. В результате получили число с нулями после запятой в конце. Их в ответе не пишем: 17,256 — 4,756 =12,5.

    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • образовательная:
    • закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.
    • развивающая:
    • развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
    • воспитательная:
    • повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

    Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.

    Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация для сопровождения урока медиапродукт Microsoft Office Power Point, раздаточные материалы: тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).

    Структура урока:

    1. Организационный момент. Постановка цели – 0,5 мин.
    2. Актуализация опорных знаний. Работа с компьютером. Устный счет. – 5 мин.
    3. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. Решение задачи – 10 мин.
    4. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. Решение уравнений – 5 мин.
    5. Физкультминутка – 2 мин.
    6. Закрепление полученных знаний. Работа с компьютером. Задание на свойство сложения и вычитания – 5 мин.
    7. Тест с самопроверкой – 10 мин.
    8. Работа в парах сменного состава – 4 мин.
    9. Домашнее задание – 1 мин.
    10. Итог урока – 2 мин.
    11. Рефлексия – 0,5 мин.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Постановка цели – 0,5 мин.

    Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас заключительный урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” (слайд 1)

    Задача, конечно, не очень простая:
    Играя учить и учиться играя.
    Но если с учёбой сложить развлеченье,
    То праздником станет любое ученье! (слайд 2)

    Цель нашего урока – закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

    Ведь мы знаем, что математика – это универсальный язык науки и техники и знать её необходимо для изучения таких дисциплин как: физика, химия, экономика, а также многих других наук, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

    II. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

    Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала. Возьмите в руки сигнальные карточки и оценивайте с их помощью ответы своих одноклассников.

    Дроби десятичные – новые для Вас,
    Лишь совсем недавно, их узнал ваш класс.
    Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
    Учим, учим правила, готовимся к уроку.

    Вопросы для повторения:

    Как сравнить десятичные дроби? (слайды 3-5)

    (Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда: целую часть с целой, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д.)

    1,1872 < 1,188

    Выполните сравнение дробей: (слайд 6)

    7,2 > 5,99
    18,04 < 18,4
    0,3 = 0,30
    4,806 < 4,93
    9,404< 9,44
    7,040 = 7,04

    Как складывают и вычитают десятичные дроби? (слайд 7,8)

    Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

    • уравнять
    • в этих дробях количество знаков после запятой;
    • записать
    • их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
    • выполнить
    • сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
    • поставить
    • в ответе запятую под запятой в данных дробях.

    Восстановите запятые: (слайд 9)

    7,39 + 4,48 = 11,87
    4,2 + 2,06 = 6,26
    18,01 + 2,9 = 15,11
    5 – 0,61 = 4,39

    Устный счет: (слайд 10)

    6 ,2 –42,8 = 1,4; 1,4 + 5,6 = 7; 7 – 2,4 = 4,6; 4,6 + 0,16 = 4,76;

    4,76 + 4,94 = 9,7;

    9,7 – 3,49 = 6,21;

    6,21 + 0,07 = 6,28;

    6,28 – 1,28 = 5.

    Сегодня на уроке мы закрепляем навыки сложения и вычитания дес. дробей.

    III. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради – 10 мин.

    (слайд 11)

    Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

    Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо.

    “Дорогие ученики 6 В класса школы № 37. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е – Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до

    20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди шестых классов. С большим уважением Винни Пух”.

    Решение: (слайд 12)

    1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Ослик
    2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) – весит Пятачок
    3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) – весит Вини Пух

    Ответ: Вини Пух – 19,2 кг, Пятачок – 3,2 кг, Ослик Иа – 4,3 кг.

    IV. Решение уравнений “Составьте слово” – 5 мин.

    (слайд 13)

    Пока я готовила презентацию к уроку, хитрый компьютер перепутал все буквы. Помогите восстановить слово. Для этого нужно решить уравнения и составить слово из перепутанных

    V. Физкультминутка – 2 мин. (

    слайд 14)

    На уроке мы писали,

    Все что знали, отвечали.

