Непознанное

Из чего сделана колонна нельсона. Колонна Нельсона


Колонна Нельсона в Лондоне (Англия)

Месторасположение колонны

Колонна Нельсона (англ. Nelson’s Column) - монумент, расположенный в центре Трафальгарской площади в Лондоне (Англия)

История

Колонна была построена в период с 1840 по 1843 годы в память об адмирале Горацио Нельсоне, погибшем в Трафальгарском сражении в 1805 году. 5,5-метровая статуя Нельсона расположена на вершине 46-метровой гранитной колонны. Статуя смотрит на юг, в сторону Адмиралтейства и Портсмута - места, где стоит флагман Нельсона - корабль Королевского военно-морского флота Великобритании «HMS Victorу».

Описание

Верхушка коринфской колонны декорирована бронзовым орнаментом в форме листьев, отлитым из английских пушек. Квадратный пьедестал украшен четырьмя бронзовыми панелями, отлитыми из трофейных французских пушек, на которых изображены 4 знаменитые победы Нельсона. Часть внутреннего основания сделана из 29 артиллерийских орудий, доставленных с «HMS Royal George» - корабля, однотипного с «HMS Victorу». Монумент был спроектирован архитектором Уильямом Рэйлтоном в 1838 году и построен фирмой Peto & Grissell. Модель памятника в масштабе 1:22 из камня выставлена на обозрение в Национальном морском музее в Гринвиче, в Лондоне. Статую из песчаника на вершине создал Эдвард Ходжс Бейли, член Королевской академии художеств: небольшая бронзовая табличка с упоминанием имени автора расположена у её подножья. 4 бронзовых панели созданы скульпторами: М. Ватсон, Д. Тернаус, У. Вуддингтон, Д. Э. Кэрью. В целом монумент обошёлся в 47 500 фунтов стерлингов, что в современном исчислении составляет 3,5 млн. фунтов стерлингов (около 6 млн. долларов). 4 льва, созданные Эдвином Ландсиром, в основе колонны были добавлены значительно позже - только в 1867 году.

Для справки:

Горацио Нельсон (англ. Horatio Nelson; родился 29 сентября 1758, Бёрнем-Торп, графство Норфолк - умер 21 октября 1805, мыс Трафальгар, Испания) - английский флотоводец, вице-адмирал (1 января 1801), барон Нильский (1798), виконт (1801). (фото 2).


Биография Нельсона

Родился в семье приходского священника Эдмунда Нельсона (1722-1802) и Кэтрин Саклинг (1725-1767). Род Нельсонов был богословским. Священниками служили три поколения мужчин этой семьи. В семье Эдмунда Нельсона было одиннадцать детей, воспитывал он их строго, любил порядок во всем, считал свежий воздух и физические упражнения очень важными в деле воспитания, искренне верил в Бога, считал себя истинным джентльменом и отчасти даже ученым. Горацио рос болезненным ребенком, небольшого роста, но с живым характером. В 1767 году умерла мать Горацио - Кэтрин Нельсон - в возрасте сорока двух лет. Эдмунд Нельсон после смерти супруги так и не женился. Горацио особенно сблизился с братом Уильямом, который впоследствии пойдет по стопам отца и станет священником. Горацио отучился в двух школах: начальной Даунем-Маркет и средней в Норвиче, изучил Шекспира и основы латыни, но склонности к учебе у него не было.


От юнги до адмирала

В 1771 году в 12 лет он поступил юнгой на корабль своего дяди капитана Мориса Саклинга, героя Семилетней войны. Реакция дяди на желание Горацио поступить на флот была следующей: «Чем провинился бедный Горацио, что именно ему, самому хрупкому из всех, придется нести морскую службу? Но пусть приезжает. Может, в первом же бою пушечное ядро снесет ему голову и избавит от всех забот!». Вскоре дядюшкин корабль «Резонабль» был поставлен на консервацию, и Горацио по просьбе дяди перевели на линейный корабль «Триумф». Капитан «Триумфа» собирался идти в Вест-Индию и именно в этом рейсе молодой Нельсон получил первые навыки морской службы. Впоследствии Нельсон вспоминал о первом плавании: «Если я и не преуспел в своем образовании, то, во всяком случае, приобрел много практических навыков, отвращение к Королевскому флоту и усвоил девиз матросов: „В борьбе за награды и славу вперед, отважный моряк!“». Затем он работал вестовым на другом корабле. После этого Саклинг забирает племянника к себе на «Триумф» в качестве мичмана. Корабль нёс дозорную службу, а капитан Саклинг занимался морским образованием племянника. Под руководством дяди Горацио овладел основами навигации, научился читать карту и исполнять обязанности канонира. Вскоре молодой Нельсон получает в свое распоряжение баркас и ходит на нём в устьях Темзы и Мидуэя.


