Непознанное

Культурная жизнь 90 х.

Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента 1 . Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир».

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза в ее различных направленияхфантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

Происходившие в культуре постсоветского периода перемены коснулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художественные коллекции. В Москве был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Открывались музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например, Музея российских благотворителей (Москва).

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Великом Устюге и других российских городах. Так, в короткие сроки в Москве был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенный большевиками в 1931 г. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская Православная Церковь.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

На рубеже XX–XXI вв. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Регулярно проводились Московские международные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского, расширялся культурный обмен с другими странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных коллективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

В целом, в данный период в творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Музыка 90-х годов - это, можно сказать, современная музыка, мы все ее помним, знаем, любим, а многие авторы, завоевавшие популярность в те годы, остаются популярными и сейчас. И все же приоритеты у всех разные. Техно, готика, латино, диджи-мьюзик, рэп, альтернативный рок, панк - можно было бы долго перечислять все, чем одарил слушателя этот период.Для одних 90-е остались эпохой Элтона Джона и его сингла Sacrifice, для других - это Уитни Хьюстон, чья слава, начавшаяся в 80-х, только росла, для третьих - это триумф Ace of Base, шведской группы, запустившей в начале декады мелодию Happy Nation. В те же годы стал знаменитым еще один шведский музыкант - Dr. Alban, яркий представитель евродэнса. Нигериец по происхождению и стоматолог по образованию Доктор Альбан подарил миру хит, долго не утративший своей прелести - It’s My Life.

Что касается рока, то к 90-м в нем образовалось множество новых стилей, течений направлений. Один из самых заметных стилей рока в 90-х был гранж. Этот стиль зародился в музыке групп города Сиэттла, на тот момент одной из столиц рок-музыки. В авангарде гранжа - депрессивного и отчаянного - шла группа Nirvana. Курт Кобейн, ее лидер, чья жизнь так трагически закончилась тогда же в 90-е (1994), был назван голосом поколения. Для многих именно эта группа осталась самой знаковой группой 90-х.

Во второй половине 90-х электронная музыка открыла свой новый этап. И немало этому способствовала группа The Prodigy, особенно внушительно у них прозвучало две песни: Smack My Bitch Up и Breathe. Эта группа вполне может быть названа основоположницей стиля бигбит. Несколько выдающихся хитов в эти годы запустили группы Blur, игравшая в разные годы брит-поп, инди-рок, психоделический рок, электронную музыку, и Radiohead, которую причисляли то к альтернативному року, то к арт-року.

Все это британские группы и перечисляя их, невозможно не упомянуть одну из самых успешных групп 90 -х Oasis, ставшую лучшим наследником всех рок-групп 80-х и развившую старые традиции. В 1990 году образовалась и сразу получила мировую популярность ирландская The Cranberries, предложившая мелодичный рок с элементами национального звучания. И, вообще, в то время популярнейший телеканал MTV пестрил различными видеоклипами самых разных групп английских и американских школ рока, где клип кажого музыканта, будь-то группы, не был похож один на другой с удивительными сценариями и сюжетом.

Будь-то рокеры Aerosmith, зажигательные Red Hot Chili Peppers, эксперементирующие U2 и молодые малоизвестные английские бенды Supergrass и Pulp, все они ежегодно занимали позиции в топ-100 Billboard и MTV Greatest Hits.

90-е годы явили миру такого фаворита как Робби Уильямс. В 1994 году он начал успешную сольную карьеру, а начинал в группе Take That. Изначально эта группа была создана в надежде на такой же фурор, какой произвел один из первых бой-бандов New Kids on the Block, имевший ошеломляющий успех в конце 80-х и начале 90-х. Эта группа закончила свое существование в 1994 году. Зато тогда же образовалась сразу ставшая любимой целым поколением группа Backstreet Boys из Орландо, США. Этот же год дал миру Spice Girls - британский женский коллектив, вслед за которым появилось множество копий и подражаний.

Это десятилетие было сложным для британского коллектива The Verve: он то собирался, то распадался. Но когда в 1997 году появился сингл Bitter Sweet Symphony, то стало ясно: свой вклад в копилку мировой музыки группа сделала.

Многие группы, образованные раннее, использовали это десятилетие для дальнейшего набора высоты. Среди них уже любимая в хард-роке Metallica, слегка изменившая свое звучание и выпустившая несколько отличных альбомов. То же можно сказать и о Pet Shop Boys, работавшем в классическом направлении евродэнса. В это десятилетие калифорнийцы из Red Hot Chili Peppers заключили контракт с "Уорнер брозерс", что послужило толчком к созданию новых хитов, а альбом Californication стал легендой.

Одной из самых знаковых песен этого десятилетия стала песня My Heart Will Go On канадской певицы Селин Дион. Использование ее в фильме «Титаник» принесло певице славу и Оскара. 1999 год многим запомнился появлением Бритни Спирс с альбомом …Baby One More Time. В этом же году мир активно завоевывала латинская музыка и созвучная ей: Дженифер Лопес, Рики Мартин, Энрике Иглесиас.

В России в это время: в группе «Браво» в 90-м появился новый солист Валерий Сюткин, стиляги из Москвы на пике популярности. «Агата Кристи» из Екатеринбурга выпустила альбомы «Декаданс», «Позорная звезда», «Опиум» - и покорила стадионы. В 1997 году из далекого Приморья пробился «Мумий Троль». «Машина времени» выпустила две программные баллады «Однажды мир прогнется под нас» и «Он был старше ее», которые тоже стали своеобразными знаками эпохи.

С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада миро­вой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций.

«Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных, веками формировавшихся ценностей, обычаев, традиций. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала.

Изменились и общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения в конечной перспективе коммунизма, то с начала 90-х гг. эта вера сменилась ожиданием построения обещанного в короткий срок властями «народного капитализма». По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию.

Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде).

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ» (1999):

Мы убедили людей в том, что процесс преобразований пройдет легко и быстро. И в результате сформировали избыточные ожидания от самих реформ. В итоге - разочарование и то, что принято называть «синдром поражения».

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Кризис общественных идеалов и сложившейся системы ценностей всегда сопровождался обращением людей к вере. Также и кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а еще 35% колебалось между верой и неверием.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве все­го за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом стала пользоваться религиозная литература, издающаяся большими тиражами.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. В Прибалтике власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата. На Украине небольшая группа церковного руководства объявила об автокефалии (независимости) Украинской православной церкви. Это вызвало раскол православия на Украине, которое к тому же испытывает агрессивный напор со стороны униатской церкви. При поддержке властей униаты силой захватили практически все православные церкви в западных областях Украины.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов - с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Литература и искусство

На развитие отечественной культуры в 90-е гг. оказали значительное влияние три основных внешних фактора: снятие ограничений на свободу творчества; резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; серьезное снижение общекультурного уровня населения.

«Закон маятника» привел к тому, что метод социалистического реализма оказался быстро забыт еще в конце 80-х гг. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым концептуализма, постмодернизма, неоавангардизма, других художественных направлений. Однако это привело к «элитаризации» искусства, интересного в большинстве своем узкому кругу специалистов и почитателей. Те произведения литературы и искусства, которые в 90-е гг. получили международное признание, были созданы в традиционном, реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник». Рост интереса к истории и традициям народа нашел отражение в другом фильме Н. Михалкова - «Сибирский цирюльник» (1999). Новые, непривычные явления жизни, характерные для 90-х гг., получили воплощение в фильмах В. Тодоровского «Страна глухих», А. Балабанова «Брат» и «Брат-2», А. Хотиненко «Мусульманин» и др. Возроди­лась традиция проведения Международных московских кинофестивалей. Ежегодно стал проводиться и Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых киностудиями страны, заметно сократилось.

Новые явления имели место и в российской литературе. Творческим кризисом было отмечено мастерство тех литераторов, которые в прошлые годы выступали апологетами советской системы.

Для большинства писателей советского времени характерным стало создание публицистических произведений, в большинстве которых они подвергали критике характер начавшихся в 90-е гг. общественных преобразований. Об этом говорилось, в частности, в сборнике статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистических статьях А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихах-размышлениях С. Викулова «Мой народ» (1993) и др.

Литераторы пережили в 90-е гг. и кризис идентичности в условиях распада единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). Новые обстоятельства жизни и ее герои («новые русские», безработные, беженцы, бездомные и др.) нашли отражение в повести 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету «новых русских». Ностальгическая печаль по уходящему образу жизни, тоска по идеалу чистоты и непорочности патриархальной России звучали в творчестве В. Распутина. Характерно, что в 90-е гг. он стал одним из родоначальников нового направления в российской литературе - «постдеревенской прозы». В центре внимания его новых работ («В одном сибирском городе», «Россия молодая» и др.) оказались проблемы городской жизни, идеалов городской интеллигенции. Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994), в котором автор говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В своем романе «Прокляты и убиты» В. Астафьев подводил итог своим многолетним раздумьям о героизме, дегероизации и паци­физме, показывал войну с самой неприглядной стороны, сделав акцент на невыносимых условиях ратного труда и быта.

В книге В. Аксенова «Новый сладостный стиль» (1998) выражено отношение писателя к внешнему и внутреннему состоянию современного человека.

90-е годы характерны появлением множества новых имен в российской литературе. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал Виктор Пелевин, известный двумя своими романами «Чапаев и пустота» и «Generation П», характерной чертой которых выступают не только фантастические сюжеты, но и философски-метафизическое, иронично-гротескное отношение ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики и жанрового стиля сказания отличалось творчество Юрия Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). В рамках постмодернистских подходов создавал свои стихи Дмитрий Пригов (сборник «Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста Виктора Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Признанными лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали Александр Еременко («Громадный том листали наугад…») и Иван Жданов («Пророк»).

Основной чертой новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в необычные для них условия: с одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой - оно практически прекратило прежнее финансирование творческой деятель­ности.

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных подделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали, падению нравов, росту преступности.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 90-е гг. носило такой же противоречивый характер, как и в других сферах жизни: с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой - лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка и резкого падения стремления большей части населения к приобщению к культурным ценностям была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

Если мы говорим, что 90-м годам предшествовал период дальнейшего углубления противостояния двух непримиримых между собой миров социально-экономических

Политических и идеологических систем, что создавало значительные препятствия на пути культурного прогресса (а это неоспоримо так), то что можно сказать в свя связи с поражением одной из этих систем, т.е. коммунистически советской, поражением СССР в "холодной войне", развалом социалистического лагеря, роспуском СССР и КПСС и образованием вместо ряда самостоятельных, суверенных независимых государств?

Это не рядовое событие - пал Вавилон Состоялось третье по своей исторической значимости (после Первой и Второй мировых войн с их кризисными и сногсшибательными последствиями) потрясения XX века. На рубеже 80 - 90-х годов из причин тоталитаризма, милитаризма, идеологизации принципов демократии, пренебрежения к фундаментальным законам экономики, других не менее антиприродная факторов в ряде стран наступил крах социалистического строя и начались процессы политической и экономической трансформации в направлении введения законов рыночной экономики и демократизации. Отношение к этому историческому повороту имеют деструктивные и творческие силы обоих миров, в том числе, и особенно, в сфере духовной культуры.

И если Запад продолжал идти своим капиталистическим путем и сумел защитить свой статус-кво, свою демократию, свою духовность и свои капиталы, то этого не скажешь о социализме. Он остался на перепутье, точнее - на бездорожье. И теперь остатки его приверженцев, которые вслед за своими отцами и дедами, прообразами Чесноков и галушек, которые неплохо чувствовали своего режима, не знают, куда опять броситься, который еще "изм" демагогически навязать для продолжения эксперимента на своих и чужих простолюдинах лет этак с 75.1 идут вперед Кумачовом с постоянно повернутой назад головой, ностальгически вздыхая не по ста дням Парижской коммуны, не за два-три года за Ленина, а по целым веком (без четверти), которое составило эпоху деспотизма, страха, нищеты, равнодушия, зябкости своих покорных, которых, как овец на бойню, гнали на "доблестный труд", а они только жалобно блеяли и блеяли.

Как происходил этот культурный процесс в новой ситуации, кратко и расскажем в этом разделе.
История неоднократно подтверждала, что духовная культура в своей глубинной внутренней сути не подпадает под прямой кардинальное влияние су-совместно-политических и даже экономических катаклизмов и разительных перемен и не ограничивается рамками мира, войны, государственных переворотов, принятия конституций, решений съездов и т.п.. Трудно установить с этими факторами какие-то водоразделы или какую-то периодизацию, связанную и с техническими, и зелеными революциями или религиозными течениями - за исключением отдельных формальностей, количественных упадков или подъемов, которые однако своей качественной основы не меняют, а если и бывают какие-то изменения в этом плане, то лишь весьма длительным эволюционным или спонтанным путем.

