Инф. технологии

Андрей соколов в рассказе судьба человека. «Судьба человека» главные герои

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика, стала рассказом о трудной судьбе человека. Главный герой рассказа испытал на себе все ужасы прошедшей войны.

История жизни Андрея Соколова начинается с довоенных лет. Молодой человек женился и со временем в его семье появились дети: сын и две дочери. Жили они дружно и счастливо. Война, принесшая горе миллионам людей, вторглась и в жизнь Соколовых. Главу семьи уже на второй день войны призывают в армию. Супруга, не желавшая отпускать мужа на войну, просто повисла на нём. Тогда Андрею пришлось силой оторвать её от себя и оттолкнуть. Позже, когда он будет вспоминать об этом дне, он будет корить себя за эту грубость.

За четыре года войны многое пришлось пережить Соколову. На фронте, как и в мирной жизни, он был шофёром. В плен он попал после того, как в его машину угодил вражеский снаряд. Андрей получил ранение и был контужен. В плену на его долю выпало столько тяжёлых испытаний, что хватило бы на несколько человеческих жизней. Героя рассказа переводили из лагеря в лагерь. И в каждом лагере его ожидали тяжелейшие условия выживания и тяжёлый, изнуряющий труд.

Но что-то держало на этом свете, когда рядом умирало столько людей. В самые трудные минуты испытаний у него перед глазами возникал образ супруги и детей. Наверное, это и придавало ему сил для того, чтобы всё преодолеть и вернуться домой живым. Однажды, в запальчивости, Соколов высказал вслух своё недовольство условиями жизни в лагере. Кто-то донёс на него. Эти слова были переданы администрации лагеря. Герой был вызван комендантом лагеря.

Неизвестно, как поступил бы на месте Андрея кто-то другой, но Соколов держался с достоинством. Храброго фронтовика в счёт поощрения назначили водителем у военного инженера. И в голове героя созрел план побега. Первый его побег из лагеря был неудачным, его поймали и поместили в карцер на целый месяц. Во второй раз Соколов захватил в плен военного инженера и на машине, на которой он возил своего начальника, пересёк линию фронта.

За побег из плена с захваченным «языком» Андрея поощрили кратковременным отпуском. Он поехал на родину. Всю дорогу он думал о встрече с семьёй. А приехав на место, увидел вместо своего дома огромную воронку от бомбы. Супруга и две его дочери погибли. Герой возвратился снова на фронт. Его душу греет только то, что его сын, воюющий где-то на фронте, жив и здоров. Соколов только и грезил о встрече с сыном. Но встреча не состоялась. Его сын погиб в самом конце войны.

Убитый горем Андрей не стал возвращаться в родные места, где у него не было уже ни дома, ни родных. Он уезжает в другую местность и устраивается на работу водителем грузовика. Случай сделал ему подарок в виде маленького мальчишки-сироты. Ванюшка потерял во время войны родителей и стал беспризорником. В истерзанном сердце фронтовика затеплилась надежда. В лице мальчика Вани он нашёл свою новую семью

Сочинение Образ и характеристика Андрея Соколова

В рассказе Михаила Александровича Шолохова описаны военные времена, на переправе встречаются люди это Андрей Соколов с приемным сыном Ванечкой и рассказчик. Андрей Соколов решает поговорить с рассказчиком, так ему одиноко, что хоть кому-то выговорится.

Он рассказывает историю, когда он в камере неправильно высказался про коменданта, и кто-то на него донес. Его вызвали и хотели, расстреляет, но показав свой русский дух гордости и непреклонности, спасло ему жизнь. Андрей Соколов, несмотря на то, что его так била жизнь всегда в любой ситуации оставался человеком и никогда не скупился на эмоции.

На фронте Андрей узнает, что семья его погибла, жену и двух дочерей завалило в доме после бомбежки, а сын неизвестно где. Соколов в одночасье стал одиноким и несчастным, он потерял абсолютно все, мир рухнул и земля уходит из-под ног. Вскоре Андрей получает письмо от своего сына Анатолия, он тоже на фронте и уже успел дослужиться до хорошего чина. Они договариваются о встрече, и здесь огромный удар ждет Соколова сына, убивает снайпер, Андрей потерял последнего близкого человека.

