Инф. технологии

Урок "Петя Ростов в партизанском отряде" методическая разработка по литературе (5 класс) на тему. В детстве Л.Н

Урок литературы в 5 классе по произведению

Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема урока:

Цель урока: обучение анализу эпического произведения,

развитие монологической речи учащихся,

воспитание патриотического чувства у учащихся,

ознакомление с человеческими идеалами Л.Н.Толстого,

определение отношения Л.Н.Толстого к войне на контрасте

двух эпизодов «Ночь перед боем» и «Первый бой и гибель

Пети».

Оборудование урока: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации Д.Шмаринова к роману,

кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир»,

мультимедиа проектор.

Методические приемы: сравнительный анализ фрагментов, беседа по вопросам,

комментированное чтение, характеристика персонажей

Оформление доски:

Петя Ростов и его судьба в романе «Война и мир»

Война не любезность,

а самое мерзкое дело в жизни,

и надо понять это и не играть в войну.

Л.Н.Толстой

Словарь урока: антитеза, фуга, героизм.

Вопросы урока: 1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?

2. Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?

План урока.

    Мобилизующий этап. (Приложение № 1, слайд №1 «Портрет Л.Н.Толстого»)

1.С фрагментом какого произведения мы познакомились на прошлом уроке? (с фрагментом из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».)

2. Кто же главный герой этого отрывка?

(Петя Ростов – пятнадцатилетний мальчик, который добровольцем ушел на войну сражаться с французами за свое отечество)

3. Какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Да, вы правы, наша тема звучит так: «Страшная правда войны». В течение урока, работая над текстом фрагмента романа «Война и мир» о Пете Ростове, мы должны будем определить отношение Л.Н.Толстого к войне, ответить на вопрос: «Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?», научиться, продолжая уроки русского языка владению монологической речью. А наших уважаемых гостей попросим ответить на вопрос: «Ваши ассоциации со словом «война»?» (на урок приглашаются гости, или данное задание дается заранее для учащихся как домашнее задание).

    Эмоциональное вступление в тему. (Музыкальное произведение)

    Вступительное слово учителя.

Война- жестокое слово.

Война- страшное, как сама смерть, слово.

Что она приносит человечеству?

Только огромные разрушения, страдания и несчастья. Во все времена человек мечтал о мире, а историю свою часто, слишком часто писал на полях сражений. Вот горькие, но красноречивые цифры….В войнах 19в., к которым относится и война 1812 г., погибло 6 миллионов человек. Это цифры… А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искорёженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, счастье.

Война- это разрушенные города.

Война- это лишенные счастливого детства дети. Л.Н.Толстой в своих произведениях старался писать правду, в том числе и правду о войне. Писатель сам воевал на Кавказе и Севастополе, знал войну не понаслышке, сам не раз смотрел смерти в лицо. Уже в те годы писатель выступал против войны как бесчеловечного явления, чуждого разуму. Обратимся к произведению Л.Н.Толстого «Война и ми».

    Изучение нового материала (анализ отрывка).

    Ребята, как вы понимаете смысл названия романа?

(Пользуясь любимым приёмом, антитезой, писатель противопоставляет в произведении мир (как отсутствие войн, покой, тишина) войне (как бесчеловечному явлению). Это противопоставление находит свое выражение и в композиции романа: все произведение делится на главы мирные и военные, сменяющие друг друга)

    Из какого мира Петя Ростов? Из мирного или военного?

(Петя Ростов живет в большой, дружной семье, где царит любовь и счастье. В то время, как он попал на войну, ему исполнилось 15 лет. Он еще четко не представляет себе, что такое война на самом деле. Как все мальчишки, Петя просто любит играть в войну.)

    Каким предстал Петя перед нами в начале фрагмента? Каким вы его себе представили? (ответ учеников) (Приложение№1, слайд № 2 «Характеристика Пети Ростова»)

Все ваши впечатления отразились в ваших рисунках. Посмотрите внимательно на рисунки и выделите самый удачный. Объясните свой выбор. (выставка рисунков учащихся «Петя Ростов»)

(Да, это юный, восторженный мальчик, щедрый, эмоциональный, добрый, наивный, Толстой тонко подметил: «Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой». Счастливым, возбужденным и восторженным может чувствовать себя и взрослый человек, а вот большим — только ребёнок. Петя старается вести себя как взрослый, но всем видно, что он ещё ребенок, чувствует себя большим, а на самом деле ещё ребенок. Желание быть большим, казаться храбрым выражается как желание искреннее, детское, непосредственное, что накладывается еще и на «ростовскую породу» с ее восторженностью и любовью ко всем и вся.)

