Работа

Что такое апартеид в истории.

] . Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись чёрным, было обычно намного ниже [ ] . На подобные упрёки со стороны европейских «левых» южноафриканское правительство отвечало, что уровень медицинского обслуживания темнокожего населения действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди негров. По утверждениям властей, причина этого - более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования - более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам [ ] , с целью увеличить число чёрных студентов. Правительство предполагало, что принимаемые им новые меры полностью устранят неравенство в уровне медицинского обслуживания к началу XXI века [ ] . Но этим планам не суждено было осуществиться [ ] .

Лишение чёрного населения политических прав было обычной [ ] практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах [ ] . К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации [ ] . В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение [ ] . Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) [ ] . Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима, основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21 % в 1940 году до 11 % в 1990 году [ ] , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка (за что он также был награждён Нобелевской премией мира).

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъёма антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить своё господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чернокожим африканцам много паспортов [ ] .

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Белые противники апартеида

Апартеид был поддержан далеко не всеми слоями белого населения. Руководствами и преподавательскими составами университетов, где состав студентов с самого начала был многорасовым, политика апартеида критиковалась и часто саботировалась, несмотря на усилия правительства по внедрению сегрегации, в частности, создание отдельных «чёрных» университетов.

Активно противодействовали апартеиду некоторые организации ветеранов Второй мировой войны, особенно ввиду того, что проводящая апартеид Национальная партия в военный период симпатизировала нацизму и выступала против поддержки антигитлеровской коалиции. Бывший военный лётчик-ас Адольф Малан проводил в 1950-е гг. крупные манифестации, число участников которых достигало нескольких десятков тысяч.

В Южноафриканской коммунистической партии, боровшейся против апартеида, было также много белых (в силу исторических причин, главным образом евреев) . Среди её видных белых деятелей были Джо Слово , Рут Ферст , Абрахам (Брам) Фишер , Ронни Касрилс .

Сопротивление чёрного населения

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В йоханнесбургском Софитауне активное сопротивление силовым структурам апартеида, вплоть до вооружённых нападений, оказывали гангстерские группировки чернокожей молодёжи, прежде всего Vultures Дона Маттеры .

25 - 26 июня 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации. Хартия также предусматривала проведение национализации «минеральных богатств скрытых под землей», а также всех банков и промышленных предприятий, «принадлежавших монополиям» . После принятия Хартии противники апартеида (вождь Лутули , Нельсон Мандела , Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Оливер Тамбо , Расти Бернштейн, Джо Слово и другие) были арестованы по обвинению в государственной измене, но 29 марта 1961 года суд их оправдал .

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных . Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление) -международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику «раздельного развития». На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Манделы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

Сразу после прихода национальной партии к власти в Южной Африке в 1948 году, его про-белое правительство немедленно начало реализовывать политику расовой сегрегации на законодательном уровне. Позже эта политика получила название политики апартеида.

Во время режима апартеида все темнокожее население (а они составляли подавляющее большинство) будет вынуждено проживать в отдельных от белых людей районах и пользоваться государственными услугами в отдельных государственных учреждениях, созданных специально для цветных. Контакт между двумя частями населения в рамках различных рас будет строго ограничен. Несмотря на решительную и последовательную политику против режима апартеида за пределами Южной Африки, его законы оставались в силе в течение больше 50 лет. Лишь только в 1991 году правительство президента де Клерка начало отменять большую часть законов, которые являлись основой политики апартеида.

Зарождение политики апартеида в ЮАР

Расовая сегрегация и превосходство белой расы стали центральными направлениями политики в будущем ЮАР задолго до начала режима апартеида. «Закон о земле» от 1913 года, который был принят всего после 3-х лет независимости ЮАР, положил начало территориальной сегрегации, заставляя черных африканцев жить в отдельных резервациях, и поставил их вне закона при распределении земли. Противники закона организовали Южно-Африканский национальный съезд, который позже стал Африканским национальным конгрессом.

Великая депрессия в США и Вторая мировая война послужили причиной глубоких экономических проблем в ЮАР, и это стало поводом для еще большего усиления политику расовой сегрегации для правительства.

