Разное

Художественный образ как исторический источник. Роль художественной литературы на уроках истории

Литературные источники – письменные источники прошлого, созданные не для удовлетворения эстетических потребностей. В каждом источнике есть 4 слоя: буквальный, символический, аллегорический и нравственный. В древнерусскую литературу входит христианская литература, фольклор, народные верования. Есть деление на светскую и духовную литературу. Наблюдается тесная связь литературы с христианством, первоначальные текст – перевод с греческого языка. С 11 века развивается национальная литература. Сложность изучения: тяжело без лингвиста понять текст, проблема сличения перевода с оригиналом, понимание семантического набора слов.

Семантика (от др.-греч. σημαντικός - обозначающий) - разделязыкознания , литературоведения, изучающийзначение единиц языка , терминов и понятий в их историческом развитии.

Типы произведений:

Канонические и Апокрифические (тайные и отреченные)

Канон - "мера длины", отсюда греч. kanes, лат. canna - "тростник, камыш, палка". Палка, служившая линейкой (локоть), отвес - нить с гирькой для определения вертикали. Это - правило, норма, закон, образец, общепринятый, освященный. Канон – образец, критерий оценки произведений, созданных мера по его образцу.

Апокриф (от др.-греч. ἀπόκρῠφος - скрытый, сокровенный, тайный) - духовные произведения не вошедшие в канон и не отвечающие образцу, часто запрещенные к употреблению. гностицизма...

Канонические произведения имеют жанры:

    Скриптурный – Ветхий и Новый Завет

    Литургический – богослужебный (часословы, минеи, требники, паремейники)

Часословы - богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. Получила своё название от службы часов, которую она содержит.

Минеи иличетьи-минеи , (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца...

Требник -богослужебная книга, содержащая чинопоследования Таинств и других священнодействий, совершаемых церковью

Паремейники – книга отрывков из священного писания (цитатник).

Сюда входят переводы Библии, Псалтырь, Евангелие и т.д.

    Вероучительный жанр - символы и изложение веры, поучения огласительные (катехизисы), полемические сочинения, толкования. Пример - «Уверие или Слово о правой вере Иоанна Дамаскина», Лествица Иоанна Лествичника.

    Проповеднический жанр – проповеди. Трактаты Мефодия Патарского, Изборник Святослава 1703 г., Измарагда.

    Агиографический жанр – жития, биографии, похвальные слова святым и сказания о чудесах.

    Патерик – сборник повестей о монахах-подвижниках.

    Минеи – житийные повести по месяцам, сокращенная редакция.

Переводы светской хроники.

Византийские хроники – основа русского летописания. Через хроники происходило знакомство с античной литературой. “Повесть об Акире Премудром”, “Повесть о Варлааме и Иосафае”.

Оригинальная древнерусская литература.

Поучения и послания. “Слово о законе и благодати”, ”Поучении к братии”, “Поучении Владимира Мономаха”, “Моление” Даниила Заточника.

Житейная литература

Самым ранним считается “Служба святым мученикам Борису и Глебу’ (около 1021 г.), “Житие князя Владимира”, Киево – Печерский патерик (о первых монахах монастыря), “Житие Антония Римлянина”, Житийные повести о Стефане Пермском, Сергии Радонежском, Дмитрии Прилуцком, митрополите Алексии.

Ключевский В. Древнерусские о житиях святых как исторических источниках.

…житие - это не биография светских лиц, это особая отлившаяся в сознании народа форма для выражения идеального образа святого человека как образца (примера) для подражания. Есть имена, которые выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений, постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. ... Таково имя преподобного Сергия [Радонежского]: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».

Хождения – описания паломничества в Святую землю. Самое раннее – Хождение в Иерусалим игумена Даниила (1115 г.). Хождение за три моря Афанасия Никитина.

Воинские повести – выделились из летописей. Слово о Полку Игореве. Повесть о разорении Рязани Батыем 14 в. Задонщина. Сказание о Мамаевом побоище.

Художественная литература как исторический источник

К художественной литературе относят произведения письменности, имеющие общественное значение, эстетически выражающие и формирующие общественное сознание.

Общепризнано, что исторические представления человека не формируются под воздействием работ профессиональных историков, а опираются на произведения художественной литературы и фольклорные источники. По мнению С. О. Шмидта, "влияние науки истории на общество определяется в большей мере не непосредственно исследовательскими (или учебными) трудами историков (рассчитанными, как правило, на узкий круг читателей – преимущественно специалистов), а их публицистическими по форме сочинениями или же их концепциями, выводами и наблюдениями, выраженными в сочинениях других публицистов и мастеров художественной литературы".

В традиционном источниковедении в качестве исторического источника рассматривались только древнейшие литературные тексты. Одна из причин недостаточного внимания со стороны профессиональных историков Нового и Новейшего времени к художественной литературе кроется в убеждении, что последняя представляет крайне субъективную, нередко ангажированную, а потому искаженную картину жизни, не отвечающую источниковедческим критериям достоверности.

Сторонники так называемой "новой интеллектуальной истории", направления, возникшего в 1970-х гг. в зарубежной историографии, поставили под вопрос привычное понимание исторической истины, предположив, что историк создаст текст так же, как поэт или писатель. По их мнению, текст историка есть повествовательный дискурс, нарратив, подчиняющийся тем же правилам риторики, которые присутствуют в художественной литературе. Е. С. Сенявская справедливо отмечает также, что ни один историк, как и писатель, не способен полностью воссоздать прошлое (даже следуя принципу "вживания" в него), поскольку на него неизбежно давит груз знаний и представлений своего времени.

В отечественной историографии вопрос о возможностях использования художественной литературы в качестве исторического источника ставился и раньше. Еще в 1899 г. В. О. Ключевский в речи по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве назвал все написанное великим поэтом "историческим документом": "Без Пушкина нельзя вообразить себе эпохи 20-х и 30-х годов, как нельзя без его произведений написать историю первой половины нашего столетия". По его мнению, фактическим материалом для историка не могут служить одни лишь происшествия: "...идеи, взгляды, чувства, впечатления людей известного времени – те же факты и очень важные..."

Автор одного из первых советских учебников по источниковедению Г. П. Саар включал в число исторических источников беллетристику и поэзию, но отдавал предпочтение "социальным романам", созданным современниками описываемых событий. В последующие годы возобладала точка зрения, что художественные произведения могут быть использованы при изучении общественных отношений только тех исторических эпох, от которых не сохранилось достаточного количества иных свидетельств.

В ходе дискуссий, проходивших в 1962–1963 гг. на страницах журналов "Новая и новейшая история" и "Вопросы истории КПСС", высказывались самые разные мнения по поводу источниковедческой перспективы художественной литературы: от категорических возражений до призыва не пренебрегать источниками, отражающими "многогранную деятельность партии и идейную жизнь общества".

Литературные произведения как исторический источник

XIV-XV века были последним этапом в развитии русского былинного эпоса. Основными памятниками русского былинного эпоса этого периода являются:

1. Сказание о Невской битве .

2. Сказание о Ледовом побоище .

3. Новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко.

Основные произведения русской литературы второго этапа феодальной раздробленности :


1. Неизвестный автор. "Слово о погибели русской земли"(между 1238 и 1246 годами) – отрывок из не дошедшего до нас произведения о судьбах Руси в период татаро-монгольского завоевания. Произведение было создано во Владимире в период между 1238 годом (взятие города Владимира и завоевание Северо-Восточной Руси) и 1246 годом (смерть владимирского князя Ярослава Всеволодовича, получившего в 1243 году ярлык на княжение и признавшего вассальную зависимость Владимиро-Суздальского княжества от татаро-монголов). Сохранившийся отрывок содержит историческую ретроспективу автора, где он рассматривает начало княжеских междоусобиц после смерти Ярослава Мудрого. В разобщенности русских князей он видит главную причину "погибели русской земли" от татаро-монгольского нашествия. Вероятно, не сохранившаяся заключительная часть этого произведения была посвящена падению Владимирского княжества в 1238 году. Отдельные образы и стилистические приемы этого произведения напоминают "плачи" и "славы" народной поэзии и близки по содержанию и поэтическому строю "Слову о полку Игореве".

