Государство

Астрономические познания в архитектуре древнего ташкента. Особенности восприятия архитектурных сооружений Астрономическая символика в архитектуре Ближнего Востока

Нурулин Тимур

Нурулин Т. С. Астрономические познания в архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №1. – С. 23-25.

«Геометрия – это письмо человеческой души», - так говорили древние.

Я уверен, что в XXI веке соединятся, как достижения современной цивилизации,

так и весь накопленный человечеством опыт построения архитектурной формы».

Булатов М.С.

Предисловие. В науке внимание к древним памятникам Ташкента чаще всего носит историко-археологический характер. Наиболее четкое представление об архитектуре Ташкентского оазиса “вырисовывается” начиная с V -VIII в.в. н.э. (Нильсен В.А. Становление феодальной архитектуры Средней Азии. Ташкент, 1966). Археологические изыскания последних лет двух уникальных памятников (Шаштепа и Мингурик, далее - ташкентский Афрасиаб) позволяют сегодня с уверенностью говорить и об особенностях архитектуры древнего Ташкента. В данной работе предлагается новый подход в изучении древней архитектуры Ташкента в контексте взаимосвязи: Космос-Общество-Архитектура, который пополнит представление общественности о древнем прошлом нашего города, и позволит занять этим памятникам достойное место в истории архитектуры.

Отношение: Человек - Вселенная. Архитектура как отражение этих отношений. Известно, что древние люди знали астрономию, математику, но не все задумываются на сколько эти знания были сильны и воедино слиты со всеми сферами их жизни. Астрономия была тесно связана с религией, отсюда и с обычаями и с традициями, а значит также и с архитектурой. Взгляд древнего человека всегда был устремлен в небо. От расположения небесных светил во многом зависела его жизнь. Все мировоззренческие представления, связанные в свою очередь с Космосом, выражались в планировке храмовых строений, их ориентации. Архитектура древности для нас выступает в качестве летописи того времени, тем более что сохранившиеся письменные источники малочисленны, и относятся к более позднему времени. Ничто бесследно не исчезает, особенно традиции, опыт. А эпоха средневековья как прямая “наследница” древности, являясь связующим “мостом”, может, несомненно, помочь нам в понимании далекого прошлого.

У автора «Шахнамэ» (конец X – начало XI в.в.) есть размышление о мироздании: «Земля (разделилась) на шесть (частей), небо на восемь». Эта поэтическая метафора сохраняла стиль старых магических формул. Прежнее их значение – старые формулы, выражавшие механику Вселенной, приводили в связь с успехами средневековой прикладной геометрии. Позже содержавшиеся в этих формулах элементы мистицизма были подхвачены и развиты учением суфиев.

В суфийской космогонии Феридеддина Аттара движение миров предстает как акт художника-творца, который «повернул циркуль вокруг потенции души… От поворота циркуля бытие точки приняло форму круга… Когда пришли в движение семь небесных сфер, они четыре создали из семи, а три из четырех, из четырех и трех положили нам основание» .

Эти представления выражались в построении, в основном, культовых сооружений, где исходным началом являлась диагональ квадрата. Построения эти были известны и в древности . Далее, на примерах древних храмов Шаштепа и ташкентского Афрасиаба, расположенных по берегам Саларо-Джунской водной системы Ташкента, а также обсерватории подземной кельи Зайнутдина Бобо (селение Куи-Арифон), мы увидим: существует непосредственная преемственность средневековых подходов к построению архитектурных форм из опыта зодчих древности.

Геометрия строений. Астрономический анализ.

Впервые термины «археоастрономия» и «археоастрономический метод» в науку введены Джеральдом Хокинсом. Дж. Хокинс и Ал. Том вели свои исследования, связанные с загадочным кромлехом Стоунхенджом, и выдвинули гипотезу о том, что здесь в древности проводились астрономические наблюдения. Этот метод широко применялся М.С. Булатовым в его исследованиях направленных на выявление связей геометрических параметров архитектурного проектирования Турана - Туркестана с основными земными космическими константами, отражающими движение Солнца и Луны по небосводу, и доказывает правомерность этого метода, в своем труде «Тенгри-нома» .

Проведенный нами астрономический анализ, на данный момент двух памятников древности Ташкента, оказался также успешным. Была установлена взаимосвязь архитектуры храмов Шаштепа и ташкентского Афрасиаба с космическими константами. Нижеизложенный материал исследований позволит в будущем рассматривать архитектуру древнего Ташкента в общетуранском контексте развития астрономических и архитектурных знаний.

