Деньги

Средства выражения авторской позиции отцы и дети.

Ни одно произведение Тургенева не вызвало таких разноречивых откликов, как его роман «Отцы и дети». Одни критики говорили, что Тургенев в своем романе создал образ нового человека, другие воспринимали роман как пародию на нигилистов. Одни утвержда­ли, что Тургенев «высек либералов», другие упрекали Тургенева в проповеди консервативных идей. Произошло это, по-видимому, из-за трудности понимания авторской позиции. Действительно, Тургенев нигде в романе не говорит прямо о своих симпатиях и ан­типатиях, никого не хвалит и не осуждает напрямую. И все-таки, мне кажется, можно понять, что думает автор о жизни, если только отказаться от прямолинейных оценок.

Главный конфликт романа - конфликт «отцов» и «детей». Наиболее яркие представители конфликтующих сторон - База­ров и Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд их мнения во всем противоположны друг другу. Павел Петрович - сторонник следования «принсипам», Базаров отрицает любые авторитеты. Павел Петрович восхищается красотой природы, а Базаров гово­рит: «Природа не храм, а мастерская.-.». Павел Петрович любит Шиллера и Гете, а для Базарова «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Для Павла Петровича любовь - высокая и прекрасная тайна, а для Базарова - проявление физи­ологии.

Однако Тургенев убедительно показывает, что эти противопо­ложности мнимые. Любовь к Одинцовой, по иронии судьбы, по­действовала на Базарова столь же роковым образом, как на Павла Петровича любовь к княгине Р. В конце концов оба они находят суррогат своей любви в чувстве к Фенечке. Заставляя их полюбить одну и ту же женщину, Тургенев подчеркивает родственность их су­деб - вся жизнь оказывается жертвой любви. Таков один из спосо­бов выражения авторской позиции в романе - уравнивание проти­воположностей.

Большую значимость в романе приобретают экскурсы в про­шлое. Повествование о главных событиях романа постоянно пере­бивается ретроспективными вставками. Автор настойчиво обраща­ется к истории «рода» героев, прослеживает смену поколений. В чем же состоит эта смена? При всех кровных различиях «отцов и детей» судьбы их сближены. Почти повторяются ситуации из юно­сти Николая Петровича Кирсанова и его сына: отец Николая Пет­ровича привез его в университет, и Николай Петрович привез в университет Аркадия.

Внутренние связи прочерчены между Анной Одинцовой и ее отцом. Она также последовательно стремится к обеспеченному существованию. И ее младшая сестра Катя твердо идет по прото­ренной дороге. На другом полюсе общества - у мелкопоместных Базаровых - прочность традиций выражена по-другому. Об Ари­не Власьевне сказано: «Она была настоящая русская дворяночка прежнего времени, ей бы следовало жить лет за двести, в старо­давние времена…».

Автор изображает русскую жизнь почти за пятьдесят лет. Он раскрывает многие отрицательные стороны канувших в лету эпох. В полковых городах 20-30-х годов - царство «матушек-коман- дирш» (I глава). В высшем свете тех же лет - лжебайронизм, роковые страсти (VIII глава), процветание карточных аферистов (XV глава). Однако новое время огорчает писателя неизмеримо больше. Николай Петрович отпустил крестьян на оброк, завел «на новый лад хозяйство», но сам не может справиться с управ­лением имения. В чиновничьем мире появились «прогрессисты». В уездном полусвете появились эмансипированные женщины (Куктина) и рассуждающие о свободе откупщики (Ситников). Как ущербны все эти нововведения!

Все былые недостатки: бедность крестьянской деревни, неуме­лое хозяйствование, бюрократизм, духовный застой-сохранились. А пустословие, практицизм, собственнические инстинкты - воз­росли. И это - «кровные узы» связей между разными поколения­ми, те закономерности русской жизни, выявление которых и было целью автора.

...Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя...
А. С. Грибоедов

От замысла до написания, а затем опубликования И. С. Тургеневым романа «Отцы и дети» прошло менее двух лет, так увлеченно он работал над этим произведением. Но то, что последовало после его выхода в свет, было трудно предугадать, прежде всего, самому автору. Роман оказался чем-то вроде письма П. Я. Чаадаева, расколовшего общественное мнение России на два враждебных лагеря. Причем, представители каждого из этих лагерей восприняли роман односторонне и, на мой взгляд, несправедливо. Никто не учел природы трагического конфликта. Критические статьи в адрес творца «Отцов и детей» звучали со всех сторон. Либеральное крыло и консерваторы считали, что аристократия и потомственные дворяне изображены иронически, а разночинец Базаров, плебей по происхождению, вначале насмехается над ними, а затем оказывается выше их морально. С другой стороны, считалось, что раз Базаров умер, значит, правота отцов была доказанной. Демократы также по-разному восприняли роман, а при оценке характера Базарова вообще раскололись на две группы. Одни были настроены негативно по отношению к главному герою. Прежде всего потому, что посчитали его «злой пародией» на демократа. Так, в лагере революционных демократов критик «Современника» М. А. Антонович обратил внимание лишь на слабые стороны базаровского типа и написал критический памфлет, в котором назвал Базарова «карикатурой на молодое поколение», а самого Тургенева «ретроградом». С другой стороны, обращая внимание на слабость аристократии, утверждали, что Тургенев «выпорол отцов». Например, критик «Русского слова» Д. И. Писарев отметил только позитивную сторону образа Базарова и провозгласил торжество нигилиста и его автора.

Крайние взгляды антагонистов в романе словно выплеснулись в реальную жизнь. Каждый видел в нем то, что хотел видеть. Истинные взгляды автора, гуманистическая направленность произведения, стремление показать, что поколениям должна быть свойственна преемственность, были поняты не всем.

Как настоящему художнику И. С. Тургеневу действительно удалось угадать веяния эпохи, появление нового типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянству.

Но эти споры, возможно, и стали причиной того, что в современных исследованиях творчества Тургенева часто можно встретить мнение, что семейный конфликт в этом произведении играет гораздо меньшую роль, поскольку автор речь ведет о столкновении демократов с либералами. Мне кажется, это несколько упрощенный взгляд. Именно в семейной трактовке дан заголовок романа, и в ней же получает развитие.

Верно отметил Ю. В. Лебедев, что русская классическая литература всегда проверяла устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев переходит к столкновениям общественного характера. «Семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность, ведь никакие социально-политические государственные формы человеческого общежития не поглощают нравственное содержание семейной жизни. Отношение сыновей к отцам не замыкается только на родственных чувствах, а распространяется далее на сыновнее отношение к прошлому и настоящему своего отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. Отцовство в широком смысле слова предполагает любовь старшего поколения к идущим на смену молодым, терпимость, мудрость, разумный совет и снисхождение», — писал Лебедев.

Конфликт романа не заключается только в семейные рамки, но именно разрушение «семейственности» придает ему трагическую глубину. Трещина в связях между поколениями ведет к пропасти между противоположными общественными течениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись самих принципов существования в мире. Так кто же одержал победу в словесной и идейной схватке либерала Павла Петровича и революционера-демократа Базарова?

Здесь, как мне кажется, не может быть однозначного ответа. Во всяком случае, у самого Тургенева его не было. По возрасту он относился к поколению отцов, но как истинный художник не мог не понимать, что страна живет в эпоху смены поколений. Его взгляд глубже, это взгляд мудрого, чуткого и дальновидного человека. Сам он так разъяснял особенность конфликта в целом: «Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Именно такую трактовку он закладывает в суть проблематики произведения. Показывая споры между демократом Базаровым и аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, автор размышляет о том, что отношения между поколениями гораздо сложнее, чем противоборство социальных групп. Действительно, важное значение приобретает особый нравственный и философский смысл.

Отцы консервативны, духовно слабы и неспособны угнаться за ходом времени. Но и дети, увлекаясь модными общественными течениями, не только способствуют прогрессу, но и заходят слишком далеко в своих радикальных взглядах.

Духовный максимализм ведет к крайности отрицания всей жизни и, в конечном счете, к катастрофе. Будущее, не опирающееся на настоящее, обречено на гибель. Это глубоко ощущал и выразительно показал Тургенев на примере судеб многих своих героев. Особенно это касается судьбы Базарова. Тургенев выступал за эволюционные, постепенные изменения, которые помогли бы преодолеть взаимное отчуждение поколений, а значит, предотвратить многие последствия. Нелюбовь и презрение к «постепеновщине» Тургенев считал национальной трагедией русских и на протяжении всего творчества искал ей «противоядие в характерах умеренных, добропорядочных, деловых, не замахивающихся на большое, но надежных в малом». Тема отцов и детей, тема борьбы и смены поколений является традиционной для русской литературы. В известных произведениях русских писателей: А. С. Грибоедова — «Горе от ума», А. П.Чехова — «Вишневый сад», М. Е. Салтыкова-Щедрина — «Господа Головлевы», А. Н. Островского «Доходное место», И. А. Гончарова — «Обыкновенная история», Л. Н. Толстого — «Война и мир», — так или иначе находила отражение проблематика взаимоотношений отцов и детей. Так остро, как у Тургенева, она не была поставлена, но взаимодействие и столкновение поколений составляют отдельную сюжетную линию, включенную в общую проблематику произведений. В «Горе от ума» конфликт между «лишним» Чацким и всем московским окружением очень напоминает столкновение двух лагерей — консервативного и нарождающегося прогрессивного. Чацкий так же одинок, как и Базаров, только из рассказов ряда героев ясно, что похожих на него становится все больше, а значит, автор дает надежду на будущее новому поколению людей. У Салтыкова-Щедрина, напротив, показано перерождение поколений и распад семейных связей. У Гончарова романтично настроенный племянник Адуев становится постепенно точной копией своего богатого, циничного и чересчур прагматичного дядюшки Адуева. Здесь конфликт между поколениями перерастает в приспособление и адаптацию к ценностям существующего мира. Подобное столкновение дяди и племянника мы находим и у Островского в его пьесе «Доходное место», где под гнетом обстоятельств, в том числе семейных, молодому человеку надоедает бороться, и он сдается. Когда он, наконец-то, приходит к дяде просить пресловутое доходное место, должность, которая поможет сделать хорошую карьеру, дядюшка выражает свое презрение к человеку, который отказался от своих идеалов, хотя и готов ему помогать. У Толстого, напротив, представлена преемственность поколений в их как лучших качествах, так и худших. Например, три поколения Болконских в «Войне и мире» — князь Николай Андреевич-старший, Андрей Болконский, его сын Николенька. Несмотря на разное восприятие мира, очевидно их уважение друг к другу, жизнь и воспитание в соответствии с убеждением, что «есть только две добродетели — деятельность и ум». Перед нами предстают также семьи Курагиных и Ростовых. И если первым автор не симпатизирует, то вторые изображены неоднозначно, они занимают как бы промежуточное положение, герои находятся в постоянном поиске — счастья, славы, своего места в жизни.

Как видно, взаимоотношения поколений занимали и занимают важное место в произведениях русских писателей. Они касаются как внутрисемейных коллизий, так и становятся фоном для изображения событий общественного масштаба. Одно очевидно: в столкновении героев, которые неизбежны, как борьба между уходящим и новым, необходимо соблюдать уважение, стремиться к пониманию, совместному решению возникающих проблем. На мой взгляд, именно об этом хотел сказать современникам и грядущим поколениям великий русский писатель И. С. Тургенев в своем бессмертном произведении «Отцы и дети».

II. Главная часть

1. В романе Тургенева действуют разные герои, и почти в каждом из них автору что-то нравится, а что-то нет. Поэтому авторскую позицию далеко не всегда можно характеризовать как однозначно положительную или отрицательную. Кроме того, в отношении некоторых героев авторская позиция меня­ется по ходу романа:

а) Базаров. Отношение к нему автора очень сложно. С одной стороны, в Базарове привлекает незаурядность лично­сти, воля, способность и желание трудиться (в Базарове Тур­генев впервые нашел истинного «деятеля», а не «созерцате­ля», какими являлись герои его предыдущих романов – Рудин, Лаврецкий и др.). С другой стороны, Тургенев наде­ляет своего героя рядом непривлекательных черт: Базаров циничен, особенно по отношению к женщинам, глух к красо­те в природе и в искусстве, все измеряет только пользой, груб; ему недостает культуры как внешней, так и внутрен­ней, он безгранично самоуверен. По словам Писарева, Тур­генев не скрывает, что молодые люди такого типа ему не очень-то нравятся.

