Психология

Как выбрать кисти для рисования картин по номерам. Создаём базовый набор кистей для рисования в Фотошоп

Акварельная Кисть - это один из главных инструментов художника. Она продолжение руки, которая способна выводить гениальные мазки на полотне. Какую бы кисть вы не купили, дорогую или не очень, удобство ее использования зависит только от вас самих. Даже с самой дорогой кистью можно почувствовать себя несчастливым художником. Поэтому важно правильно выбрать «свою» кисть.

Кисточки отличаются по форме и толщине кисти, а также по цене. Каждая кисть предназначается для определенного стиля в рисовании. Чтобы выбрать хорошую кисть, необходимо знать, для каких целей она нужна. Каждая кисть создает свой неповторимый рисунок на холсте.

Какую акварельную кисть выбрать для рисования

Художник выбирает качественную кисть средней и высокой стоимости, которые продаются в специализированных художественных магазинах.

Качественная кисть должна обладать следующими характеристиками:

1. Четкая форма , которая должна держаться как в сухом, так и в мокром виде. Плоские кисти имеют ровную форму, а круглые кисти напоминают форму иголки. Волоски не должны выбиваться из пучка и быть идеально ровными. Проверить четкость формы очень легко. Для этого кисть опускаем в воду, а потом делаем движение рукой, стряхивая эту воду. Форма кисти должна быть правильной, а волоски не выбиваться.

2. Емкость кисточки должна быть большой, чтобы удерживать краску или воду. Но стоит отметить, что кисти одинакового объема и типа, могут иметь разный объем удерживания жидкости. Это зависит от качества и типа волоса. Например, толстая кисть из натурального волоса удерживает больше краски, чем такая же кисть из синтетического волокна. От объема кисти зависит длинна мазка и чем он больше, тем длиннее мазок.

3. Равномерность нанесения мазка . Это означает, что кисточка с краской под углом 45 градусов и при мягком давлении должна рисовать непрерывно. При проведении линии кисточка не должна делать пропуски или оставлять на полотне капли краски. Такие недочеты имеются у сухой или переполненной краской кисточки. Кроме того, этот недостаток встречается у любой кисточки, если использована разбавленная краска. Качественная кисть не будет допускать погрешностей в виде белых пятен и капель краски.

Стоит отметить, что плотность мазка по длине и ширине должна оставаться одинаковой. Исключение составляет использование слабо разведенной краски или когда она закончилась на кисти.

4. В зависимости от наклона кисти (вертикальное положение или под плоским углом относительно к бумаге) и степени нажатия на кисть (сильнее или слабее) регулируется толщина мазка и количество краски, наносимое на бумагу. Например, при вертикальном расположении кисти мазок становится толстым с большим количеством краски, а при параллельном - сухим и резким.

5. Удерживание влаги . Качественная кисть при полном объеме краски не должна капать на холст. Она должна впитывать всю жидкость.

6. Четкие линии. Контур, который проводится кончиком кисточки, должен быть четким, тонким и одинаковым. Если делаются штрихи, то они также должны быть идентичными. Изменяется толщина линий или штрихов только при изменении количества краски, степени нажима и скорости нанесения мазка.

7. Уровень упругости волосков кисти позволяют двигаться им вместе и двигаться в заданном направлении. По завершению нанесения мазков кисть должна принять прежнюю форму.

8. Несмотря на то, что существует множество видов кистей, одна кисть может выполнять несколько разных типов мазков. Это зависит от угла наклона кисти, количества краски и бумаги.

9. Ручка кисти должны быть удобной - не слишком толстой, но и не слишком тонкой. Она должна быть удобной для руки.

10. У качественной кисти волоски не грубые, а их толщина пропорциональна размеру пучка, т.е. чем тоньше волоски, тем меньше пучок, форма слегка выпуклая. При выборе кисти стоит внимательней изучить пучок у колонковых и соболиных кистей. У них по краям расположен более мягкий, короткий и гибкий волос по сравнению со срединой. По цвету трудно определить качество кисти, т.к. они могут быть окрашены. Поэтому главное чтобы волоски имели глянцевый, чистый и здоровый внешний вид. Кончики могут быть немного темнее основания. Главное чтобы не было пятен. Кроме того, качественные волоски не имеют повреждений и изгибов. Волосяной пучок хорошо держит форму, как в мокром, так и в сухом виде.

11. На кисточке не должно оставаться краски после использования. Для этого она промывается под водой и вытирается насухо салфеткой. На кисточке после таких процедур не должно остаться краски, а волосы стать чистыми и не окрашенными.

12. Ручка на кисточке изготовляется из дерева, главным врагом которого считается вода. У качественной кисти этой проблемы нет. Деревянная ручка не поддается деформации после использования воды, металлическая обойма не ржавеет, а лаковое покрытие не трескается.

13. Качественное изготовление кисти не приводит к выпадению волосинок во время мытья или рисования. Это допустимо только в беличьих кисточках или в кисточках китайского производства, но не в больших количествах.