Андрей Соколов уезжает к своему другу и устраивается там на работу, там же он встречает беспризорника Ваню и называется его отцом. Сам по себе мужчина очень добрый и жалостливый, несмотря на то, что война забрала у него всех родных он не стал черствым и жестоким. Он решает осчастливить мальца, который, так же как и он остался один в этом мире и обещает ему позаботиться о нем.

Пройдя тысячу испытаний, на своем пути Андрей Соколов не перестал помогать людям и не оставался равнодушным к чужому горю. Соколов хотел воспитать парнишку и дать ему все, что он только может, заполнив пустоту в его сердце и своем. Шолохов в своем рассказе описал человека с большой русской душой, которого не сломила война, а сделала лишь сильнее. Андрей Соколов замечательный пример для каждого человека, что никогда не стоит сдаваться.

Вариант 3

События Великой Отечественной войны – одна из основных тем писателей советского периода. Героизм народа и отдельных личностей в страшных условиях военного времени не раз становились центральной идеей произведений.

Не исключение и творчество М.А.Шолохова. В своем рассказе «Судьба человека» описана жизнь обычного человека, на долю которого выпали все ужасы войны, потери близких людей и возвращение к жизни после трагедии. Интересен тот факт, что прототипом главного героя стал реальный человек, поведавший историю своей жизни автору.

Андрей Соколов - главное действующее лицо повествования. Участник гражданской войны, он хороший и любящий муж и отец. Война прервала счастливую и спокойную жизнь семьи Соколовых. Андрей уходит на фронт, после ранения он попадает в плен к фашистам. Герой мужественно переносит весь ужас плена, он пытается бежать, но неудачно. Его приговаривают к расстрелу, проявленное им мужество и гордость перед захватчиками спасли Андрею жизнь. Коменданты не только не расстрелял его, но и дал ему еды. Соколов поделился с товарищами. В этом поступке проявляется щедрая душа героя. Для Андрея Соколова плен хуже смерти, он снова пытается бежать на этот раз удачно. Целеустремленный человек всегда добивается своей цели.

После побега еще один страшный удар - известие о гибели жены и дочери. Мужественный человек он не прогибается под тяжестью утраты. Мечта о сыне, с которым они должны встретиться, становится смыслом его жизни. Но его надежде не суждено было оправдаться. Сын погибает на войне.

Тяжело возвращаться Андрею с фронта. Дома больше нет, родных то же. Кажется, для чего теперь жить, но сила духа не дает опустить руки. Встретив сироту Ванюшу, Соколов становится для мальчика настоящим отцом.

Удивительная судьба человека показана Шолоховым в произведении. Но таких судеб в те времена было множество. Сила человеческой души, мужество и безмерный героизм обыкновенного солдата изображена в образе главного героя. Ему не надо наград, почестей, он хочет обыкновенного земного счастья. И хочется верить, что после перенесенного горя, он обретает его. В этом и есть главный смысл рассказа.

Русский человек - символ мужества и беззаветной преданности своей Родине. Храбрость и великодушие, ум и честь, воля и справедливость - основные качества, которыми наделил автор своего героя.

Произведения о войне учат нас жить по совести, помнить, что мирное небо на земле подарено нам вот такими обыкновенными солдатами, как Андрей Соколов. Мы должны чтить память героев и твердо понимать, что допускать войны нельзя.

Мне нравится, как начинается осень. В этот первый осенний день обычно встают рано и собираются на торжественную линейку. 1 сентября - это День знаний, а значит, скоро нужно будет садиться за парты

  • Путешествие на поле славы (Бородино Лермонтова 5 класс) сочинение

    У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям

  • Сочинение Учимся работать 7 класс

    Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

  • Война всегда оставляет глубокий след на теле общества. Многие талантливые люди писали произведения, в которых отражали ужасы войны. Знаменитый русский писатель Михаил Шолохов тоже посвятил этой страшной теме немало строк.

    В рассказе «Судьба человека» Шолохов рассказывает о судьбе главного героя Андрея Соколова, на долю которого выпали вся тяготы военных событий. Но почему же тогда рассказ не назван именем героя? Потому что в его образе олицетворена общая судьба народа, пережившего ужасную трагедию.

