Домашний очаг

Единичка или нолик (правда или ложь) - Красная или синяя таблетка? Благородный соблазн Системы. Новый взгляд на фильм «Матрица

Пересматриваю Матрицу и ловлю себя на мыслях, что как же просто всё выглядит, когда знаешь ответ. Когда знаешь, куда ведёт та или иная таблетка. Зная, что станешь избранным уже и таблетку есть не так страшно. Ведь есть гарантия - немного мучений, а за этим приз. И то же самое в обычной жизни. Жить, как велит социум: школа - универ - работа - семья - дети - быть как все - закончить как все. Выбирая этот путь, получаешь гарантию того, что будет поддержка, одобрение, и даже если не получиться есть куча рецептов, как вернуться на путь истинный.

И как всё становиться иначе, когда выбираешь другой путь. Свой. Выбираешь, не зная, куда приведёт таблетка. А окажешься ли избранным или одним из многих. Когда нету множества книг с рецептами. Когда нужно отказаться от чего-то, не зная, а получишь ли лучшее взамен. Получишь ли то, что мечтаешь или просто лишишься и того, что есть и будешь жалеть о неверном выборе. Как сложно выбирать журавля в небе и отказываться от синицы, особенно если журавль ближе к сказке, чем к реальности.

Ещё больше ситуацию осложняет то, что в отличие от Матрицы о том, что принял таблетку, узнаешь, после того как проснулся. Если появилось ощущение говорящее что, так как было уже не подходит то назад дороги нет. Точнее есть. Но уже никогда не будет, так как прежде. Нельзя слышать этот голосок и делать вид, что жизнь хороша, как и раньше. Можно попробовать придушить его алкоголем, работой, партнёрами, детьми... но он будет возвращаться очень настойчиво, раз за разом. Не громко, но занудно, тогда когда в мире вдруг будет образовываться тишина - при просыпании утром, при отсутствии дел, при отсутствии обычной суеты. Этот тихий голосок говорит очень по разному - у кого-то грусть без причины, тоска, у кого-то отсутствие сил, кому-то просто некомфортно в теле, а может наоборот проявляться повышенным настроением или возбуждением когда мимо будет мелькать, то, что является моим. То на что отзываешься узнавание - это оно. Будь то книга, кусочек текста или цитата, фильм, картина или просто игра красок в луже...

Но, даже выбрав свой путь и услышав зов, есть ещё одна засада. Это то какой для тебя Мир. Как он воспримет и отреагирует если ты споткнёшься, зайдёшь в тупик или упадёшь без сил:(Это закладывается в детстве из отношений родителей к нашим неудачам. И в последствии это отношение можно подправить в терапии. Именно подправить, а не изменить. Те, кому повезло спокойно бегают по миру, который им рад и рад их успехам и поражениям. Они радостно пробуют новое, зная, что оступившись, по прежнему будут ценными и нужными. А есть те, кому повезло меньше для кого мир ближе к минному полю в тумане. Где каждый шаг это большущая угроза, это риск, это шаг на грани возможного. Где человек чувствует себя хрустальным на гранитном полу, и любое падение означает потерю части себя или всего себя с последующим собиранием кусочков обратно и риском сделать новый шаг и возможно повторить всё снова.

Для примера вспомните свои детские страхи, когда было страшно бежать в туалет, потому что темно, потому что под диваном может быть кто-то... И никакие доводы разума никак не влияли на этот страх. Можно было или остаться в постели или подняться и идти.

Если, читая этот текст он показался вам интуитивно знакомым значит, вы проснулись, и точно пробовали свои шаги в своей жизни. Сил вам и ресурсов на этом пути.

Предлагают выбор между красной и синей таблеткой. Синяя таблетка позволит остаться в искусственно созданной реальности Матрицы, то есть жить «неизвестностью иллюзии», тогда как красная таблетка приведет к бегству из Матрицы в реальный мир, то есть в «правдивую реальность», несмотря на то, что это более жестокая, сложная жизнь.

Происхождение

В «Матрице» есть отсылки к историческим мифам и философии, гностицизму , экзистенциализму , нигилизму . Предпосылки фильма происходят от Платоновой аллегории о пещере , скептицизма и злых духов Рене Декарта , представлений Канта о феномене и вещи в себе , Чжуан-цзы о бабочке, концепции имитации действительности и мысленного эксперимента «мозг в колбе» .

