Семья и Дети

Внутриполитическая ситуация в японии.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стра­не перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществ­ляли преобразования буржуазного характера.

Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, буржуазия в основном под­держивала политику императорского правительства.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капитали­стическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значи­тельная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри пра­вящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской вой­ны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для "спасения феодального строя. Ликвидация феодаль­ных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государствен­ного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преоб­разований, которые проводились правительством. В числе руко­водителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).

«Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Япо­нии слишком быстро, - говорилось в ней, - должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного воен­ного похода против Кореи, в то время как другие члены прави­тельства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из император­ского правительства.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14-летней суммы прежнего содержания. В резуль­тате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов полу­чили от государства огромные деньги. Многие из них скупили ио низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми саму­раями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурай-ства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим при­вилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Не­посредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурай-ство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но В; результате не* скольких кровопролитных боев реакционный самурайский мя­теж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа озна­чало поражение сил, которые выступали за возвращение к ста­рому.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, буржуазия в основном поддерживала политику императорского правительства.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капиталистическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значительная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри правящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской войны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для "спасения феодального строя. Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государственного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преобразований, которые проводились правительством. В числе руководителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).

Политическая программа, опубликованная этой группой, требовала сохранить феодальный строй и военно-феодальную диктатуру. «Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Японии слишком быстро, -- говорилось в ней, -- должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного военного похода против Кореи, в то время как другие члены правительства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из императорского правительства.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5--14-летней суммы прежнего содержания. В результате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили по низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми самураями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим привилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Непосредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате не скольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступали за возвращение к старому.

Несмотря на то что «преобразования Мэйдзи» были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране.

Возросла товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался известный рост посевных площадей, увеличился вывоз шелка-сырца и чая -- главных японских экспортных товаров того времени. Развитие капитализма в японской деревне сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства. Можно сказать, что развитие капитализма в японской деревне шло по «прусскому пути», однако объем и удельный вес феодальных пережитков были здесь несравненно большими, чем в Германии. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшим обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли. В 1883 г. лишилось земли свыше 33 тыс. крестьян, в 1884 г. -- 70 тыс., в 1885 г.-- 108 тыс.

В 70-х и особенно в 80-х годах развернулось интенсивное промышленное строительство. В 1868--1877 гг. было создано 489, а в 1878--1885 гг. -- 800 новых промышленных предприятий.

Но капиталами для создания крупных фабричных предприятий обладали лишь богатые купеческие дома, сложившиеся еще в феодальную эпоху (Мицуи и др.), которые предпочитали заниматься кредитными и торгово-ростовщическими операциями, приносившими большую прибыль.

В таких условиях важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Экономическая политика японского правительства была тесно связана с его военно-стратегическими планами, со стремлением создать современные армию и военно-морской флот. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые «образцовые предприятия»: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные и другие заводы.

В 80-х годах "большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Медные рудники Асио, например, купила фирма Фурукава за сумму, составлявшую немногим более 20% вложений, сделанных правительством. Цементный завод, обошедшийся правительству в 90 тыс. иен, был продан частной фирме за 60 тыс. с рассрочкой платежа на 25 лет. Львиная доля предприятий попала в руки крупнейших капиталистических компаний -- Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда. Нередко они многие годы продолжали получать крупные правительственные субсидии. Правительство предоставляло особые привилегии бывшим князьям и самураям, приступавшим к предпринимательской деятельности. Многие мануфактуры и мелкие фабричные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья строились помещиками. Зачастую японские помещики были одновременно и капиталистическими предпринимателями.

Отмеченные выше особенности промышленного развития Японии определили тесную связь крупной японской промышленной буржуазии с полуфеодальным абсолютистским государством, ее заинтересованность в сохранении и укреплении императорской власти. Это усиливало реакционность крупной японской буржуазии, укрепляло союз между японскими помещиками и капиталистами.

То обстоятельство, что капиталистическая индустриализация Японии осуществлялась в период, когда в Западной Европе и США уже утвердился промышленный капитализм, позволило японцам широко использовать и применять к своим условиям достижения зарубежной науки и техники, методы организации капиталистического производства. Как отмечал выдающийся японский марксист Сэн Катаяма, «японскому капитализму приходилось все создавать наново, начиная от акций и машин и кончая техническими навыками и приемами. Эта творческая работа не была, однако, слепым подражанием европейским образцам. Пересаженную из западных стран промышленность необходимо было приспособить к местным условиям и особенностям, дабы избежать неудач и получить наибольший хозяйственный эффект».

В 70--90-е годы промышленное производство развивалось в Японии более высокими темпами, чем в других капиталистических государствах. Однако его уровень и объем были в Японии значительно ниже, чем в «старых» капиталистических странах. В 1888 г. лишь 15,3% японских промышленных предприятий применяли механические двигатели. До конца 90-х годов почти отсутствовало производство чугуна и стали. Развитие промышленности в Японии серьезно тормозилось сильными пережитками феодализма и отсутствием таможенной самостоятельности (в связи с тем, что сохраняли силу неравноправные договоры). Тем не менее, Япония постепенно превращалась в капиталистическую страну с собственной промышленностью.

Промышленный капитализм побеждал и утверждался в Японии в то время, когда передовые капиталистические страны Запада уже вступили в период перерастания домонополистического капитализма в империализм. Общие закономерности развития мировой капиталистической системы и специфические особенности индустриализации Японии привели к тому, что здесь уже на раннем этапе развития промышленного капитализма стали появляться монополии. Ряд монопольных объединений и компаний возник в Японии в 80-х годах. В значительной степени это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров, беспрепятственно поступавших на японские рынки вследствие низких таможенных пошлин. Передача правительственных предприятий крупной буржуазии также способствовала быстрому росту и укреплению капиталистических концернов.

япония политическая политика война

До запланированных на 3 августа перестановок в правительстве Японии, которые могут помочь теряющему поддержку кабинету министров переломить ситуацию, остается все меньше времени, а ситуация с падением рейтинга премьер-министра Синдзо Абэ продолжает ухудшаться. Проведенные на этой неделе опросы ведущих газет показали, что он катится буквально по наклонной. Так, по данным либерального издания Mainichi Shimbun, политику нынешнего премьера одобряют только 26% граждан, деловая газета Nikkei рисует более позитивную картину с 39% сторонников, что, впрочем, тоже значительно ниже, чем месяцем ранее.

Абэ в начале этой недели присутствовал на специальных заседаниях бюджетных комиссий обеих палат парламента, в ходе которых на протяжении 10 часов терпеливо отвечал на вопросы депутатов. Однако практически никаких новых заявлений в ходе дебатов сделано не было – премьер в очередной раз отверг обвинения в том, что он оказывал помощь своему другу Котаро Какэ, возглавляющему образовательную организацию Kake Gakuen, в реализации коммерческого проекта – открытии ветеринарного училища в специальной экономической зоне.

