Непознанное

Города построенные в 20 веке. Почему в XX веке в России создавались новые города

В воскресенье, 18 сентября 2016 года , в России состоится Единый день голосования , в который пройдут выборы.

Кого будут выбирать в Единый день голосования - 2016

Это выборы депутатов Государственной думы , глав нескольких субъектов Федерации, а также выборы депутатов законодательных органов власти в 38 субъектах РФ.

Выборы в Госдуму - 2016

Главными в этот являются выборы в Государственную думу, подчеркнул в своем предвыборном телеобращении президент России Владимир Путин .

«Конечно же, ключевое событие - это выборы в Государственную думу. Убежден, все мы заинтересованы, чтобы в Государственную думу пришли достойные, компетентные, энергичные и честные люди, способные выполнить волю народа и оправдать его доверие, обеспечить стабильность, развитие и национальное согласие, готовые быть едиными в отстаивании интересов России», - отметил президент.

Как проводятся выборы в Госдуму - 2016

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва состоятся на всей территории всей России, включая Крым.

Выборы пройдут по смешанной системе : из 450 депутатов - 225 будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а еще 225 - по одномандатным округам (мажоритарная система). Кандидаты по одномандатным округам могут выдвигаться как партиями, так и без привязки к каким-либо политическим объединениям. Независимые кандидаты называются «самовыдвиженцы».

Для попадания в Госдуму по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5% барьер, а кандидатам в округах - получить относительное большинство голосов.

Ранее смешанная система применялась на выборах 1993, 1995, 1999 и 2003 годов.

Сколько в России избирателей

На 1 января 2016 года в Российской Федерации (включая территорию Крыма) было зарегистрировано 109 миллионов 820 тысяч 679 избирателей, а с учетом россиян, имеющих право голоса и живущих за рубежом, - 111 миллионов 724 тысячи 534 избирателя.

Какова должна быть минимальная явка

Согласно действующему законодательству, выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как ее нижний порог не установлен. Тем не менее для того, чтобы парламент был как можно более представителен, и власти, и все участвующие в выборах партии заинтересованы в том, чтобы явка была как можно выше.

Какие партии участвуют в выборах в Госдуму - 2016

В выборах в Госдуму 2016 года участвует 14 партий. В избирательном бюллетене, согласно результатам жеребьевки, они будут стоять в таком порядке:

  1. «Родина»;
  2. «Коммунисты России»;
  3. Российская партия пенсионеров за справедливость;
  4. «Единая Россия»;
  5. «Зеленые»;
  6. «Гражданская платформа»;
  7. ЛДПР;
  8. Партия народной свободы (ПАРНАС);
  9. Партия роста;
  10. «Гражданская сила»;
  11. «Яблоко»;
  12. КПРФ;
  13. «Патриоты России»;
  14. «Справедливая Россия».

Есть ли графа «против всех»

Нет, в настоящее время такой графы нет.

Что будет, если испортить или унести бюллетень

Бюллетень считается испорченным и не участвует в голосовании, если в нем не отмечено ни одной партии (кандидата), либо отмечено более одной парии (кандидата), либо знаки проставлены во всех графах. Тем не менее такой бюллетень участвует в общем подсчете принявших участие в выборах. Бюллетень, вынесенный с участка, при подсчете голосов не учитывается. В любом случае на результат выборов такая стратегия либо совсем не влияет, либо ее влияние крайне мало.

Можно ли не принимать участие в выборах

Да, гражданин может не ходить на выборы, законом никаких санкций за это не предусмотрено. Но таким образом «прогульщик» самоустраняется от принятия решения о пути развития своей страны и дает преимущество, возможно, неблизким ему партиям, электорат которых традиционно наиболее дисциплинирован. Кроме того, нельзя полностью исключить ситуацию, при которой бюллетень отсутствующего избирателя использует кто-либо другой.

Как проголосовать за понравившегося избирателя, если вы прописаны в другом районе

Никак. По одномандатным округам вы можете голосовать только по месту прописки. Если вы возьмете открепительный талон, то на чужом участке вы сможете голосовать только по партийным спискам.

Можно ли стать наблюдателем на этих выборах

Нет, сейчас «вписаться» в работу на избирательном участке в любом качестве уже поздно. Единственное, что вы можете сделать, - это прийти 18 сентября на избирательный участок и отдать свой голос за выбранную партию или кандидата.

Как смотреть выборы онлайн

Ознакомиться со всей официальной информацией по выборам, узнать свой округ, кандидатов и другую полезную информацию можно на сайте Центральной избирательной комиссии . Там же можно наблюдать за процессом

МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. На выборах в Госдуму седьмого созыва со значительным отрывом от конкурентов побеждает "Единая Россия", которая рассчитывает на получение конституционного большинства. По данным ЦИК после обработки половины протоколов, ЕР набирает 53,54 % голосов и лидирует в 203 из 225 одномандатных округов.

Путин заявил об уверенной победе "Единой России" на выборах-2016 По мнению президента России, эта победа говорит о том, что люди видят, что представители партии реально работают и стараются для людей, даже если не все получается.

Борьба за второе место развернулась между КПРФ и ЛДПР: по данным ГАС "Выборы", на данный момент КПРФ набирает 14%, ЛДПР — 13,9%. Четвертое место занимает "Справедливая Россия" с 6,21% голосов избирателей.

Кандидаты от "Справедливой России" лидируют в шести одномандатных округах, КПРФ и ЛДПР — в пяти, "Яблоко", "Партия роста", "Родина", "Коммунисты России" и "Гражданская платформа" — в одном. Еще в одном из округов впереди оказался самовыдвиженец.

Никому из непарламентских партий не удалось преодолеть 5% барьер для прохождения в Госдуму.

Конституционного большинство

"Единая Россия" на выборах в Госдуму набирает 53,54% голосов по партийным спискам и выигрывает в 203 одномандатных округах, сообщает ЦИК. Таким образом, ЕР претендует на получение конституционного большинства в Думе седьмого созыва.

Две трети мандатов, то есть более 300 кресел — конституционное большинство, которое позволяет партии собственными силами принимать поправки в несколько глав конституции и преодолевать президентское вето. В пятой Думе ЕР располагала конституционным большинством в 315 мандатов, в шестой — фракция "Единой России" сократилась до 238 депутатов.

Как заявил заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев, такой отрыв ЕР от конкурентов — тенденция, переломить которую уже очень сложно.

"Мы понимаем, по одномандатным округам ситуация такая, и её переломить будет сложно. Что касается списка, для того, чтобы конституционное большинство было, нужно где-то 105-106, это значит, что "Единой России" нужно набрать около 40%, она сейчас реально набирает 52%. Поэтому так складывается по математике, что конституционное большинство — это факт, это событие и, по сути дела, уже юридическое", — сказал Булаев РИА Новости.

О конституционном большинстве говорят и в самой партии. Как рассказал РИА Новости источник в "Единой России", партия рассчитывает на конституционное большинство партии в новом составе Госдумы.

"Порядка 300 мандатов всего, из них 167-168 — (на) одномандатников, остальные — списочники", — сказал источник.