Но как бы там ни было, в течение длительного времени господствовали тоталитарная, элитарная и массовая культуры, перешагнувших и в 90-е годы, и в XXI в. Поскольку действительно та же тоталитарная культура не сходит со сцены, а лишь меняет формы, окраски, интенсивность воздействия и влияния. Именно благодаря ей состоялась дегуманизация общества. И люди к этому привыкают, принимают за норму поведения и становятся трусливо-беспринципными, неспособными серьезно и честно мыслить, а тем более действовать, и прибегают скорее к капризности и оправданий своим поступкам, нежели соблюдают элементарных морально-гуманных принципов. И таким образом сами служат основой воспроизводства тоталитарной культуры и самого режима.

Массовая культура, несмотря на ее зародыши еще в античную эпоху, в частности в зрелищных действах Римской империи, период господства христианства, во времена возникновения научно-технической революции, все же окончательно сформировалась в конце XX века в США, впоследствии распространившись на высшее образование, кино, рекламу, журналистику. В Англии, например, организуются специальные курсы, содержащие материалы из кино, научной фантастики и даже футбола.

В отличие от элитарной, массовая культура, предоставляя всем своим элементам системы однородности, абсолютного сходства и неприхотливости под видом нейтральности относительно политики, идеологии, идейности, делает ставку на зрелищность, стереотипы сознания, стандартные штампы, не требует от человека много затрат умственной энергии, чувств, воли, знаний, утонченных вкусов, т.е. всего того, без чего не может существовать серьезное, благородное, художественная литература и искусство вообще.

Массовая культура пропагандирует рассудительность (для отдыха), натуральное насилие, секс, освобождая от чувств настоящей любви, труда думать, проявления воли, чувство ответственности, и наоборот, наклоняет к восприятию имиджа, иллюзий, вымыслов, несу светящихся фантазий и мифов, которые в лучшем случае забавляют, отвлекают. В литературе, например, наряду с массовой культурой употребляется постмодернизм, который тяготеет скорее к коммерции, бизнеса, чем к художественному совершенству, правдивого отражения жизни и призывов, творение добра, справедливости, борьбы со злом.

Эта культура, хотя и рассчитана на тотальность, охват широких слоев населения, но опирается не на содержательность, а на формальное количественное признак, ее эффективность. А известно из многих выводов, что массовость - это еще не народность, всего-всего количественный способ и показатель производства и потребления, как водка, пиво, курение и, конечно, наркотики.

Вполне естественно, что такое положение в культуре вызывает противодействие. Выступим со своей контркультурой, якобы возникает из естественной потребности противостояния и возникает в определенных контрформах культуры.

Это своего рода даже радикальная культура, левая идеология протеста, вы-токи которой достаточно разнородные и эклектичные: здесь можно встретить философские концепции экзистенциализма, фрейдизма, на романтизм, отдельные традиции утопической мысли, гуманизма и просвещения, элементы раннего христианства, авангардные идеи дадаизма и сюрреализма.

Такой дорогой идут модернизм, постмодернизм и их инновационные сородичей. Но все же стремление к мировому господству гегемонизма решили гонку вооружений, способствовали проникновению в космос, подтолкнули технический прогресс, который переродился в техницизм (технократизм), своеобразный культ техники как один из наследников классического позитивизма, как говорят философы, радуясь своему открытию: на одном полюсе во главе с учеными-естествоиспытателями, техниками, на втором - отколотая от технократизма "гуманистическая" культура во главе с художественной интеллигенцией, которая в последнее время берет верх, потому что лучше, эмоциональнее влияет на массы, даже при абсолютизации материально-вещественных ценностей в ущерб духовно-творческим и нравственным.

Эти направления в литературе объединяет на Западе главный герой, который выступает не как характерная лицо, типаж, образ, а только как словесный портрет, форма, затеняет содержание произведения, если он там хоть какой-то есть, как пластическая или акварельная конструкция в изобразительном искусстве, оригинальность звука какого-то инструмента или вокала в музыке.

Известно, основой основ культуры любого народа является образование. В области образования теперь трудно найти на Земле какой-то населенный пункт, где бы этой задаче не предоставлялась первоочередность. Ведь в системе культуры знания призваны формировать человека, и должны давать образование, воспитание, выработка навыков. Системы учебно-воспитательных мероприятий, заведений и учреждений у разных народов и государств различны, хотя и базируются на основополагающих программных сообществах мира, особенно в наше время интенсивной коммуникабельности.

