Собственный опыт

Как бунин изображает любовь своих героев. Тема трагической любви в творчестве бунина

Иван Бунин по праву считается певцом любви. До его произведений об этом чувстве никто так не говорил, как сумел сказать он. Автор считал, что любовь – это всегда счастье, независимо от того, разделена она или нет. Его многочисленные произведения с разных, зачастую противоположных

Сторон дают оценку этому чувству, каждый раз изображая его новые стороны – нежность, страсть, жалось, продажность и т. д.

Наиболее яркие рассказы Бунина о любви собраны в сборнике “Темные аллеи”, который стал своего рода новаторским. В каждой новелле или очерке автор передал тему любви откровенно, прямо, с доподлинной отчетливостью. Однако образы получились на удивление легкими и неуловимыми. В сборнике собраны произведения, которые совершенно не походят друг на друга, они отличаются сюжетами и героями. Но сквозь всю книгу, подобно молнии проходит любовное озарение. Бунин изображает любовь страстной, но

Кратковременной, с неизменно трагическим эпилогом. Автор полагал, что та сама истинна любовь, которую веками воспевали поэты, подобна вспышке и попытки продлить ее приводят к ее затуханию. Именно об этом идет речь в произведении “Солнечный удар”, где трагизмом любви стала именно ее взаимность, которая продляет это чувство и все что может произойти – это превращение прекраснейшего из чувств в повседневность.

Еще одной особенность изображения Буниным любви является совершенство и гармония, которая не разрушается мелкими дрязгами. Но она всегда трагична и может быть именно поэтому ей отведен весьма короткий срок? При этом автор изображает завершение любви не как трагедию, а как науку, опыт человека. Теперь понятно, чего ждать и к чему стремиться. Прошлое чувство оставляет в душе свет маяка, на который идут герои год за годом всю жизнь.

Бунин сделал своеобразный переворот в описании любви, и наперекор традициям XIX столетия изобразил ее со всех сторон, как со стороны духа, так и со стороны плоти. Автор не побоялся некоторой откровенности, описывая физические влечения. В тоже время герои не осуждаются, так как истинная любовь должна гармонировать с самой природой, и, по мнению писателя все, что естественно – прекрасно.

Характерно для рассказов Бунина не возможность и неумение его героев быть вместе. Это позволяет человеку неоднократно постигать тайну любви, снова и снова ощущая на себе ее ослепительную вспышку.

Сочинения по темам:

  1. “Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете...
  2. Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов...
  3. Митя очень сильно влюблен в Катю, девушку милую, молоденькую, учащуюся в театральной школе. Катя тоже влюблена в Митю, но ее...
  4. Тема любви в творчестве каждого поэта становится своего рода отражением его внутреннего мира. Кого-то окрыляет, кому-то, наоборот, подрезает крылья, кто-то...

Наверное, многие, кто знаком с творчеством И. А. Бунина, обращали внимание, что финал его произведений о любви не обходится без трагедии. Почему же писатель преподносит нам такое восхитительное чувство, только как источник неминуемых страданий? Над этой загадкой бились современники классика, споры на этот счет не утихают и по сей день.

Литературоведы небезосновательно считают, что трагичность и безысходность любви в творчестве Бунина во многом обусловлена его собственной биографией.

Судьба не раз одаривала Ивана Алексеевича этим великим чувством, но расплатой за мгновения счастья и радости всегда были боль и разочарование. Так, работая в редакции газеты «Орловский вестник», Бунин влюбился в Варвару Пащенко. Но ее родители не позволили ей выйти замуж за «бедного поэта». Законный брак Бунина с Анной Цакни омрачила смерть единственного сына. Будучи женатым на Вере Муромцевой, он увлекся Галиной Кузнецовой, и влюблённые были вынуждены скрывать свои отношения от жены Бунина. Несомненно, все это наложило определенный отпечаток и на судьбы бунинскиих героев. Но я думаю, что ответ на вопрос: почему автор не дарует им вечной любви и счастья, стоит поискать в самих произведениях. Так, герой рассказа «Качели» говорит словами Данте: «В её глазах – начало любви, а конец – в устах». Этой фразой Бунин утверждает, что любовь не может длиться всю жизнь, конец всегда неизбежен. И как только платонические чувства бунинских героев уступают место физическому наслаждению, наступает развязка. Так, на протяжении всего рассказа «Натали» автор повествует о душевных страданиях главных героев Натальи Станкевич и Виталия Мещерского. Многолетняя разлука и расстояние не властны над их любовью. Но как только они становятся близки, счастью приходит конец - Наталья умирает от преждевременных родов.

Расплачиваться смертью за радость любви приходится многим героям цикла «Темные аллеи». В одном из писем Бунин сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».

Смерть в рассказах Бунина выступает и в качестве наказания за насильственную любовь. Так марокканец из рассказа «Ночлег» был убит собакой за попытку изнасиловать девочку-сироту на постоялом дворе. Князь из новеллы «Баллада» погиб от когтей волка за стремление овладеть молодой женой своего сына. Символично, что смерть эти герои принимают от животных, которым чужды душевные переживания. Но даже их животная сущность не приемлет насилия.

Трагичный финал бунинских произведений о любви неизбежен, если рассматривать их с позиции христианских ценностей. Огромная всепоглощающая любовь к народу стоила Иисусу Христу жизни. Значит, логично, что и герои «Темных алей» платят за любовь, каждый свою цену. К тому же, все они наслаждаются физической стороной любви, без божьего или родительского на то благословления, вопреки законам общества и ступая на путь греха.

Учитывая все вышесказанное, становится понятно, почему Иван Алексеевич лишает свои произведения «хеппи-энда». Но от этого они не становятся менее интересными для читателя, ведь так тонко, выразительно и реалистично передать всю гамму, силу и оттенки человеческой любви, пожалуй, еще никому не удавалось.

Проблема глубоких человеческих чувств очень важна для писателя, особенно для того, который тонко чувствует и ярко переживает. Поэтому играет весомую роль. Ей он посвятил многие страницы своих творений. Истинное чувство и вечная красота природы часто созвучны и равноценны в произведениях писателя. Тема любви в творчестве Бунина идет рядом с темой смерти. Сильные чувства бывают не только радостными, они часто разочаровывают человека, становятся причиной терзаний и мук, что может привести к глубокой депрессии и даже к смерти.

Тема любви в творчестве Бунина часто связана с темой предательства, потому что смерть для писателя - не только физическое состояние, но и психологическая категория. Тот, кто предал свои или чужие сильные чувства, навсегда умер для них, хотя и продолжает влачить свое жалкое физическое существование. Жизнь без любви пресна и неинтересна. Но не всякий человек способен испытать ее, как не всякий проходит испытание ею.

Образцом того, как выражена тема любви в творчестве Бунина, может служить рассказ "Солнечный удар" (1925 г.).

Именно напоминало по своей силе чувство, охватившее поручика и маленькую загорелую женщину на палубе парохода. Он внезапно предложил ей выйти на ближайшей пристани. Они вместе сошли на берег.

Для описания страстных чувств, которые испытывали герои при встрече, автор использует следующие эпитеты: "порывисто", "иступленно"; глаголы: "кинулся", "задохнулись". Рассказчик поясняет, что их чувства были сильны еще и от того, что герои никогда в своей жизни не испытывали подобного. То есть чувства наделены исключительностью и уникальностью.

Совместное утро в гостинице так охарактеризовано: солнечное, жаркое, счастливое. Это счастье оттенено колокольным звоном, оживлено ярким базаром на гостиничной площади с разнообразными запахами: сена, дегтя, сложной пахучестью русского уездного города. Портрет героини: маленькая, незнакомка, как семнадцатилетняя девушка (можно примерно обозначить возраст героини - около тридцати). Она не склонна к смущению, весела, проста и рассудительна.

Она говорит поручику о затмении, ударе. Герой пока не понимает ее слов, на него "удар" еще не проявил своего действия. Он провожает ее и возвращается все еще "беззаботно и легко" в гостиницу, как говорит автор, но в его настроении уже что-то меняется.