Первый самовыдвиженец проходит в Госдуму по одномандатному округу в Адыгее Самовыдвиженец Владислав Резник лидирует на выборах депутатов Госдумы в Адыгейском одномандатном округе после подсчета 0,76% протоколов участковых избиркомов.

Еще до того, как были озвучены прогнозы о том, что единороссы получат конституционное большинство в Госдуме, лидер ЕР, премьер Дмитрий Медведев заявил о победе своей партии и выразил уверенность в том, что она получит абсолютное большинство.

"Результат хороший, наша партия будет иметь абсолютное большинство, но, а какое это большинство — будет определено в результате подсчета голосов", — заявил премьер, приехавший в воскресенье вечером в штаб ЕР вместе с главой государства Владимиром Путиным.

Об уверенной победе единороссов заявил и президент.

"Мы знаем, что людям живется непросто, проблем много и нерешенных вопросов много, и, тем не менее, результат вот такой, какой он есть. Ну, уже понятно, и exit poll понятны, есть небольшие расхождения, но в целом Дмитрий Анатольевич (Медведев) сказал, можно с уверенностью уже заявить, что партия добилась очень хорошего результата, победила", — сказал Путин, выступая в штабе ЕР.

"Вот трудно, тяжело, а люди все равно за "Единую Россию" проголосовали", — добавил президент.

По его мнению, это говорит о том, что люди видят, что представители ЕР работают искренне и стараются для людей, даже если не все получается.

Борьба за второе место

За второе место соперничают либерал-демократы и коммунисты. Когда были обнародованы результаты после подсчета 12,26% голосов, ЛДПР получала 17,3%, а КПРФ — 16,4%.

Позднее коммунистам удалось переломить ситуацию в свою пользу: по итогам обработки трети протоколов КПРФ вырвалась вперед, незначительно опередив ЛДПР и получив 14,47% против 14,46% у либерал-демократов. По мере подсчета голосов отрыв некоторое время увеличивался: по итогам обработки 35% протоколов коммунисты получали 14,44% по партспискам, либерал-демократы — 14,37%.

Однако на момент обработки половины бюллетеней КПРФ опять опередила конкурентов с 14%, либерал-демократы пока набирают 13,9%.

СР сдала позиции

Еще одна парламентская партия, проходящая в Госдуму седьмого созыва — "Справедливая Россия" — значительно сдала позиции по сравнению с предыдущими выборами. По итогам подсчета половины протоколов, эсеры получают 6,21% голосов избирателей против результата в 13,24% по итогам голосования в 2011 году.

Такой результат своей партии лидер "Справедливой России" Сергей Миронов связал с низкой явкой на выборах.

"Боюсь, что многие избиратели сочли возможным не участвовать в голосовании, не веря в честный подсчет", — сказал он.

При этом Миронов признал выборы в Госдуму состоявшимися.

Непарламентские партии

Ни одна из непарламентский партий пока не смогла преодолеть 5% барьер в Госдуму. При этом по ряду одномандатных округов представителям этих партий удалось добиться лучших результатов.

Так, "Яблоко", "Партия роста", "Родина", "Коммунисты России" и "Гражданская платформа" выигрывают в одном округе каждая, в одном из округов лидирует самовыдвиженец.

В частности, в Тушинском одномандатном округе Москвы, где лидирует помощник главы правительства, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко с 25,58% голосов, второе место занимает Дмитрий Гудков от "Яблока" (18,98%), третье — Игорь Коротченко от "Родины" (17,67%). Об этом свидетельствуют данные подсчета 21,99% протоколов.

Сохраняют первенство в округах и лидеры двух непарламентский партий — Алексей Журавлев ("Родина") и Рифат Шайхутдинов ("Гражданская платформа"). Первый набирает 54,61% голосов после подсчета 28,7% протоколов в Аннинском округе (Воронежская область), второй — 50,1% после обработки 29,41% протоколов в Нефтекамском округе (Башкирия).

В Центральном округе Петербурга на момент подсчета 0,4% протоколов лидировал зампред партии "Яблоко" Николай Рыбаков.

Выборы легитимны

Губернатор: выборы в Ленинградской области вывели во власть четыре партии На основании данных exit poll, в настоящее время проходят четыре парламентских партии, в то время как "Родина" и "Яблоко" не набирают и 3 процентов, заявил глава региона Александр Дрозденко.

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что состоявшиеся выборы в Госдуму седьмого созыва легитимны, в ходе них было зафиксировано "на порядок-два порядка меньше" нарушений, чем во время предыдущих кампаний. По ее словам, нельзя сказать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы подвергнуть сомнению легитимность этих выборов.

При этом глава ЦИК отметила, что, несмотря на политическую волю президента и запрос общества на справедливые выборы, сотрудники избиркомов во многих регионах испытывали невероятное бюрократическое давление.

"Во многих регионах мы испытали невероятное давление, мои коллеги это испытывали, им буквально выламывали руки", — отметила она. По образному выражению Памфиловой, ей пришлось работать "определенным пугалом".

"А что делать? И жестко. Я думаю, что вот эта жесткость и принципиальность дала свои результаты", — сказала она, также отметив, что ЦИК получал поддержку как со стороны партий, так и со стороны СМИ.

Явка

Выборы в Госдуму на Украине: потасовки и задержания в Киеве и Одессе Выборы в Госдуму России проходят в воскресенье на Украине на четырех избирательных участках - в посольстве в Киеве, а также в российских консульствах в Харькове, Одессе и Львове.

По обработанным 50% протоколов, явка на нынешних выборах составила 47,5% от общего числа избирателей.

"Сегодня можно констатировать, что выборы состоялись, что явка обеспечена. Вместе с тем, в ряде регионов она не столь для нас высокая, потому что граждане не были проинформированы о месте нахождения избирательных участков", — заявила уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова на пресс-конференции в ЦИК.

Владимир Путин, комментируя первые результаты выборов, заявил, что явка на выборах-2016 не самая большая, но высокая.

18 сентября 2016, 21:32 Путин: итоги выборов говорят о растущей политической зрелости россиян Эта зрелость заключается в том, что и рядовые граждане понимают, что пустые обещания – они ничего не стоят, сказал Владимир Путин в штабе ЕР, комментируя результаты партии на выборах.

"Две трети страны отказалась идти на эти выборы, это очень тревожный сигнал", — сказал Зюганов.

"Но еще раз предупреждаю: те, кто пытаются досыпать в избирательные ящики бюллетени, вы рискуете очень многим", — подчеркнул Зюганов.

В "Яблоке" также недовольны явкой: заместитель председателя партии Николай Рыбаков отметил, что партия по Москве и Петербургу, по данным exit poll, пока занимает второе место, и в "Яблоке" оценивают этот факт позитивно, но добавил, что "яблочники" разочарованы очень низкой явкой.

Центром научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) проведена математическая реконструкция истинных, научно обоснованных итогов голосования.