2. Неизвестный автор. "Повесть о разорении Рязани Батыем"(XIVвек) – памятник русской литературы, рассказывающий о разгроме Рязани монголо-татарами в 1237 году. Повесть создана в середине XIV века неизвестным автором, дошла до нас в списках не ранее XVI века в составе свода рязанских произведений, который носит условное название "Повести о Николе Зарайском" и посвящен легендарной истории иконы Николы Зарайского (Зарайск – город в Рязанском княжестве). Наибольшее значение имеет центральная часть свода – "Повесть о разорении Рязани Батыем". Входящий в нее рассказ о богатыре Евпатии Коловрате расценивается многими исследователями как книжная переработка народной песни.

3. Софоний. "Задонщина"(80-е годы XIV века) – поэтическая повесть о Куликовской битве, автором которой был брянский боярин Софоний.

Литературные произведения как исторический источник. Общая хар-ка

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Литературные произведения как исторический источник. Общая хар-ка
Рубрика (тематическая категория) Литература

Литература путешествий как источник по истории Беларуси

Литературе путешествий всœегда принадлежала значимая роль в процессе знакомства разных народов. Хотя путешественники за короткий срок могли сложить только поверхностное представление об увиденном, зачастую принимали отдельные события за признаки неких тенденций, всœе же их записки содержат свежий взгляд на представителя иной культуры, иных традиций и ценностей. Анализируя записки путешественников нужно учитывать те цели, которые ставились перед ними.

Одним из первых путешественников через Беларусь был Жильбер де Лануа, который в 1413 ᴦ. по поручению герцога Бургундии посœещал Новгород с дипломатической миссией. По дороге он проехал через северо-западную Беларусь, оставив о ней довольно общее описание. Вместе с тем, именно от него мы узнаем о существовании канцелярии Витовта и ее трех отделах: русском, латинском и татарском. В XV в. Беларусь посœетили два посла Венеции – Амброджо Кантарини и Джозофата Барбара. Οʜᴎ тоже оставили достаточно скромные записки.

Дипломатами были и те, кто посœещал Беларусь в XVI в. Так, некоторую информацию о Беларуси содержат воспоминания Дж. Гарсея – представителя ʼʼМосковской компанииʼʼ (английская компания по торговле с Московией, имевшая исключительные (полумонопольные) права в ней; ее представитель был по сути и послом Англии в Москве). Он сообщает только про личные встречи при дворе короля РП, описывает богатство литовских магнатов, прежде всœего Радзивиллов, и их гостеприимство. В результате его ʼʼЗапискиʼʼ о России XVI – нач. XVII вв. для нас особого значения не имеют.

Ему противоположность Рейнгольд Гейденштерн – секретарь прусского князя, образованнейший человек, который с 1582 ᴦ. на протяжении 30 лет находился на службе при дворе королей РП Стефана Батория и Сигизмунда III Вазы. Его работа ʼʼЗаписки о Московской войнеʼʼ основана не только на собственных наблюдениях, но и на документах. В своем повествовании он оправдывал политику С.Батория, а также Я.Замойского, к которым он относится с явной симпатией и которые принимали участие в редактировании ʼʼЗаписокʼʼ. В некоторой степени эти мемуары не путешественника, а жителя РП иноземного происхождения.

В этом смысле большим иноземцем был Сигизмунд Гербенштейн, который дважды во главе посольства (в 1516 и 1526) проезжал через Беларусь, направляясь в Москву от имени императора Максимиллиана. По дороге он вел дневник, который опубликовал в 1549 ᴦ. под названием ʼʼЗаписки о московских делахʼʼ. Но кроме ʼʼмосковских делʼʼ здесь немало известий о Беларуси и ВКЛ вообще.

