Интернет

Художественный образ в литературе. Литература — художественное отражение жизни человека и общества

Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Если мы подразумеваем литературный образ, то это явление отображено в художественном произведении. Особенностью образности является то, что она не просто отражает реальность, но и обобщает ее, одновременно раскрывая в чем-то единичном и определенным.

Художественный образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Художественный вымысел в данном случае необходим для усиления обобщенного значения образа. Нельзя говорить об образе в литературе, только как об изображении человека.

Яркими примерами здесь послужат образ Андрея Болконского, Раскольникова, Татьяны Лариной и Евгения Онегина. В данном случае, художественный образ представляет собой единичную картину человеческой жизни, центром которой является личность человека, а главными элементами – все события и обстоятельства его существования. Когда герой вступает в отношения с другими героями, возникает многообразие образов.

Образное отражение жизни в искусстве

Природа художественного образа, независимо от его назначения и сферы применения, многогранна и уникальная. Образом можно назвать целый внутренний мир, полный множества процессов и граней, который попал в фокус познания. Это основа любого вида творчества, основа любого познания и воображения.

Природа образа действительно обширна – он может быть рациональным и чувственным, может основываться на личных переживаниях человека, на его воображении, а может быть и фактографичным. И главное назначение образа – это отражение жизни . Какой бы она не представлялась человеку, и какой бы она не была, человек всегда воспринимает ее наполнение через систему образов.

Это главная составляющая любого творческого процесса, потому что автор одновременно отвечает на многие вопросы бытия и создает новые, более высокие и важные для него. Поэтому об образе и говорят, как об отражении жизни, потому что он включается в себя характерное и типичное, общее и индивидуальное, объективное и субъективное.

Художественный образ является той почвой, из которой взрастает любой вид искусства, в том числе и литература. При этом он остается сложным и порой непостижимым феноменом, ведь и художественный образ в литературном произведении может быть неоконченным, представленным читателю лишь как набросок – и одновременно исполнять его назначение и оставаться целостным, как отражение определенного явления.

Связь художественного образа с развитием литературного процесса

Литература, как культурное явление, существует уже на протяжении очень долгого времени. И совершенно очевидно, что главные ее составляющие до сих пор не поменялись. Это и относится к художественному образу.

Но меняется сама жизнь, литература постоянно трансформируется и преобразовывается, как и ее сквозные образы. Ведь художественный образ несет в себе отражение реальности, и система образов для литературного процесса постоянно меняется.

Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему «Литература как художественное отражение жизни», которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе («Начальное понятие о литературе как искусстве слова»), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: «Любите книгу» М. Горького, «Баллада о мальчике» Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина «Память и воображение» и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького «Любите книгу». Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как «велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему», обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом «Любите книгу» позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был М. Горький, почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в «путанице мыслей, чувств, событий», научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с «Балладой о мальчике» Ф. Искандера:

Давным-давно уснул весь дом…
Раскрыта настежь книжка,
Ее читает за столом
Взволнованный мальчишка.
Сидит мальчишка за столом
И в тишине ночной,
Как будто рядом за углом,
Он слышит этот бой.
Пригнали “легионов тьму,
а каждого - десяток,

И крикнуть хочется ему
«Неправильно! Нельзя так!»
Теснит Спартака легион,
И с четырех сторон
Он римлянами окружен.
Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть -в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа «Два капитана»: «Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану». Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа «Муму» и истории реального прототипа - немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, Тургенева.

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Материал к уроку:

  • А.П. Чехов “Дома”.
  • В.В.Вересаев “Состязание”.
  • Р.Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”.
  • Музыкальный ряд:
  • ♪ И. Крутой. Музыка из к/ф “Долгая дорога в дюнах”.
  • ♪ Г. Свиридов. “Время, вперед!”.
  • ♪ Бетховен “Лунная соната”.

Зрительный ряд:

  • Слайды на тему “МЫ”(Слайды можно взять у автора).
  • “Портрет Джиневры де Бенчи” Леонардо да Винчи.

Конспект урока

Эпиграф:

  • "Прекрасное пробуждает доброе". Д.С. Лихачев.
  • Прекрасное пленяет навсегда.
    К нему не остываешь. Никогда
    Ему не впасть в ничтожество…
    С.Наровчатов.

Пролог: <♪ Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

<♪ Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!". Когда другой политик обещает: "Я подниму Россию с колен!"

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

  1. С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
  • с теми, кто спокойно обходится без книг;
  • с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  • с теми, кто уничтожал книги.
  1. Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер?

(Обработка результатов экспресс-анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.
− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?
− Да, я раз курил, это верно.
− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!
− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: """" Папа, расскажи сказку".

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде? -

ответ на эти вопросы - в рассказе В.Вересаева “Состязание”.

Пересказ учителя с выборочным чтением конца рассказа на фоне музыки <♪ Бетховен “Лунная соната”> и репродукции картины Леонардо да Винчи.

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

<♪ Инструментальная музыка>

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.
В твоем распоряжении отныне
Прекрасный мир прекрасного, людской
Трагедией построенный в пустыне.
И на тебе горит его тавро
Ответственности, действия и слова.
В нем многое из нового старо,
И старое – значительно и ново.
Входи в него хозяином смелей!
Он ждет тебя и требует ответа.
Согрей его трагедией своей,
Прибавь ему ещё любви света!

− Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали произведения великих писателей, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.

Отражение реализма в литературе представляет собой описание действительности, какой бы она не была. Отличить реализм в произведении можно сразу. Во-первых, реализм не предполагает наличия приукрашенных или искаженных фактов жизни. Реализм предполагает наличие описания той жизни, которая покажется читателю знакомой и правдоподобной. С помощью реального описания некоторые смогут познать для себя всю суть нынешней и прошлой жизни, выявить несоответствия своего понимания сущностей и понимания автора. Реальность может быть для каждого своя. Например, сейчас качеством жизни многие не довольны, а для некоторых нынешнее положение вещей весьма удачное.

Так же для реализма свойственны развернутые описания каких-либо конкретных ситуаций. С помощью данного описания можно наиболее досконально остановиться на существующих проблемах.

Описание реальных событий может нередко быть трагическим, жестоким или драматичным. При этом смыслом реализма является поучительная трактовка некоторых отдельно взятых повествований. С помощью произведений в жанре реализма читатель должен выяснить для себя все нюансы и аспекты жизни нынешней и прошлой, тонкости взаимоотношений, критерии общения и многое другое.

Реализм также рассматривает многие исторические процессы, чтобы выявить между ними закономерность, установить тенденцию развития и дифференциации различных времен, исторических событий и последствий после них. Некоторую историческую и даже научную литературу можно отнести к жанру реализма.

Авторы, которые писали в жанре реализма не прибегали в своем творчестве к области фантастики, искажению фактов, изощренности описания. Они могли отразить свое отношение к сюжету, своё мировоззрение и свои жизненные понятия. Но сюжет произведения реализма всегда оставался традиционным.

Главным действующим лицом реализма всегда оставался человек. Все сюжетные линии всегда закручены вокруг человеческого общества. Автор может разбавлять произведение своими размышлениями и своим отношением.

Реализм с ходом времени менялся. Если раньше реализм отражал существующую реальность, то теперь реализм больше приобретает характер мечтаний о том, как было бы лучше на самом деле. Авторы все больше передают свои мысли и свои мечтания об идеальных образах, а не реальных. Этим и определяется современный реализм. В наше время это направление в литературе набирает популярность.



    Изображение пейзажа в литературе – это один из наиболее сильных способов для передачи вымышленного образа в сочинении автора. Изображение пейзажа...



    Трагедией в литературе является произведение, которое носит некий драматический характер. При одном слове «трагедия» у читателя могут сразу...



    Повесть в литературе – это довольно расплывчатый и широкий жанровый термин, который нельзя подогнать под единое определяющее его понятие.В своей...



    К изучению лингвистики относится не рассмотрение отдельно взятого языка, а понятие языка в целом. Лингвисты рассматривают отдельные характерные...


    Большинство литературоведов считают, что этим русским термином называют европейскую новеллу. В действительности между этими исторически сложившимися...

    Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького,
    доктора филологических наук - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Юрий Минералов 2018. Все права защищены.

    Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
    федерального закона об охране авторских и смежных прав.

Психологизм - совокупность средств, используемых в литературном произведении для изобра­жения внутреннего мира персонажа его мыслей, чувств, переживаний. Это такой способ создания образа, способ воспроизведения и осмысления характера, когда психологическое изображение становится основным.

Способы изображения внутреннего мира персонажа можно разделить на изображение «извне» и изображение «изнутри». Изображение «изнутри» осуществляется через внутренний монолог, воспоминания, воображение, психологический самоанализ, диалог с самим собой, дневники, письма, сны. В этом случае огромные возможности дает повествование от первого лица. Изо­бражение «извне» - описание внутреннего мира героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния. Мир, окружающий человека, формирует настроение и отражает его, влияет на поступки и мысли человека. Это детали быта, жилья, одежды, окру­жающая природа. Мимика, жесты, речь на слушателя, походка - все это внешние проявления внутренней жизни героя. Способом психологического анализа «извне» может быть портрет, деталь, пейзаж и т. д.

Например, важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позво­ляющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. Так, в романе «Преступление и наказа­ние» представлены четыре сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя от полной уверенности в ее правильности до ее крушения.

Народность - отражение в литературе жизни, творчества (а также, согласно некоторым кон­цепциям, «коренных интересов») народа.

Пушкин был одним из первых, кто определил народность литературы. «С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие на­родности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность... - писал он. - Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками - для других оно или не существует, или даже может пока­заться пороком... Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».

Классики русской критики не сводили народность к изображению только близких каждому писателю национальных характеров. Они полагали, что, даже показывая жизнь другого народа, писатель может оставаться подлинно национальным, если смотрит на него глазами своего народа. Знаменитый критик Белинский высказал мысль о том, что истинно народным произведение мо­жет быть, если в нем полностью отражена эпоха.

Историзм - способность художественной литературы передавать живой облик исторической эпохи в конкретных человеческих образах и событиях. В более узком смысле историзм произведе­ния связан с тем, насколько верно и тонко художник понимает и изображает смысл исторических событий. Историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают они современность или далекое прошлое. Примерами могут служить «Песнь о вещем Олеге» и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.