    Рассказ построен от первого лица. Повествователь рассказывает о своем путешествии, во время которого случайно знакомится с мужчиной и его маленьким сынишкой. Знакомство завязывается ненавязчивое и откровенное. Мужчина явно нуждается в том, чтобы кто-то его выслушал. Но он не жалуется на судьбу и не ждет жалости от собеседника, а просто рассказывает свою историю, зная, что сейчас она близка каждому, несмотря на то, что наступило мирное время.

    Андрей Соколов начинает свой рассказ со времен своей молодости. Он честно говорит о своей горячности, что мог и выпить поверх лишнего. Но ему очень повезло с женой. Она была по-настоящему понимающим человеком. Даже когда Андрей приходил домой выпивший, она не утраивала скандала, а просто укладывала его спать и тихонько поглаживала по голове. Утром жена спокойно просила его, чтобы он больше не пил столько. И так совестно становилось Соколову, что он не хотел больше расстраивать мудрую женщину. Вскоре у них появились детишки: сын и две дочки. Соколов заработал на небольшой домик и стали они жить хоть и не богато, но не хуже других.

    В их размеренную, тихую, но счастливую жизнь, вторгается война. Андрей, как и многие другие, получает повестку и отправляется на фронт. На перроне он прощается со своей семьей. Жена, которая всегда казалась такой спокойной и мудрой, сейчас выглядела так, словно тронулась умом. Она не хотела отпускать Андрея. Ему даже пришлось оттолкнуть ее сгоряча, о чем потом он будет всегда сожалеть.

    Образ Соколова мужественный и сильный, но при его словах о жене, заметно, насколько он раним.

    Вначале война щадила Соколова, но позже удача отвернулась. Он попадает в плен к немцам. Их закрыли в старой церкви и держали, чтобы потом допросить. Андрей случайно слышит разговор двух пленных и узнает, что один из них хочет сделать донос на сослуживца, чтобы спасти себя. Главный герой не может остаться в стороне и учиняет самосуд. В этом поступке проявляется справедливый характер героя. Он не может допустить подлости по отношению к другим.

    Соколов – сильная личность, и поэтому решается на побег. Но первый побег оказывается неудачным. За непослушание его переводят в карцер, а позже по доносу приводят Андрея к коменданту на «распыл». Здесь ему предлагает немец выпить за победу немецкого оружия, но Соколов отказывается. Он не просит пощады, а готов стойко выдержать все пытки. Своей гордостью и мужественностью Соколов удивил коменданта. И тот, на удивление, пощадил врага, и даже дал ему немного хлеба и сала. Этой едой главный герой честно делится со своими товарищами.

    Война закончилась, Соколов смог выжить, но никого из его семьи не осталось из-за бомбы, попавшей в дом. Вначале герой не знает, для чего ему дальше жить, но однажды встречает возле чайной маленького мальчика, у которого тоже никого не осталось, и он берет его к себе. Две одиноких души сблизились, чтобы стать семьей.

    Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в единый круг пережитого и сопережитого все то, что рассказал о своей жизни Соколов, и одновременно выделяют ту высокую человечность, которая определила жизнь и характер героя Шолохова.

    Переплетаясь, в рассказе Шолохова звучат два голоса: о своей жизни, о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов; но автор не просто слушатель, случайный собеседник, он становится активно действующим лицом: спросит, скажет слово там, где нельзя промолчать, когда надо прикрыть чужое несдержанное горе, то вдруг в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека. Взгляд автора - взгляд пристального, душевно щедрого наблюдения. Автор-повествователь глубоко проникает в чужое горе. Своим волнением, тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

    Так проникнуть в чужую душу, так увидеть способен лишь человек, сам знающий хорошо, что такое горе. И автор, и рассказчик Андрей Соколов объединяются тем единым живым чувством, которое рождается между близкими людьми. Автор-повествователь не только помогает пережить, увидеть скрытое, но у него есть и другая важная «сверхзадача»; автор-повествователь, становясь действующим лицом, помогает нам осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

    «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

    В этом авторском раздумье - идейно-эстетическая кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. История жизни Андрея Соколова, которого война лишила всего - дома, семьи, который в последние дни войны потерял в Германии сына, история человека, перенесшего неслыханные испытания плена - все это такие испытания, которые рождают трагедийные мотивы. В самой этой истории проклятие войне, проклятие фашизму.