В настоящее время, в зависимости от ориентации всего сооружения или проемов в стенах относительно восхода и захода Солнца и Луны в дни солнцестояний и в день весеннего равноденствия, а также на основании изучения геометрии строения, можно выявить функцию сооружений, отражающую мировоззренческие и космологические представления жителей древнего Ташкента.

Храм Шаштепа имеет координаты 41º 13` 54`` N и 69º 11` 19`` E. Сооружение представляет собой крестовину, вписанную в двойное кольцо стен. Планировочная структура храма отражает древнеарийские космогонические представления, где квадрат и круг, вписанные друг в друга, олицетворяют Вселенную. Уместна по этому поводу цитата В.Н. Карцева: «В архитектуре Древнего Востока любое строительство мыслилось аналогом деятельности Творца, и поэтому в сооружениях преобладало космологическое содержание, основанное на преодолении царства «зла и лжи», олицетворяющих хаос, создании на земле «благой небесной обители». Вся основа бытия каждого человека рассматривалась в едином космологическом процессе развития борьбы с хаосом, что находило отражение в архитектуре раннего периода исторического развития Древнего Востока. Квадрат и круг сочетали в себе космологические и теолого-исторические аспекты восприятия человеком окружающего мира». Согласившись с этими строками, можно сделать вывод: семантика плана храма Шаштепа отражает конкретный космологический образ.

Все сооружение было выстроено в соответствии с космологическими и мировоззренческими представлениями людей о строении мира. Получается, что Шаштепа – Космограмма (Мандала). Центральная квадратная часть храма (на первом этапе) была свободной от перекрытия. Это обитель Бога, святая святых храма. Обводной коридор – культовый проход, посредством которого осуществлялся доступ в пристроенные башни квадрата. Эти пристроенные башни олицетворяли 4 стихии (Огонь, Землю, Воду и Воздух) (Н.Т.С.). Особо подчеркнут вход в помещение, посвященное огненной стихии, как видимого проявления Бога на Земле. Астрономический анализ (см. ниже) позволил уточнить предположение о существовании трех башен в восточной части кольцевой стены, которые, как оказалось, олицетворяли космические константы – Солнце и две фазы Луны (рис. 1,2). А само кольцо стены трактуется как Вселенная.

Центральный квадрат сооружения, главная ось-диагональ которого направлена на Полярную звезду, строго ориентирован углами по сторонам света. Сохранившиеся арочные проемы в восточной и южной частях кольцевой стены имеют ориентировку на восход, кульминацию Солнца в день весеннего равноденствия. А вход непосредственно в крестовину, расположенный в западной части сооружения, как бы “ловит” последние лучи на закате Солнца в этот день (рис. 1).

Далее было установлено, что два других проема в кольцевой стене, выводившие в предполагаемые башни, имеют направление на Луну в дни летнего и зимнего солнцестояний (рис. 2). Один проем имеет азимут 65º, и это восход Луны в день летнего солнцестояния, при склонении Луны равном -28º 36`. Второй – имеет азимут 130º, и это восход Луны в день зимнего солнцестояния, при склонении Луны равном -28º 36`.

Храм на ташкентском Афрасиабе имеет координаты 41º 17` 53`` N и 69º 17` 13`` E. В шкале последовательностей этот храм стоит следующим за храмом Шаштепа. При визуальном сравнении планов этих двух сооружений видно, что объемно пространственное и планировочное решения имеют сходство (рис. 4, 5). За исключением в храме Афрасиаба кольцевой стены, которая была заменена на прямоугольную (небольшой участок был найден археологами), и разницей в форме пристроенных к основному квадрату башен: на Шаштепе они трапецевидные (две большие, две меньшие), а в храме на Афрасиабе – в виде полукруглых лепестков. И все же, преемственность на лицо.

Азимут диагонали основного квадрата здания равен -122º. И это заход Солнца в день зимнего солнцестояния, при склонении Солнца равном +23º 27` (рис. 3).

Храм Шаштепа – прототип храма на Афрасиабе. Сиявуш.