В то же время в лагере оппозиции положение дел ничуть не лучше – наиболее крупная Демократическая партия в один момент лишилась председателя Рэнхо (полное имя – Рэнхо Мурата, однако в Японии ее официально именуют мононимом) и генерального секретаря Ёсихихо Ноды. Они объявили об уходе в отставку, взяв на себя ответственность за слабое выступление партии на выборах в законодательное собрание Токио и неспособность переломить ситуацию на политической арене.

Ситуацию с рейтингом правительства обострили результаты выборов в законодательное собрание Токио, после провала на которых правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) умеренные ее сторонники перешли в разряд "беспартийных". По данным опросов, доля этой прослойки избирателей уже превышает 40%, что делает ее потенциально самой влиятельной. Появление новой партии, которая сможет правильно использовать настроения "кто угодно, кроме ЛДП", может заметно воздействовать на политическую ситуацию в стране.

Поражение в Сендае

Вслед за поражением в борьбе за большинство в законодательном собрании Токио ЛДП ожидало другое испытание – 23 июля в крупном городе Сендай (административный центр северо-восточной Мияги) прошли выборы мэра. Победу на них одержала бывший депутат нижней палаты парламента Кадзуко Кори, поддержку которой оказывали оппозиционные партии. Разрыв с кандидатом от правящей коалиции – Хиронори Сугаварой, главой компании, предоставляющей ритуальные услуги – составил почти 20 тыс. голосов. При этом интерес к выборам был достаточно высокий: явка составила почти 45%, что сразу на 15 процентных пунктов больше, чем во время предыдущего голосования в Сендае.

"Причиной поражения (ЛДП) на выборах в законодательное собрание Токио стала не только критика в адрес партии в области государственного управления, но и то, что от Юрико Коикэ, збранной в прошлом году на пост губернатора Токио, были большие ожидания, а также то, что партнер ЛДП на общенациональном уровне партия "Новая Комэйто" на региональных выборах выступила не на стороне либерал-демократов. Главной причиной (поражения кандидата от ЛДП) на выборах мэра Сэндая стала критика в адрес правительства в области государственного управления", – отметил в беседе с корр. ТАСС профессор Университета Мэйдзи Масамити Ида.

Такие результаты совсем не вдохновляют Абэ и его сторонников, поскольку могут в итоге привести к образованию "снежного кома", который прокатится по всей стране. Ведь уже 30 июля предстоят выборы мэра во втором по величине городе Японии – Иокогаме где с 2009 года власть находится в руках беспартийного политика Фумико Хаяси, которая располагает поддержкой правящей коалиции. Для ЛДП сейчас крайне важно показать хороший результат в Иокогаме, которая является "домашним полем" генерального секретаря кабинета министров Ёсихидэ Суги, в особенности в тот период, когда до запланированных на 3 августа перестановок в кабмине остается все меньше и меньше времени.

После поражения в Сендае Суге, конечно, пришлось в очередной раз отдуваться за всю партию перед настойчивыми журналистами и заверять, что "результат хотя и неудачный, но никакого воздействия на национальную политику он не окажет". Впрочем, другие менее публичные члены ЛДП высказывают свои опасения по поводу сгущающихся в свете многочисленных скандалов и падения рейтинга туч над Абэ. "Мы попали в порочный круг, где рейтинг поддержки партии падает, а поражения в выборах следуют одно за другим", – приводит агентство Киодо мнение одного из депутатов.

Пожалуй, главной мерой восстановления доверия населения, могут стать перестановки в правительстве, в ходе которых премьер 3 августа заменит непопулярных и оскандалившихся министров. Удалось ли Абэ переломить ситуацию, вероятно, покажут уже первые опросы после перезапуска кабинета.

В ожидании перестановок

Между тем, не дожидаясь перестановок в правительстве, о своей отставке объявила министр обороны Томоми Инада. Именно она в последнее время подвергалась наибольшей критике со стороны оппозиции и общественности и была первой в списке на замену. Такое решение, скорее всего, призвано отвести основной удар от премьера, который несет ответственность за действия своих министров. Кроме того, Инада в ЛДП возглавляет представительное правое крыло, и ее замена в ходе перестановок могла бы существенно сократить внутрипартийную поддержку Абэ, а такой вариант с ее добровольным уходом выглядит приемлемым для всех сторон.

В ходе выборов в заксобрание Токио Инада призвала голосовать за кандидата ЛДП от имени ведомства и Сил самообороны, нарушив таким образом несколько законов и Конституцию.

Кроме того, она взяла на себя ответственность за скандал вокруг нескольких отчетов о деятельности Сил самообороны Японии в Южном Судане. Он разгорелся после того, как стало известно, что ведомство пыталось скрыть факт их существования. Эти отчеты считались конфиденциальными документами, поскольку демонстрировали уровень опасности, с которой сталкиваются японские бойцы в миротворческой миссии ООН в этой стране. Предполагается, что министр обороны была в курсе происходящего, однако изначально отрицала этот факт, пока ей не пришлось реагировать на парламентские запросы о раскрытии документации.

Как заявил в пятницу Абэ, после отставки Инады глава МИД Японии Фумио Кисида по совместительству возглавит и ее ведомство. Премьер также принес извинения за сложившуюся ситуацию и отметил, что "ответственность за действия министров кабинета полностью лежит" на нем как на главе правительства. Он также сказал, что считает "необходимым взять на себя всю ответственность и за критику населения в адрес правительства".

Инада была назначена министром обороны 3 августа 2016 года. Так, вторая в истории Японии женщина – министр обороны не продержалась на своем посту и одного года. При этом еще два года назад Nikkei писала , что у Инады были все шансы стать премьер-министром после Абэ.

В качестве возможных кандидатов на этот пост, по данным Киодо, рассматриваются четыре бывших главы этого ведомства – Гэн Накатани, Ицунори Онодэра, Ёсимаса Хаяси и Ясукадзу Хамада. Кроме того, на эту должность претендует Тосимицу Мотэги, который с 2012 по 2014 год был министром экономики, торговли и промышленности страны.

У оппозиции дела не лучше

Громом среди ясного неба стало известие о решении лидера главной оппозиционной Демократической партии Рэнхо уйти в отставку. Сперва, как это обычно бывает, о соответствующем намерении Рэнхо сообщили местные СМИ со ссылкой на осведомленные источники в партии, однако уже через несколько часов политик созвала пресс-конференцию, на которой лично официально объявила о своем уходе с поста главы партии. Несмотря на то, что Рэнхо сейчас является самым харизматичным, эффектным и сильным политиком в рядах демократов, она так и не смогла переломить тренд разочарования в партии со стороны избирателей, доставшийся ей от предыдущего поколения демократических лидеров. Сделав в 2009 году практически невозможное – разгромив на всеобщих выборах Либерально-демократическую партию Японии, демократы за три года пребывания у власти показали себя как слабые, неопытные и нерешительные управленцы.

