Интернет

Кто из индийских махараджей женился на европейках. Индийский махараджа - лучший экскурсионный поезд индии

В город Майсоре я приехала из Бангалора, на электричке. Билет стоил 51 рупию, время в пути более 2 часов. От вокзала до центра города доехала на автобусе за 4 рупии. Дошла до улицы, где есть много отелей, цена фиксированная и торг был неуместен. Я выбрала маленькую комнату с душем и туалетом за 275 рупий. Мне даже выдали махровое полотенце. Отель мой, естественно безо всяких звезд, находился недалеко от центра и от двух автобусных станций — большого междугороднего терминала в одну сторону, и городского в другую. Место, надо сказать очень оживленное, но недалеко от самой главной достопримечательности — шикарного Дворца Майсора. Именно из-за него я продолжила свое путешествие сюда, но как всегда больше ничего не знала. Туристы сказали, что майсурский дворец красивый, вот я и поехала.

Майсор (Mysore, Mysuru) или Майсур, Майсоре (зависимости о прочтения) — второй по величине город в индийском штате Карнатака. Расположен в 135 км к юго-западу от — Южная Индия. Мне понравился этот город, здесь даже есть урны для мусора! А улицы убирают и подметают!!! Такого я еще не видела в Индии, если не считать привокзальной площади в . А в большой почитаемый храм на Chamundi Hill (Чамунди холм) ходит новенький автобус с кондиционером. Город совсем недорогой и развитый. Но сначала про то, что посмотреть в Майсоре, а потом про жизнь.

Достопримечательности Майсура (Майсора)

Дворец Махараджи , дворец Джаганмохан , самая большая христианская церковь в Индии, мечеть, зоопарк, центры йоги, красивые здания,парки, аллеи и множество достопримечательностей и .

С 1399 по 1947 г Майсур (Майсор) был столицей Майсурского княжества в составе могущественной Империи Виджаянагар, ее столицей был , а в 1564г. княжество вышло из этой империи, которая вскоре распалась, и существовало самостоятельно. Не все было гладко в истории правителей Майсурского княжества, однако в 1881 году власть была передана законным наследникам династии Водеяров. С этого года и начался новый период расцвета Майсора. Княжество Майсур стало первым индусским княжеством в тогдашней Британской Индии.

Дворец Махараджи

Главная достопримечательность города и всей Индии — это Майсурский Дворец или Дворец Махараджи . Это самый настоящий красивый дворец в Индии. По мне, так он значительно интереснее знаменитого и всех остальных дворцов, что я видела в и .

Эффектный и величественный, в современном своем виде Дворец был вновь отстроен в 1912г, после деревянного предшественника, сгоревшего в 1897.
Самый первый дворец, однако был построен здесь в 14 веке, но он несколько раз разрушался, достраивался и перестаивался. Во майсурском дворце располагалась резиденция правящей династии Ванаров. Сейчас там интересный музей, а на огромной территории находится несколько храмов (7 или 12 точно не помню) и три или четыре входа (gates), украшенных красивыми воротами арками, но войти можно было только в один, а выйти в другой. По воскресеньям и праздникам вечером с 19 до 20 ч весь дворец освещается и сверкает многочисленными лампочками, которых 5000 штук. (фото нет)


Билет в сам Дворец стоил 200 рупий. Аудио гид выдается бесплатно, правда под залог. Фотографировать внутри здания запрещено, меня чуть не оштрафовали на 500 рупий, но к счастью я отвертелась, извинилась, но больше не фотографировала. Зато у Вас есть редкая, уникальная возможность взглянуть на несколько снимков внутреннего убранства и залов Дворца.

Необыкновенной красоты отделка и эти колонны, придают тонкость, изящество, шарм, а цветовая палитра создают уют и подчеркивают богатство.

У меня трепетало сердце, гуляя по большой территории и наслаждаясь красотой и размахом. А когда я ходила по дворцовым залам, то представляла себя принцессой 🙂 И чувствовала в этой роли себя очень комфортно.

На территории Дворца Махараджи есть несколько храмов. Вот этот на северной стороне форта Бувандешвара храм был построен в 1951 году для симметрии с другим храмом — Шветха Варахасвами Shri Shwetha Varahaswami Temple, что на южной стороне форта дворца. Я не заходила внутрь, но говорят, что там сохранились очень старинные фрески и роспись.

