Работа

Анализ стихотворения пушкина погасло дневное светило.

Александр Сергеевич Пушкин никогда не старался идти на поводу у торжествующей власти. Он открыто выражал свое недовольство в эпиграммах, которые адресовал и различным чиновникам, и самому императору. Конечно, такие вольности были наказы и Пушкина отправили в ссылку.

По дороге в Бессарабию автор делал несколько остановок, где мог повидаться со своими друзьями и немного отдохнуть от поездки. И вот, одним из таких пунктов пребывания стала Феодосия – прекрасное, чарующие место. Именно здесь автор впервые увидел море, познакомился с его могучей силой и мощью. Однако, пребывая в недобром расположении духа, морская стихия показалась Пушкину мрачной, равнодушной по отношению к его проблемам. Именно в этот период своих глубоких размышлений, Александр Сергеевич и создает стихотворение «Погасло дневное светило».

Душа поэта просто переполнена грустью. Он скучает по своей родине. Упоминая в строках выражение «послушное ветрило», Пушкин сравнивает его с самим собой. Ведь поэт, не став бороться, просто смирился со своим наказанием, с той ссылкой, в которую был вынужден отправиться.

Вглядываясь в бескрайние морские просторы, Пушкин погружается в счастливые воспоминания из детства, в те годы безмятежной и спокойно жизни, когда он мог любить, веселиться, откровенничать с друзьями и быть счастливым. Но, по мнению автора, все осталось позади. Теперь, его будущее омрачено, ведь он далеко от своей страны, от родного и уютного дома.

Не зная, сколько предстоит пробыть в ссылке, поэт решает проститься со всеми светлыми жизненными моментами. Данная черта характера относится к явному юношескому максимализму, который просто переполнял душу молодого поэта. Всякие мысли о светлом исходе данного отъезда категорически отвергались автором. На данном этапе Пушкин напоминает нам разбившийся о скалы корабль, который выбросило на чужие берега. Ему не откуда ждать помощи и утешения. Он одинок и отвергнут!

Однако спустя какое-то время Александр Сергеевич осознает, что даже находясь вдали от родины, можно найти верных, преданных друзей, которые всегда поддержат и протянут руку помощи. Но… это будет потом! А сейчас поэт в растерянности, он горько пишет о тех ранах, которыми укрыто его сердце. И уже ничто их не излечит!

«Погасло дневное светило» Александр Пушкин

На море синее вечерний пал туман.


Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»

Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами . Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться . Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».

«Погасло дневное светило» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.

Литературное направление, жанр

«Погасло дневное светило » - один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона, в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону». Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда. Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».

Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» - философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии - философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.

Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.

Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.

В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.

Итог стихотворения - всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.

Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) - это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.

Размер и рифмовка

Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.

Тропы и образы

В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.

Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.

Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.

Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.

Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юно­стью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о бы­лом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Отсюда выбранный жанр лирического произведения — эле­гия, в которой грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни ра­дость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность друже­ских уз. Пафос стихотворения романтический: все мысли прихо­дят на ум лирическому герою: ночь, вдали от родных мест. Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ноч­ное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь ту­ман. Разрыв с прошлым не лишен сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой все самое лучшее: Земля, отдаленный бе­рег, который кажется лирическому герою в ночном сумраке, воз­рождает надежду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила». Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение.

Конкретно-реалистические детали переходят в обобщенно­символический план. Мечтания лирического героя неэгоистич­ны. Свою романтическую полноту они обретают на общенарод­ной национальной основе: характерна связь пушкинской элегии с песнями русского фольклора. Подобно песенной традиции Пушкин трижды повторяет строки:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан,

которые становятся своеобразным рефреном всего произведения.

Поэт использует художественно-выразительные средства, характерные для романтического произведения: эпитеты («к бре­гам печальным», «к пределам дальним»), метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»), олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан») А употребление пиррихиев создает спокойную, мелодичную инто­нацию, передающую масштабность изображенной картины, ee обобщенный характер, а также напоминает медлительность, на­певность русских народных песен.

