Все вопросы

Краткое содержание конь с розовой гривой. Сочинение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой

События происходят в селе на берегу Енисея.

Бабушка пообещала внуку, что если он наберет в лесу туесок земляники, то она продаст ее в городе и купит ему пряник — белого коня с розовыми гривой и хвостом.

«Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться— тут он, тут конь-огонь!»

Владельцу такого пряника от детей почет и уважение. Рассказывает мальчик (повествование ведется от первого лица) о «левонтьевских» ребятишках — детях соседа-лесозаготовщика.

Когда отец привозит деньги за лес, в доме пир горой. Жена Левонтия, тетка Васеня, «заполошная» — когда отдает долги, всегда передаст рубль, а то и два. Не любит считать деньги.

Бабушка их не уважает: несолидные они люди. Даже бани у них нет — моются в баньке у соседей.

Левонтий когда-то был моряком. Качал зыбку с младшеньким и пел песню:

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез...

В селе у всякой семьи «своя», коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни. «Я и поныне, как вспомню песню «Монах красотку полюбил», — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясенности».

Мальчик любит соседа, любит его песню про «облизьяну» и поплакать вместе со всеми над ее несчастной судьбой, любит попировать среди детишек. Бабушка сердится: «Нечего этих пролетарьев объедать!»

Однако Левонтий любил выпить, а выпивши, «бил остатки стекол в окнах,ругался, гремел, плакал.

На следующее утро он осколками стеклил окна, ремонтировал скамейки, стол и был полон раскаяния ».

С детьми дяди Левонтия герой отправился по землянику. Парнишки баловались, кидались друг в друга растрепанными берестяными туесками.

Старший (в этом походе) брат стал ругать младших, девочку и мальчика, за то, что они едят ягоды, а не собирают их для дома. Братья подрались, ягоды высыпались из медного чайника, куда их собирал старший.

Подавили в драке все ягоды.

Тогда и старший стал есть ягоды. «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

А потом подбили и главного героя, на «слабо» взяли. Стараясь доказать, что он не жадина и не трус, мальчик высыпал свой почти полный туес на траву: «Ешьте!»

«Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно.

Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой — теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:

— Я еще у бабушки калач украду!»

Хулиганство мальчишек жестокое: они поймали и растерзали рыбку «за некрасивый вид», убили ласточку камнем.

Санька забегает в темную пещеру и уверяет, что видел там нечистую силу — «пещерного домового».

Левонтьевские ребята издеваются над мальчиком: «Ох, влетит тебе от бабушки!» Они подучили его набить туесок травой, а сверху уложить слой ягод.

— Дитятко ты мое! — запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину. — Восподь тебе пособил, восподь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу...

Санька угрожает рассказать все бабушке и герою приходится украсть у своей единственной воспитательницы (он сирота) несколько калачей, чтобы Санька «нажрался».

Мальчик решает утром все рассказать бабушке. Но она рано утром уплыла в город продавать ягоды.

Герой идет с Санькой и младшими детьми на рыбалку, они ловят рыбу и жарят ее на костре. Вечно голодные дети съедают небогатый улов почти сырым.

Мальчик опять задумывается о своем проступке: «Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить... Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула. Я нынче сирота. Несчастный человек. И пожалеть меня некому.

Левонтий только пьяный жалеет да еще дедушка — и все, бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится. Главное, дедушки нет. На заимке дедушка. Он бы не дал меня в обиду».

Тут опять начинает клевать рыба — да клюет хорошо. В самый разгар клева к месту рыбной ловли направляется лодка, где среди прочих сидит бабушка. Мальчик бросается наутек и отправляется к «двоюродному братишке Кеше, дяди Ваниному сыну, жившему здесь, на верхнем краю села».

Тетя Феня накормила мальчика, порасспрашивала обо всем, взяли за руку и отвела домой.

Она стала беседовать с бабушкой, а мальчик забился в кладовку.

Тетка ушла. «В избе не скрипели половицы, не ходила бабушка. Устала. Не ближний путь в город-то! Восемнадцать верст, да с котомкой Мне казалось, что, если я буду жалеть бабушку, думать про нее хорошо, она об этом догадается и все мне простит. Придет и простит. Ну разок и щелкнет, так что за беда! За такое дело и не разок можно...»

