Домашний очаг

Где находится памятник головы большой. "камень-голова", уходящая в землю

К Петергофу, его ансамблям дворцов и парков, у меня всегда будет особое отношение в силу приятных детских воспоминаний о регулярных поездках туда. Мне нравится возвращаться в это место, осматривать до боли знакомые поместья и усадьбы, гулять по едва протоптанным дорожкам меж вековых дубов и выискивать раз за разом что-то новое. Одним из таких потайных, неочевидных уголков является мой любимый парк «Сергиевка».

Сергиевский парк, или парк усадьбы Лейхтенбергских - это нетуристический Петергоф, больше всего известный своим дворцом с множеством фонтанов. Если разобраться, то «Сергиевка» находится в Старом Петергофе, то есть дальше от Петербурга, чем Петродворец. И главной особенностью Старого Петергофа является масса садов, про которые, кажется, забыл весь мир, отдав на растерзание времени и природе красивейшие здания с изумительным дизайном. Но, возможно, именно эта аутентичность и делает «Сергиевку» особенным пространством.

Немного истории

Изначально парка как такового здесь не было. Был обычный лес, в котором выкупил землю Румянцев А. И., политик и деятель времен Великого. Если он и построил здесь себе какое-то поместье (а, скорее всего, так и было), то сейчас от него и следа не осталось. По имени внука первого владельца этой земли - Сергея Румянцева - парк и назвали «Сергиевка». Позже усадьба была продана Кириллу Нарышкину, деятелю при дворе императора, но немногим после его смерти территория была выкуплена царем Николаем I для его дочери с супругом, герцогом Лейхтенбергским. По заказу этой семейной пары архитектор Андрей Штакеншнайдер спроектировал и построил на территории «Сергиевки» загородный дворец, корпуса для прислуги, церковку и сады.

После революции, в 20-х годах прошлого века, «Сергиевке» дали статус памятника природы, и усадьба со всеми прилегающими к ней зданиями была передана в распоряжение Ленинградскому университету. Их собственностью парк является и до сих пор, о чем свидетельствует табличка у поворота ко дворцу.

«Сергиевка» очень сильно пострадала во время войны, и почти все здания на территории не отреставрированы до конца. Вы заметите это моментально, как только войдете в парк.

Как добраться из Санкт-Петербурга

Доехать до этого чудесного места можно на электричке или автобусе с юго-запада Санкт-Петербурга либо на собственной машине.

Автобусом

Самую бюджетную и комфортную поездку предлагает автобус № 200. На нем вы за 60 рублей доедете от станции метро «Автово» прямо до «Сергиевки» за 60–80 минут в зависимости от наличия пробок при выезде из города.

Есть еще и другие автобусы, которые едут из города в сторону «Сергиевки», но ни один из них не останавливается около станций метро, а в некоторых случаях придется еще и делать пересадку. У «Автово» автобусы и маршрутки вы найдете на противоположной от выхода со станции стороне, куда вы сможете добраться по пешеходному подземному переходу.

Маршруткой

Помимо общественных, есть еще и коммерческие автобусы - маршрутки. Также от «Автово» вы можете доехать на микроавтобусах со следующими номерами: 401, 401А, К300. Вам придется заплатить около 80–85 рублей. От станции метро «Проспект Ветеранов» за меньшее время до «Сергиевки» ходит маршрутка № К343. За проезд вы отдадите 70 рублей.

В любом случае вашей конечной точкой будет остановка «Биологический институт», которая находится прямо около «Сергиевки». Все эти автобусы и маршрутки следуют через Стрельну, Петродворец и Старый Петергоф, так что если какое-то из этих мест будет вашим начальным пунктом, вы сможете запрыгнуть на транспорт с любой остановки на Петергофском шоссе.

Электричкой

Мне больше всего нравится ездить в Петергоф на электричке: там всегда есть где присесть, практически рядом с каждой достопримечательностью железнодорожные станции, стоит это относительно недорого и не требует пересадок. «Сергиевка» находится рядом со станцией Университет (там же, где находятся некоторые факультеты СПбГУ и его общежитие) в 50 минутах езды на электричке от города.