Астрономический анализ этих двух памятников показывает, что в храмах основными и очень важными являются диагональные оси квадратов сооружений (в будущем в эпоху средневековья диагональ квадрата, станет исходным началом при построении сооружений). Если на Шаштепе эти диагональные оси ориентированы по сторонам света, то в храме на Афрасиабе мы наблюдаем поворот здания примерно на 29º (рис. 3), и одна из диагоналей получает направление на заход Солнца в день зимнего солнцестояния при азимуте в -122º. Почему же разный подход к ориентировке сооружений?, ведь мы знаем о трудностях перемен устоявшихся традиций, если тем более речь идет об одних и тех же верованиях. Но получается
следующее, если сегодня мусульмане всего мира ориентируют свои храмы на устоявшуюся святыню - Мекку, то храмы домусульманских культов могли иметь различную ориентировку в зависимости от справляемых культов в храме, образа жизни общества. Например известно, что на Среднем Востоке кочевники ориентировали свои сооружения на восход Солнца в день летнего солнцестояния, а оседлые земледельцы – на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Более убедительным нам представляется вероятным, что различная ориентация могла быть связана с культом определенного божества (день зимнего солнцестояния ассоциировался с Сиявушем, а летнего – с Митрой). Т.е. храм на ташкентском Афрасиабе каким то образом связан с культом Сиявуша.

В храме Шаштепа отражено также представление людей о жизненном цикле (рождение, кульминация, уход, потом снова рождение…). Этому доказательство – ориентировка проемов Шаштепы на восход, кульминацию, закат Солнца в день весеннего равноденствия. Так, праздник Навруз (день весеннего равноденствия) являлся также праздником предков: именно в этот день, по представлениям древних, предки возвращаются на землю . Интересна и окраска интерьеров храма – красная охра. Этот цвет в древности – цвет символизирующий возрождение. Эти факты позволили полагать, что строение Шаштепа непосредственно связано с культом предков.

Таким образом, есть пример того, как праздники в честь духов предков сливались с древним аграрным праздником умирающей и воскресающей природы, прославлявшим в Средней Азии Сиявуша, так же как в Древнем Египте - Озириса и в Месопотамии - Таммуза .

На основании всех полученных данных памятник Шаштепа, в данной работе, определено как Храм – обсерватория, отражающий космологические принципы мироустройства, где основным культом был культ предков, в противовес мнению других исследователей о том, что Шаштепа – храм огне-солнцепоклонников.

Планировочная структура Шаштепы говорит о поклонении единому Творцу и почитание его эманаций. Версия, о языческом поклонении Солнцу или Огню не подтвердилась. Как мы видим, роль Солнца включена здесь в общие мировоззренческие представления древних людей, и непосредственно связана с культом предков.

Что же касается храма ташкентского Афрасиаба, то он является последователем традиций храма Шаштепы, отмечающий дальнейшие трансформационные процессы развития храмовой архитектуры древнего Чача.

Артефакты.

В поддержку глубоких познаний зодчих древнего Ташкента в астрономии могут послужить и так называемые Каунчинские печати. Зодчий и астроном, скорее всего, были в одном лице. На круглые маленькие печати, астрономом наносились позиции планет и звезд. Эти печати в науке определены как амулеты, обереги.
Но детальное рассмотрение одной из них навело на мысль об их астральном назначении. Одну из печатей можно интерпретировать как календарь циклов солнечных и лунных
затмений (Н.Т.С.) (рис. 6).Эти печати служили также оттисками на различных поверхностях. Известно об одном
таком оттиске на хуме установленном в обходном коридоре храма Шаштепа. Он изображает 4-х рыб закручивающихся в знак свастики (рис. 7). Не вызывает сомнений, что данное изображение несет в себе сакральный смысл.

Новые данные о Чилляхане Зайнутдина Бобо.

Чилляхана Зайнутдина Бобо (Шейх Зайнутдин Бобо (род. в 1214 г.) – сын основателя суфийского ордена Сухравардийа, был послан своим отцом в эти места из Багдада для распространения идей суфийского ордена.) находится в комплексе с одноименным мавзолеем. Но интересно, что чилляхана имеет временной приоритет над мавзолеем. Если чартак мавзолея относится к XIV в., а основание стен - к XVI в., то чилляхана была выстроена в XII в..

До середины 90-х годов было известно только о существовании наземного здания чилляханы, но при реставрационных работах было также обнаружено подземное меньшее помещение. Оба помещения представляют собой центрическую композицию, состоящую из восьмигранного невысокого основания и увенчанную сфероконическим куполом. Помещения сообщаются узкой лестницей (лаз). В те же годы было установлено, что отверстия в куполах нижнего и верхнего помещений располагаются относительно друг друга таким образом, что в день летнего солнцестояния, наблюдатель, находящийся в подземном помещении, в полдень будет видеть диск Солнца (при склонении в 23,5 º) (рис. 8). Эта, довольно необычная, информация, позволила авторам определить чилляхану как «Обсерваторию подземной кельи».