Весьма подробные записки в это время оставили еще венецианский посол Фаскарино (1537), англичанин Флетчер (1584), немец Петрей, который прожил в России 4 года (1616-20), австрийский посол Меерберг (1661), чех Танер (1678), русский стольник Петр Толстой (1697), секретарь австрийского посольства Иоганн Корб (1698,99) и многие другие. Важную информацию о Беларуси времен Ливонской войны содержат записки папского легата Антонио Поссевино, который в своих сообщениях прибегал к данным, представленным ему известным купцом Джованни Тедальди.

Иностранцы в это время оставили много сведений о географии Беларуси, о происхождении названия Белая Русь (Гербенштейн – от снега, Петрей – от белых шапок, которые мужчины носят летом); оставили много сведений о нашей природе, путях сообщений на наших землях, но при этом слабо затрагивали вопросы экономической жизни городов и местечек Беларуси, хотя и рассказывали об их географии, оборонных сооружениях, а также религиозной ситуации в них.

Включение Беларуси в состав РИ вызвало появление большого числа записок русских путешественников. Οʜᴎ открывали себе данный край, который пропаганда называла ʼʼисконно русскимʼʼ, а в русском обществе он обозначался терминами ʼʼбелорусскийʼʼ, ʼʼлитовскийʼʼ, ʼʼпольскийʼʼ. В самом начале XIX в. сюда направлялись чиновники и священники, некоторые из которых оставили свои воспоминания. С 1812 ᴦ. свои записки о событиях на территории Беларуси оставляют русские офицеры (н-р И.И.Лажечников). После восстания 1830-31 гᴦ. Беларусь, такая знакомая и незнакомая, притягивала русских литераторов, художников, вообще людей творческих профессий. Это привело и к изменению содержания литературы путешествий. Удивление от непохожего на русский языка и сведения о хороших дорогах сменяется восхищением белорусской природой, историей белорусских городов и храмов, изучением традиций и праздников местного населœения.

Мода на дорожные записки привела к появлению произведений и представителœей местной интеллигенции, которые стремились познакомить сосœедей с историей и традициями своего народа. Здесь наиболее яркой является серия записок ʼʼПутешествие по Полесью и белорусскому краюʼʼ Павла Шпилевского (опубликовано в ʼʼСовременникеʼʼ в 1853-55). Шпилевский происходил из семьи священника, но отказался от духовной карьеры, став известным публицистом и литератором. Он писал о том, что хорошо знал и сам увидел. Это сведения о кирмашах, о белорусских городах и местечках, их населœении, о жизни простых крестьян, а также помещиков. Не обошел своим вниманием Шпилевский и татар и евреев, проживавших на Беларуси. ʼʼПутешествие...ʼʼ Шпилевского и аналогичные произведения относятся к т.н. внутренней литературе путешествий, когда автор пишет о своем народе для других. Эти произведения зачастую отличаются тем, что в них несколько приукрашивается действительность.

Литературные источники - ϶ᴛᴏ произведения, в которых на основании сюжета рассказывается об исторических событиях и личностях. Особенности изучения литературных источников:

2. Наличие в источнике художественного вымысла – придуманных событий и героев.

При работе с этими источниками нужно отделять правду от вымысла, художественные описания от объектов реальности. Также нужно учитывать, что отдельные жанры (в первую очередь агиография) строятся по жестким канонам, отход от которых не представляется возможным, благодаря чему появляются различные придуманные события. Литературные произведения не столько фиксируют факты, сколько отражают авторские мысли, чувства, авторские раздумья о событиях и явлениях. Эти источники очень ценны для изучения истории культуры, идеологии.

53. Основные черты литературных произведений XI-XIII вв. ʼʼСлово о полку Игоревомʼʼ

Произведения этого периода имеют два базовых момента:

1. преобладает религиозная литература

2. публицистический характер светской литературы

В XI-XIII вв. на землях Руси преобладали произведения христианского содержания, авторами которых были русские епископы и монахи. Основные жанры и традиции религиозной литературы были восприняты из Византии в конце X- начале XI вв. в связи с принятием христианства. Уже в 1055 ᴦ. появляется первое оригинальное произведение русского митрополита в 1051-1055 гᴦ. Иллариона ʼʼСлово о законе и благодатиʼʼ, в котором прославлялся князь Ярослав Мудрый. В конце XI века монах Нестор создал первые жития на Руси – ʼʼЖитие Феодосия Печерскогоʼʼ и ʼʼЖитие Бориса и Глебаʼʼ.

Хорошим примером литературы, которую сложно отделить от публицистики, является творчество Кирилла Туровского. От него нам дошло более 40 произведений: сказания, поучения на тему Евангелия, писаний пророков, молитвы и канон о покаянии, повести. За религиозной формой его произведений стоят реальные факты жизни современного писателю общества, жесткая борьба социальных и культурных тенденций. По этой причине литературное и публицистическое наследние К.Туровского является важным источником не только для изучения деятельности писателя, но и духовной атмосферы той эпохи.

Сохранилось одно ʼʼПослание к пресвитеру Фомеʼʼ, написанное Климентом Смолятичем, который в XII веке ʼʼбыл книжником и философом, каких на Руси не было ещеʼʼ.

Интересным источником воспитательного, обазовательного содержания (но, безусловно, светского характера) является ʼʼПоучение Владимира Мономахаʼʼ, написанное в 1117 ᴦ., но ошибочно включенное в Лаврентьевский список ПВЛ под 1097 ᴦ. Автор дает наставления подрастающему поколению, делится опытом своей богатой на события жизни. Великий князь, делясь воспоминаниями, рассказывает о своих отношениях с полоцкими князьями и о походах на белорусские земли.

Одним из первых светских литературных источников на землях Руси было ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ, написанное в 1185–1187 гᴦ. черниговским боярином Петром Бориславичем (атрибуция Б. Рыбакова). Источник датируется по упоминанию живым галицкого князя Ярослава Осмомысла, умершего в 1187 ᴦ. В ʼʼСловеʼʼ повествуется о походе князя Новгород-Северска Игоря Святославовича в апрелœе-мае 1185 ᴦ. против половцев. Датировка похода установлена по солнечному затмению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ застало войска Игоря в излучинœе Дона 1 мая 1185 ᴦ.

В ʼʼСлове о полку Игоревеʼʼ упоминается деятельность полоцкого князя Всеслава Брячиславовича (1044–1101 гᴦ.). Он, будучи в Киеве (в порубе в 1068 ᴦ., а затем князем в 1069 ᴦ.), слышал звоны Полоцкой Софии, что косвенно свидетельствует о постройке этого храма в 50–60-е гᴦ. XI в. Всеслав, превратившись в волка, за ночь (ʼʼдо курʼʼ) пробегал расстояние от Киева до Тмутаракани (Таматархи на берегу Керченского пролива), пересекая путь иранскому солнечному божеству Хорсу. Этот поход князя на Тмутаракань не отражен в летописях. ʼʼСловоʼʼ подчеркивает колдовские способности князя и быстроту его перемещений. Красочно описана в ʼʼСловеʼʼ битва на реке Нямиге 3 марта 1067 ᴦ., которая сравнивается с кровавой жатвой и молотьбой ʼʼчепами харалужнымиʼʼ (стальными).

Упоминается в ʼʼСловеʼʼ борьба князя Изяслава Васильковича против ʼʼпоганыхʼʼ (язычников) литовцев, которые располагались в болотах по течению (Западной) Двины.

Список ʼʼСловаʼʼ был найден Мусиным-Пушкиным в монастыре Ярославля. Далее с этого списка была снята копия для Екатерины II. В 1800 ᴦ. ʼʼСловоʼʼ было издано с параллельным текстом на древнерусском и русском языках. Список ʼʼСловаʼʼ, который находился в библиотеке Мусина-Пушкина, погиб во время пожара Москвы в 1812 ᴦ.

Литературные произведения как исторический источник. Общая хар-ка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Литературные произведения как исторический источник. Общая хар-ка" 2017, 2018.

Если Вам нужна полная версия работы (сочинения, реферата, курсовой или дипломной работы) на тему источниковедческого анализа художественной литературы на примере любого произведения (либо на другую тему), для обсуждения заказа или воспользуйтесь мгновенной отправкой сообщения ВКонтакте (справа). Обращаю Ваше внимание, что для Вас будет написана уникальная работа с требуемым уровнем оригинальности.

Художественная литература как исторический источник. Источниковедческий анализ художественного текста.

Произведения художественной литературы, как неотъемлемая часть общественного сознания, всегда выступала «голосом истории». Ее социально-нравственные нюансы, содержательный уровень и тематика нередко определялись особенностями философской и социальной мысли эпохи. Именно поэтому на развитие искусства слова во все времена оказывали влияние важнейшие политические события, такие как войны, революции, народные волнения и другие социально-политические явления. Кроме этого, в художественной литературе находят отражение и повседневные заботы, тревоги представителей различных слоев общества. Художественная литература постоянно прокладывает новые пути осмысления исторических реалий, изыскивая новые возможности отражения действительности.

Как отметил Л.Н. Гумилев, литературный вымысел является не ложью, а литературным приемом, который позволяет автору довести до читателя мысль, ради которой он предпринял свой труд». В художественном произведении реальность неизменно типизируется, что, по мнению некоторых исследователей, даже повышает объективность. Новая культурная история стремится осмыслить исторические явления через представления людей прошлого, через их духовную жизнь. Поле деятельности историка расширяется, а это значит, что такие субъективные источники, как художественная литература становятся все более востребованными.

Окончательное утверждение художественной литературы как весомого исторического источника происходит лишь с конца XX в. Изначальная субъективность художественного текста воспринимается как один из факторов, формирующих историко-познавательную ценность художественного произведения, так как представленная при помощи живых образов реальность, неизбежно типизируется, благодаря чему повышается уровень объективности.

Источниковедческое исследование состоит из двух этапов:

  1. анализ происхождения (исторический этап), который, в свою очередь, включает следующие шаги: а) анализ исторических условий возникновения источника; б) анализ авторства произведения; в) анализ обстоятельств создания источника; г)
  2. анализ истории текста произведения; д) анализ истории публикаций источника;
    анализ содержания (логический этап): а) интерпретация источника; б) анализ содержания источника.

Методами источниковедения называются способы выявления, описания и анализа исторических источников. Они различаются в зависимости от поставленных перед исследованием задач, в целом можно выделить следующие методики :

  • исследование текста на предмет наличия документообразователей;
  • исследование исторических персоналий произведения;
  • изучение источника происхождения произведение – определение автора, его биографии, детали которой повлияли на написание произведения;
  • датировка изучаемого источника, или близость даты его создания к дате описываемых в произведении событий.

Среди наиболее важных этапов источниковедческого анализа можно выделить следующие;

  • сравнение сведений, содержащихся в источнике, с общеизвестными фактами, общепринятой трактовкой изучаемого явления, события. В результате заключается об ошибочности источника или необходимости внесения уточнений в традиционную точку зрения;
  • сопоставление данных изучаемого источника с данными других источников. При этом сравниваются ранние и более поздние свидетельства;
  • сравнение сведений источника с объективными обстоятельствами. Определение истинности описываемого явления и оценка условий, в которых данное явление, событие произошло согласно описанию в источнике;
  • оценка адекватности, достоверности именования, титулов действующих лиц;
  • оценка достоверности таких деталей, как детали вооружения, одежды, бытовой жизни, культуры и т. д., соответствие их эпохе и времени;
  • оценка степени документальности текста;
  • выявление в источнике сведений, которые не могли туда попасть по причине несоответствия по времени их применения описываемой эпохе либо по географическому критерию;
  • определение степени оригинальности сообщаемых сведений – соответствие их общепринятой, шаблонной точке зрения либо же реальным событиям;
  • оценка происхождения сведений, содержащихся в произведении, источник их получения.