Домашний очаг

Что такое фа диез. Гамма фа-диез минор: разновидности, знаки, трезвучия, параллельный мажор

Аккорд F – это тот самый прием баррэ, которого боятся все новички. Вы можете избегать его, тем самым ограничивая свой репертуар. Но, если вы действительно хотите научиться играть на гитаре, то рано или поздно вам придется научиться играть баррэ. Тем более что ничего сложного в нем нет. Если вы будете регулярно заниматься, то быстро освоите аккорд F.

Аппликатуры и запись аккордов

Аккорды обозначаются заглавными латинскими буквами (A, B, C, D, E, F, G). F – это фа-мажор. Дополнительные буквы и цифры после заглавной буквы указывают на конкретную вариацию аккорда. Например, буква m – на то, что это минорное созвучие. Цифра 7 на то, что это септаккорд и т.д.

В отличие от фортепианной клавиатуры, гитарный гриф позволяет сыграть одно и то же созвучие в разных позициях. Для конкретизации того, как должен быть сыгран аккорд, используется аппликатура. Она выглядит следующим образом.

Пример аппликатуры

На аппликатуре изображается, в каком месте грифа нужно прижать конкретную струну.

Строение мажорных и минорных трезвучий F

Фа-мажор (F) состоит из звуков: фа (F), до (C), ля (A) .

Фа-минор (Fm) состоит их звуков: фа (F), до (C), соль-диез (G#) .

Ноты, входящие в созвучие, нужно запоминать, чтобы сыграть аккорд в любом месте грифа. Это очень полезно, когда вы играете в ансамбле или рок-группе с двумя гитарами.

F (фа-мажор) и Fm (фа-минор) на гитаре

Возьмите в руки гитару и начните зажимать аппликатуры аккордов.

Фа-мажор в первой позиции

Возьмите баррэ на 1 ладу. Средним пальцем прижмите 3 струну на 2 ладу, безымянный палец и мизинец расположите на 3 ладу, на 5 и 4 струнах.

Фа-мажор в 1позиции

Сыграйте аккорд. Наверняка первые две струны звучат глухо или не звучат вовсе. Если это действительно так, то немного согните и выверните указательный палец в сторону гитарной деки. Найдите оптимальное положение, при котором звучат все струны. При этом ни в коем случае не превращайте свой указательный палец в скрюченный коготь. Он должен быть или прямым или плавно согнутым.

ВАЖНО! Положение большого пальца

Когда играете аккорды с баррэ, ставьте большой палец посередине тыльной стороны грифа. Так ваше усилие будет сосредоточено на пальцах, а не на кисти и предплечье. В такой позиции рука будет уставать гораздо меньше.

Фа-минор в первой позиции

Fm от F отличается только положением среднего пальца. При игре минорного трезвучия он остается свободным.

Фа-минор в 1позиции

F на 3 ладу

Вы можете взять F от 3 лада. При этом аппликатура будет похожа на форму ре-мажора. Попробуйте поставить пальцы так, как показано на изображении ниже, и сыграть аккорд.

Фа-мажор на 3 ладу

Fm на 3 ладу

Минорное трезвучие фа от 3 лада имеет форму аккорда ре-минор. На практике не применяется из-за того, что из этой позиции неудобно переходить к другим созвучиям.

Фа-минор на 3 ладу

F с малым баррэ на 5 ладу

А эта вариация F похожа на до-мажор. Только сыгранный не на 1, а на 6 ладу.

Фа-мажор с малым баррэ на 5 ладу

Fm на 5 ладу

Такую необычную аппликатуру Fm можно встретить только в композициях гитарных фриков вроде Роберта Фриппа и Фрэнка Заппы. Обычный гитарист фа-минор так никогда не сыграет.

Фа-минор на 5 ладу

F и Fm c баррэ в восьмой позиции

Аппликатуры F и Fm с баррэ в 8 позиции используются при игре на электрогитаре в случаях, когда инструменту нужно придать более яркое звучание инструменту.

Аппликатуры выглядят следующим образом.

Мажорное трезвучие.

Фа-мажор в 8 позиции

Минорное трезвучие.

Фа-минор в 8 позиции

F и Fm после 12 лада.

После 12 лада все аппликатуры аккордов повторяются, потому что повторяются ноты на гитарном грифе. Они только становятся на октаву выше. Например, F на 17 ладу выглядит так же, как и на 5.

Фа-мажор на 5 ладу Фа-мажор на 17 ладу

Если не получается сыграть фа-мажор

Новички обычно откладывают изучение фа-мажора до последнего. Если вам тяжело зажимать баррэ, есть еще один способ сыграть фа-мажор на первых ладах. Посмотрите аппликатуру и зажмите струны так, как изображено.

Альтернативный способ сыграть фа-мажор

Обратите внимание, первые 2 струны нужно зажимать одним указательным пальцем.

ВАЖНО! О трудностях

Все равно выучите баррэ. Описанный выше способ игры фа-мажора нужен, чтобы ваше обучение не затормозилось. Но эта аппликатура не является полноценной заменой обычному фа-мажору.

Популярные вариации аккорда F

Из-за того, что созвучия F играются с баррэ, популярных вариаций не слишком много. На практике гитаристы используют вариации с диезом и квинтаккорд. Реже ‑ нонаккорды и септаккорды.

Большой мажорный септаккорд фа (F7)

Аппликатура этой вариации выглядит следующим образом.

Большой мажорный септаккорд фа

Чтобы получить F7, зажмите F и уберите с грифа мизинец.

Фа-диез минор (F#m)

Фа-диез минор – самая популярная вариация созвучий F. Он зажимается так же, как и фа-минор, но не на 1 ладу, а на 2.

Фа-диез минор

Большой нонаккорд фа (F9)

F9 зажимается как F7 с мизинцем на 1 струне, 3 лад.

Большой нонаккорд фа

Квинтаккорд фа (F5)

Обратите внимание, что в квинтаккорде нужно играть только три струны. Остальные вы должны глушить ладонью левой руки.

Квинтаккорд F5 можно сыграть как в 1, так и в 8 позициях.

1 позиция

Квинтаккорд фа в 1 позиции

8 позиция

Квинтаккорд фа в 8 позиции

В музыкальной среде квинтаккорды называют «квинтами», или «пауэр-аккордами» (от англ. power chords).

ИНТЕРЕСНО.

Некоторые гитаристы опускают 6 струну на тон ниже. Благодаря этому квинтаккорд можно зажать одним пальцем.

Этот прием называется дроп-тюн. Его часто применяют музыканты, работающие в тяжелых жанрах рок-музыки.

Фа-мажор в дроп-тюне

Упражнение «Популярные последовательности»

Прежде чем приступить к изучению песен с F, потратьте немного времени на тренировку переходов от баррэ к открытым аккордам и обратно. Самая большая проблема новичков – неспособность быстро зажать все струны указательным пальцем и поставить остальные пальцы в нужные позиции. Но избавиться от этой проблемы можно только с помощью регулярных тренировок.

Ниже последовательности аккордов, игру которых вам нужно практиковать.

Последовательности с открытыми аккордами

Самая популярная прогрессия: Am F C E.

Выучив эту комбинацию созвучий, вы без труда сыграете такие песни как «Все идет по плану», «Я искала тебя», «Просвистела», «Враг мой, бойся меня», «Половинка» и еще десяток других.

Комбинация: Dm F E.

Играя эту последовательность, вы отрабатываете переход Dm – F, а затем F – E. При первой смене позиции не отрывайте средний палец от 3 струны. Перемещайте только указательный и безымянный пальцы и мизинец. При второй смене позиции просто сдвигайте руку, не меняя положение пальцев.

Получится, что ми-мажор вы зажимаете средним, безымянным пальцами и мизинцем. Это неправильно с точки зрения аппликатуры E, но очень удобно на практике.

Последовательности с баррэ

Первая последовательность с баррэ: F C G.

Когда вы ее играете, вы отрабатываете переход от одного вида баррэ к другому. Если вы планируете когда-нибудь взять в руки электрогитару, то вам обязательно нужно освоить эту последовательность.

Следующий ряд аккордов: Am, G, F, E.

Здесь все аккорды нужно сыграть с помощью баррэ. Получится, что вы двигаетесь вниз по грифу. В таком порядке эти 4 аккорда, сыгранные с баррэ, иногда называют «испанской последовательностью».

Третья прогрессия с баррэ включает аккорд с диезом: F#m, Bm, A, G.

Если вы освоили две предыдущие прогрессии аккордов, то сыграть эту вам будет совсем несложно. F#m часто встречается в песнях. И почти всегда он идет в паре с Bm.

СОВЕТ: Думайте наперед

Когда вы собираетесь играть какую-то песню, то перед началом исполнения просмотрите последовательность созвучий. Представьте, как вы будете сменять один аккорд другим. Определите удобные позиции. Где сыграть с открытыми струнами, а где взять баррэ.

Лучше посидеть полминуты, изучая аккорды, чем остановиться в середине песни, подбирая нужную аппликатуру.