    Продолжим анализ произведения. Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?

(Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза).

    Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?

(Конечно, доброта. Для Пети этот французский барабанщик -не враг, а такой же мальчик, как он. Петя жалеет пленного, говорит с ним нежным шепотом, волнуется за него. Щедрость, доброта, любовь ко всем — черты характера Пети Ростова.)

    Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?

(проявили заботу о пленном французе и простые солдаты, они накормили его, разрешили греться у костра. По приказанию Денисова его одели в русский кафтан, с тем, чтобы оставить при отряде.)

    Почему они так отнеслись к нему?

(Многие солдаты, уйдя на войну, оставили дома жен, детей. Каждый солдат на войне живет мыслями о доме, о мире. Пленный французский мальчик напоминает им детей, оставшихся дома, мирное время. И имя ему придумали — «Весенний», как напоминание о весне, о спокойном, счастливом времени. Еще раз доказывается, что пленный барабанщик воспринимается не как враг, а как обыкновенный ребенок).

    Создание портрета Пети Ростова дополняет эпизод «Разведка Пети во французский лагерь». Обратимся к этому эпизоду.

Как случилось, что именно Петя едет с Долоховым в разведку?

(Петя хотел добиться уважения опытных людей, а в его глазах Долохов- герой.)

    Проследим, как Петя проявил себя в боевом задании. Распределите в две колонки опорные слова, которые характеризуют, с одной стороны- поведение Пети, его поступки, с другой- его внутреннее состояние, мысли.(Приложение№1, слайд№3, «Разведка»).

    Попытайтесь на минутку представить себя Петей Ростовым, так как это сделает …..(Ф.И.уч-ся) и подумайте над вопросами: «Каков Петя? Страшно ли было ему?»

(учащийся от лица Пети рассказывает о разведке)

    Вернемся к вопросам, заданным ранее? Почему Петя поцеловал Долохова?

(Петя — смелый и решительный мальчик. Как тонко Толстой показал душевные переживания Пети, его страх быть разоблаченным. Тем не менее стоит позавидовать самообладанию Пети, его выдержке. Ведь это всего лишь ребенок, но с каким достоинством он выдержал это испытание).

    После переживаний страха быть изобличенным французами Петя засыпает и ему снится волшебный сон.

Музыка. Бах «Фуга».Выразительное чтение учащимся эпизода «Волшебный сон Пети».

    Под какие звуки засыпает Петя? (звук натачиваемой сабли, капли дождя, ржание лошадей)

    В своих рисунках вы попытались отобразить, какие картины возникают в воображении Пети. Наши художники прокомментируют свои рисунки.(Выступление детей). (Приложение №2)

(Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. Это не сон солдата, это сон ребенка.)

    Чтение сна звучало на фоне фуги Баха. Что такое фуга? (фуга-последовательное

повторение одной музыкальной темы несколькими голосами.)

    Как музыка помогает понять душевное состояние Пети? (Светлая, спокойная, лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)

    Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»? (Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.).

    А теперь прочитаем эпизод «Последний бой и гибель Пети Ростова». Во время чтения подумайте над вопросом: «Каков Петя в этом эпизоде по сравнению с предыдущим?».

Выразительное чтение эпизода.

(Петя рвется в бой, не испытывая страха. Он невыдержанный, нетерпеливый,

боится не успеть свершить что-то важное. Наивно-восторженный мальчик не

понимает, что этот бой, в который он рвется, будет для него последним, не

понимает, что война и смерть – рядом).

    Какие звуки, краски, запахи мы ощущаем, когда читаем этот эпизод? Найдите в тексте подтверждение своему ответу. (Приложение № 1, слайд 4 «Первый бой»)

    Какие чувства вызывают у вас эти слова? (Да, война страшна, беспощадна ко всем. Л.Н.Толстой любил своего героя. И у нас он вызывает симпатии. Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?

(Л.Н.Толстой хочет показать беспощадность войны. Она уничтожает все на

своем пути. Война не разбирает кто перед ней — взрослый или ребенок, солдат

или простой мальчик. Ребенок и война – понятия несовместимые. Дети – это

будущее, это жизнь, война-смерть).

    Сравнительный анализ кинофрагмента и текста романа.

Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бодарчука «Война и мир».

    Чем отличаются фрагменты?

(Не все эпизоды экранизированы: вечерняя разведка с Долоховым. Многие моменты сжаты. Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.)