Когда в 2016 году Рэнхо стала во главе демократов, многие местные политические аналитики были уверены, что ей удастся вытащить партию из болота, в котором она погрязла, и постепенно повысить рейтинг ее поддержки со стороны избирателей. Но этого не произошло – несмотря на ожесточенные сражения с либерал-демократами в парламенте, а именно действия оппозиции в целом и Рэнхо – в частности, привели к тому, что все скандалы вокруг премьер-министра Абэ и его кабинета получили такую мощную общественную огласку, рейтинг самой Демократической партии продолжал и продолжает падать. Рэнхо удалось пошатнуть позиции своего главного политического противника, поколебать их до такой степени, что уже само будущее либерально-демократической власти в Японии стоит под вопросом. Однако Демократическая партия под предводительством Рэнхо не смогла предложить избирателям программу, которая бы их заинтересовала. Правильнее было бы даже сказать – японские избиратели до сих пор не готовы вновь поверить демократам, какую бы программу они не предложили. Не помог даже упор на расширение социальных программ, которое обещали демократы при Рэнхо.

Помимо совершенно провальной трехлетки демократов у власти, которая оставила тяжелый отпечаток в памяти японских избирателей, биография самой Рэнхо могла помешать ей стать любимицей японского народа. Молодая по политическим меркам Рэнхо (49 лет) не чистокровная японка – ее отец уроженец Тайваня. Несмотря на то, что она родилась в Токио, до недавнего времени у нее было двойное гражданство, которое по факту в Японии запрещено. Это нарушение, однако, не влечет за собой никакой административной и тем более уголовной ответственности, наличие второго гражданства не может быть даже препятствием для избрания в парламент. На протяжении многих лет история с двойным гражданством Рэнхо всплывала неоднократно – женщина-политик уверяла, что давно отказалась от гражданства Тайваня, но не предоставляла никаких конкретных документов. Окончательно этот вопрос был исчерпан лишь недавно, когда Рэнхо наконец-то показала соответствующие документы, в которых правда значилось, что официальный отказ от гражданства произошел только в прошлом году. Все это крайне негативно сказалось на репутации политика в глазах простого населения – японцы просто не смогли заставить себя верить ее словам.

Решение Рэнхо уйти в отставку – очевидная попытка пожертвовать своими собственными позициями во благо партии. Даже не будучи у руля, она сможет в полной мере делать то, что у нее получается лучше всего – прижимать в парламенте к стенке представителей Либерально-демократической партии, включая премьер-министра Синдзо Абэ, превосходным ораторскими способностями. Рэнхо – одна из немногих политиков в японском парламенте, способных за считанные минуты вывести Абэ из равновесия и заставить нервничать и запинаться.

Рэнхо заявила, что выборы нового главы партии пройдут в самые сжатые сроки. Одним из потенциальных кандидатов на пост лидера главной в стране оппозиционной партии является Сэйдзи Маэхара, занимавший в прошлом, в частности, пост министра иностранных дел Японии. Он также довольно молод по политическим меркам (55 лет) и имеет репутацию "ястреба". В бытность министром транспорта и главой МИД он сделал несколько резких заявлений в отношении территориальных претензий Японии к России. Сейчас трудно сказать, насколько популярным Маэхара окажется у избирателей и сможет ли он за оставшиеся до выборов менее, чем полтора года, кардинально улучшить позиции Демократической партии. Но с уверенностью можно сказать, что сделать это будет очень сложно, что, разумеется, играет на руку Либерально-демократической партии в этот тяжелый для них период. По последним данным опросов общественного мнения, рейтинг поддержки Демократической партии Японии держится на отметке всего в 5%. Ближайшие августовские опросы наглядно продемонстрируют, было ли решение об отставке Рэнхо верным и удалось ли демократом хотя бы наметить перелом негативного тренда.

Перспективы определят "беспартийные избиратели"

Обвальное снижение уровня поддержки правительства Японии и правящей Либерально-демократической партии привело к необычной ситуации в японском политическом мире. Оппозиционным партиям никак не удается воспользоваться удобным моментом и переманить на свою сторону избирателей, разочаровавшихся в нынешних властях. Главная оппозиционная Демократическая партия, переживающая свой собственный тяжелый кризис, теряет поддержку, как и другие партии, представленные в японском парламенте. В этой ситуации, как полагают эксперты, последний решающий голос будет за избирателями, не поддерживающими ни одну партию. Уже сейчас их, согласно опросу газеты Nikkei, - 41%, то есть больше, чем у коалиции ЛДП и "Новая Комэйто".

Ярким подтверждением этому факту являются результаты выборов в законодательное собрание Токио, которые прошли в начале июля. ЛДП на них потерпела сокрушительное поражение, однако ДП не смогла благодаря этому увеличить своей представительство в местном парламенте. Ключевым игроком в Токио стало движение, основанное губернатором Токио Юрико Коикэ, от управления которым она отошла сразу после триумфального выступления на выборах.

"Причиной поражения (ЛДП) на выборах в законодательное собрание Токио стала не только критика в адрес партии в области государственного управления, но и то, что от Коикэ, выбранной в прошлом году губернатором Токио, были большие ожидания, а также то, что партнер ЛДП на общенациональном уровне партия "Новая Комэйто" на региональных выборах выступила не на стороне либерал-демократов", – сказал в беседе с корр. ТАСС профессор Университета Мэйдзи Масамити Ида.

После выборов прежние умеренные сторонники ЛДП постепенно стали перетекать в разряд "беспартийных" избирателей, которые сейчас представляют собой самую мощную потенциальную электоральную базу в стране. Это, как полагает профессор Ида, может привести к фундаментальным изменениям в японской политике.

"На опросы общественного мнения, проведенные после выборов в законодательное собрание Токио, повлияли итоги этого голосования, и сложилась такая ситуация, при которой ожидания от ныне существующих партий стали низкими. В результате возросло число избирателей, которые не поддерживают ни одну партию. Это может привести к фундаментальным изменениям в японской политике", – говорит он.

Вместе с тем, критическое влияние на исход выборов "беспартийные" избиратели стали оказывать уже более 20 лет назад, говорят эксперты. "И в прошлом количество тех, кто не поддерживает ни одну партию, то возрастало, то снижалось", - рассказал ТАСС японский политолог, эксперт Sasakawa Peace Foundation Цунэо Ватанабэ. По его словам, движения этой прослойки положили конец длительному пребыванию у власти Либерально-демократической партии, и приходу к власти в 2009 году Демократической партии. Аналогично после поражения Демократической партии в 2011 году эта часть избирателей перевела свои симпатии на ЛДП. "Однако недовольство в отношении ЛДП может легко перевести эту прослойку (опять) в разряд не поддерживающих ни одну партию", – сказал Ватанабэ.