Чтобы попасть на эту электричку, вам нужно будет прибыть на Балтийский вокзал (метро «Балтийская»), либо вы можете сесть на поезд у метро «Ленинский проспект», но там несколько дольше придется идти до железнодорожной станции. Проезд на электричке обойдется вам в 72 рубля, а действительное расписание вы можете посмотреть по ссылке . Билет на поезд приобретается только в кассе вокзала.

Парк находится практически сразу за станцией, но вам потребуется около 30 минут, если вы будете неспешно прогуливаться, чтобы дойти до основных достопримечательностей. Войти в парк со стороны вокзала можно, несмотря на то, что на карте вход в парк не указан.

Автомобилем

При планировании поездки в «Сергиевку», чтобы не провести в пути слишком много времени, следует помнить о некоторых нюансах. Ближе к 16 часам из города в сторону Ораниенбаума и, соответственно, нашего парка устремляется куча автомобилей: люди едут с работы из города домой. Примерно с 16 и до 19 часов по будням одни из главных юго-западных проспектов Петербурга (Стачек и Петергофский) просто-напросто стоят. А именно по ним вам придется ехать определенную часть пути. Если же вдруг (!) вы останетесь в Петергофе на ночь, тогда помните, что в будние дни утром (и в воскресенье вечером в летнее время) эти же участки дороги загружены в направлении к Питеру.

Выбираясь из центра города, в пути вы проведете не более часа, разумеется, если вы не забудете про тот совет, который я вам дала выше. Альтернативный вариант - проехать около четверти пути по ЗСД (Западному скоростному диаметру), то есть по платной дороге. Это обойдется вам около 200 рублей. Но так вы не сможете увидеть из окна ни Петродворец, ни собор и Павла, ни очаровательные петергофские домики... В общем, вам судить, но в случае чего вы всегда сможете съехать с ЗСД в Стрельне и таким образом захватить все красоты региона.

Парковка

С этим моментом у вас не возникнет проблем даже в выходные: рядом масса места для того, чтобы оставить машину, и платить ничего не придется. Во-первых, прямо через дорогу от поворота к «Сергиевке» находится небольшое поле, где можно припарковаться. Во-вторых, есть вариант остановиться прямо на пути, сворачивающем к парку (дорога протягивается примерно на 150 метров вплоть до шлагбаума).

Основные достопримечательности парка

Несмотря на то, что парк очень небольшой (особенно если сравнить с самым известным ), посмотреть в нем есть что, пусть и почти все здания находятся в довольно плачевном состоянии.

Не забывайте о том, что главное достояние парка - это природа, и, гуляя здесь, можно потратить несколько часов, наслаждаясь окружающими красотами.

Усадьба Лейхтенбергских

Это первое здание, которое встречает вас при входе в парк. Его отлично видно еще с автобусной остановки, на которую выходит главный фасад дворца. Таким образом, мы можем представить, что из его окон благородным особам открывался шикарный вид на Финский залив.

У усадьбы есть разные корпуса, также недоступные для осмотра изнутри: кухонный, спальный (для слуг) и другие, разбросанные тут и там по всему парку. Но, разумеется, выглядят они далеко не так интересно и привлекательно, как дворец. К сожалению, у него отреставрированы всего два фасада: главный и тот, который видно при входе в парк. Но, как я уже говорила, такое состояние стен, облупленная краска и полуразрушенные колонны придают всему ансамблю неповторимый шарм.

Голова

Пусть изначально этот парк строился вокруг усадьбы и назывался долгое время в ее честь, главной достопримечательностью является далеко не поместье и не пешие прогулки по узким лесным тропинкам. Визитная карточка «Сергиевки» - это огромная каменная голова, которая смотрит из-под земли на проходящих мимо посетителей. Вокруг нее витает много легенд, но достоверно никто не знает, как и зачем ее здесь высекли.


Согласно основной версии, ее построили по образу Великого в благодарность за благословение семьи скульптора. Мне же больше нравится история, которую рассказывали мне в детстве: мол, именно об этой голове и писал в «Руслане и Людмиле».

Сейчас большая часть головы погребена под землей, но некоторые историки и исследователи полагают, что скульптура не была завершена, так как лицо не доработано. Как бы то ни было, эта голова - одна из главных загадок Петергофа. Для того, чтобы найти эту Адамову Голову (можно звать ее также Старцем или Русичем), нужно обойти дворец, спуститься за ним вниз по лесенке и перейти ручей. Там вы ее и увидите.