Предварительный осмотр чилляханы осенью 2011 г. дал дополнительно некоторые интересные результаты. И верхнее и нижнее помещения имеют в юго-западной стороне комплекса арочные акценты. В верхнем помещении это ниша (михраб), но а в нижнем помещении, при той же ориентации, это невысокий арочный проем. Видно как археологами было прокопано в юго-западном направлении несколько метров за проемом. Т.к. препятствия в виде стены обнаружено ими не было, можно сделать вывод, что этот проем под землей не был михрабом. Возможно этот “дромос” насквозь пробивал толщу холма (рис. 9) (По словам Пулатова Х.Ш., существует также легенда о существовании древнего подземного хода, соединявшего мавзолей Зайнутдина Бобо и медресе Кукельдаш). Нами произведенный астрономический анализ показал, что направление нижнего проема и михраба наружного указывают на заход Солнца в день зимнего солнцестояния (азимут 122 º) (рис. 10). Наблюдатель в этот день, через предполагаемый “дромос”, мог видеть диск Солнца на закате.

В последующем эта обсерватория получила свое новое назначение (чилляхана). Наземная часть чилляханы скорее всего позднее перестраивалась, сохраняя при этом прежнюю ориентацию, и это продиктовало направление михраба.

При осмотре подземного помещения на стенах было замечено несколько древних надписей, исполненных арабской вязью (рис. 11). Их стоит, скорее всего, отнести ко времени жизни в этой келье шейха Зайнутдина Бобо.

На новом уровне. Выявленные космологические и геометрические закономерности в построении планов храма Шаштепа (рис. 4) и храма на ташкентском Афрасиабе (рис. 5), а также дополнительные данные по обсерватории в селении Куи-Арифон (рис. 10), позволяют сегодня высоко оценить глубокие познания зодчих древнего и средневекового Ташкента в астрономии и геометрии, которые не только отразились в столь уникальных памятниках архитектуры, но и пережили прогрессивное развитие в последующие эпохи.

Список литературы:

1. Ахраров И. Древний Ташкент. Ташкент, 1973. 7. Карцев В.Н. Зодчество Афганистана. Москва, 1986.

8. Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в


археологических источниках. Ташкент, 2010.

Единство архитектуры достигается рядом композиционных и художественных средств.

¾ Простейшее художественное средство – геометрическая форма.

Определяется соотношением размеров формы по трем координатам (высота, ширина глубина). Если все три измерения относительно равны форма объемна (развита по всем трем координатам. На восприятие этой формы влияет: вид поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта. Если одно измерение меньше – форма плоская. Если одно измерение больше - линейный характер. В сложном ансамбле единство достигается соподчинением : главному объему подчиняются второстепенные здания и ориентация в сторону композиционного центра.

¾ Симметрия – симметричными считаются элементы формы относительно центра.

¾ Асимметрия – средством создания единства в ассиметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету. (Спасо-преображенский собор Мирожского монастыря). Роль – выявление динамики художественного образа произведения.

¾ Пропорции – соотношение архитектурных форм по высоте, ширине, длине. Равные пропорции (пирамиды), нарывные – золотое сечение. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

¾ Масштабность – соразмерность форм и элементов по отношению к человеку, окружающему пространству. Определяет относительное соотношение воспринимаемых форм по отношению к размерам человека

¾ Ритм – с его помощью достигается соразмерность и выразительность архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (орнамент, колонны. Окна)

¾ Положение формы в пространстве – фронтальное, профильное, горизонтальное, ближе, дальше от зрителя



¾ Масса в здании в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные формы.

¾ Фактура материала – отражает объемный характер поверхности, текстура – линейную структуру материала на поверхности.

¾ Цвет – свойство поверхности отражать или излучать свет. Его характеризуют цветовой тон. Насыщенность. Светлота.

¾ Светотень – выявляет распределение светлых и темных участков поверхности формы. Облегчает зрительное восприятие архитектурной формы. Наиболее выявляет объем и фактуру свет под углом 45 градусов.

Роль естественного и искусственного света очень важна. Характеристика света связаны с ориентацией здания – прямой может освещать южный, восточный, западный фасады, проникая в интерьер в качестве бокового или верхнего света. Естественный свет увеличивает освещенность. Искусственный свет используется на уровне уличного освещения объемов архитектуры.

Архитектура обращается не к одним только органам зрения, но ко всей совокупности чувственного и духовного восприятия человека. Одного зрительного восприятия недостаточно для оценки архитектуры уже потому, что мы не можем одним взором, с одной точки зрения окинуть все здание. Если мы смотрим на здание снаружи, мы можем видеть полностью только одну его сторону или, если смотрим с угла, две стороны в сильном сокращении. Более широкий охват пространства доступен взгляду внутри здания, когда с одной точки зрения можно увидеть за раз несколько стен и потолок или пол. Но и внутреннее пространство здания мы способны воспринимать только в виде отдельных, частичных картин. Каким же образом мы можем получить полное, исчерпывающее представление о всем архитектурном организме, если наше впечатление от здания неизбежно составляется только из разрозненных, фрагментарных оптических аспектов?

Архитектура, как я уже указал, обращается не к одним только зрительным ощущениям, но и к осязанию, и даже к слуху зрителя. Рука незаметно прикасается к стене, ощупывает колонну, скользит по перилам. Мы мало обращаем внимание на это часто бессознательное проявление нашей тактильной энергии, в особенности же на движения нашего тела, на ритм нашего шага, а между тем тактильные и моторные ощущения играют очень важную роль в нашем переживании архитектуры, в том своеобразном настроении, в которое нас повергает то или иное архитектурное пространство. И, наконец, что особенно важно, полное восприятие архитектуры возможно только в непрерывном движении, в последовательном перемещении в пространстве здания: мы приближаемся к зданию по улице, по площади или по ступеням лестницы, обходим его кругом, проникаем в его внутренность, двигаемся по его главным осям, то минуя целые анфилады комнат, то блуждая в лесу колонн. (ВИППЕР).

25. Синтез искусств в архитектуре .

СИНТЕЗ ИСКУССТВ (греч. synthesis - соединение, сочетание) - органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Синтез искусств реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства.

Большого расцвета Синтез достигает в древнем Египте, в античной Греции и Риме . В древнерусской художественной культуре примеры Синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви, гражданские постройки.

Исторически развитие Синтеза искусств связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной личности , выражающей идею социального прогресса.

Основу синтеза составляет архитектура она определяет место , идейную направленность, масшта б, технику исполнения и общие принципы композиции, дополняемое произведением скульптуры, живописи, декоративного искусства , которые отвечают определенному художественно-архитектурному решению.

Архитектура организует наружное пространство . Скульптура, живопись, декоративное искусство должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью ). Сочетаемые с архитектурой, скульптура, живопись, декоративное искусство организуют внутреннее пространство (интерьер) и помогают установить образное единство между ним и внешней средой.

Ритм, масштаб, цвет живописных и скульптурных элементов существенно влияют на восприятие архитектурного облика здания или комплекса в целом и, следовательно, на достижение единства, воплощенного в синтезе.

Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю . Стилем в архитектуре принято называть общность средств и приемов художественной выразительности проникнуты х мироощущением господствующей идеологии в обществе.

В современную эпоху получает развитие «большой синтез» - создания с помощью архитектуры, цвета, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства предметной среды наиболее полно воплощающей и раскрывающей идейно-художественное содержание ансамбля и его активного воздействия на человека .

Не всегда синтез возникает сразу, в результате единовременного замысла и единовременной работы архитектора и художника. Мы знаем примеры, когда сперва строилось здание, а потом уже оно дополнялось живописью.

То же самое можно было бы сказать о здании Адмиралтейства и украшающих его скульптурах Ф. Щедрина, И. Теребенева, С. Пименова, В. Демут-Малиновского. Трудно представить себе центральную часть Адмиралтейства, венчающую его башню, без скульптуры, способствующей раскрытию основной идеи архитектора А. Захарова-демонстрации морской мощи, морского могущества России. Без скульптуры Адмиралтейство станет другим, в то же время любая статуя, снятая с башни, будет смотреться как очень большая, хорошо выполненная вещь, и только.

Перелистайте историю чуть более чем на 7 столетий назад и представьте, что сейчас - 13-ый век от Р.Х., 7-ой век по календарю хиджры, время правления исмаилитов. Время, когда Хадже Насир, известный также как «Ходжа Насреддин Туси», - молодой учёный из города Тус, занимающийся наукой и философией, замыслил строительство самой большой в мире астрономической башни.
Высота будущей астрономической башни, названной Радекан, составит 25 метров, астрономы того времени с её помощью будут определять самые важные аспекты солнечного календаря…

Ещё несколько лет тому назад считалось, что башня Радекан - это гробница одного из Ильханидов. Однако дальнейшие изыскания и исследования учёных показали, что эта высокая башня с её особенным куполом на вершине является единственной, способной определять границы четырёх времён года, високосные года и начало Ноуруза. Башня эта была построена по проекту Мухаммада ибн Хасана Джахруди Туси и располагается в городе Ченаран иранской провинции Хорасан-Резави. Радекан являет собой великое произведение инженерного и архитектурного искусства. Она возвышается над 12-тью внешними глинобитными стенами, делящими её на 12 частей, причём каждая часть стены по горизонту составляет 30 градусов. В окружающей башню стене есть две двери, расположенные друг напротив друга, в верхней части стены имеются 365 вертикальных рисок, которые делят башню на 36 секторов, каждый из которых составляет 10 градусов. Выбор мест для дверей и проёмов был неслучайным. Двери башни построены как раз напротив точек восхода солнца во время зимнего солнцестояния (начало зимы) и заката солнца во время начала лета. Башня Радекан уникальна и имеет целый ряд характерных особенностей, что вызывает у иранцев чувство гордости.


Согласно проведённым исследованиям, на сегодня является очевидным только астрономическое предназначение этой башни. Форма башни очень простая, она построена из обычного кирпича и снаружи украшена тоже кирпичной кладкой, а местами - оштукатурена. С целью укрепления кирпичной кладки в процессе её создания на швы между рядами кирпича давили пальцами, что в значительной мере повышало прочность кладки. На башне можно увидеть отверстия, расположенные на определённом расстоянии друг от друга - это следы строительных лесов, возведённых во время её сооружения.

К сожалению, в последние десятилетия были предприняты действия по поиску в башне дорогостоящих предметов антиквариата. В результате таких действий были разрушены некоторые части башни, но самым разрушительным для неё стало то, что землю вокруг стали использовать для выращивания сельскохозяйственных культур, что нанесло значительный ущерб строению. В течение последних лет астрономическим обществом провинции Хорасан предпринимаются попытки по изменению сложившейся ситуации, и можно отметить определённое улучшение в её состоянии.

Регистрация движения звёзд на вершине башни ведётся вокруг Полярной Звезды, считается, что в северном полушарии она постоянно находится в неподвижном состоянии и указывает северное направление.

Здесь представлена фотография, сделанная с помощью 95 кадров, каждый кадр имеет освещённость в 45 секунд.

Как говорилось выше, башня Радекан имеет 12 широких и высоких глиняных стен, делящих её на 12 частей, каждая из которых равна 30 градусам. То есть, каждая стена охватывает по горизонтали угол в 30 градусов. В тоже время, все участки стены образуют между собой параллельные пары, в верхней части которых имеются 365 вертикальных рисок, делящих башню на 36 секторов по 10 градусов каждый.

Учитывая всё это, становится понятным, что выбор мест расположения дверей и проёмов в башне не мог быть случайным. Архитекторы построили две стены, параллельные 12-ти первым стенам башни, как раз напротив небесного меридиана, а двери - напротив точек зимнего восхода и летнего заката. Благодаря такому проектированию башня позволяет определять границы четырёх времен года, високосные года и начало Ноуруза. На деле эти двери устроены таким образом, чтобы после того, как солнце, двигаясь по горизонту, достигнет точки 60 градусов, солнечный свет проходил через две двери, и на горизонте башни стали видны восход в начале зимы и закат в начала лета. Если в какое-то время вы видите восход солнца сквозь две двери, и он достигает своей вершины, то знайте, что прошла самая длинная ночь в году, и с этого дня начинается зима. Этот день является первым днём иранского месяца Дей.
На двух нижних снимках вы можете увидеть восход солнца во время зимнего солнцестояния и заход солнца - во время летнего. Свет солнца проходит сквозь две двери, что точно определяет временные границы этих двух времён года.


Фотография слева относится к началу зимнего периода, фото справа - к началу летнего периода.



Под куполом сооружения также расположены 12 проёмов, с помощью которых астрономы могли находить место начала 4-х месяцев, определяющих времена года, то есть, месяцы Фарвардин, Тир, Мехр и Дей.

Научные возможности башни Радекан на этом не заканчиваются. На протяжении всего года во время, когда солнце достигнет своей наивысшей точки на небосклоне, на двух стенах башни можно увидеть освещённую им часть и тень, и когда они достигают равного размера - это свидетельствует о том, что наступил астрономический полдень, или время, когда звучит призыв к полуденной молитве.

Научные произведения Туси в области астрономии и ботаники стали важнейшими источниками, широко использовавшимися учёными. Фактически, его воззрения прямо или косвенно повлияли на все книги по астрономии того времени. Туси сделал открытия и в области тригонометрии. Он первым доказал шесть теорем прямоугольного треугольника и рассмотрел их в своей книге Аль-шекл-оль-гета.

Туси занимался также исследованиями в области физики и за сотни лет до Декарта и Гюйгенса утверждал, что свет состоит из частиц. Писал он и о законах отражения и преломления света. Так, в одном из своих произведений Туси пишет: “Некоторые учёные придерживаются мнения, что свет состоит из мелких частиц, испускаемых источником света и отражающихся от освещаемых предметов.”Насир ад-Дин ат-Туси обладал обширными познаниями в области философии, логики, этики и написал около двух сотен произведений, посвящённых вышеуказанным наукам. Помимо содержательных трактатов он оставил нам стихи на персидском языке, которые свидетельствуют ещё и о присущем выдающемуся учёному 13-го века изяществе речи.

В построенной им в 1258 г. н.э. Марагинской обсерватории была создана грандиозная библиотека, состоявшая из ценных книг, привезённых из Багдада, Мосула и Хорасана. Учёный направлял в разные страны доверенных лиц для приобретения редких научных рукописей. Согласно выводам некоторых историков, благодаря его усилиям в Марагинской библиотеке было собрано около 400 000 книг. Существование подобного грандиозного собрания около 700 лет назад (во времена, когда, по признанию западных учёных, во всей Европе насчитывалось не более 1200 книг) является предметом гордости для исламской истории.

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 63 , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Послания космических пришельцев

Достаточно беглого взгляда на лица каменных исполинов острова Пасхи, чтобы понять: такой тип людей на Земле не водится. Вытянутые лица, длинные уши, глубоко посаженные глаза. Всмотритесь в израненное временем лицо Большого Сфинкса. У земных обитателей не бывает таких пропорций лица и глаз. А что, если и Сфинкс, и каменные Гулливеры с острова Пасхи есть ничто иное, как скульптурные портреты инопланетян, и соорудивших комплекс стоящих рядом больших пирамид, и населивших небольшой остров, затерянный в океане, каменными великанами?

Таким непраздным вопросом однажды задался физик из Омска В. Романов. Отталкиваясь от этой гипотезы, он резонно замечает: "Если посещение нашей планеты посланцами других миров действительно имело место, то инопланетяне при этом непременно должны были оставить какие-то материальные следы своего посещения". И эти следы должны быть весьма заметными, обращающими на себя внимание, иначе утрачивается смысл негласного сигнала: "Мы были здесь!". В этой связи исследователей, прежде всего, привлекли древние архитектурные сооружения, которые, скорее всего, и являются материальным автографом пришельцев. Среди древних сооружений много таких, которые примечательны только своей необычной архитектурой, но есть и такие сооружения древности, которые, помимо архитектурных особенностей, представляют собой так называемый астрономический аспект, т.е., определённую ориентацию относительно Солнца, Луны и некоторых звёзд на небе. Из этого факта астроархеологи сделали некогда ошибочный вывод, полагая, что древние люди способны были вести наблюдения за небесными телами и использовали полученные таким образом знания для ведения счёта дням и создания календаря, столь необходимого для хозяйственной деятельности. Археологи же, напротив, считали, что первобытным людям была свойственна "первородная" глупость, т.е. низкая познавательная культура, которая не позволяла им в жестких условиях борьбы за существование вести наблюдения за небесными светилами на столь высоком уровне, как это обнаружилось в древних сооружениях с астрономическим аспектом. Вывод напрашивается сам: видимо, следует признать, что именно древние сооружения, сохранившиеся до сих пор на Земле, и являются теми материальными следами посещения Земли в далеком прошлом посланцами других миров. Если инопланетяне хотели (а они непременно того хотели), чтобы мы, обитатели Земли, заметили следы их присутствия, то следует искать код, ключ, капсулу, наконец, в которой должна содержаться необходимая информация о целях посещения Земли, о цивилизации, направившей НЛОнавтов в столь далёкое путешествие к Земле, и землянах того исторического периода. Так поступили бы разумные существа, а то, что они разумные, сомнений не вызывает.

Итак, капсула. Она, несомненно, должна быть связана с каменными сооружениями древности с символизацией параметров Солнечной системы, причем расчёт делался на то, что настанет время, когда земляне достигнут того высокого уровня развития, который необходим и для того, чтобы отыскать эту капсулу, и - ещё больше - для того, чтобы суметь расшифровать заключённую в ней информацию. Следуя логике, можно предположить, что главное содержание информации - как установить с ними контакт и, в первую очередь, радиоконтакт или телепатический контакт. Анализируя особенности древних сооружений, исследователи выделили, как минимум, три вида. Одни служат своего рода "указательными знаками", другие - "телами отсчёта" для обнаружения инопланетной капсулы, третьи - хранилищами. Именно в последних и следует искать предполагаемую капсулу.

Поскольку пришельцы предполагали, что храниться капсула будет долго, а до того времени, когда земляне "созреют" для контакта, пройдут тысячелетия, закладка капсулы производилась на научной основе и на высоком инженерном уровне с тем, чтобы её не обнаружили до срока. "Указателями" места "захоронения" капсулы вполне могут служить: взлётно-посадочная полоса в Андах, рисунки на местности в пустыне Наска, статуи на острове Пасхи в Тихом океане.

"Тела отсчёта" - сооружения типа английского Стоунхенджа или комплекса египетских пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина, включая расположенный рядом с ним Большой Сфинкс. "Хранилища" инопланетных капсул (либо одной капсулы) - это, скорее всего, ступенчатые пирамиды Джосера в Саккаре и?луни в Медуме?. На одном из склонов Анд, обращенных к океану, начертан огромный знак - трезубец. Если лететь по указанному им направлению, то вскоре можно будет совершить посадку на выложенную из больших каменных плит взлётно-посадочную полосу, расположенную на вершине горы. Посылка такова: летите по указанному направлению, приземлитесь на подготовленную для вас полосу, а в её конце - копаете на глубину, равную длине полосы. Там найдёте инопланетную капсулу. Длина полосы равна 78 метрам.

Если искомую капсулу отыскивать, используя сооружения, относящиеся к "телам отсчёта", то следует обратить внимание на план кромлеха (каминный круг) Стоунхенджа. В центре этого круга, вернее, нескольких концентрических кругов, когда-то лежал Алтарный камень, являвшийся поверхностной координатой. Глубинная же координата равна расстоянию от указанного центра до расположенного на востоке за пределами всех кругов так называемого Пяточного камня. Расстояние между ними - 78 метров.

Если отталкиваться от "хранилищ" - ступенчатых пирамид, - следует из туманного Альбиона перенестись в жаркую Ливийскую пустыню в Египте, где давно соревнуются со временем на прочность загадочный, грандиозный даже по современным понятиям Большой Сфинкс и комплекс охраняемых им гигантских каменных пирамид. На схеме точка пересечения диагональных линий пирамид - главной, на которой стоят пирамиды Хеопса и Хефрона, и вспомогательной с пирамидой Микерина - ничто иное, как наше Солнце, вернее, его символ. Эта точка и является поверхностной координатой. Глубинная координата равна расстоянию от точки "Солнца" до установленной на вспомогательной диагональной линии пирамиды Микерина. Измеряя данный отрезок, получаем всё те же магические 78 метров, что и у Стоунхенджа, и у статуй на острове Пасхи, и, возможно, во всех остальных случаях, известных западной литературе.

Интересно, почему во всех случаях фигурирует 78 метров? Оказывается, всё дело в том, что выше расположены грунтовые воды, а ниже - артезианские. Все продумано с завидным профессионализмом, с учётом всех возможных и невозможных перипетий. Остаётся только удивляться: почему, располагая многократно просчитанными координатами, человечество до сих пор не удосужилось преодолеть эти 78 метров в глубину, дабы овладеть предназначенной ему бесценной информацией, которой, может быть, было предназначено внести в человеческое бытие нечто важное, способное изменить жизнь целой цивилизации, войти в контакт с космическим сообществом, более мудрым, более развитым, более духовным. Иначе, зачем было пришельцам вкладывать столько энергии и сил на планете Земля, где они были всего лишь гостями?

Кто знает, может быть, именно поэтому на официальном уровне (Космос-Земля)контакт-содружество, контакт-взаимопомощь, контакт-взаимопонимание так и не состоялся. Были и есть отдельные попытки контактёров-одиночек установить какие-то связи с Космосом, но кустарный способ в таком глобальном предприятии как контакт миров способен, в лучшем случае, дать лишь результат местного значения, локальный, без значимых последствий. Такого рода контактов известно предостаточно. Вариант с предполагаемой капсулой, видимо, был задуман совсем на ином уровне и предполагал многоплановое взаимодействие, без которого в современных условиях уже ни Земля, ни Космос нормально развиваться не в состоянии. Контакт этот важен ещё и потому, что может предупредить попытку человечества перешагнуть в своём развитии тот роковой рубеж, после которого "игры" с такими явлениями, как атомная энергия и экология, выйдя из-под контроля, примут необратимый характер, последствием чего может стать ни больше, ни меньше, чем гибель земной цивилизации.

Будем надеяться, что еще не все потеряно. Еще есть время, есть технические возможности и есть желание человечества наконец-то узнать о таинственном содержании тех (той) капсул(ы), оставленных космическими пришельцами землянам, когда они еще пребывали в девственной первобытности.

Добавить свой отзыв