    Совпадают ли ваши впечатления от образа Пети после прочтения страниц

романа — эпопеи и просмотра видеофрагмента? (Ответы учащихся. Дети считают, что режиссеру удалось передать отношение автора к партизанской войне, почувствовать особенности характера Пети, но в чтении есть своя непередаваемая прелесть)

VI . Проектная деятельность учащихся.

    У многих ваших бабушек и дедушек сохранились впечатления о Великой

Отечественной Войне 1940-1945 гг., так как в те годы они были детьми, как и

Петя Ростов. Многие из вас провели поисковую работу и собрали материалы-

воспоминания о войне. Детские воспоминания эмоциональны, насыщены

болью и страхом. Какая же она война? война глазами ребенка? (Выступление

ученика с подготовленным материалом).

    Что общего вы видите в этих воспоминаниях и эпизодом о Пете Ростове? (Страх, ужас. Дети войны… Они взрослели раньше времени, на их хрупкие плечи ложились заботы и тяготы военного времени. Как стереть из памяти ужасные картины войны, преодолеть страх, оставшийся в сердце?)

    Собранные вместе рассказы-воспоминания рисуют страшный облик войны, у которой совсем не детское лицо. Они звучат как обвинение злу, насилию. Войну обвиняют дети. Все материалы оформлены в созданной вами книге «У войны не детское лицо». А ответы на вопрос «Ваши ассоциации со словом «война»?» мы поместим на первой странице нашей книги в форме предисловия. (Приложение № 3)

VII . Обобщение.

    Проанализировав фрагмент романа «Война и мир», мы можем сделать вывод о том, как соотносятся слова эпиграфа к уроку и основная мысль фрагмента из романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

(Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным

явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет

домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи

Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения.

Вот она страшная и жестокая правда войны.)

    Совместимы ли понятия «ребенок» и «война»?

Эти понятия не совместимы, они противоположны друг другу. Детство всегда связано с миром.

«Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.»

Таким испытанием и была война 1812 г. для Пети и Великая Отечественная война для ваших бабушек и дедушек. Все взрослые (я, бабушки и дедушки, наши гости) желаем, чтобы на вашу долю никогда не выпали тяжелые испытания войны.)

      Домашнее задание.

Написать сочинение «Последний бой и героическая гибель Пети Ростова» .

Ответ оставил: Гость

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек! » А что значит «красота» ? Мне кажется, в это емкое понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, «разлитую всюду»: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно. Насколько бедна и бессмысленна была бы наша жизнь, не будь в ней творчества в самом широком понимании этого слова. Можно любую работу выполнять с радостью, делать ее с каждым разом лучше и лучше, внося элемент творчества, частицу своей прекрасной души. Это по плечу каждому человеку.
Надо только захотеть, постараться овладеть какой-либо профессией, ибо безделье ведет к деградации. Очень хорошо сказал об этом И. С. Тургенев устами своего героя Базарова. Полемизируя с Павлом Петровичем («Отцы и дети») , Евгений говорит: «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки» . Как хорошо обрисовано главное условие самоуважения и взаимоуважения в человеческом обществе - необходимостью трудиться! Действительно, разве может тунеядец, бездельник, лентяй вызывать уважение; презрение, жалость, желание помочь, но только не восхищение. Красота, если она истинная, всегда самореализуется. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, а по-другому и нельзя, если с ним хорошо и интересно, хочется ему подражать. Только раб выполняет работу из-под палки, а свободный гражданин, умеющий оценивать свои способности, должен стремиться к совершенству вместе с прогрессом. Дух захватывает от мысли, что человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание множить красоту, разлитую вокруг. Она вернется назад сторицей.
И наоборот, нельзя безнаказанно множить зло, уничтожать красоту, созданную до тебя предшествующими поколениями. Когда я вырасту, стану архитектором. В XXI веке все значительно изменится. Я буду строить необычайно красивые и удобные здания. Мне хочется преобразовать эту землю, на которой мы живем. Но для этого надо много учиться, чтобы не испортить созданное до тебя - нельзя каждому поколению начинать все «с чистого листа» . Мы не иваны, не помнящие родства. У России богатая история, которую творили разные люди, что греха таить, но лучшие ее страницы написаны великими предками: Александром Невским, Дмитрием Донским, Сергием Радонежским, поэтами, художниками, музыкантами и зодчими, заложившими эталон красоты. Я верю, что в XXI веке вырастет и воспитается прекрасный человек, о котором мечтали Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Некрасов. Но это случится не по мановению волшебной палочки. Для этого необходимо много и упорно трудиться над собой: быть искренним, идти к людям с открытыми душой и сердцем.
Для меня идеалами красоты являются литературные герои, созданные фантазией художников, отражающих свои взгляды в ту или иную эпоху: Татьяна Ларина и «тургеневские девушки» , Наташа Ростова и княжна Марья, Кутузов и Тихон Щербатый, Сотников и Зоська Норейко. Да что говорить, есть много литературных героев, на кого я хочу походить, не копируя поведение, жесты, одежду, манеру держать себя. Главное - воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало? ! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее.