Пляж на озере Зеленка

Я могу лишь предположить, почему это озеро так названо. Впрочем, догадки вполне очевидны - вам они моментально придут в голову, как только увидите это место вживую. Во-первых, вода здесь зеленого цвета из-за небольшой глубины и растений, которые видно на дне. Во-вторых, озерцо окружено деревьями, ветви которых в летнее время усыпаны изумрудной листвой, отражающейся на глади воды.


Купаться здесь - сомнительное удовольствие, особенно для брезгливых девушек, но в летнее время года некоторые особо отчаянные туристы могут получить удовольствие от плескания в этом водоеме. Честно говоря, могу сказать по собственному опыту: плавать здесь точно можно, чего не сказать о Финском заливе в 7 минутах ходьбы от парка. К сожалению, он в этом районе больше напоминает огромную лужу, чем часть моря.

Руины церковки

Если после входа в парк следовать прямо примерно 250 метров мимо служебных корпусов, вы наткнетесь на руины четырех стен старинной церкви, которую просто-напросто оставили в таком жалком состоянии после войны. Поначалу историки предполагали, что это был католический костел, но так как все-таки регион был далек от западного христианства, эту версию отмели. Вскоре нашли подтверждение тому, что церковь православная: на одной из плит, которую мне самой, если честно, найти не удалось (может, ее давно уже убрали), были написаны слова на церковнославянском.

Особенными эти руины являются потому, что в них можно забраться и пофотографироваться в дверном проеме, резные узоры по краям которого так и остались нетронутыми.

Собственная дача

Формально дворец и окружающая его территория не является частью «Сергиевки», но из-за близкого расположения посещение двух ансамблей обычно совмещают. Главная достопримечательность Собственной дачи - это дворец, постройка которого была закончена к началу правления царевны Елизаветы Петровны. Позже, после столетнего запустения, он был подарен цесаревичу Александру Николаевичу его отцом. Во времена СССР здесь находился музей. Сейчас, к сожалению, к поместью близко не подобраться из-за недавно начатых реставрационных работ (в которых здание нуждается уже несколько десятков лет), но даже из-за забора видно, что это место является одним из архитектурных шедевров Петербурга и его окрестностей. Могучие атланты держат на себе резной фасад, а мансарда на третьем этаже покоится на высоченных колоннах.


За стремительным упадком парка стоит также печальная история - эта местность была подвержена жестокому обстрелу во времена Великой Отечественной войны. И если Нижний парк Петергофа был скоро обстроен, то, как видите, к культурному наследию Старого Петергофа реставраторы подобрались совсем недавно.

Помимо дворца, в парке дачи цесаревича были засажены изысканные сады, выложены и окружены валунами красивые извилистые тропинки, была и небольшая церковь Святой Троицы специально для сына царя, которая тоже долгое время находилась в жалком состоянии. Сейчас реставрация церковки уже почти завершена, там ведутся службы и проходят праздники.

Рядом с «Сергиевкой» находится множество интересных мест, о которых не знает обычный турист и куда его не отвезут экскурсионные автобусы. Также в окрестностях не меньше достопримечательностей, про которых пишут все, кому не лень. Я хочу вам рассказать о двух локациях: одной, почти неизвестной в мире путешественников, и о второй, очень популярном дворцовом ансамбле.

Дачи Бенуа (1.5 километра от «Сергиевки»)

Это целый комплекс зданий, выполненных в стиле русского зодчества с элементами северного модерна (югендстиль). И он, как ни печально, находится сейчас в аварийном состоянии (хуже, чем в «Сергиевке»). По бумагам и знакам у домиков можно понять, что они относятся к ансамблю Собственной дачи, но находятся на большом расстоянии от нее. Остатки деревни Бобыльской, объявленные культурным достоянием Петергофа, сейчас просто стоят и разрушаются на глазах. Домов в этой местности было намного больше, но часть их обрушилась из-за пожаров, а часть была уничтожена во время войны. Названы эти поместья так потому, что их проектировал архитектор Леонтий Бенуа для разных влиятельных семейств своего века.


