Семья и Дети

Героизм, самопожертвование – аргументы ЕГЭ. Проблема героизма в годы великой отечественной войны Героизм егэ

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

Текст из ЕГЭ

(1)Мы - туристы. (2)Всюду суём нос. (З)Идём по узкой галерее, сворачиваем влево. (4)Попадаем в тупик. (5)С трудом выбираемся из него. (6)И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна - окно в море. (7)Квадраты лазури вправлены в ржавую решётку. (8)Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. (9)Мы молодеем, легчаем. (10)И камень вокруг нас легчает. (11)Вырастает дубрава - по-хорватски дуброва, - листья у дубов голубые, а шум их - морской.

(12)- Трах-тах-тах! (13)Бух! (14)Бух!

(15)Я оглядываюсь. (16)В узкой улочке - стайка ребят. (17)В руках деревянные ружья. (18)Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

(19)-Бах! (20)Бах! (21)Бах!

(22) Воинственная стайка приближается.

(23) Спрашиваю:

(24) - Кто такие?

(25) Отвечают:

(26) - Партизаны!

(27) Слово «партизаны» звучит по-хорватски так же, как по-русски.

(28) Киваю на мальчика с книгой:

(29)-А он?

(30) Отвечают:

(31) - Учитель истории.

(32) Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу ещё? (33)Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

(34)- Мы из Москвы. (35)И среди нас тоже есть учитель истории.

(36)Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается.

(37)Затерялся в лабиринте древнего Дубровника. (38)И «партизаны» тоже исчезают. (39)Улочка пустеет. (40)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Ла- пот». (41)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (42)Лапоть на берегу Адриатического моря! (43)В нескольких шагах от «Лаптя», за углом, был обнаружен маленький винный погребок. (44)Три ступеньки вниз - и солёный дух моря сразу перебивался другим духом, таинственным и терпким, исходящим от потемневших дубовых бочек. (45)Здесь хозяйничал бронзоволицый пожилой человек. (46)Он оказался бывшим партизаном. (47)Участвовал в битве на Неретве. (48)И звали его совсем по-русски - Данила. (49)Улучив момент, я спросил Данилу о таинственных «партизанах» старого Дубровника.

(50)- Ах, эти полетарцы*! - воскликнул он. (51)- Эти полетарцы всегда играют в партизан. (52)В кого же им ещё играть?

(53) - Но один из них, - заметил я, - был учителем истории.

(54) - И в Учителя истории тоже играют, - сказал Данила, и вдруг веселье в его глазах стало угасать. (55)Глаза похолодели.

(56)- Вы слышали про Крагуевац? (57)Там за одну ночь фашисты расстреляли семь тысяч мирных жителей. (58)Половина расстрелянных были школьники. (59)Там теперь стоит памятник. (60)Большая римская пятёрка из бетона. (61)Дети прозвали эту пятёрку - памятник пятому классу… (62)Так вот, там был Учитель истории.

(63)Разговоры моих спутников как-то сами по себе пошли на убыль. (64)Все стали прислушиваться к рассказу Данилы. (65)Все придвинулись к стойке, за которой он стоял, как за кафедрой.

(66)- Так вот, Учитель истории возвращался под вечер в Крагуевац. (67)И немецкое охранение задержало его. (68)То ли немцы пожалели его, то ли не хотели с ним возиться. (69)Но ему сказали: (70)«Уноси ноги. (71)Там тебе будет нехорошо!» (72) - «Там мои ученики!» - возразил учитель. (73)«Их скоро не будет. (74)Ни одного! (75)Уходи!» (76)Упрямый учитель продолжал стоять на своём: (77)«Я учил их. (78)Я должен быть с ними!» (79)Он так надоел немцам, что они решили: чёрт с ним, если ему хочется умереть, пусть идёт!

(80)Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. (81)А там уже сгоняли людей в колонну. (82)И кричали: (83)«Шнеллер, шнеллер!» (84)И слышался плач детей. (85)Он был учителем в пятом классе. (86)Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников, и они построились парами, как строились, когда шли на урок. (87)И к этому пятому классу пристроилось ещё много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно.