Летом 1773 года была организована полярная экспедиция, в составе которой был и четырнадцатилетний Горацио, направленный служить на «Каркасс». Экспедиция не принесла успеха и по сей день известна лишь тем, что в ней участвовал будущий герой. Однако и там Горацио поразил всех своей храбростью, когда ночью увидев белого медведя, схватил мушкет и погнался за ним к ужасу капитана корабля. Медведь, напуганный выстрелом пушки скрылся, а по возвращении на корабль Нельсон взял всю вину на себя. Капитан, ругая его, в душе восхищался храбростью молодого человека. Полярные приключения закалили героя, и он жаждал новых подвигов.
В 1773 году он становится матросом 1-го класса на бриге «Сихорс». Почти год Нельсон провел в Индийском океане. В 1775 году он свалился с приступом лихорадки, его доставили на судно «Дельфин» и отправили к берегам Англии. Обратное плавание длилось более шести месяцев. Много позднее Нельсон вспоминал о некоем видении на пути из Индии: «Некий свет, нисходивший с неба, сверкающее светило, зовущее к славе и триумфу». По прибытии на родину его назначили на корабль «Вустер» четвёртым лейтенантом, то есть он был уже вахтенным начальником, хотя не имел еще офицерского чина. Он нес патрульную службу и сопровождал торговые караваны.
Весной 1777 года Горацио Нельсон сдаёт экзамен на чин лейтенанта, как говорят, не без помощи своего всесильного дяди капитана Саклинга, который был председателем экзаменационной комиссии. Сразу же после удачно сданного экзамена он получает назначение на фрегат «Ловестов», который отплывал в Вест-Индию. Офицерский тост перед отплытием: «За кровопролитную войну и сезон, несущий болезни!» Команда «Ловестова» относилась к молодому лейтенанту с уважением и, когда он покидал фрегат, подарила ему на память шкатулку из слоновой кости в виде их фрегата. Нельсон перешел на флагманский корабль «Бристоль» под командованием Паркера.
В 1778 году Нельсон становится коммандером и получает назначение на бриг «Беджер», охраняющий восточный берег Латинской Америки. Служба по охране побережья была беспокойной, так как постоянно приходилось гоняться за контрабандистами. В один из дней стоянки «Беджера» в заливе Монтего внезапно загорелся бриг «Глазго». Благодаря действиям Нельсона команда брига была спасена.
В 1779 году двадцатилетний Нельсон становится полным капитаном и получает под командование 28-пушечный фрегат «Хинчинбрук». В первом самостоятельном плавании у берегов Америки он захватил несколько груженых судов, призовая сумма составила около 800 фунтов, часть этих денег он переслал отцу.


В 1780 году по приказу адмирала Паркера Нельсон покидает Ямайку, высаживает десант в устье реки Сан-Хуан, цель - захват форта Сан-Хуан. Форт был взят, но без Нельсона, которому было приказано вернуться на Ямайку, что спасло ему жизнь, так как большинство матросов умерло от желтой лихорадки. Больной лечился в доме адмирала Паркера, где он был принят как сын. С первым судном его отправляют в Англию лечиться. Он приезжает в курортный городок Бат, откуда пишет: «Я отдал бы все, чтобы снова быть в Порт-Ройале. Здесь нет леди Паркер, а слуги не обращают на меня никакого внимания, и я валяюсь как бревно». Выздоровление шло медленно. Он посещает брата Уильяма в Норфолке, узнает о желании брата стать судовым священником. Это приводит Горацио в ужас, он, как никто другой, зная морские нравы, осознает, что это дело невероятно трудное и неблагодарное. Однако брат остается при своем мнении.
Вскоре последовало назначение на «Албемарль», он был отправлен в Данию, затем служил в Квебеке. Здесь Горацио встретил свою первую любовь - 16-летнюю дочь начальника военной полиции Мэри Симпсон. Из его писем видно, что он никогда еще не испытывал подобных чувств и не имел опыт в делах любовных. Он мечтал, что увезет Мэри на родину и тихо заживет с ней в сельском Норфолке: «Что мне флот и что мне теперь карьера, когда я нашёл настоящую любовь!». Однако, предаваясь мечтам, влюбленный даже не удосужился спросить Мэри о ее чувствах к нему. Друзья уговорили его не делать пока предложение и проверить свои чувства, отправившись в Нью-Йорк - новый порт приписки «Албемарля». Здесь он знакомился с принцем Уильямом, будущим королем Англии Вильгельмом IV. Принц вспоминал: «Когда Нельсон прибыл в своем баркасе, он показался мне мальчиком в форме капитана».
В 1783 году взяв отпуск, он едет с другом во Францию, его неприятно удивляет эта страна - вечный враг Англии. Там Нельсон влюбляется в некую мисс Эндрюс, но взаимности от нее он так и не добивается. Он уезжает в Лондон и оттуда пишет брату: «В Лондоне столько соблазнов, что жизнь мужчины уходит на них целиком». К удивлению многих Нельсон хочет стать парламентарием и лоббировать интересы Адмиралтейства в парламенте, однако, когда первый лорд адмиралтейства предлагает ему вернуться на службу, тот немедленно соглашается, так с политикой было покончено. Ему предложили фрегат «Борей», который должен был нести дозорную службу в Вест-Индии. В штат судна Нельсону пришлось включить брата Уильяма, который так и не отказался от мысли нести Благую Весть морякам. У порта Дил капитан узнает, что голландцы захватили 16 английских моряков, он отправляет на борт голландского судна вооруженный отряд и открывает пушечные порты, в результате моряки были отпущены и пополнили команду «Борея». В 1784 году фрегат вошел в гавань острова Антигуа, его приводили в порядок и нагружали запасами. Между тем капитан успел познакомиться и влюбиться в Джейн Моутрей, жену представителя Адмиралтейства на Антигуа, вскоре же чиновника отозвали в Англию и вместе с ним отбыла его красавица жена. Брат Уильям, разочаровавшись в должности судового священника, запил и тяжело заболел, его пришлось отправить домой в Англию.