Дачи находятся прямо у побережья Финского залива, найти их проще всего по адресу: Приморская улица, дом 8, корпус 2. Если вы доберетесь до «Сергиевки», вам ничего не составит прогуляться и сюда: поверьте, эти здания только дополняют печальную и мистическую атмосферу Старого Петергофа.

Если побродить в округе, то можно найти руины некоторых других строений. В одну из построек можно пролезть через разломанный дверной проем, но будьте очень осторожны: половина дома уже обрушилась, так что все на ваш страх и риск. Разумеется, по всей России много похожих мест, но кто знает, сколько осталось стоять именно этим домам? Сейчас ведутся активные работы по планированию реконструкции дач и окружавших их садов...

Ораниенбаум (7 километров от «Сергиевки»)

Ораниенбаум - это настоящая королевская резиденция на территории поселка Ломоносова, и размах здесь виден во всем. Когда-то тут жил Петр III, еще до того, как он стал правителем Российской Империи. После восхождения на престол Екатерины II Ораниенбаум был объявлен уездным поместьем царской семьи.

Называю я это место «поместьем» с трудом, так как это настоящий ансамбль парков (Верхнего и Нижнего, как было в те времена принято их делить) с множеством скульптур, дворцов, зданий в стиле рококо. Это и Большой Меншиковский Дворец, Китайский дворец (самое интересное место во всем парке, на мой взгляд), множество павильонов, корпусов для прислуги, кавалеристов и много-много разных других построек, о которых вам подробно смогут рассказать либо экскурсоводы, либо расположенные поблизости знаки с детальным описанием. Мне Ораниенбаум в своей изумительной роскоши напоминает чем-то дворцы Вены, и просто голову кружит от того, когда видишь эти невероятные усадьбы, аккуратно выстриженные и идеально спроектированные сады.

Удивительно, но дворцовый комплекс практически не нуждался в реставрации после войны, так как на его территории была расположена особая линия обороны Ленинграда.

В заключение

«Сергиевка», как и все места в Старом Петергофе, не впечатлит вас сводящей с ума красотой, как Петродворец, часто сравниваемый с Версалем. Главная достопримечательность здесь, как я считаю, это, прежде всего, природа. С одной стороны, ничем не примечательные березовые и дубовые рощи, холмы, едва заметные ручьи. С другой стороны, это то, чего так не хватает в Северной Столице, когда часами изучаешь каменные изваяния в центре или живешь в хрущевке на окраине. Приезжайте сюда для того, чтобы сбежать от рутины, подумать о вечном и быстротечном или для того, чтобы просто погулять, дыша свежим воздухом.

Этот парк удивляет тем, насколько гармонично в нем сочетаются творения природы с произведениями человеческих рук, которые медленно, но верно поглощаются временем. Старый Петергоф - неоправданно забытое место, но, быть может, именно эта затерянность между настоящим и прошлым и делают его таким особенным.

Трипура Unakoti – археологическое место Индии.

Ничего не напоминает? Вот она – каменная голова славяно-арийского Мыслителя и Воина в Петергофе.

Рассмотрим сначала индийский вариант.


Тот же прямой нос, изящный вырез ноздрей, усы!
Держит ваджру.


А вот этот лик находится на стволе пушки в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи - военном музее России.
Эти лики отлиты на стволах пушек «Ревельский лев» и «Маленькая кошечка».
«Ревельский лев» отлит в 1559 году в Ревеле.

Тот же лик, пропорции, даже знак на лбу.

Ваджра – один из главных символов, означает духовную мощь буддхизированного (несокрушимого) вдохновения, которая озаряет существующие в мире иллюзии. Она является символом порядка, мужского начала и вечности. В соединении с колоколом это - озаренный ум, чья нота является звуком вечности, воспринимаемым чистым духом в пределах всего мироздания.
Она есть также бриллиант, инструмент познания, орудие Слова, интеллекта. Ваджра, тибетский символ «молнии и одновременно бриллианта», также связан с мировой осью; но если крест и распятие, ступени и жертвенный столб служат сим-волами стремления человека к горнему миру, то молния выражает обратное: действие верхнего на нижнее. Она также соотносится со взглядом «третьего глаза» Шивы, разрушителя всех материальных форм.
Вид спереди

У нашего много что сбито, в первую очередь, знак на лбу, корона на голове.

