Домашний очаг

"Воля к власти" как проявление "воли к воле" (идеи Ф. Ницше и М

В философии Ницше понятию «воля к власти» предназначалась роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить всё то, что до сих пор считалось философией. Это- не что иное, как присущее всему роду живых существ свойство. Воля к власти – это не то, чем мы располагаем, а то что мы собойпредставляем на самом деле. Поскольку «жизнь – это воля к власти», понятия и ценности тоже суть выражения воли и предназначены для того, чтобы одна воля могла контролировать другую волю. Следовательно, в природе мира никогда не будет, и не может быть ничего не затронутого этой борьбой.В каждый момент мы – это то, что мы делаем; и, пока мы живы, ежеминутно мы держим универсум в напряжении, поскольку стремимся присвоить то количество власти, которое соответствует нашей природе. Более важное следствие, вытекающее из его теории воли к власти, заключено в тезисе, что счастье – это вовсе не та цель, за которую нам действительно стоит бороться. Счастье, коль скоро оно вообще имеет значение, неотделимо от борьбы за власть. От удовольствия просто сознавать, что ты силен. Банальное утверждение, что человек стремится к удовольствию и избегает страдания, неверно. Стремиться к могуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать неудовольствие, поскольку любое препятствие для воли к власти воспринимается как таковое. Таким образом, неудовольствие есть не что иное, как « нормальный ингредиент всякого органического процесса». А удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении препятствий. Препятствия лишь стимулируют волю к власти и являются прелюдией к удовольствию. Ницше стремится сказать, что существует два вида неудовольствия, один из которых является показателем ослабления, или упадка, воли к власти. Это её истощение. Бывают неудовольствия, которые стимулируют силу, и бывают неудовольствия, которые указывают на ослабление силы и понижение способности противостоять давлению окружающего мира. Имеются два соответствующих вида удовольствий – удовольствия от победы противоположны удовольствиям спячки. Учение о воле к власти разбросано по всем текстам философа. Оно заключается в том, что мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значения, помимо тех, которые мы ему приписываем.

Концепция личности в философии ф.Ницше

В самых ранних работах Ницше проступает два важнейших принципа, на которых будет строиться всё его «зрелое» мировоззрение. Во-первых, это представление о «пластичности», непредсказуемой изменчивости культуры и самого человека, представление, заставляющее Ницше считать важнейшим философским понятием понятие становления. Во-вторых, это убеждение в первостепенном значении философии как реального фактора, способного как помочь развитию человека и культуры, так и воспрепятствовать этому развитию, провести культуру к застою и даже деградации.Философия, по Ницше, это особый образ жизни, связанный с пониманием самой сущности жизни и, значит, со способностью руководить ходом истории и развитием культуры.Бытиё - это статическое состояние, жизнь - это движение, становление. «Нет бытия, есть только становление», - заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь - это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыражение, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов. Ницше утверждает релятивизм морали. «Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым для другого... существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности». Ницше призывает к переоценке ценностей. Он выступает против традиционной морали.». Субъектом новой морали, удовлетворяющим этим требованиям, является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Он определяет его следующим образом: это люди, «которые… проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру… они немногим лучше необузданных хищных зверей. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку как тот относится к обезьяне.

    Філософія марксизму та її еволюція.

Диалектический материализм впервые распространяет мат. понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Теория познания . Общественно-экономическая практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической.

Исторический материализм . Основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Каждая система произ. отнош. возникает на определенном этапе развития производственных сил.

Надстройка -совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый базис , который вызревает в рамках старого, и кол. перех в кач, революционный переход от одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономические формации - первоб, рабовлад, феодал, капитал, коммунизм. Основной движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.

Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Факторами возникновения стали:

Социально-экономические и политические предпосылки . Утверждение капитализма как социального строя, эксплуатация капиталистами работников привела к выступлениям против экономического положения, потребность рабочего класса в научной теории, которой стал марксизм возникший в виде системы идей которые пытались дать ответ на философские вопросы: может быть общество справедливым, каковы перспективы развития общества и др. развитие классовой борьбы служило благоприятной средой.

Естественнонаучные. Создание эволюционной теории и переложение ее на философский аспект, открытие клеточной структуры живого, подчеркнула единство всех живых организмов. Закон сохранения и преобразования энергии стал основой философских выводов о несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

Теоретические источники . Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах) критически восприняли и переработали на новых основания гегелевскую теорию. Обработке подверглись и достижения прогрессивных буржуазных экономистов. Работы социалистов-утопистов перешли в идеи социализма.

Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом, вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г. Гегель и Л. Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.

Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 40-х годов, XIX в., когда в ряде стран Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие крупной машинной индустрии, а с другой – формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост производитель-ности труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положе-ния трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищание, ухудшение экономического положения вызывали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции, силезское восстание ткачей в Германии. В Англии в 30-40 годах XIX в. развернулось первое массовое пролетарское движение – чартизм. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая философия, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в XIX в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч. Дарвиным эволюционного учения и т.д.), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.

В начале своей научной и общественно-политической деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т.е. до 1842 г., они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам.

Эволюция взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.

Что же, собственно, нового было в этом учении?

Эту теорию отличает от всех иных философских учений, прежде всего, то, что в ней впервые в истории философской мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга. Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину. В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание – это процесс, кото-рый носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика. Предшествующая философия стремилась дать всеобъемлющую систему знаний, подчинить себе и заменить собою другие науки. Философские системы в прошлом часто игнорировали положительные знания о природе и обществе, заменяя научные сведения вымыслом. Новая концепция доказывала, что философия не является «наукой наук» или «наукой над науками». Диалектический материализм – это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, марксистская философия выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества. В марксистской философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории, доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика первична по отношению ко всему духов-ному миру, культуре. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума. Дальнейшее творческое развитие марксизм получил в теоретических трудах и практической деятельности гениального продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса - В. И. Ленина, который поднял революционное учение марксизма на новую, высшую ступень. В. И. Ленин, восприняв теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил и конкретизировал её применительно к условиям новой исторической эпохи. Великим вкладом В. И. Ленина в развитие марксистской философии является разработка её важнейших проблем - теории отражения, теории познания, учения об истине, углубление понимания законов и категорий диалектики и других. В своих произведениях В. И. Ленин дал классические образцы применения материалистической диалектики к важнейшим проблемам общественного развития, политики и классовой борьбы пролетариата: анализ объективных условий и разработку вопроса о роли субъективного фактора в историческом процессе, значении творческой инициативы масс, классов, партий и отдельных личностей, обоснование огромной роли научной теории в революционном движении.

Западная марксистская философия ХХ в. ярко выражена таким направлением как неомарксизм. Он отличается от теоретических положений первоначального марксизма. Это совокупность марксистских и промарксистких течений, которые характеризуются критическим отношением к капитализму. В свою очередь делится на «диалектико-гуманистический» и «сциентистский». Первые считаю традиционный марксизм недостаточно человечным, а вторые считают его недостаточно научным. Неомарксизм отличается во многом от теоретических положений первоначал марксизма. В целом требует не разрушителей, а критики и развития. Освобождение от догматического понимания должен находить ответы для человечества возникающие в процессе его развития.