19 августа 1820 года Пушкин, может быть, впервые взошел на борт корабля, и совершил первое морское путешествие. Бескрайность морского простора ошеломила молодого поэта, очаровала своей прелестью и вдохновила на создание нового поэтического произведения. Элегия «Погасло дневное светило» была написана им на борту парусника, плывшего в сторону Гурзуфа. В этом произведении Пушкин с восторгом видит в Черном море безбрежный бушующий океан.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило» показывает, что идея стихотворения «Погасло дневное светило» отчасти была навеяна творчеством английского поэта Байрона, которым увлекалась аристократическая молодежь того времени. Отчасти в произведении отразился юношеский максимализм Пушкина. В молодости все представляется иначе, чем в зрелые годы. Кажется, что первая любовь это на всю жизнь, малейшее разочарование рождает ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл. «Погасло дневное светило» – это не единственное произведение, в котором отразилось меланхолическое настроение Пушкина.

В русской литературе XVIII-XIX в жанр элегии выделены лирические стихотворения, отражающие философские размышления автора над непростыми вопросами жизни.

Как показывает анализ стиха «Погасло дневное светило», две повторяющиеся строчки не только делят на три части цельное стихотворение, но и роднят это лирическое произведение с песней. Двустишие

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Звучит как припев. Но не только. Океан служит метафорой, символизирующей жизнь с ее бурями, волнениями, радостями и тревогами.

С народным творчеством стихотворение роднят старославянизмы – ветрило вместо паруса, светило – вместо солнца, наперсницы (подруги). Эпитеты, которые поэт слышал в крестьянских напевах и использовал в этом произведении, также подчеркивают песенный характер элегии: туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние, море синее.

Поэт использует в своем творчестве емкие выразительные средства, придающие повествованию живописность и яркость: младость отцвела, летает корабль, мечта летает.

Анализируя размер стиха, в какой-то момент можно придти к выводу, что поэт нарушает все правила стихосложения. Но Пушкин ничего не делает случайно, просто так. И неравностопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы, и сочетание перекрестной и кольцевой рифмовки тоже приближают это произведение к народным песнопениям.

Первая часть элегии посвящена окружающей поэта природе: закату вечернего солнца, волнующемуся за бортом угрюмому океану, темнеющему с наступлением ночи, туману, сгустившемуся над кораблем. И шум паруса на ветру. Все это навеяло на поэта воспоминания о бурной молодости, о друзьях и женщинах, окружавших его. Этим воспоминаниям посвящена вторая часть лирического стихотворения. В элегии отразился переход от беззаботной юности к зрелости.

Год написания произведения совпал с его ссылкой в Крым. Была в царской России такая мера наказания, когда людей, возмущавшихся против царской власти, высылали из столичных городов на периферию, с целью избежать политических волнений. И только благодаря протекции семьи Раевских, Пушкин в этот раз не оказался на Кавказе, а был отправлен вместе с ними в Крым. Николай Раевский поручился за Пушкина перед царем и взял юного поэта, нуждавшегося в лечении, под свою опеку.

В третьей части элегии Пушкин говорит о том, что он бежал от минутной молодости и друзей. Может ли поэт лгать самому себе? Нет. Его бегство было духовным. Ссылка лишь ускорила, упростила этот разрыв. В жизни всякого молодого человека наступает момент, когда он осознает свое взросление, понимает, что должен что-то изменить в своей жизни. Часто к этому пониманию подталкивают жизненные перемены, события. В данном случае, когда Александр Сергеевич впал в немилость власть предержащих, он получил возможность оценить всех тех, кто окружал его, понять что растрачивал свои душевные силы и время не на тех людей. Как только над его головой сгустились тучи, «изменницы младые» его покинули, «минутные друзья» растворились.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей.

Этими строчками поэт дает понять, что к прежней жизни возврата нет.