По его словам, заметные движения в среде избирателей, не поддерживающих ни одну партию, начались еще в 1993 году, когда впервые с 1955 года правительство сформировала не Либерально-демократическая партия, а коалиция оппозиционных партий, избравших премьер-министром Морихиро Хосокаву.

Новая партия на подходе

В сложившихся условиях внимание социологов приковано не только к "беспартийным" избирателям, но и беспартийным депутатам. Возникновение новой партии, которая сможет склонить на свою сторону недовольных существующими политическими силами, может, хоть и не победить на парламентских выборах, но заметно потеснить либерал-демократов.

Многие аналитики предрекали приход нынешнего губернатора Токио Коикэ, бывшего члена ЛДП, в политику. Она обладает мощной поддержкой избирателей в огромное столичной префектуре, однако в настоящее время она занята вопросами префектурального управления, а впереди для нее серьезное испытание – Олимпиада 2020 года в Токио.

Однако, некоторое движение в этом направлении уже началось, и новая партия, которая будет опираться на электорат Коикэ, похоже, скоро заявит о себе. Поддержку Коикэ выражают четыре беспартийных депутата парламента: Масару Вакаса и Акихико Нагасима в нижней палате, а также Сигэфуми Мацудзава и Ёсими Ватанабэ – в верхней.

Для образования новой партии достаточно объединения из пяти действующих депутатов верхней и нижней палат парламента. Мнения сторонников Коикэ, представленных в парламенте, по некоторым организационным вопросам различаются, однако в целом их взгляды направлены в одну сторону. Похоже, найти пятого депутата им будет не сложно, и вопрос сейчас скорее в том, когда эта партия появится.

Если руководители нового политического объединения смогут правильно уловить настроения избирателей, вполне возможно, что оно станет одним из ключевых игроков на политической арене Японии. "Движение "Жители префектуры – прежде всего" (губернатора Токио Юрико Коикэ) на выборах получило поддержку тех, кто не голосовал ни за ЛДП, ни за ДП", – сказал Цунэо Ватанабэ, отметив, что новая политическая сила может аналогичным образом сыграть и на общенациональном уровне.

По мнению Масамити Иды из Университета Мэйдзи, новая партия может быть образована уже в августе. Однако, как считает профессор, на данный момент население разделяет не такие уж и высокие ожидания относительно новых политических партий. Впрочем, ведущую позицию она занять все же сможет, хотя вряд ли в будущем одержит уверенную победу над конкурентами. "Вероятно, она станет одной из ведущих партий, однако я думаю, что у нее не будет такой силы, как у французского движения "Республика на марше", чтобы одержать сокрушительную победу", – полагает Ида.

На запрос ТАСС относительно планов создания новой партии в офисе Масару Вакасы не ответили.

Кирилл Агафонов, Игорь Беляев, Алексей Заврачаев

Поражения европейских партнеров Японии по фашистскому блоку осенью и зимой 1942/43 г., возросшее сопротивление вооруженных сил западных союзников на Тихом океане вынуждали японское правительство разрабатывать дополнительные меры по дальнейшей мобилизации ресурсов метрополии и захваченных территорий для ведения на огромных пространствах затяжной войны, основную тяжесть которой несли на себе трудящиеся массы страны.

В Японии продолжался процесс усиления диктатуры военщины и монополий, установления жесткого государственно-монополистического контроля над экономикой. Активизировалась деятельность ассоциации помощи трону (АПТ), созданной вместо «самораспустившихся» буржуазных партий, а также политической ассоциации помощи трону (ПАПТ), организованной в 1942 г. из различных фракций парламента. Последний все больше превращался в послушное орудие «дзайбацу» и военно-фашистских кругов. Одновременно проводились в жизнь мероприятия, призванные взвалить на плечи японских трудящихся и населения захваченных территорий все тяготы войны.

В начале 1943 г. были изданы императорские указы об особых правах правительства в военное время, предоставлявшие премьер-министру генералу Тодзио чрезвычайные полномочия. Вместе с тем в марте состоялось назначение советниками правительства в ранге министров семи представителей крупнейших монополий. В их числе были: адмирал Т. Тойода - президент контрольной ассоциации железоделательной и сталелитейной промышленности, связанный семейными узами с концерном «Мицубиси»; Г. Фудзивара -президент корпорации по распределению промышленного оборудования, бывший председатель крупных дочерних компаний концерна «Мицуи», а также другие магнаты промышленности и финансов, представлявшие крупнейшие монополии Японии 1. Совместно с кабинетом министров они составляли высший экономический совет, имевший право давать премьеру рекомендации как в осуществлении руководства военной экономикой, так и в отношении важнейших политических мероприятий. Таким образом, правительственная политика, проводившаяся в интересах крупных монополий, направлялась олигархической верхушкой, влияние которой еще больше усилилось.

Тодзио провел через парламент законопроекты, направленные на дальнейшую милитаризацию жизни страны. 81-я сессия парламента (декабрь 1942 г.- март 1943 г.) одобрила законы о введении дополнительных налогов, повышении цен на некоторые товары, утверждении бюджета, в пропагандистских целях названного «бюджетом решительного наступления» 2.

Японские монополисты имели определяющее влияние в правительстве, они усилили свои позиции в экономике страны и на захваченных территориях. Представители «дзайбацу» заняли ключевые посты в «ассоциациях контроля» - смешанных органах правительства и монополий, осуществляли контроль за размещением военных заказов, выпуском промышленной продукции, распределением сырья и рабочей силы, а также за выделением средств для вложения в военные отрасли промышленности. Монополисты использовали законы военного времени с целью поставить в экономическую зависимость, привязать к себе мелкие и средние фирмы и привлечь государственные средства для расширения производства. В 1942 г. произошло 410, а в 1943 г.-570 случаев слияния подобных фирм с общим капиталом 10,7 млрд. иен с крупными монополиями 3. К 25 января 1943 г. было создано 22 «ассоциации контроля», представителями которых стали директора крупнейших промышленных компаний и торговых фирм. Они объединили 2638 компаний 4.

Когда высшее военно-политическое руководство пришло к выводу, что война приобретает затяжной характер, оно стало отпускать на развитие наиболее важных военных отраслей промышленности дополнительные средства. Наиболее значительные ассигнования предоставлялись самолетостроительным концернам. Например, ассигнования концерну «Кавасаки дзюко» в 1942 г. возросли с 824 457 тыс. иен в первой половине года до 1 231 915 тыс. иен во второй половине года, а процент участия государства в финансировании производства концерна возрос с 54,5 процента до 63,5 5.

В результате усиления эксплуатации рабочих и применения системы оплаты заказов, разработанной «ассоциациями контроля» в интересах монополий, владельцы наиболее крупных компаний получали все увеличивавшийся процент прибыли.

1 Тайхзйё сансо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 80-81.

2 Тояма Сигэки и другие. Сева си (История периода Сева). Токио, 1959, стр. 242.