    Основні ідеї позитивізму.

Позитивизм – единственным источником истинного действительного знания, являются конкретные (эмпирические) науки, при этом она отрицает ценность философского исследования. Каждая наука сама себе философия.

Неопозитивизм – лишает Ф ее предмета и считает, что Ф возможна как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая Ф). Философский анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается опытом и языком. Цель анализа - различение содержательных, осмысленных и бессмысленных высказываний. Осмысленные содержательные высказывания это высказывания синтетические с опытных данных, осмысленные бессодержательные -это аналитические высказывания, суть тавтологии логики и математики. Высказывание осмысленно, если оно верифицируемо. Т.е. в философию нужно включать только такие положения, которые могут быть проверены на истинность. Верификация и фальсификация - это подтверждение или опровержение знания наблюдением. Избрание неопозитивизмом языка логики в качестве универсального языка выражения всего знания сделало логику равноценной философии науки. Чтобы быть истинной она должна строиться в соответствии с логическими правилами, правилами того языка, который используется для построения данной теории. Ввели принцип конвенциализма (условное соглашение), который определяет все ступени и стороны научного познания. Это исключает вопрос об объективной истинности науки и превращает в совокупность произвольных гипотиз. Основные представители и школы: 1) "Венский кружок"; 2) логический позитивизм (англ. Философы-аналитики); 3) Львовско-Варшавская школа; 4) логический эмпиризм США; 5) лингвистическая философия.

Первый позитивизм Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновени

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ закон, выражающийся в классификации наук. основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так: 1 Математика. 2Астрономия. 3Физика. 4Химия. 5Физиология. 6Социальная физика (социология). 7Мораль.

Образцом науки для позитивизма является естествознание.

Конт стремится построить "позитивную" науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде "социальной физики".

Видным представителем "первого позитивизма" был Джон Стюарт Милль рассматривал логику как ветвь психологии и давал законам логики психологическое обоснование.

Завершителем первой формы позитивизма был Герберт Спенсер. Для учения Спенсера и для того нового, что он внес в философию 19 века, характерно соединение основных принципов позитивизма со всесторонне проведенной идеей эволюции.

предпосылкой развития позитивизма явилось интенсивное развитие промышленности, науки, техники, экономики в 19в. Наука и техника меняют характер общества. Рост научных знаний и внедрение технических достижений сыграли ведущую роль. Т.о., позитивизм формируется как мировоззрение человека, для которого наука и техника представляют основное средство для переустройства мира. Позитивизм против всякой идеологии, против всяких домыслов и религий. Верят только в науку.

Идейные истоки. Прежде всего, таким истоком явилось учение Сен-Симона.

Основные идеи Сен-Симона:

    Наука есть основа человеческого благополучия.

    Наряду с науками о природе необходимо развивать науки о человеке и обществе и внедрять эти знания в систему образования.

    Не интересы отдельных групп и личностей, а конкретные научные знания должны определять политические решения.

    Современная эпоха есть эпоха перехода от феодализма к индустриализму. Феодализм – это тип общественного устройства, при котором власть находится в руках военизированной элиты и духовенства, а мировоззрение носит сугубо религиозный характер.Индустриализм – это власть продуктивного класса индустриалов (предприниматели, банкиры, рабочие и крестьяне) и общество, в котором господствует научное мировоззрение. Прогрессивность нового типа общества: если феодализм ориентирован на завоевание (т.е. экстенсивное развитие = во вне), то индустриализм ориентирован на производство.

Беда современности: современный социальный кризис (т.е. то, что живем между феодализмом и индустриализмом) состоит в том, что феодальные классы сохраняют ведущую политическую роль в обществе, т.е. господствуют непродуктивные классы. Решающая роль в преодолении общественного кризиса должна принадлежать новой, научной идеологии, которая должна иметь форму научно-философской системы. Но что такое подлинная научная философия? Позитивизм и претендует на роль этой новой философии.

Позитивизм в своей эволюции проходит три этапа:

    Классический позитивизм (середина 19го века). Авторы: Огюст Конт (Франция), Джон Стюарт Милль (Англия), Герберт Спенсер (Англия)

    Эмпириокритицизм [эмпирио=опыт, критика опыта]. Основные представители: Рихард Авенариус, Эрнст Мах.

    Неопозитивизм (первая половина 20го века)или аналитическая философия : Джордж Эдвард Мур, Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн.

В конце 20го века – постпозитивизм (философия науки).

Первый позитивизм Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения. Основателем позитивизма был французский мыслительОгюст КОНТ . С его именем связано развитие первого этапа позитивизма. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно описательный характер.

Проблемы государства, политики, права освещаются Фридрихом Ницше во многих его работах. Осмысление проблем права, государства и политики неразрывно связано у него с пониманием сущности человека и социального бытия.

В качестве основы и сущности социального бытия Ницше берёт не Волю в шопенгауэровском смысле, а «волю к власти». По его мнению, используемые Шопенгауэром понятия «мировая Воля» и «воля к жизни» - пустые слова. «Воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». Как первооснова и сущность бытия «воля к власти» не может ни возникнуть, ни уничтожиться: она существует вечно и способна к саморазвёртыванию. «Воля к власти» по Ницше, представляет собой ненасытное стремление воли к проявлению власти, к господству. «Воля к власти» - это «сгусток энергии», «не только комплекс ощущения мышления, но и прежде всего ещё аффект команды», деятельная сила, проявляющая себя во всех сферах жизни. Хотя Ницше и пытается, как ему кажется, подменить иным сущностным содержанием «волю к власти» по сравнению с шопенгауэровской «волей к жизни», всё же его собственная иррациональная первосущность выступает как некая умозрительная сущность, обладающая трансцендентным существованием. Поскольку сущностью бытия выступает «воля к власти» как стремление к господству, как сила, то мир и человек в этом мире представляют собой бесчисленное количество воль и сил, каждая из которых стремится распространить свою волю на всё пространство. Борьба за власть идёт как внутри человека, так и внутри общества.

Человек, согласно Ницше, «высокомерное насекомое», «высшее заблуждение природы», в котором наиболее проявляется «воля к власти». Но человек - одновременно самое страдающее существо, ибо он стремится выделиться, отойти от животного начала в себе, руководствуясь разумом. Причину болезненного бытия человека Ницше видит в тех заблуждениях, которые создаются самим человеком, его разумом. Ницше выделяет ряд заблуждений, которые полезны в жизни человека и общества: истина, мораль, свобода, право. Он отмечает, что все эти заблуждения являются не только творчеством разума, они - проявление: «воли к власти», и необходимы в жизни человека, так как без них последний навсегда «остался бы зверем». Разум, движимый «волей к власти», позволяет человеку стать деятелем культуры.