Математика дает путь доказательства не только самого факта фальсификаций, но и его масштаба, характера и организованности управления процессом фальсификаций, и, кроме того, позволяет реконструировать истинные результаты голосования; результаты и по явке, и по количеству голосов, реально полученных партиями и кандидатами, как «заметались» следы массовых нарушений.

I. Методология анализа

Исходными данными для анализа являются официально опубликованные на сайте ЦИК России данные по всем более 95000 избирательным участкам.

Методология выявления истинности выборов основана на следующих принципах.

Если же распределение отклоняется от гауссоиды - значит произошло вмешательство в выборы (рис.2).

Выборы в Госдуму 2016г. (партийный список)

Рис.2 Черным закрашено отклонение от гауссоиды в пользу кандидатов (партий) от власти – «Единой России». Соотношение черной площади под кривой и белой – под гауссоидой - дает коэффициент фальсификаци

Предпочтения гражданами разных партий или кандидатов при «честных» выборах от явки не зависят. Если видно гауссово «честное» облачко голосов, но на возрастающих явках рост голосов в пользу кандидата и партии от власти и падение голосов за оппозицию – значит это однозначно фальсификация, что ясно видно на примере выборов 2016 в Пензенской области (рис. 3).

Рис.3 Честное «облачко» оппозиции выше «облачка» партии «Единая Россия». Остальное накидано и приписано в пользу партии «Единой России» и в убыток оппозиции

Если на множестве участков в регионе результат у партии власти одинаков с точностью до сотых долей процента, то это значит, что была дана команда «получить» именно такой результат. Особенно это ясно видно в Саратовской области для партии «Единая Россия» на 100 участках – результат 62,15% .

Если коэффициенты фальсификаций по регионам России со статистической точностью совпадают как для фальсификаций итогов по партийному списку так и по мажоритарным округам, то это доказывает централизованный х арактер управления фальсификациями.

II.Масштаб фальсификаций на выборах Государственной Думы 2016

Официальные результаты выборов 18 сентября 2016 года в Государственную Думу, опубликованные ЦИК России, таковы.

Явка по данным ЦИК России составила 47,88%.

Опираясь на изложенную выше методологию математической реконструкции, проанализируем итоги голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года и выявим реальные их результаты.

Как видно из приведенных данных, гауссово «облачко» как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам свидетельствует, что «честная» явка реального голосования составляет 35%, но никак не 47,88%, зафиксированного ЦИК России.

Таким образом, на основе научной методологии математической реконструкции анализа итогов голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года первый вывод таков: в органическом гауссовом облачке голосов средняя явка составила 35% для обоих видов голосования. Увеличение официальной явки до 47,88%, зафиксированной ЦИК России, недостоверна и является результатом фальсификаций, что отчетливо видно на правом крыле гауссова распределения, которое выходит за границы чистой гауссовой кривой.

Второе . Из рис.4 - результатов голосования по партийным спискам и рис.5 - результатов голосования по мажоритарным округам видно, что в органическом гауссовом облачке, то есть при действительно честных выборах, партия «Единая Россия» получила голосов меньше, чем оппозиция.

Третье . На правом крыле результатов голосования по партийным спискам и мажоритарным округам (см. рис 4 и 5) видны четкие однозначные признаки фальсификации – «пички» на явках, кратных 5% и 10%. Особенно выдающийся «пичок» - на 95% явке фиксируется для партии «Единая Россия».

Четвертое . Левое крыло органической гауссоиды четко прослеживается на малых явках, и это позволяет воспроизвести симметрично и правое крыло. Отсюда становится возможным подсчитать истинное количество «честных» голосов, отданных на выборах, и количество голосов приписанных, сфальсифицированных.

Оценим итоги выборов для партии «Единая Россия», путем простого сопоставления площадей под кривыми гауссоиды и фальсифицированного длинного правого крыла. Результаты оценки приведены в таблице 1.

Оценка истинного итога для партии «Единая Россия»

Совпадение коэффициентов фальсификаций по партийным спискам и мажоритарным выборам для партии «Единая Россия» неслучайно. Это свидетельствует о том, что кампания фальсификации шла под единым управлением и с единой целью. Ставились одинаковые задания - «планки» результата.

Вместо 343 мест в Государственной Думе, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

На рис. 6 отчетливо видно насколько партия «Единая Россия» уступила оппозиции по обоим видам голосования в более-менее адекватной области явок.

Рис. 6. Реально «Единая Россия» проиграла оппозиции

Как видно из приведенных на рис. 6 данных, в области несфальсифицированных результатов партия «Единая Россия» проиграла оппозиции примерно на треть депутатских мест. Полная сфальсифицированная вакханалия для партии «Единая Россия» в ущерб оппозиционным партиям наблюдается в правом крыле графика.

Следующая закономерность, которая помогает вскрыть фальсификацию - это закон независимости от явки предпочтения конкретного претендента электоратом (рис. 7).

Рис. 7. Теоретически однозначно, что предпочтения избирателей не должны зависеть от явки

Если распределение имеет отклонение от горизонтали по углу в плюс (слева направо вверх) – то это говорит о фальсификации в виде приписки голосов. Если имеется отклонение от горизонтали в минус (слева направо вниз) – то это фальсификация наоборот в виде воровства голосов.

Этот методологический подход позволяет выявить объем фальсификации при голосовании за партии и их кандидатов по всем субъектам Федерации.

Количественная мера степени фальсификации определяется углом наклона кривой распределения - коэффициентом фальсификации. Если он положителен – то это фальсификация в пользу соответствующей партии или кандидата, голоса ему приписываются. Если отрицательный, то, наоборот, – фальсификация в убыток, голоса в таком случае крадутся.

На рис. 8 (Воронежская область) показан типичный и практически стандартный вид кривых, который воспроизводится почти во всех субъектах Федерации. Каждая точка на этих диаграммах это количество голосов за ту или иную партию или кандидата на конкретном УИК. Во всех субъектах Федерации, за редкими исключениями, победитель (партия «Единая Россия») имеет отклонение в «+», КПРФ – как главный оппозиционер, так и остальные оппозиционные партии - отклонение в «-». Отмечаются плотные органические облачка с небольшим разбросом (рис. 8), т. е. небольшим уровнем дисперсии. И второе, вытянутое, облако, которое имеет очень большой уровень дисперсии. Вскоре будет видно, что одно из «облачков» отвечает истинным результатам, а второе - сфальсифицированным.

Рис.8. Типичная картина фальсификаций в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий. Углы отклонения от горизонтали – коэффициент фальсификации

Этот пример для Воронежской области показывает типовую картину. Правые «хвосты» распределений для «Единой России», являясь сфальсифицированными, всегда направлены вправо-вверх. Для оппозиции направление всегда обратное «вправо-вниз».

В Докладе приведены данные фальсификации в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий по всем субъектам Российской Федерации.

Распределение коэффициента фальсификаций по субъектам Федерации (сопоставительные данные) для голосования по партийному списку и в мажоритарных округах приведены на рис.9.

Рис.9. Коэффициент фальсификаций для партии «Единая Россия» по всем субъектам федерации для мажоритарных выборов и по партийному списку

Из характера кривых видно, что фальсификации были синхронизированы и по партийному списку «Единой России», и по ее кандидатам в мажоритарных округах. Коэффициент корреляции кривых весьма высок - составил 0,86!