Вспоминает мальчик, в каком глубоком горе была бабушка, когда утонула его мать. Шестеро суток не могли увести рыдающую старуху с берега. Она все надеялась, что река смилостивится и вернет дочь живой.

Утром заснувший в кладовке мальчик слышал, как на кухне бабушка кому-то рассказывала:

— ...Культурная дамочка, в шляпке. «Я эти вот ягодки все куплю».

Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горе мышный собирал...

Оказывается, приехал с заимки дедушка. Бабушка бранит его, что он слишком снисходителен: «Потатчик!»

Много заходит людей и бабушка всем рассказывает, что «утворил» ее внук. Это нисколько не мешает ей исполнять домашние дела: она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела.

Дед утешает мальчика, советует ему пойти повиниться. Мальчик идет просить прощения.

«И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету...»

Стыдно мальчику и страшно. И вдруг...

Бабушка позвала его и он увидел: «по скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.

— Бери, бери, че смотришь? Глядишь, за то еще когда омманешь баушку...

Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в сборник произведений В. П. Астафьева под названием "Последний поклон". Этот цикл автобиографических рассказов автор создавал на протяжении нескольких лет. Лето, лес, высокое небо, беззаботность, лёгкость, прозрачность души и бесконечная свобода, которые бывают только в детстве, и те первые уроки жизни, что прочно хранятся нашей памятью... Они безмерно страшат, но благодаря им растешь и ощущаешь мир по-новому.

Астафьев В.П, «Конь с розовой гривой»: краткое содержание

Рассказ написан от первого лица - маленького мальчика-сироты, который живет вместе с бабушкой и дедушкой в деревне. Однажды, вернувшись от соседей, бабушка посылает внука в лес за земляникой вместе с соседскими ребятами. Как не пойти? Ведь бабушка пообещала продать его туесок ягод вместе со своим товаром и на вырученные деньги купить пряник. Это был не просто пряник, а пряник в виде коня: белый-белый, с розовым хвостом, гривой, копытами и даже глазами. С ним разрешалось выходить гулять. И вот когда у тебя за пазухой самый заветный и желанный «конь с розовой гривой» - ты по-настоящему уважаемый и почитаемый «человек» во всех играх.

На увал главный герой пошёл вместе с детьми Левонтия. «Левонтьевские» жили по соседству и отличались буйным характером и беспечностью. Дом без забора, без наличников и ставен, с кое-как застекленными окнами, зато «слобода», словно бескрайнее море, и «ништо» глаз не угнетает… Правда, весной левонтьевское семейство вскапывало землю, что-то сажали вокруг дома, возводили изгородь из хворостин и старых досок. Но ненадолго. Зимой всё это «добро» постепенно исчезало в русской печи.

Главной целью в жизни было пробраться к соседу после получки. В этот день всех охватывало какое-то беспокойство, лихорадка. С утра тетка Васеня, жена дяди Левонтия, бегала по домам, долги отдавала. К вечеру в доме наступал настоящий праздник. На стол вываливалось всё - конфеты, пряники... Все угощались, а потом затягивали любимую песню о горемычной «облизьянке», которую привез из Африки моряк… Все плакали, становилось жалостливо, тоскливо, и так хорошо на душе! Ночью Левонтий задавал свой главный вопрос: «Что такое жисть?!», и все понимали, что надо быстро хватать оставшиеся сласти, потому что отец будет драться, бить остатки стекол и ругаться. На следующий день Левонтьиха снова бегала по соседям, занимала деньги, картошку, муку… Вот именно с левонтьевскими «орлами» главный герой и пошел собирать землянику. Собирали долго, старательно, тихо. Вдруг послышалась возня и крики: старшой увидел, что младшие собирают ягоду не в посуду, а прямо в рот. Началась драка. Но после неравного боя старший брат приуныл и поник. Принялся он собирать рассыпанное лакомство, и назло всем - в рот его, в рот… После неудачных стараний для дома-для семьи беззаботные ребятишки побежали к речке побрызгаться. Тут-то они и заметили, что у нашего героя земляники полный туесок. Недолго думая, подбили и его «доход» съесть. Стараясь доказать, что он не жадина и не боится бабушки Петровны, мальчишка вываливает свою «добычу». Вмиг ягоды исчезли. Ему и досталось всего нечего, пару штук, и те зеленые.

