Здоровье

Этот русский человек человек несгибаемой воли. «Человек несгибаемой воли

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо-лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто-рия, а действительно судьба реального человека, ис-пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч-ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи-ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от-дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со-беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе-ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се-мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры-вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли-вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му-жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа-шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо-тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж-ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко-мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте-рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди-ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист-ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска-за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы-тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда-ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе-седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи-тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле-вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз-вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото-рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо-леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело-века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со-хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо-роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь-ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто-кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое-вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Перед рассветом проснулся, не пойму, с чего мне так душно стало? А это сынок мой вылез из простыни и поперек меня улегся, раскинулся и ножонкой горло мне придавил. И беспокойно с ним спать, а вот привык, скучно мне без него. Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…

Первое время он со мной на машине в рейсы ездил, потом понял я, что так не годится. Одному мне что надо? Краюшку хлеба и луковицу с солью, вот и сыт солдат на целый день. А с ним - дело другое: то молока ему надо добывать, то яичко сварить, опять же без горячего ему никак нельзя. Но дело-то не ждет. Собрался с духом, оставил его на попечение хозяйки, так он до вечера слезы точил, а вечером удрал на элеватор встречать меня. До поздней ночи ожидал там.

Трудно мне с ним было на первых порах. Один раз легли спать еще засветло, днем наморился я очень, и он - то всегда щебечет, как воробушек, а то что-то примолчался. Спрашиваю: «Ты о чем думаешь, сынок?» А он меня спрашивает, сам в потолок смотрит: «Папка, ты куда свое кожаное пальто дел?» В жизни у меня никогда не было кожаного пальто! Пришлось изворачиваться: «В Воронеже осталось», - говорю ему. «А почему ты меня так долго искал?» Отвечаю ему: «Я тебя, сынок, и в Германии искал, и в Польше, и всю Белоруссию прошел и проехал, а ты в Урюпинске оказался». - «А Урюпинск - это ближе Германии? А до Польши далеко от нашего дома?» Так и болтаем с ним перед сном.

А ты думаешь, браток, про кожаное пальто он зря спросил? Нет, все это неспроста. Значит, когда-то отец его настоящий носил такое пальто, вот ему и запомнилось. Ведь детская память, как летняя зарница: вспыхнет, накоротке осветит все и потухнет. Так и у него память, вроде зарницы, проблесками работает.

Может, и жили бы мы с ним еще с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил ее с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, - он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофером, - и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.

Тяжело ему идти, - сказал я.

Так он вовсе мало на своих ногах идет, все больше на мне едет. Посажу его на плечи и несу, а захочет промяться, - слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок. Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я - за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Разговариваю обо всем и с Ириной и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…

Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

Прощай, браток, счастливо тебе!

И тебе счастливо добраться до Кашар.

Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь во-время отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

"Человек несгибаемой воли" (рецензия на рассказ М. Шолохова "Судьба человека") "Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою". Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, напечатанного в "Правде" в 1956 году, - рассказа "Судьба человека". Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обращен к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая "Судьбу человека", понимаешь, что рассказ написан в "полемике" с писателями "потерянного поколения", которые считали, что человек не может на войне сохранить "душу живу".

Шолохов же считает, что это возможно. Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем "человека". Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его "хождениях по мукам" обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает не только грустные, но и радостные чувства потому, что все тяжелейшие удары судьбы не смогли убить его душу. И, наверное, можно сказать, что рассказ Шолохова - о преодолении героем трагизма жизни, благодаря силе воли и красоте человеческой души.В основе сюжета рассказа лежат действительные события.

Шолоховский герой имеет реального прототипа, но имени его Шолохов так и не узнал. Встреча писателя с героем произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Этому есть историческое объяснение.

Очевидно, подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина. И его создание стало возможным только после смерти "отца народов" и XX съезда партии. Шолохов назвал свое произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения, типизации - это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи. Мне кажется, что это вполне правомочно, ведь И. Шмелев назвал свое "Солнце мертвых" эпопеей. Ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа.

Его исповедь составляет сюжетный центр рассказа. Что же представляет собой композиция произведения?

Она достаточно традиционна. Это рассказ в рассказе. Подобное мы видели, например, в "Старухе Изергиль" Горького.

Кроме того, можно говорить о двух "планах" повествования: голосе героя и голосе автора. Дело в том, что повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в "Судьбе человека" отведено рассказу Соколова о себе. Что же узнаем мы о герое? История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа.

Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что пе-ред ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов?

Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтому и жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз.

Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку. И в это благополучие, счастье "врывается" война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель "складывает" историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов: вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря, и наконец совершает побег из плена.