Различие людей Ницше объясняет неодинаковым количеством «воли к власти»: одни (избранные, аристократия, элита) - одарённые натуры - обладают большим количеством власти, другие низкого происхождения - меньшим. О ценности человека в жизни можно судить по количеству затраченной в нём «воли к власти». Избранные являются, по Ницше, творцами культуры, создателями высших духовных ценностей, но возможно создание ценностей и существование элиты благодаря рабскому труду масс, толпы. Поэтому подчинение и рабство оправданы. Неравенство людей выражает сущность общественной жизни, вечную борьбу за существование и господство сильных над слабыми. Ницше беспощадно критикует все концепции, которые обосновывают как идею изначального равенства, так и необходимость установления равенства людей и их прав. С его точки зрения, «нет более ядовитого яда», чем учение о равенстве, «ибо, кажется, что его проповедует сама справедливость, тогда как оно конец справедливости».

Действительная же справедливость заключена в изначальном признании неравных прав людей, напротив, утверждение равных прав, притязание на них является ничем иным, как несправедливостью. Право в концепции Ницше представлено как нечто производное, вторичное от «воли к власти», рефлекс последней. Будучи проявлением «воли к власти» первое право возникает случайно, как бы на основе насильственного присвоения как результат войны и победы, оно «не есть традиция, приказ, принуждение». Неравенство, по Ницше, является необходимым условием для существования права, поэтому право есть нечто иное, как преимущество сильных над слабыми. Ницше проповедует идею преимущества аристократии, идею правомерности привилегий. Чем большей «волей к власти» одарён индивид, тем ярче выражен в нём инстинкт к господству, тем выше его социальная значимость, а следовательно, тем большие права он имеет в обществе. Наивысшие права имеют аристократы и гении, которых они называют «аристократами духа». Ницшеанскую концепцию можно оценить как «аристократическую концепцию права», или как «теорию аристократического радикализма».

В свою аристократическую концепцию права Ницше вносит элементы теории естественного права, утверждая, что «без договора нет права», ибо договор необходим для закрепления права как результат победы. В этом смысле право характеризуется как признанная и зафиксированная власть. Признав договорную теорию права, он отрицает договорную концепцию государства, согласно которой последнее возникает в результате свободного волеизъявления независимых индивидов с целью обеспечения их прав и защиты их собственности. Так как люди изначально неравны: есть сильные, наделённые большей властью, повелевающие слабые, подчинённые им, - то не может быть никакой речи о договоре как основе возникновения государства. Кроме того, по Ницше, государство не может возникнуть в результате волеизъявления Бога, но только путём насильственного подчинения людям «высшей расы» людей «низшей расы». Государство «есть мудрая организация для взаимной защиты личностей», но одновременно самая чудовищная организация, «самое холодное из всех холодных чудовищ, где медленное самоубийство всех называется жизнь». Именно через государство, его политические организации выражается «воля к власти» господ.

Ф. Ницше «Воля к власти»

С О Д Е Р Ж А Н И Е

§ 1. Постановка проблемы…………………………………………………... 3

§ 2. Анализ книги Ф. Ницше «Воля к власти»……………………………... 4

§ 3. Выводы…………………………………………………………………. 11

§ 4. Источники……………………………………………………………… 12

§ 1. Постановка проблемы

Интерес к Ницше не ослабевает уже второе столетие. И если для своих совре­менников он скорее был пророком на­чавшегося духовного кризиса и грядущих социальных катастроф, потрясших за­падную цивилизацию в XX веке, то для нас, живущих в глобализованном мире, который строится по западному образцу, Ницше, возможно, выразитель волево­го начала цивилизации, внешне успеш­ной и доминирующей, но изнутри пора­женной безверием и нигилизмом, а зна­чит, ослаблением воли. Философия Ниц­ше неоднозначна и усиливает кристалли­зацию понятий и ценностей. Цивилиза­ция, на данный исторический момент за­дающая тон развитию всего мира, пыта­ется осознать себя. И в этом отношении страстно и странно написанная книга Фридриха Ницше «Воля к власти» не ут­ратила своей остроты.

Российскому читателю она тем более интересна, что впервые на русском без цензуры работа была издана в 2005 году. Этот «незавершенный трактат» Ницше существовал лишь в набросках и вышел в свет после его смерти в реконструкции его сестры Элизабет Ферстер-Ницше и его друга Петера Гаста.

Ницше задумал эту книгу жизни в 1883 году и активно работал над ней до своей трагической болезни - безумия, начав­шегося шесть лет спустя, и кончины в 1900 году.


Материал «Воли к власти», согласно плану самого философа (1887 года), разделен на четыре книги, а вер­нее, части: «Европейский нигилизм» (I ), «Критика прежних высших ценностей» (II ), «Принцип новой оценки» (III ), «По­рода и взращивание» (IV ). Вся книга со­держит 1067 фрагментов (хотя случались издания, содержавшие почти 9000 отрывков, например немецкое академичес­кое издание, 1967). Но через мозаику набросков и суждений проступает стро­гая концепция, «система в афоризмах ».

§ 2. Анализ книги Ф. Ницше «Воля к власти»

Тема воли к власти проходит у Ницше через все его творчество, начиная с рабо­ты «Так говорил Заратустра». Волю к влас­ти Ницше понимает как принцип сущест­вования. Но если поначалу философ трактовал неудовлетворенную волю как источник страданий, от которых освобо­дить может эстетика, искусство, а позже - интеллект, эмпирическое познание, то постепенно Ницше приходит к понима­нию воли как оптимистичного утвержде­ния жизни.

Теперь он интерпретирует во­лю как волю к жизни, а значит, и властво­ванию, потому что жизнь основана на стремлении к власти, к мощи. Закон вы­живания состоит в выживании сильней­шего, что согласуется с дарвиновской тео­рией естественного отбора. А так как именно борьба за существование, жесто­кая борьба за выживание сильнейших, яв­ляется условием эволюционного развития видов, то следует без жалоб принимать эту борьбу. Нужно стремиться к силе и мощи, а не к слабости и немощи. Это - основной инстинкт живых существ. Слабое должно пасть и погибнуть, а сильное - подняться выше и укрепиться. В «Воле к власти» Ницше прославляет радость упорной и ожесточенной борьбы за жизнь.

Так он пытается лечить свой больной, изнеженный век. Именно пессимизм и расслабленность, обывательскую успоко­енность современников он воспринимает как упадок и болезнь культуры. Жизнь – это рост, власть, мощь, воля наперекор преградам. Значит, нужно их преодоле­ние и возрождение «воли к власти». Ниц­ше подчеркивает, что воля к власти - это воля к насилию, господству. Но именно воли к власти нет в высших человеческих ценностях - в заповедях, как он считает, наоборот, преобладают ценности дегра­дации, нигилизма. А мысли, правящие миром, должны быть сильными, утверж­дает Ницше. Против этого трудно возра­жать, хотя вряд ли условие это достаточно для правящих миром идей.

Целью Ницше при написании этой книги была переоценка всех ценностей, что подчеркнуто в подзаголовке произведения. Проявления принципа воли к власти как квинтэссенции жизни он ищет в философии, религии, естествознании, политике, искусстве, что, в свою очередь, расходясь с принятыми устоями общест­ва, вело к пересмотру ценностей. Ценнос­ти - условие сохранения и развития слож­ных образований. А ложные ценностные конструкции, мифы культуры, ее ловуш­ки и маски подменяют «волю к власти» так называемой «истиной бытия ».