Но авторскую позицию по отношению к Базарову нельзя просто разложить на «за» и «против». Это сложное чувство, и Тургенев понимает, что Базаров может быть только таким, ка­кой он есть, его нельзя «перевоспитать»: недостатки Базаро­ва – это продолжение его достоинств. По ходу романа на пер­вый план выходит то сочувствие автора герою, то его неприятие, но в общем к концу романа возрастает авторское сочувствие герою.

Б) Павел Петрович Кирсанов. Это – главный оппонентi Базарова. Отношение к нему Тургенева также двойственно, но верх в основном берет неприятие этого характера. Его душу автор называет «сухой», и это многое объясняет. «Принципы)» для него всегда важнее людей; это натура себялюбивая прежде всего, и никакие хорошие качества (любовь к брату, напри­мер) не могут этого изменить;

в) Николай Петрович Кирсанов. В оценке этого характера преобладают ноты сочувствия и симпатии, что обусловлено душевным богатством этой натуры: он добр, способен к ис­кренней и нежной любви, в нем совершенно отсутствует эго­изм, его глубоко трогает красота и т.п. Легкую иронию у авто­ра вызывает только житейская непрактичность героя;

г) Одинцова. Это едва ли не самый сложный характер в романе, и отношение к нему автора недостаточно ясно. У нее много положительных качеств, и ей, кажется, нечего поста­вить в упрек, но легкий холодок в отношении автора к ней все-таки чувствуется. Видимо, для Тургенева она слишком спокойна, слишком рассудочна и поэтому несколько эгои­стична, что особенно чувствуется в сравнении с классическим типом «тургеневских девушек» – Лизы («Дворянское гнез­до»), Елены («Накануне») и др.;

д) Аркадий Кирсанов. В отношении этого героя авторская позиция наиболее явственно меняется по ходу романа. В начале это еще мальчик, буквально влюбленный в Базарова и стараю­щийся ему во всем подражать, что и вызывает неприкрытую ав­торскую иронию. Когда же к концу романа Аркадий начинает жить «своим умом», его оценка принципиально меняется. Он сочетает в себе лучшие качества «старого» и «нового» поколе­ний: чуткую душу и трезвый практический ум. Именно Арка­дий больше всего приближается к тургеневскому идеалу.

б) высказывания героев (особенно характерны высказыва­ния Базарова и Павла Петровича);

в) действия героев (поведение Базарова в усадьбе Кирса­новых, дуэль, развитие отношений между Базаровым и Один­цовой и т.п.);

г) переживания героев, изображение их духовного мира (особенно характерно для Николая Петровича, Аркадия, База­рова);

д) художественные детали (портрет Базарова, пепельница в виде серебряного лаптя на столе у Павла Петровича и др.).

III. Заключение

Авторская позиция у Тургенева, как правило, выражается не прямо, а косвенно и иногда не имеет такой четкости, какая свойственна, например, Толстому. Это обусловило и жесткую литературно-критическую полемику вокруг романа, и его раз­личное истолкование.

Здесь искали:

  • план сочинения авторское отношение
  • реферат с планом на тему способы выражения авторской позиции в романе И С Тургенева Отцы и дети
  • соченение по литре тема способы вырожения авторской позицыи в романе отцы и дети

Роман "Отцы и дети" – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и "согревает объективный рассказ", вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что "просвечивает", а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети". Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел "наказать" молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, "черствую рассудочность": с Аркадием он держит себя "деспотически–небрежно", к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у "тайного" психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они "отставные" люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения "детям": молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева "отставным" человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича "мертвецом". Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева "Отцы и дети", кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман "Отцы и дети", мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Роман "Отцы и дети" – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и "согревает объективный рассказ", вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что "просвечивает", а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети". Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел "наказать" молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, "черствую рассудочность": с Аркадием он держит себя "деспотически–небрежно", к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у "тайного" психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они "отставные" люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения "детям": молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева "отставным" человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича "мертвецом". Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева "Отцы и дети", кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман "Отцы и дети", мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", что явно просвечивает сквозь ткань повествования.