Огромный двор форта Дворца Махараджи я обошла почти весь — уж очень впечатляюще. В стороне увидела дворцовых слонов, но близко подойти не решилась. Их, скорее всего, используют для праздничных церемоний. Слоны стояли в тени дерева, прячась от солнца.

А это главные ворота форта, но они были закрыты для прохода. Однако, туда можно зайти и посмотреть, там есть очень красивые ажурные винтовые лестницы (я фотку удалила — жаль). И вообще, если есть время стоит пройтись в тени по колонному проходу и посмотреть.


Ну, что же пора уходить и так несколько часов тут провела. Пошла к воротам. Там за ними тоже стоит крошечный храм. Это ворота на выход, они намного меньше центральных, выходишь прямо на оживленное место в городе, близко к отелям, автостанции, магазинам.

Как я уже сказала в Майсоре много достопримечательностей и вот еще один дворец

Дворец Джаганмохан

Дворец Джаганмохан использовался в качестве резиденции на время строительства главного Дворца Махараджи. На протяжении многих лет в этом здании размещается галерея с коллекцией картин, утвари, музыкальных инструментов. Внутри расположена сцена, где проходят праздники. Когда я была, там репетировали дети.

В Майсуре есть еще много интересных зданий и дворцов, некоторые из них переделаны в отели. А на перекрестках стоят вот такие монументы.

Церковь Святой Филомены в Майсоре

Католическая церковь Св. Филомены является одной из самых больших церквей в Индии. Высота шпилей более 53 м. Считается, что на этом месте находилась одна из старейших католических церквей, возведенная более 200 лет назад, для британских солдат. Правитель Махараджа Кришнараджа Водеяр II выделил кусок земли, где и была построена маленькая церковь. А его внук Махараджа Кришнараджа Водеяр IV основал на этом месте 28 октября 1933г. взамен маленькой вот этот собор Св. Феломены, по стилю напоминающий знаменитый собор в Кёльне в Германии. Строительство закончилось в 1956 году.

Собор может вместить 800 человек. Внутри под алтарем там есть подземные помещения, где хранится память об умерших. Здесь красивые витражи, а вечером включается подсветка, которая делает его просто необыкновенным и величественным. Работает он с 5 утра до 6 вечера.

В Индии в одном месте можно встретить наличие нескольких религий и главное они не мешают существовать друг другу и их почитателям. Вот на этой улице можно увидеть и мечеть и вдалеке Собор Св. Филомены.

Махараджа Кришна раджа Водеяр IV, правил городом и княжеством Майсур в течение многих лет с 1902 по 1940 гг. Он придавал особое внимание развитию образования, новых идей физического воспитания. Видимо поэтому Майсор является также очень известным центром по практике и обучению йоги. В городе много йога-школ, куда приезжают люди из разных стран на обучение практикам.

Город очень славится своими палочками — благовониями на всю Индию и за ее пределами. Резьба из сандалового дерева, работы по бронзе занимают достойную нишу. Также здесь производят высококачественный шелк, развита электротехническая промышленность, есть университет.

Цены на индийскую еду здесь совсем дешевые, а свежевыжатый сок стоил сущие копейки — 20 рупий. Я часто покупала фрукты, взамен острых блюд. Пробыла всего пять дней в Майсуре, и у меня остались приятные впечатления. Рекомендую посетить Майсор в путешествии по Индии.

Об остальных важных и красивых достопримечательностях, старинных храмах, о рынке, а также о красивом саде Бриндаван, что за городом читайте в статье в части 2 — там очень интересно. Я затем продолжила самостоятельное путешествие по Индии в город .

Свежий обзор

Вернемся к архиву фотографий немецкого туриста, посетившего Алматы в декабре 2013 года. На этот раз отправимся в ближайшие и самые популярные горы в окрестностях города — Малое Алматинское ущелье, где находятся знаменитый высокогорный каток Медео, огромная селезащитная плотина и начало канатной дороги в урочище Шымбулак.

Сам каток Медео теперь входит в черту города. И улица Достык (бывшая Ленина), выше к горам становится улицей Горной и как раз по ней в достаточно глубоком ущелье надо двигаться к самому стадиону.

