Семья и Дети

Карнавал животных список пьес. Сен-Санс

Большая зоологическая фантазия

Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

История создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, - ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь - над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь », сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем - в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. 2 апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.

Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра - большая зоологическая фантазия, - вообще присущи музыке Сен-Санса, хотя другие его шуточные сочинения неизвестны. Однако музыковеды нашли в его наследии два неизданных произведения, являющихся своеобразными предшественниками «Карнавала животных». Это карнавальный скетч «Габриелла ди Вержи», итальянская «лирическая драма» некоего «органиста прошлых времен», и «Запахи Парижа» для фортепиано, арфы, трубы, волынки, оловянной дудочки, голосов птиц, большого барабана, пистолета и жужжащего волчка. Состав небольшого оркестра «Карнавала животных» не столь причудлив, хотя включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника. Трактовка инструментов многообразна. Два фортепиано выступают то как концертно-виртуозные, то как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих - не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и - неожиданно - контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень невелики (в самом коротком 20 тактов) и чередуются по принципу контраста.

Музыка

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные словно с трудом раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся настоящие раскаты львиного рыка.

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII - первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы - животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» -контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент - флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини - кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

А. Кенигсберг

Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана. Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет. В 1848 году(13 лет)он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции. В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония. Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине. Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке. Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д. Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально- общественным деятелем. Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.


История создания «Карнавала животных» Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита. Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия». Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию: 1. Королевский марш льва 2. Курицы и петух 3. Антилопы 4. Черепахи 5. Слоны 6. Кенгуру 7. Аквариум 8. Персонаж с длинными ушами(Осел) 9. Кукушка в глубине леса 10. Птичник 11.Пианисты(пьеса-шутка) 12. Ископаемые 13. Лебедь 14. Финал В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе(собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль Сен-Санс старался передать в своих произведениях. Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.









Курицы и петух Ах, какой же он горластый! По утрам кричит всем «Здравствуй!» На ногах его сапожки, На ушах висят сережки. На головке гребешок. Кто же это? Ну, а Петины подружки- И хохлатки, и пеструшки- Шумно крыльями махали, Громко клювами стучали: Ко-ко-ко, ко-ко-ко Нам зерно клевать легко. Исполнители: Струнное трио Рояль









Слоны Белеют бивни, словно снег, Животного сильнее нет. Огромный, серый, с добрым нравом, Идет по джунглям величаво, И длинным носом, как рукой, Поднять он может нас с тобой. Он весит очень много тонн. Друзья, конечно, это…(слон) Рояль Исполнители: Виолончель






Аквариум Целый день снуют, толкутся Эти крошки за стеклом: То гурьбою соберутся, То плывут в воде гуськом. Водоросли, как аллеи, Дно песчаное светло. Вот одна, других резвее, Бьется боком о стекло. Плавнички дрожат, трепещут, Спинка выгнута дугой. Чешуинки так и блещут У красавицы такой. Исполнители: Челеста Фисгармония Рояль Скрипки










Класс: 1

Цель: Через программное произведение познакомить детей с жанром «сюита».

Оборудование: Мультимедийный аппарат, Ноутбук.

Ход урока

Музыкальное приветствие: (темп вальса)

Музыка здравствуй, музыка здравствуй, музыка, музыка-а
Праздник прекрасный, праздник прекрасный
Дарит нам музыка
– Здравствуйте девочки – здравствуйте
– Здравствуйте мальчики – здравствуйте
– Все первоклассники – здравствуйте
Здравствуйте, здравствуйте, все.

Повторение

Перечислите музыкальные жанры, с которыми мы познакомились в первой четверти

– По какой особенности мы узнаём

  • марш – пульс
  • танец – притопы
  • песню – мелодия

Беседа учителя: Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – СЮИТА

Пока я могу сказать только то, что это инструментальный жанр, а какие особенности у этого произведения вы сами узнаете к концу урока.

А поможет нам разобраться удивительный французский композитор Камиль Сен-Санс (слайд 1)

Сен-Санс прожил долгую жизнь (86 лет)

С 3-х лет занимался музыкой

С 5-ти начал сочинять

С 10-ти дал свой первый концерт

Дирижер, пианист, педагог, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры, коллекционировал бабочек и минералы, любитель путешествий. Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым.

Поистине универсально одаренная, необыкновенно деятельная личность!

Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с фрагментами его произведения, которое он написал в уединенном местечке в Австрии.

О чем же оно, догадайтесь сами:

В этой сюите, – увидите сами!
– Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались? ЖИВОТНЫЕ

А какие произведения мы слушали и пели о животных на уроках?

  • «Танец молодого бегемота»
  • «Уж как шла лиса»
  • «Дон дон»
  • «Перепелочка»

Исполнение «Уж как шла лиса»

Да, произведение называется «Карнавал животных» (слайд 2)

А что такое карнавал?

Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные – музыкальные.

И так отправляемся на музыкальный карнавал, а открывает его животное, которое вы должны отгадать. Вам помогут звуки, изображающие голос, повадки, манеры этого животного. Так же вам подскажет жанр, который вы должны определить. И так начали…

Слушание: «Королевский марш львов».

Вам надо их отгадать Помогут вам средства музыкальной выразительности (регистр, темп, тембр, лад, динамика... И так слушаем…

«Королевский марш львов»

Обсуждение услышанного: как догадались, определение регистра, характера, изобразительности, жанра… Почему именно это животное открывает сюиту. (слайд 3)

Исполняют их следующие инструменты:

  • Флейта (слайд 4)
  • Кларнет (слайд5)
  • Стеклянная гармоника (слайд 6)
  • Ксилофон (слайд 7)
  • Фортепиано (слайд 8)
  • Скрипка (слайд 9)
  • Виолончель (слайд 10)
  • Контрабас (слайд 11)

Давайте наш урок завершим песней про «Львенка и черепаху»

Исполнение «Песенка Львенка и Черепахи»

Дополнение к последующим урокам. И слайды 12 и 13.

  • «Петух и куры»

Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
(петух)

Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После каждого глотка
Долго смотрят в облака
(куры)

  • «Черепаха»

Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит...
(черепаха)

Что за чудо? Вот так чудо…
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит, да ноги
(черепаха)

  • «Слон»

Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Догадались? Это... (слон!)

Очень много силы в нем
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос лет тысячу рос.
(слон)

  • «Аквариум»

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(аквариум)

  • «Осел»

Я его узнаю сам по его большим ушам
(осел)

Сер, да не волк, длинноух, но не заяц
С копытами, да не лошадь
(осел)

Загадки-обманки

Владимир Борисов

Быстрее всех от страха
Несётся.... (черепаха – заяц)

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый... (слон – медведь)

По горной круче проходил
Обросший шерстью... (крокодил – козёл)

В тёплой лужице своей
Громко квакал... (соловей, муравей – лягушонок)

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает... (корова – обезьяна)

Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей... (комар – сова)

К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная... (муха – пчела)
И собирает мёд.

Марк Шварц

В чаще голову задрав,
Воет с голоду... (жираф – волк)

Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий... (конь – ёжик)

Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку... (ёж – жираф)

Под луною песню петь
Сел на веточку... (медведь – соловей)

Кто в малине знает толк?
- Косолапый, бурый... (волк – медведь)

На заборе поутру
кукарекал... (кенгуру – петух)

Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул... (слон – кенгуру)

Ест осоку в речке Нил
Неуклюжий... (крокодил – бегемот)

Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей... (петух – лев)

Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный... (лев – конь)

Сено хоботом берёт
Толстокожий... (бегемот – слон)

Простой вопрос для малышей:
"Кого боится кот?" ... (мышей – собак)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать... (соловей – свинья)

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем... (ворона – павлин)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу... (кабан – дятел)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая... (лисица – белка)

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит... (баран – дятел)