14. Кисть должна выдерживать частое использование. Хорошая искусственная кисть служит шесть месяцев, а натуральная два года. При этом на протяжении всего времени использования она сохраняет свою форму и упругость.

Какую акварельную кисть выбрать - дорогую или дешевую

В арсенале настоящего художника должны быть и дорогие и дешевые кисти. Дорогие кисти служат достаточно долго. Дешевые кисти помогают выполнять жесткие приемы в рисовании и при этом сохранять другие кисти.

К сожалению, выбрать кисть, которая соответствовала всем вышеперечисленным критериям достаточно трудно. В какой-то кисти ярко выражены одни критерии, а в какой-то другие. Колонковые и соболиные кисти ценятся намного выше, чем синтетические и беличьи.

Чтобы понять какая кисть лучше, достаточно сравнить ее с такими же кистями в магазине и со своей старой кистью. При нанесении мазка новой и старой кистью разница будет заметна.

Какие кисти для рисования должны быть у художника

Для художника существует базовый набор кистей, куда входя следующие виды:

  • маленькая и средняя круглая соболиная кисть,
  • большая соболиная кисть,
  • маленькая плоская синтетическая,
  • большая плоская натуральная кисть,
  • средняя беличья кисть
  • губка.

Каждая из этих кистей предназначена для выполнения определенных работ в рисовании (обведения контура, размывки, мазков, лессировки и т.д.)

Какого размера кисточки выбрать

Почему мы не указали размеры кистей? Потому что размер кисти зависит от стиля рисования и размера бумажного полотна. Кроме того, не обязательно использовать кисточку для указанных стилей рисования. В художественной школе существуют стили рисования, в которых применяются кисточки из других стилей. Например, в стиле «черта и всплеск», который присущий художникам 30-х годов 20 ст., используются для всех целей большие кисточки.

Какая кисть лучше - синтетическая или натуральная

Многие начинающие художники предпочитают сначала использовать синтетические кисточки, потому что они не дорогие, а по качеству могут быть достаточно не плохими. Но проходит время и приходится покупать кисточки с натуральным волокном. Разница между кисточками чувствуется сразу. Поэтому рекомендуем с самого начала покупать натуральные кисти. Во-первых, натуральные кисти способствуют развитию опыта. Во-вторых, опыт приобретается быстро. В-третьих, стоимость кисточек компенсируется полностью.

Многие художники рекомендуют сначала попробовать рисовать синтетическими кистями, чтобы, когда в руках оказалась кисть с натуральным волосом, человек почувствовал разницу и оценил ее. Если использовать в самом начале кисточки с натуральным волосом, то художник не будет этого ценить и понимать, почему для некоторых его товарищей кисточка, цениться как золото.

Еще одно преимущество натуральной кисти состоит в том, что одной кисточкой можно выполнять разные виды работ. Все благодаря тому, что кисть способна удерживать достаточно много жидкости по сравнению с синтетической «подругой». С помощью одной кисточки получается наводить тоненький контур и делать выразительные мазки. Поэтому, опытный художник в своем арсенале имеет 2-3 кисточки и ему этого достаточно. При этом начинающий мастер имеет целый набор кистей, но со временем, поменяв не один десяток кистей, он поймет преимущество натуральной кисти и станет использовать минимальное количество кистей.

Запомните - использование той или иной кисти зависит от стиля рисования, эффектов, которых необходимо добиться и опыта.

Где купить хорошие кисточки для рисования

Когда с типом и размеров кистей определились можно приступить непосредственно к их покупке.

Есть два варианта покупки кистей - заказать по интернету или купить в магазине. Первый вариант выгоден тем, что не надо искать художественный магазин в городе, а сделать это все быстро, не выходя из дома. После доставки, кисти протестировать и если они не подойдут вернуть заказ назад. Настоящий художник прибегает ко второму варианту - ищет художественный магазин, где можно подобрать кисти и другие необходимые инструменты для рисования. К сожалению, найдя подходящую кисть, протестировать ее не получится. В магазинах продавцы не разрешают мочить кисти, а многие из них оказываются запечатанными в плотной оболочке крахмала или гуммиарабика. Поэтому единственный способ проверить кисть - провести кисточкой по тыльной стороне ладошки и поверить своим ощущениям. Брать руками кисточку за ворс нельзя, т.к на волосках остается грязь и жир, что ухудшает ее качества.

Сначала можно приобрести одну или две понравившиеся кисточки. Если после их использования вам понравился результата, тогда можно купить новые кисти. Если не понравились, тогда старые используем для лессировки, а в магазин идем выбирать новые кисточки.

Выбирая кисточки незабываем о том, что это основной инструмент художника.

Интернет-издание " "

Собираетесь заняться рисованием, но не знаете, какую кисть выбрать? Для художественного отображения существуют различные кисти для рисования . Рассмотрим каждую по отдельности.