3 Подсчитано по: Японский милитаризм (Военно-историческое исследование) М., 1972, стр. 183, 199; История войны на Тихом океане. Т. III. Первый период войны. Перевод с японского. М., 1958, стр. 325.

4 Подсчитано по: Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане). Т. 4 Тай-хэйё сэнсо (Война на Тихом океане). Ч. I. 1940-1942. Токио, 1972, стр. 277

5 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр 303.

Например, головная компания концерна «Мицуи» в 1942 г. получила чистой прибыли 119 971 тыс. иен (в 1941 г.- 23 785 тыс. иен). Прибыль компании «Мицубиси дзюкогё» возросла с 18 процентов в 1941 г. до 25 процентов в 1943 г. (соответственно с 37 774 тыс. иен до 88 768 тыс.). Если прибыли всех японских компаний в 1941 г. составляли 4,8 млрд. иен, то в 1942 г. они повысились до 5,3 млрд. иен, а в 1943 г.- до 6,3 млрд. иен 1.

В отчетах крупные компании указывали заниженные цифры прибылей - каких-нибудь 15-20 процентов. В действительности владельцам контрольных пакетов акций военных компаний ежегодно удавалось увеличивать объявленный и оплаченный капитал в 1,5-2 раза. Капитал компании тяжелой промышленности «Мицубиси», например, в начале войны составлял 240 млн. иен, а в 1942 г.- уже 480 млн. иен 2.

После захвата японскими войсками обширных территорий Юго-Восточной Азии и стран Южных морей перед «дзайбацу» открылись еще более широкие возможности обогащения. Для создания лучших условий эксплуатации ресурсов оккупированных территорий в ноябре 1942 г. было образовано министерство по делам «великой Восточной Азии». Монополиям передавались судоверфи, склады и рудники. Судоверфи Сингапура перешли во владения «Мицубиси дзюкогё», судоверфи и склады Гонконга достались концернам «Мицуи» и «Мицубиси». «Мицуи» стал владельцем медных рудников Севанто на Филиппинах, а «Мицубиси» овладел контролем над разработкой фосфора в Лаокае (Индокитай) и т. д.

Валютная политика японского империализма в странах «сферы сопроцветания» была направлена на то, чтобы облегчить выкачивание оттуда стратегического сырья и продовольствия. Обесценивая местную валюту и внедряя в обращение военные иены и местные военные денежные знаки, японские захватчики извлекали двойную выгоду: закупали по дешевке местные товары и увеличивали выручку от продажи населению собственных товаров. Это позволяло японским властям расходовать огромные средства на содержание своей оккупационной армии и многочисленных советников и чиновников. В 1942 г. из Индокитая, Таиланда и Бирмы было вывезено 1 424 тыс. тонн, а из Кореи и Тайваня - 1 157 тыс. тонн риса.

Японское правительство львиную долю средств государственного бюджета выделяло на военные расходы. В 1942/43 г. было израсходовано 22,8 млрд. иен, то есть 90 процентов расходов государственного бюджета3.

Рост военных расходов и прибылей монополий происходил в основном за счет усиления эксплуатации трудящихся. Продолжительность рабочего дня в 1942 г., по официальным данным, составляла 12-13 часов. В том же году японские рабочие из общей массы стоимости, произведенной ими в течение года, получили в качестве заработной платы менее одной трети, а японским капиталистам в качестве прибавочной стоимости досталось более двух третей 4.

С марта 1942 г., после введения в действие нового закона о трудовой повинности мужчин и женщин в возрасте от 12 до 70 лет, количество мобилизованных в военную промышленность рабочих стало быстро увеличиваться и к концу года достигло 623 385 человек (в 1940 г.-311 734 человека). Трудовая повинность, которая создавала для рабочих подлинную военную каторгу, была введена по настоянию «дзайбацу».

1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр. 299 - 300; Я. Певзнер. Монополистический капитал Японии («дзайбацу») в годы второй мировой войны и после войны. М.- Л., 1950, стр. 111.

2 Т. Виссон. Военная экономика Японии. Перевод с английского. М., 1949, стр. 245.

3 М. Лукьянова. Японские монополии во время второй мировой войны. М., 1953, стр. 179 - 181.

4 «Асахи», 21 мая 1944 г.; М. Лукьянов а. Японские монополии во время второй мировой войны, стр. 349.

Рабочие, мобилизованные в военную промышленность, жили в общежитиях под надзором полицейских и постоянной угрозой наказания и лишения продовольственного пайка. По мере расширения войны во все больших масштабах использовался труд рабочих из оккупированных стран. Так, например, число корейских рабочих в Японии в 1942 г. достигло 112 тыс. человек (в 1941 г. - 53,5 тыс. человек) 1.

Несмотря на рост потребностей в основных видах промышленной продукции, японским правящим кругам не удалось, по существу, увеличить производство в стране электроэнергии, угля, чугуна (таблица 38).

Таблица 38. Производство важнейших видов промышленной продукции в Японии во втором полугодии 1942-первом полугодии 1943 гг.
Виды продукции 2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
Электроэнергия (млрд. квт-ч) 16,8 16,9 100,6
Каменный уголь (млн. т) 27,1 27,7 102,2
Чугун (млн. т) 2,2 2,2 100
Сталь (млн. т) 3,5 3,9 111,4
Железная руда (млн. т) 1,1 1,3 118,2
Алюминий (тыс. т) 51,5 70,7 137,3
Медь (тыс. т) 52,6 62,4 118,6
Станки (штук) 212 562 265

Примечание. Подсчитано по среднемесячным показателям.

Одной из важных причин, сдерживавших развитие японской промышленности, являлась нехватка электроэнергии. Среднемесячное производство электроэнергии в 1942 г. составляло 2 800 млн. квт-ч, а в первые месяцы 1943 г. оно снизилось: в январе было выработано 2 683 млн., в феврале - 2 407 млн., в марте - 2 757 млн. квт-ч 3.

Снабжение Японии каменным углем в 1942 г. по сравнению с предыдущим годом сократилось вследствие уменьшения добычи в метрополии и ограничения ввоза. В 1943 г. тоннаж судов, предназначенных для перевозки этого вида топлива, уменьшился по сравнению с 1942 г., что повлекло за собой снижение доставки угля на Японские острова с 8 750 тыс. тонн до 6 030 тыс. тонн 4.

В связи с войной потребление нефти и очищенных нефтепродуктов в Японии в 1941/42 бюджетном году увеличилось. Возросшие нужды пришлось удовлетворять за счет запасов: в 1942/43 бюджетном году из запасов было использовано 10 664 тыс. баррелей (в 1941/42 бюджетном году - 688 тыс. баррелей) 5.

1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 308; История войны на Тихом океане, т. III, стр. 324.

2 История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101.

3 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101; Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики. Перевод с английского. М., 1955, стр. 190, 191.

