Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В.Г. Белинский. «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени», - писал критик.
Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции. Лучшие представители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности. Им ни чего не оставалось как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в «лишних людей».
Формирование характеров, условия воспитания Онегина и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.
«Но рано чувства в нем остыли», - пишет Пушкин об Онегине, который «заболел» «русской хандрой». У Печорина тоже очень рано»… родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Образованность и природная любознательность Онегина обнаруживается в его спорах с Ленским. Один перечень тем чего стоит:
…Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь…
Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека. Печорин же так говорил о себе: «Я стал читать, учиться - науки тоже надоели». Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растратили ее по пустякам.
В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в «науке страсти нежной», в знании «русских барышень». Печорин говорит о себе:»… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…» Ни любовь прекрасной Бэлы, ни серьезная увлеченность юной княжны Мери не смогли растопить холодности и рассудочности Печорина. Женщинам он приносит только несчастье.
Любовь неискушенной, наивной Татьяны Лариной также сначала оставляет равнодушным Онегина. Но впоследствии наш герой при новой встрече с Татьяной, теперь уже светской дамой и генеральшей, осознает, что он потерял в лице этой необыкновенной женщины. Печорин оказывается вовсе не способен к большому чувству. По его мнению, «любовь - это пресыщенная гордыня».
И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Евгений в своем письме к Татьяне пишет:
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Печорин же прямо заявляет:»… двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».
Присущее обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским «от делать нечего». А Печорин говорит:»… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» И он демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!.»
И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной «светской черни». Но Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды. По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить» за скучный вечер у - Лариных. Печорин говорит следующее: «Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречии сердцу или рассудку.
Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется у обоих пониманием бесполезности своей жизни. Об этом с горечью восклицает Пушкин:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Ему как бы вторит герой Лермонтова: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Узнав хорошо свет и пружины жизни, я сделался нравственным калекой».
Слова Пушкина об Онегине, когда
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга.,
он «начал странствия без цели», можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего «друга», и жизнь его продолжилась «без цели, без трудов». Печорин во время путешествия размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее «от случайной пули на дорогах Персии». Онегин же в двадцать шесть лет также «безнадежно устал от жизни». Он восклицает:
Зачем не пулей я пронзенный,
Зачем не хилый я старик?.
Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорина - это более активная личность с чертами демонизма. «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» - говорит герой Лермонтова. Как личность, Онегин остается для нас загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак?
онегин образ печорин интеллигенция
И Онегин, и Печорин - эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Презирая праздное светское существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему. В трагических исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия «лишних людей». Трагедия же «лишнего человека», в какую бы эпоху он ни появлялся, это одновременно трагедия общества, породившего его.
Какой малый срок разделяет пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина! Первая четверть и сороковые годы XIX века. И все же это — две разные эпохи, разде-ленные незабываемым для русской истории событием — восстанием декабристов. Пушкин и Лермонтов сумели со-здать произведения, отражающие дух этих эпох, произве-дения, в которых затрагивались проблемы судьбы молодой дворянской интеллигенции, не умеющей найти примене-ния своим силам.
Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина», так что же общего в этих людях и чем они отличаются?
Онегин, прежде чем стать «молодым повесой», получил традиционное воспитание и обширное, но достаточно по-верхностное образование. Из-за того, что в итоге он мог «совершенно» изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку и «кланяться непринужденно», «свет решил, что он умен и очень мил». Однако, быстро пресытившись бес-плодной суетой светской жизни, Онегин начинает ею тяго-титься, но ничего не находит взамен. Понимая всю ник-чемность существования светских людей, Онегин начинает презирать их, уходит в себя, предается «русской хандре». Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков. К моменту знакомства с ним Пуш-кин отмечал в Онегине «неподражательную странность», «резкий охлажденный ум», «мечтам невольную преданность», внутренний разрыв и непонимание между ним и окружа-ющими людьми. Невзирая на глубокое презрение к «све-ту», Онегин остается зависимым от общественного мнения, и в результате убивает своего друга Ленского. Эгоизм при-водит «повесу пылкого» к тяжелой душевной драме и раз-ладу с самим собой.