День прошел весело и интересно. И о ягодах забылось, и об обещании, данном Катерине Петровне. Да и конь с розовой гривой совсем вылетел из головы. Наступил вечер. И пришла пора возвращаться домой. Грусть. Тоска. Как быть? Санька подсказал выход: набить туесок травой, а сверху рассыпать горсть красных ягод. Так и поступил, и пришёл с «обманкой» домой.

Катерина Петровна не заметила подвоха. Похвалила внука, дала есть, и решила не пересыпать ягоды, а так и повезти ранним утром на рынок. Беда ходила рядом, но обошлось, и главный герой с легким сердцем отправился гулять на улицу. Но не выдержал и похвалился невиданной удачей. Хитрый Санька смекнул, что по чем, и потребовал за молчание один калач. Пришлось тайком пробраться в кладовку и принести один калач, потом еще один, и еще, пока он не «нажрался».

Ночь была беспокойная. Сна не было. Покой «андельский» не снисходил на душу.Так хотелось пойти, и всё-всё рассказать: и про ягоды, и про ребят левонтьевских, и про калачи… Но бабушка быстро уснула. Решил встать пораньше, и перед её отъездом раскаяться в содеянном. Но проспал. Утром в пустой избе стало еще невыносимее. Слонялся, слонялся без дела, и решил снова податься к левонтьевским, и они все вместе пошли на рыбалку. В самый разгар клева он видит выплывающую из-за угла лодку. В ней среди прочих сидит бабушка. Увидав её, мальчик схватил удочки и бросился бежать. «Стой!…Стой, мошенник!... Держи его!» - кричала она, но он был уже далеко.

Поздно вечером привела его домой тетя Феня. Он быстро пробрался в холодную кладовку, зарылся и притих, слушая. Спустилась ночь, вдали слышался лай собак, голоса молодежи, которая собирается после работы, поет и пляшет. Но бабушка все не заходила. Сделалось совсем тихо, холодно и тоскливо. Вспомнилось, как мать также ездила в город продавать ягоду, и однажды перегруженная лодка перевернулась, она ударилась головой и утонула. Долго искали её. Бабушка несколько дней провела возле реки, бросая хлеб в воду, чтобы разжалобить реку, умилостивить Господа…

Проснулся мальчонка от яркого солнечного света, который пробивался сквозь мутные грязные окна кладовки. На него был накинут дедушкин старый полушубок, и сердце радостно застучало - дедушка приехал, он обязательно его пожалеет, не даст в обиду. Услышал голос Екатерины Петровны. Она кому-то рассказывала о проделках внука. Ей нужно было непременно высказаться и облегчить сердце. Здесь зашел дед, усмехнулся, подмигнул, велел идти прощения просить - ведь иначе нельзя. Стыдно и страшно… И вдруг он увидел как «по скобленому кухонному столу» скакал сахарно-белый «конь с розовой гривой»…

С тех пор много воды утекло. Давно уж нет ни бабушки, ни дедушки. Да и сам главный герой давно вырос, его собственная «жизнь клонится к закату». Но никогда ему не забыть того дня. Конь с розовой гривой навсегда остался в его сердце…

Астафьев Виктор Петрович

Конь с розовой гривой

Виктор Астафьев

Конь с розовой гривой

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Конем, баба?

Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, - Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня - жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Да стой ты, чумовая! - окликала ее бабушка. - Сосчитать ведь надо.

Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот состоял, кажется, из десятки. Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк.

Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! напускалась бабушка на соседку. - Мне рупь, другому рупь! Что же это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и укатывалась.

Передала ведь!

Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами - ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас, натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.

В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях, - он когда-то был моряком.

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез...

Семейство утихло, внимая голосу родителя, впитывая очень складную и жалостную песню. Село наше, кроме улиц, посадов и переулков, скроено и сложено еще и попесенно - у всякой семьи, у фамилии была, коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни. Я и поныне, как вспомню песню, - так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясенности. Дрожит, сжимается сердце от песни: . И как забыть фокинскую, душу рвущую: , или дяди моего любимую: , или в память о маме-покойнице, поющуюся до сих пор: Да где же все и всех-то упомнишь? Деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая.

Но все наши песни скользом пролетали над крышей поселенца дяди Левонтия - ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства, и вот на тебе, дрогнули левонтьевские орлы, должно быть, капля-другая моряцкой, бродяжьей крови путалась в жилах детей, и она-то размыла их стойкость, и когда дети были сыты, не дрались и ничего не истребляли, можно было слышать, как в разбитые окна, и распахнутые двери выплескивается дружный хор:

Сидит она, тоскует

Все ночи напролет

И песенку такую

О родине поет:

На родине моей,

Живут, растут подруги

И нет совсем людей...>

Дядя Левонтий подбуровливал песню басом, добавлял в нее рокоту, и оттого и песня, и ребята, и сам он как бы менялись обликом, красивше и сплоченней делались, и текла тогда река жизни в этом доме покойным, ровным руслом. Тетка Васеня, непереносимой чувствительности человек, оросив лицо и грудь слезьми, подвывая в старый прожженный фартук, высказывалась насчет безответственности человеческой - сгреб вот какой-то пьяный охламон облизьянку, утащил ее с родины невесть зачем и на че? А она вот, бедная, сидит и тоскует все ночи напролет... И, вскинувшись, вдруг впивалась мокрыми глазами в супруга - да уж не он ли, странствуя по белу свету, утворил это черно дело?! Не он ли свистнул облизьянку? Он ведь пьяный не ведает, чего творит!

Дядя Левонтий, покаянно принимающий все грехи, какие только возможно навесить на пьяного человека, морщил лоб, тужась понять: когда и зачем он увез из Африки обезьяну? И, коли увез, умыкнул животную, то куда она впоследствии делась?

Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это постепенно исчезало в утробе русской печи, раскорячившейся посреди избы.

Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо всем ихнем заведенье:

Зато как тятька шурунет нас - бегишь и не запнешша.

Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, в бязевой рубахе, вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя Левонтий благодушно почесывался.

Я, Петровна, слободу люблю! - и обводил рукою вокруг себя:

Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!

Дядя Левонтий любил море, а я любил его. Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору. Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед.

Нечего куски выглядывать, - гремела она. - Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане.

Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» — деревенский парнишка, сирота, живущий у бабушки с дедушкой. Однажды бабушка отправила его с соседскими ребятишками собирать раннюю землянику. Она пообещала, что продаст эту землянику в городе и купит на вырученные деньги внуку красивый пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Ребята отправились за земляникой, но ее было еще мало, и дети не утерпели и съели всю собранную ягоду. Соседские мальчишки подговорили главного героя рассказа набить в туесок травы, а сверху насыпать ягод. Так он и сделал.

А бабушка не стала пересыпать ягоды из туеска и так и повезла их в город. Весь вечер накануне и ночью парнишка хотел признаться бабушке в своей хитрости, но так и не решился.

Бабушка воспитывала внука в строгости, и когда он увидел лодку, в которой бабушка возвращалась из города, то убежал на другой край деревни и до позднего вечера не приходил домой. Но утром мальчик пошел к бабушке и попросил прощения за свой поступок, а бабушка высказала ему все, что думает о таком поведении внука. Но самым удивительным было то, что в конце этой истории бабушка достала и вручила мальчику замечательный пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Белый конь с розовой гривой» состоит в том, что обманывать – это плохо. Особенно нельзя обманывать и подводить близких людей. Герой рассказа вручил бабушке туесок, в котором вместо земляники была трава, а бабушка из-за этого попала в неловкую ситуацию в городе.

Рассказ «Белый конь с розовой гривой» учит доводить любое начатое дело до конца. Уж если согласился идти собирать ягоды, то собери полный туесок. А хитрить и обманывать родных людей нельзя никоим образом.

В рассказе «Белый конь с розовой гривой» мне понравилась бабушка главного героя, которая воспитывала внука в строгости, в отличие от дедушки, который порой баловал мальчика. Бабушка хоть и отчитала внука за его неблаговидный поступок, но все-таки вручила ему обещанный пряник, и мальчик на всю жизнь запомнил доброту и справедливость своей бабушки.

Какие пословицы подходят к рассказу «Белый конь с розовой гривой»?

Кто в чем сплошает, за то и отвечает.
Обманом много не наторгуешь.
Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.

/ / / «Конь с розовой гривой»

Дата создания: 1963.

Жанр: рассказ.

Тема: становление личности.

Идея: жить нужно по совести.

Проблематика. Прощение действует на человека сильнее наказания.

Основные герои: Витька; его бабушка.

Сюжет. Бабушка послала Витьку за земляникой, пообещав ему, если он заполнит туесок ягодами доверху, она продаст их в городе и купит ему пряник в виде коня с гривой и копытами. Обещание пряника очень вдохновило Витьку. Пряничный конь возвышал его обладателя в глазах деревенских мальчишек и был желанным для каждого из них.

И вот вместе с соседскими детьми мальчик отправляется по ягоды. Отец этих ребят был лесозаготовщиком.Звали его на деревне Левонтием. Левонтий два раза в месяц приносил деньги, и в эти дни в его доме был настоящее пиршество, а жена лесозаготовщика занималась раздачей долгов по селу. Витьку в их доме принимали охотно, и во время пиров он рвался к соседям, но бабушка его осаживала, не желая, по ее словам, чтобы внук "объедал пролетариев". На самом деле она просто недолюбливала эту безалаберную семью. Деньги на пирах быстро кончались, и жена Левонтия Васена вновь влезала в долги.

Семья Левонтия была очень бедной. Двор у них был пустой, без всякого хозяйства, даже в баню они ходили к соседям. Регулярно по весне они огораживали дом плохоньким тыном, а по осени изводили его на растопку. Бабушкины упреки в бесхозяйственности бывший флотский Левонтий отметал возвышенным постулатом о своей любви к "слободе".

Со всем выводком левонтьевского гнезда Витька и отправился на увал за земляникой. Когда у него было набрано уже несколько стаканов ягоды, левонтьевские "орлы" передрались из-за того, что старший подметил, как другие съедают землянику, а не собирают ее в посуду. В итоге все ягоды рассыпали и съели, а после того собрались на речку. И вдруг обнаружили, что у Витьки есть земляника. Санька левонтьевский подначивал Витьку высыпать землянику, он, чтобы не показаться жадным, высыпал, и землянику его съели. После этого всей гурьбой двинулись к реке.

О своем пустом туеске Витька вспомнил только перед возвращением домой, уже к вечеру. Стыдно было идти к бабушке без ягод, да и опасался он ее гнева: бабушка строгая, не соседка Васена. Подучил его, как обмануть бабушку, опять же левонтьевский Санька. Витька заполнил туесок травой, прикрыл ее сверху горсткой ягод, и принес бабушке туесок такого содержания.

Бабушка расточала внуку похвалы, не стала ягоды пересыпать, чтобы в этом туеске и отвезти в город. Витька поведал обо всем Саньке, а тот за молчание заставил его принести калач. Одного калача шантажисту было мало, и Витька носил калачи до полного насыщения Саньки. Спал мальчишка после содеянного плохо, его угнетали обман бабушки и кража калачей. Витька принял решение сознаться во всех грехах утром.

Но утром он проспал бабушкин отъезд. Витьке хотелось убежать к дедушке на заимку, под защиту, но заимка была далеко. Не зная, куда себя деть, он отправился на рыбалку с Санькой. Спустя какое-то время Витька увидел, как из-за мыса выплывает большая лодка, а в ней рассерженная бабушка показывает ему кулак.

Только с наступлением вечера Витька решился прийти домой, он затаился в кладовке, где была сооружена на лето постель из половиков. На этой постели Витька страдал от жалости к себе и думал про маму. Она тоже торговала ягодами в городе. Один раз лодка была так перегружена, что перевернулась. Утонувшую маму долго не могли найти. Витька помнил, как изводилась бабушка, пока тело мамы не обнаружили.

Когда мальчик проснулся, к нему заглянул дедушка, вернувшийся с заимки. По настоянию деда, Витька испросил у бабушки прощения. А бабушка, закончив срамить и обличать внука, усадила его за стол, а между тем продолжала "давить" на его совесть. Осознав, в какой бездну он свалился в своем плутовстве, и не зная, как вернуться оттуда, Витька отчаянно заревел. А когда пришел в себя и поднял голову, перед газами его на скобленом столе лежал белый пряничный конь с розовой гривой.

И до конца жизни не мог он забыть того бабушкиного пряника.

Отзыв о произведении. Очень назидательная история. Дает понять, что все тайное становится явным. Угрызения совести оказались тяжким наказанием для героя, а прощение бабушки помнилось всю жизнь.