Случайные записи

Есть в Калифорнии место, которое путеводители настоятельно советуют посетить туристам, чтоб они могли приобщиться к культурным ценностям античного мира. Находится это место где-то между Санта-Моникой и Малибу и называется "виллой Гетти". Нефтяной магнат Джей Пол Гетти, один из первых долларовых миллиардеров, самый богатый на то время человек в мире, увлекся собиранием артефактов античной культуры и искусства. Для показа своей коллекции широкой публике в 1954 году Гетти открыл у себя дома галерею. Но со временем он приходит к идее создания музея в специально построенном здании в духе древнеримского загородного дома. Прообразом такого сооружения стала вилла Папирусов, найденная при раскопках Геркуланума, погребенного некогда под пеплом Везувия. Чтобы вилла соответствовала античным канонам, по приказу Гетти из Италии были специально привезены 16 тонн мрамора травертина, из которого возводили свои постройки богатые римляне. Новый музей открылся для публики в 1974 году. Сам владелец и основатель музея так и не удосужился побывать здесь. С 50-х годов прошлого века он обосновался в Англии и умер там в 1976 году. Вход в музей бесплатный, хотя судя по внутненнему убранству, деньги потрачены немалые, к тому же Гетти был известен крайней скупостью. История с отказом Гетти платить за похищенного в Риме внука даже легла в основу фильма Ридли Скотта "Все деньги мира". Но, как говорится, у богатых свои причуды, к тому же "дело-то семейное", может это была мера воспитания… Биограф Джей Пола Гетти Роберт Ленцнер написал об этом так: «Главное правило Гетти гласило: «Ничего не давать правительству», ибо он считал, что правительство способно пустить любые деньги на ветер. Это ему почти удалось. Правило второе: «Уберечь детей и внуков от огромных денег». По этой части он не преуспел. Какой бы не была мотивация миллиардера, теперь здесь существует музей и образовательный центр, изучающий культуру и искусство Древней Греции, Древненго Рима и Этрурии. Коллекция предметов античной культуры содержит 44 тыс. экспонатов, относящихся к периоду времени от 6500 года до н.э. и до 400 года нашей эры. Но начну с дороги, ехать пришлось довольно долго, но вполне комфортно, вдоль побережья океана.

Про многоэтажную Шарджу уже написано пару статей — и . Теперь настало время поговорить и посмотреть на более простую застройку — одноэтажные коттеджи и простые улицы.

Хотя начну я с автомобилей — обычно в Эмиратах всегда много хороших машин и наши люди любят их рассматривать. У меня тоже появилось несколько таких фотографий. Я не ставил целью фотоохоту на крутые тачки, поэтому фотографий немного и машины на них не самые крутые из тех что удалось увидеть. Меня больше в этом отношении впечатляет , но новые машины — тоже интересно.

Главная достопримечательность Ахалцихе — это крепость. Впервые крепость под названием Ахалцихе ("Новая крепость") упоминается в летописях в 1204 году. Видимо, до этого была и "старая", места здесь пограничные (до Турции рукой подать — около 20 км), и скала над тихой речкой Поцхови прямо создана для возведения укрепления. Но достоверно известно, что настоящая крепость была построена в 12 веке княжеским родом Джакели и служила им в течение 3 столетий семейной резиденцией.

Я даже не знаю, городом является Бяла или деревней. По размеру она не сильно меньше, чем Обзор, но в Обзоре в центре есть табличка, что ему присвоено звание города, а в Бяле я такой не видел. Да и местные называют ее деревней.

В этой части про этот курортный городок речь пойдет про окрестности, общие планы города и немного про зелень.

Начну с берега, откуда хорошо видно город Обзор.

Наше путешествие по Боржомскому ущелью продолжилось, впереди должно быть знакомство с городом, известным своими минеральными водами — Боржоми. Но погода снова испортилась, пошел дождь и гид принял решение оставить Боржоми на "закуску". И мы отправились прямо к конечному пункту нашей экскурсии — Ахалцихе. На месте городка люди селились с незапамятных времен, здесь находилось поселение куро-аракской культуры, датируемое 4000-2200 годами до н.э. Название городу дала построенная в первой половине 12 века крепость (ახალციხე, буквально означает — Новая крепость). С 14 по 16 века Ахалцихе был центром области Месхетия. В 1579 году попал под власть Османской империи. Был возвращен в лоно Грузии в ходе русско-турецкой войны 1828-29 годов, когда она уже вошла в состав Россиийской империи.

