Здоровье

Церковь Знамения в Дубровицах: европейская архитектура в деталях. Знаменская церковь (Дубровицы) - уникальный памятник архитектуры

Недавно наконец-то выбрались с семьей погулять в Дубровице, пока еще золотая осень не перешла в зиму. И сегодня мы с вами погуляем по парку, про одноименную усадьбу я вам расскажу, как-нибудь, позже, а сегодня речь пойдет о церкви Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Она является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Доподлинно неизвестно, кто автор этого шедевра, кто были мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.




Строительство Знаменской церкви началось еще тогда, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строили из местного белого камня, чем в принципе и знаменит Подольский край. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Вроде бы как строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако только спустя 5 лет ее освятили. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.
В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.
Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов - единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.

Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.
Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».
В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.
Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации - «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав - «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.
Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.

Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.
Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.
В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.
После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, - пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, - золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом - нет уже ни следов времени, ни порчи - храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».
Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.
«Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», - писал А. Ф. Вельтман.
Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.
В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.
В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Название архитектурного стиля «рококо» происходит от французского «rocaille» — дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле «рококо» в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого — наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Как на территории Москвы, так и на территории области существует большое количество памятников архитектуры. Причем оно не особо отличается от Ленинградской области. Естественно, подобных зданий, как Петергоф, здесь не найти, но уже того, что сохранилось, вполне хватит для определения Москвы и ее окрестностей как одного из основных туристических символов России.

Среди большого количества нетрадиционных особенностей местной архитектуры сильно выделяется Знаменская церковь, территориально расположенная в Подольском районе, на территории поселка Дубровицы.

Перед входом в церковь туристам предлагают ознакомиться с официальной историей возникновения и развития. Так, например, возводил данный храм князь Борис Голицын, получая активную поддержку царя Петра Первого. На строительство ушло целых четырнадцать лет (1690-1704 гг). Имена мастеров, занимавшихся ведением строительных работ, уже утеряны. На целых 60 лет его закрыли для верующих (начиная с 1930 года, его закрывают, а потом возвращают в 1990 году).


На вершине церкви присутствует корона. Выглядит довольно оригинально, по сравнению с традиционным куполом. Главной ее особенностью является тип строительного материала, использованного в процессе ведения работ. Это известняк. На территории Подольского района источников, где можно найти данный материал, достаточно много, и каждый из них использовался еще в 18-м веке.


Стены оформлены резным орнаментом. В античном стиле также присутствует большое количество статуй.


Каждая из них детализирована с высокой точностью, поэтому для максимально полного ознакомления необходимо потратить некоторое время. Интересно то, что вандалы, которые смогли добраться до некоторых статуй, лишили их голов.


Внутри предельно удачно объединяется христианство и античность. Знаменская церковь считается частью усадьбы Голициных.


Хотя не понятно, что было первично усадьба или эта античная красота.


Тем не менее, существует множество споров на эту тему. Но реальный ответ на поставленный вопрос мы уже вряд ли сможем когда-то узнать. Ведь Голицины имели огромное множество подобных архитектурных зданий.


Интересным является факт того, что это здание официально охраняется организацией ЮНЕСКО. Причина простая - защита от искушения что-то находить, копать и ломать.


Кстати, эта организация имеет в списке огромное количество других памятников архитектуры. В Википедии можно ознакомиться с полным перечнем. Но если рассматривать Южную Пальмиру в Сирии, возникает вопрос - от кого и каким образом эти монументы охраняются? Может быть, именно здесь организация принимает решения о дальнейшей судьбе. Если что, в любой момент можно избавиться от него. Конечно, используя для этого все финансовые и технические возможности злых и неуравновешенных бандитов.

Является ли случайным выбор места строительства в пользу высокого берега реки Пахра, недалеко от Подольска? Наверное, нет.


Представленный архитектурный памятник является одним из немногих, при строительстве которых был использован известняк, а не традиционный стройматериал - кирпич.




Когда-то их было очень много, но время внесло свои коррективы в состояние. Существовали такие постройке как в Москве, так и в десятках других городов. Поэтому хорошее состояние и полная уникальность по отношению к другим, делает Знаменскую церковь одной из самых красивых и важных в современной архитектуре.


Напоследок еще не много фотографии этой красоты.



















Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является особенным памятником церковного зодчества конца XVII века. Глядя на этот великолепный памятник архитектуры, трудно поверить, что расположен он в России, совсем недалеко от столицы, в Подольском районе Московской области. История храма, имена мастеров, создавших этот шедевр архитектурного искусства до сих пор точно не известны.

Из истории

Первый деревянный храм, посвященный пророку Илие, был сооружен в Дубровицах в 1662 году. История каменного храма связана с именем вельможи Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя юного Петра Первого. В 1689 году Голицын попал в немилость к царю и ему пришлось уехать в свое имение в Дубровицы. Гнев государя вскоре сменился на милость и Петр пожаловал Борису Голицыну боярский чин.

По одной из версий, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была возведена именно в честь этого знаменательного события - примирения с царем.

Существует и другая версия. Сохранилась легенда, согласно которой юный Петр, приехав к своему дядьке (воспитателя называли дядькой), восхищался изумительной красотой Дубровиц. Здесь река Десна впадала в Пахру, образуя острый угол, похожий на нос корабля. «Этому кораблю мачта нужна. Храм здесь надо бы построить, самый лучший в мире», - предложил Петр.

В 1690 году старый деревянный храм перенесли в соседнюю деревню Лемешево и на его месте началось сооружение церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В июле 1690 года Петр лично присутствовал при закладке фундамента церкви, позже постоянно интересовался ходом работ и помогал деньгами.

Строительство, в основном, было завершено в 1699 году. Возможно, что священнослужители долгое время не хотели освящать храм в виду того, что его внешнее и внутреннее убранство не вписывались в общепринятые православные церковные каноны. Известно, что освещение состоялось только через пять лет, в июле 1704 года. На торжестве присутствовали все местные жители, также прибыл и император со своим первенцем Алексеем.

Описание

Храм построен из белого известняка, которого было достаточно на берегах реки Пахты. Этот камень был прочным и в то же время позволял выполнять даже мелкую резьбу.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах сооружена в стиле барокко, отличается своей необычной архитектурой с обилием скульптур. Именно поэтому до сих пор ведутся споры о его создателях. Предполагают, что строительство велось при участии итальянских зодчих, но их имена до сих пор неизвестны.

В плане здание представляет собой равноконечный крест с закругленными концами. Основной объем храма приподнят на высокий цоколь. Вокруг него устроена галерея с высоким парапетом.

Вниз ведут четыре широкие циркулярные лестницы. Западный вход украшают изваяния святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Над входом Вы увидите фигуру Василия Великого, в углах цоколя – скульптуры евангелистов Марка, Луки, Иоанна и Матфея. У основания башни – фигуры восьми апостолов. Также фасад украшают фигуры ангелов.

Самым необычным является скульптурное убранство храма, опоясывающее все здание, от ступеней до купола. Здесь Вы увидите лепные узоры цветов, винограда и причудливые орнаменты.

Свод храма оригинален – восьмигранная башня увенчана ажурной золоченой короной. Это единственное в России церковное здание, в котором вместо купола установлена корона, поэтому церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах иногда называют «коронованной».

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубовицы можно назвать не только одним из красивейших храмов Подмосковья, но и одним из самых загадочных. Покрыто тайной авторство творения, нет и точных данных о заказчике необычного для русского церковного зодчества проекта.

Предполагается, что идея создания здесь величественного сооружения принадлежит князю Борису Голицыну. Такая версия не лишена смысла. Во-первых, в ту пору он владел поместьем. Во-вторых, был поклонником всего европейского и архитектуры в частности. Князь часто бывал за границей и восхищался модным в то время стилем барокко. Поэтому вполне мог замыслить что-то подобное в России.

Борис Алексеевич Голицын (1654-1714) являлся воспитателем и сподвижником Петра I, одним из наиболее могущественных вельмож раннего периода петровского правления. Сблизившись с Нарышкиными, он присоединился к инициаторам провозглашения в 1682 году юного Петра царем. Ездил с императором на Белое море в 1693 и 1694 годах. Во время Великого посольства 1697-1698 годов возглавлял правительство в Москве вместе с Нарышкиным и князем П.Н. Прозоровским. Был одним из трех членов регентства Петра во время его отсутствия. Позднее - наместником в Астрахани и управлял Поволжьем.