Для постепенного нарастания беспокойства использовано описание номера: пуст, не такой, странно, чашка недопитого ею чая. Ощущение потери усиливает еще не выветрившийся запах ее английского одеколона. Глаголы описывают нарастающее волнение поручика: сердце сжалось нежностью, спешит закурить, хлопает себя стеком по голенищам сапог, ходит взад-вперед по комнате, фраза о странном приключении, на глазах слезы.

Чувства нарастают, требуют выхода. Герою нужно отгородиться от их источника. Он закрывает ширмой неубранную постель, закрывает окна, чтобы не слышать теперь того базарного шума, который поначалу так ему нравился. И ему вдруг до смерти захотелось приехать в тот город, где она живет, но понимая, что это невозможно, он ощутил боль, ужас, отчаяние и полную ненужность дальнейшей своей без нее жизни.

Проблема любви ярче всего выражена в сорока рассказах цикла о которые составляют целую энциклопедию чувств. В них отражено их разнообразие, занимающее писателя. Конечно, на страницах цикла чаще встречается трагизм. Но воспевает автор гармонию любви, слияние, неразрывность мужского и женского начал. Как истинный поэт, автор постоянно ищет ее, но, к сожалению, находит далеко не всегда.

О любви открывают нам его нетривиальный подход к их описанию. Он вслушивается в звуки любви, вглядывается в ее образы, угадывает силуэты, пытаясь воссоздать полноту и гамму сложных нюансов отношений между мужчиной и женщиной.


^ Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?

Многие произведения И А Бунина посвяшены теме любви, в ча­стности цикл рассказов «Темные аллеи», по праву названный верши­ной творчества писателя. Но странное чувство остается после прочте­ния этих его произведений - грусть, сочувствие героям, их трагичной, несложившейся судьбе. Герои погибают, расстаются, кон­чают жизнь самоубийством -они все несчастливы. Почему так про­исходит? Любовь показана писателем как могучая i розная сила, спо­собная перевернуть жизнь человека. Поручик, герои рассказа «Солнечный удар», вовсе не думал об этом, затекая, как ем) кя и юеь, легкую интрижку с привлекательной попутчицей. Но. расставши

нею, он неожиданно осознает, ч го не может забыть ее, увидеть герои­ню вновь для него «необходимее ЖИЗНИ». С глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренние переживания героя, его духовное взросление. Поручик чувствует покой и безмятежность окружающей жизни - и это только усиливает его страдание: «Вероятно, только я один так страшно несчастен в этом городе». Бунин часто прибегает к таким приемам, как антитеза (противопоставление) и оксюморон (со­четание несочетающихся понятий), чтобы ярче раскрыть внутренний мир героя, чувствующею во всем необыкновенную радость и вместе с тем муку, разрывающую его сердце, счастье в своей душе и слезы на глазах. Со слезами на глазах он заснул, а вечером, сидя на палубе па­рохода, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Герой во власти любви, его чувства от него не зависят, но они преображают его ду­ховно - это пушкинское пробуждение души, шменепне всего миро­ощущения человека. Митя, герой повести «Митина любовь», ревнует и страдает, чувствуя пренебрежение к нему Кати, какую-то фальшь в ее поведении, которую она сама еще даже не осознает. Он ждет пись­ма от нее, и как томительно показано автором это ожидание, и как быстро радость Мити сменяется ожиданием следующего послания, еще более мучительным. Причем физиология не заменяет любви, и эпизод с Аленкой это доказывает убедительно - сила любви в гармонии плотского и духовного, в ее духовной значимости. И так ярко, так мучительно страдание Мити, получившего известие о Кати­ной измене и неизбежном их разрыве, что он стреляет в себя «с на­слаждением», чтобы только прекратить эту боль, разрывающую серд­це. Конечно, такой накал страстей несовместим с обычной жизнью, ведь в жизни часто так много грязи, грубой прозы быта, мелочных расчетов, похоти, убивающих любовь. Жертвой этого стала Оля Ме­щерская, героиня рассказа «Легкое дыхание», чистая душа которой была готова к любви и ждала необыкновенного счастья. Подчиняясь социальным предрассудкам, бросает Надежду Николай Алексеевич, герой рассказа «Темные аллеи». - и сам не - видит счастья в дальней­шей своей судьбе. На всю жизнь запомнился героине рассказа «Холодная осень» вечер прощания с женихом, впоследствии убитым на войне. И вся ее дальнейшая жизнь - это просто существование, бытовая проза, а в душе - только гот холодный прощальный вечер и стихи, которые ей читая любимый. Поэтому, я думаю, можно утвер­ждать, что в изображении И.А. Бунина любовь - это такой взлет ду-

ши, который дан не каждому, но о котором каждый, кто эта испытал, никогда не забудет.

^ Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»?

Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году. - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекою прошлого от липа рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбаiе. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям литературы, известным людям. И она явно не влюблена в героя так. как бы ему этого хотелось. На его предложение о браке она отвечает, что не годится в жены. «Странная любовь!» - думает об тгом герой. Рас­крывается внутренний мир героини совершенно для него неожиданно: оказывается, она часто бывает в храмах, глубоко увлечена религией, церковными обрядами. Для нее это не просто религиозность - это по­требность ее души, ее чувство родины, старины, для героини внутренне необходимые. Герой считает, "гго это всего лишь «московские причу­ды», он не может ее понять и глубоко пофясен ее выбором, когда по­сле их единственной ночи любви она решает уехать, а потом уйти в монастырь. Для него крушение любви - катастрофа всей жизни, не­мыслимое страдание. Дтя нее сила веры, сохранение своего внутренне­го мира оказались выше любви, она решает посвятить себя Богу, от­рекшись от всего мирского. Автор не раскрывает причин ее нравственного выбора, что повлияло на ее решение - социальные об­стоятельства или нравственно-религиозные искания, но он ярко пока­зывает, что жизнь души неподвластна разуму. Особенно это подчерки­вается в эпизоде последнего свидания героев в Марфо-Марнинской обители. Герои ВС столько видят, сколько чувствуют друг друга, ОНИ ве контролируют свои чувства: герою «почему-то» захотелось пойти в храм, героиня внутренне ошушаег его присутствие. Эта загадка, таин­ственность человеческих ощущений - одно из неотъемлемых свойств любви в изображении Бунина, трагической и властной силы, способной перевернуть всю жизнь человека.

^ Почему у главного герои рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени и психологии?

В рассказе «Господин и I Сан-Франциско» И. Бунин очень ярко и детально изображает мир роскоши и достатка, мир богатых людей, которые MOiyi вес себе позволить. Один из них - господин из Сан-Франциско - является главным героем. В его пост у пках, облике, ма­нере поведения автор показывает пороки «золотою» круга, к которо­му принадлежит персонаж. Но самая яркая особенность, сразу же бросающаяся в глаза при чтении, состоит в том. что нигде в рассказе не упоминается имя героя и не изображается ею внутренний мир.

Кто же такой, этот господин из Сан-Франциско? В первых же строках автор пишет, что «имени ею ни в Неаполе, ни на Капри не запомнил никто».

Казалось бы, главное действующее лицо, вокруг него и развора­чиваются основные события произведения, и вдруг не упоминается даже имя 1сроя. Сразу очевидно, то писатель пренебрежительно от­носится к персонажу. Очень подробно описаны внешность и поступки господина: смокинг, белье и даже крупные золотые зубы. Деталям описания внешнее I и уделяется большое внимание. Герой представлен солидным, респектабельным, обеспеченным человеком, который в со­стоянии купить все. что пожелает. В рассказе показывается, как герой посещает памятники культуры, по он равнодушен ко всему, искусство его не интересует. Автор сознательно н деталях описывает, как герои едят, пьют, одеваются, разговаривают. Бунин смеется над этой «ис­кусственной» жизнью.