(88)«Дети,- сказал учитель, - я учил вас истории. (89)Я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. (90)Теперь пришёл наш черёд. (91)Не плачьте! (92)Поднимите голову выше! (93)Идёмте! (94)Начинается ваш последний урок истории». (95)И пятый класс пошёл за своим учителем…

(96) Мне захотелось немедленно отправиться в город-крепость, где сейчас тускло горели фонари, висящие на цепях, и ставни были закрыты. (97)Мне хотелось отыскать знакомый «партизанский отряд» и поговорить с «Учителем истории». (98)Он был необходим отряду, как подрывник, автоматчик, гранатомётчик. (99) Без него война не война. (100)Но, вероятно, в этот час маленький «Учитель истории» спал вместе с остальными «бойцами», отправленными мамами в постель.

(По Ю. Яковлеву)

Вступление

Каждый из нас хоть раз в жизни стоял на перепутье – сомневался, колебался, взвешивал, принимал решение, делал выбор. В общем-то, вся наша жизнь состоит из необходимости выбирать, даже в мелочах.

Мы решаем, учиться ли нам старательно или немного лениться, быть ответственными в жизни и в работе или позволять себе легкомыслие. Мы выбираем, какими людьми станем, насколько будем заботиться о всеобщем благополучии, насколько сможем пожертвовать собой ради других.

Проблема

Ю. Яковлев в тексте затрагивает животрепещущую проблему жизненного выбора человека, волевые решения которого сопоставимы с подвигом. Не каждый способен на такое, и далеко не каждый поймет величие души людей, которые подчиняясь только своим внутренним убеждениям, добровольно жертвуют не только личным благополучием, но и собственной жизнью.

Комментарий

В начале текста мы видим, как отряд русских туристов бродит по узким улочкам небольшого хорватского городка. После встречи с группой мальчишек, играющих в партизан и «Учителя истории», туристы узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны в ближайшем селении Крагуевац произошла настоящая трагедия. Семь тысяч человек были расстреляны фашистскими войсками за одну ночь, около половины расстрелянных были детьми школьного возраста.

Историю эту поведал путешественникам местный седой старик с русским именем Данила. Он рассказал о том, что немцы оцепили село и никого уже не пускали, даже школьного учителя истории, который возвращался домой под вечер. Несмотря на то, что его предупредили о предстоящем расстреле, о том, что своих учеников он больше никогда не увидит, учитель не оставлял попыток оказаться рядом со своими воспитанниками.

Он просил, он умолял, чтобы ему позволили разделить участь своих учеников. Фашисты уступили. Учитель бежал, боясь опоздать. Он отыскал свой пятый класс, построил детей парами. К ним присоединились и другие ученики, потому что так им было менее страшно.

Преподаватель попросил детей не плакать, он сказал им, что настало время им всем вместе умереть за родину, что это будет их последним уроком истории. И дети были послушны…

Впоследствии погибшим детям был поставлен памятник в виде большой римской пятерки.

Авторская позиция

Автор убежден, что такие люди как «Учитель истории», нужны были родине не меньше чем подрывники, автоматчики или гранатометчики. Для него, да и для всех учитель был главным действующим лицом, без которого смерть маленьких, ни в чем не повинных детей потеряла бы всякий смысл.

Своя позиция

Меня поразил этот текст, поступок школьного учителя. Нереальным, недопустимым кажется сам факт расстрела учеников, которые должны были отдать свою невинную жизнь из-за прихоти взрослых, борющихся за власть. Кем стал учитель для погибших детей? Понимая, что казнь неизбежна, он сумел хоть как-то успокоить сжавшиеся от ужаса сердца своих учеников, помог им осмыслить свою бессмысленную гибель, повел их за собой.

Многие ли способны на такое? Ради облегчения последних минут вверенных ему людей, положить на алтарь собственную судьбу? Думаю, не многие. Людей с такой жизненной позицией единицы. Они – настоящие герои, они наполняют нашу жизнь смыслом.

Что было бы, если бы учитель бросил своих подопечных? Он не смог бы простить себя, просто не смог бы жить дальше.

Аргумент №1

Из литературы вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который вырвал свое горящее сердце, чтобы привести обезумевшую толпу к свету. О чем он думал? Что заставило его обречь себя на гибель? Благодарность своего народа? Он не получил ее. Вместо этого какой-то осторожный человек растоптал его сердце, чтобы никто и не вспомнил о подвиге молодого человека.