    А теперь мы отдохнем

    И опять писать начнем!

    Сбросили напряжение, накопившееся за время решения задачи и уравнений, продолжим работу в тетради.

    VI. Вычислите удобным способом: – 5 мин.

    (слайд 15)
    1. Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить к этому числу первое слагаемое, а затем к полученной сумме прибавить второе слагаемое.Слагаемые в сумме можно как угодно переставлять местами и объединять в группы.
    2. а + в + с = (а + с) + в а + (в + с) = (а + с) + в 0,63 + (2,78+5,37)=(0,63+5,37)+2,78=6+2,78=8,78

      21,49+3,67+13,51=(21,49+13,51)+3,67=35+3,67=38,67

    3. Для того чтобы из числа вычесть сумму можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности вычесть второе слагаемое.
    4. а – (в + с) = а – в – с

      37,42 – (26,42+7,8)=(37,42-26,42)-7,8=11-7,8=3,2

    5. Чтобы из суммы вычесть число можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить второе слагаемое.

    (а + с) – в = (а – в) + с

    (8,64+13,88) – 2,64=(8,64-2,64)+13,88=6+13,88=19,8

    VII. Тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” – 10 мин.

    (слайд 16)

    Теперь проверим наши знания с помощью теста. (Приложение № 1 )

    Тест будет с самопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы – поднимите руку, и я к вам подойду.

    Некоторые учащиеся получают каточки с индивидуальными заданиями. (Приложение № 2 и Приложение № 3 )

    Ребята 10 минут прошли, сдаем бланки. Самостоятельно проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак “+” или “ – ”. (слайд 17)

    Оценим результат(слайд 18).

    Критерии оценки:“5” – 8 заданий;“4” – 7 или 6 заданий;“3” – 5 или 4 задания.

    Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: “5” – красный, “4” – зеленый, “3” – синий.

    Молодцы! Хорошо поработали.

    VIII. Работа в парах. – 4 мин.

    А теперь, ребята, самостоятельно работаем в парах. Выполняем № 1228 (а,в,г,д). (слайд 19). После выполнения номера меняемся тетрадями с соседом и проверяем правильность выполнения, сверяя с ответами на слайде. (слайд 20)

    а) 2,31+ (7,65 + 8,69) = (2,31 + 8,69) + 7,65 = 11+7,65 = 18,65;

    в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109) =(7,891+2,109) + (3,9+6,1) =10+10=20;

    г) 14,537 – (2,237 + 5,9) = (14,537 – 2,237) – 5,9 = 6,4;

    д) (24,302 + 17,879) – 1,302 = (24,302 – 1,302) + 17,879 =40,879

    IX. Домашнее задание – 1 мин.

    (слайд 21)

    Откройте дневники и запишите задание на дом.

    № 1263 (а,б), № 1262 – примеры и задача на сложение и вычитание десятичных дробей, № 1268(в,г) – более сложные уравнения, для тех кто испытывает интерес к изучению математики.

    X. Итог урока – 2 мин.

    (слайд 22,23)

    Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, обсуждение допущенных ошибок и того, что необходимо для их коррекции. Объявление оценок.

    XI. Рефлексия – 0,5 мин.

    (слайд 24,25)

    – Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.

    Возьмите в руки сигнальные карточки и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    – Сумел ли ты закрепить свои знания и умения?

    – Ты был активен на уроке?

    – Было ли тебе интересно?

    Учащиеся рассуждают о том, что им больше всего понравилось на уроке, что запомнилось, что бы они хотели повторить, что бы хотели изменить. Как они себя чувствовали на уроке.

    Покажите ту сигнальную карточку, которая соответствует вашему настроению в конце урока. (слайд 24,25)

    Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! (слайд 26)

    Литература:

    1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика: учебник для 5 класса – М.: Просвещение, 2007. – 280с.
    2. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5-6 класс/ Составитель Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2010. – 96с.
    3. Суворова, С.Б. Математика, 5 – 6 кл.: книга для учителя/ С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 191с.