Кисть белка

Для создания кисти используется ворс белки. Сама кисть выходит достаточно мягкой, а при использовании не утрачивает форму пучка. Преимущественно такая кисть удобна для рисования акрилом, темперой и гуашью. Ею очень удобно наносить краску на фарфоровые изделия, а также применять для росписи фаянса. Но такие кисти не долговечны, при использовании не по назначению — ворс начнет выпадать, и кистью будет тяжело сделать красивый мазок. В прочем, можно продлить функциональность художественного инструмента, если уход за ним будет предельно бережным.

Кисть колонок

Сделать такую кисть можно из ворса зверьков рода куньих. Рисовать ею можно что угодно, она универсальна. Кисть колонок пригодна для рисования акварелью, так же как и для создания картины гуашью. Такая кисть – средней жесткости, за счет чего является более износостойкой, нежели кисть белки, однако и ухаживать за ней труднее, краска из волокон вымывается не сразу.

Кисть соболь

Кисти для рисования , сделанные из ворса соболя, считаются лидерами среди остальных художественных инструментов.

Во-первых – она невероятно мягкая, благодаря чему ею очень удобно рисовать.

Во-вторых – она прослужит достаточное количество времени по сравнению с вышеописанными кистями, ею хоть дом разрисовывай – не потреплется.

В-третьих – кисточка из соболя позволяет рисовать достаточно тонкие штрихи, чем не может похвастаться «белка». Да и подходит она для работы с любой краской.

Кисть из щетины

Для создания такой кисти для рисования берется самая настоящая щетина свиньи, что интересно: не какой-нибудь, а той, которая обитает в Китае. Понятно, что такой кистью письмо не напишешь, мелкие штрихи не закрасишь, да и акварелью не порисуешь толком. Она очень жесткая, но именно её предпочитают художники. Такая кисть прекрасна для рисования на холсте.

Синтетическая кисть

Синтетические кисти для рисования делают из ненатурального ворса. Чаще средней жесткости. Обладает прекрасной эластичностью, но при этом никогда не может иметь заостренное окончание, вследствие чего такой кистью затруднительно нарисовать тонкую линию. Кисточку можно встретить достаточно часто, ею рисуют большинство школьников. Хорошо используется при рисовании обычной акварелью, гуашью.

В целом: кисти бывают разные, но каждый художник сможет подобрать себе кисть, которая поможет ему создать новый шедевр.

Видео на тему

Как выбрать кисти для рисования

Как выбрать кисти для масляной живописи

Рисование – довольно интересное и увлекательное хобби, но, если хочется достичь в нем по-настоящему серьезных успехов, нельзя пренебрегать никакими деталями.

Для детского творчества родители обычно в первую очередь подбирают краски, но огромное влияние на качество реализации творческих замыслов имеют кисти.



Виды и их назначение

Кисти бывают самыми разными, но профессиональные модели малышу вряд ли понадобятся на этапе обучения. Обратить внимание стоит на художественные кисточки относительно небольшого размера – такие продаются в любом магазине товаров для творчества. Все части кисточки имеют большое значение, но принципиальную важность имеют характеристики волосяного пучка, с помощью которого краска и наносится на раскрашиваемую поверхность.

Максимальное значение имеют размер и форма, ведь маленькими кистями намного проще прорисовывать тонкие детали, а большие лучше подходят для тонировки крупных областей.

Трафаретная кисть отличается даже такими деталями, как отсутствие острых окончаний у волосков – они плоские и тупые, благодаря чему окрашивание фигур через трафарет получается более быстрым и однотонным. Для прямого нанесения краски на рисунок иногда по аналогии с кистями используют даже спонжи.




Важная роль отводится и выбору конкретного материала для волосяного пучка – от этого зависит удобство работы с конкретным видом красок, а также долговечность изделия. Для серьезных художественных потребностей лучше приобретать не одну кисточку, и даже не пару-тройку, а целый набор.

Цоколь кисти может показаться примитивным, но от него также зависит, насколько хорош данный инструмент. Он должен надежно соединять между собой ручку и волосяной пучок – от этого зависит срок эксплуатации кисточки. Шов на поверхности цоколя может процесс рисования сделать менее удобным, поэтому лучше, чтобы его не было.

Даже к рукоятке выдвигаются определенные требования. В первую очередь, ее поверхность должна быть гладкой – это позволит не натереть и не поцарапать руку даже при огромном количестве времени, посвященного любимому занятию. Кроме того, длина ручки подбирается таким образом, чтобы держать инструмент в руках было максимально удобно для ее будущего владельца.

Для каких красок используются?

Различные параметры волосяного пучка можно выбирать по собственному усмотрению, однако профессиональные художники давно выработали общие рекомендации по выбору кисти для каждого вида красок, благодаря чему лучше раскрывается палитра, и четче прорисовываются детали.