Он просто не мог поступить по-другому, не мог позволить себе проявить слабость, малодушие, неуверенность в себе и в лучшем будущем для своего народа.

Аргумент №2

Только с одним образом я могу в полной мере сопоставить образ «Учителя истории» из очерка Ю. Яковлева – это библейский образ Христа. Иисус Христос также ради спасения человечества – детей своих, пошел на распятие. И для него это не было подвигом, как и для школьного учителя его поступок. Этот путь они избрали как само собой разумеющееся, только потому, что некая сила внутри их существа не могла позволить им поступить иначе. Только потому, что это был их жизненный выбор.

Заключение

Свой жизненный выбор рано или поздно сделает каждый из нас. Другой вопрос – будет ли он связан с подвигом спасения, созидания, или же мы окажемся на стороне разрушителей. Жизнь – сложный процесс, и только от нас зависит, какую роль мы будем в ней играть.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– М. Горький, «Старуха Изергиль»
– Э. Асадов, «Неприметные герои»

Человек, обладающий набором таких качеств, как отвага, смелость, благородство и решительность, может считаться настоящим героем, если он способен пожертвовать собой ради другого человека, целого народа или благородной идеи. Есть множество исторических примеров, когда сильные телом и духом люди совершали бессмертные подвиги. Но место геройству есть и в наше время. Оно в благородстве натуры, в сохранении чести и достоинства при любых обстоятельствах, в верности своим убеждениям и принципам. Люди, не опускающиеся до предательства и измены даже в опасной ситуации, могут считаться настоящими героями.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» главная героиня Изергиль рассказывает легенду о невероятно храбром юноше Данко. Его племя загнали в глубь непроходимого леса завоеватели, что обрекло их на гибель. Болота и жуткий смрад вынуждали людей сдаться в рабство своим врагам, но Данко остановил не допустил этого.

Он повел их через дремучую растительность, хотя путь был слишком тяжелым. С каждым днем люди становились все слабее, и гроза добила всех окончательно. Соплеменники ополчились против Данко, решили убить его. Однако сердце Данко загорелось решимостью спасти свой народ. Он разорвал свою грудь, вытащил сердце, высоко поднял и повел людей сквозь лес. Словно факел, освещало путь сердце смелого юноши. Вдруг деревья кончились, лес остался позади, а перед людьми предстала широкая степь. Люди начали радоваться и веселиться, а спасший всех герой упал замертво. Никто этого не заметил, подвиг героя остался в тени.

Стихотворение «Неприметные герои» Эдуард Асадов начинает с темы разности поколений, которая является ключевой во многих спорах в обществе. Героизм считается явлением прошлого века, на который современная молодежь не способна. Поэт упоминает о войне и тех подвигах, что совершались на её поле. В мирное же время не видится перспективы проявить себя, ведь всякого рода бедствия случаются не всегда. Автор этому очень рад, хотя ему по душе желание людей совершать достойные поступки. Ему кажутся нелепыми споры, касающиеся различий между поколениями, ведь значимость и тех и других равна.

Асадов утверждает, что люди со стойким характером не пропали, а подвиги совершаются и по сей день. Он приводит в пример схватку выпившей вооруженной компании и мужественного парня, противостоявшего им. Поэт сравнивает столь неравную драку с военной атакой, а одинокого молодого парня с солдатом, по мужеству которому он не уступает.

Эдуард Аркадьевич говорит о том, что существует множество видов геройства, одним из которых является готовность на совершение благородного поступка. Далее он приводит отрывок из письма. Читатель поэта Слава Комаровский предлагает помощь: он хочет пожертвовать своим зрением ради Эдуарда Асадова.

Знаменитый поэт не понаслышке знает, что такое война и геройство. Он ушел воевать добровольцем, но бой в 1944-м году стал для писателя роковым. Когда его батарея была полностью уничтожена, Эдуард Аркадьевич поехал на машине в соседнюю часть по обстреливаемой местности, чтобы доставить запас боеприпасов. Этот отчаянный смелый поступок стоил писателю зрения. Рядом с машиной разорвался снаряд и смертельно ранил молодого героя, но он все же сумел довезти припасы. Сменив множество госпиталей, писатель сумел выиграть битву со смертью, но свет у него все же отобрали.