Шарджа ночью конечно не такая как Дубаи, но тоже очень симпатично. К тому же Рамазан и жизнь начинается только с заходом солнца. Разнообразием фотографии не сильно радуют, потому что ночные прогулки были почти в одном месте — в районе , о котором я уже писал.

И начну не совсем с ночной фотографии — Луну иногда видно и днем. И страна исламская, и священный месяц Рамадан. В общем начнем с полумесяца.

Не могу сказать, что я с детства мечтала побывать в Голливуде, но раз уж мы рядом, то посмотреть его просто обязаны, хотя бы для того, чтобы сказать потом:" Да ничего там особенного нет". Поэтому отправились туда прямо с утра. А экскурсию решили начать со смотровой площадки у всем известной надписи "HOLLYWOOD". Но нам не повезло, в этот день проводился какой-то марафон и дорога туда была закрыта, к тому же на машинах въезжать туда вообще нельзя. Кстати, о дорогах, как они тут разбираются в направлениях в этих навороченных путепроводах? Я машину не вожу и больше привыкла видеть всякие развязки на плане, может из-за этого, когда вижу в натуре многоуровневые дорожные сооружения, теряю пространственное мышление.

Постояв на мосту, помахав проходящим судам и обозрев ближние и дальние окрестности, решили уже было возвращаться домой, жарить курицу и готовить прощальный ужин. Но Алекс обратил наше внимание на автомобильный мост, расположенный выше по течению Эльбы. Он был запружен фурами, которые практически не двигались. Видимо, на автобане что-то случилось и образовалась пробка. Вернуться в Магдебург было проблематично, решили погулять еще, а вдруг "рассосется"… И отправились осматривать деревню, которая впервые упоминается в записях магдебургского архиепископа Альбрехта в 1225 году. По всей видимости, с тех времен мало что сохранилось, но вот кирпичная кладка этого дома напомнила мне монастырь в . По данным 2012 года проживает здесь 1459 человек и проживает, довольно неплохо.

Санта-Ана является административным центром округа Оранж Каунти (Orange County). Местность, где стоит теперь городок, испанцы в 1769 году назвали Vallejo de Santa Ana — Долина святой Анны. Поселение Санта-Ана в 1886 году получило статус города. Сказать честно, сам город мы посмотреть не удосужились, а вот зоопарк посмотрели с удовольствием. Зоопарк невелик, занимает всего 8 гектаров, но здесь разместились и вольеры и клетки для животных, не забыли о детских площадках и кафешках, да и состав животных очень необычен. Открытие зоопарка состоялось в 1952 году на территории Прентис парка. Меценат Иосиф Прентис передал зоопарку часть своих земель с условием, что руководство будет обеспечивать содержание не менее 50 обезьян в любое время, и это условие выполняется до сих пор.

Махараджа — одно только это слово сразу вызывает в воображении волшебные дворцы, полные слуг и возлюбленных, украшенных драгоценностями слонов и сокровищницы, ломящиеся от алмазов и изумрудов. Индийские князья издревле владели баснословными ценностями; завоевание Индии Великими Моголами в XVI-XVII веках не разрушило ее богатств в отличие от завоевания Индии британцами в XVIII веке. Ислам Великих Моголов не был фанатичным, они не преследовали индуизм и насаждали в Индии изысканную, рафинированную персидскую культуру. Кроме того, они любили выставлять свое богатство напоказ, и с этого момента сокровища Индии стали для Европы великим соблазном.

Индийский и европейский вкус к драгоценным камням и ювелирным техникам встретились в XVI веке, когда португальские купцы, обосновавшиеся в Гоа, впервые увидели огромные, покрытые гравированными узорами изумруды, а местные владыки близко познакомились с европейским оружием.

Расцвет взаимных влияний случился в XVII веке. Именно тогда европейские мастера начали гранить драгоценные камни для махараджей, потому что индийская традиция предпочитала лишь подчеркнуть естественные свойства камня. Покрыв, например, огромный изумруд тонкой резьбой со всех сторон, мастера стремились не столько скрыть дефекты камня, сколько подчеркнуть его природные качества.

Портрет Махараджи Майсура.

Музей Виктории и Альберта, Лондон

И с того же момента европейские художники (и их местные последователи) начали писать парадные портреты махараджей, украшенных жемчужными нитями, серьгами и плюмажами, с ожерельями, браслетами, кольцами и кинжалами, усыпанными рубинами, изумрудами и алмазами .