    Осуждение войны - и в судьбе того, кто стал приемным сыном Андрея Соколова. Андрей Соколов рассказывает о своей встрече с Ванюшкой, сиротиной, обездоленным войной, и уже в этом рассказе видно то главное, что определило характер поведения этого человека - мужество, сострадание и любовь. «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте».- «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».- «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню...» - «И никого у тебя тут родных нету?» - «Никого».- «Где же ты ночуешь?» - «А где придется».

    Рассказ Шолохова насыщен размышлениями о сущности героического подвига, гуманизма. Андрей Соколов совершает подвиг не только тогда, когда он удушил своими руками предателя или устоял в тяжелейших испытаниях в лагере для военнопленных. Твердость и стойкость поэтизируются писателем как проявление истинного мужества. Героическое для писателя всегда связано и наполнено гуманистическим содержанием. Когда Андрей Соколов, утративший все, что было дорого ему, одинокий и больной, принимает решение усыновить встреченного малыша, сиротину Ванюшу, тем самым он, в сущности, совершил подвиг любви, он возвратил детству радость, он избавил его от боли, страданий и скорби. Война-, казалось, все «вычерпала» из этого человека, все он утратил, но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался человеком. И мы можем с полным правом считать, что в отношении к обездоленному детству гуманизм Соколова одержал самую полную победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и бедами - неизбежными спутниками войны. Андрей Соколов победил самоё смерть!

    Мотив жизнеутверждения, прозвучавший в начале рассказа в описании «извечно юного, еле уловимого аромата недавно освободившейся из-под снега земли», повторенный через некоторое время в авторском напоминании о «вечном утверждении живого в жизни», получил свое завершение в пронизанном страстной гуманистической нотой, героико-трагической интонацией финале, согретом просветленной детской улыбкой.

    В рассказе Шолохова все время звучат две темы: подвига и страдания, трагического и героического. Они образуют сложное полифоническое единство повествования, многое определяют в своеобразии жанра и стиля этого произведения.

    Уже обращалось внимание на музыкальное развитие темы, которое свойственно этому рассказу Шолохова. Рассказ Шолохова по своему звучанию напоминает «героические» симфонии Бетховена. Отчетливо выделяются ведущие образы и лейтмотивы, легко различаются и по своему содержанию, и"но эмоциональной смысловой тональности: начало рассказа - вступление, три Части рассказа Андрея Соколова о пережитом и финальная сцена. Стоит внимательно приглядеться к рассказу - и мы увидим, что это деление на части (поддерживается чередованием голоса рассказчика Андрея Соколова и автора-повествователя.

    В самом начале рассказа возникает мотив тяжелой дороги. Это дорога по весенней размокшей степи, по которой едет автор по каким-то своим неотложным делам. Несколько раз в этом описании повторяется определение: «трудно», «тяжело». Такое описание дороги подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюшки. Ведь они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив дороги, путешествия перерастает в дорогу человеческой жизни, в рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. И не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...», «Ох, и тяжело же было мне, браток!».

    Это один из тех лейтмотивов, который получает философское осмысление, характерное для поэтики рассказа Шолохова. Это рассказ - размышление, дума о судьбах людей, поднятая из конкретно-событийного в огромный, социально-исторический и философско-этический план обобщения. За конкретным все время встает общезначимое, общечеловеческое.

    Рассказ Шолохова построен так, что в каждой части его есть своя внутренняя завершенность, и в то же время в каждой из них звучат общие мотивы. Повторяясь, они придают содержанию трегедийную напряженность. Перед нами открываются все новые и новые черты характера Андрея Соколова. Мы видим его в самых различных сферах жизни: интимно-семейной (отношения с детьми, женой), в солдатской, фронтовой (в отношениях с товарищами), в плену. Познание идет вглубь от внешне-видимого к содержательному, психологически и социально весомому и значительному.

    Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историю его довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная подробность, деталь. Во время прощанья перед отправкой на фронт он оттолкнул жену, которая бросилась к нему, выговаривая в беспамятстве отчаяния: «Родименький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше на этом свете».

    Именно здесь на огромной внутренней страсти непреодоленного горя рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

    Вторая часть рассказа начинается с этого же мотива упрека самому себе: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режет».