Матрица

В Матрице до Нео (Киану Ривз) доходят слухи о Матрице и таинственном человеке по имени Морфеус . Нео проводит ночи за компьютером, пытаясь узнать секрет Матрицы и то, что она такая. В итоге другой хакер, Тринити (Кэрри-Энн Мосс), знакомит Нео с Морфеусом.

Морфеус (Лоуренс Фишборн) объясняет Нео, что Матрица является иллюзорным миром, созданным, чтобы помешать людям узнать, что они являются рабами внешнего воздействия. Держа в каждой руке по таблетке, он описывает Нео выбор, который ему предстоит.

Синяя таблетка позволит остаться в искусственной реальности Матрицы, красная же служит для определения местоположения тела человека в реальном мире и «отделения» ее от Матрицы. Выбор между синей и красной таблетками необратим.

Нео выбирает красную таблетку и просыпается в реальном мире, и там его выбрасывает из наполненной жидкостью камеры, где он лежал без сознания. После спасения и выздоровления на Навуходоносоре Морфеус показывает Нео истинную природу Матрицы: детализированную симуляцию Земли по состоянию на конец 20 века (год действия не указан точно, но это примерно двести лет назад относительно момента пробуждения Нео). Она создана, чтобы удерживать ум людей в повиновении, тогда как их тела хранят на огромных электростанциях, где тепло и биоэнергия используются машинами, которые поработили людей.

Гедель, Эшер, Бах

Дуглас Гофстедтер в книге «Гедель, Эшер, Бах » (1979) вводит двух персонажей, выходящих из двумерного мира гравюр Эшера, выпив для этого жидкость из синего и красного флаконов. Гофстедтер вспоминает о большом влиянии Льюиса Кэролла на эту книгу, флаконы «войти» и «выйти» являются аналогиями зелья «выпей меня» и пирожного «съешь меня», в «Алисе в Стране чудес» , которые ее уменьшали и увеличивали. Матрица очень четко ссылается на «Алису в Стране чудес» фразами «белый кролик» и «вниз по кроличьей норе».

Вспомнить всё

В фильме «Вспомнить всё » (1990) красную таблетку предлагают персонажу Арнольда Шварценеггера , Дагласу Куэйду: «Этот символ - символ твоего желания вернуться к реальности». Синей таблетки в фильме нет, а сюжет разворачивается вокруг неизвестности, Куэйд во сне, в реальном мире. Однако таблетку ему предлагают с утверждением, что Куэйд всё-таки спит , а таблетка вернёт его к реальности, звучат слова «в своём сне ты уснёшь».

См. также

Напишите отзыв о статье "Красная и синяя таблетки"

Примечания

Отрывок, характеризующий Красная и синяя таблетки

– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.

Морфеус предоставляет Нео выбор. «Не поздно отказаться. Потом пути назад уже не будет. Примешь синюю таблетку - и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку - войдешь в страну чудес, и я покажу, глубока ли кроличья нора». Нео потянулся за красной, и Морфеус предупреждает: «Помни, я лишь предлагаю узнать правду. Больше ничего».

Вся жизнь в матрице - это, в некотором роде, постоянный выбор между красной и синей таблеткой или, точнее, сомнение, принимать синюю таблетку или нет. Привычки и порядки, мысли и чувства хуматонов в пределах матрицы-все это непрерывный лоток синих таблеток, щиты, которыми пользуются хуматоны, чтобы не подпустить к себе неизведанное. Пристрастие к синей таблетке - обычное поведение, все то, что делают хуматоны, чтобы сохранить свое видение мира и самих себя. Действия под влиянием красной таблетки навсегда разрушают это привычное видение. Поэтому, хотя жизнь любого хуматона - нескончаемый поток синих таблеток, красная таблетка попадается только один раз (да и то если повезет).