Шкатулка из желтого жадеита, украшенная рубинами, бриллиантами, изумрудами, 1700-1800 г.од

С начала XVII века при могольском дворе появляются европейские ювелиры и золотых дел мастера. Шах-Джа-хан, по некоторым сведениям, пригласил некоего Остена Бордоского изготовить из драгоценных камней двух павлинов для своего трона и заказал в Италии пять панно из самоцветов для балкона своего дворца в Дели. Европейские ювелиры научили индийских технике многоцветных эмалей — и сами научились многому, например, способу сплошной ленточной или рельсовой закрепки камней, утопленных по всей золотой поверхности, покрытой тонким гравированным узором из вьющихся листьев и побегов.

Махараджи из рода Великих Моголов сильно подрастеряли свой блеск в колониальную эпоху. Тем не менее еще в начале ХХ века они поражали парижских, лондонских и нью-йоркских ювелиров, появляясь в их мастерских с целыми чемоданами драгоценных камней, которые в конце концов перекочевывали к другим владельцам.

Жак Картье с индийскими торговцами драгоценными камнями, 1911 (фото из архива Cartier). С момента своего первого визита в Индию, в 1911 году, Жак Картье (1884-1942) познакомился с экстравагантными вкусами махараджей. Сказочно богатые и жадные до драгоценных камней, индийские князья не останавливались ни перед чем, чтобы удовлетворить свой вечный аппетит к драгоценностям.

Эскиз церемониального ожерелья для махараджи Наванагара, 1931 год (фото из архивов Cartier Лондон). Жак Картье представил Махарадже свой ослепительной эскиз. К сожалению, Махараджа Наванагара недолго носил этот звездный каскад из цветных бриллиантов. Он умер в 1933 году, через два года после того, как ожерелье было доставлено ему.

Наверное, самое знаменитое из всех сокровищ махараджей — это "ожерелье Патиалы", парадное ожерелье махараджи Бхупиндара Сингха: оно было изготовлено парижским домом Cartier для махараджи Патиалы в 1928 году. Весило оно почти 1000 карат и включало в себя знаменитый бриллиант De Beers весом в 234.69 карат.

Патиала — самый крупный сикхский штат в Индии, его правители сохранили свои сокровища и при британском правлении. Его правитель махараджа Бхупиндар Сингх (1891-1938) был истинным восточным владыкой. Он заказывал свои ружья у Westley Richards в Бирмингеме, Dupont из Парижа поставлял для него уникальные драгоценные зажигалки, а Rolls-Royce изготовлял автомобили на заказ. Махараджа был сказочно богат и он обеспечил работой не только ювелиров Cartier, но и мастеров дома Boucheron.

История ожерелья началась в 1888 году, когда в Южной Африке был добыт алмаз весом в 428,5 карат - седьмой по величине камень в мире.

После огранки он был выставлен на Всемирной выставке 1889 года в Париже, где был куплен махараджей Патиалы и принцем индийской провинции Пенджаб Радженджрой Сингхом (Rajendra Singh).


В 1925 году сын махараджи Бхупиндар (Bhupindar) привез бриллиант в Париж и обратился в ювелирный дом Cartier с просьбой создать на его основе экстравагантное ожерелье.

Три года мастера Картье трудились над этим ожерельем, в центре которого блистал алмаз «Де Бирс». Законченное украшение являло собой каскад из 2930 бриллиантов общим весом 962, 25 карат и двух рубинов в оправе из платины. Будучи завершенным, ожерелье махараджи Патиалы не имело себе равных в мире. Картье столь гордился своей работой, что попросил разрешения выставить ожерелье до того, как его отправят в Индию. Махараджа согласился. Позднее он часто фотографировался с этим ожерельем. Последний раз в нетронутом виде ожерелье видели на его сыне, махарадже Ядавиндра Сингхе в 1941 году.

В конце 40-х - начале 50-х гг. для махараджей Индии наступили нелёгкие времена. Многим семьям пришлось расстаться с частью своих драгоценностей. Не избежало этой участи и знаменитое ожерелье махараджи Патиалы: наиболее крупные камни, включая алмаз «Де Бирс» и рубины, были сняты и проданы. Последними продали платиновые цепи.
И вот по прошествии многих лет эти цепи появились в Лондоне в 1998 году. Картье случайно наткнулся на них, узнал, купил и решил восстановить ожерелье, хотя и считал, что найти достойную замену алмазу «Де Бирс» и рубинам будет практически невозможно.


