Собственный опыт

Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов. Этапы жизни Григория

В начале повествования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувственность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - ещё и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю жизнь свою проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, всё его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григория истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы!? говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства.? Все они ярмо на шее казачества!». И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто не было за плечами дней поисков правды, исканий, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа,? в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право за неё; надо биться крепко, не качаясь,? как в стенке, ? а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому офицеру, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Будённого и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Литсвицкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»

Трагедия Григория Мелехова - это трагедия русского казачества в целом. Казаки никогда ни перед кем не ломали шапок, жили обособленно, изолированно от остального мира, ощущаю некоторую свою исключительность, особенность и стремясь её сохранить. И белые, и красные для большинства рядовых казаков - «иногородние», принесшие на донскую землю разлад и войну. На чьей бы стороне казаки не воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство.

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели рыдает: «Лучше убей, но не бросай!». Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде добраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье её недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную, желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем было ему торопиться. Всё было кончено…»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает всё более сильное желание «походить бы … по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…» Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объёмно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет - что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов. Нет особой вины Григория в том, как сложилась его судьба: не он выбирал бремя, в котором жить. Но можно сказать одно: надломлен Мелехов, но не сломан, покалечен, но не изуродован войной, как Митька Коршунов или Фомин. Не кривил он душой, а если где и пошёл против совести, то до конца расплатился с собой за это. И Мишатка, сидящий на руках отца, лучшая награда ему за всё от неласковой судбы. М.Шолохов, подобно Толстому, подчёркивает определяющую роль народа в истории.

Характеризуя свой замысел образа главного героя «Тихого Дона», М.Шолохов писал: «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове, но мне это до конца не удалось.» Не удалось, как нам представляется, не из-за отсутствия мастерства (писатель отлично понимал, какого масштабу фигуру он создал), а из-за того, что в нём человеческий дух поднимался до вершин совершенства и опускался до глубин отчаяния. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни - это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в 20 веке.

>Сочинения по произведению Тихий Дон

Путь исканий Григория Мелихова

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940) – это произведение о жизни донских казаков в период гражданской войны. Главный герой романа Григорий Мелехов – достойный сын своего отца, любящий и справедливый человек, искатель правды. Личностное развитие Григория на фоне меняющихся, зачастую враждебных событий в мире и является основной проблемой романа. Автор мастерски изображает этапы формирования и развития характера героя, его подвиги и разочарования, и самое главное, поиск жизненного пути.

Образ Григория Мелехова сложен и противоречив. Он соединил в себе семейно-бытовую, социально-историческую и любовную линии. Его нельзя рассматривать отдельно от других персонажей. Он находится в тесном единстве с родителями, своей семьей и другими казаками. «Мельничьи жернова» войны не пощадили Григория. Они прошлись по его душе, искалечив ее и оставив кровавые следы. На полях сражений он возмужал, получил множество наград, поддержал казачью честь, но какой ценой. Добрый и гуманный Григорий ожесточился, закалился его характер, и он стал другим. Если после первого убийства он не мог ночами спать, мучимый совестью, то со временем он научился безжалостно убивать врага и даже разработал технику смертельного удара. Однако до последней главы он оставался любящим, открытым и справедливым человеком.

В поисках правды Григорий метался из одного лагеря в другой, от «красных» к «белым». В результате он стал отщепенцем. Он даже завидовал тем, кто твердо верил в одну правду и сражался только за одну идею. Нравственные колебания герой испытывал не только на фронте, но и дома. С одной стороны, его ждала преданная и любящая Наталья , а с другой стороны, он всю жизнь любил Аксинью – жену Степана Астахова . Это двусмысленное положение в разных социальных сферах указывает на то, что Григорий – натура сомневающаяся. Он всегда жил «между двух огней». Сам автор сочувствует своему герою – человеку, жившему в смутное время, когда все нравственные ориентиры были смещены.

Так и не поняв, в чем же «правда» и зачем нужна была эта бессмысленная война, потеряв почти всех близких и родных людей, в конце романа Григорий вернулся в родные края. Единственным человеком, который его роднил с землей и этим огромным миром, был его сын Мишатка. По мнению автора именно такой могла быть жизнь казака: сын вернулся к своей матери, то есть казачьей земле. Возможно, это и была «правда», которую Григорий так долго искал.

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Тест по произведению

Разделы: Литература

План урока.

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

I

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории, нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее , у него отзывчивое на впечатления жизни сердце . В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру , Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало , чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям . Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал , по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими , а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи .

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!