Особо подчеркнем, что средний коэффициент фальсификаций в пользу кандидатов и партии от власти в 2016 году стал больше, чем в 2011 году, в 1,9 раза.

III. Механизм фальсификации выборов

Результаты голосования в ходе выборов в Государственную Думу РФ 2016 года фальсифицировались несколькими путями: вброс ложных бюллетеней; составление ложных протоколов; махинации с открепительным механизмом; махинации с подставными избирателями (т.н. карусели); махинации, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения; угрозы учителям и прочим бедолагам в участковых избирательных комиссиях увольнением в случае низкого результата на выборах фаворитов власти.

О фактах фальсификации свидетельствуют многочисленные видеосвидетельства, личные свидетельства очевидцев, фото и видео вбросы бюллетеней на многих участках членами и даже председателями избирательных комиссий.

При честных выборах предпочтения граждан от явки не зависят: то есть отношение числа голосов за одну партию к числу голосов за другую, голосов за одного кандидата к голосам за другого от явки не зависит. В прямом экзит-пуле, проведенном ВЦИОМ , которого не заподозришь в оппозиции властям и ЦИК России, на выходе с избирательных участков, зависимости от явки нет!

На приведенных ранее рисунках видно, что до явки в 47% партия «Единая Россия» серьезно проигрывает оппозиции. Но, начиная с явки в 47%, все наоборот. И чем больше явка, тем больше партия «Единая Россия» начинает «выигрывать» у оппозиции. Причем кривые практически совпадают для голосования по партийному списку и по мажоритарным округам. Важно, что в диапазоне явок 25-40%, что соответствует органическому облачку «честного» голосования, отношение действительно не зависит от явки. Это значит, что тут данным можно относительно верить. В этом диапазоне партия «Единая Россия» проиграла оппозиции в 1,42 раза. Средняя явка в этом диапазоне составляет 32,5%.

Для этой явки число избирателей, проголосовавших на выборах, составляет 35690 тыс. чел. Выявленное выше истинное соотношение голосов за партию «Единая Россия» и всей совокупной оппозиции (1,42 раза) позволяет получить истинное абсолютное количество голосов за партию «Единая Россия» и соответствующий результат (процент). Получается, что партия «Единая Россия» реально получила 14750 тыс. голосов. Официально же ЦИК России объявил за партию «Единая Россия» 28525 тыс. голосов. И это соответствует 54,28%. И истинный же результат - 27,9%.

Результаты реконструкции истинных итогов выборов

Витоге приходим к выводу, что партию «Единая Россия» поддержало чуть более 13% от числа всех зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны. Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более че в 1,5 раза! В Государственную Думу РФ зашли «работать» на основе незаконно присвоенных властных полномочий более 200 человек! Другими словами, произошел незаконный захват власти!

Между тем в Конституции РФ ст.3.ч.4. зафиксировано, что «никто не вправе присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» - Уголовному Кодексу РФ.

В частности, в статье 278 УК РФ - Насильственный захват власти или насильственное удержание власти – записано, что «действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации … наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет...».

Фальсификация выборов федерального органа государственной власти Государственной думы РФ также является составом уголовно наказуемого преступления. Уголовный Кодекс РФ. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

«1. Фальсификация избирательных документов, … если это деяние совершено членом избирательной комиссии … наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок….

2.Подделка подписей избирателей, … или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, …наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок…

3.Незаконное изготовление … избирательных бюллетеней…, открепительных удостоверений наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей... либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. «Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, … либо фальсификация подписей избирателей, … либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, …либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, … либо подписание членами избирательной комиссии … протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов … - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей … либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

« 1.Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своихизбирательных прав, нарушение тайны голосования, … воспрепятствование работе избирательных комиссий, … деятельности члена избирательной комиссии, … - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей … или … исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3.Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией … ее полномочий, … с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей…наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо лишением свободы на срок до четырех лет.».

IY. Выводы

1.Официальная величина явки в 48%, зафиксированная ЦИК России, является недостоверной и не превышает 35% как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам, или явка, зафиксированная ЦИК России, сфальсифицирована и завышена в 1,45 раза.

2.Партия «Единая Россия» в ходе голосования реально получила не 54% по партийному списку, как это зафиксировано ЦИК России, а 27,9% от числа проголосовавших, или 13,2% от числа зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны . Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более чем в1,5 раза.

3. Вместо 343 мест в Государственной Думе РФ, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

Общий вывод : научно обоснованный анализ выборного процесса 18 сентября 2016 года свидетельствуют о том, что выборы в Государственную Думу прошли с грубейшими нарушениями, массовыми фальсификациями и подлежат отмене, а Государственная Дума 2016 является незаконной.

Самое печальное в этой проблеме то, что против грубейших нарушений, фальсификации, скандальных выборов активно ведут борьбу лишь отдельные личности, такие, например, как Т.Юрасова в Мытищах, С.Посохов в Красногорске, Р.Зинатуллин в Татарстане и ряд других, но никак не оппозиционные партии ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия, которых и «ограбили» в процессе выборов и единственная из СМИ – «Новая Газета».

Между тем именно фракции КПРФ, ЛДПР, Справедливой России в Государственной Думе РФ могли бы внести на заседание Государственной Думы РФ вопрос о грубейших нарушениях и массовых фальсификациях на выборах 18 сентября 2016 года с целью принятия политического решения – самороспуска незаконной Государственной Думы РФ и обращения к Президенту РФ как гаранту Конституции РФ о назначении новых выборов в Государственную Думу РФ.

Массовые нарушения и фальсификация при выборах Государственной Думы 2016 касаются значительного числа граждан и приобрели особое общественно-политическое значение. В этой связи в рамках своих полномочий ЦИК России вправе обратиться в Верховный суд Российской Федерации за защитой избирательных прав большинства граждан, а также в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России для принятия мер прокурорского реагирования и возбуждения уголовного дела по факту совершения преступлений, предусмотренных статьями 141, 142, 142.1, 278 Уголовного кодекса РФ, выявления виновных в нарушении действующего законодательства.

С искренним уважением (Ю.Воронин)

доктор экономических наук, профессор,

заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР-

Председатель Госплана ТАССР (1988- 1990гг.);

Первый заместитель Председателя Верховного

Совета РФ (1991- 1993гг.); депутат Государственной Думы

(второго созыва); аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Очевидно, что для огромной России 428 городов было явно недостаточно, и к XX в. страна подошла с большим дефицитом городов. Резко преобладали малые и очень малые города. При использовании современных критериев получается, что в конце XIX в. только 24 города на территории нынешней РФ не были малыми.

Из существовавших на момент переписи 2002 г. городов России 385, или 35,1%, получили городской статус до 1900 г. Таким образом, примерно 2/3 российских городов можно назвать новыми. Их численное преобладание побудило критиков недавнего прошлого поучать: «Вместо того чтобы создавать сотни новых городов, надо было развивать старые».