Работа это была невероятно трудной, тем более, что единственным свидетельством существования ожерелья была черно-белая фотография, сделанная в первой половине XX века.

За прошедшие годы ожерелье сильно пострадало. По сути, от оригинала мало что осталось: большинство камней, в том числе гигантский бриллиант и рубины, исчезли. Потребовалось почти два года, чтобы заново восстановить ожерелье. В 2002 году восстановленное ожерелье было выставлено в Париже. Новое ожерелье выглядит точно так же, как оригинал, по крайней мере, для неопытного глаза. Синтетические камни почти безошибочно передают великолепие оригинала, но в Картье не теряют надежды когда-нибудь заменить их на подлинные.

Одна из значительных коллекций драгоценностей XIX века была у махараджей Бароды — в ней хранилась "Звезда Юга", бразильский бриллиант весом 129 карат, и "Инглиш Дрезден", ограненный в виде капли бриллиант весом 78,53 карата. Но самой большой драгоценностью сокровищницы Бароды было огромное, в семь рядов, ожерелье из натурального жемчуга.

В XX веке эту коллекцию наследовал махараджа Пратапсингх Гаэквар, который царствовал в 1939-1947 годах, потом они достались его молодой жене по имени Сита Дэви. Молодая жена жила в основном в Европе и заказывала прославленным западным ювелирам модные украшения с наследственными драгоценными камнями.

Принц Гаэквар Барода

Из числа таких изделий — ожерелье с изумрудами и бриллиантами и серьги Van Cleef & Arpels, которые были проданы на Christie"s в Женеве 15 мая 2002 года.

По-видимому, Сита Дэви же распорядилась переделать и мужское ожерелье в семь нитей, слишком громоздкое для женской шеи. В 2007 году на аукционе Christie"s то, что осталось от ожерелья Бароды,— две нити огромных жемчужин с застежкой Cartier с бриллиантом огранки "подушка", брошь, кольцо и серьги — было продано за $7,1 млн.

В сокровищнице Бароды было и еще кое-что. В 2009 году на аукционе Sotheby"s в Дохе был продан (за $5,5 млн) жемчужный ковер, 150 лет назад сотканный по заказу богатейшего махараджи Гаэквара Кханди Пао в качестве дара пророку Магомету. Ковер расшит двумя миллионами жемчужин и украшен тысячами самоцветов — алмазами, сапфирами, изумрудами и рубинами. Общий вес камней составляет поразительные 30 тысяч карат.

Махараджа Дилип Сингх из Лахора. 1852 год. Портрет Джорджа Бичи. Изображен в пятнадцать лет. Среди многих других драгоценных камней, он носит бриллиантовый эгрет с тремя перьями из бриллиантов и изумрудом, расположенным в центре.

Эгрет из бриллиантов, сапфиров,рубинов, жемчуга и золота

Крупнейшие в мире гравированные изумруды происходят, по-видимому, из коллекции махараджи Дарбханги Бахадура Сингха. В октябре 2009 года на аукционе Christie"s почти за $800 тыс. был продан изумруд "Тадж-Махал", названный так потому, что мотивы его гравировки — лотос, хризантема и маки — совпадают с узорами в Тадж-Махале. Шестиугольный изумруд весит около 141 карата и датируется примерно серединой XVII века. В собрании махараджей Дарбханга был и еще один камень — "Изумруд Моголов", он датируется 1695-1696 годами. На одной из его сторон выгравированы каллиграфией пять линий шиитской молитвы, другую сторону украшает цветочный узор. Он был продан на аукционе Christie"s в 2001 году за $2,3 млн частному лицу.

Этот захватывающий дух алмаз цвета виски весом 61.50 карат под названием"Глаз тигра" был установлен Картье в эгрет на чалму для махараджи Наванагара в 1934 году.