В письме девятнадцатилетний Слава Комаровский восхищается творениями писателя и хочет вернуть ему зрение ценой своей жертвы. Он утверждает, что будет счастлив, если снова вернет поэту свет. Юноша не хочет слышать отказа на свое предложение, ведь если Эдуард Асадов согласится, то принесет в мир множество шедевров. Настрой парня вызывает бесконечное уважение, его решение взвешенное и окончательное. «Пишите. Буду тотчас, как солдат.»

По окончании письма мы узнаем, что оно не единственное: с таким же предложением Эдуарду пишут и другие читатели. Несмотря на то, что поэт никогда не согласится на их предложения, его переполняют чувства, гордость за достойное поколение и их благородные побуждения.

Подводя итог, стоит сказать, что понятие героизма намного шире, чем мы привыкли считать. Места его проявления не только война или стихийные бедствия, порой герои живут среди нас. Совершая благородные поступки, они скромно молчат в тени. Качества, которыми обладают такие люди, благородны и неизменны, к чему должен стремиться каждый человек.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема героизма: сочинение ЕГЭ ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что жители Крагуеваца погибают, среди которых были и его ученики, он решил быть с детьми в их предсмертный час, чтобы им не так было страшно и смягчить картину ужаса, которая

развертывалась перед ними: “Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах.

Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников. И к этому пятому классу пристроились еще много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно”.

А также писатель показывает мужественность, бесстрашие и самоотверженность учителя, его любовь к детям, как он воодушевил их, преподав им свой последний урок: “”Дети, – сказал учитель, – я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Идемте! Начинается ваш последний урок истории”. И пятый

класс пошел за своим учителем”.

Авторская позиция ясна: Ю. Я. Яковлев считает, что под подвигом можно понимать не только спасение жизни других людей, но и помощь в предсмертный час, например, стать примером для подражания и поддержкой, особенно если для этого придется пожертвовать своей жизнью.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Соня Мармеладова жертвует собой, живя по “желтому билету”, чтобы прокормить больную чахоткой мачеху, ее малолетних детей и своего отца-пьяницу. Соня помогает Раскольникову превозмочь себя, делит его участь, отправляясь вслед за ним на каторгу. На протяжении всего романа Соня совершает неоднократные подвиги, пытаясь спасти и спасая жизни дорогих и близких для нее людей, что характеризует ее как высоконравственную личность, сильную духом.

Другим примером может служить рассказ Максима Горького “Старуха Изергиль”, в частности, легенда о Данко, которую рассказывает старуха Изергиль. Данко, чтобы доказать свою любовь к людям, разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел, тем самым вывел людей из темного леса. Данко – это воплощение бескорыстной, возвышенной и жертвенной любви к людям, он совершил подвиг, пожертвовав собой ради их спасения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: под подвигом понимается не только спасение жизни других, но и помощь, самопожертвование.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В центре нашего внимания произведение Владимировича Богомолова, русского писателя, в котором описана проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. В тексте автор рассказывает о подвиге...
  2. Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”. Самолет-истребитель Алексея Мересьева был сбит. Контуженный и раненый, герой смог выжить и выползти из леса к своим. После ампутации...
  3. 1. Данко как идеальный герой. 2. Цель Данко. 3. Противопоставление героя и толпы. В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей...
  4. “В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен...
  5. Ларра и Данко – образы, представляющие два типа ро­мантического персонажа: антигероя и героя. Эгоизм и гор­дыня сына орла и земной женщины не приносят Ларре счастья....
  6. Есть ли место героизму в мирное время? Об этой серьезной проблеме рассуждает ———в данном тексте. Автор говорит о том, что ——–.Иногда в условиях мирной жизни...
  7. В жизни… всегда есть место подвигам. М. Горький Первые произведения М. Горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей,...
  8. Писатель и журналист Е. Г. Кригер в своем повествовании обращается к проблеме героизма советских людей, которым довелось восстанавливать промышленность в период войны. Автор показывает тружеников...
  9. Мир романтических произведений раннего периода творчества М. Горького. Описание событий в романах и других произведениях раннего М. Горького, романтический период, отличается от общепринятого понимания этой...
  10. Творческая деятельность Михаила Шолохова тесно связана с судьбой русского народа. Сам писатель оценивал свое произведение “Судьба человека” как первый шаг на пути к созданию целой...