    Этот образ-лейтмотив, рожденный словами «а я ее тогда оттолкнул», все время как бы возвращает читателя к незаживающей ране, к трагическому мотиву невосполнимой утраты. Во время войны погибли и жена и дети, и им действительно не привелось больше свидеться...

    Война, бегство из плена, госпиталь, известие о гибели семьи составляют содержание второй части рассказа. Здесь наиболее полно открываются социальные истоки характера Андрея Соколова, то, что определило твердость, стойкость, мужество. Лейтмотив этой части выражается словами: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», В этих словах то главное, что определяет характер Андрея Соколова, то, что определяет его поведение, его жизнь. В сущности, эти же слова, эти же мысли повторяются в авторском размышлении как утверждение основного в жизни и характере Андрея Соколова.

    Тема войны, народного подвига во всю свою героическую мощь звучит и в рассказе Андрея Соколова, в его размышлениях, каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек, и тогда, когда он говорит о нелегкой судьбе женщин и детей, оставшихся в тылу.

    Возвращение к главной теме первой части, к истории семьи происходит на огромном взрыве трагизма, на предельной ноте человеческого горя: известие о гибели жены, посещение Воронежа, смерть под Берлином сына Анатолия.

    Третья часть рассказа Андрея Соколова строится на переплетении, на борении трагического и героического, всей безнадежности отчаяния («Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...»), каждодневного непереносимого страдания («...мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..», «...днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...») и блеснувшей надежды, поманившей детским голосом жизни...

    По рассказу Шолохова С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел по многим экранам мира.

    «Приятно время от времени увидеть на экране человека, достойного этого звания, - писала о фильме «Судьба человека» французская газета «Монд».- Персонаже, которого изображает в фильме Сергей Бондарчук, является как раз таким человеком». В 1959 г. в Голландии вышло второе издание рассказа, и в текст были заверстаны кинокадры из этого фильма.

    «Издательство «Пегасус» отлично сделало, выпустив этот рассказ, - писала газета «Де Ваархейд».- Пусть книга попадет на книжные полки, чтобы всегда быть под рукой читателя, пусть она всегда напоминает ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человека».

    Творчество Шолохова приобрело мировую известность именно потому, что в его произведениях предстают «настоящее люди», люди, вдохновленные высокой исторической целью. В его книгах открывается новый мир человеческой надежды, мир социализма, в его произведениях народ - первооткрыватель, идущий по нехоженым путям в будущее.

    Л. Якименко

    Источники:

    • Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. Советская лит-ра)
    • Аннотация: В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» - о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

    Сочинение на тему: Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» М. Шолохова


    Этот небольшой рассказ был издан спустя 11 лет после Великой Отечественной войны. Замысел о написании произведения появился давно, ещё весной 1946 года. Послужила тому встреча Михаила Александровича с неизвестным ему фронтовиком, который поведал свою историю-исповедь. Шолохов пообещал себе, что обязательно напишет об этом рассказ. Только спустя 10 лет, после прочтения книг нескольких зарубежных авторов, он за неделю создал рассказ «Судьба человека».

    Образ главного героя раскрывается с помощью различных художественных приёмов, через взаимоотношения Андрея с другими людьми, его поступков в тех или иных ситуациях. Позиция автора по отношению к Соколову понятна читателям, поскольку он при помощи различных литературных методов даёт свою оценку деяниям героя.

    Рассказ ведётся от первого лица, таким образом, персонаж сам характеризует свои действия. Встреча читателя с Андреем возникает в тот момент, когда он горюет над своей судьбой, спрашивая, за что его так жизнь наказала и покалечила. Перед читателем возникает простой русский мужик, одетый в ватник, который сам же и заштопал. При всей внешней запущенности солдата к нему сразу же возникает симпатия и сочувствие. Его большие руки напоминают о тяжёлой работе, которую он каждый день выполнял сначала за баранкой машины, потом в плену у немцев.

    Многие писатели, изображая своих героев, отдельное внимание уделяют глазам, которые считаются зеркалом души. Шолохов не раз во время рассказа обращается к этому приёму. Вначале повествования автор рисует Соколова с глазами как будто посыпанными пеплом, что говорит о пережитых несчастьях. Когда же главный герой заканчивает свой рассказ о погибших родственниках – жене, двух дочках и сыне, то глаза его становятся потухшими. Появляется сравнение с мёртвыми зеницами, что характеризует насколько важны для Андрея события прошедших лет.