Ницше восстает против жизни «прос­того смертного», подчиняющегося «стад­ным инстинктам». Упрекает старую мо­раль в потакании слабым и утверждает новые ценности, связанные с волей как жизненной силой и властью. Считает, что именно воля как центр силы конструирует мир и ценности. А так как, по Ницше, «Бог мертв», ибо вера в сверхъестественное, высшее пошатну­лась и оказалась развенчанной с наступ­лением века рационализма и нигилизма, то на место Бога у Ницше встает сверхче­ловек, сущность которого «волится из воли к власти», и за ним - будущее. Так Ницше понимает утрату веры в смысл жизни и смерти, в «потусторонние» ил­люзии - так «умирает Бог».


Приходящее на место веры знание (научное) интер­претирует потустороннее как «ничто». На смену вере и знанию приходит ниги­лизм. И хотя Ницше пытается преодо­леть эту гибельную триаду , его собствен­ная философия строится на постулатах естествознания. Это своеобразная реак­ция на усиливающееся влияние науки и материализма, которые поставили рели­гию и мораль под сомнение и не смогли предложить ничего, кроме агностицизма (согласно которому любые абсолютные основания реальности непознаваемы, так как не могут быть подтверждены опытной наукой).

У Ницше происходит невольная под­мена цели и средства, ибо если целью может быть жизнь, познание, творчест­во, то воля - это только инструмент, в том числе и воля к власти. В сообществе животных инстинктивным является стремление к выживанию, средством для чего может быть как доминирование, так и подчинение, то есть совершенно раз­ное отношение к «власти». Да и сама власть скорее понятие человеческого со­общества, а не зоологического. Уже поэ­тому принцип воли к власти нельзя считать универсальным, на чем настаивает Ницше.

Применительно же к человечес­кому обществу и социальной жизни власть принадлежит к числу высших, не­редко необъявленных, ценностей, но это скорее ценности второго уровня, инстру­ментальные, так как выживание в социу­ме связано не только с властью, - это лишь один из механизмов. У воли к влас­ти должны быть цель и вектор развития. Если это сверхчеловек, как представляет Ницше, то речь идет о выращивании кас­ты власти с претензией на изменение природы такого человека, что для исто­рии не ново. Но амбиции либо претен­зии никогда не заменят сущности.

Понятие власти у Ницше оказалось неразрывно связан­ным с понятием нигилизма. Констатация и диагностика нигилизма, этого «само­го страшного из гостей», по выражению самого мыслителя, как главной пробле­мы, стоящей перед лицом европейского человечества уже с первых страниц «Воли к власти», задают магистральную линию ницшеанского вопрошания о власти и очерчивают возможные контуры новой метафизики власти.

Согласно Ницше характерные для сов­ременной ему Европы конца XIX века все­общая упорядоченность, интеллектуально обозримая и безликая, ставшая образцом научного знания, стремление к социально­му и политическому равенству приводят к ослаблению жизненных сил культуры. Из нее исчезает дух героизма и непредсказуе­мости, в результате чего торжествует пос­редственность, а личность растворяется в безликости толпы. Этапы развития евро­пейской культуры, приведшие ее к пла­чевному состоянию, Ницше диагностиру­ет как этапы прогрессирующего развития нигилизма.

Сам Ницше определяет нигилизм как отрицание жизни и высших ценностей. И если прежде нигилизм означал обес­ценивание и отрицание жизни во имя высших ценностей, таких, как Бог, то современная эпоха порождает согласно Ницше новую форму нигилизма - отри­цание этих прежде утверждаемых высших ценностей и замену их ценностями «человеческими, слишком человечески­ми» (так называется одна из книг самого Ницше). Мораль заменяет религию, как, например, в философии Канта и в эпоху Просвещения в целом; польза, прогресс, история встают на место божественных установлений.

Нигилизм для Ницше - это не только позитивистский дух науки XIX в., но более широкое историческое движение, затра­гивающее всю историю Запада последних столетий и лишь с особой силой проявляю­щееся в позитивизме, пессимизме и соци­ализме. Истолкование самой сути этого нигилизма Ницше сводит к краткой фор­муле «Бог мертв». В словах Ницше мы сталкиваемся не с выра­жением личных убеждений атеиста , но с проницательными констатациями проро­ка. «Бог умер»: это значит, что христианс­кий Бог, Бог западной метафизики - уже мертвая фикция ума, «голая идея», абс­трактный смысл. В лучшем случае этот Бог представляет собой некоего идола, некую условную «ценность». Действительно, он никак не влияет на жизнь европейца, вовсе не он придает смысл существованию чело­века, мира и истории. На Западе место Бога пусто: Бог есть отсутствие. Это отсутст­вие уничтожает всякую жизненную истину по ту сторону тленности и смерти и опре­деляет содержание европейского нигилиз­ма. Именно в силу того, что европейская метафизика предлагает абсолютизирован­ие, рационалистически принять Бога, она приготовляет и возможность рационалис­тически отрицать его. Смерть Бога есть итог почти тысячелетнего исторического развития этого абсолютизированного и обоюдоострого рационализма в пространс­тве западноевропейской цивилизации.

Нигилизм - это исторический процесс, в ходе которого «сверхчувственное» в его господствующей высоте становится шатким и ничтожным, так как само сущее теряет свою ценность и смысл. Поэтому нигилизм - это не очередное модное воззрение или течение мысли со своими кумирами, основоположниками, пред­ставителями. Наоборот, нигилизм - это то, чему отныне суждено проявляться во всех воззрениях, ибо это - история суще­го, когда медленно, но неотвратимо выхо­дит на свет смерть христианского Бога в сердцах европейцев. Да, в этого Бога еще долго будут верить и считать, что он по-прежнему оказывает определяющее воз­действие на мир и судьбы человечества, но для Ницше подобная вера похожа на свет уже угасшей звезды, когда сама звез­да исчезла, а ее свет виден еще некоторое время, создавая онтическую иллюзию присутствия. Смерть Бога для Ницше - основное событие современности, впер­вые прочувствованное и до конца поня­тое им самим. Это событие требует новой переоценки всех ценностей, поскольку прежние ценности, связанные с христи­анским Богом и сферой сверхчувственно­го, вообще утратили свой смысл. И теперь классически понятый нигилизм означает освобождение от прежних ценностей, но для новой переоценки ценностей - зада­чи, которую Ницше ставит перед собс­твенной философией. Это означает, что пассивный нигилизм разочарования в ценностях прошлого должен сменить­ся активным нигилизмом возрастания мощи духа и жизненных сил, который решительно критикует прежние ценнос­ти и утверждает новые цели, ценности и перспективы. В центре этого утверждаю­щего нигилизма Ницше ставит свое уче­ние о воле к власти и сверхчеловеке.

На последнем этапе нигилизма все цен­ности прежних эпох приходят в упадок, все обессмысливается и воля погружает­ся в бездействие. Современный человек, собственно, по-настоящему уже ничего и не хочет, а лишь пытается по инерции продолжать полученный когда-то импульс жизни, все более и более погружаясь в рутину мелких выгод и удовольствий. Но именно в этот момент сумерек культуры, когда ее судьба, казалось бы, предрешена, и открывается последняя возможность ее выживания, возможность для переоценки заново всех прежних ценностей, для ново­го переосмысления понятий добра и зла. И это не просто возвращение воли, это - новый, невиданный прежде ее порыв.