Дело еще и в том, что образование, по сравнению с другими гуманитарными областями культурного развития, больше не терпит фальшивости, конъюнктурности, тоталитарности, еще говорят "неточности", как по технико-естественных наук. Это касается не только знаний, навыков, умений, но и в-тания, т.е. педагогического подхода. Современная западная педагогика основана на католической философии неотомизма, родоначальником которой был средневековый схоласт Фома Аквинский; свою главную задачу в культурной сфере сторонники неотомизма видят в том, чтобы доказать божественное источник прекрасного и взаимосвязь педагогической, художественного творчества с утопической перспективой религиозно-нравственного "обновление буржуазной культуры, которая находится в состоянии противоречия и кризисы. Истина, красота и благо - три главные определения Божественного бытия в религиозно-идеалистической философии неотомизма.

Нынешняя идеалистическая педагогика опирается также на философию экзистенциализма ирационалистичного направления, возникшего в начале XX ст. в России (Л. Шестов, Бердяев) и распространился в Западной Европе, всего в Германии, Франции, а также в США.

Вместе с тем в условиях научно-технической революции изменилось отношение к образованию, педагогики, их системы, из которой выходят те, кто двигает науку, и те, кто на разных уровнях работы и управления реализует ее достижения ради продвижения к высокой цивилизации и цивилизованности. В условиях научно-технической революции отношение к образованию, педагогики в высокоразвитых странах не однозначное. Имеют свои системы и свое лицо все национальности и меньшинства, хотя существует и много общего, в частности в плане постепенности и изменчивости. За рубежом образование все развивается в науки и производства, срастается с ними. А еще в 20-х годах, когда Запад с удивлением смотрел на советский Восток и перенимал себе его достижение. Нарком просвещения АВ. Луначарский говорил: ни одного часа не должно быть занятий в школе или практических навыков, когда в этом процессе человек не становится более знающим, более способным, более ловкой и умелой, а следовательно и полезной для общества.

Приобретает популярность концепция непрерывности осовиты, что делает выбор, изменение профессии, специальности по своим вкусам и относительно требований времени или изменения ситуации. И это должно происходить в течение всей жизни. Капиталистическая система хорошо усвоила, что ей надо высокообразованные и умелые специалисты, мастера производства материальных благ, чтобы их реализовывать.

В последнее время в развитых странах высшая школа ставит акценты, предоставляет приоритетности не узкоспециальным профессии, а общенаучной и общегуманитарных подготовке специалистов, способных не только для исполнительских функций, но и к организации и управления производственными процессами, в прогнозирование гуманитарно ориентированная образование учит студентов мыслить основательно, творчески, отстаивать свое мнение, а не заполнять свою память многочисленной информации, чтобы потом ее воспроизводить. По тотальной компьютеризации необходимость в этом отпадает. Лекционная система заменяется консультативной и контрольной с усиленной требовательностью к усвоенных знаний. Такая подготовка способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и свободы.

Из всех искусств или не самой влиятельной является художественная литература, которая наилучшим образом способствует формированию человечности, эстетических, художественных, нравственных, идейных и познавательных ценностей. В этом деле, конечно наибольшим авторитетом выступает реалистическая литература, которая в последние десятилетия усилила свое внимание к источникам человеческого самосознания, культурной памяти, масштабного охвата проблем жизни, судьбы современного мира, поскольку над ним нависла угроза существованию человечества вообще. И сегодня можно с уверенностью заявить, что глобальных теме духовной культуры тема выживания человечества на Земле, и вряд ли она когда-нибудь потеряет свою злобу или актуальность, исходя из того, что сейчас происходит в мире.

На смену реализму, который крепко держится традиций художественной литературы, произошли изменения в самой тенденции новых поисков. Ведь известно, что литература и цивилизация - это родные сестры, "это постоянные открытия, которые осуществляет на каждом шагу, идя вперед, человеческий разум, отсюда и само слово" прогресс ". О народах судят по их литературой" (В. Гюго).