Почему же, уделяя большое внимание внешности и поступкам, писатель не показывает внутренний мир. психологию героя? Это все оттого, что у господина из Сан-Франциско просто нет внутреннего мира. души. Всю свою жизнь он посвятил наживанию состояния, соз­данию капитала. Герой работал в пошлина и никак пе обогащал себя духовно. А к зрелости, нажив состояние, он пе знает, чем себя занять, потому что бездуховен. Его жизнь расписана по часам, в ней нет мес­та культуре, душе. Внутренний мир героя пуст и нуждается лишь во внешних впечатлениях. У господина из Сан-Франциско отсутствует какая-либо цель в жизни. Вся задача его существования сводится к удовлетворению фнзиоло! ических потребностей в сне, пище, одежде. Герой даже пе пытается что-либо изменить. Л его смерть прохо.нп

для всех незаметно, только жена и дочь жалеют его. И возвращение домой в ящике в багажном отделении ярко говорит о его месте среди людей.

И Бунин в рассказе показывает полное отвращение и презрение к таким людям. Он высмеивает их размеренную, расписанную по мину­там жизнь, обличает их пороки, изображает пустоту внутреннего ми­ра и отсутствие какой-либо духовности. Автор искренне надеется, что такие люди постепенно исчезнут вместе со своими недостатками, и в мире не останется «господ из Сан-Франциско».

^ Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма?

ii 1915 году Бунин написал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско». Уже одно название создает у читателя впечатление не­определенности, даже таинственности. Действительно, на протяже­нии всего произведения автор не употребил ни имени, ни фамилии - ничего, что бы указывало на его личность, ведь личность - это что-то индивидуальное, присущее только этому человеку. Но. прочитав буквально несколько строк, мы понимаем, что по-другому и быть не могло: он был одним из многих, таким, как все. Главное, что он хотел таким быть. Первую половину жизни он не жил он только работал. Работал лишь для тою, чтобы достойно провести остаток своих дней. Достойно в сто понимании - это так. как принято, как делают все люди его круга. В свете было модно начинать свое наслаждение жиз­нью с поездки в Европу. И, естественно, наш юсподин сразу отпра­вился именно туда. Начал свое путешествие он на огромном лайнере «Атлантида». На мой взгляд, образ этого парохода очень снмволичен. На нем респектабельные и обеспеченные американцы едут отдыхать в Европу и, как мы узнаем в конце произведения, на нем же и возвра­щаются. Само название корабля необычно, ведь Атлантида - по остров. На нем люди за деньги получают то, что в свете называется счастьем.

Но «Атлантида» - мертвый остров; души людей, его населяю­щих, утонули в пошлости и обжорстве. Сам господин из Сан-Франциско и не жил как будто. Об этом нам свидетельствует его смерть. В том мире, в котором он существует, деньги решают все: ес­ли у вас есть деньги - к вам и уважение и почет. Если нет - вы не

можете существовать в нем. Для Бунина - тот, у кого нет своего, внутреннего мира, не может существовать в этом, реальном. А если он не существует, зачем ему имя?

Я полагаю, что рассказ Бунина можно считать реалистическим произведением, большую роль в котором, однако, шрают символы. Корабль «Атлантида», нанятая за деньги пара «влюбленных», горя­щее жерло топки, дьявол, следящий за кораблем, люди без имени - вес это символы современного автору мира, стоящего на краю неми­нуемой гибели.

«Господин из Сан-Франциско»

типичным героем начала XX века?

В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы узнаем историю человека, который воплотил в себе образ типичного капита­листа. Долго и упорно работая, он многого достиг и поехал на отдых в Европу со своей семьей. Однако отдыха не получилось, так как «по­года не ладилась» и «настроение было скверным».

Автор говорит в самом начале рассказа о том, что в молодости господин из Сан-Франциско поставил перед собой цель достигнуть благополучия богатейших людей. И к концу жизни он добился своего. Он вошел в круг людей, которых принято называть «элитой». Но Бу­нин неоднократно подчеркивает, что образ жизни господина был сле­пой копией образа жизни этой «элиты». «Элиты», к сожалению, не ишеллектуальной, где принято иметь свои взгляды, мнения, а «эли­ты» финансовой, где человека ценят лишь по деньгам. Для господина из Сан-Франциско путешествие давало надежду на «счастливую встречу» с миллиардером за осмотром фресок, что очень сильно ха­рактеризует его взгляды на ценности человеческих качеств. Так вот, люди этого круга имели обыкновение отдыхать, путешествуя но Ев­ропе и Азии. И господин из Сан-Франциско поехал в Европу только потому, что так делали все. Весь его отдых был заранее спланирован по заданному образцу.

Бунин достаточно подробно описывает распорядок дня на паро­ходе «(Атлантида». Все сводилось к еде. развлечениям и «нагулива-нию аппетита». II господин из Сан-Франциско тоже принимал уча-

стие в корабельной жизни наравне со всеми. Да и жизнь в Италии не отличалась разнообразием: завтрак, осмотр достопримечательное гей. обед и так далее. Но погода как будто противилась отзыву семьи из Сан-Франциско. Часто лил дождь, было сыро и холодно. Портье на вопросы о погоде отвечал, что шкой погоды в декабре давно не было, хотя фразу эту он повторял уже не первый год.

Словом, в рассказе «Господии из Сан-Франциско.. Бунин не скрывает равнодушия к своему герою, в первых же фразах уведомляя нас о том. что имени его никто нигде не запомнил. Подробно описы­вая его внешний облик, писатель топает своего героя малейших дви­жений души, любых мыслей. У него их просто нет. так как он - сборник образов богатых людей, что само по себе отрицает возмож­ность существования личности у господина из Сан-Франциско. Он - не сформировавшийся человек, а лишь слепок. Его мир - это i тат­ский пароход - отель со всеми удобствами, построенный по схеме, лишенный мысли и порыва души. А у такого человека не может быть даже элементарного психологизма, внутреннего мира, который вме­нен образом богача.

^ Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (но пьесе М. Горького «На дне»)

Пьеса Горького «На дне» - философское произведение. Основ­ной конфликт пьесы - спор о правде. Что необходимо человек) I a обретения смысла жизни: жестокая правда или сострадание?

Сатин в пьесе Максима Горького «На дне» является идейным прот ивник ом Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягае­мую высоту мысль о ценности человека: «Человек -свободен!»

И пусть Сатин больше человек слова, а не тела, сто речь, его по­нимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла «на лне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека».

Взгляды, мировоззрение обоих персонажей очень важны С появ-юнием Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захоте­лось более светлой жизни, котя они. вероятно, понимали по CMJ i но.

Если не толкнуть колесо, оно не покатится. Именно с подачи Лу­ки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости чело-иска. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и че­стный путь. Именно Сатин сумел повсршь в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: «Человек - вот правда!» Но, придя к вер­ным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывает. Есть периоды, когда необходим Лука с его утеши-тельством. ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, КОГДА только решительное слово Сатина будет нести истину челове­ческому сердцу.

Лука и Сатин - философы, поэтому они друг друга понимают. И один просто обязан защищать другого.