Здесь, по Ницше, на первое место выходит поддерживаемая изначальным импульсом жизни воля к власти, лишенная всяких моральных противовесов. «Что хорошо? - спрашивает Ницше и сам же дает ответ: все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? Все, что происходит из слабости».

Здесь нужно уточнить, что же понима­ет Ницше под «властью». «Власть» здесь вовсе не означает распоряжения другими людьми, эта власть не политическая или социальная, но метафизическая, выстра­иваемая сознательно как принцип жизни. Природа воли к власти, по Ницше, - не в том, чтобы просто господствовать, рас­поряжаться или брать (для этого вовсе не требовалась бы такая фундаментальная переоценка всех ценностей), но в том, чтобы творить и отдавать.

Воля к власти - эта сознательная воля к опьянению жизнью. Это - сама тайна жизни, основная черта всего сущего. Все сущее, поскольку оно вообще есть, и в том виде, как оно на самом деле есть, - это «воля к власти». И познание, если оно не умерло в абстракциях разума и не отор­валось от жизни окончательно, действи­тельно только как орудие власти. Законы науки - всего лишь полезные фикции, а истина - полезное заблуждение. Ницше отвергает христианство как религию, сознательно ослабляющую жизнь и про­тивостоящую «воле к власти», то есть как религию, направленную против жизни и законов мироздания, а значит, религию (в новой, ницшеанской шкале ценнос­тей) аморальную.

Для Ницше равным образом неприемлемо как утверждаемое христианством равенство людей перед богом (жизнь создала людей неравны­ми, поскольку у них разная сила воли к власти), так и религиозное смирение (что означает опять-таки подавление в себе этой воли к власти). Ницше отвергает и все виды социалистических учений, видя в них «восстание рабов в морали». На место умершего Бога прежней куль­туры должен встать сверхчеловек, прези­рающий прежние моральные ценности и утверждающий свою безграничную волю к власти. Образ сверхчеловека встает со страниц главного произведения Ницше - «Так говорил Заратустра» (1885), где Ницше вкладывает в уста стилизован­ного им под свою философию древнеперсидского религиозного реформатора свои сокровеннейшие мысли о сверхче­ловеке (образцом которого ницшеанс­кий Заратустра и является). Заратустра, сверхчеловек - это «танцующая звезда», вечное движение и становление, лишен­ное атрибутов устойчивого бытия, он - чистая воля к власти, утверждение жизни за пределами истины и лжи, за пределами добра и зла. В своих последних произве­дениях Ницше пророчествует о гибели современной ему цивилизации, о миро­вых войнах и новом устройстве мира. И хотя прогнозы Ницше казались совре­менникам чрезмерно пессимистически­ми, своего рода плодами болезненного воображения, многие из них в XX веке осуществились (достаточно упомянуть две мировые войны, появление массовой культуры и единой Европы), а его фило­софия оказала влияние на всю европейс­кую культуру XX века.

Власть постоянно находится в движе­нии, и «воле к власти» противостоит не достигнутая и обретенная власть, но «воля к безвластию». Сущность власти как раз и заключается в «воле к власти», то есть в воле к преодолению и расширению себя самой. Но когда мерой всего становит­ся лишь количество возросшей и орга­низованной власти, то мы переходим в полностью нигилистическое измерение, отрицающее саму возможность задавать­ся вопросами о бытийных источниках и целях самой власти.

§ 3. Выводы

Воля к власти представляет собой основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете истолковано и к чему все должно быть сведено.

Воля к власти – понятие, подвергавшееся в истории философии беспрецедентным искажениям и фальсификациям; оно и по сей день остается объектом самых различных интерпретаций в том числе и потому, что сам Ницше не особо заботился объяснить, что же все-таки он под ним понимает.

В то же время Ницше не мог знать, что его аристок­ратичный конструкт - сверхчеловек - будет удобной ширмой для «людей из толпы», безликих и слабых, неполноцен­ных и ущемленных, и в силу этого склон­ных к насилию и имморализму, бесчело­вечности и жестокости. Сверхчеловек оказался Нечеловеком, а не Богочелове­ком.

Ницше писал Г. Брандесу, что «весь мир содрогнется», когда увидит его но­вую книгу: «Я - настоящее бедствие». Это действительно книга, которая взры­вает устоявшееся понимание вещей. В ней есть предвосхищение чудовищного кризиса и катастроф XX века, которые поначалу произошли не в социально-экономической и политической сферах, не в материальном бытии, а в умах и ду­шах людей.

Я думаю, что возможно, самой страшной расплатой за «переоценку ценностей» и понимание жизни прежде всего как воли к власти, за ее абсолютизацию является разрушение души и сошествие с ума - как отдельного человека (что и случи­лось с автором книги), так и целых об­ществ, а в пределе - всего человечества. Ибо гипертрофированная воля к власти сродни безумию и ведет к разрушению, что наглядно подтверждает Новейшая история.

§ 4. Источники

1. Семенова, к власти: [рецензия] / // Власть. – 2005. – N 8. – С. 84-85.

2. Мюрберг, И. о современном человеке в пространстве политического // Вопросы философии. – 2009. – N 5. – С. 47-60.

3. Косыхин, власти и проблема нигилизма в европейской философии // Власть. – 2008. – N 3. – С. 90-94.

Ницше, Ф. Воля к власти / Пер. с нем. – М.: Культурная революция, 2005. – 880 с.

А то, что высшее достижение власти - это навязать другим свой образ жизни, свой образ мысли.

Когда была Армия, там на уровне государственной религии были Правила Приличия. Это был их образ жизни, им так было привычнее.

Хотя это было очень мудро. Общество, в котором все живут по Правилам Приличия, это очень сильное и благополучное Общество. Такое Общество может существовать вечно. И люди в нем будут счастливы.

Когда интеллигенция устроила Армии свои революции, интеллигенция стала навязывать Обществу свой образ жизни.

Обратите внимание на то, что в литературе, создаваемой интеллигенцией, нет положительных героев. Там все главные герои - это персонажи отрицательные.

Потому что интеллигенция - это организованная преступность, порождение вора и проститутки. И выжить в нормальном Обществе со своими бандитскими замашками интеллигенция просто не сможет. И чтобы подмять Общество под себя, интеллигенция стала создавать свою реальность, навязывая Обществу идеологию людей со сломанной психикой, откровенную шизофрению и образ жизни уголовно наказуемый.

С победой интеллигенции над Государством, в жизнь Общества ворвались Преступник и Воинствующая Проститутка.

Если запретить интеллигенции пропаганду насилия, алкоголизма, наркомании, проституции, интеллигенция тут же потеряет весь свой шоу-бизнес и не напишет ни одной книги.

Интеллигенция - это криминал, это - нравственная грязь, которая запачкает всех одним фактом своего существования. Бороться с интеллигенцией силой - невозможно: полиции не хватит.

Но можно сделать и по-другому, используя знания по Обществоведению и труды тех писателей, которые ненавидели интеллигенцию. Того же самого Ницше.