.
Проблема подвига, героизма и самоотверженности (Аргументы ЕГЭ)

Из множества тем, которые предоставляются на экзамене по русскому языку для написания сочинения, можно особенно выделить тему «Героизм».

Цель российского образования — вырастить человека достойного и умного, знающего, чего он хочет добиться в жизни, истинного патриота своей страны. Рост требований к качеству образовательного уровня населения РФ привел к введению ЕГЭ, предназначенного для проверки знаний школьников.

Единый государственный экзамен измеряет знания выпускников после окончания школы, на пути в высшее учебное заведение, в различных отраслях науки.

Одним из самых важных предметов в стране, по которому экзаменуют школьников, является русский язык. Это буквально столп, на котором зиждется страна, потому что только люди, имеющие собственную систему устной коммуникации, могут считаться единым народом.

Что такое героизм

Героизм, в понимании людей, это совершение великого подвига человеком во имя других людей.

Героями становятся не те, кто был рожден с этим намерением, но те, которые стали плечом к плечу ради единой цели, движимые понятием справедливости.

Героизмом также считается самопожертвование во имя благой цели, несущей мир и процветание человечеству.

Соответственно, герой — это человек, совершающий подвиг из любви к ближнему своему, активно творящий судьбу мира и склонный к альтруистическому поведению. С точки зрения психологии, данным понятием может быть обозначен любой индивид, который совершает благородный поступок, превозмогая собственные страхи и сомнения.

Примеры героического поведения можно найти не только в литературных источниках, но и в окружающей среде. Произведения, рассказывающие о подвигах героев, часто основаны на событиях, взятых из жизни.

Проблема героизма – аргументы из литературы для ЕГЭ

Проблему героизма и становления личности человека, как героя, поднимали в своих творениях многие писатели.

Наиболее знамениты следующие произведения русских авторов: Б. Васильева «А зори здесь тихие», М. Шолохова «Судьба человека» и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Менее известна в современной России повесть «Зоя Космодемьянская» В. Успенского, в основу которой положена история юной пионерки, вместе с друзьями вступившей в партизанский отряд и героически погибшей под пытками фашистов.

В основу повести Б. Полевого легла история из реальной жизни о летчике Алексее Маресьеве. Сбитый на вражеской территории, он смог пройти через лесную чащобу. Из-за того, что в экстремальных условиях некому было оказать первую помощь, мужчина потерял обе ноги, однако, превозмогая собственное несовершенство ради любви к небу, смог научиться управлять самолетом, нося протезы.

«Судьба человека» повествует об Андрее, защищавшем родную Отчизну от фашистской Германии. Несмотря на известия о смерти близких ему людей, главный герой смог выстоять, не сдаться перед ужасами войны. Способность сопереживать людям сохранилась в нем, несмотря на тяготы и лишения, что преподнесла судьба. Наиболее ясно это выражено в его поступке: Андрей усыновил мальчика, потерявшего родных.

Герои книги «А зори здесь тихие» — обычные люди, которые волею судьбы оказались в первых рядах при сражении за страну. Они могли бы выжить, но самым сильным желанием у них было защитить Родину, поэтому смерть их была достойной.

Зарубежная литература также преподносит немало творений, в основу которых положен героизм обычных людей. Можно выделить аргументы из произведений знаменитых авторов.

Классическим примером служит повесть Э. Хэмингуэя «По ком звонит колокол», где встречаются два человека из разных миров – подрывник и обычная девушка. Погибший при взрыве моста Роберт, знающий, что идет на верную смерть, но не отступивший от вверенной ему задачи, и Мария, которая все отчетливее понимает, что не увидит своего возлюбленного, но отпускает его ради великой цели – положить конец войне, раздирающей страну на части. Кого из них можно счесть настоящим героем?

Еще одним классическим примером героизма можно посчитать рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни». Человек в данном творении не спасает никого, кроме себя, однако его мужество, целеустремленность и воля к сохранению жизни заслуживают самого глубокого уважения, так как немало людей, столкнувшихся с предательством друзей, оказавшись во враждебной местности сдались бы на волю обстоятельств.