В дальнейшем, когда у вас уже будет определенный опыт, весь процесс анализа последовательностей будет занимать доли секунд. Но в начале обучения этому стоит уделить больше времени.

Популярные песни на гитаре с использованием аккордов F

Ниже представлен список популярных песен, в которых встречаются F, F7, F#m, Fm. Сначала для изучения возьмите 1-2 песни. Выучите их так, чтобы играть по памяти. Репертуар расширяйте постепенно. Старайтесь добавлять только те песни, которые вам нравятся. Потому что их приятнее играть.

  • Чиж – «Фантом»
  • Гражданская оборона – «Все идет по плану»
  • Чайф – «Ой-йо»
  • Би-2 и Чичерина – «Мой рок-н-ролл»
  • Ночные снайпер ы – «Ты дарила мне розы»
  • Армейская песня – «Когда же приказ»
  • Гречка – «Люби меня, люби»
  • Nirvana – «Smells like teen spirit»
  • Кино – «Группа крови»
  • Король и шут – «Прыгну со скалы»
  • Любэ – «Ты неси меня, река»
  • Жуки – «Батарейка»
  • Ария – «Потерянный рай»
  • Кино – «Спокойная ночь»
  • 5’nizza – «Солдат»
  • 25/17 – «Звезда»
  • А. Приходько – «Вера»
  • Натали – «О, Боже, какой мужчина!»
  • М. Круг – «Кольщик»
  • «Луч солнца золотого»

Внимание! Повышенный уровень сложности

Если вы чувствуете в себе силы, то попробуйте сыграть вступительный рифф песни «Song 2» группы Blur . В этой композиции используется квинтаккорд F.

Тональности F dur (фа-мажор) и F moll (фа-минор)

В таблице приведены созвучия, которые можно использовать при игре в тональностях F.

Тональность Основные аккорды Дополнительные аккорды
Фа-мажор F B C Dm Gm A Am D
Фа-минор G# C# D# Fm A#m C Cm F
Фа-диез мажор F# B C# D#m G#m A# A#m D#
Фа-диез минор A D E F#m Bm C# C#m F#
  • Хотя фа-мажор часто используется в песнях, композиции очень редко начинаются с этого созвучия.
  • Среди всех аккордов вариация фа (фа-диез, фа-диез минор) наиболее часто используется в популярной музыке (например, Кино – «Группа крови», Rage against the machine – «Bulls on the parade» и т.д.).

Что нужно запомнить

  1. Фа-мажор с баррэ можно заменить на другую аппликатуру, но только на первое время.
  2. Выучив фа-мажор, вы сможете сыграть с баррэ и любой другой аккорд. Этот прием значительно расширит ваши технические возможности.
  3. В аккордах F нужно запомнить только одну аппликатуру (с баррэ на первом ладу).
  4. Комбинация аккордов Am, F, C, E позволяет сыграть десятки популярных песен.

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями . Используется и ещё один знак – бекар , он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Что такое полутон?

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:

Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Дубль-диез и дубль-бемоль

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли . Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона ).

Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез , а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа» .

Случайные и ключевые знаки

Итак, подведём итоги.

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»


В волшебном и удивительном мире музыки каждый шаг приносит новые впечатления, неповторимые эмоции. Несмотря на кажущуюся незначительность расстояния до соседней клавиши фортепиано (полутон) - именно таков самый маленький шаг музыки, интервал этот весьма значителен, если говорить о гармонической составляющей.

Музыкальные ракурсы

Можно провести параллель с фотографией: один шаг в сторону несёт за собой изменение ракурса, а предмет предстаёт порою в совершенно ином, доселе невиданном свете.

А поскольку звуковые волны и свет - движущая сила фотосъемки, с точки зрения физики (а с точными науками, как известно, спорить бесполезно), это явления одного порядка и нередко подчиняются одним и тем же законам, значит и изменение показателей может вызывать схожий эффект.

Мудрость классиков

Данным обстоятельством, как правило, пренебрегают эстрадные композиторы-песенники, чьи творения по желанию исполнителя могут быть транспонированы в любую тональность. Пользуясь нашей системой образов, можно уподобить такого композитора фотографу, которому безразлично, если недосвечен или пересвечен кадр - ведь он же снимает один и тот же пейзаж.

Классические же композиторы, а вслед за ними и вся академическая школа, были прекрасно осведомлены об изложенном выше обстоятельстве, тем более что среди них встречались ученые в области физики, химии. Классики очень щепетильно подходили к вопросу о выборе тональности своих произведений. Тональность часто включалась ими в само название, а значит, никак не могла быть изменена по прихоти того или иного капризного исполнителя.