Например, для масляных красок предпочитают кисти из натуральной свиной щетины, способные впитывать краску. Допустима также шерсть мангуста, кроме самых жестких ее разновидностей.

В нашей стране в качестве материала часто используется и барсуковый волос. Синтетика традиционно считается менее качественным заменителем натурального сырья, однако кисточка на основе нейлона относится к редким исключениям из правил, позволяющим писать маслом без потери качества.

Для красок на водной основе подбор кисти будет более прост, но и здесь нужно учесть некоторые особенности. Например, шерсть белки отлично подходит для рисования акварелью, а синтетика не подойдет (зато она считается идеальным выбором при рисовании акриловыми красками).

Материал изготовления

Материалы различаются по впитыванию краски и жесткости, что не может не сказываться на конечном результате. На сегодняшний день существует не менее десятка разных материалов, и почти каждая разновидность имеет свои преимущества:

  • Наиболее универсальным вариантом является кисть из колонка, которая широко используется профессионалами своего дела, однако для детей такой продукт покупают редко – слишком уж дорого стоит.
  • Беличья шерсть – оптимальный вариант для рисования акварельными красками, а потому является одним из лидеров в сфере детского творчества.


  • Пони – еще одно животное, дающее недорогую шерсть, хорошо подходящую для рисования. В целом этот материал также довольно универсален, но по сравнению с колонком несколько уступает в качестве.
  • Для масляной краски так и не придумали ничего лучше, нежели свиная щетина.
  • Барсучья шерсть считается неплохим вариантом практически для всех видов краски при условии достаточно жидкой консистенции.




  • Шерсть соболя достаточно универсальна и подходит для всех видов красок, но ее не используют для прорисовки мелочей, и стоит такой инструмент очень дорого.
  • Искусственные материалы не очень популярны среди профессионалов и используются в большей степени для красок на акриловой основе, однако нейлоновые кисти выбиваются из этого ряда, поскольку позволяют писать картины маслом.
  • Необычные варианты, такие, как резиновые или силиконовые кисточки, могут давать совершенно новый, ни на что не похожий эффект, что активно используется современными художниками, но может только помешать ребенку в процессе обучения рисованию.




Размеры

Если родители собрались покупать маленькому ребенку, делающему лишь первые шаги в рисовании, всего одну кисточку, лучше остановиться на усредненном по форме и размеру варианте из универсального материала, такого, как шерсть пони.

Однако для серьезных занятий живописью нужны кисти с разными размерами. Составляя собственный набор, нужно помнить, что рисовать придется и маленькие детали, и крупные однотонные, поэтому в минимальный комплект должна входить хотя бы одна большая и одна маленькая кисть.



Серьезные преподаватели по рисованию обычно сразу говорят своим ученикам, какими инструментами тем стоит обзавестись для достижения ожидаемого результата. Кисти они обычно называют номерами – например, «круглая №3». Теоретически это означает, что нужна любая кисть с округлым волосяным пучком диаметром в 3 миллиметра, если только преподаватель не назвал конкретное название вместе с брендом.

В случае, когда форма кисти отличается от той, для которой уместно понятие диаметра, номер чаще всего указывает ширину волосяного пучка.

При этом следует учитывать, что нумерация активно используется не только в разговорной речи людей, близких к живописи, но и самими производителями кистей, и тут-то кроется подвох. Хотя количество миллиметров измерить несложно, в разных коллекциях одного производителя стандарты измерений могут отличаться.


Формы

Мастерство художника заключается не в том, чтобы одной и той же кистью нарисовать весь мир вокруг, а в том, чтобы уметь подобрать максимально подходящий инструмент для передачи каждого отдельного предмета. Это – еще одна причина, почему для достижения успехов в живописи нужна не одна кисточка, а целый набор.


Профессиональные художники используют основные виды формы волосяного пучка следующим образом:

  • Круглая кисть – наиболее часто встречающийся вариант, который многие родители приобретают и для своих детей. Подобный инструмент оптимален для закрашивания ярким цветом небольших деталей – для так называемого «точечного» рисунка. Для техники рисования гуашью такой инструмент смело может считаться основным.
  • Плоские кисти отличаются несколько сплющенной формой волосяного пучка, благодаря чему напоминают своим видом язык. Такое расположение щетинок делает весь пучок более эластичным, упрощая продолжительные касательные движения, поэтому эта разновидность тоже используется весьма часто – например, для раскрашивания крупных объектов картины.



  • Кисти под названием «флейц» также очень тонкие, но при этом они намного шире, чем-то напоминают расческу и малярную кисточку. Их использование ограничено масштабной живописью, ими рисуют преимущественно при использовании акварели и гуаши.
  • Шрифтовые и линейные кисти отличаются крайне малой площадью волосяного пучка, сведенного до размера маленькой круглой точки, а различие между ними заключается в том, что у первой разновидности щетинки значительно длиннее. Такая конструкция помогает прорисовывать тонкие линии и выписывать изысканные узоры, а также больше всего подходит для обучения каллиграфии.
  • Веерные кисточки можно было бы отнести к плоским, если бы не одно «но»: их щетинки расставлены в форме веера, то есть общее окончание волосяного пучка выглядит не как прямая линия, а как округлость, у которой поверхности холста гарантированно будет касаться только центр, а фланги – лишь при более сильном нажатии. Такая хитрость используется теми художниками, кто стремится уменьшить контрастность между деталями рисунка и обеспечить более плавный переход цветов.