Становится совершенно ясно, что и в поединке Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: "Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой". Вероятно, автору важно подчеркнуть, что сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе.

Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что "мол, все в порядке, помаленьку воюем", но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто "сопли по бумаге размазывает". Он, в отличие от платоновского гвардии капитана Алексея Иванова, прекрасно понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось".

Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает (без тени пафоса) не о своей безопасности, а о том, что "там товарищи его, может, погибают" - вот она, "скрытая теплота патриотизма". То же самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви.

Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что "худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный" не сможет справиться с этим "мордатым", "толстым мерином", он решает "сам его кончать". В этом убийстве нет ничего безнравственного: народная мораль допускает его, ведь убийство совершено "за правое дело". Перед самой сценой убийства Шолохов вновь напоминает, что Андрей Соколов думает о других, восхищаясь поведением военного врача: "Вот что значит настоящий доктор!

Он и в плену и в потемках свое великое дело делал". Отдавая дань врачу, шолоховский герой не понимает, что дела-ет то же самое. Соседство эпизодов убийства предателя и незаметного подвига военврача - знак мастерства писателя. Благодаря этому мы отчетливо видим, что на страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова: "Одному-то и курить, и помирать тошно".

Вторую - словами Крыжнева: "Своя рубашка к телу ближе". Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает. Не менее важен и эпизод с комендантом. Именно неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так, и именно так: "…хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались". Поэтому в данном контексте реакция коменданта нормальна. Невольно вспоминается повесть Б. Васильева "В списках не значился". Как Андрей Соколов заставил немцев увидеть в себе человека, так и Николай Плужников, который в финале выходит к немецким солдатам, невольно заставляет их, потрясенных его подвигом, отдать ему честь. В чем же истоки мужества Соколова? Прежде всего в воспоминаниях о семье, детях, об Ирине: близкие помогали ему выжить. Ведь и защищал-то он семью, дом, родину. Не случайно место уничтоженной семьи в сердце Андрея Соколова занимает маленький Ванюшка, тем самым герой будто снимает с себя чувство вины перед Ириной за то, что оттолкнул ее, и перед Ванюшкой за то, что тот остался без родителей. История Соколова становится обвинением войне, "искалечившей, исказнившей человека". Здесь сразу же вспоминается портрет главного героя рассказа, нарисованный Шолоховым в начале произведения: "большие темные руки", "глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской". Перед нами метафора, усиленная гиперболой. Глаза - отражение души, и мы понимаем, что у Соколова внутри все словно перегорело. Здесь нельзя не вспомнить слов М. Лотмана: "История проходит через дом человека, через его частную жизнь, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а "самостояние Человека" превращает его в историческую личность". Никитин А. 11 кл., 227 педагогическая гимназия, С.-Петербург 2000 г. Volksehik

Михаил Александрович Шолохов - известный писатель-гуманист 20 – го века. Большинство произведений М.А.Шолохова посвящено знаменательным историческим событиям. Главным образом, событиям, происходящим в период Великой Отечественной войны. Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне является рассказ «Судьба человека».
Форма рассказа «Судьба человека» проста и гениальна: «рассказ в рассказе». Главный герой рассказа, простой советский человек Андрей Соколов, сам рассказывает о себе и своей жизни.
22 июня 1941 года обычный плотник Андрей Соколов становится солдатом. С трепетом и любовью вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью и был счастлив. Но эти прекрасные воспоминания омрачаются тем, как он при расставании оттолкнул супругу, вцепившуюся в него: «Зачем я её тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут… »
Андрей Соколов, который уезжал на фронт с надеждой в скором времени вернуться к своей семье, даже не подозревал о том, какие испытания уготовила ему судьба. Тяжёлое расставание с семьёй при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, ад гитлеровского концлагеря. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.
В коротком фронтовом отпуске А.Соколов узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, но и он погибает в последний день войны – 9 мая.
Выдержал Андрей Соколов и эти жестокие испытания, ни одной слезинки не проронил, видно «на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит? »
Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Пережитые страдания не прошли даром, оставив глубокие раны в душе Андрея Соколова, но они не убили в нём человека.
Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, «этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». В этих словах слышится отношение не только, да и не столько к герою рассказа, сколько ко всем русским людям, прошедшим через испытания Великой Отечественной войны.
«Судьба человека» - самый короткий рассказ М.А.Шолохова, но, на мой взгляд, это самый эмоциональный рассказ из всех существующих. И хотя в рассказе идёт речь о судьбе одного человека, за ней видна судьба многих советских людей, разделивших со своей страной все трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому.