Интернет

Церковь зачатия анны, что в углу. Храм зачатия праведной анны, "что в углу" Церковь зачатия св анны что в углу

Православный храм
Церковь Зачатия Анны

Церковь Зачатия Анны, что в Углу (2017)
55°45′00″ с. ш. 37°37′51″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания вторая четверть XVI века
Статус Объект культурного наследия № 7710445000 № 7710445000
Медиафайлы на Викискладе

История

Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года , когда деревянный храм сгорел полностью. Называлась также церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище [ ] реки, которое выдавалось в Васильевский луг . При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает Андрей Баталов , самое раннее возможное начало строительства - после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года .

Северный придел храма - в честь великомученицы Екатерины (построен в -1668 годах). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина . В 1658-1668 годах была построена галерея -паперть (гульбище) вокруг храма .

Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия .

В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в храм чудотворный образ Божьей Матери .

В 1920-х годах (по другим данным - в 1929 году ) храм был закрыт , но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1947-1948 годах сооружение обследовал архитектор Александр Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954-1957 годах .

Из-за сноса гостиницы «Россия», а затем и строительства парка «Зарядье» богослужения в храме временно не проводились .

Архитектура

Изначально храм был покрыт чёрнолощёной черепицей со стрельчатыми окончаниями. Остатки первоначального покрытия были обнаружены над юго-западным углом храма во время реставрации. Последнее по времени создания покрытие церкви (на момент реставрации середины 1950-х годов) - четырёхскатная кровля .

Как отмечает Давид, расположение церкви было чрезвычайно выигрышным: здание возвышалось над Великой улицей, и из-под арки Косьмодемьянских ворот , на входе в Китай-город, вид на храм открывался на фоне панорамы Московского Кремля .

Реставрация

В 1954-1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Льва Давида совместно с Борисом Альтшуллером и Сергеем Подъяпольским) . Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы святого Мины, святой Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены .

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов , считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями - того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам .

При исследовании древнего покрытия церкви над её юго-западным углом было обнаружено основание южного столба старой звонницы , располагавшейся диагонально. Вопрос о её композиции остаётся открытым .

Во время реставрации была снесена колокольня, построенная в середине XIX века.

Примечания

  1. , с. 56-57.
  2. Зачатия праведной Анны церковь / Москворецкая набережная, 3 (неопр.) . Русские церкви. Дата обращения 30 июля 2014.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что «в Углу» , упоминается впервые под 1493 годом. Вероятно, построен храм был раньше. Историки полагают, что есть все основания утверждать - постройка появилась еще во времена правления князя Василия II, а возвести Зачатьевский храм пожелала его супруга.

В летописи же церковь упоминается в связи с пожаром, захлестнувшим тогда всю Москву. Уничтожила стихия и деревянную святыню.

После пожара храм восстановили, однако в 1547 году его постигла та же участь. По указу Ивана Грозного церкви частично вернули первоначальный облик.

Современный облик храма Зачатия на Москворецкой набережной

В начале 16 века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня).

Постройка получилась довольно вместительная, ведь она была лишена столбов, на которые мог бы опираться купол. Уникальная система сводов и арок позволяла основную тяжесть переносить на стены храма.

В церкви несколько приделов.

Первый - святой Мине - был в Смутное время уничтожен, но позже восстановлен. Еще один придел - во имя святой Екатерины - появился в храме примерно в 1658 году (построили его, по всей вероятности, в честь новорожденной девочки Екатерины, дочери Алексея Михайловича).

В 16-17 веках при храме уже значилась звонница, основание которой удалось обнаружить во время реставрации постройки.

В 18 веке возле храма Зачатия Праведной Анны появляется колокольня в 2 яруса. Колокол с нее весом около 500 кг хранится ныне в Покровском соборе на Рву .

По преданию, колокол этот попал в Зачатьевский храм из Европы, когда в Нидерландах шли иконоборческие волнения. Еще одна версия гласит, что колокол пожертвовал храму сам князь Пожарский.

Еще при постройке Зачатьевской церкви местность, где она возводилась, стали окружать большой кирпичной стеной. Именно возле храма поворачивала под прямым углом стена. Вскоре святыню стали именовать церковью, «что в углу».

Храм после революции и сегодня

После революции храм закрывают. В 30-е годы местность, где он располагался, предполагалось использовать для строительства здесь здания Наркомтяжпрома. Планам не суждено было осуществиться по причине начавшейся войны.

В «Зарядье» все сразу бегут на парящий мост, под «стеклянную кору» и на аттракцион «Полет над Москвой ». Но есть и другое удивительное Зарядье – с историческими музеями, старинными храмами и чудесами.

После того, как вокруг парка убрали забор, открылся прямой выход на Патриаршее подворье вдоль соседней Варварки и частично Москворецкой набережной. На каждом шагу здесь памятники истории и архитектуры, храмы и музеи парка «Зарядья». Это Старый Английский Двор, пять древних церквей, палаты бояр Романовых , колокольня и Братский корпус Знаменского монастыря. Все они оказались в новом парке. Теперь вместо бесконечных селфи на парящем мосту можно посмотреть музейные редкости и прикоснуться к святыням. К тому же в холодную погоду по дорожкам среди газонов уже особо не погуляешь. Давайте заглянем в прошлое и настоящее Москвы.

ХРАМЫ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": ПЕРВЫЙ ЮРОДИВЫЙ ЖИЛ НА ВАРВАРКЕ

Храм Варвары Великомученицы (ул. Варварка, д. 2) построен в восемнадцатом веке по проекту архитектора Родиона Казакова . Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты разграбили церковь и устроили в ней конюшню. Но само здание уцелело, сохранился иконостас и некоторые иконы. Самая почитаемая среди них – икона святой Варвары с частицей мощей.

Храм преподобного Максима Блаженного на Варварке (ул. Варварка, д. 4) перестраивали несколько раз с семнадцатого века. Его назвали в честь предшественника Василия Блаженного, первого известного московского юродивого Максима. В пятнадцатом веке он жил в этом месте и здесь же был похоронен. На его могиле многие получали исцеление. В 1926 году в храме служил регентом молодой инок Платон - будущий Патриарх Пимен. Внутри на стенах церкви и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII - XIX веков с изображением Александра Невского и две белокаменные закладные доски.

Что еще

Во дворе храма со стороны парка работает сувенирный магазин «Зарядье» с павлопосадскими платками и палантинами (от 940 руб.), иконами (от 100 руб.), разными товарами из монастырских мастерских (от 500 - 1000 руб.). А рядом можно перекусить в церковной палатке едой, приготовленной в трапезной при храме. В меню – горячие пирожки с яблоком, капустой, ветчиной и сыром, ватрушка с творогом (40 – 50 руб.), чай и кофе (20 – 50 руб.), ароматные пряники (150 руб. за 0,5 кг), бутылка воды 0,5 л (50 руб.). Открыто с 11.00 и до самого последнего пирожка.

ИЗ НАГАНА ПАЛИЛИ В ИКОНЫ

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе (ул. Варварка, д. 12) появилась в середине семнадцатого века. В 60-х годах прошлого века в ней работал выставочный зал. Когда здесь вновь стали проводить службы, родственники последнего настоятеля храма вернули сюда спасенную им древнюю храмовую икону святого Георгия. Сейчас здесь можно увидеть не только святыню с частицей мощей Георгия Победоносца, но и еще несколько икон с мощами разных святых. Среди самых известных в храме - стреляная икона Божией Матери «Казанская». Образ пробили 13 пулями из нагана во время революции. Уцелевшую икону показывали на выставках в храме Христа Спасителя, на экспозициях в Вашингтоне и Вене .

Главным храмом Патриаршего подворья в Зарядье стал Знаменский собор (ул. Варварка, д. 8) – пятиглавое здание из красного кирпича. Его возвели в 1679 - 1682 годах зодчие Федор Григорьев и Григорий Анисимов . Церковь дала название Знаменскому монастырю, основанному в Зарядье во владениях бояр Романовых первым русским царем из этой династии Михаилом Федоровичем. Монастырь закрыли в 20-е годы прошлого века. Кроме собора, сейчас можно увидеть колокольню восемнадцатого века и Братский корпус монастыря. Внутри Знаменского собора в стенах за плитами с надписями находятся захоронения церковных служителей и военных. Среди икон - образ святого Николая Чудотворца с частицей мощей.

Ближе к Москворецкой набережной между «стеклянной корой» и парящим мостом стоит храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу. Он был построен в шестнадцатом веке. Иван Грозный подарил церкви чудотворный образ Божьей Матери. Этот храм почитался династией Романовых. Сейчас он закрыт на реконструкцию.

ВНИМАНИЕ!

В Патриаршем подворье все храмы открыты с 8.00 до 19.00. В них проводятся богослужения, обряды, постоянно приходят прихожане с молитвой. Поэтому не стоит нарушать сложившийся в них уклад жизни, шуметь, щелкать фотоаппаратом, что-то жевать. В одежде постарайтесь придерживаться православных канонов. Для женщин – платок и юбка ниже колена, желательно обойтись без яркого макияжа. При необходимости вам могут выдать временно платок и юбку на входе. Или можете здесь же купить новые в среднем за 50 – 100 рублей. Мужчинам нужно снимать головной убор на входе. Если хотите помолиться, поставить свечку, подать записку о здравии или упокоении, то работники храма всегда подскажут, что и как делать. Здесь также принимают записки о молитвах в соборах Кремля.

МУЗЕИ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ!

С обеих сторон Знаменский собор «подпирают» музейные здания. Рядом находится музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Исторического музея (ул. Варварка, д. 10). Сейчас этот пряничный домик, который был родовым гнездом самых первых представителей царской семьи, остается единственным в России музеем с подлинными предметами боярского быта и построек. Попасть сюда можно только с экскурсией в определенные часы. Прогулка длиной в 1,5 часа начинается во дворе древних палат с первого в Москве подземного музея. В него попадаешь через небольшую дверь в уличной стене и по немного тесной закругленной лестнице. Чувствуешь себя при этом, словно в потайной комнате времен Ивана Грозного. Под землей гид покажет воссозданную поварню – древнюю кухню, на которой готовили еду боярам. А в стене спрятан под прозрачным стеклом археологический раскоп с фрагментами старинных построек - сразу ощущаешь, что попал в Москву пятнадцатого века.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.

Принято считать, что церковь Зачатия праведной Анны, что в углу, в Зарядье, построена не ранее 1547 года из белого камня с кирпичными сводами. Время основания церкви на этом месте нам не известно, первое письменное упоминание деревянного храма относится к 1493 году, когда сгорела старая деревянная церковь. Сегодня храм стоит на Москворецкой набережной, 3. До 1930-х годов, то есть до сноса стен Китай-города, адрес храма был другой. Церковь тогда находилась в небольшом квартале, занимавшем угол китайгородской стены. У храма сходились два переулка, на север шёл Кривой, а по оси западного фасада к храму подходил Мокринский. Мокринский переулок сейчас не существует, но с XII до конца XV века это была главная улица Москвы. Она так и называлась - Великая улица. Улица шла от ворот Кремля до Зачатьевской церкви, параллельно реке и вела к москворецким пристаням, находившимся поблизости.

Зачатьевская церковь имела, как и сейчас, завершение фасадов трёхлопастными арками. Арки были покрыты чернолощёной черепицей. Такая форма завершения обусловлена конструкцией крещатых сводов, позволявших обходиться без внутренних столпов и одновременно как бы осенять пространство церкви крестом из пересекающихся сводов. В XVII-XVIII столетиях трёхлопастное покрытие изменили на четырёхскатную кровлю, под которой на стенах читались кокошники.

С юга в первой половине XVII века к церкви Зачатия праведной Анны был пристроен придел святого Мины. Заказчиком строительства был освободитель Москвы от интервентов князь Дмитрий Пожарский. Возможно, что освящая придел во имя св. Мины, князь Пожарский проводил параллель между освобождением Москвы от интервентов в 1612 году и освобождением России от ордынского ига. Считалось, что иго пало как раз в день св. Мины, 11(24) ноября 1480 года. Придел тоже перекрыт красивым крещатым сводом.

Северный, Екатерининский придел построен в 1658-1668 годах. Возможно, это посвящение связано с рождением у царя Алексея Михайловича дочери, царевны Екатерины Алексеевны. Вместе с приделом была построена галерея вокруг древнего храма. В 1752 году у западной стены галереи была построена скромная колокольня в стиле барокко, а широкие арки галереи превратили в обычные окна. Ремонтные работы проходили и в XIX веке.

Службы в церкви проводились до конца 1920-х годов. После закрытия храма в нём разместились разные учреждения. Внутреннее убранство церкви было уничтожено. В 1954 - 1957 годах храм исследовали знаменитые реставраторы Л.А. Давид, Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подьяпольский. Реставрацию проводил Л.А. Давид. Он разобрал четырёхскатную кровлю и вернул трёхлопастные арки, разобрал колокольню как позднюю пристройку, восстановил галерею в первоначальных формах и построил на месте колокольни крыльцо. Были восстановлены первоначальные порталы. В таком виде церковь сохраняется как памятник московской старины и объект культурного наследия. Сейчас церковь Зачатия праведной Анны входит в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.