Для ответа на вопрос, нужны ли были новые города, необходим географический подход. Прежде всего требуется оценить процессы, происходившие в старых городах. Затем выявить развитие поселений, не имевших официального статуса города, но уже приобщившихся к выполнению городских функций. Часть их можно было считать истинными городами, как это и сделал В.П. Семенов-Тян-Шанский в своем труде «Город и деревня в Европейской России», часть – рассматривать в качестве «эмбрионов» будущих городов. Надо также выяснить, почему значительная часть старых городов в периоды экономических скачков XX в. в экономическом развитии практически не тронулась с места или двигалась крайне медленно. И наконец, рассмотреть причины возникновения новых городов.

Что происходило со старыми

городами России в XX столетии?

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., урбанистическая структура в пределах нынешней РФ выглядела следующим образом (табл. на с. 6).

Очевидно, что для огромной России 428 городов было явно недостаточно, и к XX в. страна подошла с большим дефицитом городов. Резко преобладали малые и очень малые города. При использовании современных критериев получается, что в конце XIX в. только 24 города на территории нынешней РФ не были малыми. Города, которые сейчас статистикой относятся к малым, составили 94,4% общего числа городов, причем 173 города насчитывали менее 5 тыс. жителей. Своей малолюдностью они отражали более чем ограниченные возможности перемен к лучшему и в дальнейшем оказались невостребованными.

А если руководствоваться классификацией городов, предложенной сто лет назад В.П. Семеновым-Тян-Шанским: до 5 тыс. жителей - городок; 5-10 тыс. - малый город; 10-40 тыс. - средний город; 40-100 тыс. - большой город; свыше 100 тыс. жителей - крупный город, то и в этом случае на городки и малые города (их 283) приходилось 66,1% общего числа российских городов того времени.

А.И. Воейков, основываясь на мировой статистической практике, предлагал считать городами поселения, имеющие не менее 20 тыс. жителей. При таком подходе только 71 официальный российский город в конце XIX в. можно было признать городом по существу.

Описания множества городов в многотомном «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (первые тома стали выходить на рубеже XIX и XX вв.) - поистине стенания по поводу их бедственного положения. Корректировка состава городов в первом десятилетии после революции отсекла часть худосочных городов, преобразовала их в села, и сделала городами поселения, заслужившие своей деятельностью и численностью населения городской статус. Еще летом 1917 г. распоряжением Временного правительства городами стали 41 поселение, среди которых были Орехово-Зуево, Нижний Тагил, Кимры, Котлас и др. Однако и после корректировки осталось немало городов с весьма ограниченными возможностями развития, что и зафиксировала Всесоюзная перепись населения 1926 г. Достаточно сказать, что 35% общего числа российских городов располагалось вне железных дорог, и это не могло не сдерживать их активизацию.

Сильное расслоение городов по предпосылкам социально-экономического роста предопределило и резкое расхождение их судеб в советское время. Те города, которые такие предпосылки имели, развивались, подчас совершив гигантский скачок (Челябинск, Красноярск, Тюмень, Курган, Череповец и многие другие).

Все бывшие губернские и областные города (за исключением Выборга, находившегося в 1918-1940 гг. в составе Финляндии, Тобольска и Буйнакска*) стали крупными, крупнейшими и миллионерами, укрепив и расширив свою градообразующую базу.

Средние города, не являвшиеся крупными административными центрами (их было всего 4), стали крупными (Иваново, Таганрог) и миллионерами (Волгоград, Екатеринбург). Из 27 так называемых полусредних (термин, введенный Л.Л. Трубе) 3 развились в крупнейшие (Барнаул, Липецк, Тюмень), 2 - в крупные (Белгород, Брянск), 8 - в большие; перешли в средние 10 городов.

Из собственно малых (до 20 тыс. жителей) старых городов (в 1926 г. их было 334) 17 стали - большими, 29 - средними, 71 - полусредним.

В целом вовлечение старых городов в индустриальное и на его основе в комплексное развитие было достаточно широким. Но города с ограниченными возможностями существенно не изменились. И сейчас, уже после значительных сдвигов в территориальной структуре, вызванных железнодорожным строительством, 85 старых российских городов отстоят от железной дороги на расстоянии 20 и более километров, 49 из них удалены более чем на 50 км, а 19 - на 100 км и более.

Это не значит, что подобные города не были вовсе затронуты переменами. Просто вследствие заурядности положения они остались в роли местных центров, используют скромные ресурсы близлежащей округи и обслуживают нужды своих районов. Тем не менее всего лишь 14 городов за столетие сократили число жителей.

Молодые города - старые центры

Это многочисленная и разнообразная по генезису и функциям группа нынешних городов. Только с известной натяжкой большинство из них можно назвать новыми, то есть возникшими на чистом месте. И совсем неправомерно называть новыми города, получившие городской статус до 1926 г. Ибо за небольшим исключением это были истинные города, по своему потенциалу и числу жителей превосходившие подчас не только уездные, но и некоторые губернские города. Нижний Тагил, ставший городом в 1917 г., насчитывал в 1897 г. 30 тыс. жителей, в то время как центр Олонецкой губернии Петрозаводск - 12 тыс. Центры, получившие городской статус в первой четверти XX в., уже сделались к этому времени городами де-факто, теперь они стали городами и де-юре. Но это была лишь часть центров, которые в массовом количестве стали возникать в России начиная с эпохи Петра I. Остальные «эмбрионы» продолжали свое доразвитие и по мере созревания пополняли ряды официальных городов.

Первоначально полусельско-полугородские поселения, они в результате качественных перемен превратились в города. Десятки городов развились из поселений, возникших при железнодорожных, чугунолитейных, медеплавильных заводах Урала, Сибири, Центра**.

В.Н. Татищев назвал поселения при них «горными городами». В официальных изданиях они именовались «заводами». По данным переписи 1897 г., среди поселений, насчитывавших свыше 2 тыс. жителей, числилось 105 «заводов», в том числе 85 - на Урале. В 20-х годах ХХ в. А.В. Луначарский предложил удачное название «город-завод», которое и закрепилось в исторической и географической литературе.

Начали свою жизнь «городами-заводами» 87 современных городов России. И только 8 из них получили городской статус до XX в. Естественно, что самая большая группа сложилась на Урале (54 города). Екатеринбург, Пермь и Алапаевск стали городами в XVIII в. В XIX в. к ним присоединился Златоуст, в 1917-1926 гг. - еще 10 городов, в том числе Нижний Тагил, Ижевск, Невьянск, Миасс и др. Использование «заводов» как резерва урбанизации не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Последним по времени образования стал Горнозаводск в Пермской области (1965 г.).

Многочисленны также города, развившиеся из фабричных сел, особенно характерных для Центра, и прежде всего для Московской, Ивановской и Владимирской областей. В XVIII и XIX вв. часть таких фабричных сел стали городами (во время административной реформы 1775-1785 гг. - Вязники, Кинешма, Егорьевск, Судогда и др.). Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) в 1871 г. получил ранг безуездного города. Самый старый из этой плеяды - Шуя. Он возник из села, принадлежавшего князьям Шуйским, и в исторических актах уже в 1539 г. упоминается как город.