В 1948 году Национальная партия африканеров выиграла всеобщие выборы под лозунгами «апартеида» (буквально - «отдельность»). Их целью было не только разделить белое меньшинство Южной Африки от темнокожего большинства, но и также разделить темнокожих друг от друга: африканеры хотели добиться раздробления черных южноафриканцев по племенному признаку в целях сокращения их политической власти.

Режим апартеида закрепляется законом

К 1950 году правительство запрещает браки между белыми и людьми других рас, сексуальные отношения между ними также становятся под запретом. Закон о регистрации населения 1950 года предусматривает базовые рамки классификации всех южноафриканцев по расовым признакам: банту (черные африканцы), цветные (смешанные расы) и белые. Позже в закон внесли поправку и добавили четвертую категорию - азиатов (индусы и пакистанцы). В некоторых случаях, закон разделял целые семьи: согласно предписаниям один из родителей мог быть классифицирован как белый, а его ребенок признан цветным.

Пропуск, который выдавался всем цветным

Благодаря принятию земельных законов более 80% земли были выделены белому меньшинству, а черным с этого времени необходимо было иметь при себе документы, разрешавшие находится в том или ином районе. С целью ограничения контакта между расами, правительство апартеида организовало отдельные государственные учреждения для белых и темнокожих, профсоюзы для цветных были ограничены в полномочиях. Кроме этого, темнокожим воспрещалось становиться членами правительства.

Туалет для разных рас

Политика апартеида в ЮАР: отдельное развитие

Хендрик Фервурд, став премьер-министром Южной Африки в 1958 году, совершенствовал политику апартеида и в дальнейшем, называв режим «развитием по отдельности».

Хенрик Фервурд

Закон «О самоуправлении» для банту в 1959 году создал для различных племен темнокожих 10 отдельных мини-государств, которые стали известны как «Бантустаны». Разделив чернокожих друг от друга, правительство могло утверждать, что нет никакого большинства. Кроме этого, такие шаги позволили обезопасить белых от объединения темнокожих в единую националистическую организацию. Каждый черный из «Бантустана» был наделен политическими правами в отдельном регионе, но именно это все больше отдаляло его от общего управления и участия в политических процессах в рамках целой страны.

Табличка на пляже: «Только для белых»

Одним из самых нечеловечных процессов, которые происходили во времена режима апартеида, стал насильственный вывоз чернокожих с родных земель в «Бантустаны». Территории, где проживали черные, были теперь определены как «белые», и местные перед отъездом продавали им свои земли за гроши. По сути - это был обыкновенный грабеж чернокожего населения. С 1961 по 1994 годы более 3,5 миллиона человек были насильственно вывезены из своих домов в «Бантустаны», где были ввергнуты в нищету и безвыходность.

Противостояние политике апартеида в ЮАР

Сопротивление режиму апартеида в ЮАР принимало множество форм в течение многих лет: от ненасильственных демонстраций, протестов и забастовок до политической скрытой и открытой работы и в итоге - к вооруженному восстанию.

Чернокожий парень в знак протеста заходит в автобус для белых

Совместно с Индийским национальным конгрессом, Африканский национальный конгресс организовал митинг в 1952 году, во время которого участники демонстрации сожгли свои документы, выполнявшие функцию пропусков. Группа, называющая себя Конгресс народа, приняла в 1955 году «Хартию свободы», в которой провозглашалось, что «Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, неважно - черный он или белый». Правительство разогнало митинг. Во время разгона демонстрации было арестовано 150 человек, которых позже обвинили в государственной измене.

В 1960 году в поселке темнокожих Шарпевилле полиция открыла огонь по группе безоружных людей. По крайней мере, 67 черных были убиты и более 180 ранены. убедили многих лидеров движений против политики апартеида, что они не смогут добиться свержения режима мирными средствами.

Расстрел в Шарпевилле

С этого момента было принято решение создать военизированную организацию при Африканском национальном конгрессе и других политических блоках. Но ни один из созданных блоков никогда так и не стал представлять какой бы то ни было серьезной угрозы для режима апартеида и правительства. К 1961 году большинство лидеров сопротивления были захвачены и приговорены к длительным срокам заключения либо казнены в тюрьме. Нельсон Мандела, основатель «Умконто сизве» («Копье нации»), военного крыла Африканского национального конгресса, был заключен в тюрьму с 1963 по 1990 годы; его заключение обратило внимание международного сообщества на проблемы Южной Африки и помогло заручиться большей поддержкой в борьбе против апартеида.