Двойник Мыслителя

Unakoti это изваяния, вырезанный археологический памятник, расположенный в Трипуре, северо восточной части государства в Индии.
Место приписывают древнему шиваизму, месту поклонения изображениям Господу Шива или Махадео.
Unakoti расположен примерно в 178 км от Агарталы (Агарта???) , столицы города Трипура. Изображения, найденные на Unakoti бывают двух типов: резные фигуры и каменные изображения.
Голова Шивы около 30 футов высотой, включая вышитые головной убор, который сам по себе является 10 футов высотой.
На каждой стороне головного убора Шивы есть изображения богинь - справа Дурга, стоящая на льве, слева Ганга верхом Козероге.

Богиня Дурга стоящая на льве


Лев - не лев, а похож на вепря.

Две богини сверху

Хорошо видны ведические узоры.

Ещё сверху

Крупно сверху.

Сбоку др

Выше вырезано с волосами

С волосами

Типура – название городка, и ещё один из видов виман.

Виды виман

Современное индийское полотно

Я нашла на этом полотне три типа виман.

Справа наверху, наши изображения, не правда ли?

Может в Трипура Unakoti было налажено производство виман?
Вот арии и путешествовали по миру.

Богиня Дургу стоит на животном, которое мне намнило животных из Гёбекли Тепе

Я посмотрела на стеллы Гёбекли Тепе, и мягко говоря сильно удивилась.

Какая-то связь идёт между всем этим?

Или мне кажется? Ведические знаки одинаковые, 8-лепестковые и 4..


Или оригинал


На каменных плитах скульптурные изображения (например, спускающийся лев)
Вот этот лев, на котором стоит Дурга, напоминает мне животных, найденных в Гёбекли Тепе, Турция. .

Вепрь

Старый Петергоф. Сергиевская дача Его Императорского Высочества великого князя Георгия Максимилиановича Романовского герцога Лейхтенбергского. Павильон-плувиум и подъезд (терраса и подъезд).
Можно предположить, что герцог Лейхтенбергский понимал, что перед ним. Или специально усадьба здесь разбита, да и сама усадьба далеко не так проста.

Дворец на валу ****************

Ещё голова в усадьбе *****************

Мост *****************

Не для ваз ******************

Остатки стелы **************

Мыслитель сбоку ********************

Ступени ******************


Усадьба разрушенная ************************

Что нам рассказывают, да хотя бы про Гёбекли Тепе.
Полит заказ:
Палки-копалки в ходу, строим обсерваторию, ориентируясь на Сириус.

Тысячи лет назад, система круговых то ли поселений, то ещё что в Гёбекли Тепе.

ОИ. Бред сивой кобылы:

Это про каменную голову в Петергофе:
Высеченная из камня-валуна голова находится в дворцово-парковом ансамбле "Сер-гиевка" (бывшей усадьбе Лейхтенбергских) на склоне оврага, возле нее бьет родник. Голова называется "Русич", "Старик", "Голова Самсона", «Адамова голова». Суще-ствуют несколько гипотез происхождения данного памятника, основных гипотез две:
1. Это голова витязя (проект Ф.Броуэра 1799-1800 год). В прежние годы на голове был металлический шлем, на носу виден след от его крепления.
2. Это голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики, чье дитя будто бы крестил сам император.
Официальная версия: Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Алек-сандра Румянцева).
Говорят, было так. В какие-то доисторические времена проходил в этих краях лед-ник и оставил камушек.
Потом были ещё всякие разные тектонические пертурбации, а потом пришёл некий старинный чел, привёл мастера с Петергофской гранильной фабрики и велел ему сделать красиво. Есть легенда о том, что мастер воспроизвёл верхнюю часть Петра I.
Кое- кто считает, что голова тут была и раньше, и под землей скрывается все ос-тальное. Копать низя - парк под охраной ЮНЕСКО.
Если сообщество ЖЖ решит, что я делаю выводы правильно, то есть смысл обратиться РАН.
Что писать, я знаю!!!


Около трёх тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Это условное наименование было дано по имени ольмеков - небольшой группы индейских племен, живших на этой территории гораздо позже, в XI- XIV веках. Само название "ольмеки", что означает "каучуковые люди", - ацтекского происхождения.


Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же. Это обстоятельство чрезвычайно трудно понять неспециалистам типа Г. Хэнкока, посвятившего ольмекам в своей книге "Следы богов" немало страниц. Подобные публикации только запутывают проблему, ничего в то же время не объясняя по существу дела.


Цивилизация древних ольмеков, начало которой восходит ко второму тысячелетию до н. э., прекратила свое существование в первые годы нашей эры и за полторы тысячи лет до расцвета империи ацтеков. Ольмекскую культуру называют иногда "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики.


Как это ни странно, несмотря на все усилия археологов, нигде в Мексике, как и вообще в Америке, до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов ее развития, места ее возникновения, как будто этот народ появился как уже уложившийся.


Совершенно ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их верованиях и ритуалах - кроме человеческих жертвоприношений. Мы не знаем, ни на каком языке говорили ольмеки, к какой этнической группе они принадлежали. А чрезвычайно высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков.


Культура древних ольмеков была такой же "кукурузной цивилизацией", как и остальные доколумбовы культуры Америки. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. До наших дней дошли остатки культовых сооружений этой цивилизации - пирамид, платформ, статуй. Древние ольмеки вырубали каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры. Некоторые из них изображают огромные головы, известные сегодня как "головы ольмеков". Эти каменные головы - самая большая загадка древней цивилизации...


Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.


Несмотря на то, что расцвет ольмекской культуры приходится на 1500-1000 годы до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.


Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы американский археолог Мэтью Стирлинг. Он писал в своем отчете: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы.


Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно негритянского типа".


Кстати, Стирлинг сделал и ещё одно открытие - он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колёсиках. Эта невинная, на первый взгляд, находка на самом деле явилась сенсацией - ведь считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказывается, на древних ольмеков это правило не распространяется...


Впрочем, вскоре оказалось, что и индейцы майя, южные современники древних ольмеков, тоже делали игрушки на колесиках, но колесо в своей хозяйственной практике не применяли.


Большой загадки тут нет - корни такого игнорирования колеса уходят в менталитет индейцев и в "кукурузную экономику". В этом плане древние ольмеки мало отличались от других индейских цивилизаций.


Помимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. На ольмекских стелах можно видеть сцены встречи двух явно различных человеческих рас. Одна из них - африканцы. А в одной из индейских пирамид, расположенных близ мексиканского города Оахака, находится несколько каменных стел с высеченными на них сценами пленения индейцами бородатых белых людей и... африканцев.


Ольмекские головы и изображения на стелах представляют собой физиологически точные образы реальных представителей негроидной расы, чье присутствие в Центральной Америке 3000 лет назад до сих пор является загадкой. Откуда могли появиться африканцы в Новом Свете до Колумба? Может быть, они были коренными обитателями Америки? Существует свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 1500 года до н. э.


Есть и другое предположение - о том, что в древности между Африкой и Америкой осуществлялись контакты через океан, который, как выяснилось в последние десятилетия, отнюдь не разделял древние цивилизации. Утверждение об изоляции Нового Света от остального мира, долгое время господствовавшее в науке, было убедительно опровергнуто Туром Хейердалом и Тимом Северином, доказавшими, что контакты Старого и Нового Света могли иметь место задолго до Колумба.


Цивилизация ольмеков прекратила свое существование в последнее столетие до нашей эры. Но их культура не погибла - она органично вошла в культуры ацтеков и майя.


А ольмеки? В сущности, единственная "визитная карточка", которую они оставили после себя, - это гигантские каменные головы. Головы африканцев...

Каменная голова - уникальная скульптура, высеченная из цельного крупного гранитного валуна, на территории парка "Сергиевка" в Петергофе.

На территории парка находятся и другие, не такие крупные, обработанные валуны. Это сохранившиеся с середины XIX в. элементы благоустройства парка, которым занимался известный садовый мастер Пётр Иванович Эрлер.

Точная дата создания каменной головы и ее автор не известен. До сих пор его происхождение вызывает множество споров историков. Интересно, что этот памятник не упоминается ни в одном из исторических документов. Вероятно, скульптура является оформлением водного источника, впадающего здесь в ручей.