Среди современных городов России - 70 бывших фабричных сел, в Московской области - 28. Некоторые из них глубоко трансформировали функциональную структуру и покинули ряды текстильных городов, какими были при рождении. В других отрасль-родоначальник, ранее ведущая, сохранилась, но оттеснена на второй план (Раменское, Щелково, Балашиха, Реутов и др.).

Одной из линий саморазвития расселения явилось совершенствование иерархической системы центров обслуживания территории. С этим связано преобразование в города сельских райцентров. Подобная практика преобразования в города сел, которым поручались центральные (то есть по существу городские) функции, началась задолго до советского времени. В 1775-1785 гг. таким образом были учреждены 165 городов - уездных центров. В советские времена облеченные административной властью сельские поселения расширяли экономическую базу, увеличивали людность, приобретали городские черты в своем облике и коммунальном хозяйстве. Как правило, сперва они получали статус поселка городского типа, а затем, как бы пройдя «кандидатский стаж», становились городами. Это было выразительным проявлением (можно сказать, в чистом виде) «урбанизации по-деревенски», как удачно выразился известный демограф А.Г. Вишневский.

Города-заводы, бывшие фабричные и кустарные села, сельские райцентры, пристанционные поселки (о них скажем ниже) - наиболее массовые категории «эмбрионов», которые, последовательно развиваясь, пополняли ряды российских городов в XX в. По суммарной численности населения, по экономическому и культурному потенциалу они, конечно, значительно уступали старым городам, но не по числу. Следует отметить, что доля малых городов была среди них выше, чем среди старых городов.

«Эмбрионы» использовались в качестве резерва урбанизации и для решения отраслевых задач, когда их выбирали точками роста тех или иных производств, важных для всей страны и для обустройства территории, нуждавшейся в оснащении центрами обслуживания населения и хозяйства.

Активизация «эмбрионов» означала содействие естественному процессу саморазвития расселения, которое выражалось в постепенном вызревании городских поселений из сельских. Вложение средств в их развитие, также подвергнутое критике («развивали всё и вся»), было обусловлено не только чисто экономическими, но и социальными задачами, которые в отношении и малых старых городов, и «эмбрионов» надо считать приоритетными.

Причины создания новых городов

и их роль в развитии России

Использованием старых городов и формированием молодых городов на основе доразвития «эмбрионов» нельзя было решить задачи модернизации страны, и создание новых городов стало необходимостью.

Наглядно это проявилось при создании собственной сырьевой базы для развивающейся промышленности. Опора на собственные ресурсы в тогдашних условиях явилась непреложным фактом и не имела альтернативы. Лишь в редких случаях месторождения полезных ископаемых открывались вблизи существующих городов. Намного чаще это случалось в малоосвоенных районах, лишенных городов вообще. Вовлечение в использование ресурсов породило большое число сырьевых городов-добытчиков, в том числе в районах с экстремальными природными условиями, что удорожало освоение и обрекало создаваемые у месторождений города на монофункциональность.

Сырьевые города, будучи необходимыми в условиях советской индустриализации, отнюдь не выражали сырьевую ориентацию нашей экономики. Они образовали первичный слой центров, снабжавших сырьем и топливом ведущие отрасли, определявшие экономическое лицо страны. Среди сырьевых городов преобладали небольшие, большей частью узкоспециализированные центры. Однако наряду с ними сложились и весьма крупные центры комплексного развития. Их многофункциональная структура развилась на базе ведущих добывающих отраслей и включала связанные с ними подготовку кадров, науку и проектирование. Такие города - Новокузнецк, Альметьевск, Норильск, Ухта, Сургут, Новомосковск - явились ядрами важных промышленных районов.

Сырьевые города ознаменовали собой движение на Север и Восток, где их доля была выше, чем в староосвоенной части страны (Железногорск в Курской области, Губкин в Белгородской, угольные города Мосбасса и нефтяные - Поволжья). Критики считают, что не надо было идти на Север. Но они совершенно пренебрегают тем фактом, что Россия в постсоветское время выживает именно благодаря осуществленному ранее походу за ресурсами на Север и Восток.

По приблизительным подсчетам, среди городов России около 160-170 сырьевых центров. В них добывающая отрасль - угольная, горнорудная, нефте- и газодобывающая - ведущая, а во многих случаях, особенно в городах Севера, единственная.

Без малого три четверти общего числа сырьевых городов составляют новостройки. По специализации сырьевые города распределяются так:

города-шахтеры - 56 (новостроек - 32), в том числе малые - 38, средние - 15,

большие - 8;

горнодобывающие (добыча руд и нерудных ископаемых) - 63 (38), малые - 48,

средние - 12, большие - 3;

нефтеграды - 47 (41), малые - 27, средние - 13, большие - 7.

С созданием сырьевых городов связаны значительные издержки урбанизации, ее теневые стороны. Свидетельство этого - сложная экологическая ситуация: отвалы пустой породы, провалы грунта, вызванные подземными выработками, загрязненность водотоков шахтными водами и т.д. Для угольных городов характерна конгломеративность: даже небольшой город-шахтер состоит обычно из нескольких поселков. Распространена монофункциональность. Неясно будущее после того, как будут исчерпаны запасы разрабатываемых месторождений.

Если прибавить к центрам добычи полезных ископаемых еще центры лесной и деревоперерабатывающей промышленности, центры гидроэнергетики, то общее число городов, занятых добычей и отчасти переработкой природных ресурсов на месте их добычи, достигнет примерно 250-260, то есть составит почти четверть всех российских городов. Видимо, если бы наша страна могла шире использовать сырьевые ресурсы мира, не было бы необходимости создавать столь большое число сырьевых городов. Но в условиях международной изоляции это нужно было сделать. Без сырьевых городов не было бы и высокотехнологичных производств, которые обеспечили выполнение таких важнейших программ, как космическая, атомная, создание современного вооружения и прочее.

Возникновение и развитие городов

в результате формирования

общегосударственных систем

инфраструктуры

Для нашей страны транспортный каркас имеет особое значение. Магистрализация дорог способствовала преодолению пространственного трения, столь значительного при огромных пространствах. Для России - страны континентальной - первостепенную роль в осуществлении взаимодействия районов играют железные дороги. Их строительство, развернувшееся быстрыми темпами начиная со второй половины XIX в., коренным образом сказалось на урбанистической и территориально-урбанистической ситуации, по-иному расставило акценты урбанизации, повлияло на расслоение городов по предпосылкам развития.

Транспортные магистрали выступили осями урбанизации, создали благоприятные условия для линейностремительных тенденций в расселении. На магистралях возникли пристанционные поселки, постепенно становившиеся фокусами местных социально-экономических связей. Они перехватывали функции центров у старых городов, оказавшихся вне железной дороги, использовали возможности транзитных связей. Развитие пристанционных поселков, постепенно превращавшихся в города, - отклик территории и расселения на появление магистрали - оси развития.