Не сложились отношения у Нельсона и с командующим. Основной задачей Нельсона в Вест-Индии был контроль за соблюдением Навигационного акта, согласно которому в английские колониальные порты можно было ввозить товары исключительно на английских судах, таким образом, английские купцы и судовладельцы получали монополию на торговлю и одновременно этот акт поддерживал британский флот.
После завоевания Соединенными Штатами независимости, американские суда стали иностранными и не могли торговать на тех же условиях, однако рынок сформировался, и американцы продолжали торговлю. Местные английские чиновники знали об этом, но молчали, так как получали весомый процент с контрабанды. Нельсон считал, если торговля американцев наносит ущерб Англии, она должна быть искоренена. Впоследствии он вспоминал: «В бытность свою колонистами американцы владели почти всею торговлей от Америки до Вест-Индийских островов, а когда война закончилась, то они забыли, что одержав победу, они стали иностранцами и теперь не имеют права торговать с британскими колониями. Наши губернаторы и таможенные чиновники делают вид, что по Навигационному акту у них есть право торговать, а население Вест-Индийских островов хочет того, что ему выгодно. Предварительно уведомив губернаторов, таможенников и американцев в том, что я собираюсь делать, я захватил множество судов, что и настроило против меня все эти группировки. Меня гнали от одного острова к другому, я подолгу даже не мог сойти на сушу. Но мои незыблемые моральные правила помогли мне выстоять, и когда в этой проблеме разобрались получше, я получил поддержку с родины. Я доказал, что должность капитана военного судна обязывает его соблюдать все морские законы и выполнять поручения Адмиралтейства, а не быть таможенником». На Нельсона писали жалобы, однако король обещал ему свою поддержку в случае суда. Капитан и представить себе не мог, что с вест-индийской контрабанды кормились не только местный генерал-губернатор и командующий эскадрой, но также огромное количество лондонских чиновников, так он приобрел в столице множество высокопоставленных врагов.


Новый жизненный этап

начался с того, что Нельсона попросили доставить на остров Барбадос племянницу Джона Герберта, мисс Перри Герберт. По прибытии его пригласили в гости и там он впервые увидел вторую племянницу Герберта, молодую вдову Фрэнсис Нисбет, в домашнем кругу ее ласково именовали Фанни, от первого брака у нее был сын. Нельсон влюбился сразу: «У меня нет ни малейшего сомнения, что мы будем счастливой парой, а если не будем, то по моей вине». 11 марта 1787 года состоялась их свадьба.
В 1787 году Нельсон покидает Вест-Индию, он едет домой, Фанни с сыном отбыли немного позднее. В 1793 году, с началом войны против Франции, получил должность капитана линейного корабля в составе Средиземноморской эскадры адмирала Сэмюэля Худа. В этом же году он принял активное участие в боевых действиях под Тулоном, в июле 1794 года командовал десантом на Корсике, получив ранение правого глаза при осаде крепости Кальви, а 13 июля 1795 года отличился в морском сражении, принудив к сдаче французский корабль, намного превосходивший по мощи его собственный.
14 февраля 1797 года участвовал в сражении у мыса Сент-Винсент (крайней юго-западной оконечности Португалии). По собственной инициативе он вывел свой корабль из линейного строя эскадры и осуществил маневр, имевший решающее значение для разгрома испанского флота. Два из четырех захваченных англичанами испанских кораблей были взяты на абордаж под личным командованием Нельсона, получившего за этот бой рыцарский крест ордена Бани и чин контр-адмирала синего флага (синей эскадры).


В июле 1797 года при неудачной попытке захватить порт Санта-Крус-де-Тенерифе Нельсон потерял правую руку.
С 1798 года командовал эскадрой, направленной в Средиземное море для противодействия предпринятой Францией Египетской экспедиции 1798-1801. Английская эскадра не сумела помешать высадке французских войск в Александрии, однако 1-2 августа 1798 года Нельсону удалось разгромить французский флот при Абукире, отрезав армию Наполеона Бонапарта в Египте, сам Нельсон получил ранение в голову. В награду Георг III сделал Нельсона пэром-бароном Нила и Бернем-Торпа. В августе 1799 года за восстановление Османского господства в Египте был награжден Султаном Селимом III орденом полумесяца и пожалован челенком (Челенк (тур. celenk) - использовавшийся в Османской империи знак отличия, серебряное украшение для тюрбана в виде султана, осыпанного драгоценными камнями. Имел форму цветка с лепестками, от которого вверх отходило 13 лучей). (фото 4)
Челенки изготавливались за счёт казны и выдавались в качестве награды особо отличившимся в бою.
В Неаполе, куда Нельсон был послан для помощи Неаполитанскому королевству в борьбе с Францией, начался его роман с женой английского посла леди Эммой Гамильтон (фото 3), продолжавшийся до самой смерти адмирала. Эмма родила ему дочь Горацию Нельсон. Помочь Неаполю Нельсон не успел, и город попал в руки французов. После освобождения Неаполя русской эскадрой адмирала Ф. Ф. Ушакова и капитуляции французского гарнизона Нельсон, несмотря на протесты русских союзников, запятнал своё имя жестокой расправой с французскими пленными и итальянскими республиканцами. 12 февраля 1799 года он был произведен в чин контр-адмирала красного флага.


В 1801 году был 2-м флагманом в эскадре адмирала Хайда Паркера при действиях в Балтийском море и бомбардировке Копенгагена, затем командовал эскадрой в Ла-Манше, которая была сформирована для противодействия Булонской флотилии французов. В 1803-1805 годах командующий эскадрой Средиземного моря, действовавшей против Франции и Испании. В сентябре 1805 года эскадра Нельсона заблокировала франко-испанский флот в Кадисе, а 21 октября разгромила его в Трафальгарском морском сражении, в котором Нельсон был смертельно ранен французским снайпером в первый день битвы, при наступлении на объединенные силы французского и испанского флота.
Тело Нельсона доставили в Лондон и 9 января 1806 года торжественно похоронили в соборе святого Павла (фото 5).


Бытует расхожее заблуждение, что адмирал Нельсон носил на правом глазу повязку. Однако это не так. Действительно, в боях на Корсике он получил осколочное ранение правого глаза песком и каменной крошкой. Его тут же перевязали и он вернулся в бой. Глаз он не потерял, но стал им хуже видеть.
Труп адмирала везли в Лондон в бочке с бренди. Отсюда возник миф, что якобы моряки тайком от начальства через соломинки отпивали из этой бочки. Это маловероятно, ведь тело покойного круглосуточно охраняли.
Упоминается, что у адмирала была сильная морская болезнь.




Cristian Bortes / flickr.com Cristian Bortes / flickr.com Elliott Brown / flickr.com Peter Siroki / flickr.com stu smith / flickr.com Andy Hay / flickr.com Garry Knight / flickr.com Kathryn Yengel / flickr.com keith ellwood / flickr.com

На Трафальгарской площади, расположенной в центре Лондона, воздвигнут величественный монумент в честь значительных достижений военного ремесла, блистательного командования великобританским флотом и в память о трагической кончине адмирала Нельсона в Трафальгарском бою.

Колонна Нельсона представляет собой исполинскую статую, сконструированную на высоком постаменте. Её верхняя часть украшена бюстом адмирала, достигающего пятиметровой высоты при том, что вся колонна, включая памятник Нельсону, составляет около 50 метров в высоту.

Декор колонны на Трафальгарской площади выполнен с использованием бронзовых элементов. К подножию памятника приложена табличка с данными о его создателе, а спустя около 20 лет после установки колонны у основания добавились новые элементы – четыре больших благородных льва.

Несмотря на то, что скульптором, чьими руками была возведена колонна Нельсона с 1840 по 1843 годы в Лондоне, является Эдвард Бейли, огромный вклад в создание этого памятного объекта внёс автор проекта Уильям Рэйлтон. Именно по разработанному им макету, Бейли воссоздал своё творение.

Месторасположение установленной статуи выбрано неслучайно. С центра Трафальгарской площади адмирал смотрит по направлению к Адмиралтейству – ведь там пребывает его корабль «HMS Victory», принадлежащий Королевскому Военно-Морскому флоту Великобритании. Это свидетельствует о том, что авторы хотели подчеркнуть символичную верность своему флагману и делу всей жизни.

Говорят, что культурная ценность статуи вызывала интерес у многих известных и властных людей. Ходят слухи, что Адольф Гитлер был вполне решительно настроен увезти памятник Нельсону в Германию и даже отдал некоторые распоряжения по организации данного мероприятия.

Также колонна Нельсона связана ещё с одной историей, повествующей о шотландце Артуре Фергюсоне, который ещё в 1925 году попытался продать достопримечательность Англии американцам. Но, несмотря на все мифические предположения, монумент стоит на своем привычном месте в Лондоне.

Будучи популярным у местных жителей и приезжих туристов, памятник зачастую помогал в достижении некоторых целей. Привлечь внимание к какой-либо проблеме общественности могли храбрецы, попросту забравшись на верхушку монумента.

Из жизни Горацио Нельсона

Горацио Нельсон родом из простой семьи, главой которой был священник. Рождённый в 1758 году мальчик не обладал никакими особыми способностями и, будучи одним из 12 детей в своей огромной семье, ничем существенным не выделялся.

У Горацио не было особого стремления к учёбе, да и богатырским здоровьем он похвастаться не мог. Когда мальчику было 12 лет, его родной дядя принял к себе на флот. Это и стало решающим этапом в жизни Нельсона. Ведь именно дяде помог ему погрузиться в суть военного морского дела.

Начиная свой путь в качестве простого юнги, Нельсон добился больших высот. Уже семь лет спустя юноша, отправившись на фрегат «Лоуэстоф», принял участие в военных действиях в ходе Американской революции, где проявил себя мужественно, героически спасая сотни жизней и выполняя все поставленные командованием задачи.

К тому времени он владел многими навыками в своей сфере, отправлялся в многочисленные плаванья на гигантских кораблях, чем и заслужил присвоение достойного морского звания. Благодаря своей смелости и бесстрашию, вскоре, через год, двадцатилетний юноша стал капитаном своего первого фрегата.

Активная жизненная позиция и боевой дух заставляли его воевать во французских революциях и Наполеоновских битвах, что способствовало продвижению по военной службе. В 1801 году Нельсон заслужил звание вице-адмирала.

Заключение

Создание статуи стоит отнести к особому виду творения. Отразить могущественный образ выдающегося человека, внёсшего огромную лепту в сценарий становления какого-либо государства – значит увековечить память о нём и его великих делах. С точностью передать харизму или влиятельную поступь военного деятеля под силу лишь истинным мастерам своего дела, и наградой такого талантливого скульптура станет общенародное признание его произведения на многие века.

Также стало и со знаменитой колонной Нельсона – легендарного великобританского вице-адмирала. Этот памятник приобрёл неподдельную историческую ценность и стал настоящей достопримечательностью в Лондоне. По оценке экспертов, стоимость статуи на Трафальгарской площади приравнивается к десяткам миллионов долларов. К тому же 2006 году на её реставрацию были затрачены немалые денежные средства.

Колонна Нельсона это ценная исторической достопримечательностью Лондона, которая является данью памяти о героических морских сражениях англичан.

Колонна Нельсона (Великобритания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Великобританию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник адмиралу Горацио Нельсону в виде высокой колонны расположен в центре Трафальгарской площади в Лондоне. Строительство колонны заняло три года - с 1840 по 1843. Нельсон погиб в Трафальгарском сражении в 1805 году, и именно поэтому скульптуру установили на одноименной площади Лондона. Памятник впечатляет своими размерами - 5-метровая статуя Нельсона находится на вершине 46-метровой колонны. Интересно, что расположение колонны имеет особое значение - памятник смотрит на юг, в сторону адмиралтейства и Портсмута - места, где стоит флагман Нельсона, корабль Королевского военно-морского флота Великобритании HMS Victory.

В 1925 году мошенник Артур Фергюсон умудрился «продать» колонну Нельсона одному доверчивому американцу. Фергюсон сочинил байку, что монумент выставлен на продажу из-за необходимости покрыть военный заем Великобритании у США. Таким же образом он «продал» Букингемский дворец и Биг-Бен.

Над этой достопримечательностью трудились сразу несколько человек. Автор монумента - архитектор Уильям Рэйлтон, саму статую создал член Королевской академии художеств Эдвард Ходжс Бэйли. Кроме того, пять скульпторов изготовили четыре бронзовые панели и четырех львов, украшающих монумент. Кстати, первую колонну такого типа установили в Лондоне в память о пожаре 1666 года.

В общей сложности на создание колонны Нельсона ушло около 6 млн долларов.

Детали колонны очень интересны. Например, орнамент верхушки - бронзовые листья - был отлит из английских пушек. На пьедестале есть бронзовые панели, которые отливали из французских пушек. На панелях изображены 4 победы Нельсона. 29 артиллерийских орудий корабля HMS Royal George ушло на то, чтобы сделать часть внутреннего основания. В лондонском Национальном морском музее в Гринвиче находится уменьшенная в 22 раза модель колонны Нельсона.

Интересно, что колонна Нельсона была своеобразным объектом желания Адольфа Гитлера. Он надеялся совершить удачное вторжение в Англию и затем перевезти колонну в Берлин.

В лондонском Национальном морском музее в Гринвиче находится уменьшенная в 22 раза модель колонны Нельсона.

Смельчаки уже несколько раз взбирались на колонну Нельсона. Как правило, это делалось в рекламных целях или чтобы привлечь внимание к какому-нибудь вопросу. Первым на монумент поднялся Эд Драммон в 1979 году в рамках антирасистского движения. Он использовал для подъема дорожный молниеотвод.

Семь лет назад колонну Нельсона отреставрировали. Перед этим было проведено лазерное обследование, которое показало, что высота монумента меньше, чем считалось. На самом деле высота колонны составляет 50 метров, а не 56. Во время подготовки к реставрации выяснился еще один интересный факт. Дело в том, что вокруг колонны всегда очень много не только туристов, но и пернатых «зрителей» - голубей. В одно время мэр Лондона даже запретил кормить птиц около монумента, посчитав, что голуби постоянно пачкают пометом памятник. Оказалось, что усилия мэра были напрасны - статую Нельсона облюбовали ласточки, а голуби здесь ни при чем.

Некто Al-termezi в пылу жалобного настроения написал в одном из комментариев для EREMA: "Теперь по поводу искусственного камня, чего тут спорить, пяти метровая статуя Нельсона на Трафальгарской площади - вот типичный пример литого камня. Надо сказать, пример весьма хорошей сохранности. " После такого заявления, а также после многочисленных попыток выставить колонны Петербурга, как сделанные из искусственного камня, либо на станках древними строителями и прочее, я решила поискать сведения о других колоннах в мире. Вполне понятно, что колонна адмирала Нельсона на Трафальгарской площади стала первой в моём списке.

Предыстория

Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

"Кульминацией Второй Столетней войны стали Наполеоновские войны (1800-1815). Никогда прежде и никогда позднее борьба Англии и Франции не достигала такого накала, как в данный период. Наполеоном двигала не только жажда новых побед, но и осознание, что Англия являлась самым главным и непримиримым врагом Франции. Наполеон понимал, что благодаря своей великолепно налаженной дипломатии и богатым финансам Великобритания будет непрерывно вербовать и натравливать на Францию всё новых противников. Чтобы остановить эту ситуацию Бонапарт желал прямого военного столкновения с Англией... В 1804 году Бонапарт разработал рискованный, но, похоже, единственный план, который давал шансы на победу. Наполеон намеревался собрать в кулак все имеющиеся у него корабли, чтобы на короткий срок создать в Ла-Манше значительный перевес сил, подавить английский береговой флот и успеть произвести за это время десантную высадку. "План был полностью проработан и готов к осуществлению, когда в августе 1804 года умер Латуш-Тревилль – единственный талантливый французский флотоводец. Операция была задержана почти на полгода, пока Наполеон выбирал замену ему из оставшихся посредственностей.

В конце концов, выбор был остановлен на Пьере Вильнёве (1763-1806)...

"Самое интересное, что с точки зрения современных военных историков у Вильнёва был реальный шанс прорваться к Ла-Маншу, так как английские флотоводцы долго не могли скоординироваться, нужно было лишь проявить достаточную смелость. Однако когда он получил приказ уступить свой пост в пользу адмирала Россильи и отправиться во Францию для ответа за своё непослушание, 21 октября 1805 года Вильнёв неожиданно направил эскадру в сторону Бреста.

Это был абсолютно самоубийственный поступок. Вскоре возле мыса Трафальгар, невдалеке от Кадиса, союзная эскадра была обнаружена и атакована английской под командованием адмирала Нельсона. Численный перевес был на стороне союзников: 33 линейных корабля и 7 фрегатов против 27 и 6 соответственно. Однако англичане применили неожиданную и смелую тактику: тогда как французы шли в одной линии, британцы ворвались в их строй двумя клиньями и, разделив, начали громить по частям. Капитанам английских кораблей был подробно объяснён генеральный план и дана инструкция: если не видны сигналы флагманов, то следует просто атаковать всеми возможными способами любой ближайший вражеский корабль. В то же время союзники не имели единого чёткого плана и бились разрознено. Английские канониры просто подавили своим огнём французов и испанцев: они могли давать один залп в минуту, а их противники только раз в три минуты. Бой начался в 12 часов дня, но уже к 14 часам многие союзные корабли в беспорядке устремились в бегство либо стали сдаваться, а к 18-30 последние очаги сопротивления были подавлены. Англичане одержали полную победу.

Адмирал Горацио Нельсон (1758-1805), возглавлявший английский флот и добившийся этого высокого чина исключительно благодаря личным качествам, был, пожалуй, лучшим флотоводцем своего времени.

В этом бою они не потеряли ни одно корабля, а у французов и испанцев в общей сумме 21 (10 из которых были испанскими) линейный корабль был захвачен в плен и один сгорел. Потери живой силы составили 449 погибших и 1214 раненных и покалеченных при общей численности в 16 тыс. человек с английский стороны и 4480 погибших, 2250 раненых, 7000 плененных из 20 тыс. человек со стороны союзников. Самой тяжёлой потерей британцев стала гибель адмирала Нельсона: перед боем он одел свой парадный мундир при всех орденах, а потому был опознан и смертельно ранен французским снайпером. Испанский адмирал Федерико Гравина (1756-1806), которого хвалил лично Наполеон и по всем боевым качествам ставил выше Вильнёва, сумел спасти треть своих кораблей, но получил в гуще боя такие тяжёлые раны, что скончался через несколько месяцев после битвы. Что касается самого Вильнёва, то он был захвачен в плен англичанами, но затем был отпущен под честное слово не вести против них войну. По прибытию на родину он вскоре скончался при загадочных обстоятельствах. Официальное заявление гласило, что он покончил жизнь самоубийством, не вынеся позора поражения, однако 6 ножевых ран говорят скорее о заказном убийстве. Видимо это была месть Бонапарта.

Известие о поражении в Трафальгарской битве спутало все планы Наполеона: союзный флот был уничтожен, высадка в Англии стала невозможна, и разгром Великобритании откладывался на неопределённое время." http://www.cult-turist.ru/arti...

История проекта и строительства

После торжественных похорон в 1806 году лорда Нельсона, погибшего в битве при Трафальгаре, - первых государственных похорон, когда-либо проводившихся для простолюдина, - Лондон слишком медлил с увековечении его памяти. Джон Джулиус Angerstein открыл сбор средств для создания мемориала, но собранная сумма была недостаточной для возведения соответствующего достоинству Нельсона памятника, и идея строительства была отложена на несколько лет.


Колонна Нельсона в Дублине

Более, чем через тридцать лет после смерти Нельсона на Трафальгарской битве, правительство объявило о своих планах поставить ему памятник в большом новом сквере у Чаринг-Кросс. Даже в то время такая задержка считалась позором (призывы к запечатлению памяти Нельсона в центре Лондона начались сразу же после его смерти в 1805 году). Меньшие памятники начали строить в разных местах - с далекого запада Ирландии в Шотландии. Первые памятники в честь Нельсона были возведены в разных городах, в том числе Castletownend в графстве Корк и Глазго в год его смерти. Два года спустя увенчанная статуей высокая дорическая колонна была воздвигнута в центре Дублина. Дублинская колонна была разрушена в 1966 году, поэтому самые старые сохранившиеся колонны: одна, по иронии судьбы, возведенная в городе Монреале (Канада) поклонником французов и памятник адмиралу, возведенный в 1809 году купцами Норфолка.


памятник Нельсону в Монреале

памятник в Норфолке

143-футовый обелиск был выставлен на Глазго Грин в 1806 году - каменный столб на Portsdown холме с видом на гавань Портсмут.


John Knox "Памятник Нельсону На Глазго Грин ударила молния"

Памятник Нельсону в Бриджтауне (Барбадос) 1813г

Итак, был создан мемориальный комитет Нельсона, под председательством адмирала сэра Джорджа Кокберн и сэра Томаса Харди с целью возведения статуи или памятника Нельсону где-нибудь в Лондоне. Они заручились финансовой помощью целого ряда известных людей, в том числе премьер-министра лорда Мельбурна и герцога Веллингтона, и было решено, что Трафальгарская площадь - наиболее подходящее место для памятника. Фонд, созданный Angerstein около тридцати лет до того, был оставлен, проценты, начисленные по хорошей ставке, легли в основу нового фонда. Далее деньги были собраны по подписке, в том числе пять сотен фунтов поступили от королевы Виктории, царь России пожертвовал четверть средств. Был проведен конкурс проектов, в котором участвовали около ста сорока выдающихся художников. Проекты были выставлены в бывшем доме Джона Нэша на Риджент-стрит.




Нереализованные проекты монумента Нельсону

Победил проект Уильяма Рейлтона (William Railton) подобный дублинской колонне. Воздвигнутая колонна может показаться высокой, но оригинальный проект Рейлтона был на 30 футов выше и был уменьшен при последующих пересмотрах (ибо с деньгами было туго, возведение монумента перешло в ведение правительства, которое, в свою очередь, искало пути для сокращения разходов). Камень для коринфской колонны был доставлен судном вокруг побережья и вверх по Темзе от Foggin Tor в Девоне. Для подъема частей колонны изпользовался паровой кран.

Работа была произведена фирмой Grissell и Пето, которые одновременно занимались строительством новых парламентских палат. Бронзовая капитель с завитками и листьями аканта отлита из бронзы в Вулвиче.

Каменная статуя Нельсона, венчающую колонну сделана по проекту скульптора Эдварда Ходжеса Бейли, занявшего второе место на конкурсе. Он планировал создать фигуру из одного куска песчаника из карьера герцога Buccleugh близ Эдинбурга, но такой камень оказался слишком тяжёлым для транспортировки и подъема на место. Поэтому статуя была сделана из трёх частей: двух для тела и третьей для основания, на котором он стоит на вершине колонны. Легенда гласит, что непосредственно перед водружением скульптуры адмирала группа рабочих пообедала на основании для неё. Вес скульптуры был таким большим, что потребовалось два дня, чтобы поднять её по частям: один день - для нижней половины, а второй - для верхней части. На месте колонна и статуя были лишь в ноябре 1843 года."

По плану Рейлтона, монумент должен был отметить самые большие победы Нельсона - бои у мыса Сент-Винсент, в Копенгагене, на Ниле и при Трафальгаре - большими бронзовыми рельефами на четырёх сторонах постамента колонны. Эти скульптурные барельефы были изполнены четырьмя разными художниками. Они были завершены и установлены на месте в разное время между 1849 и 1851. В течение этого времени Масгрэйв Lewthwaite Уотсон (Musgrave Lewthwaite Watson), дизайнер рельефа мыса Сент-Винсент умер от сердечного приступа, и его работа была закончена Уильямом Фредерик Woodington (отлита скульптором Нила).


Битва у мыса святого Винсена (The Battle of Cape St Vincen)

Владельцы литейного производства, ответственные за договоры по Трафальгаре были осуждены и заключены в тюрьму за мошенничество, когда было обнаружено, что они фальсифицировали бронзу с чугуном и штукатурку и использовали ложные веса для оценки стоимости материалов.


Изготовление модели для литья


Четыре огромных бронзовых льва на гранитных постаментах, которые охраняют колонну на ее базе, также доставили сложности. Бюджет был установлен на уровне трех тысяч фунтов, но после того, как после шести лет пререканий скульптор снял свой проект, потому что он считал, что скульптуры не могли быть сделаны по этой цене. Второй художник доставил львов из камня, но они были отклонены, и в настоящее время находятся недалеко от Брэдфорда. Комиссия обратилась к талантливому, но "ненадежному" сэру Эдвину Ландсиру, известному портрета животных написанных маслом. Это было удивительное решение, поскольку он никогда ранее не занимался лепкой. Правительство не достигло своей цели - сокращения затрат: одна плата Ландсиру составила шесть тысяч фунтов стерлингов и еще одиннадцать тысяч было потрачено на рабочих и материалы, в общей сложности почти в шесть раз больше первоначального бюджета. Львы Ландсира были открыты в начале 1867 года.

Хотя собранных денег, чтобы начать строительство в 1843г. хватало, но средств, чтобы обеспечить быстрое завершение памятника, всё-таки было недостаточно. Последовало общественное обсуждение возникшей проблемы, так как люди сравнивали Лондон с Парижем и его позорной нехваткой памятников и достопримечательностей в честь национальных героев. Более того, французы понесли потери при Трафальгаре, поэтому Лондону было непозволительно быть с Парижем в одном ряду. В этой атмосфере, отказать в чести Нельсону было недопустимым вариантом, и правительство вмешалось, выделив грант в размере £ 12 000. Тем не менее, лорд Линкольн, который был ответственным руководителем Управления работ и зданий, хотел уменьшить затраты. В результате, первоначальные планы были уменьшены. Высота колонны была сокращена на 30 футов после того, как викторианские поборники культуры здоровья и безопасности стали утверждать, что 200-футовое сооружение было опасно высоким. Также были отменены каменные львы.

Конечная стоимость мемориала составила £ 47000 (эквивалент сегодня £ 4 миллиона).

Более шестидесяти лет после смерти Нельсона и почти через тридцать лет после принятия решения о создании оригинального памятника Уильяма Рейлтона возведение монумента было завершено, хотя и с небольшими изменениями и с гораздым увеличением расходов.

170-футовая 2500-тонная рифлёная колонна из крепкого дартмурского гранита в небе над Трафальгарской площадью Лондона

Каменная модель колонны сделанная Уильямом Рейлтонном, выполненная в масштабе 1:50, демонстрирует, что он предполагал еще более великолепное сооружение - 200 футов высотой, стоящее на высоком ступенчатом пьедестале, который охраняют четыре огромных каменных льва. Но готовая колонна была на 30 футов короче и поначалу при ней не было львов. Сердитый на то, что он видел, как выхолащивание его конструкции, Railton отказался присутствовать на торжественной церемонии открытия монумента в 1853 году.


Сохранилась фотография времён строительства колонны Нельсона, сделанная Уильямом Тальботом в 1844 году. Это один из самых ранних фотоснимков Трафальгарской площади.

На вершине колонны стоит 18 футовая статуя лорда Нельсона, выполненная из песчаника

Как это водится, не все были впечатлены величественным мемориалом, - новая статуя вызвала споры. The Times назвал колонну «великим национальным уродством» и один корреспондент описал его как «памятник высшей выносливости нашего собственного дурного вкуса». Руководство Mogg в Лондоне сказало, что памятник не был "достойным героя". Руководство утверждало, что французы обрабатывают такие вещи лучше, поскольку государственное финансирование гарантировано таким работам соответствующими грандами. Illustrated London News отметил "грубость" мастерства изполнения статуи Нельсона, которая до поднятия на капитель колонны была - в течение короткого времени (в 1843 году) на земле. Более 100000 человек заплатили, чтобы на неё посмотреть.


Колонна Нельсона сохранились, благородно вынося всё, брошенное в неё, в том числе зажигалки, и более века невыразимого загрязнения, вызванного угольными пожарами, выбросами промышленных дымовых труб и выхлопных труб автомобилей 20-го века. К счастью, памятник - быть выполнен из гранита и песчаника и невосприимчив к выпадению кислотных дождей. Что-нибудь из мрамора или известняка было бы нынче в кошмарном состоянии.

Когда монументом занялись реставраторы в 2006 году, колонна оказалась в отличном состоянии и даже удар молнии, который повредил плечо статуи, не ослабил её, как того опасались.


Немного истории о колонне Нельсона в Дублине


Дублинская колонна

После победы английского флота при Трафальгаре и гибели Горация Нельсона, лорд-мэр Дублина Джеймс Вэнс не медля созвал группу видных деятелей: банкиров, дворянства, духовенства, купцов и т.д., чтобы выбрать один из способов почтить память Нельсона и Трафальгарской битвы. Выбор был в пользу строительства памятника-колонны. Первоначальный проект был разработан Уильямом Уилкинсом. Этот проект включал римскую галеру на вершине колонны. Позже архитектор Фрэнсис Джонстон изменил оригинальный дизайн размещения статуи Нельсона вместо камбуза. Крыльцо на уровне улицы разработано Г.П. Лопатка и было добавлено ​​в 1894 году.


На годовщину Трафальгарского дня, 21 октября 1809 г. памятник был открыт для публики. Посетители могли войти в колонну и подняться наверх, чтобы созерцать оттуда город Дублин. Но на самом деле памятник всегда вызывали много жалоб, либо потому, что он рассматривался как препятствие для движения или символ британского империализма. В любом случае, памятник просуществовал до 1966 года, когда после повреждения бомбой его пришлось удалить.

В марте 1966, 1:32 утра, от взрыва бомбы была разрушена статуя адмирала Нельсона на дорической колонне 121 футов (36,9 м) на О"Коннелл-стрит. Эти способом некоторые ирландские республиканцы отметили пятидесятую годовщину Пасхального восстания.

Подобное

Нужно отметить, что колонна Нельсона в Лондоне не является совершенно уникальной.

Подобная колонна монумент лорду Хиллу в Шрусбери (Shrewsbury Англия) - памятник прославленному воителю Руальду Хиллу работы скульптора Джозефа Панзетты.

Это самая высокая дорическая колонна в Англии: 133 футов 6 дюймов (40,7 м) высоты. Колонна была сооружена между 1814 и 1816; его диаметр составляет 2 фута (0,6 м) больше, чем колонна Нельсона.

The statue of Lord Hill was modelled in Lithodipyra (Coade stone) by Joseph Panzetta who worked for Eleanor Coade.


The pedestal is square with a pier of buttress at each angle, on which are placed recumbent lions, worked of Grinshill stone (the same as the column) by John Carline of Shrewsbury. Пьедестал площадь с пирса подпора на каждом углу, на котором размещены лежачие львы, сделан из Grinshill камня (так же, как столбец) Джон Carline Шрусбери.

Написано по материалам:

Статуи – особый вид искусства, который заключается в создании образов тех личностей, который внесли особый вклад в историю развития отдельных государств и всего мира. Большое количество статуй посвящается профессионалам военного дела, которые защищали собственную страну и покоряли новые земли. Одной из таких выдающихся личностей являлся вице-адмирал флота Великой Британии, виконт Горацио Нельсон.

Вице-адмирал Горацио Нельсон – биография.

Горацио Нельсон родился в 1758 году в семье священника. В семье Горацио кроме него было еще 11 детей, мальчик ничем не выделялся среди братьев, часто болел, не проявлял живого интереса к учебе. В 12 летнем возрасте Горацио пошел юнгой на флот родного дяди, который научил его всему, что знал о морском деле. Благодаря дяде юноша побывал во многих плаваньях на самых крупных кораблях и достиг высокого морского звания. Весомую роль в службе Горацио принесли его уверенность и храбрость. В 1777 году Горацио отправился на фрегат «Лоуэстоф» и принял участие в Американской революции. В бою Горацио Нельсон проявил себя как настоящий герой, с ловкостью справлялся со всеми поставленными задачами и спасал жизни других. Уже в возрасте 20 лет Горацио стал капитаном и получил в командование свой первый фрегат. Нельсон также участвовал во французских революционных войнах и Наполеоновских сражениях. В 1801 году Горацио получил звание вице-адмирала.

В честь великих достижений и успешного командования британским флотом, а также в память о трагической гибели адмирала в Трафальгарском сражении, в была воздвигнута колонна адмирала Нельсона (анг. Nelson’s Column). Колонна находится на Трафальгарской площади и представляет собой установленную на постаменте высокую статую, верхнюю часть которой украшает бюст Горацио Нельсона. Бюст в высоту достигает 5,5 метров, общая высота колонны Нельсона составляет 46 метров. Колонна украшена бронзовыми элементами, на ее верхушке располагаются бронзовые листья. У подножия имеется табличка с именем автора колонны. В 1867 году к подножию были добавлены новые детали – четыре льва.


Автором колонны Нельсона в Лондоне была Эдвард Бейли, член Королевской Академии художеств, возведена колонна в период с 1840 по 1843 годы. Местом установки скульптуры стала Трафальгарская площадь, Нельсон смотрит в сторону Адмиралтейства и Портсмута, где находится его флагман, корабль Королевского Военно-Морского флота Великобритании «HMS Victory». Данный факт является символом того, что адмирал Горацио Нельсон остается верным своему делу и своему флагману даже после смерти.


Высочайшая колонна Нельсона, где успели побывать известные телеведущие, покоряя ее вершину, является одной из самых высоких точек Лондона и самым знаменитым памятником военному адмиралу.

Колонна Нельсона в Лондоне – легенды.

О данной колонне имеется множество легенд. Самые распространенные из них – это интерес к колонне Адольфа Гитлера, который хотел увезти статую Нельсона в Берлин, и продажа статуи американцам мошенником Артуром Фергюсоном. Но, несмотря на все народные истории, колонна адмирала Нельсона продолжает уверенно стоять на своем законном месте.


Стоимость колонны Нельсона на Трафальгарской площади составляет приблизительно 6 миллионов долларов, что является достаточно большой суммой даже для монархического государства. Также достаточно большая сумма денег была выделена в 2006 году на реставрацию колонны, ее проспонсировала Zurich Financial Services AG. В преддверии реставрации было проведено тщательное лазерное обследование размеров колонны, которое показало, что ее реальная высота отличается от названной и составляет около 52 метров. Тем не менее, колонна Нельсона в Лондоне является настоящей достопримечательностью Великобритании и историческим памятником великих морских сражений.