Государство

Классный час на тему: Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-Зима. Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-зима Литературно музыкальная композиция к новому году

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.


Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.


Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)


Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».


Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)

Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.


Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)


Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

Разработка Литературно-музыкальной композиции «Письмо Дедушке Морозу»

(Свет в зале приглушен. На сцене стоит наряженная елочка, вся сцена украшена снежинками, на заднем плане стоит бутафорная изба Деда Мороза. Звучит новогодняя музыка, звуки метели)

Вместо пуха в той перинке
Только звёздочки-снежинки,
Ледяное покрывало
Заменяет одеяло.

(На сцену выходит Дед Мороз, а за ним Снегурочка, у нее в руках очень много писем, сложенных в стопку)

А живёт в избе Мороз
И зовётся - Красный Нос.
Он студёною порою
Белым снегом землю кроет.

Дед Мороз:
С Новым годом вас, друзья!
С праздником богатым!
Счастья, радости желает
Дед Мороз ребятам!
Я, детишки, старый дед,
Мне, ребята, много лет!
В январе и феврале
Я гуляю по земле.
Только встану я с постели –
Поднимаются метели.
Как встряхну я рукавом –
Всё покроется снежком.
Но сейчас я очень добрый
И с ребятами дружу.
Никого не заморожу,
Никого не застужу.

Снегурочка: В белом домике своём
Дружно с дедушкой живём!
В чаще леса вековой
Часто слышим ветра вой!
Но не страшен холод нам,
Рады мы морозным дням!

А теперь нам нужно срочно
Разобрать за год всю почту.
Письма прочитать, посланья,
Чтоб исполнить пожеланья

(Звучит волшебная музыка. На сцену выходит девочка, в руках у нее конверт с надписью «Дедушке Морозу», она пишет письмо Деду Морозу, после читает его вслух)
Девочка:
Пишу не Санта-Клаусу, не прозой,
В стихах пишу я дедушке Морозу.
Письмо моё пускай летит по свету,
Ведь спама и рекламы в строчках нету.

А что хочу под ёлочку, ребята?
Лишь искренних улыбок, как когда-то,
Когда мы в детстве Новый год встречали,
С родителями праздник отмечали...

Хочу, чтоб научились ждать и верить,
Чтоб прекратили всё деньгами мерить.
Давайте вспоминать не только слёзы.
Спасибо скажем дедушке Морозу:

За прошлые подарки и сюрпризы,
За будущие просьбы и капризы.
За счастье - встретить близких на пороге…
И с Новым Годом пусть уйдут тревоги.

(Девочка складывает письмо, помещает его в конверт)

Ну вот и всё... Письмо в стихах, не прозой.
Кому конвертик? Дедушке Морозу…
А от кого, он спрашивать не будет...
Внизу я подписала ясно: «ЛЮДИ»…

(Девочка оставляет письмо на сцене под елочкой и уходит. Дед Мороз подходит к елочке, берет конверт в руки)

Дед Мороз:
Что же хочет девочка?
Куклу или белочку?
Чем её побаловАть?
Что под ёлку отправлять?

(Дед Мороз открывает конверт, достает лист, смотрит удивленно)

Что за странное письмо?
Рифмой сложено оно!!!
Пожеланья хороши…
Строки льются от души…

Снегурочка:
Дедушка, тогда пусть мир раскинет над Землёй,
Свой зонтик мира голубой.
Для всех зажжёт цветок рассвета,
Пусть будут мирными ракеты,
Пусть солнце светит в небе ясно,
Пусть будет Новый год прекрасным!

Дед Мороз:
Знают взрослые и дети,
Бедам быть не суждено,
Если дружат все на свете,
Победит всегда добро!

Снегурочка:
Ну а сегодня, ребятня,
Танцуйте, смейтесь и играйте,
Ведь детство - самая счастливая пора,

Вместе: Чудесно Новый Год встречайте!

Звучит новогодняя музыка. Участники уходят со сцены.

Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-зима».

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Задачи:

Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.

Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.

Совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать четкую дикцию.

Оборудования : искусственные елочки, иллюстрации – «Зимние пейзажи», детские рисунки, элементы костюмов: зимы, снеговика, музыкальные фонограммы произведений.

Сценарий.

    Песня про зиму

Ведущий 1. Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза. Поэты написали много красивых стихотворений о зиме, композиторы сочинили к ним музыку, а художники написали картины.

Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами «язык» природы, увидеть красоту зимнего пейзажа, услышать музыку зимы.

Идет зима дорогами,

Крадется, как лиса.

Покрыто все сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо

Вошла зима- портниха.

Березки очень рады:

Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделалаю

И для лесов, и для полей –

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

И в шубки их одела –

Сама повеселела

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки – зимы.

Ведущий 2 . Еще совсем недавно мы вспоминали о лете, но вот промелькнули и осенние денёчки, и мы готовы встретить зиму. Нас ждет много чудес, ведь зима – самое волшебное время года.

Чтение стихотворения И. Никитина «Зравствуй гостья - зима»

    Здравствуй, гостья-зима.

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас.

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Ведущий 1 . Начало зимы – это всегда событие для души каждого человека

    Сергей Михалков Белые стихи

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым – бело:

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно. Человек!

Снежинки

За окошком – вьюга,

За окошком – тьма,

Глядя друг на друга

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый

Спит в углу своем

И в пол-уха слушает

Вьюгу за окном.

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою – Ягой.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Тоненькие ножки –

Мягкие сапожки,

Белый башмачок –

Звонкий каблучок.

Песня.

Ведущий 1. Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается, ничего не видно, кроме белой пелены.

    Снежинка

Светло- пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно – белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Танец снежинок.

Ведущий 2. После снегопада очень красиво. «Молодые деревья, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят тополя, опустив заснеженные рукава. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли».

Зима - волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

    Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

    Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Ведущий 1. Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок, частушек.

Частушки

Ах, зима, зима, зима,
Чудная красавица,
Всех свела ты нас с ума,
Зимушка нам нравится!

Кружат, кружат в хороводе

Снежные красавицы.

Танцевальная метель

Всем нам очень нравится!

(И. Агеева)
***

Я на улицу пойду,
Бабу снежную слеплю.
И ведро ей нацеплю.
И метёлку ей вручу!
***

Снега выпало полно,
За окном белым бело!
Где перчатки? Где лопата?
Убирать ведь снег мне надо!
***

С горки я лечу на санках,
Ох, ловите вы меня!
У меня ведь, и у санок,
Отказали тормоза!
***

Как на солнышке сияет

Новый школьный наш каток!

Почему такой короткий

Физкультурный наш урок?!

Во дворе у нас стоит

Снеговик с метёлкой,

Ночью тёмной сторожит

Дом он наш от волка.

(И. Агеева)

Маску делаю себе,

Надо постараться –

Я хочу Снегурке-Тане

В ней в любви признаться!

Ах, вы милые мои

Снегири, синички!

Вам кормушку смастерил я –

Угощайтесь, птички.

(И. Агеева)

Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной его не брошу –

В морозильник поселю!

(И. Агеева)

Ведущий 1. Давайте представим, что может произойти, если зимы не будет…

Сценка о зиме.

    Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый

«Здравствуй, Зимушка – зима!»

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

Сергей Есенин

Берёза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

9. Иван Суриков

Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Ведущий 1. Но вот меняется пейзаж. Сказка исчезла, и пред нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.

Чтение отрывка из поэмы Н.А Некрасова «Мороз, красный нос…»

10. На улице мороз трескучий,

А в доме у меня тепло.

Нависли над аулом тучи –

И закружило, замело

Снегами дом, мое оконце

И уходящий в степь обоз

И от мороза даже солнце

За тучи спрятало свой нос,

А вьюга руки потирает

И волком воет у ворот.

Но я не маленький, я знаю:

Она повоет и уйдет

Верные слуги-

Снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти

Ни конному, ни пешему!

Ни леснику, ни лешему!

Вьюга белая – пурга,

Взбей летучие снега.

Ты крутись, ты дымись,

Пухом на землю вались,

Кутай землю пеленой,

Перед лесом стань стеной.

Вот ключ,

Вот замок,

Чтоб никто пройти не мог!

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Танец Мороза-Воеводы со снеговиками.

Ведущий 2. Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озонные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все по-другому. Все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Сергей Есенин описывает зиму так:

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Ведущий 1. Чародейка – зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

Опять зима

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый –

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встает.

Как каждый день, полней и лучше,

Полней и лучше новый год…

Зимние картинки

Щенка прогуливает тетя.

Щенок расстался с поводком.