Интеллигенция не сможет выжить там, где ведут себя прилично. Поэтому надо снова возвращаться к Правилам Приличия.

В двух словах: никогда не делай того, о чем нельзя будет рассказать за обедом.

Если мы будем говорить на языке современных нам гопников, то мы и жить будем, как гопники. Мы сами себя столкнём на их уровень жизни.

От того, что и как мы говорим, зависит очень многое, если не всё.

Повторяя слова из лексикона уголовников, мы даем право на существование уголовников в нашей жизни, мы поощряем их. И тогда с уголовниками не справится ни одна полиция, потому что "добро" на существование уголовников в Обществе мы дали сами, разговаривая на языке уголовников.

И уголовники тоже это поймут очень быстро и обнаглеют до предела.

А если мы постараемся следить за тем, что мы говорим и какими словами, то изменится и наша жизнь и наше окружение.

От нас начнут уходить те, кто нам приносит несчастья. Да потому что несчастья нам приносят как раз те, кто из уголовного мира, с бандитскими замашками. Мы этого не замечали, потому что говорили на их языке и допускали элементы поведения, как у уголовников. Мы сами создали для них среду комфортного обитания.

Отстаивать надо свой образ жизни, не допуская ничьей власти над собой. Не допуская, чтобы нам навязали образ жизни уголовного мира, социального (уголовно-криминального) дна, упорных нищих.

Воля к жизни есть воля к власти. А воля к власти - это навязать другому свой образ мысли, свой образ жизни, свой язык. Не зря же говорили про сословия. Со- слов. Кто как говорит, тот так и живет. Человек употребляет те слова, которые говорят в его окружении, в его семье, те, с кем он дружит и делает свой бизнес.

И если в речи человека мелькают выражения, присущие уголовному миру, будьте уверены, что против вас этот человек совершит преступление. Неважно какое, но - совершит.

Почему нельзя обманывать, нельзя врать, нельзя делать неправильно?

Да потому что так устроен человеческий мозг. Мы действуем на автомате, не успевая даже подумать о том, что мы делаем. Решения принимает мозг и очень быстро. Это происходит на уровне нейронных связей головного мозга. Есть такие "паттерны" - логические схемы поведения. Мозг запоминает, что мы делали в первый раз и попав в аналогичную ситуацию мозг отдаст приказ поступить так, как мы уже поступали. Это называется: положительный опыт решения проблем.

Один раз сделал то, что не надо было бы делать, второй раз, а на шестой раз - это уже будет автоматически и не подумав: сформировались паттерны, логические схемы поведения.

Несколько раз "пронесет", а потом - попадёшься. Например, несколько раз нарушил правила дорожного движения и пронесло, а потом в критической ситуации, когда думать будет некогда, мозг на автоматическом уровне примет неправильное решение. В результате - авария, которой могло не быть, если бы вы раньше не нарушали правила дорожного движения. Несколько раз сыграл шутки со своей безопасностью на дороге, и - запустил новый паттерн: логическую схему поведения, которая тебя в результате и привела к аварии.

Второй, неприятный момент с привычкой типа пошутил-обманул, это то, что вы будете терять друзей. Люди не любят, когда их обманывают. Даже если они не станут поднимать скандал, они всё равно от вас отделаются. А все связи у нас на бизнесе и деньгах. То, что вы сочли невинной шуткой или для вас казалось мелочью, для кого-то окажется недопустимым и вас выкинут из бизнеса или оставят без денег и связей.

Самым неприятным для вас окажется то, что воспитанные люди избегают скандалов и когда вы окажетесь перед фактом, что двери перед вами оказались закрыты, доказывать: "Я не хотел!", будет поздно. Вас уже вычеркнули из записной книжки. И, естественно, что расскажут и остальным, за что вас выгнали.

То есть, мы опять вернулись к разным образам жизни предыдущих поколений. Время воров уходит безвозвратно. А деньги всегда были у тех, кто ведет себя прилично. Просто, они умеют работать и зарабатывать деньги в любой ситуации.

Нищий и человек с деньгами - это не деньги, это - психология. Это - образ жизни.

Даже если нищий украдет деньги, он их потеряет в любом случае и снова станет нищим.

Если нормального человека даже ограбят подчистую, через какое-то время он снова будет при деньгах. Он их заработает.

А это тоже всё завязано на Правилах Приличия.

Почему интеллигенция, которая все революции устраивала только ради грабежей, в итоге всегда оставалась нищей? Да потому что деньги были не заработаны, а награблены в революцию. Все деньги у интеллигенции нажиты на уничтожении Государства, разграбления общего (государственного) имущества и делании того, что идет во вред Обществу. То есть, все деньги у интеллигенции нажиты антиобщественным поведением. А это - уже уголовно-наказуемо.

04

А деньги - это тоже работа. Чем больше денег, тем больше проблем. Деньги надо уметь удержать, с деньгами надо уметь обращаться. Но этот опыт наживается в поколениях. Этот опыт передается от родителей к детям в процессе воспитания и взросления ребёнка. Если ребёнка этому не научат в детстве родители, то когда ребёнок вырастет, он этому самостоятельно научиться не сможет. Всему учатся в детстве, а во взрослой жизни надо жить самостоятельно, а не учиться на собственных ошибках. Ошибки могут быть такие, что потом вся жизнь может уйти на их исправление.

По трезвому размышлению, получается: хочешь, чтобы твои дети были счастливы? Начинай с себя.

Вот на этот раз я призываю всех вернуться к Правилам Приличия как к образу жизни предыдущих поколений.

А социальному (уголовно-криминальному) дну с его элитой: интеллигенцией, можно дать бой, навязывая им свой образ жизни, отвергая их язык, их уголовно-наказуемую культуру 101-го километра и романтику тюрем. Денег у них нет и всё равно не будет. Так что, ценности они для нашей жизни не имеют.

Как бы там интеллигенция ни радовалась захвату власти, как своими завоеваниями революции, интеллигенция не победила в одном: она не может открыто заявить о своем уголовно наказуемом образе жизни, как норме поведения. Они ворвались в наш Мир с наганами в руках, комиссары в пыльных шлемах и... вынуждены доказывать, что они приличные люди. То есть, не их образ жизни предыдущих поколений. И этим надо пользоваться.

Надо отходить от навязываемого нам языка уголовников и идеологии уголовного мира и возвращаться к вечным ценностям: Семья превыше всего, честность, доброта, порядочность в отношениях, соблюдение законности и всех норм Правил Приличия.

Нужно безжалостно вычеркивать из своей записной книжки всех, кто не способен выполнять самые элементарные вещи: соблюдать Правила Приличия, уважать чужие права и предусматривать последствия своих действий.

Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист; снискал себе славу как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости.

Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми.

Главная мысль философии А. Шопенгауэра состоит в том, что сначала мир существует как воля. На высшей ступени своей объективации слепая бессознательная воля освещается сознанием и порождает мир как представление. Субъект – воля, порождает объект (мир). Познаваемым является мир как представление, мир как объект, который не существует без субъекта.