^ Есть ли будущее у Григории Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Главный герои романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Гри­горий Мелехов -трагическая фигура переломной для России эпохи. Обычно его историю рассматривают как поиск мирного счастья и ме­тание от красных к белым, затем в банду Фомина, а затем - попытки уйти ото всех к другой жизни. Но этим не исчерпывается сущность его характера. Прежде всего, он обладает ярко выраженным стремле­нием к свободе в своих поступках и решениях. Его любовь к Аксинье, невозможная по правилам общественной морали, в конце концов ста­ла для него настолько важной, что он, казак, уходит из родного дома в батраки, в имение Листницкого. Какую надо было иметь сильную во­лю, чтобы пренебречь общественным мнением и совершить невоз­можный для казака поступок, иозоряший его в глазах всего хутора. Но счастье с любимой женщиной оказалось для него важнее и доро­же. Многое перестрадав, повидав войну и насилие, Григорий, каза­лось бы, привык к этой жизни. Но он не «человек войны», в отличие от Митьки Коршунова и Кошевого, которым естественна стихия борьбы с ее «крайностями» и беспощадностью. Он устал от войны, он осознает бесплодность выбора между двумя лагерями - красных и белых. Он подмечает то, к чему другие равнодушны: Штокману он говориг о неравенстве среди красноармейцев - комиссар «весь в ко-

жу залез», а «Ванек» в обмоточках, ему и на ботинки не хватает, а ведь это только начало новой власти, «а укрепятся они - куда равен­ство денется?» Но таким же чужим, необразованным мужиком «от сохи» он чувствует себя и среди белых офицеров. И в итоге он, раз­рушитель устоев семьи, когда-то способный бросить все и уйти с чу­жой женой на чужие хлеба, становится защитником и ревнителем идеи дома, семьи, домашнего очага. Он понимает, что Россия ищет новой судьбы - и не жалеет о Николае И, «хреновом царе», отказав­шемся от власти, не сочувствует генералам, возглавляющим Белое движение - по его мнению, они «слепцы», ничего не знающие о на­роде. Для Григория главным становится возвращение к самому себе, к истокам жизни, к родной степи, песням, беседам с матерью, к заботе о детях. Все самое ценное, что остается ему в жизни. - это любовь к Аксинье. И не случайно, когда он хоронит ее, сраженную шальной пулей, он видит над собою, подняв глаза, черный ослепительный диск солнца п черном небе. И последняя ценность его - сын. с которым он видится на берегу Дона, возле родного дома. Финал романа открыт, но он не снижает трагизма судьбы героя, его обреченности перед бу­дущим.

Что такое любовь? «Сильная к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно,» - говорит нам словарь В. И. Даля. Однако каждый человек, испытавший хоть раз это чувство, сможет дополнить это определение чем-то своим. «Все боль, нежность Опомниться, опомниться!» - добавил бы И. А. Бунин.

У великого русского писателя-эмигранта, поэта в прозе любовь совершенно особая. Она не такая, какой ее описывали его великие предшественники: Н. И. Карамзин, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев. Любовь по И. А. Бунину не идеализированное чувство, а его героини не «тургеневские барышни» с их наивностью и романтичностью. Однако бунинское понимание любви не совпадает и с сегодняшней трактовкой этого чувства. Писатель не рассматривает только физическую сторону любви, как это сегодня в большинстве своем делают СМИ, а вместе с ними и многие писатели, считая это востребованным. Он (И. А. Бунин) пишет о любви, которая представляет собой слияние «земли» и «неба», гармонию двух противоположных начал. И именно такое понимание любви представляется мне (как, думаю, и многим, кто знаком с любовной лирикой писателя) наиболее правдивым, верным и нужным современному обществу.

В своем повествовании втор ничего не утаивает от читателя, ни о чем не умалчивает, но в то же время не опускается до пошлости. Говоря об интимных человеческих отношениях, И. А. Бунин благодаря своему высочайшему мастерству, умению подобрать единственно верные, нужные слова никогда не переступает той грани, которая отделяет высокое искусство от натурализма.

До И. А. Бунина в русской литературе так о любви «не было никогда написано никем». Он не только решился показать всегда остававшиеся тайными стороны отношений мужчины и женщины. Его произведения о любви стали еще и шедеврами классического, строгого, но в то же время выразительного и емкого русского языка.

Любовь в произведениях И. А. Бунина похожа на вспышку, озарение, «солнечный удар». Чаще всего она не приносит счастья, за ней следует разлука или даже смерть героев. Но, несмотря на это, бунинская проза – воспевание любви: каждый рассказ заставляет почувствовать, насколько прекрасно и важно для человека это чувство.

Цикл рассказов «Темные аллеи» - вершина любовной лирики писателя. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни,» - сказал И. А. Бунин о своей книге. И, действительно, сборник, написанный в 1937-1944 годах (когда И. А. Бунину было около семидесяти), можно считать выражением сформировавшегося таланта писателя, отражением его жизненного опыта, мыслей, чувств, личного восприятия жизни и любви.

В данной исследовательской работе я ставила себе целью проследить, как рождалась бунинская философия любви, рассмотреть ее эволюцию и, в завершении своего исследования, сформулировать концепцию любви по И. А. Бунину, выделив ее основные моменты. Для достижения этой цели, мне потребовалось решить следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть ранние рассказы писателя, такие как «На даче»(1895), «Велга»(1895), «Без роду-племени»(1897), «Осенью»(1901), и, выявив их характерные особенности и найдя общие черты с более поздним творчеством И. А. Бунина, ответить на вопросы: «Как зарождалась тема любви в творчестве писателя? Какие они, эти тонкие деревца, из которых спустя сорок лет вырастут «Темные аллеи»?»

Во-вторых, моей задачей было проанализировать рассказы писателя 1920-х годов, обратив внимание на то, какие особенности творчества И. А. Бунина, приобретенные в этот период, нашли свое отражение в главной книге писателя о любви, а какие – нет. Кроме того, в своей работе я постаралась показать, как в произведениях Ивана Алексеевича, относящихся к этому промежутку времени, переплетаются между собой два главных мотива, ставшие основополагающими в более поздних рассказах писателя. Это мотивы любви и смерти, рождающие в своем сочетании идею бессмертия любви.

За основу своего исследования я взяла метод системно-структурного прочтения бунинской прозы, рассматривая формирование философии любви у автора от ранних произведений к более поздним. В работе был использован также факторный анализ.

Обзор литературы

И. А. Бунина называли «поэтом в прозе и прозаиком в поэзии», поэтому, чтобы показать его восприятие любви с различных сторон, а где-то и для того, чтобы подтвердить свои предположения, в своей работе я обращалась не только к сборникам рассказов писателя, но и к его стихотворениям, в частности к опубликованным в первом томе собрания сочинений И. А. Бунина.

Творчество И. А. Бунина, как и любого другого писателя, находится в несомненной связи с его жизнью, судьбой. Поэтому в своей работе я использовала и факты биографии писателя. Их мне подсказали книги Олега Михайлова «Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана» и Михаила Рощина «Иван Бунин».

«Все познается в сравнении», - эти мудрые слова побудили меня к тому, чтобы в исследовании, посвященном философии любви в произведениях И. А. Бунина, обратиться также и к позициям других известных людей: писателей и философов. Сделать это мне помогла «Русский Эрос или философия любви в России», составленная В. П. Шестаковым.

Чтобы узнать мнение литературоведов по интересующим меня вопросам, я обращалась к критике различных авторов, например, статьям журнала «Русская словесность», книге доктора филологических наук И. Н. Сухих «Двадцать книг XX века» и другим.

Безусловно, самой важной частью исходного материала для моего исследования, его основой и вдохновением являлись сами произведения И. А. Бунина о любви. Их я нашла в таких книгах, как «И. А. Бунин. Повести, рассказы», вышедшей в серии «Русская классика о любви», «Темные аллеи. Дневники 1918-1919» (серия «Мировая классика»), и собраниях сочинений под редакцией различных авторов (А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского и Ю. В. Бондарева, О. Н. Михайлова, В. П. Рынкевича).

Философия любви в произведениях И. А. Бунина

Глава 1. Появление темы любви в творчестве писателя

«Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом», - говорит И. А. Бунин осенью 1912 года корреспонденту «Московской газеты». 1912 – писателю уже 42 года. Неужели до этого времени любовная тема не интересовала его? Или, возможно, он сам не испытывал этого чувства? Отнюдь. К этому моменту (1912 год) Иван Алексеевич пережил немало как счастливых, так и полных разочарования и страданий от безответной любви дней.

Нам тогда – тебе шестнадцать было,

Мне семнадцать лет,

Но ты помнишь, как ты отворила

Дверь на лунный свет? – так напишет И. А. Бунин в стихотворении 1916 года «Тихой ночью поздний месяц вышел». Оно является отражением одного из тех увлечений, которые И. А. Бунин испытал еще совсем юным. Таких увлечений было немало, но лишь одно из них переросло в действительно сильную, всепоглощающую любовь, стало печалью и радостью молодого поэта на целых четыре года. Это была любовь к дочери врача Варваре Пащенко.

Он познакомился с ней в редакции «Орловского вестника» в 1890 году. Сначала воспринял ее неприязненно, посчитал «гордою и фатоватою», однако вскоре они стали друзьями, а через год молодой писатель понял, что влюблен в Варвару Владимировну. Но любовь их не была безоблачной. И. А. Бунин обожал ее исступленно, страстно, она же была переменчива к нему. Все усложнялось еще и тем, что отец Варвары Пащенко был намного богаче Ивана Алексеевича. Осенью 1894 года их мучительные отношения прекратились – Пащенко вышла замуж за приятеля И. А. Бунина Арсения Бибикова. После разрыва с Варей И. А. Бунин был в таком состоянии, что близкие опасались за его жизнь.

Если б только можно было

Одного себя любить,

Если б прошлое забыть, -

Все, что ты уже забыла,

Не смущал бы, не страшил

Вечный сумрак вечной ночи:

Утолившиеся очи

Я бы с радостью закрыл! – напишет И. А. Бунин в 1894. Однако, несмотря на все страдания, связанные с ней, эта любовь и эта женщина навсегда останутся в душе писателя как нечто хотя и трагическое, но все же прекрасное.

23 сентября 1898 года И. А. Бунин скоропалительно женится на Анне Николаевне Цакни. За два дня до свадьбы он иронически пишет своему другу Н. Д. Телешову: «Я еще холост, но – увы! – скоро превращусь в женатого». Семья И. А. Бунина и А. Н. Цакни просуществовала всего полтора года. В начале марта 1900 произошел их окончательный разрыв, который И. А. Бунин переживал очень тяжело. «Не сердись на молчание – у меня на душе черт ногу сломает», - писал он в это время другу.

Прошло несколько лет. Холостяцкая жизнь И. А. Бунина исчерпала себя. Ему нужен был человек, способный поддержать его, понимающая, разделяющая его интересы спутница жизни. Такой женщиной в жизни писателя стала Вера Николаевна Муромцева, дочь профессора Московского университета. Датой начала их союза можно считать 10 апреля 1907 года, когда Вера Николаевна решилась отправиться с И. А. Буниным в путешествие по Святой Земле. «Я резко изменила свою жизнь: из оседлой превратила ее в кочевую чуть ли не на целых двадцать лет,» - писала В. Н. Муромцева об этом дне в своих «Беседах с памятью».

Итак, мы видим, что к сорока годам И. А. Бунин успел пережить и страстную до забвения любовь к В. Пащенко, и неудачный брак с Аней Цакни, множество других романов и, наконец, встречу с В. Н. Муромцевой. Как же эти события, которые, кажется, должны были принести писателю так много переживаний, связанных с любовью, могли не отразиться на его творчестве? Они отразились – тема любви начала звучать в бунинских произведениях. Но почему же тогда он заявлял о том, что она «не разрабатывалась»? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим подробнее рассказы, написанные И. А. Буниным до 1912 года.

Практически все произведения, написанные Иваном Алексеевичем в этот период, носят социальный характер. Писатель рассказывает истории тех, кто живет в деревне: мелких помещиков, крестьян, - сопоставляет деревню и город и людей, живущих в них (рассказ «Вести с родины» (1893)). Однако и в этих произведениях не обходится без любовной тематики. Только чувства, испытываемые героем к женщине, исчезают почти тотчас же после того, как появились, и не являются основными в сюжетах рассказов. Автор как бы не дает развиться этим чувствам. «Весной он заметил, что у его жены, нахально-красивой молодой женщины, стали завязываться с учителем какие-то особенные разговоры», - пишет И. А. Бунин в своем рассказе «Учитель» (1894). Однако буквально через два абзаца на страницах этого произведения мы читаем: «Но между нею и учителем отношения как-то не завязывались».

Образ красивой молодой девушки, а вместе с ним и чувство легкой влюбленности появляются в рассказе «На даче» (1895): «Не то улыбаясь, не то гримасничая, она рассеянно смотрела своими голубыми глазами в небо. Грише страстно захотелось подойти и поцеловать ее в губы». «Ее», Марью Ивановну, мы увидим на страницах рассказа всего несколько раз. И. А. Бунин сделает ее чувство к Грише, а его – к ней не более чем флиртом. Рассказ будет носить социально-философский характер, а любовь – играть в нем лишь эпизодическую роль.

В том же, 1895 году, но чуть позже появляется и «Велга» (изначально «Северная легенда»). Это рассказ о безответной любви девушки Велги к другу своего детства Ирвальду. Она признается ему в своих чувствах, но он отвечает: «Завтра я опять уйду в море, а когда вернусь, возьму за руку Снеггар» (Снеггар – сестра Велги). Велга мучается ревностью, но, когда узнает, что любимый пропал в море и что только она может его спасти, она уплывает к «дикому утесу на краю света», где томится любимый. Велга знает, что ей суждено погибнуть и что Ирвальд так и не узнает о ее жертве, но это не останавливает ее. «Он мгновенно очнулся от крика, - голос друга коснулся его сердца – но, взглянув, он увидел лишь чайку, взлетевшую с криком над лодкой», - пишет И. А. Бунин.

По эмоциям, вызванным этим рассказом, мы узнаем в нем предшественника цикла «Темные аллеи»: любовь не приводит к счастью, наоборот, она становится трагедией для влюбленной девушки, однако та, испытав чувство, принесшие ей боль и страдания, ни о чем не жалеет, «в стенаниях ее звучит радость».

По стилю «Велга» отличается от всех произведений, написанных И. А. Буниным как до, так и после нее. У этого рассказа совершенно особенный ритм, который достигается путем инверсии, обратного порядка слов («И стала Велга петь на берегу моря звонкие песни сквозь слезы»). Рассказ напоминает легенду не только по стилю речи. Герои в нем изображены схематично, их характеры не прописаны. Основу повествования составляет описание их действий и чувств, однако чувств довольно поверхностных, четко обозначенных автором часто даже в речи самих героев, например: «Мне хочется плакать, что так долго тебя не было, и хочется смеяться, что я опять вижу тебя» (слова Велги).

В своем первом рассказе о любви И. А. Бунин ищет способ выражения этого чувства. Но поэтическое, в форме легенды повествование не удовлетворяет его – таких произведений, как «Велга», в творчестве писателя больше не будет. И. А. Бунин продолжает искать слова и форму для описания любви.

В 1897 году появляется рассказ «Без роду-племени». Он, в отличие от «Велги», написан уже в обычной бунинской манере – эмоциональной, выразительной, с описание множества оттенков настроения, складывающихся в единое ощущение жизни в тот или иной момент. В этом произведении рассказчиком становится главный герой, что мы увидим впоследствии практически во всех бунинских рассказах о любви. Однако при прочтении рассказа «Без роду-племени» становится понятно, что писатель еще окончательно не сформулировал для себя ответ на вопрос: «Что же такое любовь?» Практически все произведение представляет собой описание состояния героя после того, как он узнает о том, что Зина, девушка, которую он любит, выходит замуж за другого. Внимание автора сосредоточено именно на этих чувствах героя, сама же любовь, отношения между героями преподнесены в свете произошедшего разрыва и не являются главными в рассказе.

В жизни главного героя две женщины: Зина, которую он любит, и Елена, которую считает своим другом. Две женщины и различные, неравноправные отношения к ним, появившиеся у И. А. Бунина в этом рассказе, можно увидеть и в «Темных аллеях» (рассказы «Зойка и Валерия», «Натали»), однако уже в несколько другом свете.

В завершение разговора о появлении темы любви в творчестве И. А. Бунина нельзя не упомянуть о рассказе «Осенью», написанном в 1901 году. «Сделано несвободной, напряженной рукой», - писал о нем А. П. Чехов в одном из своих писем. В этом высказывании слово «напряженная» звучит как критика. Однако именно напряженность, сконцентрированность всех чувств в коротком промежутке времени и стиль, как бы аккомпанирующий этой ситуации, «несвободный», составляют всю прелесть рассказа.

«Ну, мне пора!» - говорит она и уходит. Он – следом. И, полные волнения, неосознанного страха друг перед другом, они едут к морю. «Мы быстро пошли по листьям и лужам, по какой-то высокой аллее к обрывам,» - читаем мы в конце третьей части рассказа. «аллее» - как будто бы символ будущих произведений, «Темных аллей» любви, да и слово «обрыв» словно олицетворяет собой все то, что должно произойти между героями. И действительно, в рассказе «Осенью» мы впервые видим любовь такой, какой она предстанет перед нами в поздних произведениях писателя, - вспышкой, озарением, шагом за край обрыва.

«Завтра я с ужасом вспомню эту ночь, но теперь мне все равно Я люблю тебя», - говорит героиня рассказа. И мы понимаем, что ему и ей суждено расстаться, но что оба они никогда не забудут этих нескольких часов счастья, что провели вместе.

Сюжет рассказа «Осенью» очень похож на сюжеты «Темных аллей», так же как и то, что автор не указывает имен ни героя, ни героини и что его характер едва намечен, в то время как она занимает основное место в рассказе. Это произведение объединяет с циклом «Темные аллеи» еще и то, как герой, а вместе с ним и автор, относится к женщине – трепетно, с восхищением: «она была несравненной», «ее бледное, счастливое и усталое лицо казалось мне лицом бессмертной». Однако все эти очевидные сходства являются не главным, что делает рассказ «Осенью» похожим на рассказы «Темных аллей». Есть нечто более важное. И это – то ощущение, которое вызывают эти произведения, ощущение зыбкости, быстротечности, но в то же время необыкновенной силы любви.

Глава 2. Любовь как роковое потрясение

Творчество И. А. Бунина 1920-х годов

Произведения о любви, написанные Иваном Алексеевичем Буниным с осени 1924 по осень 1925 («Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Дело корнета Елагина»), при всех бросающихся в глаза различиях объединены одной идеей, лежащей в основе каждого из них. Идея эта – любовь как потрясение, «солнечный удар», роковое чувство, приносящее вместе с минутами радости и огромные страдания, которое заполняет всё существование человека и оставляет в его жизни неизгладимый след. Такое понимание любви, вернее его предпосылки, можно увидеть и в ранних рассказах И. А. Бунина, например, в рассказе «Осенью», рассмотренном ранее. Однако по-настоящему тема роковой предрешенности и трагизма этого чувства раскрывается автором именно в произведениях 1920-х годов.

Герой рассказа «Солнечный удар» (1925), поручик, привыкший с легкостью относиться к любовным приключениям, знакомится на пароходе с женщиной, проводит с ней ночь, а утром она уезжает. «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара»,- говорит она ему перед тем, как уехать. Поручик «как-то легко» соглашается с ней, но, когда она уезжает, он понимает вдруг, что произошло не простое дорожное приключение. Это нечто большее, заставляющее чувствовать «боль и ненужность всей дальнейшей жизни без неё», без этой «маленькой женщины», так и оставшейся для него незнакомкой.

«Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», - прочитаем мы в конце рассказа, и станет понятным, что герой испытал сильное, всепоглощающее чувство. Любовь, Любовь с большой буквы, способную стать самым дорогим в жизни человека и одновременно его мучением, трагедией.

Любовь-мгновение, любовь-вспышку мы увидим и в рассказе «Ида», написанном также в 1925 году. Героем этого произведения является немолодой композитор. У него «коренастое туловище», «широкое мужицкое лицо с узкими глазами», «короткая шея» - образ вроде бы довольно грубого человека, не способного, на первый взгляд, на возвышенные чувства. Но это только на первый взгляд. Находясь в ресторане с друзьями, композитор ведет свой рассказ в ироничном, насмешливом тоне, ему неловко, непривычно говорить о любви, он даже приписывает произошедшую с ним историю своему приятелю.

Герой рассказывает о событиях, происходивших несколько лет назад. В доме, где живёт он с женой, часто бывала её подруга Ида. Она молода, симпатична, с «редкой гармоничностью и естественностью движений», живыми «фиалковыми глазами». Нельзя не отметить, что именно рассказ «Ида» можно считать началом создания И. А. Буниным полноценных женских образов. В этом коротеньком произведении отмечены как будто вскользь, между делом те черты, которые писатель превозносил в женщине: естественность, следование стремлениям своего сердца, откровенность в своих чувствах по отношению к себе и к любимому человеку.

Однако вернёмся к рассказу. Композитор вроде бы не обращает на Иду внимания и, когда однажды она перестаёт посещать их дом, не догадывается даже спросить о ней у жены. Через два года герой случайно встречает Иду на железнодорожной станции и там, среди сугробов, «на какой-то самой дальней, боковой платформе», она неожиданно признаётся ему в любви. Она целует его «одним из тех поцелуев, что помнятся потом не только до гробовой доски, но и в могиле», и уходит.

Рассказчик говорит, что встретив Иду на той станции, услышав её голос, «понимал только одно: то, что, оказывается, он уже много лет зверски любит эту самую Иду». И достаточно взглянуть на конец рассказа, чтобы понять, что герой любит её до сих пор, мучительно, нежно, тем не менее зная, что они не могут быть вместе: « композитор вдруг сорвал с себя шапку и что есть силы, со слезами закричал на всю площадь:

Солнце моё! Возлюбленная моя! Ура-а!»

И в «Солнечном ударе», и в «Иде» мы видим невозможность счастья влюблённых, своеобразную обречённость, рок, довлеющий над ними. Все эти мотивы есть и в двух других произведениях И. А. Бунина, написанных приблизительно в это же время: «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина». Однако в них эти мотивы как бы сконцентрированы, являются основой повествования и, в итоге, приводят героев к трагической развязке – смерти.

«Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно?» - писал И. А. Бунин и убедительно доказывал это в одном из своих писем: «Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству». Эти слова самого писателя могут как нельзя лучше показать идею таких его произведений как «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина», стать для них своеобразным эпиграфом.

Повесть «Митина любовь» была написана И. А. Буниным в 1924 году и стала ознаменованием нового периода в творчестве писателя. В этом произведении он впервые во всех подробностях рассматривает эволюцию любви своего героя. Как опытный психолог, автор фиксирует малейшие изменения чувства молодого человека.

Повествование строится лишь в небольшой степени на внешних моментах, основным является описание мыслей, чувств героя. Именно на них сосредоточено всё внимание. Однако иногда автор заставляет своего читателя как бы оглянуться вокруг, увидеть какие-то, на первый взгляд, незначительные, но характеризующие внутреннее состояние героя детали. Эта особенность повествования проявится во многих более поздних произведениях И. А. Бунина, в том числе и в «Тёмных аллеях».

Повесть «Митина любовь» рассказывает о развитии этого чувства в душе главного героя – Мити. Когда мы встречаемся с ним, он уже влюблен. Но любовь эта не счастливая, не беспечная, об этом говорит, на это настраивает самая первая строка произведения: «В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта». Как же объяснить эти слова? Может быть, за этим следует разлука героев? Вовсе нет. Они продолжают встречаться, но Мите «упорно кажется, что внезапно началось что-то страшное, что-то изменилось в Кате».

В основе всего произведения лежит внутренний конфликт главного героя. Возлюбленная существует для него как бы в двойном восприятии: одна – близкая, любимая и любящая, дорогая Катя, другая – «подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадающая с первой». Герой страдает от этого противоречия, к которому присоединяется впоследствии неприятие и той среды, в которой живет Катя, и атмосферы деревни, куда уедет он.

