Непознанное

Сочинение по тексту Д.С. Лихачева

В тексте Д. С. Лихачева поднимается проблема добра и зла.

Для того чтобы привести читателя к пониманию этой нравственной проблемы, автор приводит в пример волчью стаю, в которой царит жестокий закон природы - каждый сам за себя. Поэтому такой союз между хищниками всегда оканчивается дракой. Также автор указывает на то, что доброта – это «неразменный рубль, человек, способный жертвовать своими интересами ради других, находит путь к счастью и достигает невообразимых высот.

Я, безусловно, согласна с автором, так как добро рождает в душе человека самые лучшие нравственные качества, а зло делает его агрессивным, жестоким, отравляет его жизнь. Попробую подтвердить свою позицию, используя примеры из художественной литературы.

В романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» есть героиня, которая олицетворяет собой добро - это Марья Болконская. Она отдает всю свою любовь и ласку отцу и племяннику, а, став женой и матерью, демонстрирует все лучшие качества, которыми должна обладать настоящая женщина. Взаимоотношения с мужем и детьми пронизаны добротой, что делают Марью и всех близких ей людей счастливыми. В данной книге также присутствует такой персонаж, как Элен Курагина. Несмотря на то, что она безумно красива, обладает харизмой и достаточно популярна в светском обществе, Элен не обладает ни одним высоконравственным качеством. Женщина, которая никогда ничего не любила, кроме своего тела, думающая только о собственной выгоде и живущая только ради денег, является полной противоположностью Болконской. Всё, что окружает её построено на лжи и лицемерии. Курагина – это воплощение вульгарности, разврата и грубости, вокруг себя она сеет лишь зло. С течением времени её истинное лицо постепенно начинает открываться петербургскому свету, и, для того чтобы избежать позора, её единственным решением становится самоубийство. Она проживает короткую и бессмысленную жизнь.

Примером того, насколько страшно зло, служит судьба героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Образованный студент, напитавшийся материалистическими идеями, создаёт теорию, под властью которой совершает страшное злодеяние – убивает человека. Его жизнь рушится, начинает жить в страхе и лжи, он отвергает дружбу и помощь любящих его людей. Так зло калечит жизнь молодого человека.

Поднятая Дмитрием Сергеевичем проблема добра и зла актуальна и в 21 веке, поэтому задача современного человека – умножать добро вокруг себя. Только при этом условии, мы можем рассчитывать на светлое и безоблачное будущее.

Человек должен жить в сфере добра.

Д.С. Лихачев

30 сентября Церковь Христова прославляет святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их родительницу Софию. Двадцать лет тому назад, 30 сентября 1999 года, закончил свой земной путь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Родился он в 1906 году и стал свидетелем XX века: свидетелем того, как граждане России учились и жили до революции 1917 года, как грянула революция и началась братоубийственная гражданская война, как ссылали людей на Соловки, как переименованный в Ленинград Санкт-Петербург выдержал страшнейшую блокаду в годы Великой Отечественной войны, как восстанавливалась жизнь после войны…

Невозможно даже кратко изложить, что сделал Д.С. Лихачев для изучения древнерусской литературы, для сохранения памятников культуры России, для возрождения отечественной культуры в целом.

Двадцатилетие со дня кончины Дмитрия Сергеевича Лихачева дает хороший повод вспомнить о его литературном наследии, о его прекрасных книгах для юношества. Начинается новый учебный год, и книги замечательного ученого, мыслителя могут помочь в воспитательной деятельности школы.

Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло». Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.

«Добро выше практической нужды!» - утверждал Дмитрий Сергеевич.

Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он черпал силы для своего творчества. В добре он находил незыблемые основы и для повседневной жизни. Проще сказать – Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!

Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». В этой книге 47 писем, и каждое из них – это мудрый и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».

Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло – дробит общество. Оно „сепаратно” по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

„Волчья стая” рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!» .

Может быть, кому-то суждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо «перемешиваются» добро и зло…

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. Он пишет: «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. <…> А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества» .

Дмитрий Сергеевич не скрывает, что сферы добра достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но его размышления о добре и зле помогают, во-первых, стряхнуть со зла ореол «неизбежного» превосходства над добром, а во-вторых, они ясно показывают, что именно из-за «легкости» зла и «трудности» добра – добро требует от каждого из нас подвига.