4 Хаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 640; История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 103.

5 Бюджетный год в Японии начинался 1 апреля и заканчивался 31 марта. Американский баррель равен 158,9 литра; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 133.

Уменьшение запасов нефти в 1941/42 бюджет ном году до 38 229 тыс. баррелей побудило японское правительство ограничить невоенное потребление и увеличить ее ввоз. Однако уменьшение тоннажа торгового флота создало большие трудности в сохранении энергобаланса, в котором уголь и нефть в 1942 г. занимали 71,7 процента.

Развитие военной промышленности Японии сдерживалось также невысоким уровнем производства чугуна и стали. В 1941/42 бюджетном году добыча и импорт железной руды в Японии составили 7 412 тыс. тонн, причем ввоз почти в два раза превышал добычу. Кроме того, внутри страны и вне ее было закуплено 1 290 тыс. тонн железного лома, а также использовано 2 118 тыс. тонн металлических отходов производства. Однако этого вида стратегического сырья недоставало, поэтому из запасов было взято 1 300 тыс. тонн железной руды и 1 369 тыс. тонн железного лома. В результате их запасы значительно сократились 1. Острая нехватка торговых судов вынудила правительство увеличить отпуск стали на их строительство за счет сокращения военного кораблестроения. Для увеличения производства авиационного вооружения потребовалось уменьшить в 1942 г. выпуск артиллерийских орудий большого калибра, автомашин, а в 1943 г. и танков (таблица 39).

В военном производстве основное внимание обращалось на увеличение выпуска самолетов, боевых кораблей, радиолокаторов, полевых орудий и автоматического стрелкового оружия. Так, с октября 1942 г. по март 1943 г. японская промышленность выпустила на 1880 самолетов больше, чем за предыдущее полугодие. Японское правительство уделяло значительное внимание строительству боевых кораблей. В 1942/43 бюджетном году из 59 построенных боевых кораблей 40 относились к кораблям основных классов: 6 авианосцев, линкор, 2 крейсера, 9 эсминцев и 22 подводные лодки (в 1941/42 бюджетном году из 48 построенных кораблей 27 были основных классов) 2.

Учитывая опыт военных действий на море, японское высшее командование отказалось от постройки линкоров и тяжелых крейсеров, сосредоточив усилия на строительстве легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Поэтому общее водоизмещение боевых кораблей, введенных в строй в 1943 г., было меньшим (145,8 тыс. тонн), чем в 1942 г. (230,7 тыс. тонн) 3.

Несмотря на трудности, японскому правительству в основном удалось обеспечить потребности военной промышленности в стали и других металлах и увеличить производство вооружения, боевой техники и боеприпасов, что видно из таблицы 39.

Важное значение для военно-морского флота и ПВО страны имело производство радиолокаторов, выпуск которых начался в 1941 г. В 1941/42 бюджетном году их было произведено 338 штук, а в 1942/43 - 1450 штук 4. Однако оснащение ими кораблей происходило медленно.

Военно-политическое руководство Японии прилагало значительные усилия для увеличения строительства торговых судов, что подтверждается данными таблицы 40. Несмотря на увеличение выпуска судов, судостроительная промышленность не смогла обеспечить потребности страны из-за больших потерь в торговом флоте. В 1942/43 бюджетном году были потоплены или сильно повреждены японские торговые суда водоизмещением 1 130 тыс. брт 5.

1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 116 - 118.

2 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 233, 268.

3 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186.

4 Там же, стр. 318.

5 Подсчитано по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

Таблица 39. Производство основных видов вооружения, боевой техники и боеприпасов в Японии во второй половине 1942-первой половине 1945 гг

Вооружение, боевая техника и боеприпасы

2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
Винтовки (тыс)
Пулеметы всех видов (тыс)
Орудия и минометы* (тыс)
Танки и САУ (тыс)
Самолеты (тыс)
Боевые корабли основных классов
Боеприпасы (тыс. т)

Примечание. Военное производство, кроме самолетов и кораблей, подсчитано по среднемесячным показателям.

* В том числе полевые, зенитные и корабельные. В таблицу не включены вооружение и боеприпасы, выпущенные в Маньчжурии и Корее.

Таблица 40. Производство торговых судов в Японии в 1942/43 бюджетном году (тыс. брт)

Кварталы

Месяцы

Водоизмещение

Апрель, май, июнь

Июль, август, сентябрь

Октябрь, ноябрь, декабрь

Январь, февраль, март

Итого за бюджетный год

или на 710 тыс. брт больше, чем построено. Стремясь компенсировать потери, японское правительство вкладывало в судостроение дополнительные ассигнования, выделяло для него рабочую силу и металл за счет других отраслей промышленности, главным образом текстильной, которая в период войны из года в год сокращала выпуск продукции. Уменьшалось также производство в химической, пищевой и других невоенных отраслях промышленности.

Таким образом, рост военной продукции в Японии в конце 1942 - начале 1943 г. обеспечивался увеличением ввоза стратегического сырья с захваченных территорий и сокращением невоенных отраслей промышленности. На данном этапе войны промышленность производила для японской армии в основном достаточное количество оружия, хотя уже отмечалась тенденция снижения выпуска продукции танкостроения, военного кораблестроения и т. д.

1 Составлена по: Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дайтоа сэнсо кокан сэн си (Официальная история войны в великой Восточной Азии). Т. 17. Окинава хомэн кайгун сакусэн (Операции военно-морского флота в районе Окинавы). Токио, 1968, стр. 79; т. 33, ч; 2. Рикугун гундзю дойн (Мобилизация военного производства для сухопутных войск). Токио, 1970, приложение N° 9" Фукуи Сидзуо. Нихон-но гункан (Японский флот), стр. 312-318; Дж. К о е н! Военная экономика Японии, стр. 216-236.

2 Составлена по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

Сельскохозяйственное производство Японии и ввоз продуктов с оккупированных территорий позволили в 1942 г. в основном удовлетворить потребности вооруженных сил и нормированное снабжение населения страны. Положение облегчалось хорошим урожаем в метрополии риса являющегося важным продуктом питания японцев. Довоенное потребление риса составляло 12 -13 млн. тонн. В 1942 г. в метрополии было выращено 10,7 млн. тонн (в 1941 г.-8,8 млн. тонн) и ввезено почти 2,6 млн тонн. В 1943 г. положение стало ухудшаться: в метрополии было получено около 10 млн. тонн и ввезено только до 1,2 млн. тонн риса 1.

Для увеличения площадей под продовольственные культуры японские оккупационные власти заставляли местное население уничтожать сады и парки в Таиланде, сокращать плантации каучука в Малайе, кофейные --на Яве и сахарного тростника - на Филиппинах. Для получения новых полеводческих участков уничтожались целые лесные массивы.