В «Митиной любви» впервые ясно прослеживается понимание окружающей действительности как основного препятствия на пути к счастью влюбленных. Пошлая артистическая среда Петербурга, с ее «фальшью и глупостью», под влиянием которой Катя становится «вся чужая, вся публичная», ненавистна главному герою, так же, как и деревенская, куда он хочет уехать, чтобы «дать себе отдых». Убегая от Кати, Митя думает, что может убежать и от своей мучительной любви к ней. Но он ошибается: в деревне, где всё казалось бы так мило, красиво, дорого, образ Кати преследует его постоянно.

Постепенно напряжение нарастает, психологическое состояние героя становится всё более невыносимым, шаг за шагом подводя его к трагической развязке. Финал повести предсказуем, но от этого не менее страшен: «Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что желая только одного -хоть на минуту избавиться от неё, он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжёлый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».

В ночь на 19 июля 1890 года в городе Варшаве в доме № 14 по Новгородской улице корнет гусарского полка Александр Бартенев выстрелом из револьвера убил артистку местного польского театра Марию Висновскую. Вскоре преступник сознался в содеянном и рассказал, что совершил убийство по настоянию самой Висновской, его возлюбленной. Эта история была широко освещена практически во всех тогдашних газетах, и И. А. Бунин не мог не слышать о ней. Именно бартеневское дело и послужило основой для сюжета рассказа, созданного писателем 35 лет спустя после этого события. Впоследствии (особенно это проявится в цикле «Темные аллеи») при создании рассказов И. А. Бунин также будет обращаться в к своим воспоминаниям. Тогда ему уже будет достаточно промелькнувшего в воображении образа, детали, в отличие от «Дела корнета Елагина», в котором писатель оставит героев и события практически неизменными, попытавшись, однако, выявить истинные причины поступка корнета.

Следуя этой цели, в «Деле корнета Елагина» И. А. Бунин впервые сосредоточит внимание читателя не только на героине, но и на герое. Автор подробно опишет его внешность: «человек маленький, щуплый, рыжеватый и веснушчатый, на кривых и необыкновенно тонких ногах», а также характер: «человек очень увлекающийся, но как будто всегда ожидавший чего-то настоящего, необыкновенного», «то бывал он скромен и застенчиво скрытен, то впадал в некоторую бесшабашность, браваду». Однако этот опыт оказался неудачным: сам автор хотел назвать свое произведение, в котором именно герой, а не его чувство занимает центральное место, «Бульварным романом» И. А. Бунин больше не будет возвращаться к такому типу повествования – в его дальнейших произведениях о любви, цикле «Темные аллеи» мы уже не увидим рассказов, где так подробно рассматривался бы духовный мир и характер героя – все внимание автора будет сосредоточено на героине, что и послужит поводом к признанию «Темных аллей» «вереницей женских типов».

Несмотря на то, что сам И. А. Бунин писал о «Деле корнета Елагина»: «Просто очень глупо и просто», - в этом произведении есть одна из мыслей, ставших основой сформировавшейся бунинской философии любви: «Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?» И действительно, среди всех последующих произведений И. А. Бунина мы не найдем ни одного, в котором бы герои пришли к счастливой совместной жизни не только в браке, но и в принципе. Цикл «Темные аллеи», считающийся вершиной творчества писателя, будет посвящен любви, обрекающей на страдания, любви как трагедии, и предпосылки к этому стоит искать, несомненно, в ранних произведениях И. А. Бунина.

Глава 3. Цикл рассказов «Темные аллеи»

Была чудесная весна,

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели

Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея

Н. Огарев «Обыкновенная повесть».

Эти строки, прочитанные некогда И. А. Буниным, вызвали в памяти писателя то, чем начинается один из его рассказов – русскую осень, ненастье, большую дорогу, тарантас и проезжающего в нем старого военного. «Остальное все как-то само сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно», - напишет И. А. Бунин о создании этого произведения, и эти слова можно будет отнести ко всему циклу, носящему так же, как и сам рассказ, название «Темные аллеи».

«Энциклопедия любви», «энциклопедия любовных драм» и, наконец, по словам самого И. А. Бунина, «самое лучшее и самое оригинальное», что он написал в жизни – все это о цикле «Темные аллеи». О чем же этот цикл? Какая философия лежит в его основе? Какие идеи объединяют рассказы?

Прежде всего, это образ женщины и ее восприятие лирическим героем. Женские характеры в «Темных аллеях» чрезвычайно многообразны. Это и преданные любимому «простые души», такие как Степа и Таня в одноименных произведениях; и смелые, уверенные в себе, подчас экстравагантные женщины в рассказах «Муза» и «Антигона»; и героини, богатые духовно, способные на сильное, высокое чувство, любовь которых способна подарить несказанное счастье: Руся, Генрих, Натали в одноименных рассказах; и образ мятущейся, страдающей, томящейся «какой-то печальной жаждой любви» женщины – героини «Чистого понедельника» Однако при всей их видимой чуждости друг другу, эти характеры, этих героинь объединяет одно – присутствие в каждой из них изначальной женственности, «легкого дыхания», как называл ее сам И. А. Бунин. Эта черта некоторых женщин была определена им еще в ранних произведениях таких, например, как «Солнечный удар» и сам рассказ «Легкое дыхание», о котором И. А. Бунин сказал: «Мы называем это утробностью, а я назвал легким дыханием». Как понимать эти слова? Что такое утробность? Естественность, искренность, непосредственность и открытость к любви, подчинение движениям своего сердца - все то, что являет собой вечную тайну женского обаяния.

Обращаясь во всех произведениях цикла «Темные аллеи» именно к героине, к женщине, а не к герою, делая ее центром повествования, автор, как и каждый мужчина, в данном случае лирический герой, пытается разгадать загадку Женщины. Он описывает множество женских характеров, типов, но вовсе не для того, чтобы показать, насколько они разнообразны, а для того, чтобы приблизиться, насколько это возможно, к тайне женственности, создать уникальную формулу, объяснявшую бы все. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю», - эти слова Флобера И. А. Бунин выписывает в свой дневник.

Писатель создает «Темные аллеи» уже на закате своей жизни - в конце 1937 (время написания появившегося первым рассказа цикла, «Кавказа») И. А. Бунину 67 лет. Он живет с Верой Николаевной в оккупированной фашистами Франции, вдали от Родины, от друзей, знакомых и просто людей, с которыми он мог бы поговорить на родном языке. Все, что остается у писателя – его воспоминания. Они помогают ему не только пережить еще раз то, что было тогда, давно, почти в прошлой жизни. Магия воспоминаний становится для И. А. Бунина новой основой для творчества, позволяя ему снова работать, писать, и тем самым давая возможность выжить в безрадостной и чужой ему обстановке, в которой он находится.

Практически все рассказы «Темных аллей» написаны в прошедшем времени, иногда даже с акцентом на этом: «В ту далекую пору он тратил себя особенно безрассудно» («Таня»), «Он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето» («Руся»), «В четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный» («Чистый понедельник») Значит ли это, что автор писал их «с натуры», вспоминая события собственной жизни? Нет. И. А. Бунин напротив всегда утверждал, что сюжеты его рассказов вымышлены. «В ней все от слова до слова выдумано, как и во всех почти моих рассказах, и прежних, и теперешних», - рассказывал он о «Натали».

Зачем же тогда нужен был этот взгляд из настоящего в прошлое, что автор хотел показать этим? Наиболее точный ответ на этот вопрос можно найти в рассказе «Холодная осень», повествующем о девушке, проводившей своего жениха на войну. Прожив долгую, трудную жизнь после того, как она узнала, что ее любимый погиб, героиня говорит: «А что же все-таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер. остальное ненужный сон». Истинная любовь, истинное счастье – лишь мгновения в жизни человека, но они способны озарить его существование, стать самым главным и важным для него и, в конечном итоге, значить больше, чем вся прожитая жизнь. Именно это и хочет донести до читателя И. А. Бунин, показывая в своих рассказах любовь как то, что уже стало частицей прошлого, но оставило в душах героев неизгладимый след, как зарница осветило их жизнь.