Первое же упоминание головы встречается в записках выдающегося английского писателя Льюиса Кэрролла, путешествовавшего по России. Он упоминает об огромной голове, словно неком закопанном в землю титане, желающем выбраться на поверхность. Существуют даже мнения, что эта скульптура повлияла на некоторые эпизоды его бессмертного произведения "Алиса в Стране Чудес".

Версии появления каменной головы


  • Самая распространенная версия гласит, что голова - это скульптура по мотивам известной поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". Подтверждением служит отверстие, с помощью которого по предположениям исследователей к голове крепился металлический шлем, не сохранившийся до наших времен.
  • Другая версия предполагает, что это не законченный памятник императору Петру I. Якобы владелец усадьбы Сергиевка, Сергей Петрович Румянцев, решил таким образом увековечить память своего отца, Александра Ивановича Румянцева, сподвижника императора Петра I. Но в итоге его не удовлетворило качество выполненного памятника, и он приказал закопать его в землю.
  • Так же существует версия, что это памятник времен господства на этих землях шведов. Он якобы изображает неизвестного шведского правителя. И после Северной войны, когда территория перешла России, шведы не нашли транспортных средств, чтобы переправить памятник.

Впрочем, все эти версии не имеют документального подтверждения, и имеют скорее народное происхождение.

Парк Сергиевка в Петергофе успела покорить своей красотой не только простых обывателей, но и опытных культурологов. Дворцово-парковому ансамблю уже присвоили статус памятника федерального значения за его уникальные постройки, иллюстрирующие архитектурное направление начала 19 столетия. Однако, несмотря на современную индивидуальность, история этого сквера началась с типичных для того времени событий.

История парка

Создавая в 18 столетии городок неподалёку от северной столицы России, Романовы заботились о собственном уюте, позволяющем комфортно работать над делами государства. Поэтому Петергоф был местом проживания не только императорской четы, но и приближённых к ней лиц. Постепенное заселение этой территории дворянами из знатных родов повлекло за собой облагораживание местности. Именно благодаря такой деятельности со стороны любимца Петра Великого – Александра Ивановича Румянцева – появился сад с летней усадьбой.

Позднее права на владение перешли к сыну и законному наследнику – фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. И только представитель 3 поколения хозяев оставил значительный след в истории парка. По имени Сергея Петровича небольшой участок прозвали Сергиевкой.

Вид сбоку на главную усадьбу императорской дочери и её супруга.

Постепенно семейство Румянцевых отдалялось от службы государю. А уже в 1820-х разочарование в ожиданиях либеральных реформ стало причиной полного отдаления от семьи императора. Поэтому в это время усадьба продаётся Кириллу Нарышкину. Несмотря на знатность рода и постоянное общение с правительствующими лидерами, мужчина приобрёл поместье совсем не для увеличения своей роли при дворе. Напротив, он купил имение для летних развлечений с гостями недалеко от самых роскошных парков России.

Дополнительная информация! Именно при этом хозяине сквер пришёл в запустение, так как ни растения, ни постройки не обновлялись.

Следующим покупателем этого тихого местечка стал сам император. В 1838 году Николай I выкупил имение для Лейхтенбергского герцога Максимилиана и его жены – дочери государя – Марии Николаевны. Сергеевка стала загородным домиком для молодожёнов, а затем для их детей и внуков. До того, как супруги впервые посетили это место, поместье было обновлено. Посадили множество новых культур, оформили тропинки около пруда, полностью изменили интерьер помещений.

Дворец супругов Максимилиана и дочери Николая I – Марии Николаевны.

Чуть позднее – в середине 1840-х – были выстроены Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а также загородный дворец. Их автором стал знаменитый архитектор Штакеншнейдер, который руководил постройкой Мариинского дворца. В то же время в тени лесов была возведена капелла, покрытая мрамором. Сергеевка продолжила обновляться. Из гранитных валунов вырубались скамейки и скульптуры, повторяющие сюжеты античности. Усадьба Лейхтенбергских в Петергофе дополнялась садовыми культурами, привезёнными из европейских держав.

Начиная с 20-х годов прошлого века усадьба Сергиевка в старом Петергофе обрела статус памятника природы регионального значения. Государство установило контроль за этой территорией и поместило в корпуса биологический факультет Ленинградского университета. Военные годы выдались тяжёлыми для Сергеевки, так как усадьба была в непосредственной близости к городу государственного значения – Санкт-Петербурга. В это время разбомбили главное здание и помещения ВУЗа, были утеряны основные достопримечательности.