О прошлом Печорина нам известно не так много, в основном — со страниц его собственного дневника, из его разговоров с другими людьми. Мы узнаем, что у Печорина «душа испорчена светом»: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». Теперь же окружа-ющие часто не понимают ни мыслей Печорина, ни его по-ступков, а он же (и часто весьма оправданно) считает себя на голову выше окружающих. В отличие от Онегина, Пе-чорин не сторонится людей, не избегает контактов с ними, а напротив, становится чрезвычайно тонким психологом, способным разобраться не только в чужих поступках и мыслях, но и чувствах. К сожалению, общение с ним чаще всего приносит людям и даже ему самому лишь страдания и неудовлетворенность. В отличие от Онегина, Печорин еще не устал от жизни, он во все вмешивается, многим интересуется, но он не способен по-настоящему любить и дружить. И если от любви к Онегину (а после — от люб-ви Онегина) у Пушкина страдает только Татьяна, то Печо-рин приносит несчастье всем женщинам, с которыми он сталкивается: Бэле, Вере, княжне Мери, даже подруге кон-трабандистов. Материал с сайта
Проблема Онегина — в неспособности сделать свою жизнь интересной, яркой, наполнить ее значительными со-бытиями. Печорина же волнует вопрос о цели собственной жизни, ее смысле. Сознание потерянных возможностей постоянно преследует его, поскольку его вера в свое «на-значение высокое» не находит реального, подтверждения. И один, и второй дорожат своей свободой, вольностью, но оказывается, что они слишком часто приносят ей в жерт-ву то, что им по-настоящему дорого.
Различия в судьбах и характерах героев объясняются различиями эпох: жизнь России накануне декабрьского восстания (Онегин) и тяжелая политическая реакция пос-ле поражения декабристов (Печорин). И Онегин, и Печо-рин принадлежат к типу «лишних людей», т. е. таких лю-дей, для которых в окружавшем их обществе не находи-лось ни места, ни дела. И все же, даже презирая окружение, Онегин и Печорин были детьми этого общества, то есть героями своего времени.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- чем печорин отличается от онегина
- онегин и печорин дорожат своей свободой, ни к чему не привязанностью
- чем рудин отличается от онегина,печоринаюобломова
- отличия печорина от онегина
- сравнительная характеристикаонегина и печорина
В жизни не всегда всё складывается так, как хотелось бы. Это мы наблюдаем в реальном мире, этому нас учат великие книги. Предложенная тема понравилась мне, потому что я очень люблю А.С. Пушкина , а, читая роман «Евгений Онегин», можно изучить не только поэму, но и историю дворянского общества XIX века.
Главные герои обоих произведений – молодые люди. О чем же мечтало молодое поколение того времени? Евгений Онегин , являясь обаятельным, красивым дворянином, получил «французское» воспитание, однако автор подчеркивает не сильные способности к математическим наукам, иностранным языкам, а больше к «науке страсти нежной», жил обыкновенной разгульной жизнью молодого поколения: следил за модой, блистал на балах, проводил время в театрах в компании повес. Но, в конце концов, вся эта «мишура» жизни надоедает ему, он разочаровывается и в жизнях, и в людях. В душе у него – пустота, холод, безразличие. Он болен. И имя этой болезни – «хандра».
Онегин начинает сторониться общества, всех презирает, со всеми высокомерен. Так бы и продолжалось, если бы не смерть его дяди и его последующее знакомство с Ленским и семьей Лариных.
Ларины – чудесные, открытые, добрые и простые люди. Ленский – образованный человек, который учился в Германии, романтический поэт, имеющий высокие идеалы и романтическую душу и способный на большую любовь. Семья Лариных встретила Евгения Онегина с родительской заботой, как родного человека. Понемногу, душа его стала оттаивать, но в целом он остался тем же. Но ведь трагедия произведения – то, когда Татьяна Ларина влюбилась в Онегина, но была отвергнута и высмеяна им.
Татьяна мечтала обрести в Онегине супруга, ждет от него возвышенной любви, будучи начитанной французских романов, сразу же видит в нем свою мечту» романтического героя, но ошиблась и, в конце концов, вынуждена была выйти замуж за «старика», богатого человека с высоким чином. Ленский мечтал о свадьбе со своей возлюбленной Ольгой, но погибает на глупой и бессмысленной дуэли от пули друга.
Старики Ларины мечтают о спокойной старости, о покое, о счастье их дочерей, но реальность противоречит мечтам. Евгений Онегин вынужден скитаться по разным странам после дуэли с Ленским, но жизнь опять преподносит сюрприз: на балу он встречает роскошную, светскую даму, законодательницу мод, которая, кроме всего прочего, находится в центре внимания всего высшего общества и блистает своей красотой, манерами, умом и в ней узнает Татьяну: «Ужель та самая Татьяна?» Он поражен, его сердце пронзило любовь, он был болен от любви!
Онегин мечтал о Татьяне, страдал, понял, какую большую ошибку он совершил, не оценив в ней её настоящих достоинств: доброту, чистоту души, внутреннюю красоту. Но Татьяна Ларина благородна и честна, она не может предать своего мужа, хотя до сих пор любит Евгения Онегина. Это произведение проанализировано тысячами критиков разных стран, так, оно остается актуальным и в наши дни. Не только как изучение высшего общества того времени и нравов Москвы, Петербурга, провинциальной России тех времен, но и как взаимоотношение между мужчиной и женщиной.
Таким образом, здесь появляется сторона Онегина, как «лишнего человека», никому не нужного.
Тот же мотив «лишнего человека» описан и в произведении Лермонтова «Герой нашего времени », где внутренний мир героя Печорина , живущего в другом поколении, похож на мир Онегина тем, что он тоже разочарован в жизни, мрачен, циничен, странен.
Печорин так же, как Онегин олицетворяет собой целое поколение своего времени, однако включает в себя такие стороны характера, как злобу, зависть, одновременно с великодушием и добром. Весь трагизм Печорина в том, что он не может любить, найти применение своим силам и талантам, он бы хотел служить Родине, но Россия находилась в состоянии реакции, любые свободные мысли карались, и он метался в поисках применения себя. Это объединяет его с Онегиным, так как он тоже мог участвовать в развитии России, а не метаться в суете жизни.
Это потенциальный герой, который мог бы принести много пользы обществу, но в этом не было нужды, и он свою энергию растрачивал на глупые, необдуманные, а также порочащие его поступки: дуэль с Грушницким, отношение к княжне Мэри и Бэле. Трагедия Печорина как и трагедия Онегина – это трагедия многих их современников, схожих с ними по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов.
В русской литературе XIX века образы Евгения Онегина и Печорина стали символами эпохи. В них соединились типические черты представителей дворянского сословия с выдающимися личными качествами, глубоким интеллектом и силой характера, которым, увы, не нашлось применения в условиях глубокого нравственного кризиса, ставшего главной приметой времени в 30-е – 40-е годы. Непонятые в своем кругу, лишние, они понапрасну растратили свои силы, так и не сумев преодолеть нравственную глухоту современников и мелочность общественного мнения, считавшегося главным мерилом человеческих ценностей в высшем свете. При всей похожести, Онегин и Печорин наделены яркими индивидуальными чертами, благодаря которым интерес к этим литературным героям проявляют и современные читатели.
Определение
Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», русский дворянин, офицер, по долгу службы оказавшийся в зоне военных действий на Кавказе. Незаурядность личности этого литературного героя вызвала острую полемику в кругу критиков и горячий интерес читателей-современников.
Онегин – главное действующее лицо романа в стихах «Евгений Онегин», написанного А. С. Пушкиным. Онегин принадлежит к дворянской аристократии. Его жизнеописание, по мнению В. Г. Белинского, стало энциклопедией русской жизни первой половины XIX века.
Сравнение
Первые главы «Евгения Онегина» были опубликованы А. С. Пушкиным в 1825 году. С Печориным читатели познакомились в 1840-ом. Незначительная разница во времени создания этих литературных образов все-таки имела принципиальное значение для раскрытия их личных качеств, которые современники восприняли как отражение глубинных общественных процессов.
В начале романа Онегин – светский щеголь. Он богат, образован и постоянно находится под пристальным вниманием высшего общества. Утомленный праздностью, Евгений предпринимает попытку заняться серьезным делом: реформой хозяйства, доставшегося ему по наследству. Новизна деревенской жизни обернулась для него скукой: отсутствие привычки трудиться породило хандру, и все начинания ученого эконома сошли на нет.
Драма Онегина – в бесполезности собственных сил и бессодержательности образа жизни, который был навязан общественным мнением и принят героем как эталон, за рамки которого он так и не решился шагнуть. Дуэль с Ленским, сложные отношения с Татьяной Лариной – следствие глубокой нравственной зависимости от мнений света, игравшего в судьбе Онегина первостепенную роль.
Печорин, в отличие от Онегина, не так богат и знатен. Он служит на Кавказе, в месте опасных военных действий, проявляя чудеса храбрости, демонстрируя выносливость и силу характера. Но главной его чертой, многократно подчеркнутой в романе, является двойственная противоречивость душевного благородства и эгоизма, граничащего с жестокостью.
О личности Онегина читатель узнает из реплик рассказчика и наблюдений Татьяны Лариной. О Печорине высказывают суждения рассказчик и Максим Максимыч. Но полностью его внутренний мир раскрывается в дневнике – горькой исповеди человека, не сумевшего найти свое место в жизни.