Другие характеристики

Среди прочих мелких характеристик, влияющих на конечный результат, в первую очередь стоит выделить твердость.

Отдавать предпочтение лучше более мягким материалам , поскольку эластичные щетинки лучше чувствуют мельчайшие изменения положения руки и позволяют вырисовывать малейшие детали.

Жесткая щетина при сильном нажатии способна даже немного портить бумагу, на которой появится рисунок, и, хотя некоторые современные художники используют это как еще один художественный прием, детям такая особенность вряд ли понадобится.



Раз речь идет именно о детском творчестве, не стоит игнорировать прочность изделия: некачественное изделие может быстро сломаться пополам, а щетинки – с легкостью выдернуться из цоколя. Детский инструмент должен быть готов выносить испытания такого рода или хотя бы быть достаточно дешевым, чтобы его потенциальная замена не выглядела проблемой для родительского кошелька.

Какие лучше выбрать?

Если ребенок уже достиг относительных успехов в рисовании, выбор профессиональных инструментов лучше доверить самому малышу, ведь только он знает, в чем испытывает потребность.

Но большинство родителей, покупая кисточки, делает это для детишек, еще не умеющих рисовать, поэтому выбор приходится делать самостоятельно. Учитывая, что взрослые зачастую и сами не имеют прямого отношения к живописи, задача только усложняется.

Минимальный набор для рисования должен состоять хотя бы из двух кисточек, одна из которых будет маленькой, для прорисовывания контуров и мелких деталей, а другая – большой, для зарисовки поверхностей.



Если кистей всего две, то материал их лучше подбирать одинаковым, в идеале – универсальным, подходящим для разных красок. В случае с обучением детей идеальной «кандидатурой» выглядит шерсть пони. Однако все эти рассуждения уместны лишь в том случае, если уроки рисования малыш берет в рамках программы общеобразовательной школы, для любых более серьезных курсов понадобится более масштабный набор.

Выбор материала здесь будет зависеть еще и от типа красок, и от типа основы для рисунков, поэтому для рисования на холсте могут лучше подойти особые кисти – не такие, как для рисования по ткани. При выборе кистей для дополнительных занятий вопрос о конкретных моделях лучше задать учителю.

В последнее время модным трендом стало и искусство каллиграфии, которому сегодня в нашей стране учат даже детей. Тут с выбором кистей, конечно, немного проще: для них главным фактором выбора является минимальный размер пучка при высокой густоте щетинок и их достаточной мягкости.

Полезные мелочи

Большинство людей считает, что для рисования достаточно красок, кисточки, альбома и стаканчика с водой для ополаскивания щетинок. Профессионалы из мира искусства смогут назвать несколько десятков различных предметов, которые не являются строго обязательными для создания шедевра, но могут несколько упростить и сделать более приятным сам процесс творчества.

Например, для детских кисточек очень полезным дополнением мог бы стать специальный чехол или футляр. Он убережет сам инструмент от поломки, излишней растрепанности пучка и загрязнений, а портфель изнутри и вещей в нем – от краски, если ребенок забудет ее смыть.

Если же кистей в арсенале малыша довольно много, есть смысл подарить упаковку для целого набора – такие пеналы позволят малышу быстро найти кисти в сумке.



Не испачкать в процессе рисования стол поможет специальная подставка для кистей. Она позволяет сохранить на щетине правильно намешанный цвет, который пока не нужен, и при этом не испачкать им все вокруг.

При рисовании акриловыми красками очень удобно пользоваться кистемойкой, при использовании которой кисти будут всегда в подвешенном состоянии – так ворс не будет касаться дна и не испортится.


И начинающий маленький художник, и именитый мастер знают, что основные инструменты для рисования - кисти, краски, карандаши и бумага. Конечно, от бумаги многое зависит. Например, для рисования акварельными красками необходимо

выбирать специальную бумагу разной плотности и определенной текстуры: гладкую или фактурную, толстую или шероховатую.

Но в первую очередь необходимо правильно выбрать кисти. Все кисти, используемые для рисования, различаются по виду, типу и размеру.

Профессиональные художники пользуются круглыми, плоскими и овальными кистями. Круглые кисточки для рисования являются основным инструментом. Они необходимы для того, чтобы наносить большие объемы краски. Желательно под рукой иметь круглые кисти размером 8, а для очень больших картин - 10 и 12.

Плоская кисть нужна для смачивания бумаги водой. Художники-мастера используют кисти от 0,5 до 1 дюйма. У них в запасе всегда есть и плоские кисти из синтетических волокон с поворачиваемым концом для очистки, царапания, полирования или других действий.

Овальные кисточки для рисования помогут прорисовать все детали на больших

Форматах. Ими хорошо добавлять большое количество краски или воды на бумагу. Но если рисунок наносится на маленькую поверхность, такая кисточка может и не пригодиться.

В добавление к основному всегда надо иметь в своей коллекции для выполнения определенных задач тонкие кисти для рисования аккуратных линий и деталей рисунка. И еще широкие трехдюймовые кисти, очень удобные для рисования на бумаге большого формата.

Настоящие, качественные кисти изготавливают из ворса животных и выбирают их в зависимости от того, чем выполняется рисунок - маслом, акварелью или гуашью. Свойства и качество щетины являются основным критерием выбора.

Наиболее распространены кисточки для рисования из ворса белок. Именно из него получаются самые мягкие и гладкие кисти, используемые для Для масляной живописи они совершенно не подходят, так как от растворителя сразу начнут вылезать и скоро придут в негодность. Они быстро истираются, но при правильном уходе послужат долго. Похожи по своим свойствам на беличьи кисти из куницы, правда, в продаже они встречаются редко.

Шерсть колонка идеально подходит для кисточек. Она намного дольше стирается, почти не вылезает, немного жестче и тверже беличьей. Такой кисточкой можно рисовать не только акварелью, но и маслом. Упругая кисть идеальна для проведения ровных и четких линий, а также для графики и каллиграфии.

Но лучшим

и считаются кисточки для рисования из ворса соболя. Говорят, одной такой кистью можно и храм расписать, и дальше продолжать работать. Она практически не стирается, не лезет, мягкая, но в тоже время достаточно упругая, хорошо держит тонкие четкие линии, но и в других техниках позволяет работать. Один ее недостаток - слишком высокая цена, поэтому даже у профессионального художника она встречается крайне редко.

Есть еще кисти из щетины, из шерсти козы, собаки, синтетические и другие. Однако в живописи они обычно мастерами не используются, а для детей - не рекомендуются.

Рисование - один из самых увлекательных и многообразных видов творчества. Рисовать можно не только красками и карандашами, гуашью или фломастерами. Помимо классического рисования кистью можно использовать и другие инструменты.

Для маленьких детей будут интересны такие необычные виды рисования, как рисунок молоком, симметричный или точечный. А сколько радости вызовет кляксография или воскография! Можно создавать картину брызгами, ладошками или с помощью дырокола. Главное, чтобы такое «рисование» приносило радость, развивало воображение, будило фантазию. И, кто знает, может из такого маленького «художника» когда-нибудь вырастет профессионал.

Прежде чем приступить к описанию различных видов художественных материалов и их особенностей, хочу уделить внимание главному инструменту художника: кисти.

Я расскажу какие формы и виды кистей бывают, для чего и в каких случаях они применяются, как правильно выбирать кисть при покупке и как правильно ухаживать за кистями. Главный инструмент художника, при работе с большинством художественных материалов - это кисть. Если вы решили заняться творчеством не на один день, то кисти лучше приобретать хорошего качества (это касается кистей при использовании любого художественного материала).

Кисть состоит из трех частей: деревянная ручка (бывает и пластмассовая, но лучше брать с деревянной), металлическая обойма (капсюля, цоколь) и волосяной пучок. Волосяной пучок - рабочая часть кисти может состоять из различного вида волос - синтетических или натуральных, собранных в различные формы и размеры. Обойма служит для придания формы и сохранности пучка и соединения его с ручкой кисти. Чаще изготавливается из металла. Цельнотянутые обоймы (без шва, наиболее удобны).

На что нужно обращать внимание чтобы самому правильно выбрать кисть:

Цоколь на деревянной или пластмассовой ручке не должен шататься, и уж тем более слетать с него, шов должен быть плотным и не прокручиваться, у качественных кистей обжимка очень плотная. - волос на кисточке должен быть надежно скреплен, чтобы потом он не выпал из нее, попробуйте погладить кончик кисти, если хоть один волосок остался у вас в руке, то такую кисть лучше не брать. В хорошем магазине вам должны разрешить смочить водой кончик кисти, при намокании он должен быть идеальным, волосок должен лежать к волоску, кончик кисти не должен топорщиться. У хорошей кисти ручка всегда будет деревянной. Ручка должна быть изготовлена из твердых пород лиственного дерева - бук, береза. Итак, виды кистей различаются по форме и материалу, из которого они изготавливаются.

Как правильно ухаживать за кистями?