К красной таблетке воины матрицы готовятся на протяжении многих лет, постепенно отучая себя от синей. Они вновь и вновь отказываются уступать своим привычкам и мыслям и постепенно выводят из строя интерпретационную систему (известного мира), которую они использовали, чтобы ослепить себя и скрыть от себя правду. Когда щиты постепенно убираются, до воинов матрицы начинают долетать стрелы Просветленных - сигналы от волшебников в реальном мире, и тогда они готовы принять красную таблетку. Очевидно, что удар, который наносит красная таблетка, отразить невозможно. Разум совершенно беспомощен перед ее опустошительным, разрушающим реальность воздействием. Нетрудно понять, что большинство хуматонов не пережили бы процесс отключения, а если бы и пережили, то, узнав правду, впали бы в безумие, а потому были бы бесполезны для сопротивления. Морфеус объясняет Нео, что хуматонов старше определенного возраста они никогда не отключают: «Рассудок цепляется за привычное». Для Нео они сделали исключение, потому что он - Избранный. Нео - молодой человек, ему чуть за двадцать, а красную таблетку берегут для детей, в лучшем случае для подростков, лет до четырнадцати - это как раз тот возраст, когда программа матрицы начинает работать в полную силу. (Четырнадцатилетние не имеют права голосовать, но они уже вполне созрели для секса, убийства и постоянной работы.)

И снова: чем меньше зависимость хуматонов от синетаблеточной жизни в матрице, тем легче им принять откровения краснотаблеточной. Для воина матрицы любое действие - это выбор: красная таблетка или синяя таблетка. Любой поступок либо повышает либо понижает уровень энергии, или, иначе говоря, либо одурманивает воинов (еще сильнее сокращает область их осведомленности и ведет к еще более глубокому забытью), либо их пробуждает от сна. Промежуточных вариантов здесь быть не может. Это главное правило, кредо воинов матрицы, которое сродни убежденности монаха в его беззаветной преданности Богу: «Слушайся или топай». Красная таблетка предлагает истину синяя - забытье. Однако необходимо помнить, что миллионы людей, даже зная, что синяя таблетка ведет к забытью, с радостью, как и Сайфер, приняли бы именно ее, и едва ли найдется хоть один желающий (это относится даже к Томасу), кто принял бы красную таблетку, если бы догадывался о той истине, которую она предлагает Но такой выбор - это уже не выбор, и в этом вся суть выбора. Никому нельзя объяснять, что такое матрица. Это необходимо узнать самому но одного любопытства здесь недостаточно. Чтобы действительно узнать путь, его следует пройти.

Добрый день. У меня для тебя хорошая новость. Нас окружает Матрица. Даже сейчас, в этой комнате. Ты видишь ее, когда смотришь из окна или читаешь эту колонку. Хотя на самом деле нет ни окна, ни этой колонки. Этот мир был поставлен перед твоими глазами, чтобы заслонить правду…

Отношения между мужчиной и женщиной - тоже Матрица. Иллюзия, которую пара создает друг для друга. Ты уверена, что хочешь узнать всю правду о своем избраннике? Какую таблетку ты бы выбрала при случае: красную или синюю?

Красная таблетка - символ смелого выбора. Большинство людей, да и ты, наверное, полагают, что приняли бы именно ее, находясь на месте Нео. Правда, предлагают ее редко. А если предлагают, и ты даешь согласие - дороги назад уже нет… Я хочу поговорить сегодня о месте правды и иллюзий в отношениях между мужчиной и женщиной.

Мужчина в день в среднем 179 раз говорит неправду. Женщина - около двухсот.

Тебя обманывают. Причем обманывают часто. Нередко это делают близкие тебе люди, про которых ты такого даже подумать не можешь. Более того - ты сама постоянно обманываешь этих самых людей. Да… Такие дела. У homo sapiens это вообще в порядке вещей. По результатам исследования, проведенного учеными университета Эмори, оказалось, что мужчина в день в среднем 179 раз говорит неправду. Женщина - около двухсот. Не веришь - попробуй проследить за собой хотя бы несколько часов. Впрочем, в большинстве случаев речь идет о таких мелочах, о которых не стоит ни говорить, ни думать. Это вранье так же естественно для нас, как вдохи и выдохи.

Но. Около 15-20% обманов - вполне осознанны. Добавь к этому те вещи, которые ты скрываешь. То есть как бы не врешь по их поводу, но и особо не афишируешь. И то, о чем не договариваешь. То есть тоже как бы никакого криминала, и все же. Вот все это, плюс, конечно, твои самые лучшие чувства, и создает ту самую Матрицу, в рамках которой живет твой мужчина. Он отвечает тебе взаимностью - своим набором иллюзий.

Одна моя знакомая, замужняя и вполне себе довольная семейной жизнью, завела себе аккаунт на сайте знакомств. Просто так. Ввиду того, что дама она весьма общительная. Без каких-либо строго наказуемых планов. Наверное, ничего особенно плохого в этом нет. Но стоит ли об этом знать ее мужу?

Другая моя знакомая время от времени видится со своим первым молодым человеком.

В тайне от мужа, естественно. По ее мнению, ему об этом незачем знать. Только лишние нервы, а мы всего лишь пьем кофе.

Жена моего бывшего коллеги (кстати, прекрасного семьянина) вряд ли порадовалась бы, если бы узнала на какого рода сайтах проводит ее супруг немалую часть своего рабочего времени. Не узнала пока. И все у них хорошо. Надеюсь, и дальше будет также.
В каждой паре объемы и форма обманов очень разнятся.

Кстати, у тебя есть шанс соврать еще и прямо здесь, в комментариях, сказав, что в твоей паре обмана нет вообще.

Со временем ложь накапливается, справиться с объемами все сложней, и у второй половины сознательно или подсознательно возникает выбор: узнать «насколько на самом деле глубока кроличья нора» или, запив сухим мартини синюю таблетку блаженного неведения, остаться в Матрице еще на какое-то время. Вся проблема в этом самом времени. Если мне сейчас хорошо, и я уверен, что так будет всегда - несите мне синюю таблетку. Меня не интересует, что я чего-то могу не знать.

Жить в Матрице можно, если убедить себя в том, что она и есть реальность.

Со мной на курсе учились братья-близнецы. Гуляли со страшной силой. При том, что у обоих были постоянные девушки, которые тоже учились с нами в институте. На какой-то очередной пьянке одна доброжелательница раскрыла глаза девушкам на похождения их молодых людей с подробной раскладкой: кто, с кем, где и когда. Одна из девушек бросилась выяснять, насколько рассказ соответствует истине. Вторая сказала, что верит своему молодому человеку. Первая пара практически сразу рассталась. Во второй недавно родился второй ребенок.

Отношения между мужчиной и женщиной похожи на религию для индивидуального пользования. Не важно, есть на самом деле Бог или нет. Ключевое понятие тут «вера». Бог есть, пока ты веришь в него. А вот сомнения и полузнание - смертельно опасны. Безоглядное соблюдение заповедей - дорога к персональному раю при жизни.

У Максимилиана Волошина есть стихотворение, которое настолько в тему, что я хочу привести его полностью:

Обманите меня, но совсем, навсегда,
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда,
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум.

И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
Кто ведет лабиринтом неведомых зал,
Чье дыханье горит у меня на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке.

А, очнувшись, увидеть лишь ночь и туман,
Обманите и сами поверьте в обман,
Обманите меня, но совсем, навсегда,
Чтоб не думать зачем и не помнить когда.

Жить в Матрице можно. Особенно, если убедить себя в том, что она и есть реальность. Если на пушечный выстрел не подпускать к себе Морфеусов и вместо таблеток всех цветов перейти на свежие овощи.

Для человека, который никогда не узнает, что есть настоящая реальность - Матрица и является настоящей реальностью.

Жить в Матрице трудно. Если знать, что это Матрица, реальность может накрыть тебя в любой момент. Тогда появляется страх и неуверенность. Для жителей Матрицы - это смерти подобно.

Жить в реальности - можно. Но для этого нужно быть всегда сильной. И не создавать Матриц для других. Жить в реальности - сложнее. Нео, приняв предложение Морфеуса и оказавшись в «пустыне реальности», узнает, что реальность на самом деле намного ужасней, чем он мог представить.

Чтобы жить в реальности, нужно быть всегда сильной.

Если ты считала свои отношения идеальными, а потом широко открыла на что-то глаза, ужаснулась, поплакала и неделю не выходила из депрессии, через некоторое время может наблюдаться интересный эффект. Тебе захочется обратно, в Матрицу. Как Сайферу, помнишь? «Я знаю, что этот бифштекс не существует. Я знаю, что, когда кладу кусочек в рот, Матрица сообщает моему мозгу, что он сочный и вкусный. Знаешь, что я понял за девять лет? Неведение - это блаженство».

Не знаю, как бы лично я поступил на месте Нео. Наверное, я бы очень насторожился, если бы здоровенный негр в черном плаще в темное время суток предложил мне какие-то таблетки, обещающие расширить сознание.

А ты - выбирай. Ежедневно. Красная и синяя.