Правительство Японии разработало проект создания продовольственной базы в Маньчжурии. Предполагалось переселить туда некоторую часть японского населепия и организовать крупные хозяйства фермерского типа. Однако реализовать этот план из-за недостатка средств не удалось. В целом ввоз риса и его запасы уменьшились. Примерно такое же положение наблюдалось с другими злаковыми культурами. Сократилось производство сельскохозяйственных орудий, уменьшилась обрабатываемая площадь, значительно упало применение удобрений. В результате снизилась урожайность ряда культур 2.

Из-за реквизиции рыболовных судов, сокращения районов рыболовства, уменьшения численности рыбаков наблюдался спад улова рыбы. Основная масса населения сидела на голодном пайке. К тому же парламент принял закон о повышении цен на ряд товаров, процветала спекуляция на «черном рынке». В 1942 г. система нормированного распределения риса была распространена на всю страну. В том же году произошла частичная замена в пайке риса пшеницей и ячменем, а в 1943 г.- картофелем. Рыба, являвшаяся одним из основных продуктов питания, выдавалась в мизерном количестве 3.

Одновременно усиливалась эксплуатация японских трудящихся. Опираясь на указ «Об организации труда на важнейших предприятиях», владельцы предприятий отменяли всякие ограничения рабочего дня и нормирование заработной платы 4. Падение реальной заработной платы, жестокая эксплуатация, ухудшение общего жизненного уровня вызывали у масс недовольство.

Правительство Тодзио принимало меры к усилению идеологической обработки населения в милитаристском духе. Широко распространялся лозунг «бороться и победить во второй год войны». Созданное взамен профсоюзов «общество промышленного служения отечеству» («сангё хоко-кукай»), охватывавшее почти всех занятых на предприятиях рабочих, пропагандировало полное самоотречение в интересах достижения победы, беспрекословное подчинение властям и администрации предприятии. В идеологической обработке населения принимали участие и многие деятели культуры. В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей

1 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 108; Дж. К о е В. Военная экономика Японии, стр. 340.

2 Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики, стр. 92.

3 А. Динкевич. Военные финансы Японии (1937-1945). М., 1958, стр. II, Дзидзи нэнкан (Ежегодник текущих событий). Токио, 1947, стр. 434.

4 История войны на Тихом океане, т. III, стр. 323.

В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей «великой Восточной Азии» - членов общества служения отечеству через литературу, на котором обсуждались вопросы мобилизации моральных сил народов на успешное завершение войны. Широко демонстрировались кинофильмы, прославлявшие победы японских вооруженных сил.

Несмотря на разнообразные средства милитаристской, шовинистической пропаганды, в стране усиливалось недовольство затянувшейся войной и связанными с нею лишениями. Сообщения японской прессы, в которых говорилось о поражениях немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, вызывали большой интерес и широко комментировались. Росло число прогулов и актов саботажа на предприятиях. Рабочие вели борьбу за повышение заработной платы, сокращение рабочего дня. Если в 1942 г. в стране было зафиксировано 268 трудовых конфликтов, то в 1943 г.-417. Осенью 1942 г. вспыхнули забастовки на предприятиях «Фурукава» (префектура Тотиги) и «Хитати» (Токио). В 1942 г. в стране произошло 2756 трудовых конфликтов крестьян, направленных против помещиков и местных властей. Японские коммунисты в трудных условиях глубокого подполья продолжали борьбу 1.

В целом состояние экономики Японии все более осложнялось, а условия затягивавшейся войны грозили дальнейшим ее ухудшением. Росло недовольство трудящихся масс лишениями войны, увеличивалось их сопротивление возраставшей эксплуатации со стороны монополистического капитала.

Таким образом, зимой 1942/43 г. под влиянием неблагоприятного хода военных действий, роста тягот войны, принявшей затяжной характер, произошло общее ослабление тыла агрессивного блока. Вместе с тем положение каждого из участников этого блока было неодинаковым.

Фашистская Германия использовала в своих интересах военно-экономический потенциал почти всей Европы. Принимались экстренные меры по мобилизации экономических ресурсов для форсирования военного производства. Тотальная мобилизация, вызванная поражением на советско-германском фронте, представляла собой новое напряжение сил. Она позволила в определенной мере восполнить потери и удовлетворить потребности вермахта. В военном производстве новое пополнение кадров оказалось далеко не равноценным. Вместе с тем тотальная мобилизация способствовала развитию внутриполитического кризиса в стране. Под влиянием событий на фронтах в некоторой части народа поколебалась уверенность в победе, прежние иллюзии рассеивались.

В более сложном положении оказалась Италия. Ее экономика испытывала серьезные трудности с сырьем и рабочей силой. Потерпела провал тотальная мобилизация. Военное производство явно не справлялось с возросшими потребностями фронта. Германия не выполнила обещанных поставок. Резко ухудшилось материальное положение итальянских трудящихся, многие из которых голодали. В результате активной деятельности компартии Италии измученное тяготами войны население страны поднималось на борьбу против войны и фашистского режима, за улучшение условий жизни. Шел процесс консолидации демократических сил. Усилилась оппозиция в правящей верхушке и в самой фашистской партии. Фашистский режим в Италии переживал серьезный кризис, сузилась его социальная база, он терял основные точки опоры.

1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 296-301.

С изменением обстановки на Тихоокеанском театре военных действий сократились возможности Японии в использовании сырья оккупированных территорий, от импорта которого находилась в большой зависимости ее экономика. Однако производство вооружения на данном этапе войны увеличивалось, если не считать его отдельных видов. Японская промышленность ценой огромного напряжения и безудержной эксплуатации трудящихся в основном еще справлялась с запросами армии и флота. Внутриполитическое положение Японии обострялось. Осложнения с продовольствием, снижение жизненного уровня порождали недовольство масс продолжавшейся войной и политикой правительства. В стране развивалось стачечное движение.

Фашистский блок все более уступал странам антигитлеровской коалиции в возможностях вести затянувшуюся войну, которая неумолимо требовала новых людских пополнений, вооружения, различной боевой техники и других материально-технических средств. Морально-политический потенциал стран фашистского блока снижался, внутриполитическое положение их все более усложнялось. Процессы общего ослабления фашистского блока (политические, экономические, военные) особенно давали себя знать в связи с развивавшимся переломом в ходе второй мировой войны в пользу антифашистской коалиции.

Пока весь мир следит за ситуацией в ЕС и за тем, как европейцы борются с кризисом, мало кто обращает внимание на Японию. Хотя некоторые аналитики заявляют, что в Японии ситуация хуже, чем в Греции. Масла в огонь подливают внутриполитические перипетии и агрессивность внешней политики, которая привела к тому, что Япония рассорилась со всеми соседями.