Возьмем кино в общей культуре. Вызывают большой интерес у обычного зрителя и высокую оценку в Голливуде такие ленты, как "Гладиатор", выкроенный по традиционным голливудским стандартом; китайский (тайваньская) картина "Бегущая тигр, невидимый дракон", которая очаровывает красивой восточной сказке о любви и предательстве. Как и "Гладиатор", картина получила 5 «Оскаров», в том числе "За лучший фильм на иностранном языке", "За лучшую музыку" и "За лучшую операторскую работу". Наряду стала и картина о наркомании "Траффик", которая принесла ее режиссеру - независимом шведу, хорошо адаптировался в Голливуде, С. Содсбергу, звание "лучшего режиссера", ему же принадлежит фильм "Ерин Брокович", где "лучшую женскую роль» сыграла на уровне "Оскара" Джулия Робертс. Праздничные "ярмарки тщеславия" на этом не заканчиваются, не говоря о таких эффективные голливудские киноленты, как "Терминатор", "Матрица", "Титаник" и др..

На сегодня популярным представителем эстрадной музыки выступает немецкая рок-группа "Скорпионс", которая гастролировала и в национальном дворце "Украина". Кстати, Киев слушал в себя и Брайана Адамса и Джо Кокера, и Монтсеррат Кабалье и Хосе Каррерас, и "Дюран-Дюран" и "Металлика". А сколько еще элитарных знаменитостей стремятся дать концерт в украинской столице! Любители утверждают, что композиции "скорпионов" способны одна ¬ ково растрогать как профессора консерватории, так и слесаря ЖЭКа, так романтика их творчества созвучна постсоветской души.

Участник "Скорпионс" Рудольф Шенкер гласит: "Мы не политическая группа, мы не поем песен протеста. Наша задача - заразить слушателей положительной энергией, энергией творчества". Но им не чужды человеческие проблемы - просто им кажется, что решить их можно полюбовно. Поп ¬ лярнисть "скорпионов" с 30-летним стажем возрастает еще и потому, что они нежданно-негаданно в 1999 г. обратились к классическим инструментам, аранжувавшы свои лучшие композиции для исполнения с симфоническим оркестром, как это сделали в апреле 2001 г. в Киеве, где дирижером выступал идейный отец программы, знаменитый Кристиан Колоновиц. Подобного явления в Украине еще не было.

Именно эти и другие прогрессивные тенденции зарубежного образования, литературы, кинематографии, телевидения и других видов искусств побудили усилить взаимосвязи между Украиной и зарубежьем, развивать обмен студенческими, преподавательскими контингентами в переподготовке, прохождении практики, стажировки, программами, пособиями и учебниками. Стало актуальным заимствовать и передавать свое, что есть лучшего в искусстве, творческих коллективах. Особенно значительную роль в этом важном деле играют украинская диаспора, конгрессы творческой интеллигенции, межправительственные контакты и общение.
Это лишь некоторые выборочные штрихи современной культуры Запада, которые характеризуются и своим высоким уровнем, и своими противоречиями в нашем таком калейдоскопически сложном мире.

Для The Calvert Journal атмосферу туманных, хаотичных лет и выделил несколько тенденций новой русской волны эпохи Бориса Ельцина.

Распад СССР

80-е в России были разделены на два пятилетних периода: один черный, другой белый. Первый — это была агония советской власти, разыгрывающаяся под аккомпанемент небывалого карнавала андеграунда: от фильмов в жанре некрореализма , до концептуальных произведений Ильи Кабакова и гипнотического рока Петра Мамонова.

Это сопровождало эпоху перестройки и гласности — экономической политики «открытости» — где все покупалось и продавалось. 80-е, в конечном итоге, были похожи на безрадостный лунный пейзаж: его герои, такие как музыкант Виктор Цой, рок-певец Майк Науменко и авангардный музыкант Сергей Курехин, были мертвы или, если были востребованы на международном рынке, проживали за рубежом. На стыке 80-х и 90-х случился сдвиг парадигмы. В СССР, где культурная жизнь велась в условиях всеохватывающей цензуры, изоляции от идеологически нечистого «внешнего мира», контркультура имела некую самобытность. Вы могли стать кумиром миллионов, не появляясь на ТВ и радио, написать хит, работая кочегаром или убирая улицы. Было пространство для экспериментов, и не нужно было думать о том, как заработать на своем творчестве. Перестройка положила конец цензуре, и в Россию пришел рынок.