Проблема истинного и ложного героизма по Толстому

Лев Николаевич Толстой — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира

К примеру, героизм истинный всегда идет «от сердца», полон глубины и чистоты помыслов; ложный же героизм проявляется как стремление «пустить пыль в глаза», не имея внутри глубоких мотивов. По классику русской литературы, человек, совершающий героический поступок ради того, чтобы его положительно оценили другие, не может быть настоящим героем.

В качестве примера здесь выступает Болконский, который стремится к совершению «красивого подвига, непременно оцененного другими людьми».

Истинный же героизм заключается в том, что человек переступает через свое эго, не заботясь о том, насколько красиво он будет выглядеть в глазах других людей, и делает все возможное для благополучия общего дела.

Героизм русской женщины и матери

Женщина в литературе родной страны – это собирательный образ из нескольких ролей: матери, жены, дочери.

Примером героизма русской барышни могут служить жены декабристов, последовавшие за любимыми мужьями, которых сослали в далекие, практически не обжитые, земли.

Женщины, воспитанные по законам светского общества, где ссылка означает позор, не побоялись уехать из комфортных условий в глушь.

Вторым примером героизма русской женщины может выступить Розальцева Вера из романа Чернышевского «Что делать?». Героиня представляет собой качественно новый типаж эмансипированной дамы. Она не боится трудностей и активно воплощает в жизнь собственные задумки, при этом помогая другим девушкам.

Если рассматривать женский героизм на примере матери, то можно выделить повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Мария, простая русская баба, потерявшая родных из-за фашистов, теряет волю к жизни. Бесчеловечность войны заставляет ее «окаменеть сердцем», однако героиня находит в себе силы жить дальше и начинает помогать сиротам, которые также скорбят по своим ушедшим родственникам.

Образ Матери, представленный в повести, глубоко гуманен по отношению к людям. Автор произведения представил на обозрение читателю такое качество женщины, как любовь к человечеству, неделимое по национальности, вере и т. д.

Героизм во время Великой отечественной войны

Война с Германией вывела много новых имен на доску почета, некоторые из которых стали таковыми посмертно. Вспыхнувший пожар возмущения бесчеловечностью и беспринципностью войск фюрера СС проявляется в партизанских способах ведения войны.

Можно выделить два типа героев во времена ВОВ:

  • партизаны;
  • бойцы Армии Советского Союза.

К первым можно отнести следующих людей:

  • Марат Казей. После убийства фашистами матери за укрывательство партизан, ушел воевать с сестрой в партизанский штаб. За проявленную отвагу награжден медалью в 1943-м году, погиб в следующем году в возрасте 14-ти лет при выполнении задания;
  • Леня Голиков. Вступил в партизанский отряд в 1942-м году. За многочисленные подвиги было решено наградить героя медалью, но получить ее он так и не успел. В 1943-м году был убит вместе с отрядом;
  • Зина Портнова. Стала разведчицей в 1943-м году. Была поймана при выполнении задания и подвергнута множеству пыток. В 1944-м ее расстреляли.

Ко вторым относятся следующие люди:

  • Александр Матросов. Закрыл своим телом амбразуру, позволив пройти отряду для выполнения боевого задания;
  • Иван Панфилов. Дивизия под его руководством храбро сражалась под Волоколамском, на протяжении шести дней отражая вражеские атаки;
  • Николай Гастелло. Направил горящий самолет на войска врага. Погиб с честью.

Помимо людей, известных своими подвигами и участием в войне, огромное количество героев так и не были названы страной ввиду незнания о них.

Проблема мужества и героизма моряков

Война не бывает только на суше. Ею оказываются захвачены и небесный свод, и водные просторы. Такова присущая разрушительной стихии сила – вовлекать все и всех в свои сети. Не только на земле сталкивались люди противоборствующих сторон, но и в воде.

  • В. Катаев «Флаг». Фашисты предлагают сдаться русской команде моряков, однако последние, осознавая, что умрут, если не капитулируют, все равно принимают решение в пользу сражения, защищая город;
  • В. М. Богомолов «Рейс «Ласточки». При переправке боеприпасов через реку, пароход «Ласточка» обстреливают фашистские войска, в результате данного действия мина попадает на баржу. Осознавая факт опасности, капитан, движимый идеей защитить родное отечество, поворачивает штурвал и направляет пароход в сторону противника.