Политические перипетии в Японии

В Японии подал в отставку министр юстиции, самый пожилой член правительства. Кэйсю Танаке исполнилось 74 года. За текущий год это уже третья перетасовка кабинета министров. Эксперты уверены, что данный факт свидетельствует о ближайшей смене власти в стране. По официальной версии, Танака оставил свой пост из-за нескольких прегрешений. Во-первых, всплыл тот факт, что 30 лет назад он был почетным гостем на свадебной церемонии члена якудза. Во-вторых, он получал пожертвования от компании, которая принадлежала тайваньскому бизнесмену. Но обе эти причины, по всей видимости, явились лишь поводом. Официальной же причиной отставки назвали проблемы со здоровьем министра. Он пробыл министром меньше месяца.

Кэйсю Танака оказался в правительстве благодаря тому, что поддерживал нынешнего премьер-министра, пояснил Сатоси Мидзобата, профессор Киотского университета. Но оказалось, что квалификация чиновника не соответствует занимаемой должности. Только за эту осень это уже третий министр, который уходит с поста при довольно странных обстоятельствах. В сентябре покинул пост Есио Хатиро, министр торговли и промышленности, который ответил журналисту на вопрос о "Фукусиме", что "я покажу тебе радиацию". Оппозиция сразу же потребовала его отставки. Чуть позже повесился министр финансовых служб и реформ почты Тадахиро Мацусито. Этот 73-летний политик не вынес того, что о его любовнице расскажут в прессе.

Многие эксперты считают, что очередная отставка может стать причиной ухода правящей партии Японии, что существенно облегчит приход к власти оппозиционно настроенной Либерально-демократической партии.

Согласно исследованию известной японской газеты "Асахи", среди населения рейтинг поддержки демократов упал до 18 процентов, что является рекордно низким показателем за последние десятилетия. Впервые с сентября 2011 года, когда сформировалось правительство во главе с Ёсихико Нодой, его рейтинг опустился ниже 20 процентов. Эта отметка в Японии считается критической. Она воспринимается как признак того, что в течение ближайших месяцев произойдет смена правительства. Причиной такой непопулярности стало увеличение налогов, а также ряд других экономических реформ, призванных вывести страну из кризиса, однако пока так и не принесших результатов.

Ноде не удалось заручиться поддержкой населения, несмотря на проведенную замену практически половины состава кабинета министров. Тем временем оппозиционеры требуют от премьер-министра назвать дату досрочных выборов. А этот скандал с министром юстиции они будут использовать для того, чтобы "додавить" Ноду, заставив его согласиться на проведение досрочных парламентских выборов. Нода пока что отказывается называть дату предстоящих выборов. Он планирует в декабре встретиться в Москве с Путиным. Некоторое время назад он лично заявлял, что не хочет говорить о парламентских выборах до встречи с президентом России.

По мнению экспертов, японский премьер надеется обсудить с ним и курильский вопрос. Продвижения по этой теме смогли бы помочь премьеру реабилитироваться после ряда неудач с территориальными спорами с Китаем, Кореей и Тайванем. В последнее время Китай и Япония никак не могут решить вопрос с собственностью на острова в Восточно-Китайском море. Отношения очень сильно обострены. Согласно недавнему опросу, правящей Демократической партии готовы отдать свои голоса 13 процентов респондентов, за оппозиционную ЛДП — целых 36 процентов. Опрос проводили20-21 октября путем произвольной компьютерной выборки по телефонам.

Если к власти придет ЛДП, то в территориальной риторике между Японией и Россией могут появиться довольно жесткие ноты, предположил Андрей Фесюн, старший преподаватель ВШЭ. Лидер ЛДП и экс-премьер Синдзо Абэ известен личными патриотическими настроениями. Недавно он в очередной раз их продемонстрировал, посетив часовню Ясукуни, где похоронены преступники класса А, что вызвало возмущение Китая, Кореи и Тайваня.

В Японии возможен дефолт

Политика политикой, и за власть борьба шла всегда, но Япония на сегодняшний день переживает самую острую волну кризиса за последнее время. Некоторые влиятельные аналитики даже считают, что в Японии ситуация намного сложнее, нежели в Греции. К концу этого года государственный долг Японии достигнет 237 процентов ВВП. Эксперты Международного валютного фонда дают неутешительные прогнозы. По словам МВФ, Япония сейчас переживает самый тяжелый период с экономической точки зрения. Если правительство не сможет в ближайшее время уменьшить дефицит государственного бюджета, то в Японии возможен дефолт.

Страна находится в значительно худшем положении, нежели Греция, у которой госдолг составляет 198 процентов ВВП, а также Италия (126 процентов ВВП). Ситуация в Японии действительно сложная и заслуживает того, чтобы это признать, заявил замминистра финансов Такехико Накао. Главными причинами ухудшения экономической ситуации в Японии экономисты считают популистские шаги правительства в сфере налогового регулирования и ряд территориальных споров, которые заметно испортили торговые отношения с соседними странами. Ситуацию в значительной степени ухудшает давление со стороны инвесторов и экономистов, которые ожидают от правительства Японии того, что они примут непопулярные меры и наведут порядок в государственных финансах.

Япония, скорее всего, объявит дефолт даже раньше, чем Европа, об этом заявил Такеши Фуджимаки, президент японской инвестиционной компании. Японцы должны держать свои сбережения в долларе США, австралийском долларе, долларе Канады, а также швейцарском франке. Если Япония объявит дефолт, то курс валюты упадет до 500 за 1 доллар США.

Долг Японии — это большой пузырь, достигший таких размеров, что даже маленькая иголка может проткнуть его. И кризис в Европе может стать поводом для этого. У Японии из сложившейся ситуации нет другого выхода, кроме как объявлять дефолт либо спровоцировать гиперинфляцию, говорит Фуджимаки. Заявления Фуджимаки вызвали огромный резонанс среди экспертов. Однако они, рассуждая о скором дефолте Японии, забывают проанализировать личность автора сенсации. Фуджимаки не является чиновником и не ведает финансовым сектором Японии. Он является партнёром известного американского миллиардера Джорджа Сороса. Это о многом говорит.

Возможно, подобные заявления сделаны для того, чтобы заработать на валютных спекуляциях. Российский политконструктор Юрий Юрьев имеет другое мнение. Он говорит о том, что Япония — это страна самых маленьких издержек на население и крупнейший экспортёр лучших автомобилей, лучшей электроники. Она не может быть банкротом. В стране много производят и мало потребляют.

Япония полностью соответствует монетаристской и либертарианской экономическим моделям. Это идеал рынка, народ с маленькими потребностями, но с большой производительностью и долгим рабочим днём. Если дефолт настанет в такой стране, то, что же тогда ожидает менее производительные и более расточительные страны, вообще голод?

Если в Японии и произойдет экономический крах, то он случится, вполне вероятно, со всей моделью современного капитализма. Кто бы ни стал новым премьером Японии, ему необходимо, в первую очередь, налаживать взаимоотношения с соседними странами, поскольку постоянная борьба отнимает много времени и сил, не позволяя решать сложнейшие экономические задачи.