    О достоинстве и гордости главного героя можно понять через эпизод, когда, находясь в плену, он выпил предложенную фашистом водку, не закусывая. На тот момент солдат был голоден, но своим поступком показал, что давиться подачками врага не желает. Широта русской души раскрыта в ситуации с едой, которую он получил от коменданта Мюллера, честно разделив всё между пленными.

    Пройдя через плен, потерю близких, Андрей не ожесточился, сохранив чувство собственного достоинства. Судьба дарит ему встречу с сиротой Ваней, в котором Соколов видит свою родственную душу. В рассказе Шолохов обобщил жизнь одного русского солдата, его судьба – это удел многих людей, которые в войну потеряли близких, сохранив при этом человеческую душу.


    «Судьба человека» М.А.Шолохова – одно из самых берущих за душу произведений о Великой Отечественной войне. В этом рассказе автор передал всю суровую правду жизни военных лет, все тяготы и потери. Шолохов повествует нам о судьбе необычайно мужественного человека, прошедшего всю войну, потерявшего семью, но сумевшего сохранить своё человеческое достоинство.

    Главный герой – Андрей Соколов, уроженец Воронежской губернии, обычный работяга.

    В мирное время он работал на заводе, потом шофёром. Имел семью, дом – всё, что нужно для счастья. Соколов любил свою жену и детей, видел в них смысл жизни. Но семейную идиллию разрушила неожиданно нагрянувшая война. Она разлучила Андрея с самым важным, что было у него.

    На фронте на героя выпало много тяжелых, мучительных испытаний. Он был дважды ранен. При попытке доставить снаряды для артиллерийской части попал в тыл вражеской армии и был взят в плен. Героя довели до Познани, расположили в лагере, где обязали рыть могилы для погибших солдат. Но даже в плену Андрей не падал духом. Он вел себя мужественно и достойно. Характер настоящего русского мужчины позволил ему вытерпеть все испытания, не сломаться. Однажды, роя могилу, Андрею удалось сбежать, но, к сожалению, безуспешно. Его нашли сыскные собаки в поле. За побег герой был жестоко наказан: избит, искусан псами и переведен в изолятор лагеря на месяц. Но даже в таких страшных ситуациях Соколов смог выжить, не потерять человечности.

    Героя долгое время водили по Германии: он трудился в нечеловеческих условиях на силикатном заводе в Саксонии, на угольной шахте в Рурской области, на земляных работах в Баварии и в бесконечном множестве других мест. Военнопленных ужасно кормили, постоянно избивали. Уже к осени 1942 года Соколов похудел более чем на 36 килограмм.

    Автор ярко показывает мужество героя в сцене допроса его начальником лагеря Мюллером. Немец пообещал лично расстрелять Соколова за ужасное высказывание: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Будучи на волоске от смерти герой открыто высказывает своё мнение по поводу очень тяжелых условий труда и жизни для пленных. Он уже приготовился к смерти, собрался с духом, но настроение палача резко переменилось в более лояльную сторону. Мюллер поразился храбрости русского солдата и сохранил ему жизнь, ещё и дав с собой в блок маленькую буханочку хлеба и кусочек сала.

    Через некоторое время Андрея назначили водителем инженер-майора немецкой армии. На одном из заданий Соколов сумел сбежать к своим, прихватив и «толстяка». В этой ситуации солдат проявил находчивость, смекалку. Он доставил документы майора в штаб, за что его пообещали наградить.

    После окончания войны жизнь главного героя не стала легче. Он потерял семью: при бомбежке авиазавода бомба попала в дом Соколовых, а жена и дочки в этот момент были дома, сын Анатолий в последний день войны погиб от вражеской пули. Андрей Соколов, потерявший смысл жизни, вернулся в Россию, поехал в Урюпинск к демобилизованному приятелю, где и поселился, нашел работу и хоть как-то начал жить по-человечески. Наконец, в жизни героя начала прорисовываться белая полоса: судьба послала мужчине маленького сироту, оборвыша Ванюшку, который во время войны так же потерял всех близких.

    Остается только надеяться, что дальнейшая жизнь Андрея наладилась. Бесконечного уважения, любви и восхищения достоин главный герой произведения «Судьба человека».

    Обновлено: 2018-02-25

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.