Падение режима апартеида

В 1976 году, когда тысячи чернокожих подростков в Соуэто, поселке возле Йоханнесбурга, вышли на протест против требования об обязательном знании африкаанс (диалекте старо-голландского языка) для черных африканских студентов, полиция начала подавление протеста при помощи слезоточивого газа и пуль.

] . На подобные упрёки со стороны европейских «левых» южноафриканское правительство отвечало, что уровень медицинского обслуживания темнокожего населения действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди чернокожих. По утверждениям властей, причина этого - более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования - более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам [ ] , с целью увеличить число чернокожих студентов. Правительство предполагало, что принимаемые им новые меры полностью устранят неравенство в уровне медицинского обслуживания к началу XXI века [ ] . Но этим планам не суждено было осуществиться [ ] .

Лишение чёрного населения политических прав было обычной [ ] практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах [ ] . К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации [ ] . В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение [ ] . Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) [ ] . Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима, основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21 % в 1940 году до 11 % в 1990 году [ ] , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка (за что он также был награждён Нобелевской премией мира).

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъёма антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить своё господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно.

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Белые противники апартеида

Апартеид был поддержан далеко не всеми слоями белого населения. Руководствами и преподавательскими составами университетов, где состав студентов с самого начала был многорасовым, политика апартеида критиковалась и часто саботировалась, несмотря на усилия правительства по внедрению сегрегации, в частности, создание отдельных «чёрных» университетов.

Активно противодействовали апартеиду некоторые организации ветеранов Второй мировой войны, особенно ввиду того, что проводящая апартеид Национальная партия в военный период симпатизировала нацизму и выступала против поддержки антигитлеровской коалиции. Бывший военный лётчик-ас Адольф Малан проводил в 1950-е гг. крупные манифестации, число участников которых достигало нескольких десятков тысяч.

В Южноафриканской коммунистической партии, боровшейся против апартеида, было также много белых (в силу исторических причин, главным образом евреев) . Среди её видных белых деятелей были Джо Слово , Рут Фёрст , Абрахам (Брам) Фишер , Ронни Касрилс .

Сопротивление чёрного населения

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В йоханнесбургском Софитауне активное сопротивление силовым структурам апартеида, вплоть до вооружённых нападений, оказывали гангстерские группировки чернокожей молодёжи, прежде всего Vultures Дона Маттеры .

25 - 26 июня 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации. Хартия также предусматривала проведение национализации «минеральных богатств скрытых под землей», а также всех банков и промышленных предприятий, «принадлежавших монополиям» . После принятия Хартии противники апартеида (вождь Лутули , Нельсон Мандела , Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Оливер Тамбо , Расти Бернштейн, Джо Слово и другие) были арестованы по обвинению в государственной измене, но 29 марта 1961 года суд их оправдал .

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных . Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

В том же году рядом белых леволиберальных политиков была предложена новая государственная модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе, с тем, чтобы ни одна из них не могла господствовать. Однако Н. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге чернокожих радикалов в Кейптауне он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все ещё существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».

Политика жестокой расовой дискриминации и сегрегации, проводимая реакционными кругами Южно-Африканской Республики в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АПАРТЕИД

(apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно-африканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г. Особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой Националистической партии. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства. Сегрегация – давняя практика белых правительств Южной Африки как до, так и после создания Союза, и большинство законов, принятых и введенных в действие после 1948 г., берет свое начало в предшествующей политической линии, санкционированной белым – по преимущественному составу – электоратом. Белые работники в экономике, основу которой составлял труд чернокожих рабочих, были традиционно привилегированной группой. Африканское население, составлявшее три четверти всего населения страны, не имело избирательного права и подвергалось угнетению, установленному законом. Семьдесят процентов земель было зарезервировано для заселения белыми. После 1948 г. в результате введения новых мер по утверждению апартеида расовая дифференциация и сегрегация, уже ставшие всеохватывающими, сделались еще более жесткими и приобрели систематический характер. Всякая перспектива ассимиляции и интеграции окончательно исчезла. Основными законами, принятыми в 1948–50 гг., были "О регистрации населения, запрещении смешанных браков, демаркации "групповых" или "этнических" зон проживания и реструктурировании образования банту", а также закон "О подавлении коммунизма". Главным "архитектором" апартеида считается Х. Ф. Фервурд, ведущий теоретик и идеолог Националистической партии; в 1950–58 гг. занимал ведущий министерский пост по делам туземцев, а позднее, вплоть до его убийства, был премьер-министром. Борец с движением за независимость во всех африканских странах, Фервурд утверждал, что самоопределение для населения ЮАР несовместимо с правлением африканского большинства. Вместо этого его правительство предложило программу раздельного развития и обещало в дальнейшем независимость этническим группам, считавшимся коренным населением. Африканское население получило в свое распоряжение "национальные отечества" – бантустаны. Теперь в любой момент политической нестабильности или роста безработицы они могли лишиться права проживания вне пределов этих территорий, что, в свою очередь, обеспечивало постоянный приток дешевой и послушной рабочей силы. Оппозиция политике апартеида внутри ЮАР подавлялась силой. После 1960 г. были запрещены все африканские политические движения, а их лидеры либо арестованы, либо высланы из страны. Однако в 1970-е гг. все громче начали раздаваться критические голоса не только белых либералов, но и выросшего в условиях апартеида нового поколения африканцев, воспринявшего идеологию черного самосознания. Сопротивление режиму продолжалось и после восстания 1976 г. в Соуэто. Ему придавали силу также свержение "белых" правительств в других странах Южной Африки и нарастающее в мире требование санкций против расистского режима. Среди "просвещенных" белых многие уже поняли, что апартеид не способен дать положительных результатов (и приносит все меньше доходов) в условиях сильно интегрированного городского сообщества с растущей индустриальной базой, нуждающейся в более широком внутреннем рынке и чрезвычайно зависимой от наличия квалифицированной и образованной рабочей силы. Постепенная отмена незначительных дискриминационных ограничений апартеида и признание в 1979 г. профсоюзов африканцев свидетельствовали о появлении в среде преемников Фервурда ревизионистских тенденций. К тому же, четыре "независимых" и шесть самоуправляющихся бантустанов, не имеющих ни надлежащей инфраструктуры, ни ресурсов, ни каких-либо инвестиций и международного признания, не сулили в перспективе никакого развития, а лишь все больше усугубляли противоречия государственной политики. После 1978 г. премьер-министр П.У. Бота отказался от термина "апартеид". Однако конституционные перемены произошли лишь в 1984 г., когда были введены должность президента с полномочиями исполнительной власти и трехпалатный законодательный орган. Но в основе "реформы" сохранился расовый принцип, что породило множество выступлений по всей территории ЮАР (1984–86). С обеих сторон имели место исключительно жестокие акты насилия. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Мировое сообщество ответило дополнительными санкциями, а иностранные банки приостановили инвестиции, ускорив тем самым финансовый кризис в экономике, которая уже давно переживала спад деловой активности, а безработица достигла рекордного уровня. С прекращением холодной войны на юге континента и провозглашением независимости Намибии стали все чаще звучать требования демократизации и в самой ЮАР. К тому времени апартеид уже не был руководящим лозунгом белых избирателей, даже их "твердокаменного" компонента – африканеров. После четырех десятилетий подъема общественного статуса с гарантированным приемом на государственную службу и высоким уровнем социального обеспечения они растеряли значительную долю своего воинствующего национализма, а классовые и прочие социальные различия "подточили" их прежнюю сплоченность. Подобно представителям англоязычного населения африканеры могли многое потерять в случае внутреннего конфликта, существенно подрывавшего их безопасность. Крайне правые вышли из Националистической партии еще в 1982 г. и основали Консервативную партию, так что к 1989 г. Ф.У. де Клерк и его новая политическая линия обрели поддержку большинства в правящей партии. Де Клерк освободил Нельсона Манделу и других политических заключенных, снял запрет с националистических и коммунистической партий и к 1992 г. отменил все основные законы апартеида. Голландская реформатская церковь, утверждавшая, что апартеид освящен Библией, порвала с прихожанами, готовыми признать апартеид серьезной ошибкой, а то и вообще ересью. Даже члены Broederbond (Союз коренных африканеров), имевшие непомерно большое влияние на правительство и с самого начала выступавшие вдохновителями апартеида, стали подумывать о возможности присутствия "небелых" граждан в органах власти.