По одному из предположений, храм был заложен в память о возведении Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года, церемония состоялась в Москве. Однако, за год до этого вельможу оклеветали и он подвергся опале, после чего был вынужден жить в своих подмосковных вотчинах - Дубровицах, , Марфине. Не исключено, что идея построить церковь зародилась именно тогда. Есть мнение, что строительство было задумала в честь примирения Петра I и Бориса Алексеевича.

В брошюре об истории храма, что продается в церковной лавке, мы прочли следующую легенду. Как-то раз навестивший своего дядьку юный Петр, стоя на холме, был настолько восхищен природой Дубровиц, что воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...".

Так что именно Петр мог приказать Голицыну построить на этом месте церковь. В пользу этого домысла говорит и тот факт, что на закладке церкви 22 июля 1690 года присутствовал сам 18-летний царь. Он сказал князю: «Хоть человек ты и богатый, а казной и я помогу». Известно, что Петр денег не жалел и нередко бывал в Дубровицах, давая свои наставления по поводу убранства возводимого храма.

Для возведения масштабной для небольшого имения церкви было приглашено около сотни иноземных мастеров. В помощь им собрали большое количество русских каменщиков. В результате трудов в Дубовицах возник храм необыкновенной красоты. Шедевр зодчества полностью построен из блоков белого мячковского известняка. Рустованные стены, колонны, пилястры отличаются особой утонченностью. Сооружение снизу доверху украшено растительным орнаментом.


И внешний облик и интерьер совсем не свойственен русским храмам. Церковь Знамения настолько не вписывалась в общепринятые религиозные каноны, что священнослужители не желали ее освящать. Прошло несколько лет прежде, чем церемония была совершена.

Сф отографировать внутреннее убранство мы не могл и , это позволительно только с благословения батюшки. Поэтому описание придется делать без иллюстраций.

Первое, на что обращаешь внимание, войдя в храм, это созвездие горельефов на библейские сюжеты, установленных по стенам до купольной части. В небольшом пространстве церкви такая композиция производит особое впечатление. Близко расположенные к верующим скульптуры словно тянутся к ним и готовы к сакральному общению.

Над входом нависают массивные, двухъярусные, деревянные хоры в барочном стиле, украшенные позолотой. Правда, позолота сильно потерта, но от такой старины веет историей. Именно на этих хорах молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем на освящении Знаменской церкви в 1704 году.

Крупнейшей скульптурной композицией в храме является «Распятие» - центральный сюжет «Страстей Господних». Справа - надпись, на которую указывают два ангела. Подобные тексты, расположенные в картушах, декорированных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами, имеются и у остальных сцен. Интересно, что при устройстве внутреннего убранства эти надписи были на латинском языке. Однако, во время реставрации XIX века митрополит Московский Филарет потребовал заменить их церковнославянскими цитатами из Евангелия. Во время реставрации 2004 года тексты восстановили в прежнем варианте.

Есть мнение, что скульптуры в интерьере появились на несколько лет позднее внешних статуй. И создавали их мастера, прибывшие в Санкт-Петербург вместе с архитектором и инженером Доменико Трезини в 1703 году для ведения строительных работ.


Колокольня у Знаменской церкви отсутствует. Говорят, ранее она была, но по какой-то причине не сохранилась. На улице рядом с храмом висит ряд небольших колоколов.



Церковь строилась 8 лет. Работы велись большей частью летом. В холодный период мастера занимались обработкой камня, вырезая на нем различные узоры, толкли алебастр и стекло для известки. В итоге, пред взором прихожан, по словам современников, предстало "диво дивное, несказанное".

Высота сооружения составляет около 42,3 метров. Церковь опоясывает узкая галерея с высоким парапетом, устроенная на 10 ступеней выше земли. Цоколь сооружения и парапет декорированы орнаментом.

Резонный вопрос: кто же построил это чудо? Что это были за мастера, приглашенные из Италии?

Информацию о строительстве церкви в 90-х годах XVII века оказалось найти непросто. Немного приоткрыть завесу тайны помог труд секретаря австрийского посольства Иоганна-Георга Корба, издавшего на латинском языке oписание своего путешествия и пребывания в Poccии Diarium itineris in Moscoviam etc . Он жил в Москве с апреля 1698 года по июль 1699 года, став очевидцем свершений Петра I после его возвращения из первой поездки заграницу. В свои дневники Корб заносил все виденное и слышанное, включая информацию о царских пирах, казнях стрельцов, нравах и обычаях русских.