Русские писатели акцентируют внимание на решении людей, основное качество которых – мужество. Храброе поведение при высоком риске актуально и в наше время.

Мужество и героизм в наши дни

Герои есть в любое время, независимо от обстоятельств окружающей их среды. В наше время на доске почета выгравированы имена тех, кто совершил подвиг во имя человечества.

Это обычные дети в повседневной жизни и герои в экстремальных ситуациях:

  • Евгений Табаков. В возрасте семи лет спас свою сестру от маньяка, получив при этом смертельную рану;
  • Юлия Король. Показала высочайший уровень мужества при спасении товарищей в результате трагедии на Сямозере;
  • Саша Ершова. При аварии в аквапарке удержала над водой маленькую девочку, не дав утонуть.

В анналы истории наших дней вписаны не только представленные выше дети, но и многие другие современные люди, активно помогающие в ситуациях повышенного риска тем, кто оказался слабее обстоятельств.

Огромное значение в историях с героическим укладом играет правильное воспитание родителями собственных детей. Ведь именно от того, насколько хорошо родные донесут до ребенка нормы и ценности, зависит созревание будущей личности.

Как написать сочинение на тему «Героизм русского народа»

Героические поступки людей на протяжении многих поколений складывались в историю подвигов российского государства. Учащиеся, которым нужно сдавать профильный экзамен по русскому языку, пишут сочинение, заканчивая 9 класс.

«Как правильно написать творческое задание?» — этот вопрос волнует многих школьников, которые хотят показать максимальный результат при тестировании.

В основе любого сочинения на заданную тему всегда лежат цель и план. Цель сочинения дается в задании к нему. План разрабатывает сам учащийся, обычно он подразумевает разбиение работы на этапы работы над ней.

Из чего же состоит план сочинения:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Помимо основных этапов, школьнику следует задуматься о том, на какие аргументы он будет ссылаться при написании сочинения; актуальной подаче информации, которую учащийся хотел бы донести до читателя; верном употреблении средств русского языка в тексте.

К примеру, рассмотрим тему героизма русского народа на примере романа Шолохова «Тихий Дон». В основу его положена история мира белогвардейцев, воюющих за свои идеалы. Они обречены историей на исчезновение, однако бесстрашно сражаются против горькой правды коммунизма, насильно насаживаемой казачьему Дону.

В эпопее явственно прослеживаются проблемы, волнующие людей того времени: раскол населения на два фронта (белой и красной гвардии), стремление отстоять свою правду, быт и устоявшийся порядок; столкновение идеалов различных групп населения.

Шолохов показывают внутреннюю эволюцию героев своего романа, их изменения с течением времени: и внутренние, и внешние. Например, Дуняша сперва представляется зрителям «девочкой с косичками», в конце романа же – цельной личностью, самостоятельно избравшей свой путь. Дуня, потомок белогвардейца, выбирает в мужья коммуниста, убившего ее брата.

Девушка представляет собой пример высочайшей жертвенности и героизма, так как не боится перешагнуть через изжившие себя стереотипы общества.

Заключение

Каждый человек сам решает, кого назвать героем. С. Маршак, например, в своем стихотворении о неизвестном спасателе, обращает внимание читателя на то, что подобным героем может оказаться любой прохожий.

Л. Толстой в своей эпопее разграничивает понятия истинного и ложного героизма. Лжегероизм, по мнению писателя, это стремление покрасоваться на публику, в то время как настоящий подвиг человека начинается с чистых помыслов его души.

Героем может стать абсолютно любой человек, независимо от обстоятельств. Никто ведь не знает, какую жизнь прожили бы маленькие партизаны, не случись в 40-е года прошлого века отечественной войны.

Самое важное в жизни – быть достойным самого себя человеком; уважать себя, как личность; стремиться к звездам и помогать людям, заплутавшим по жизни.

Рассуждения о правильном поведении ничто без практического применения. Большие поступки всегда начинаются с маленьких вещей. Становление героем начинается с помощи тем, кто в ней нуждается.