Смерть героя в рассказах «Холодная осень» и «В Париже»; невозможность быть вместе в «Русе», «Тане»; смерть героини в «Натали», «Генрих», рассказе «Дубки» Практически все рассказы цикла, за исключением произведений почти бессюжетных, таких как «Смарагд», говорят нам о неизбежности трагического финала. И причина этого состоит вовсе не в том, что несчастье, горе более разнообразно в своих проявлениях, в отличие от счастья, и, следовательно, писать о нем «интереснее». Вовсе нет. Длительное, безмятежное существование влюбленных вместе в понимании И. А. Бунина уже не является любовью. Когда чувство обращается в привычку, праздник – в будни, волнение – в спокойную уверенность, исчезает сама Любовь. И, чтобы не допустить этого, автор «останавливает мгновение» на высшем взлете чувств. Несмотря на разлуку, горе и даже смерть героев, кажущиеся автору менее страшными для любви, чем будничность и привычка, И. А. Бунин не устает повторять, что любовь – это величайшее счастье. «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» - говорит Натали, пережившая измену любимого и долгую разлуку с ним.

«Натали», «Зойка и Валерия», «Таня», «Галя Ганская», «Темные аллеи» и еще несколько произведений – вот, пожалуй, все рассказы из тридцати восьми, в которых главные герои: он и она – имеют имена. Это связано с тем, что автор хочет акцентировать внимание читателя прежде всего на чувствах, переживаниях героев. Внешние факторы, такие как имена, биографии, иногда даже то, что происходит вокруг, опускаются автором, как ненужные детали. Герои «Темных аллей» живут, захваченные своим чувством, ничего не замечают вокруг. Разумное теряет всякое значение, остается только подчинение чувству, «недумание» Под такое повествование как бы подстраивается и сам стиль рассказа, давая нам почувствовать иррациональность любви.

Детали, такие как описание природы, черт внешности героев, того, что называют «фоном повествования», все же присутствуют в «Темных аллеях». Однако они опять же призваны обратить внимание читателя на чувства героев, дополнить картину произведения яркими штрихами. Героиня рассказа «Руся» прижимает к груди картуз репетитора своего брата, когда они едут кататься на лодке, со словами: «Нет, я его буду беречь!» И это простое, откровенное восклицание становится первым шагом на пути к их сближению.

Во многих рассказах цикла, таких, например, как «Руся», «Антигона», «В Париже», «Галя Ганская», «Чистый понедельник», показано окончательное сближение героев. В остальных же оно в той или иной степени подразумевается: в «Дурочке» говорится о связи сына дьякона с кухаркой и о том, что он имеет от нее сына, в рассказе «Сто рупий» женщина, поразившая своей красотой рассказчика, оказывается продажной. Именно эта особенность бунинских рассказов и послужила, вероятно, поводом для отождествления их с юнкерскими поэмами, «литературой не для дам». И. А. Бунина обвиняли в натурализме, эротизации любви.

Однако, создавая свои произведения, писатель просто не мог ставить себе целью сделать образ женщины как предмета желания приземленным, упростить его, превратив тем самым повествование в вульгарную сценку. Женщина, как и женское тело, всегда оставались для И. А. Бунина «дивным, несказанно прекрасным, совершенно особенным во всем земном». Поражая своим мастерством художественной выразительности, И. А. Бунин балансировал в своих рассказах на той едва уловимой границе, где истинное искусство не снижается даже до намеков на натурализм.

Рассказы цикла «Темные аллеи» заключают в себе проблему пола потому, что она неотделима от проблемы любви в целом. И. А. Бунин убежден, что любовь – союз земного и небесного, тела и духа. Если же разные стороны этого чувства сосредоточены не на одной женщине (как практически во всех рассказах цикла), а на разных, или же присутствует только «земное» («Дурочка») или только «небесное», это ведет к неизбежному конфликту, как, например, в рассказе «Зойка и Валерия». Первая, девочка-подросток, является предметом желания героя, вторая же, «настоящая малороссийская красавица», холодная к нему, недоступная, вызывает страстное обожание, лишенное надежды на взаимность. Когда же Валерия из чувства мести к отвергшему ее мужчине отдается герою, и он понимает это, в его душе разражается давно назревший конфликт двух любовей. «Он решительно понесся, колотясь по шпалам, под уклон, навстречу вырвавшемуся из-под него, грохочущему и слепящему огнями паровозу», - читаем мы в конце рассказа.

Произведения, включенные И. А. Буниным в цикл «Темные аллеи», при всей их непохожести, разнородности на первый взгляд, ценны именно тем, что при прочтении они образуют, как разноцветные плитки мозаики, единую гармоничную картину. И эта картина изображает Любовь. Любовь в ее цельности, Любовь, идущую рука об руку с трагедией, но являющую собой одновременно великое счастье.

Заканчивая разговор о философии любви в произведениях И. А. Бунина, хочется сказать, что именно его понимание этого чувства наиболее близко мне, как, думаю, и многим современным читателям. В отличие от писателей романтизма, преподносивших читателю только духовную сторону любви, от последователей идеи связанности пола с Богом, таких как В. Розанов, от фрейдистов, ставивших в вопросах любви на первое место биологические потребности человека, и от символистов, преклонявшихся перед женщиной, Прекрасной Дамой, И. А. Бунин, на мой взгляд, был наиболее близок пониманию и описанию любви, реально существующей на земле. Как истинный художник, он смог не только представить читателю это чувство, но и указать в нем на то, что заставляло и заставляет многих говорить: «Кто не любил, тот не жил».

Путь Ивана Алексеевича Бунина к собственному пониманию любви был долог. В его ранних произведениях, например, в рассказах «Учитель», «На даче», эта тема практически не разрабатывалась. В более поздних, таких как «Дело корнета Елагина» и «Митина любовь», он искал себя, экспериментировал со стилем, манерой повествования. И, наконец, на завершающем этапе своей жизни и творчества создал цикл произведений, в котором выразилась его уже сформировавшаяся, цельная философия любви.

Пройдя довольно длинный и увлекательный путь исследования, я пришла в своей работе к следующим выводам.

В бунинской трактовке любви это чувство представляет собой прежде всего необыкновенный взлет эмоций, вспышку, зарницу счастья. Любовь не может длиться долго, именно поэтому она неизбежно влечет за собой трагедию, горе, разлуку, не давая возможности будням, повседневности и привычке разрушить себя.

И. А. Бунину важны именно мгновения любви, моменты ее наиболее сильного выражения, поэтому писатель использует для своего повествования форму воспоминаний. Ведь только они способны скрыть все ненужное, мелкое, лишнее, оставив лишь чувство - любовь, озаряющую своим появлением всю жизнь человека.

Любовь по И. А. Бунину - нечто, не поддающееся рациональному осмыслению, оно непостижимо, и ничто, кроме самих чувств, никакие внешние факторы для неё не важны. Именно этим можно объяснить то, что в большинстве произведений И. А. Бунина о любви герои лишены не только биографий, но даже имен.

Образ женщины является центральным в поздних произведениях писателя. Она представляет для автора всегда больший интерес, чем он, на ней сосредоточено все внимание. И. А. Бунин описывает множество женских типов, пытаясь постичь и запечатлеть на бумаге тайну Женщины, ее очарование.

Говоря слово «любовь», И. А. Бунин имеет в виду не только духовную и не только физическую ее сторону, а их гармоничное сочетание. Именно такое чувство, соединяющее в себе оба противоположных начала, может, по мнению писателя, подарить человеку истинное счастье.

Рассказы И. А. Бунина о любви можно было бы анализировать бесконечно, так как каждый из них представляет собой произведение искусства и по-своему уникален. Однако целью моей работы было проследить формирование бунинской философии любви, увидеть, как шел писатель к своей главной книге «Темные аллеи», и сформулировать концепцию любви, нашедшую свое отражение в ней, выявив общие черты его произведений, какие-то их закономерности. Что я и попыталась сделать. И надеюсь, что у меня это получилось.