Дневниковые записи Печорина – это философия байронического героя. Его дуэль с Грушницким – своеобразная месть светскому обществу за бессердечие и страсть к интригам.
В противостоянии со светом Печорин, как и Онегин, терпит поражение. Силы без применения, жизнь без цели, неспособность к любви и дружбе, светская мишура вместо служения высокой цели – эти мотивы в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» имеют общее звучание.
Выводы сайт
- Печорин стал героем своего времени: второй половины 30-х годов XIX века, отмеченных глубоким общественным кризисом после событий, связанных с декабристским движением в России.
- Онегин – литературный герой, который мог посвятить жизнь демократическим преобразованиям в обществе, но в силу своих личных качеств стал заложником высшего света.
- Печорин понимает никчемность собственного существования и пытается изменить его: в конце романа он уезжает из России.
- Онегин не стремится что-либо изменить в своей судьбе: все его действия – следствие сложившихся обстоятельств.
- Печорин способен объективно оценить себя и честно признается в своих страстях и пороках.
- Онегин понимает собственное несовершенство, но анализировать собственные поступки и их последствия не в состоянии.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Какой малый срок разделяет пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина! Первая четверть и сороковые годы XIX века. И все же это - две разные эпохи, разделенные незабываемым для русской истории событием - восстанием
декабристов. Пушкин и Лермонтов сумели создать произведения, отражающие дух этих эпох, произведения, в которых затрагивались проблемы судьбы молодой дворянской интеллигенции, не умеющей найти применения своим силам.
Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”, так что же общего в этих людях и чем они отличаются?
Онегин, прежде чем стать “молодым повесой”, получил традиционное воспитание и обширное, но достаточно по* верхностное образование. Из-за того, что в итоге он мог “совершенно” изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку и “кланяться непринужденно”, “свет решил, что он умен и очень мил”. Однако, быстро пресытившись бесплодной суетой светской жизни, Онегин начинает ею тяготиться, но ничего не находит взамен. Понимая всю никчемность существования светских людей, Онегин начинает презирать их, уходит в себя, предается “русской хандре”. Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков. К моменту знакомства с ним Пушкин отмечал в Онегине “неподражательную странность”, “резкий охлажденный ум”, “мечтам невольную преданность”, внутренний разрыв и непонимание между ним и окружающими людьми. Невзирая на глубокое презрение к “свету”, Онегин остается зависимым от общественного мнения, и результате убивает своего друга Ленского. Эгоизм приводит “повесу пылкого” к тяжелой душевной драме и разладу с самим собой.
О прошлом Печорина нам известно не так много, в основном - со страниц его собственного дневника, из его разговоров с другими людьми. Мы узнаем, что у Печорина “душа испорчена светом”: “С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились”. Теперь же окружающие часто не понимают ни мыслей Печорина, ни его поступков, а он же (и часто весьма оправданно) считает себя на голову выше окружающих. В отличие от Онегина, Печорин не сторонится людей, не избегает контактов с ними, а напротив, становится чрезвычайно тонким психологом, способным разобраться не только в чужих поступках и мыслях, но и чувствах. К сожалению, общение с ним чаще всего приносит людям и даже ему самому лишь страдания и неудовлетворенность. В отличие от Онегина, Печорин еще не устал от жизни, он во все вмешивается, многим интересуется, но он не способен по-настоящему любить и дружить. И если от любви к Онегину (а после - от любви Онегина) у Пушкина страдает только Татьяна, то Печорин приносит несчастье всем женщинам, с которыми он сталкивается: Бэле, Вере, княжне Мери, даже подруге контрабандистов.
Проблема Онегина - в неспособности сделать свою жизнь интересной, яркой, наполнить ее значительными событиями. Печорина же волнует вопрос о цели собственной жизни, ее смысле. Сознание потерянных возможностей постоянно преследует его, поскольку его вера в свое “назначение высокое” не находит реального, подтверждения. И один, и второй дорожат своей свободой, вольностью, но оказывается, что они слишком часто приносят ей в жертву то, что им по-настоящему дорого.
Различия в судьбах и характерах героев объясняются различиями эпох: жизнь России накануне декабрьского восстания (Онегин) и тяжелая политическая реакция после поражения декабристов (Печорин). И Онегин, и Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, т. е. таких людей, для которых в окружавшем их обществе не находилось ни места, ни дела. И все же, даже презирая окружение, Онегин и Печорин были детьми этого общества, то есть героями своего времени.
Государство
Методическая разработка для воспитателей «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Семья и Дети
Самые необходимые заговоры на защиту — без них не обойтись Зеркальный щит заговор оберег
Деньги