Общее число городов, выросших из пристанционных поселков, достигает 170. Характерно, что почти все города этой категории получили официальный городской статус в XX в. (немногие - Армавир, Боготол, Любань - до революции). Об участии пристанционных городов в формировании сети центральных мест, облеченных административными функциями, свидетельствует то, что 135 городов, или 80% общего числа городов этой группы, возглавляют административные районы.

Вырастая в сельской местности, большей частью за пределами агломераций, пристанционные города формировались по образу и подобию сельских поселений. Для них характерны преобладание малоэтажной усадебной застройки, сады и огороды, хозяйственные строения для содержания домашнего скота.

В самых удачливых городах транспортная функция сыграла роль фундамента, на котором развилось сложное сочетание функций. Таковы Армавир, Минеральные Воды, Котлас, Рузаевка, Канаш, Свободный. На другом полюсе - узкоспециализированные малые города с предприятиями, обслуживающими железнодорожный транспорт. Среди них - Ожерелье, Бабушкин (бывший Мысовск), Микунь, Агрыз, Дно, Новосокольники.

Самый знаменитый город, рожденный железнодорожной стройкой - Новосибирск. Стадию «эмбриона» он прошел стремительно. Десять лет ему понадобилось, чтобы в 1903 г. получить статус города, и еще три десятилетия, чтобы опередить все города за Уралом по числу жителей.

Противоречивая загадочность в том, что остались средними, а то и малыми городами, крупные железнодорожные узлы - Бологое, Сухиничи, Рузаевка, Поворино, Лиски, Грязи, Котлас, Тында, заслужившая обязывающее имя столицы БАМа. Слишком много подобных случаев, чтобы считать их случайностью. Какая-то странная закономерность!

Единая энергетическая система (ЕЭС) - одно из важнейших достижений в совершенствовании территориального устройства страны. ЕЭС повышает эффективное использование вырабатываемой электроэнергии, обеспечивает рациональное маневрирование ее потоками в течение суток, что имеет большое экономическое значение для нашей страны, раскинувшейся на 11 часовых поясов, гарантирует надежность энергоснабжения всех районов.

В рамках ЕЭС сложилась плеяда городов-энергетиков - еще одного нового типа городов XX в. Они разделяются на три основных группы: города при тепловых электростанциях, работающих на угле, газе, торфе; при гидростанциях; при АЭС. Более свободно размещаются тепловые электростанции. Значительная их часть осела в уже существовавших городах, прежде всего в крупных центрах - потребителях электроэнергии. Другая - в районах добычи топлива. ГЭС и АЭС породили, как правило, новые города.

Выбор места для сооружения плотины определялся гидрологическими и геологическими условиями, и лишь в отдельных случаях оно оказывалось в черте существующих городов (Пермь, Иркутск, Рыбинск, Углич, Зея). АЭС в силу технических и психологических факторов сооружались вне городов.

Начало формированию ЕЭС положил знаменитый план ГОЭЛРО, и в ходе его реализации возникли первые крупные электростанции. Поселки при них со временем становились городами. Волхов, Терновск (переименованный в Шатуру) - вехи в развитии отечественной электроэнергетики. В их числе и Электрогорск, который получил права города в 1946 г., через 34 года после пуска первой в России крупной электростанции на торфе «Электропередача».

Возникшие как специализированные отраслевые центры - «фабрики электричества», - они обладали различными предпосылками для комплексного развития. Широкие возможности были у центров гидроэнергетики, построенных на больших реках. Сооружение ГЭС большой мощности порождает комплекс условий, благоприятствующих концентрации производства и населения: водохранилище - мощный источник водоснабжения, основа для развития рекреации, рыбного хозяйства; транспортный переход по плотине; «наследство» стройки - крупная строительная организация, предприятия строительных материалов, ремонтно-механические заводы. Мощный источник дешевой электроэнергии притягивал энергоемкие производства - цветную металлургию, химическую промышленность, целлюлозно-бумажное производство. Сочетание различных отраслей служило фундаментом для формирования многофункциональных центров.

Их прообразом явился город более чем скромных размеров, возникший при Волховской ГЭС. Волховстрой (первоначальное наименование поселка) получил городской ранг в 1933 г. Он стал пионером не только гидроэнергетики, но и отечественной алюминиевой промышленности. Сами сооружения ГЭС признаны важной вехой в развитии промышленной архитектуры. Сохранило место в комплексе и производство строительных материалов, получила развитие химическая промышленность, также притягиваемая электроэнергетикой.

Особую группу городов-энергетиков образуют города при АЭС. Значение их очень велико для районов, лишенных топливных и гидроэнергетических ресурсов. Выбор точки для размещения АЭС определялся требованиями Единой энергетической системы. АЭС - скрепляющие узлы энергетического каркаса - размещаются там, где возможности для сооружения электростанций иного типа стеснены или отсутствуют.

Среди городов-энергетиков нередки спутники крупных центров-лидеров: Электрогорск, Шатура, Кашира (Кашира-2***) и Конаково в Подмосковье, Комсомольск вблизи Иваново, Курчатов под Курском, Нововоронеж под Воронежем, Заречный и Среднеуральск у Екатеринбурга, Кировск и Сосновый Бор под Санкт-Петербургом и т.д.

Сооружение гидростанций, требовавшее вследствие огромного объема строительных работ создания мощных строительных организаций и промышленности строительных материалов на месте, открывало путь для организации поблизости нового крупного строительства. «Наследие» прежней, уже завершенной стройки становилось фактором размещения промышленности и развития расселения. Так возникли известные промышленные центры Тольятти, Ангарск, Шелехов, Волгодонск, Нижнекамск и им подобные города, которые можно назвать побочными детьми гидроэнергостроительства.

Возникновение малых городов на волне

центростремительных процессов в расселении.

Эпоха городов-спутников

Очень сильно в XX в. проявился в расселении агломерационный фактор. Невиданные ранее масштабы территориальной концентрации вызвали гигантский рост крупных центров - отраслевых и региональных лидеров - и необходимость эффективного использования их выдающегося потенциала. Это предопределило переход расселения к агломерационной стадии развития, который был неизбежным для всех развитых стран мира и имел повышенное значение для России вследствие особенностей ее географических условий. В течение нескольких десятилетий наша страна покрылась агломерациями - ключевыми формами современного расселения.

Переход от точечной формы территориальной концентрации к ареальной (агломерационной) усилил контрастность расселения. Он был особенно разительным, так как в прошлом ведущие города России не окружали себя спутниками. Вообще, городам как бы вменялось в обязанность соблюдать между собой дистанцию и не приближаться к городу-лидеру, чтобы иметь собственную зону влияния. Относительно равномерное распределение городов по территории было обусловлено самой логикой административно-территориального деления и ведущей в прошлом для городов административной функцией. Исключение представлял лишь Санкт-Петербург, который создавался одновременно с окружающими его спутниками разного назначения - резиденциями, крепостями, промышленными центрами.