И вот на бреющем полете

Летят вороны за щенком.

Сверкает снег…

Какая малость!

Печаль, куда же ты девалась?

Поля затянуты недвижной пеленой.

Пушисто-белыми снегами.

Как будто навсегда простился мир с Весной,

С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.

Одна метель поет, рыдая.

Учитель. Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима толко начинается, и мы надеемся, что она еще порадует нас снежными пейзажами, морозом, лазурью февральских окон, и, конечно же, веселыми рождественскими праздниками.

Зима – это самое холодное, самое суровое, самое снежное время года. Дети очень любят это время года за зимние забавы: можно кататься на лыжах, коньках, санках и играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-Зима»

Провела: Бобрышева Н.А.

Литературно-музыкальная композиция «Зимушка - Зима»

Цели: - познакомить с названиями зимних месяцев по народному календарю, пословицами, поговорками, приметами, связанными с ними;

Развивать речь, чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство, музыкальные произведения;

Расширять словарный запас;

Прививать любовь к природе, к своей малой родине.

Оборудование: репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», Н.Д. Кузнецова «Иней», А.А. Пластова «Первый снег», Д.Я. Александрова «Зимняя сказка», И.И. Шишкина «Иней»; рисунки учащихся по теме «Зимушка-зима» (фотографии зимней природы), плакаты с пословицами, поговорками о зиме, зимних месяцах; костюмы для инсценировок, платочки для исполнения частушек; снежинки для украшения зала, украшенные снежком из ваты; диск с презентацией, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, диск с записью песен «Новогодняя», «Снежинки», музыки П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», карточки для игры «Зимний наборщик»; подарки-сувениры для детей.

Ход праздника.

Учитель. Дорогие друзья! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года, вы узнаете, отгадав загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

«Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным «одеялом», защищая от лютых морозов. А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме! Послушайте.

Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь» ученики читают наизусть заранее подготовленные стихотворения.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

И. Никитин

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы, -

И зима настала.

И. Суриков.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет

Учитель. Знаете ли вы, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них - шестилучевая или шестигранная. Знаменитый астроном И. Кеплер в 1611 г. опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него гак: «Вещь эта мне еще не открыта...» С той поры прошло четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.

Исполняется танец «Снежинок».

Учитель. Сколько загадок придумано о зиме! Отгадайте некоторые из них.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Ученик.

И снова сказка начинается,

Ведь к нам опять пришла зима.

Все белым снегом одевается,

И в шапках снеговых дома.

Декабрь для нас спешит, старается,

Он строит горки ледяные,

Зима лишь только начинается,

И ждут нас игры удалые.

Учитель. На Руси декабрь в старину называли стужайло, студень, зазимник. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели. Он «и замостит, и за- гвоздит, и саням ходу даст». В народе про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает». Как понимаете эту пословицу? (Ответы учащихся.)

И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин.

Демонстрация репродукций с картин В.И. Сурикова, И.Э. Грабаря, Н.Д. Кузнецова, А.А. Пластова, Д.Я. Александрова, И.И. Шишкина.

Учитель. Зимушка приготовила для нас немало зимних игр, затей и веселых забав. Давайте с вами поиграем в игру «Зимний наборщик». Я показываю вам карточки с определенным набором букв, а вы должны из этих букв составить слово.

АМЗИ (зима)

ДОХОД (холод)

КАЁЛ (ёлка)

КЕНЖОС (снежок)

КИНСА (санки)

ВНОКГЕСИ (снеговик)

РОМЗО (мороз)

ЛОГОДЁД (гололёд)

ТЕЛЕМЬ (метель)

Учитель. Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот еще одно задание-загадка. Ученик.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет,

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Ученица.

Месяц зимний, месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

Он на реках и озерах

Всюду выстроил мосты,

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

Учитель. У января на Руси тоже были свои названия: просинец зимы, перелом зимы, перезимовъе. В январе бывают самые сильные крещенские морозы: «В январе и горшок в печи замерзает». Но иногда бывает и потепление. Погода проясняется, и небо синеет (отсюда и просинец). Дни становятся светлее и длиннее: «Растет день, растут и холода». О январе в народе говорят: «Году начало, зиме середка». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети какой самый весёлый праздник отмечается в начале января.

Учитель. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Елочные украшения».

Проводится игра «Елочные украшения».

Я с ребятами сыграю

В интересную игру.

То, чем елку наряжаем,

Я детишкам назову.

Если я скажу вам верно -

Говорите «да» в ответ,

Ну а если вдруг неверно -

Отвечайте смело «нет»!

Разноцветные хлопушки? (Да.)

Одеяла и подушки? (Нет.)

Раскладушки и кроватки? (Нет.)

Мармеладки, шоколадки? (Да.)

Шарики стеклянные? (Да.)

Стулья деревянные? (Нет.)

Плюшевые мишки? (Да.)

Буквари и книжки? (Нет.)

Снег из ваты белой? (Да.)

Ранцы и портфели? (Нет.)

Туфли и сапожки? (Нет.)

Чашки, вилки, ложки? (Нет.)

Конфеты блестящие? (Да.)

Тигры настоящие? (Нет.)

Шишки золотистые? (Да.)

Звездочки лучистые? (Да.)

Песня «Новогодняя»

Рождество Христово - христианский, государственный праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской Православной Церкви. Отмечается в России 7 января по Григорианскому календарю (что соответствует 25 декабря по старому стилю).

На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века, однако, учитывая наличие и раньше христианской общины в древнем Киеве, празднование могло иметь более давнюю историю.

В 1920-х годах религиозные праздники искоренялись атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. Однако на изданных в тот период российских календарях церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха. Рождественские дни в календарях 1919-1922 годов отмечены 7 и 8 января, а 1925-1929 годов - 25 и 26 декабря 1 - 1 . С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово 13 . По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях»,

В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января). С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка - русский сказочный персонаж, уже не связанный с практикой празднования Рождества 13 . Сам праздник решили праздновать 7 января.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём®. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали®. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Народные традиции празднования править.

Ряженые: медведь, дед-поводырь, старуха, коза.

В отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в современной России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь выходным днём, которым каждый может воспользоваться по своему усмотрению. Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года, что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных праздников в 1991 году.

В сочельник (в ночь с 6 на 7 января), по федеральным телеканалам транслируется рождественское богослужение праздничная Литургия (после восстановления храма - из храма Христа Спасителя). Некоторые православные верующие в это время выстаивают службу непосредственно в храме.

Рождество считается в православной церкви вторым по значимости праздником после Пасхи. Праздник предваряется многодневным Рождественским, или Филипповым постом, длящемся с 28 ноября по 6 января 13 .

Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте - Лк. 3:23) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения" 41 . После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Место Крещения[править | править вики-текст]

Вид на Аль-Махтас (Вади аль-Харар) из Каср аль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа Современный православный храм Иоанна Предтечи.

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (BpOavia nxpav той ’lop5avou). Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген" 51 , но он расположил её на западном берегу Иордана" 61 . В Славянской Библии место крещения названо Вифаварой по ту сторону Иордана (ВиеаварФ быша объ онъ полъ Иордана), в Русском Синодальном переводе - Вифаварой при Иордане (Ин. 1:28), в Новой Библии Короля Якова (NKJV) - Вифаварой за Иорданом (Bethabara beyond the Jordan), в Греческой Библии и Новой Вульгате - Вифанией за Иорданом" 71 .

Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу" 81 . Паломник Феодосий (V-VI вв.) сообщал, что на месте Крещения Иисуса Христа находилась мраморная колонна, увенчанная железным крестом" 51 .

До VI -VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины (640 год) местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега" 61 . Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей.

С течение времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше 191 .

В конце XV века считалось, что место Крещения находилось в Бейт-Аваре (Beth-Abara, она же Бефвара (Суд. 7:24)) в районе современного моста Алленби" 1011111 , но с XVI века считается, что около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона" 101 . При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср аль-Яхуд (контролируется Израилем)" 111 " 121 , на восточном, напротив него - Аль-Махтас (Вади аль-Харар) в Иордании" 131 " 141 . В ходе раскопок в Вади аль- Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием" 51 " 151 .

Учитель. Чтобы отгадать название следующего месяца, послушайте загадку.

Ученик.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Ученик.

Февраль гуляет на дворе

И щиплет уши детворе,

И красит щеки докрасна.

Уйдет февраль - придет весна.

Ученица.

Пусть мороз трещит и злится

И поземка стелется,

В гости к нам на праздник мчится

Девица-метелица!

Учитель. Февраль - самый короткий месяц года - 28 дней, а високосный - 29. Это последний месяц зимы. В народе в старину его называли вьюговей, лютый, бокогрей. Вьюговей - назвали за снегопады, метели, вьюги, приходящиеся на эту пору. «У февраля два друга: метель да вьюга». «Вьюги и метели под февраль налетели». Лютый зовется за морозы, иногда они доходят до тридцати градусов. Бокогрей - на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев», солнышко тепло нагоняет.

Учитель. Как приятно длинными зимними вечерами под завывание метели не только послушать сказку, но и посмотреть ее. Давайте заглянем в лес и посмотрим, что там делается, о чем зверье лесное переговаривается. Слушайте и смотрите.

Инсценировки рассказов Н. Сладкова (готовятся заранее, ученики одеты в соответствующие костюмы).

Заяц и Полевка

  • Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть - терпи до весны. А где еще та весна - за горами да за морями...
  • Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зеленая, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься. Как я!

Заяц и Оляпка

  • О-о-ой, Оляпка, никак, купаться в полынье вздумал?
  • И плавать, и нырять!
  • А замерзнешь?
  • У меня перо теплое!
  • А намокнешь?
  • У меня перо водоотталкивающее!
  • А утонешь?
  • А я плавать умею!
  • А... а... а проголодаешься после купанья?
  • А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!

Учитель. Но зима - не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные каникулы. Зима - это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима - время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на дорогах - чисто. Вспомните пословицы и поговорки о зиме, назовите их.

Ученики. Зима без трех праздников не живет.

Зимний ветер - морозу помощник: пуще холодит.

Зимний денек с воробьиный скок.

В зимний холод всякий молод.

Зима - хранительница полей.

Учитель. Зима – это народное гуляния с задорными частушками, весёлыми танцами и народными песнями. Послушайте частушки о зиме.

Что случилось за окном?

Снег поземкой вьется.

Это зимушка-зима

Весело смеется.

Полетели с высоты

Белые пушинки.

Стали землю укрывать

Белые снежинки.

Наша русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка-зима!

Пришла в белом сарафане

Из серебряной парчи,

И горят на ней алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты пушиста и бела,

Ребятишкам всем мила,

Сделай горку нам скорей,

На реке каток залей!

На катке учу уроки

Зимним солнечным деньком.

Верно, цифры все пишу я,

Но не ручкой, а коньком!

Отменили нынче школу,

Ох, мороз! Поспи, сынок!

Что ты, мама! Вот так случай,

Побегу я на каток!

Я на лыжную прогулку

Одевалася сама,

Но пока я собиралась,

Уже кончилась зима.

Итог. Зима – это самое холодное, самое суровое, самое снежное время года. Дети очень любят это время года за зимние забавы: можно кататься на лыжах, коньках, санках и играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Рефлексия: Что сегодня нового вы узнали для себя? Что вам больше всего понравилось?


Цели:
- пополнять и закреплять знания детей одостопримечательностях и знаменитых людях (поэтах) своего города;
- продолжать совершенствоватьхудожественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении прозыи стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию);
- продолжать знакомить смузыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту родного края в любое время года.

Ведущие мальчик и девочка подготовительной группы, в ходе композиции прозвучали стихи Тобольских поэтов: Лелии Мезенцевой, Валентины Хохряковой, Ираиды Зубовой, а также фрагменты произведений П.Чайковского и Вивальди «Времена года», вокальныепроизведения: «Холодно, холодно», муз. А. Гречанинова, «Зима», муз. Ц. Кюи, «Береза», муз. В. Веселова.

Мальчик: Еще совсем недавно в нашемгороде Тобольске стояли осенние денечки, но вот пришла зима, кажется каждый год одно и то же: снег, да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
1-ий ребенок: "Зимняя песенка"
Снова на окнах снежинки,
Снова идет снегопад.
С неба - белые льдинки,
В белом кружеве сад.
Вот и зима наступает -
Осени красок уж нет.
В белеющей дымке тает
Последний осенний букет.
Белое, белое царство
Зимушки - зимы,
Снежного богатства
Закрома полны.
Девочка: Как красив снегопад вбезмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, как прекрасный сказочный цветок, и каждый цветокнеповторим. (звучит музыка Ц. Кюи «Зима», на экранепоявляются слайды зимнего Тобольска).
2-ой ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой. " Снежинка"
Снежинка серебристая
На моемокне.
Пушистая, красивая!
Тает наруке.
Шестьлучиков имеет
Снежная звезда,
Очень ее любит Зимушка-зима.
Мальчик: После снегопада так красиво,как в сказке. Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливые арки, покрытые снегом. Елочки и сосенки напоминают снегурочек в белых пушистых шубках. Кажется, что потрудился, какой - то волшебник. А наша поэтысса Валентина Хохрякова видит в хороводе снежинок, в красавице зиме, удаль беспредельную и раздолье русское. (звучит музыка Вивальди «Времена года» наэкране появляются слайды зимнего Тобольска).
3-ий ребенок: читает стихотворение В. Хохряковой.
Хлопьями снежинки
Кружат в поднебесье,
Тающие льдинки
На ветвях развесив.
Песни хороводные
В городе украшенном,
Елка новогодняя
Ледяные башенки.
Мчится тройка белая
По тропинке узкой.
Удаль беспредельная
И раздолье русское.
Девочка: Можно сказать, что ни одновремя года так не волшебно, как зима. Летом и весной все шумит жизнью, все зеленеет и цветет, дышит, радуется теплу и свету. Зимой же красотасовсем другая: деревья в кружевах, снежинки танцуют вальс на проводах, березки - красотульки стоят, прижавшись в полусне. (звучит музыка В. Веселова «Береза», на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
4-ий ребенок: Читает стихотворение И. Зубовой "Зимняя рапсодия"
Зима.
Тобольск.
Иду счастливая.
Во взглядерадость нараспах.
Ну, до чего
Зима красивая!
Ночь. А совсем не манит спать.
Хожу - брожупо зимним улочкам.
Стоят деревья в кружевах.
Снежинки, крепко взявшись за руки,
Танцуют вальс на проводах.
Вот двеберезки - красотульки
Стоят тихонько в стороне,
Гирляндами огней мигнули,
Слегка прижавшись в полусне.
Мальчик: Но вот пейзаж меняется и перед нами картины суровой зимы ведь она иногда превращается и в грозного воеводу Мороза.(звучит музыка «Холодно,холодно», А. Гречанинова, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
5-ий ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой "Зимние приметы"
Ох и морозецзавтра грянет!
Из трубдымок столбом уж тянет,
И солнцекрасное заходит,
То ветертучи нам наводит.
Девочка: Как много замечательных игр и развлечений принесла с собойволшебница зима: снежные игры, катание с ледяных горок, катание на лыжах и коньках и не страшны ребятишкам ни метель, ни вьюга, ни мороз, ведь в снежки играет Народец озорной, Весело мне сними На горкеледяной. (звучит музыка Чайковского «Времена года»,на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
6-ой ребенок: читает стихотворениеЛ.Мезенцевой "Зима"
Зима дорожки забелила,
Метелью, вьюгой закружила.
В инее стоят березки,
Их веточки, словно стрекозки.
Вот с горки саночки несутся,
Детишки радостно смеются.
Им любо с горочки скатиться,
С зимой метельной подружиться.
Румяны щечки, красен нос,
Но не пугает их мороз.
На лыжах, наконьках кататься -
С зимою быне расставаться.
Мальчик: А еще и много чудес принеслаона с собой ведь зима- самое красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество А сколько Дедушек Морозов И Внучек вгороде моем! И в томпоэзия и проза. Куда же мы отних уйдем? Ну, аершовские герои? Как онирадуют народ! Поздравитьих хочу, не скрою,У них ведьтоже Новый год! И. Зубова (звучит музыка «Дед Мороз» из «Альбома дляюношества» Р. Шумана, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
7-ой ребенок: читает стихотворение "С Новым годом!"
Засверкал вогоньках городок-
Снежный,праздничный с елкой зеленой.
Веселиться морозный Дедок:
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Фейерверка цветные огни
В темном небе взрываются ярко.
Весь Тобольск осветили огни,
Стало дедушки нашему жарко.
Не на шутку пустился он в пляс,
Гармониста поймал ненароком.
Вот так елкасегодня у нас!
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Валентина Хохрякова. Литературно-музыкальная композиция заканчивается, на столах зажигаютсясвечи и девочки в нарядных платьях танцуют «Вальс » музыка Г.Свиридова из кинофильма «Метель».