Согласно А. Шопенгауэру, существует мир действительный и мир кажущийся. Кажущийся мир - это мир представлений, действительный мир - это мир, как воля. По мнению А. Шопенгауэра, воля - это то, что дано человеку непосредственно, как его тело. Все, что мы знаем, лежит не вне сознания, не вне субъекта, а внутри него. “Извне нельзя проникнуть до существа вещей” - говорит философ, и судит о нем по аналогии с человеком. Человек может познать себя, а через себя и весь мир. “Индивидууму, являющемуся субъектом познания, дано слово разгадки: и это слово и есть воля. Она и только она дает ему ключ к собственному явлению, раскрывает значение, указывает внутренний механизм его собственного существа, собственных действий. Действие тела - не что иное, как объективированный, то есть выступивший в созерцании акт воли... Все тело не что иное, как объективированная, то есть перешедшая в представление воля” .

Являясь нашим непосредственным знанием о мире и нашей сущностью, шопенгауэровская воля недоступна нашему познанию, является “вещью в себе”. Она не подчиняется закону основания, существует вне времени и пространства, то есть вечна и бесконечна; не подчиняется принципу причинности - ничем не порождаема сама, не порождает все в мире. Как “вещь в себе” воля едина, но имеет множество проявлений. Она - единственная реальность.

А. Шопенгауэр использует понятие воли для обозначения сущности не только человека, но и сущности всех явлений объективного мира. Он приходит к тому, что признает “и силу, которая питает и развивает растения, даже силу, которая образует кристалл, которая обращает магнит к северу, которая в виде удара отвечает ему на прикосновение к разнородным металлам, которая в сродстве материи проявляется притяжением и отталкиванием... различным лишь в явлении, а по сущности тождественным с тем самым, которое в своем проявлении называется волей”

В самой низшей форме воля является как механическая причина: “самыми низшими ступенями объективации являются общие силы природы, каковы притяжение, непроницаемость..., твердость, жидкость..., электричество, магнетизм, химические свойства”

Самым высшим проявлением воли, наиболее развитым, освещенным сознанием, является человек. Однако, для А. Шопенгауэра, интеллект, познание является вспомогательным средством, орудием в руках воли. Вместе с интеллектом возникает мир как представление со всеми своими формами: пространством и временем, субъектом и объектом, причинностью и множественностью. Мир перестает быть только волей, он становится и представлением, объектом познания.

Философ отметил отличие человека от животных в разумной воле и показал, что только человек обладает свободой воли, которая проявляется в возможности свободного выбора.

Учение А. Шопенгауэра о воле, как сущности мира, в целом есть попытка представить мир как нечто иррациональное, не подчиняющееся законам разума, а, следовательно, недоступное познанию при помощи интеллекта. Мировая воля - это темный неразумный порыв, стремление, определяющее само себя изнутри. Воля в природе, как и воля в человеке - это постоянное хотение, стремление, желание, которое никогда полностью не осуществляется. Все, что познает личность в окружающем мире, сводится в итоге к познанию ею воли.

В своей философской концепции А. Шопенгауэр отдал приоритет воле, противопоставил ее интеллекту, отвел ему роль вспомогательного средства в приспособлении индивида к чувственно - вспомогательному миру, который есть не более как представление, создаваемое в сознании все той же слепой, бессознательной мировой волей. Все волевые акты, по утверждению автора, - бесцельны, а, следовательно, они тождественны перед лицом нравственной оценки, и имеют, по существу, разрушительный характер. Отсюда, и пессимизм А. Шопенгауэра, его неверие в счастье и проповедь отказа от воли к жизни через аскетизм и квиетизм, - жизнь никчемна, стремление к счастью неосуществимо, так как жизнью управляет слепая, бесцельная воля к жизни.

Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Основными положениями зрелой философии Ницше являются:

1) все существующее есть воля к власти, могуществу;

2) сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм.

Учение о воле как сущности мира получило своеобразную разработку в ницшеанской теории власти. Философия Фридриха Ницше является наиболее ярким проявлением философского иррационализма. В этом плане Ф. Ницше может рассматриваться как идейный продолжатель А. Шопенгауэра. Однако созерцательный волюнтаризм своего предшественника он превращает в философию активного действия. Если позиция А. Шопенгауэра - это проповедь ухода от всех форм социальной активности, отказа от жизни путем отрицания воли к жизни, то концепция Ф. Ницше о воле к власти - это позиция бунтарского негативизма. Подобно А. Шопенгауэру, Ф. Ницше отводит разуму подчиненную роль в познании, ставит на его место инстинкт и интуицию. Он отмечал, что сознание не тождественно всей психической жизни человека, которая включает в себя бессознательные эффекты, неподвластные сознанию. Однако из этого он делает вывод, что сознание не есть руководящий центр психической жизни человека. Сознанию он, как и его предшественник, отводит функцию сношения с внешним миром, поиска наиболее полезного. “Мера того, что вообще доходит до нашего сознания, - утверждал Ф. Ницше, - находится в полнейшей зависимости от грубой полезности осознания...” .

Ф. Ницше объявил фикциями все основные понятия рационалистической философии (субъекта, сознания, познания, истины, субстанции). С его точки зрения любое наше представление, понятие есть результат обработки мира субъектом. Отсюда, задача человеческого познания, - в том, чтобы проинтерпретировать представление, выявить его истинный смысл. В теории познания Ф. Ницше важно не то, истинны или нет наши суждения, понятия, представления, а то, помогают ли они нам возвыситься над другими людьми, увеличивают ли нашу власть. Только тогда являются они ценными и истинными, если делают нас сильными.

Мир Ф. Ницше представляет собой противоборство борющихся воль. Он отверг отказ А. Шопенгауэра от воли к жизни как средство спасения и провозгласил волю к власти, дав тем самым новую интерпретацию мира. Мир у него - это воля к власти, жизнь - это воля к власти. Познание есть одна из форм проявления жизни, подчиненная воле к власти, оно есть “воля к созиданию”.

Ф. Ницше приравнивает человеческое познание и всю человеческую жизнедеятельность к познанию животных. Понятие общественного прогресса он заменяет учением о становлении. Действительный мир - это мир вечного становления. Мир как воля к власти не имеет цели, а, поскольку осуществляется без цели и намерения, постольку оно представляет собой не поступательное движение по спирали, а движение по кругу; достигнув конечной точки, оно повторяется вновь и вновь. Путем подобных размышлений Ф. Ницше приходит к учению о “вечном возвращении”.

Ф. Ницше заменяет атом “некоторым количеством воли и власти”. В неорганическом мире воля к власти у Ф. Ницше выступает, по выражению Теодора Шварца, “в виде поля боя динамичных квантов”. “В сущности, - пишет Ф. Ницше, - имеется только воля к насилию и воля защищать себя от насилия... Каждый атом производит свое действие на все бытие, - мы упраздним атом, если мы упраздним излучение воли к власти”

Все живые существа, начиная с клетки и кончая человеком, представляют собой, определенную иерархию сил, борющихся за власть и отличающихся друг от друга количеством и качеством воли к власти. Закон жизни, утверждаемый Ф. Ницше, заключается в том, что сильные подчиняют себе слабых, угнетают их, живут за их счет. “Воля к власти во всякой комбинации сил, обороняющаяся против более сильного, нападающая на более слабое”

Социальную жизнь Ф. Ницше приравнивает к биологической, в основе которой лежит та же воля к власти. Человеческое общество - не более как механическое скопление индивидуумов, борющихся за власть, а в обществе происходит такая же борьба за выживание, как и в природе. Побеждают сильнейшие, то есть те, кто наделен большей и лучшей волей к власти, а сильнейшими являются представители “расы господ”. Отличие человека от животных Ф. Ницше усматривает в способности оценивать и осознавать свои поступки - человек в отличие от животного осознает, насколько тяжело подчинить себе волю другого, и какой вред он наносит себе, властвуя над другим. Ф. Ницше оправдывает стремление организмов к власти, ибо это есть стремление к жизни.