Хороший художник всегда держит свои инструменты в образцовом порядке. - Если вы пользуетесь кистями из натурального волоса, то обязательно для профилактики пользуйтесь специальными отпугивающими средствами от моли. - Старайтесь сильно не давить на рабочую часть кисти при рисовании, мытье и наборе краски, так как может происходить обламывание мягких волосков о край железной обоймы. - Если вы долго не используете кисть, то чтобы сохранить волос кисти от всяческих бактерий можно хранить кисть завернутой вместе с шариками камфоры. - Никогда не ставьте влажную кисть кончиком вверх сразу в стакан. Дождитесь, когда кисть просохнет. - Никогда не ставьте кисть в воду кончиком вниз. Кисти хранят в банке стоя волосяной частью вверх. Если их просто складывать, то они потеряют форму. - Волос новых кистей склеен для того, чтобы кончик кисти не терял форму. Твердость исчезнет сразу, как только ее намочить. Многие круглые кисти продаются с колпачком из пластика, который способствует сохранению формы кисти. Старайтесь и дальше использовать этот колпачок, однако прежде, чем закрыть кончик кисти колпачком, обязательно полностью просушите кисть, иначе на обжимном кольце может образоваться ржавчина. - Если вы работаете с акриловыми красками, всегда старайтесь держать рабочую часть кисти в воде, потому что акриловая краска очень быстро высыхает, забивая при этом основание пучка кисти у обоймы и, практически не очищается. - Всегда тщательно чистите кисть после работы с красками. Если вы пользуетесь водорастворимыми красками (акварель, гуашь, темпера, акриловые краски), то несколько раз рекомендуется промыть кисти в чистой, прозрачной воде. Профессиональные художники обычно добавляют в воду каплю средства для мытья посуды. - Если вы пользуетесь масляными красками, то после работы с ними обязательно сразу нужно их очистить. Ни в коем случае нельзя дать кисти засохнуть. Сначала уберите излишки краски сухой тряпочкой. Кто-то советует для быстроты мыть кисти в растворителе типа пинена, скипидара или уайт-спирита, но это чревато тем, что растворитель попадает под жестяную обойму у основания ворса кисти и растворяет связующее вещество, скрепляющее волос пучка. Поэтому рекомендуется после использования масляных красок мыть кисти в теплой воде с использованием обычного хозяйственного мыла, до тех пор, пока вода и пена перестанут окрашиваться в цвет краски.

Давайте поговорим о формах кистей.

КРУГЛЫЕ

Это кисти, с пучком, заключенным в круглую обойму. Пучок бывает короткой длинны, такие кисти используются для миниатюр, бывает пучок длинный. Это самая универсальная форма кисти. Такой кистью наносят линии с неизменной толщиной, либо линии, варьирующиеся по толщине. Это прекрасная кисть подходит для проработки деталей, покрытия крупных поверхностей (исходя из размера), создания всего рисунка, создания фактуры.

ПЛОСКИЕ

Это кисти с пучком, заключенным в плоскую обойму. Пучок у таких кистей бывает коротким или длинным. Такие кисти удерживают много краски, ими очень хорошо ровно покрывать поверхности и подходят для проработки крупных участков поверхности листа или холста, так же мазки такими кистями будут широкими и ровными.

КОШАЧИЙ ЯЗЫК

Эта кисть обладает овальной или купольной формой. Применяется эта кисть весьма универсально - её можно использовать как обычную плоскую кисть и, в тоже время, как круглую, если повернуть ее в перпендикулярное положение.

КОНТУРНЫЕ

Это подвид плоских кистей: они обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур. Контурные кисти могут быть использованы для техники масляной живописи "алла прима", предусматривающей выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс.

ШРИФТОВЫЕ

Это подвид круглых кистей с длинным пучком, такие кисти используются для нанесения и закрепления контуров. Используется с жидкими красками.

РЕТУШНЫЕ

Это плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Предназначена для очень точных мазков. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть — превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в сравнительно мелких участках картины.

ТРАФАРЕТНЫЕ

Такие кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Так же эти кисти прекрасно подходят для лессировок или свободного рисования.

ЛИНЕЙНЫЕ

Такие кисти короче шрифтовых но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.

ФЛЕЙЦ

Эти кисти предназначены для свободной живописи заливками. В основном используются при работе с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти, что очень важно при работе в акварельной живописи. Так же форма флейц часто используется при нанесении макияжа. для пудры и румян.

ВЕЕРНЫЕ

Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.

ВИДЫ КИСТЕЙ

Вот мы плавно подошли к видам кистей. У художника в арсенале всегда имеется несколько видов кистей. Каждая кисть обладает своими особыми качествами, благодаря которым возможно решить ту или иную задачу при создании картины. Будь то нанесение тоненькой линии или покрытие краской большого пространства, аккуратное нанесение повторного прозрачного слоя или уверенные сильные мазки. Здесь мы рассмотрим каждый вид кисти и их назначение.

Беличьи кисти

Их изготавливают из обработанного волоса хвоста белки, так как самый лучший ворс находится в хвосте, волоски там наиболее длинные. Поэтому профессиональные кистевязы закупают необработанные хвосты белок и уже сами выбирают лучшие волоски.Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц. Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе. А вот для масляных красок эти кисти очень нежные и от растворителя сразу начинают вылезать. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета. Кончик кисти из беличьего волоса напоминает острие рапиры, по контролю над текучестью не уступает колонку, но не столь эластичен по природе.

Колонковые кисти

Эти кисти изготавливают из обработанного волоса хвоста колонка. Такие кисти бывают и круглыми и плоскими. Отличаются таким качеством как сочетание упругости и эластичности, в тоже время оставаясь мягкими. Такой вид кистей применяется при работе с любым материалом. Хорошо подходят при работе с гуашью и акварелью в тех случаях, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Щетинные кисти

Их изготавливают из свиной щетины. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке — щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. У этих кистей, кроме упругости есть еще одна важная характеристика: это расщепленный кончик свиного волоса - он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность. Бывают и плоские и круглые, применяются для работы в основном с такими красками как масляные, акриловые, так же используют при работе с гуашью в сухой технике. Эти кисти имеют свойство быстро стираться, но заменить их не составляет труда, так как стоят они сравнительно не дорого.

Кисти барсук

Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Из барсучьего волоса могут изготавливать такие формы кистей как веер, флейц. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина. Кисти песчаниковые Эти кисти изготавливаются из обработанного волоса хвоста сурка - песчаника. По форме бывают только плоскими с короткой или длинной волосяной частью. Волос очень мягкий и малоэластичный. Применяется при работе с большинством видов художественных материалов: темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Медвежьи кисти

Эти кисти выпускаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя форме выпускаются только плоские с длинным или коротким волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для "тяжелого" вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Кисти пони

Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают не так охотно как впитывают. Кисти из волоса пони собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет вершинки. Эти кисти могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Кисти ласка

Такие кисти являются альтернативой волосу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Кисти бычий волос

Это кисти, изготовленные из легкого бычьего волоса. Кисти из бычьего волоса подходят при работе с жидкими красками за счет мягкости и упругости, хотя и не имеют такой острой конической формы, как колонок или белка.

Кисти куница

Такие кисти производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам тем в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такой же мягкий как у белки, а вот кисти из ворса горной куницы - чуть более упругий. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.

Кисти коза

Эти кисти изготавливают из меха козы. Волос у таких кистей достаточно длинный, мягкий и упругий, хорошо держит краску и не оставляет жестких следов на поверхности. Применяется при работе с акварелью. Так же, такие кисти применяют при технике суми-э (дальневосточная живопись тушью), каллиграфии (древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта), в работе с керамикой. Кроме того, кисти из волоса козы выдерживают температуру горячего воска, поэтому их с удовольствием используют любители горячего батика. Часто такие кисти делают с легкой бамбуковой ручкой, не разбухающей и прочной.

Волк

Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей "волк" относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Мангуст

Эти кисти изготавливают из ворса мангуста.

Эти кисти обладают такими качествами как упругость и способность удерживать много краски, ворс мангуста жестче чем соболиный, но мягче чем щетина.

Эти кисти используют в масляной и акриловой живописи. Эти кисти можно определить по окраске: кончик ворса темно-коричневый.

А по длине - черно-белый.

Кисти ушные

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного.

Такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру.

Кисти изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью.

Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Кисти соболь

Такие кисти производятся из хвостов соболя. Эти кисти отличаются от других превосходной износостойкостью, практически не стирается и не лезет, даже при работе с грубыми поверхностями, инструмент из соболя служит очень долго.

Особые свойства такой кисточки это достаточная упругость при одновременной мягкости и поворотливости. То есть соболь не так упруг, как колонок: не будет резать краски и снимать нижние слои, и не так мягок как белка: соболь спокойно может провести тонкую линию в отличие от непредсказуемой белки.

Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих сбалансированных качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до техники «плавь». Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно.

Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Кисти синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.

Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.

Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Такие кисти стоят не дорого, поэтому художники предпочитают покупать синтетику в большом количестве.

Шейперы

Уделим внимание таким кистям как кисти из каучука.

Официально они появились сравнительно недавно.

Эти кисти изготавливаются из каучука, силикона, являются моделирующими кистями.

Отлично подходят для растушевки, как пастели, так и карандашей, угля

Поролоновые кисти

Такие кисти изготавливаются из поролона.

Бывают как круглой, так и плоской формы, так и в форме валика.

Не дорогие.

Хорошо подходят при работе в декупажной технике для нанесения клея, для покрытия крупных поверхностей, для декоративной живописи и конечно широко распространены для применения в малярных работах.

В завершении хочу сказать, что здесь указаны далеко не все виды кистей, я рассказала Вам о самых распространённых и доступных в наших магазинах.

Существуют кисти из ворса лисицы, зайца, енота, из крысиного меха (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), из гривы дикой лошади, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

Такие кисти оригинальны и редки, используются в основном для работы в стиле восточных техник.
Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о художественных кистях.