В жизни, как на маскараде, – зло нередко принимает личину добра. Иногда зло действует как мошенник, обманом или подлогом стараясь прельстить человека, переманить на свою сторону. Но порой зло выступает и в своем собственном обличии, угрожая человеку самым страшным образом, если человек не желает склоняться ко злому делу или начинанию. В современном мире есть вполне сформировавшийся символ зла – это терроризм. По мере того как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность. Поэтому Дмитрий Сергеевич Лихачев учил даже в малом не допускать компромиссов со своей совестью и никогда не вставать на сторону зла.

Что же такое добро в понимании Д.С.Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма – во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.

Забота о людях!

«В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях возможно» .

«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их» .

На вопрос: «Что объединяет людей?» – Лихачев отвечает: «этажи заботы», «забота – объединяет людей».

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны» .

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», – любил говорить Д.С.Лихачев.

Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» – шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить. Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!

Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания , – пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». – В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития» .

Свою книгу Д.С.Лихачев завершает письмом под названием «Путями доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные” выбраны вами правильно».

Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С.Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего… ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты… Навык добра приобретается – из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».

Выражение «путь добра» – очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.

Увидеть смысл жизни можно только «с высоты птичьего полета», то есть с высоты прожитых лет или высоты мудрости всего человеческого опыта, накопленного культурой, и поэтому так важно доверять хорошим «путеводителям».

У путей добра – вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра – это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл – это движение дальше – дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.

Протоиерей Борис Пивоваров

Д.С. Лихачёв рассматривает проблему добра и зла. После прочтения данного текста возникает вопрос: что человеку необходимо ценить - добро или зло?

"Зло дробит общество... сепаратно по своей природе". Д.С. Лихачёв утверждает: "Злые объединения недолговечны", приводя пример жестокой волчьей стаи. А добро, в отличие от зла, крепко и надёжно, "ближе к вечности". " Оно...объединяет, роднит... вызывает симпатию, дружбу, любовь". Добро основано на гуманитарных, нравственных ценностях и не имеет практической нужды.

Не могу не согласиться с мнением Д.С. Лихачёва. Ведь добро - это светлое чувство, благодаря которому человек способен любить, стремится оказывать поддержку другим людям. Оно приносит огромную пользу. А зло и отсутствие добра, наоборот, вредят обществу, поскольку приносят только несчастья.

Аргументирую собственную точку зрения примерами из художественной литературы.

В пьесе А.Н. Островского "Гроза" показано, как злое и жестокое отношение к человеку привело к трагедии. Мать Тихона Кабаниха - злая и деспотичная женщина, которая не давала спуску его жене Катерине. Кабанова командовала ею, упрекала в неправильных поступках. А Тихон был хоть и добр, но глуп: он подчинялся приказам своей матери и бил свою жену. Катерина была несчастлива в браке, в доме Кабановой не жизнь, а каторга. Выходом её тяжёлого была любовь к Борису, племяннику Дикого. Но последняя надежда на счастье покинула Катерину: в ответ на её просьбу взять с собой в Сибирь Борис трусливо отказывает и бросает в самый тяжёлый момент. Злое отношение и отсутствие милосердия довели Катю до самоубийства.

Ярким примером добра является храбрый герой Данко из эпизода "Легенда о Данко" рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". Когда его племя попало в беду, он решил помочь людям и повёл их через лес. Но слабые истощились в пути и стали падать духом. Неблагодарность сначала разозлила его, но Данко, человек добрейшей души, чувствовал любовь к людям и искренне желал их спасти. И юноша пошёл на подвиг. Он вырвал сердце из груди, которое от большой любви к людям горело и осветило путь им. Данко совершил добрый поступок, благодаря которому люди обрели долгожданную свободу, а сам он погиб.

Каждому из нас необходимо ценить добро и искоренять зло. Жизнь на основе добра становится лучше, прекраснее. Ведь добро - источник любви. А любовь, как известно, объединяет, согревает сердца людей.

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло - бродит общество. Оно «сепаратно» по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

«Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!

И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории - своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.

Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, - изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.

А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества.

Я вспоминаю…

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ

Я родился в среднеинтеллигентской семье. Мой отец был инженер-электрик, добившийся высшего электротехнического образования только благодаря своей энергии и работоспособности. Уже в старших классах реального училища он зарабатывал себе на жизнь репетиторством, а в студенческие годы - и преподаванием в реальном училище Шкловского, отца известного литературоведа В. Б. Шкловского.