Важно знать! Восстановлением культурной ценности Петродворца занимались В. И. Зейдеман и К. Д. Агапова.

Достопримечательности и особенности

Благодаря тому, что Сергеевка в Петергофе длительное время принадлежала императорской чете, на территории появились удивительные скульптуры и сооружения. Многие из них дошли и до наших дней. При посещении парка, необходимо обратить внимание на следующие достопримечательности:

Достопримечательность Интересные факты
Дворец Лейхтенбергских Здание построено в удачном месте. Его видно издалека, крыша возвышается над кронами деревьев ещё по пути с автобусной остановки. Из окон усадьбы открывается вид на Финский залив.
Руины церкви Долгое время шли споры о том, к какому религиозному направлению можно отнести храм. По описанию внешнего вида можно убедиться в том, что здесь главенствовали католические обычаи. Однако были найдены на внутренних стенах слова на церковнославянском, благодаря чему сомнения отпали.
Каменная голова в Петергофе По мнению искусствоведов, гранитная голова витязя появилась в Петергофе в 1850-е по задумке самой Марии Николаевны. Однако этот факт не отражён в достоверных источниках. До сих пор ведутся споры о том, кто является автором и каким годом необходимо датировать этот уникальный памятник. Также высказывается мнение о том, что это голова Адама, вырубленная по прихоти гостей Петергофа.
Каменные скамьи Вырублены из валунов, выполнены в стиле «неогрек». После бомбёжек Великой отечественной войны их осталось только 3.
Водоподъёмная машина По мнению историков, её архитектором также был Андрей Штакеншнейдер. Несмотря на простоту и практичность, подобной достопримечательностью могут похвастаться не все усадьбы богатых дворянских семей.
Камень с отверстиями. Его случайно раскопали во время реконструкции после Великой отечественной войны. В огромном камне вырублены 4 ступеньки, выше которых расположились отверстия для крепления объекта. Однако мнения о том, какую функцию выполняла конструкция, расходятся.

Гранитная голова Адама Петергоф

Посещение парка

Посещение парка является бесплатным. Прогулка по тропинкам, отдых на старых скамейках и фотография с головой из земли в Петергофе займут немного времени, но оставят множество хороших впечатлений об этом местечке. Можно заказать экскурсию «Шедевры Штакеншнейдера» и подробнее узнать об истории архитектурных сооружений этого места и близлежащих территорий. Также доступная пеший тур «Истории из жизни. Семья Бенуа в Петергофе», которая откроет перед гостями историческую сторону Сергеевки.Для иностранных гостей есть возможность заказать частного гида с экскурсией «Park Sergievka: history of Peterhof’ sstones». Основными достопримечательностями, на которых будет сфокусировано внимание, будут оставшиеся каменные постройки и голова великана.

Адрес, как добраться, есть ли парковка

Точный адрес: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Ораниенбаумское шоссе.

До этого места идут без пересадки автобусы: 200, 348, 349, 682, 683, 684, 685А, 686, 687. Ехать нужно до остановки Биологический институт.

Единственным путём, по которому можно за короткий срок доехать до Сергеевки на личном автомобиле, является дорога Западного скоростного диаметра. По пути можно насладиться красотами близлежащих территорий, однако за поездку придётся заплатить не меньше 250 рублей*.

Более подробную карту проезда можно найти на сайте .

Важная информация! Обустроенной парковки нет, однако недалеко от усадьбы есть немного места на покрытой асфальтом дороге, где гости и оставляют свои машины. Однако зимой эта местность не расчищается.

Есть ли на территории магазины сувениров, кафе, камеры хранения, другие полезные услуги для туристов

На территории парка запрещена торговля, однако при входе в парк можно увидеть небольшую лавочку с петербургскими сувенирами.

Романтика осенней Сергеевки.

Парк Сергеевка – часть Петергофа – издавна удивляла гостей дворянского происхождения своей красотой. Это место поистине уникально, над ним поработала и рука знаменитого мастера, и природа.Благодаря этому до сих пор люди восхищаются местными красотами.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 года.