Здоровье

Четыре истории любви по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов. Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых. Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев — Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича — это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь. Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя? «Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», — писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа.

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла». В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации.

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом». Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича.

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович. Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина. Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить — не говорят, а так смотрят мудрено», — жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова. Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой. В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой. Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия. Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати. «Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя...", а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек». В словах этих — сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия.

В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию... Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить.

Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами...», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

Любовь, как и в жизни так и в романе "Отцы и дети" играет существенную роль. Она как разрушает так и создаёт, любовь это испытание, пройти которое не в силах каждого. Все люди проходят это испытание по своему и так же по разному любовь пронеслась сквозь персонажей романа.

Хотелось бы сначала поговорить о взаимной, светлой любви, к примеру как у Аркадия и Екатерины. Эта история проста, в какой-то степени банальна.

Романтичный Аркадий, который перестал скрывать свое я под маской нигилизма, подражая Базарову, начал раскрываться именно с начала этих отношений. Возможно, если бы ни Екатерина, он бы ещё долго ходил в тени Базарова и боялся бы открыться этому миру таким, каким он хотел себя видеть сам.

То ли дело Петр Петрович и Княгиня Р, история совершенно противоположная. Петр Петрович был настолько влюблен что после потери этого чувства, от потерял и себя самого. Это тот случай когда любовь сломила человека, каким бы сильным он не был. И даже сердцеед и аристократ с высокими "принсипами" и сильной натурой так и не смог вернуться в колею прошлой жизни. Возможно он подумал что в его прежней жизни не было ничего в сравнении с тем что он пережил с Княгиней, на подсознательно уровне не так хотел, не стремился вернутся в прежнюю колею.

В отличает от своего брата Николая Петровича, который после смерти своей любимой все же смог обрести смысл, он нашёл смысл в своём сыне, Аркаше. Для него расставание с любимой было действительно сильным ударом, что можно понять по его ранней седине. Но у этого персонажа есть ещё одна любовная линия, с Фенечкой. Он знал её с детства, и думаю его в ней больше привлекла как раз таки та молодость и свежесть, милое личико.

И наконец, мы перешли к самой противоречивой и интересной истории-истории Одинцовой и Базарова. Нигилист, отрицающий чувства, называющий глупцами тех, кем овладели они. Именно любовь перечеркнула все его теории, она разрушила все во что он так долго верил, она разлушила его самого. Возможно, все было бы не так трагично если бы сама история любви оказалась счастливой, если бы они оба хотели этой любви. Одинцова умна, красива, интересна, необычна как и Базаров, но ей не нужны были эти отношения, она не стала бы жертвовать своей спокойной и размеренной жизнью, ради такого противоречивого, отрицающего все Базарова. Он же, возможно от неожиданной силы данных чувств не смог совладать с ними.

В итоге, я могу сказать что любовь наверное является одним из главных героев этого произведения. Думаю у Базарова и не было бы другой судьбы, так как ею распоряжался Тургеньев, тот человек, для которого любовь так и не стала чем то постоянным и счастливым, чем-то взаимным и беззабытным. Базаров, будучи персонажем Тургенева был обречён на несчастную долю, на несчастный конец его скоропостижной и такой новой любви.

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович неслучайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой «печоринский» тип. «Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович – холостая душа, ничего от него «родиться», произойти не может; именно в этом и заключается

Все назначение его существования в тургеневском романе», – комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто «выпадает» из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения

Молодых нигилистов.

Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века, создает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным «княгиня Р». Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем.

Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем основана его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость «ей самой неведомыми силами», ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба присутствуют и в жизни Базарова.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба – неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью»; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг – Аркадий – наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, ловит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный им общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые так называемые «дворяне-прогрессисты». Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм -веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные – он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника.

Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что «природа – это не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким романтиком» Николаем Петровичем, когда тот играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, ио, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя».

Базаров не замечает перемену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: «…ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря Базарова – потеря друга, а следовательно, и разрушение психологической дары. Любовь – чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась». Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия: и не радуя его своим появлением.

Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».

А что происходило в Базаровы Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «с негодованием сознает романтика в самом себе». А между тем Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью – целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с нею. Но Одинцова отказывается от него. «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Итак, он отвергнут. Это вторая потеря – потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться – в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». Но это он только говорит, что «больше ничего не нужно», на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своей обязанностью благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров понял ее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Дождавшись ее, на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров – умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Главная психологическая пара романа – это Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Взгляды нигилиста Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?». А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», – говорит Кирсанов. И она произошла. Нигилист необоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и, естественно, в силу своей низкой философской культуры наталкивался на логически верные заключения противника. Это и являлось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», – говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», – отвечает Базаров.

Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но, все-таки, как бы правильно ни мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Безусловно, принципы в идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим». Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя.

Отношение к народу Павла Петровича и Базарова рваное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?». Павел Петрович: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров: «Грубейшее суеверие его душит». Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова «читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою нелепо».

Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, «грубейшими суевериями», казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном».

В романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель «сковывающей, леденящей силы прошедшего», а Евгений Базаров – как часть «разрушительной, освобождающей силы настоящего».

Ценность концепции «психологической пары» в романе Тургенева, на мой взгляд, в том, что она позволяет не просто наблюдать за героями и быть пассивными зрителями, а помогает сравнивать, сопоставлять героев, подталкивает читателя к нужным выводам. Герои Тургенева живут во взаимоотношениях друг с другом.

Ольга ВАХРУШЕВА - ученица 10-го класса московской школы № 57 (учитель литературы - Надежда Ароновна ШАПИРО).

Любовь в романе «Отцы и дети»

П рактически все герои «Отцов и детей» испытывают или испытали любовь. Но для двоих - Павла Петровича и Базарова - это чувство становится роковым.

Намёки на отношение Базарова к любви появляются в самом начале романа. Во время поездки от станции до усадьбы Кирсановых расчувствовавшийся Николай Петрович читает вслух отрывок из «Евгения Онегина», а Базаров, сидящий в другой коляске, случайно, но очень резко прерывает его именно на слове “любовь”, прося у Аркадия спичек. То, что Базаров перебивает Николая Петровича именно на слове “любовь” такой прозаической просьбой, настораживает. Как окажется впоследствии, Базаров действительно ни во что не ставит любовь и поэзию. (Интересно, что строчки, которые не успел произнести Николай Петрович: “какое томное волненье в моей душе, в моей крови” и “Всё, что ликует и блестит, наводит скуку и волненье на душу мёртвую давно, и всё ей кажется темно” - вполне подходят для описания соответственно будущих чувств Базарова (“кровь его загоралась”) и состояния Павла Петровича.)

Почти сразу на первый план выходит противостояние Базарова и Павла Петровича. Базаров не уважает старшего Кирсанова не только из-за “антагонизма их воззрений”, не только из-за барства, “львиных привычек”: у Павла Петровича холёные ногти, белые воротнички, живя в деревне, он носит лаковые полусапожки. (Тургенев ещё посмеётся над этими полусапожками и Павлом Петровичем в конце романа: дочь городского огородника вышла замуж за Петра потому, что “у него были не только часы - у него были лаковые полусапожки”.)

Базаров не может уважать Павла Петровича (после рассказа Аркадия) ещё и потому, что главное содержание, главную трагедию жизни этого человека составляет страсть, а для Базарова - это всё “романтическая чепуха, гниль”, для него отношения между мужчиной и женщиной основаны только на физиологии. Базаров сам никогда не испытывал любви, поэтому не может понять, уважать или хотя бы быть справедливым к старшему Кирсанову, а именно на это надеется Аркадий, когда рассказывает своему другу историю дяди. Эффект получается обратный: Базаров начинает ещё больше презирать Павла Петровича.

Но все представления Базарова рушатся, когда он встречает Одинцову. (Интересно, что Аркадий и Базаров едут в первый раз в поместье Одинцовой в день ангела Евгения - для него как будто символически начинается другая жизнь. “Посмотрим, как он (ангел) обо мне печётся”, - говорит Базаров. Таким образом, Одинцова появляется в жизни Базарова на слово “ангел” и уходит из его жизни на это же слово: когда Анна Сергеевна приезжает с доктором, теперь уже в последний раз увидеть умирающего Базарова, Василий Иванович восклицает: “Жена! Жена!.. К нам ангел с неба!” - и повторяет: “Ангел! Ангел!”) Едва увидев, Базаров сразу заинтересовался Одинцовой: “Это что за фигура? <…> На остальных баб не похожа”. (Здесь “фигура” Одинцовой явно противопоставлена “фигурке” Кукшиной.) Но почти сразу же старается поставить её в ряд обыкновенных, пошлых женщин! “Кто бы она ни была - просто ли губернская девица, или «эманципе» вроде Кукшиной…”

Базаров хотел бы смотреть на неё, как на остальных женщин, но не может. Именно поэтому, стараясь убедить себя в том, что Одинцова интересует его только с той же точки зрения, что и другие красивые женщины, он говорит о ней столько циничных вещей. Именно поэтому, пытаясь объяснить и исчерпать своё влечение к Одинцовой только физиологией, он так много говорит о её теле: “Этакое богатое тело! - продолжал Базаров, - хоть сейчас в анатомический театр <…> только у неё такие плечи, каких я давно не видывал”.

Приехав с другом в Марьино, Аркадий постоянно удивляется необычным вещам, творящимся с Базаровым, удивление всё нарастает и нарастает, в короткой XV главе оно акцентировано пять раз: сначала он говорит Базарову: “Я тебе удивляюсь!”, затем “с тайным удивлением замечает, что Базаров сконфузился” перед Одинцовой; его “удивило” то, что Базаров “старался занять свою собеседницу”, затем автор говорит, что “Аркадию пришлось в тот день не переставать удивляться”, в последний раз Аркадий “удивился”, когда Базаров покраснел, прощаясь с Одинцовой. Сам Аркадий тоже влюблялся в Одинцову. Но если Базаров, сам не понимая, что в нём происходит, пытается убедить себя в невозможности любви, то Аркадий, напротив, “сознательно” влюбляется в Одинцову: “Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию”.

Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал всё романтическое “белибердой”, а теперь “с негодованием сознавал романтика в самом себе”. В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, пленённым “загадочным взглядом” княгини, а, полюбив Одинцову, сам говорит ей: “может быть, точно, всякий человек - загадка. Да хотя вы, например…” (До этого он считал: “…Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой”.)

Вообще, как ни странно, оказывается, что любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.

И Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви. Они оба раньше “были великие охотники до женщин и до женской красоты”. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. “Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р.) скоро достиг своей цели, но лёгкость торжества не охладила его”. Базаров скоро понял, что от Одинцовой “не добьёшься толку”, а “отвернуться, к своему изумлению, не имел сил”. И для Базарова, и для Павла Петровича любовь оказывается чувством, далёким от простого влечения.

Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем “ещё мучительнее привязался к княгине”, любовь “мучила и бесила” Базарова.

В описании княгини Р. и Одинцовой есть похожие образы. Княгиня послала Павлу Петровичу кольцо со сфинксом, подаренное самим Павлом Петровичем, “провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка”. Образ креста, перекрещенных линий появляется и в описании Одинцовой: беседуя с Базаровым, она “скрестила на груди руки”, а из-под складок платья “едва виднелись кончики её ног, тоже скрещенные”.

Аркадий говорит про княгиню: “Что гнездилось в её душе - бог весть!” Одинцова, окончательно решив отвергнуть Базарова, думает: “…Нет, Бог знает, куда бы это повело…”

В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: “…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина”. (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей!) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, “сокрушая” своим настроением отца. “Лихорадка работы” сменилась “тоскливой скукой и глухим беспокойством”. Таким образом, Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.

Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство - жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: “Он скорее сожаления достоин, чем насмешки”. После признания Базарова “Одинцовой стало и страшно, и жалко его”; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим её дом, ей опять “стало жалко” его.

Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах “Одинцова протянула вперёд обе руки”, а через несколько мгновений Базаров “быстро обернулся и схватил её обе руки”. А во второй - попросив его остаться, “с участием протянула ему руку”, но он всё понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй - поняв смысл протянутой руки, отказался от неё. (То, как Базаров ждал разговора с Одинцовой в свой третий приезд в Никольское, показывает деталь: “…оказалось, что он уложил своё платье так, что оно у него было под рукой”.)

Одинцова пытается убедить себя, что ни в чём не виновата, “не могла предвидеть” любви Базарова. Но даже по словам, в которых автор говорит об отношениях между Базаровым и Одинцовой, становится понятно, что это не так: причиной перемены в Базарове “было чувство, внушённое ему Одинцовой”. В слове “внушённое” остаётся оттенок намеренности, нельзя никому ничего внушить без собственного желания на то.

Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой - злость: “он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и её, и себя”, “это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…” У Базарова нет интереса к Одинцовой, он интересуется только своей страстью.

Рядом с темой любви стоит тема природы. Сближение Аркадия и Кати происходит на фоне их любви к природе: “Катя обожала природу, и Аркадий её любил”. Базаров до того, как влюбляется в Одинцову, считает, что природа - “мастерская”, эстетическая сторона природы для него не существует. Полюбив Одинцову, Базаров смотрит в окно и ощущает “раздражительную свежесть ночи”. Свежесть “раздражительная” именно потому, что Базаров её чувствует, а раньше не чувствовал, это “бесит и мучает” его.

Базаров борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво. А, умирая, он сам говорит красиво: “…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Тема любви подходит в романе очень близко к теме смерти. Здесь можно усмотреть ещё одно сходство между историей любви Павла Петровича и историей любви Базарова. Будучи неспособным разлюбить княгиню даже после её смерти, Павел Петрович потерял всё; повествователь говорит, что его “исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец”. Базаров, полюбив Одинцову, скоро умирает. Таким образом, в обоих случаях несчастная любовь приводит к смерти, фактической или душевной, уже не так важно. (Базаров порезался на вскрытии, наверное, из-за того, что был невнимателен. А причиной его рассеянности и невнимательности была именно несчастная любовь.)

При встрече Базаров и Одинцова поставлены как будто в равное положение: ни он, ни она никогда до этого не испытывали любви. Но Базаров оказывается способен полюбить, а Одинцова нет. Базаров страдает, а Одинцова не может испытывать таких сильных чувств, от этого она ощущает только лёгкую печаль. Одинцова, несомненно, в глазах читателя проигрывает Базарову, он выше неё.

Последнее желание Базарова - увидеть Одинцову, последние его слова о любви. Страсть стала роковой для Базарова, он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил. На могиле Базарова растут цветы (а не лопух) - символ “всесильной любви”, “вечного примирения” и “жизни бесконечной”.