О Голицыне и Дубровицах находим следующее:

"Князь Б. А. Голицын построил себе палаты, достойные знатности его фамилии, и держит у себя зодчих итальянцев. Трудами последних в его селах Дубровице и Вяземе воздвигнуты прекрасные храмы, вековечные памятники его славы и благоразумия. Князь Голицын хорошо владеет латинским языком и, понимая, как полезно будет его сыновьям знание этого языка в их сношениях с иностранцами, определил к ним для обучения латыни учителей из поляков...".


"...Князь Голицын пригласил посланника в свое поместье, которое называется Дубровицы и отстоит от Москвы в 30 верстах. Посланник приехал к обеду. Князь с архиепископом (Петр Пальма д’Артуа, apxиепископ анкирский, прим. za7verst) в ожидании нас были на колокольне, с которой все можно было видеть. Церковь выстроена великолепно, на счет князя. Она имеет вид короны и украшена снаружи многими каменными фигурами итальянской работы. После дорогого обеда занялись приятными разговорами в беседке, устроенной в прекраснейшем саду, и продолжали беседу до вечера, пока, наконец, не позвали к ужину."

Как следует из цитаты, в 1698 году колокольня была. Она т о ли стояла отдельно, то ли колокола висели в самой башне церкви. Существуют сведения, что в Вяземах итальянцы тоже что-то строили или модернизировали, но мы там ничего подобного не заметили.


Уникальной особенностью постройки является то, что это единственный российских храм, который увенчан позолоченной короной, а не куполами.

Говорят, что подобный венец был воздвигнут и на церкви другого подмосковного имения Бориса Голицына Больших Вяземах. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня. Скорее всего корона символизировала царственную особу - Петра или самого Голицына, бывшего всегда рядом с царем.

Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. Так сразу и не узнать, но прочли в том же справочнике: справа - Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с левой от нас стороны - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни - фигуры восьми апостолов. Кроме этого, фасад украшен множеством различных изображений ангелов.

В 1812 году Дубровицы были заняты солдатами наполеоновской армии, однако, как ни странно, разрушающие все на своем пути французы никакого вреда Знаменской церкви не нанесли.

А вот по-настоящему серьезный урон храму нанесла Советская власть. В 1930 году церковь была закрыта, священники были выселены, их имущество и дома передали совхозу "Дубовицы". Здание ветшало, заметные следы чего можно увидеть и поныне. Знаменскую церковь вернули прихожанам в 1990 году. Восстановительные работы вроде продолжаются и сейчас, но вот самих реставраторов что-то не видно.

За 300 лет своего существования в Дубовицком храме прошли три крупных реставрации. Наиболее основательной и доведенной до конца оказалась работа, проведенная в 1848-1850 годы, когда усадьбой владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Для восстановления церкви было приглашено около трехсот специалистов.

УСАДЬБА

Впервые село Дубовицы упоминается в 1627 году: "В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». Перед своей кончиной Морозов принял монашеский постриг, и после его смерти имение перешло к дочери Аксинье Ивановне, которая вскоре вышла замуж за князя И. А. Голицына. В 1662 году супруги построили в усадьбе большой деревянный дом, и с этого времени Дубровицы более чем на 100 лет находятся во владении рода Голицыных.

Классический усадебный дворец был сооружен значительно позднее церкви, когда имение принадлежало губернатору Москвы С.А. Голицыну. На снимке видно, что архитектура Знаменского храма и остальных зданий усадьбы стилистически не находят гармонии.

В 1781 году Дубовицы приобретает князь Г. А. Потемкин-Таврический, но уже в 1787 году усадьбу перекупает у него Екатерина Великая и дарит ее своему фавориту А. М. Дмитриеву-Мамонову. Новый владелец строит здесь конный двор и окружает имение каменной стеной с зубцами. Ворота, выполненные в псевдо-готическом стиле, можно видеть и сейчас.

Дворец с балконами, террасами и крытыми галереями хорошо сохранился. На входе посетителей встречают белокаменные мраморные львы. В настоящее время в здании находятся ЗАГС, общество ветеранов и ряд других местных организаций. Мы приехали в Дубовицы в выходной день и повстречали здесь множество брачующихся пар и их гостей.