Разноцветная музыка

А такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Скрябин, Римский-Корсаков, будучи наделены так называемым «цветным слухом», воспринимали каждую тональность как определённую цветовую гамму.

Феномен цветного слуха объясняется существованием психологического явления «синестезия», обозначающего процесс непроизвольного отклика одного вида рецепторов на раздражение другого.

Александр Николаевич Скрябин использовал термин «цветотональность» для обозначения цветовой гаммы, присущей той или иной музыкальной тональности. Небезынтересен тот факт, что слово "тон", являющееся корнем лексемы "тональность" используется также в изобразительном искусстве и фотографии.

Помимо цветовых ассоциаций, Скрябин наделял тональности такими эпитетами, как "духовные" тональности, к таковым относится, например, фа-диез минор, фа-диез мажор и "земные, материальные", среди которых до-мажор, фа-мажор и другие.

Цветотональность

Цвета, в свою очередь, для Скрябина, являлись символами основополагающих составляющих мироздания. Так, красный в этой системе ассоциируется с "цветом ада", фиолетовый и синий - обозначают духовный компонент бытия. На основе этого уникального мировосприятия Скрябин написал симфоническую поэму "Прометей". В партитуру данного произведения, помимо инструментов симфонического оркестра, была включена партия света. На премьере "Прометея" в 1910 году впервые в истории была использована светомузыкальная аппаратура. Это событие предвосхитило широкое использование подобной аппаратуры при проведении концертов в наши дни, а также всевозможные лазерные шоу.

Однако Скрябин глубоко ошибался, утверждая, что цветозвуковое восприятие у всех обладателей подобного слуха ничем не отличается друг от друга.

Многие композиторы имели индивидуальное видение звуков и тональностей, порою кардинально отличающееся от представлений Скрябина.

Немного теории

В данной статье мы рассмотрим всего лишь одну тональность - фа-диез минор - и сравним представления об этой тональности у разных композиторов.

Для начала приведём небольшую теоретическую справку о самой тональности. Она имеет латинское обозначение fis-moll. У тональности фа-диез минор знаки при ключе - диезы фа, до и соль. Случайные знаки могут варьироваться в зависимости от разновидности минора (натуральный, гармонический, мелодический и т. д.). Гамма фа-диез минора (натурального) состоит из следующих звуков:

  • фа-диез;
  • соль-диез;
  • до-диез;

Несмотря на то что данная тональность не входит в число наиболее употребительных, существует немало образцов музыкального искусства, написанных именно в этом ключе. Среди известных музыкальных произведений, написанных в этой тональности: "Соната для фортепиано № 1" Шумана, этюды фа-диез минор Скрябина и Лешгорна. Нельзя обойти вниманием "Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20" Скрябина. Также широко известна "Прелюдия фа-диез минор № 1" Рахманинова.

На вкус и цвет…

Итак, Александр Николаевич Скрябин давал следующую характеристику тональности фа-диез минор: тон фа-диез виделся ему в ярко-синем цвете. Этот цвет композитор называл "цветом чистого сознания".

Стоит отметить и то, что Скрябин назвал свою "Сонату фа-диез минор для фортепиано № 3, соч. 23" "Состояния души", где каждая из четырёх частей названа в честь определённого душевного переживания.

Николай Андреевич Римский-Корсаков видел эту тональность в бледно-серовато-зеленоватом цвете.

Советский композитор Борис Владимирович Асафьев сравнивал фа-диез минор с кожей зрелого апельсина.

Бельгийский композитор и музыковед Огюст Геварт, не обладавший цветным слухом, но составивший свою систему, состоящую исключительно из тональностей мажорного лада, писал, что выразительный потенциал минора не отличается особым богатством, в отличие от мажора. Фа-диез минор, по его мнению, тускл, туманен и размыт.

В 1977-1978 гг. студенты Тверского музыкального училища И. Бынкова, М. Добрынская, Т. Зайцева, Е. Зубрякова, С. Щербакова, Н. Яковлева задались целью опровергнуть утверждение Геварта, и в ходе анализа ряда музыкальных произведений выявить характеристики круга минорных тональностей. В процессе этого исследования фа-диез минору была дана характеристика "взволнованный".

Логичным является следующий вывод: сколько композиторов - столько и мнений. Вот каким разным может быть фа-диез минор! Инструментальная музыка в большинстве своём абстрактна и воспринимается субъективно. Но в этом и состоит её прелесть!