Создание спутников вполне отвечало логике эволюции расселения. Эта новая, в массовом количестве рожденная XX веком категория городов заняла особое место в расселении. Спутники явились средством использования потенциала центров-лидеров и решения их усложнившихся социально-экономических и градостроительных проблем. Спутники - разнообразное и необходимое дополнение большого города, своего рода его «брызги». Вместе с породившим их городом спутники выполняют роль двигателей прогресса.

Народнохозяйственный профиль спутников самый разный. Общее у них - спутничество, обусловленное близостью к городу-центру. Спутничество - своего рода печать на жизнедеятельности города-спутника и его населения. Ориентация на город-центр выражается в интенсивных и разнообразных связях, трудовой и учебной маятниковой миграции, в систематических культурно-бытовых поездках жителей.

Создание городов-спутников - это ответ расселения на вызов урбанизации в XX в. В геоурбанистике под спутниками понимаются все города, существующие в зоне непосредственного влияния города-центра, а не только те, которые градостроители возводили по специально разработанным именно для города-спутника проектам. Это, так сказать, градостроительно-официальные спутники, «законные» с точки зрения архитекторов. Под Москвой такой спутник один - Зеленоград, одновременно являющийся административным районом столицы. А в реальности в когорту подмосковных городов-спутников входят города не только Московской области, но и расположенных у ее границ районов сопредельных областей: Обнинск, Балабаново, Жуков, Таруса, Боровск Калужской области; Конаково Тверской; Александров с г. Струнино и г. Карабаново, а также Петушки с г. Костерево и Покровом Владимирской.

Для определения масштабов спутничества необходимо скрупулезное исследование внутриагломерационных взаимосвязей. Пока такая работа вследствие ее трудоемкости и сложности получения исходной информации не выполнена. Приблизительные подсчеты позволят получить представление о масштабах явления. В зонах непосредственного влияния больших городов всех рангов, которых в 2002 г. насчитывалось 168****, сосредоточено около 350 городов. Старые города в этих зонах сравнительно немногочисленны, преобладают молодые. А среди них весьма значительная доля городов-новостроек, хотя численно они уступают городам, развившимся из полугородских-полусельских поселений путем постепенного наращивания городских функций и городских черт в облике, составе населения, функциональной структуре.

Таким образом, около 1/3 всех российских городов располагается в зонах влияния крупных центров. Это очень внушительное явление, выражающее сильный агломерационный акцент в расселении. Сравнительно немногие большие города не прибегают к услугам спутников, как бы не доверяя им выполнение части своих обязанностей. Среди них такие значительные центры, как Омск, Хабаровск, Тюмень, Курган, Улан-Удэ, Сыктывкар, Йошкар-Ола.

Городов-новостроек среди спутников примерно 100. Возникновение и целенаправленное создание городов в окружении крупных центров продиктовано эволюцией расселения, соответствует ее закономерному ходу.

Велика роль наукоградов, развивающихся на волне научно-технической революции. Наукограды стали результатом НТР и фактором ее дальнейшего развития. В их основе триада функций: «наука - наукоемкое производство - образование», тесно и органически взаимосвязанных. Наукограды - новый тип городов, выделяющихся уникальным интеллектуальным потенциалом. Подавляющее большинство их предпочитает быть спутниками. Вблизи города-лидера, который их породил в буквальном смысле слова, они имеют наиболее благоприятные условия для своей деятельности.

Существующий в РФ Союз наукоградов объединяет около 70 центров. Из них 46 официальных городов, 6 «номерных» (статус неизвестен), 4 Академгородка сибирских центров, 7 поселков городского типа, два городских района (в Балашихе и Балахне). Старые города - Бийск, Мичуринск, Истра, Переславль-Залесский, Меленки. Молодые города, но старые центры - Реутов, Климовск, Красноармейск, Приморск, уральские города-заводы Миасс, Нижняя Салда, Усть-Катав. Новостройки преобладают. Самое крупное семейство наукоградов - подмосковное. Столица стимулировала развитие в своем окружении едва ли не половины наукоградов России. Это знаменитости - Обнинск, Дубна, Королев, Фрязино, Черноголовка, Протвино, Пущино, Жуковский и др.

Выводы

Россия на всех этапах своей истории постоянно создавала и учреждала новые города, но также постоянно испытывала недостаток в городах. Создание новых городов в значительной степени определялось постоянным расширением государственной территории, ее закреплением, хозяйственным освоением, оснащением центрами обслуживания.

Россия в XX в. продолжала формировать сеть городов, в некоторых районах делая это «с нуля», в то время как западноевропейские страны этот процесс завершили столетия назад. В XX в., не пропуская ни одного десятилетия, Россия активно создавала новые города, в том числе города нового типа.

Акцент на развитие старых городов вполне очевиден. Все старые города, обладавшие предпосылками развития, использовались как точки роста. Они радикально трансформировали свою функциональную структуру, многократно увеличили число жителей, стремительно перемещались по ступеням иерархической лестницы. Города со скромными возможностями развития остались местными центрами. Росту значительной группы старых городов препятствовало невыгодное транспортно-географическое положение (удаленность от железных дорог).

Широко использовались для наращивания состава и сети городов «эмбрионы» - города-заводы, фабричные и кустарные села, сельские райцентры и др.

Создание городов-новостроек стало необходимым, так как старых центров оказалось недостаточно для модернизации страны. Новые города возникали там, где не было возможности опереться на старые города или их попросту не было.

Основными факторами строительства новых городов явились потребность индустриализирующейся страны в сырье и топливе, формирование единых транспортной и энергетической систем, переход к агломерационной стадии расселения, обустройство территории иерархически построенной сетью центральных мест.

Создание новых городов соответствовало ведущим тенденциям в эволюции расселения - центростремительным (развитие спутников в агломерационных ареалах) и линейностремительным (возникновение городов на осях урбанизации - транспортных магистралях). «Вызревание» городов из многочисленных и типологически разнообразных «эмбрионов», так же как и возникновение городов на основе центро- и линейностремительных процессов, выразило саморазвитие расселения.

Оценку целесообразности создания того или иного нового города необходимо основывать на географическом анализе, отвечая на вопрос, поставленный Н.Н. Баранским: «Почему город возник и возник именно в данном месте?». Отрицание политики и практики строительства городов, лишенное доказательств, полученных географическим анализом, голословно.

Урбанизация протекает в постоянно и объективно меняющихся условиях. Глубинные географические причины возникновения новых городов заключены в постоянной трансформации территориальной структуры хозяйства. Возникают новые центры и линии. Их использование в качестве точек роста и осей развития отвечает экономическим, социальным и военно-политическим интересам страны.

* До 1922 г. Темир-Хан-Шура.

** По данным известного исследователя горнозаводских поселений России Р.М. Лотаревой, на Урале было построено более 260 заводов, в Сибири - около 40.

*** Бывший Новокаширск.

**** Принимался радиус зоны непосредственного влияния: 50 км для городов от 100 тыс. жителей до 1 млн жителей, 70 км для городов-миллионеров, 100 км для Москвы и Санкт-Петербурга.

Г.М. Лаппо

доктор геогр. наук

главный научный сотрудник

Института географии Российской академии наук

Источник в интернете: