Все вопросы

Грибоедов горе от ума дружба и вражда. Ах, Александр Андреич Чацкий! … (А.С

В истории искусства и литературы бывают случаи, когда всего лишь одно произведение делает его автора бессмерт-ным. А.С. Грибоедов навсегда вошел в литературу своей соци-ально-политической комедией «Горе от ума», в которой показа-на духовная жизнь России после Отечественной войны 1812 г., противоречия «века нынешнего» и «века минувшего».

Этические и философские взгляды А.С. Грибоедова отраже-ны уже в названии комедии. Человеку, который думает о разум-ном устройстве общества и не приемлет реакционных взглядов, трудно приходится среди тех, кто понимает ум как «уменье жить».

Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реак-ционных дворян-крепостников.

А.С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновни-чью Москву и шире — Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретно-исторический тип.

Фамусов олицетворяет «век минувший». Он — богатый поме-щик и крупный чиновник, который, однако, не отягощает себя службой («что дело, что не дело — подписано, так с плеч до-лой»). Воспринимая службу как собственную вотчину, Фамусов окружил себя родственниками и знакомыми:

При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человеку!

Фамусов — лицемер и ханжа. Идеалом всего окружения Фаму-сова является Максим Петрович, который, несмотря на свои се-дины, несколько раз падал перед императрицей, чтобы повесе-лить ее, чем и заслужил монаршую милость. Фамусов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы был при деньгах и власти. Он видит зятя даже в грубом и невежественном солдафоне Скалозубе, которого Чацкий метко охарактеризовал как «созвездие маневров и мазурки». Скалозуб раскрывает свои мечты:

… чтоб чины добыть, есть многие каналы, … Мне только бы досталось в генералы. И, не чувствуя цинизма, радуется, что Вакансии как раз открыты; То Старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина» всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили «по-нашему: раз, два», его «ученостью не обморочишь», а тем, кто ведет фило-софские споры, он «фельдфебеля в Вольтеры» даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов:

… Чтобы зло пресечь, Собрать все книги бы да сжечь.

Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло-дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям.

Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: «вот он на цыпочках и не бо-гат словами». У него два таланта, которыми он гордится, — «уме-ренность и аккуратность». Молчалин из тех, кто достигает карь-еры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, по-играть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим, лицемер, который следует правилу:

… В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь.

Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского об-щества.

Один из сложнейших в пьесе — образ Софьи. Как отмечал А.С. Пушкин, «она начертана неясно». Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объяв-ляя сумасшедшим. Ее поступки противоречивы. Вероятно, это пото-му, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого, но после его отъезда она оказалась во власти консервативного об-щества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно пред-положить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в сво-ем воображении. Прав Чацкий, когда говорит, что качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему.

Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой обра-зованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечест-ву, «дым которого нам сладок и приятен». Это честный, благород-ный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве «дома новы, но предрассудки стары». Его патриотическое чувство оскорбляет дух «слепого, рабского, пустого подражанья» всему иноземному, пре-клонение перед пустым «французиком из Бордо».

Нравственные понятия Чацкого — независимость, чувство собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»), принципиальность — находятся в непримиримом про-тиворечии с моралью фамусовского общества. Его монолог «А судьи кто?» — обличение консерватизма «отцов отечества», ко-торые живут по законам XVIII в., «сужденья черпают из забы-тых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Они — враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак.

Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружаю-щих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала со-циально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его лю-бовные надежды. По словам И.А. Гончарова, Чацкий испытывает «мильон терзаний», прежде чем «отрезвится сполна». Материал с сайта

Хотя пьеса написана за год до восстания, но образ Чацкого воплотил многие черты нравственного облика и социальные взгля-ды декабристов. В самой пьесе имеются намеки на то, что Чацкий не одинок в своих взглядах на существующее общество. Это вне-сценические персонажи — двоюродный брат Скалозуба: «чин сле-довал ему,… он службу вдруг оставил», «в деревне книги стал чи-тать»; племянник княгини Тугоуховской князь Федор.

Реализм комедии «Горе от ума» выразился в том, что фаму-совское общество побеждает Чацкого, хотя, несомненно, сим-патии драматурга на стороне героя. Но реальные обстоятельства не давали возможности положительной развязки.

Комедия «Горе от ума» явилась оригинальным, ярким произве-дением, не утратившим актуальность и сегодня. Необыкновенно живой язык, конкретные и меткие высказывания Чацкого обусло-вили то, что многие строки пьесы стали афоризмами. Иногда, упот-ребляя такие выражения, как «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «Чтобы детей иметь, кому ума не доставало», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Числом поболее, ценою подешевле», говорящий даже не знает источник крылатого выражения. Эти фразы органично вошли в разговорную речь, став поистине народными.

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила настроения прогрессивного дворянства России первой четверти XIX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • роковые ошибки героев а. с. грибоедова "горе от ума"
  • сочинения горе от ума герои
  • темы и проблемы горе от ума
  • фамусов как олицетворение «века минувшего»

В самом название своей комедии “Горе от ума” Грибоедов закладывает основную идею поизведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию “ум”. Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов. Чацкий и Молчалин Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. В Чацком Грибоедов мог изображать Самого себя, но мне кажется что он не хотел бы быть таким человеком, но хотел бы видеть его рядом с собой, быть может своего родного сына. И только по этому Грибоедов выставляет Чацкого самым умным, а всех его партнеров по комедии беспросветными дураками. Чацкий на много умнее людей даже тех которые на много старше его и как казалось бы должны иметь своё мнение и огромный жизненный опыт.

Но Чацкий не просто умен, но и его подчеркивает все негативные качества прочих лиц. Его ум переполнен остроумием, которое за частую переходит в острословие. Это человек большого сердца, но при этом он слишком честен в своих высказываниях. Тут показано то, что может сделать любовь даже с очень умным человеком.

Чацкий не приемлет этого общества, но вынужден оставаться в нём ради своей любви к человеку, который не понимает простых вещей, шуток и который не просто не может сделать правильный выбор между казалось бы простыми вещами: глупость и ум. Чацкий как бы родился на много лет раньше своего времени. Чацкий не похож на людей которым нечего делать так как он усердно готовится к деятельности. “Он славно пишет, переводит”, говорит о нём , и все только и говорят о его высоком уме. Не прошли и даром поездки за границу, в свободные страны. Сужить бы рад,- прислуживаться тошно!- Он не приемлет для себя скуки и праздной жизни.

И одна из главных его ошибок заключается в том что он серьёзно видет в Софье свою будущею жену, и да же не думает о том что что-то может быть не так как он этого хочет. Чацкий приезжает в Москву лишь для того чтобы увидеть её и натыкаясь на холодную стену в её душе он сразу должен был понять что ему нет больше места в этом доме. Но он слишком сильно её любит чтобы уехать. И полностью окунается в мир ему чуждый и противный.

Он не признаёт его и в этом и заключается его главная трагедия. О Чацком мы можем писать ещё много и плохого и хорошего, а о Молчалине всего несколько предложений и мы уже раскрыли всю его сущность. Молчалин довольно серый человек без своего суждения и мнения. Он пользуется мнением посторонних за неимением своего, даже если оно неправильно, при этом он выбирает мнение большинства.

Молчалин искренне уверен что главным качествами для человека должны бать умеренность и аккуратность, а Чацкий с ним не согласен, и даже после разговора с ним думает, что Софье лишь пошутила и просто не может любить на столько бездарного и глупого человека. Для Фамусовского общества оба и Чацкий и Молчалин всего лишь молодые люди, которые должны беспрекословно во всём слушаться его и его друзей. Чацкий и Молчалин полностью разные люди: один из них свободный человек и скорее всего останется без высокого поста или чина, а другой напротив если и не добьется высоких постов из-за недалекости своего ума то уж точно не останется на низшей ступеньке.

Каждый человек, который прочитает эту ”комедию” должен подчерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истенное горе Чацкого. Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчаленым и молча подниматься по лестнице на верх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с не просветной глупостью окружающих.

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс

по направлению « Дружба и вражда»

Для вступления: Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека

в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друзьях.

Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные

личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии,

искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

В мировой художественной литературе, в том числе и русской, мы

можем найти немало примеров, раскрывающих тему дружбы и вражды.

И.А.Гончаров «Обломов» Обломов и Штольц

Толстой «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер

Вывод: Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга. Демокрит

2.Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

Можно, но тяжело: жизнь без друзей пуста и однообразна. Родственники –это кровные люди, они всегда рядом Друзья –это родные по душе. Мысль, что есть друзья согревает нас, делает сильнее и увереннее в себе.

Лермонтов «герой нашего времени»(Печорин: «из двух друзей один всегда раб другого»)

Онегин(не было друзей, но начала завязываться дружба с Ленским, закончившаяся так трагически.

Лицейские друзья Пушкина(«19 октября», «И.И.Пущину»)

Вывод: Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

3.Когда вражда может перерасти в дружбу?

Если враги- оба благородные люди, просто стоят по разные стороны баррикад. Может так случиться, что они увидят сильные стороны друг друга, или один перейдёт на сторону врага по идейным соображениям, и тогда враги станут друзьями.

Пушкин«Капитанская дочка»(Гринёв и Пугачёв)

Толстой «Война и мир»Наташа и княжна Марья

Вывод: : (Бауржан Тойшибеков)

4.Благородным поведением можно завоевать даже врага.

Если этот враг способен понять ваше благородство.

Шолохов «Судьба человека»

Толстой «Война и мир» Князь Андрей на Аустерлице

Вывод: Легко превратить друга во врага, трудно превратить врага в друга. (Бауржан Тойшибеков)

5. Друг необходим, враг обязателен.

Враги – это недоброжелатели и их намерения понятны. Человек знает это и потому готов. Друзья – это родные души, а они не могут быть льстецами, потому что лесть – это несправедливая похвала с корыстной целью.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»(Чацкий и Молчалин)

Пушкин«Капитанская дочка»

Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий

Вывод: Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

6.Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Трусливый друг – это предатель, от него нужно держаться подальше. Он всё о тебе знает и ударит в самое больное место тогда, когда ты ждёшь помощи и поддержки.

Василь Быков «Сотников» Сотников(о Рыбаке)

Толстой «Война и мир» Борис Друбецкой(история с продовольственным обозом)

Вывод: Когда те, кто называл себя твоими друзьями, всаживают отравленный кинжал в спину, когда те, кому ты верил, под видом заботы, наносят смертельную рану в душу, оглянись вокруг - быть может, те, кого ты считал врагами, и есть твои самые настоящие и близкие друзья. ( )

Двоих надо страшиться: один - это сильный враг, а другой - коварный друг. (Унсур Аль-маали (Кей Кабус))

7.Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Марк Твен

Потому что долг дружбы – прощать неправильные поступки, если они сделаны не со зла.

Толстой «Война и мир»Николай Ростов и Денис Давыдов.

Наташа и Пьер (об Андрее)

Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников и Софья

Вывод: Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руставели)

Дружба может соединять лишь достойных людей. Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды. (Марк Туллий Цицерон)

8. Береги друга, чтобы сберечь самого себя.

Если обидеть друга и не признать вовремя ошибку, то потом может быть поздно: с другом может случиться беда, и ты уже навсегда останешься человеком, погубившим себя.

Пушкин «Дубровский»

Достоевский «Преступление и наказание»

Вывод: Друзьям оставь втрое больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца. (Хун Цзычен)

Для заключения : На мой взгляд, дружба – единственное чувство, которому неподвластно притворство: она не терпит лжи и масок. С настоящим другом у человека не возникает потребности скрывать свои черты характера, возможные недостатки и выдавать себя за того, кем на самом деле не являешься.
Мне кажется, что наше поколение неправильно понимает истинность настоящей дружбы. Многие мои сверстники называют друзьями людей, которых знают непродолжительное время, которым еще не могут доверять, но уже называют их чуть ли не братьями и сестрами. Дружба проверяется не только годами, но и испытаниями, которые человек встречает на протяжении всей жизни.
Основным принципом дружеских отношений является верность. Доверие лишь укрепляет дружбу, а уверенность в том, что человек не предаст тебя, поддержит – доказательство настоящей дружбы.
Важно понимать, что друг – это не идеальный человек: он может совершать ошибки и нелепые поступки. Главное, чтобы друг умел не только прощать, но и не таить зла.

Список литературы:

1.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин»

2.Лермонтов «Герой нашего времени»

3. Чехов «Толстый и тонкий»

4.Толстой «Война и мир»

5.Василь Быков «Сотников»

6. А.С.Грибоедов «Горе от ума»

7.М.А.Шолохов «Судьба человека»

8.И.А.Гончаров «Обломов»

9.Достоевский «Преступление и наказание»

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух

старых друзей-Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича

Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский

отличался гордостью и решительностью характера, за это его ценил и

уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и

Кирила Петрович скучал, когда рядом не было сослуживца. Автор объяснил

их дружбу тем, что оба они были ровесниками, имели одинаковое

воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Всё это

сближало их. Все соседи-помещики завидовали их согласию и дружбе.

Но однажды в ихдружеских отношениях наступилапора раздора и

страшнойжестокой вражды . Произошло это, когда Парамошка, слуга

помещика, во время осмотра любимой псарни Троекурова оскорбил

Дубровского, унизил его достоинство. «Нечаянный случай всё расстроил и

переменил». Покинув Покровское, Андрей Гаврилович потребовал, чтобы

слуга явился на суд. Но своенравный богач не захотел серьёзно разобраться в

этом, а начал беспощадно мстить Дубровскому, ещё сильнее унижая его.

Почему же эта дружба оказалась непрочной? Почему же между бывшими

друзьями возникла такая пропасть? Богатство и знатность Троекурова, его

надменность и высокомерие не дали ему остановиться и поразмыслить над

всем, что произошло. А вспыльчивость и горячность помещика подлили

масла в огонь. И началась убийственная месть...Удовлетворённый жаждой

мести, Троекуров понимает, что он натворил. Опомнившись, Троекуров

хотел исправить такое положение. Но было поздно. Он довёл друга до

сумасшествия и смерти. Читая роман А. С. Пушкина, мы ещё раз убеждаемся

в том, что любая вражда не делает добра.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим

пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким.

Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб

другого». Рабские отношения не могут поддерживать дружбу, это

унизительно. В душе герои не питают тёплых отношений друг к

другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет

прощать слабости, уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный.

Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. Разве это

дружеские отношения? «Я его понял, и он меня за это не любит, хотя

наружно мы вдружеских отношениях». И мы ещё раз убеждаемся в том, что

дружба оченьнуждается в проявлениидобрых человеческих чув ств и

качеств , в искренности. А Грушницкий? Совсем другой человек:

восторженный, мягкотелый, не обладает яркими чертами, завистливый,

тщеславный, злобный, многословный. «Говорит он скоро и вычурно».

Грушницкий-юнкер, ему двадцать один год. Как мы можем назвать

отношения этих героев?

Ихпротивостояни е М.Ю. Лермонтов показывает в главе «Княжна

Мери». Пропасть в отношениях молодых людей становится шире, неприязнь

возрастает, когда княжна Мери увлеклась Печориным. Дуэль является

развязкой в отношениях. Печорин убивает своего бывшего приятеля. В чём

дело? Какова причина такого печального исхода? Никаких рабских

отношений в дружбе быть не может. Мы понимаем, что человек прежде

всего самдолжен быть другом . А у Печорина этого понимания нет, поэтому

у него не было настоящих друзей. Только тёплые человеческие отношения

укрепляют дружбу, а не превращают её во вражду.

Итак, рассуждения по теме привели меня к выводу о том, что дружба,

безусловно, является драгоценным даром. И человек, который умеет ценить

дружбу, не желая сеять вражду, заслуживает его. И хочется надеяться на то,

что среди наших современников будет больше таких людей, среди которых

будет процветать культ святой дружбы.

Сочинение на тему: Что такое дружба?

Что такое дружба? Каждый человек понимает ее значение в жизни по своему: для одних это понимание, для других – возможность увлекательно и незабываемо проводить свободное время. Для меня дружба – это, прежде всего, ощущение поддержки близкого человека и твердая уверенность в том, что он придет на помощь в трудную минуту. Настоящий друг не умеет завидовать, обижать или причинять боль: для него не важен социальный статус, он близок тебе по духу и понимает с полуслова.
Не обязательно, чтобы настоящий друг соглашался с вашей любой точкой зрения: гораздо ценнее, чтобы он поддерживал вас, даже если не согласен с вашими взглядами на жизнь. Настоящий друг может покритиковать, но никогда не солжет из лести и сознательно не унизит. Тайны, которыми ты делишься с другом, остаются только между вами двоими, и этим цениться и проверяется искренность истинного отношения к вам человека.
Дружба не подвластна времени, а эмоции в общении с другом не меняются: даже много лет спустя у людей находятся общие темы для разговоров, трепетные воспоминания и общие ценности в жизни. Друг способен простить вам не только мелкие оплошности, но и серьезные промахи и никогда не будет попрекать совершенными ошибками. Настоящий друг – это тот человек, с которым вы никогда не будете скучать, и который не даст скучать вам.
И в радости и в горести рядом с нами должен находиться только преданный и верный друг. Но можно ли в современном мире, где полно искушений и соблазнов, искренне испытывать настоящую дружбу?

Сочинение на тему: Дружба

На свете не так много вещей, которые являются вечными. Ведь золото, драгоценные украшения, изысканная одежда, дорогие автомобили и дома - все это ценности ложные, временные. Со временем они обесцениваются, ломаются, портятся, перестают быть модными. А вот среди вечных, истинных ценностей можно назвать три вещи. Это вера, любовь и дружба. Настоящий друг - это величайшее сокровище, верный друг познается в беде - как часто мы с вами слышим эти пословицы, но как редко задумываемся над их настоящим значением.
В сегодняшнее время очень трудно найти настоящего друга. Да, у каждого из нас есть много друзей, которых я называю бабочки-однодневки. Они готовы пойти с вами в кино или кафе, помочь потратить деньги в модных бутиках, посмеяться над шуткой. Но эти друзья никогда не поддержат вас в трудную минуту. Зачем им друг, которому надо помогать, которого нужно утешать, тратя свое время? Они лучше пойдут с другими, удачливыми друзьями в кино. А неудачники их не интересуют.
А вот настоящий друг никогда не оставит вас в беде. Чтобы не случилось, какая бы беда не постучала в вашу дверь, друг всегда будет рядом, всегда будет готов помочь, поддержать, утешить. Он готов пожертвовать своим временем, деньгами и даже жизнью ради вас. Вот это и есть настоящая дружба, которая является вечной и дорогой вещью в жизни. И поэтому ее, как весьма ценную вещь, надо беречь и дорожить ею.

Сочинение на тему: Роль дружбы в жизни человека

Трудно представить жизнь человека без близких людей, друзей и единомышленников. Обретая свое место в социуме, каждый индивид становится участником общения с коллективом. В детском садике, в школе, в институте, в армии, на работе, в творческой студии, на отдыхе - везде присутствуют различные люди и возможны всяческие контакты и предпочтения. Дружба между людьми может возникнуть в походе, во дворе дома, в сети Интернет, случится при самых невероятных обстоятельствах жизни.
Дружеские отношения открывают близким людям простор для совместных занятий, помогают преодолеть трудности в учебе, преображают и наполняют человека радостью бытия. Одиночество и замкнутость человека совсем не украшают ни парня, ни девушку. Только в дружбе и общении раскрываются лучшие качества людей. Иногда между друзьями возникают конфликты и ссоры, тогда наступают трудные времена. Но только лишь настоящая дружба помогает преодолеть всевозможные разобщения.
Люди, соединенные позитивными, дружескими отношениями, всегда помогут друг-другу, выручат один-другого, защитят и отстоят своего друга. В нынешнее время понятие «дружба» претерпевает различные трансформации и видоизменения. В сети Интернет на социальных сайтах вы можете иметь большое количество случайных друзей, но эти люди не могут быть настоящими друзьями. Святая, реальная дружба - это взаимопомощь, поддержка, совместное отражение противника, сокровенные разговоры и взаимопонимание.
В жизни человека всегда должны быть друзья и хорошие товарищи. В кругу друзей можно нормально отдохнуть, послушать музыку, потуссоваться и получить драйв от качественного общения. Хороший друг всегда проводит девушку к дому, проследит за безопасностью своей подруги, встретит с букетом цветов, поможет в трудных случаях. Дружбой нужно дорожить, стараться беречь человеческие отношения и наслаждаться приятным общением по-жизни.

Сочинение на тему: Ценность дружбы

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

Тест по произведению