Ответ оставил: Гость

Кленовый лист оторвался от ветки и полетел... он пролетал над крышами домов и чувствовал себя свободной птицей в небе. И наконец ветер утих и лист плавно упал в реку и его унесло быстрым течением. Кленовый лист вынесло на землю, его нашёл Маленький ёжик и унес в свою норку. И листик сладко уснул в своей зимней постельке.

УРОК

ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

(«О бедном гусаре замолвите слово»)

Цели урока:

1)усовершенствовать навыки чтения и приемы работы с книгой;

2)развить навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; развить культуру устной речи учащихся;

3)привить любовь к слову, воспитывать патриотизм.

Оформление урока:

Репродукции картин: А.Дюрер. Богородица с Христом и святой Анной. Р Санти. Сикстинская Мадонна. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Икона Владимирской Богоматери. Иллюстрация из журнала «Кругозор». Песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья», фуга И.С.Баха, музыка Н.Рота к кинофильму «Крестный отец», роман «Война и мир».

Ход урока

1 Словарная работа.

На доске слово «палитра», запись в тетрадь его лексических значений.

Палитра.1.Небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски. 2.Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.3.Совокупность выразительных художественных средств.

2. Проверка домашнего задания. Повторение терминов:

цитата, фрагмент, эпизод, композиция.

Отображение на доске схемы сюжета рассказа.

3. Краткое вступительное слово учителя, постановка цели урока.

4. Аналитическая беседа.

Анализ эпизода «Ночь перед боем».

Какие звуки слышит Петя, выйдя во двор? Что он видит?

(Материал для беседы: капли, падающие с деревьев; ржание лошадей; негромкие голоса; храп…)

Это какие звуки: войны или мирной жизни?

Что вы можете сказать о человеке, который слышит эти звуки?

Какой это человек?

(Петя умеет видеть красоту в обычных вещах).

«Сон» Пети.

Какие картины возникают в воображении мальчика?

(Материал для беседы:

Петя был «в волшебном царстве, в котором не было ничегопохожего на действительность: большое черное пятно, может быть, была каркулка, а, может быть, пещера; красное пятно, может быть, огонь, а, может быть, глаз огромного чудовища…; может быть, проходил гусар, а. может быть, его не было;)

(Черные, красные).

Какие это цвета? Радостные? Почему автор использует их?

(Это цвета тревоги, войны. Петя еще не знает о том, что погибнет. В его вплетаются тревожные ноты. Но мальчик еще «в волшебном царстве, в котором все было возможно».

Еще какие картины «видит» Петя?

(Чтение отрывка от слов «Он поглядел на небо…» до слов «рукой можно было достать его»).

(Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Найдите эпитеты (волшебное небо; черное, чистое небо);

олицетворения (облака бежали; небо поднималось над головой; небо спускалось совсем);

сравнение (тучки, как черные пятна).

Какова роль изобразительно-художественных средств языка? Зачем автор использует их?

(Произвести впечатление чего-то волшебного, чудесного, живого; передать чувство восхищения героя прекрасной природой. Душа Пети поет, последний раз в жизни наслаждаясь прекрасной красотой земли. Петя – добрый, честный, чистый мальчик, открытый миру, людям, красоте).

Пересказ двух отрывков из эпизода «Ночь перед боем».

(Звучит фуга И.С.Баха).

Как этот эпизод связан с последующим эпизодом «Первый бой и смерть Пети»?

(Эти два эпизода противопоставляются, в последующем эпизоде автор показывает весь ужас войны и свое отношение к ней).

2.Анализ эпизода «Первый бой и смерть Пети Ростова».

Что чувствует Петя накануне боя? Каково его внутреннее состояние?

Найдите и процитируйте строки.

(Волнение, возбуждение: «глаза горели огнем, озноб пробегал по спине»;

«во всем теле что-то быстро и равномерно дрожало»).

О чем мечтает мальчик?