Исходя из теории “воли и власти” Ф. Ницше рассматривает историю как борьбу двух типов воли к власти: воли к власти “сильных” или господ, которая есть стремление к господству, и воли к власти “слабых” или рабов, которая есть стремление к подчинению, к ослаблению жизни. Причину жалкого положения трудящихся он видит в них самих. Она заключается в их бедности волей к власти, а, следовательно, волей к жизни, которая одна только и делает человека господином над другими людьми.

Итак, вслед за А. Шопенгауэром, сущностью, первоосновой мира Ф. Ницше объявляет волю, - волю к власти. Учение его столь же иррационально, как и учение его предшественника, ибо разум - лишь вспомогательный инструмент в руках непознаваемой, вездесущей воли к власти.

Вывод. философия Шопенгауэра рассматривает волю, как сущность всех явлений действительности, абсолютное начало. Так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений. Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли к жизни. Но согласно А. Шопенгауэру, все волевые акты бесцельны и имеют разрушительный характер, жизнь никчемна, стремление к счастью неосуществимо, так как жизнью управляет слепая, бесцельная воля к жизни.

Учение А.Шопенгауэра получило своеобразную разработку в ницшеанской теории власти. Однако, если позиция А. Шопенгауэра - это проповедь отказа от жизни путем отрицания воли к жизни, то концепция Ф.Ницше - это позиция бунтарского негативизма. В его теории важно не то, истинны или нет наши суждения, понятия, представления, а то, помогают ли они нам возвыситься над другими людьми, увеличивают ли нашу власть. Мир Ф. Ницше - это воля к власти, жизнь - это воля к власти, подчиненная воле к власти, есть “воля к созиданию”.

Иррационализм - философское учение по которому основные жизненные функции происходят без вмешательства интеллекта, а ум и сознание играют чисто техническую роль.

Видный представитель этого направления Шопенгауэр родился в состоятельной семье в Германии. Шопенгауэр исходит из того, что кантовском термина "явление" противопоставляет термин "представление", который охватывает все, что дано нам в чувственном восприятии. Мир существует только как представление. Материальный мир - не что иное, как мир явлений, и его изучает наука. Он считал, что научное миропонимание иллюзорное, классическая философия - "шарлатанство".

По мнению Шопенгауэра, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренним, духовной жизнью человека они считали мышление и выдвигали его на первый план. Итак, объективному познанию противопоставляется иррациональное познание, которое вводит в недостижимый иным образом мир. Каждое понятие, мысль - лишь абстракция.

Основной чертой учения Шопенгауэра есть отделение воли от познания. Свобода первична, независимая от познания, которое является вторичным, независимым от воли. Каждый организм, в том числе и человеческая жизнь, является ничем иным, как раскрытием свободы. Каждый поступок эгоистичен: "Я" и "эгоизм" - это одно и то же, они тождественны: если исчезнет последний, не будет и первого. Шопенгауэр различает два вида эгоизма: один, который хочет собственного блага, и второй - гипертрофированный, злобный, который хочет чужого горя. Составной частью "трагической диалектики" Шопенгауэра является понятие вины Мировой Воли. Возникновение Вселенной и жизни в нем - это стихийно неосознанное, а затем осознанное грехопадения, и только частично оно оправдывается страданиями, которые выпали на долю тех, кто живет в мире. Выход мыслитель видит в том, что люди должны направить присущую им жизненную энергию как против самой этой энергии, так и против ее источника - Мировой Воли. Духовный аристократизм Ницше переходит в проповеди, "сверхчеловека", учение о жизни как иррациональное становления, порыв, волю. Основные его труды: "По ту сторону добра и зла", "Так сказал Заратустра", "Антихристианина". Центральным понятием ницшеанства является "воля к власти" как наиболее значительный критерий каждого типа поведения, каждого общественного явления. "Жизнь, - утверждает Ницше, - стремится к максимуму чувства власти". Если у Шопенгауэра Воля является основой бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственного оттенка. "Воля к власти" - основа права сильного.

Это выше всех моральных, религиозных и иных нормативных установок. Для Ницше не существует понятия учителей и учеников. Он считает, что каждый должен идти своей дорогой, иначе он не создаст своего единственного жизни. Превращая в реальность чьи-то наставления и пророчества, идеи и теории, человек не может стать ничем иным, как рабом обстоятельств, доктрин и идеологий. С "воли к власти" Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими. Ницше считает, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей с целью возрождения "морали господствующих", которая должна основываться на следующих принципах:

1) единственной безусловной ценностью является "ценность жизни",

2) существует естественная неравенство людей, связана с жизненными силами и "волей к власти",

3) сильный человек свободен от моральных обязательств и не связана никакими моральными обещаниями. Всем этим требованиям, согласно Ницше, соответствует субъект морали господствующих - "сверхчеловек". Это наиболее противоречивое понятие в этике Ницше. С одной стороны, эти люди в отношении друг к другу сдержанные, гордые, приятные. С другой стороны, в отношении "чужих" они не отличаются от зверей, потому освобождены от моральных обязательств и руководствуются в своих действиях инстинктами. Внешняя особенность "сверхчеловека" заключается в "врожденном благородстве", "аристократичности". Обладателем власти "сверхчеловек" становится не в силу врожденной принадлежности к определенному классу или состояния, а как избранник самой природы. Его "сверхчеловек" это гармоничный человек, в которой органично сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Однако не следует однозначно и ограниченно толковать учение Ницше, которому присуща необычайная широта культуры, честность, открытость, искренность морально-интеллектуального поиска, глубина мысли. В теории Ницше немало противоречий и выпадов против демократии, но Ницше не случайно опасался и презирал низменную человека, живущего какими-то догматами, традициями и жаждой власти, человека, маленькую и серую, слабую и трусливую, ибо хорошо понимал, что гибель и разрушение общества может привести именно такой человек, который получил власть и возможность управлять человеческими судьбами.

*Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы­водит логический закон достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:

закон бытия - для пространства и времени;

закон причинности - для материального мира;

закон логического основания - для познания;

закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

Непосредственного познания;

Отвлеченного (рефлективного) познания;

Интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

Лежит в основе сознания;

Является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

Сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

Мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

Точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;

Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

"насущные" философские проблемы - человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму "философии жизни".

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

"воля к жизни";

Воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

Неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

"воля к власти".

Последней разновидности воли - "воле к власти" - философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

Философия Ницше (особенно ее главные идеи - высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.