Деньги, которые до этого имели небольшое значение, вдруг стали значить все. И верховными жрецами этого культа были инженеры 90-х годов: гангстеры и «новые русские». Россия неожиданно перешла с позиции «все запрещено», на «ничего не запрещено»: одна шестая часть поверхности земли оказалась в состоянии анархии. Правительство ежедневно реагировало только новой политической повесткой, общество было брошено на произвол судьбы, мантрой стало «бери столько, сколько сможешь унести».

Много удовольствия

В теории, все это звучит фантастически: свобода, свежий старт, «ничего невозможного». На практике, однако, все это вышло немного по-другому. Первое, что поколение 80-х антисоветской молодежи сделало после того, как им был дан карт-бланш в этой новой ситуации, стало наслаждаться жизнью.

В стране появились рейв и клубная культура. В Москве и Петербурге зимой 1991 года и весной 1992 состоялись первые масштабные танцевальные вечеринки Гагарин Party и Technoir, идейным вдохновителем которых стал культовый диджей и промоутер Иван Салмаксов. Они прошли с большим успехом, и следующим шагом стала поддержка рейв-движения со стороны комсомола, бывшего молодежного крыла коммунистической партии, в качестве альтернативы разгулу преступности после развала СССР. Но ничего хорошего из этого не вышло. Салмаксов пропал без вести, предположительно погиб, и эти модные нео-футуристические вечеринки возродились уже как бандитские оргии, подогреваемые наркотиками.

Или взять шоу-бизнес: первые попытки делать качественную поп-музыку с такими артистами, как Наталья Ветлицкая и Анжелика Варум – упакованными в стильные видео — пали жертвой хитрости «продюсеров». В результате родился ужасный жанр музыки, известный как попса, звучавшая из каждого утюга. Единственной альтернативой был надоедливый «говнорок» и «русский шансон». Та же история произошла с кино, дизайном и средствами массовой информации. Все смешалось вместе в дружной компании гламура, кокаина и криминала.

Аполитичная культура

Приходящая в упадок, «свободная» Россия в конце 20-го века оставила очень мало художественного и интеллектуального наследия. Исключением может быть литература, например, произведения Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, или — в части изобразительного искусства — художники Виноградов-Дубосарский и Олег Кулик, мастер социальной документальной фотографии Борис Михайлов.

Однако общая картина была такова: новое поколение не смогло создать устойчивых стилей или движений. Здесь по законам бандитского времени каждый был сам за себя, против всего мира. Впрочем, некоторые общие черты все-таки были.

Во-первых, аполитичность. Удивительно, но факт: необычайно тяжелые социальные катаклизмы этого периода — реформы и массовое обнищание населения в начале десятилетия; народное восстание в Москве, при штурме Останкино и бомбардировки здания парламента; война в Чечне; экономический кризис и дефолт 1998 года — практически не оказали влияния на массовую культуру.

Во-вторых, ориентация на СМИ. В отличие от андеграунда 80-х годов, который не имел доступа к профессиональной прессе и поэтому создал собственный самодельный, но при этом эффективный, способ продвижения (самиздат диссидентского движения, квартирники, «сарафанное радио»), в 90-х все сосредоточились на работе с медиа. Если вас не было в модных журнал типа «ПТЮЧа» или «ОМа», на ТВ и радио, вас не было вообще. Многие талантливые музыканты вроде Вени Д’ркина, группы «Химера» и других не стали известными просто потому, что не вписывались в форматы радиостанций. В то время как гламур получил всю славу.

Русский брит-поп

Третьей тенденцией культуры этого времени была ее ограниченность. Новая Россия не смогла предложить миру новых Малевичей, Стравинских или Эйзенштенов. Поэтому пришлось заимствовать тенденции западной массовой культуры, так возникли русский брит-поп, «русские Тарантино» и «русские Generation X».

Несомненно, были и такие яркие события культуры того времени. Фильмы Максима Пежемского и Евгения Юфита, перформансы Владика Монро, арт-рок группы Н.О.М и рэп Дельфина. Но большинство артефактов эпохи будут уничтожены из нашей памяти, как линия кокаина в клубных туалетах «Манхэттен-Экспресса» – которые сами уже смыты, наряду с гостиницей «Россия», где он и был когда-то.

Все, что останется, — это смутные воспоминания о перестрелках в ночных клубах и песня Мумий Тролля 1997 года «Утекай»! И, конечно, Борис Ельцин, пьяный проводник той эпохи.