(Сердце его горит, он мечтает совершить подвиг).

Как он ведет себя в бою? Прочитайте цитату.

(«Как раздались первые звуки топота, крика, Петя, ударив свою лошадь и не слушая Денисова, поскакал вперед.

Ура! Ребята…наши…прокричал Петя и поскакал по улице туда, откуда слышались частые выстрелы и где гуще был пороховой дым.»).

Прочитайте вслух эпизод гибели Ростова Пети.

(«Петя скакал на своей лошади…»).

(Звучит музыка Н.Рота).

Как прореагировали на смерть Пети Денисов и Долохов?

О чем слова Долохова: «Брать не бедем»?

(Для Долохова гибель Ростова – один из эпизодов войны. Рыдание Денисова не признак слабости, а а проявление человечности).

Слово учителя.

Гибель Пети принесла беду в семью Ростовых. Мать Пети из цветущей женщины превратилась в дряхлую старуху.

«Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Душевная рана матери не могла залечиться. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой старухой».

Эта душевная рана наполовину убила графиню.

Демонстрация репродукций картин великих мастеров и иконы Владимирской Богоматери.

Перед вами репрдукции картин А.Дюрера «Богородица с Христом и святой Анной», великого итальянца Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» и «Сикстинская Мадонна» и национальная святыня нашей земли – икона Владимирской Божьей Матери».

Что сближает все эти работы? Прекрасная и вечная тема материнства. Посмотрите, с каким трепетом, нежностью и любовью прижимают они к сердцу своих детей. Разве для гибели рождаются дети и русские, и французы?

Война убивает не только детей, но и матерей.

Аналитическая беседа.

Прочитайте цитаты.

(«…Один упал в грязь под ногами Петиной лошади», «У одной избы столпились казаки. Из серой толпы раздался страшный крик», «Первое, что увидел Петя, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза», «Без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров, а потом француз упал».)

Мы видим наших врагов Петиными глазами.

Что в глубине души чувствует он, глядя на них?

(Сочувствует им, проявляя человечноть. Война убивает детей Божьих, независимо от того: француз он или русский).

Слово учителя.

Чтение фрагмента романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т.3,часть вторая, глава 39).

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Измученным, без пищи и отдыха. Людям с той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали. Бросить все и побежать куда попало.»

Казалось, что сама природа оплакивала своих детей, убиенных на поле брани.

3.Рассаз ученика о Пете Ростове. Индивидуальное задание – образец ответа подготовленного школьника.

4.Рефлексия.

(Сострадание, любовь к людям, любовь к Родине, желание защитить ее, что есть война и что есть честь).

5.Слово учителя.

Любить человека дорогого, близкого можно человеческой любовью, но только врага можно любить божеской любовью.

Звучит песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

На фоне песни обращаемся к иллюстрации из журнала «Кругозор».

Перед вами великое Бородинское поле, на высоких постаментах – двуглавые орлы. А вот фельдмаршал М.И.Кутузов.

Благодаря ему и русским солдатам, таким, как Петя Ростов, стоит наша Россия, державная и бессмертная. Россия, чья нерушимость завоевана кровью и потом нашего народа.






Самым активным и ярким проявлением народной войны было армейское и крестьянское партизанское движение. Знаменитые предводители партизан Д.В. Давыдов, А.Н.Сеславин, А.С. Фигнер 9 ноября 1812 года пленили 2 тыс. рядовых, 60 офицеров и генерала Ожеро. Одним из крупнейших партизанских отрядов был отряд Г.М. Курина. В октябре он дал французам 7 боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск).








3. Отправляя Петю Ростова в отряд Денисова, генерал: А) разрешил ему там остаться до начала военных действий Б) запретил участвовать в военных действиях В) разрешил участвовать в военных действиях 4. Пленного барабанщика Денисов решил: А) отослать вместе с другими пленными Б) оставить у себя В) расстрелять




7. Петя мечтал участвовать в бою, потому что хотел: А) совершить подвиг Б) отомстить врагу В) быть полезным в трудную минуту 8. «Музыкальный» сон Пети – свидетельство того, что: А) юный герой талантлив в музыке Б) гармония в музыке понимается Петей как гармония в жизни, где нет места войне В) Пете присущи богатое воображение, фантазия и романтизм





Источники материалов. 1. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. Учебник-хрестоматия по литературе. 5 класс. М.: Дрофа О.Б. Беломестных, М.С. Корнеев, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: Вако Автор-составитель Т.М. Амбушева. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. Волгоград: Учитель