Известную роль сыграло для меня увлечение моих родителей Мариинским балетом, а затем озорная и увлекательная атмосфера артистической молодежи в дешевой дачной местности, под Петербургом - Куоккале. Имена многих знаменитых художников, актеров, писателей, живших в Куоккале или только посещавших ее, были для меня живыми и повседневными.

Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился. В старшем приготовительном классе я учился в гимназии Человеколюбивого общества на Крюковом канале.

ГИМНАЗИЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К. И. МАЯ

В 1915 году я поступил в Гимназию и реальное училище К. И. Мая на 14-й линии Васильевского острова. К этому времени мой отец получил в заведование электрическую станцию при Главном управлении почт и телеграфов и казенную квартиру при этой станции. День и ночь квартира наша содрогалась от действия паровой машины. Сейчас этой станции и в помине нет. Двор пустой, нет и нашей квартиры. Но тогда посещение станции доставляло мне большое удовольствие. Громадное колесо вращалось поршнем, оно блестело от масла, было необычайно красивым.

В школу Мая мне надо было ездить на трамвае, но пробиться в трамвай было чрезвычайно трудно: площадки были заполнены солдатами («нижними чинами», как их называли). Им разрешалось ездить бесплатно, но только на площадках вагонов.

Жили мы рядом с Конногвардейским бульваром, и я наслаждался тогда вербными базарами, где можно было потолкаться около букинистических ларьков, купить народные игрушки и игрушки специально вербные (вроде чертей на булавках для прикалывания к пальто, акробатов на трапециях, «тещиных языков» и пр.), полакомиться вербными кушаньями. Вербная неделя была лучшей неделей для детей в старом Петрограде, и именно здесь можно было почувствовать народное веселье и красоту народного искусства, привозимого сюда из всего Заонежья.

Ведь Петербург-Петроград не только стоял лицом к Европе, что ощущалось прежде всего в его пестром населении (немцы, французы, англичане, шведы, финны, эстонцы наполняли собой и школу К. И. Мая), но за его спиной находился весь Русский Север с его фольклором, народным искусством, народной архитектурой, с поездками по рекам и озерам, близостью к Новгороду и пр.

Гимназии и реальном училище К. И. Мая написано много. Не буду повторять всего того хорошего, что о школе уже сообщалось, отмечу только, что школа эта сыграла большую роль в моей жизни. Я чувствовал себя там прекрасно и, если бы не трудности дороги, не мог бы и желать лучшего.

Я взрослел и был как раз в таком возрасте, когда особенно тяжело переживаются военные неудачи. Обсуждение военных неудач и всех возмутительных неурядиц в правительстве и в русской армии занимали изрядное место в вечерних семейных разговорах, тем более что все происходившее было как будто тут же, рядом. Распутин появлялся в ресторанах и домах, которые я видел, мимо которых гулял; солдат обучали совсем рядом на любой свободной площади; спектакли начинались с томительного исполнения всех гимнов союзных России держав и прежде всего с бельгийского гимна «Барбансон». Национальное чувство и ущемлялось, и подогревалось. Я жил известиями с театра военных действий, слухами, надеждами и опасениями.

Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. Класс был разношерстный. Учились и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна, и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные. Старый майский преподаватель M. Г. Горохов обучал нас два года перспективе почти как точной науке; преподаватель географии изумительно рассказывал о своих путешествиях и по России, и за границей, демонстрируя диапозитивы; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером, - как много все это значило для нас, мальчиков!

Учителя не заставляли нас выдавать «зачинщиков» шалостей, разрешали на переменах играть в шумные игры и возиться. На уроках гимнастики мы главным образом играли в активные игры - такие, как лапта, горелки, хэндбол (ручной мяч).

На школьные каникулы выезжали всей школой в какое-то имение на станцию Струги-Белые по дороге на Псков.

Мы выпускали разные классные журналы и даже писали и размножали собственные сочинения в духе повестей Буссенара и Луи Жаколио без преподавательского надзора.

Я жалею, что не мог ходить на все вечерние занятия и школьные кружки, - уж очень трудная была дорога в переполненных трамваях.

УРОКИ РИСОВАНИЯ

Уроки рисования в школе Мая вел наш классный наставник Михаил Григорьевич Горохов. Он всегда входил в класс серьезный, как бы «выполняющий высокий долг» (а долг его и в самом деле был высоким). Часто читал нам нотации. Учил нас корректности в обращении друг с другом, манере держаться. Помню, что ставил нам в пример учеников старших классов, в частности ученика старших классов Игоря Ивановича Фомина, впоследствии архитектора.