Невероятный красоты меч был подарен королю Эдуарду VII махараджей Джайпура, Савай сэра Мадхо Сингх Бахадур в честь коронации в 1902 году. Изготовлен он из стали и золота, покрыт синей, зеленой и красной эмалью и инкрустирован более чем 700 белыми и желтыми бриллиантами весом в 2000 карат, составляющими узор из цветов и листьев лотоса. Photo: PA

Чалма Махараджи Сингх Бхупендра Патиала. 1911 отделана эгретом от Картье в сочетании с другими украшениями для чалмы. В то время, как передняя часть эгрета украшена бриллиантами, рубинами и изумрудами, боковые части составляют мастерски исполненный замысловатый узор из лиственных мотивов, выполненных из красной, зеленой и синей эмали. Махараджа также носит ожерелье из четырнадцати нитей натурального жемчуга.

Махараджа Савай Джай Сингх Бахадура из Алвара, родился в 1882 году. Кроме традиционных индийских украшений, он носит звезду - высший индийский знак отличия, дарованный ему королем, что считалось в то время частью королевских регалий.

Махараджа Сарайджи-Роа, Гаеквар, Барода. 1902 год украшен семью рядами своего знаменитого бриллиантового колье и другими украшениями с бриллиантами. В конце 19 и начале 20 веков, практически каждый индийский махараджа имел официальное фото, на котором он были представлены наиболее важные драгоценности как символ власти и положения.

Межкультурный обмен, Живописная миниатюра из Национальной галереи современного искусства, Нью-Дели, Индия. 1902. Неизвестный индийский художник изобразил короля Эдварда VII и королеву Александру как короля-императора и королеву-императрицу Индии.

Эгрет для чалмы из платины с бриллиантами и изумрудами. Частная коллекция. 1930 год

Драгоценности для парадной униформы махараджи, конец 19 века .

Парадный тюрбан от Картье для махараджи Капуртхала

Махараджа Колхапура

Махараджа Дарбханга

Махараджа Алвара (1882-1937).

Знаменитый сапфир "Звезда Азии" весит 330 карат

Изумрудное и бриллиантовое колье, содержащее 17 прямоугольных изумрудов, 277 карат. Изумруд в подвеске весил 70 карат и был известен тем, что происходил из коллекции бывшего султана Турции.

Жак Картье изготовил колье в стиле ар-деко для махараджи Наванагара.

Махарана Удайпура

Махараджа Бхупиндра Сингх из Патиалы

Махараджа Джамму и Кашмира

Изумрудное ожерелье с кулоном, которое принадлежало Махарани Прем Кумари, жене махараджи Капуртхала, 1910 год

Россыпь цветов из драгоценных камней - эгрет на чалму из рубинов, изумрудов и бериллов на одной сторону, и с теми же камнями? но с добавлением бриллиантов на другой стороне. Стебель и боковые ветки драгоценности покрыты прозрачной зеленой эмалью. Эгрет когда-то принадлежал махарадже Джайпура.

Ныне большинство старинных драгоценностей индийских махараджей многократно переделаны и сменили нескольких владельцев. Но и по сей день провенанс "принадлежало махарадже" значительно повышает цену камней и ожерелий на всех значимых аукционах мира.

http://www.kommersant.ru/doc/1551963

http://www.reenaahluwalia.com/blog/2013/5/18/the-magnificent-maharajas-of-india

Трущобы, антисанитария и коровы – первые образы, возникающие при упоминании об Индии. Дворцы, бриллианты и Ролс-ройсы – этот ассоциативный ряд уж никак не всплывает в голове. Но именно вторая цепочка отражает повседневные реалии современных махараджей.

Вконтакте

Однокласники

В современной Индии границы между кастами до сих пор сохраняются, но уже не являются столь четкими, как раньше, особенно для представителей низшего и среднего социальных сословий.

Тем же, кто родился в богатых семьях с длинной родословной, приходится придерживаться принятой для их положения модели поведения и целого свода негласных правил.

Сейчас потомки махараджей – древних индийских правителей – ведут тот яркий и сказочный образ жизни, который мы привыкли видеть в фильмах.

Но за это им приходится расплачиваться личной свободой. Для того, чтобы стать полноценными наследниками капитала и статуса своей семьи, им необходимо соответствовать ожидаемым стандартам поведения. Давайте заглянем в закулисье такой жизни.

Заключение браков









Ограничения накладываются, в первую очередь, на выбор спутницы жизни. Если представители большинства сословий, особенно в городах, могут заключать союзы по любви практически с любым понравившимся кандидатом, даже другой национальности, то для высших каст существуют очень жесткие ограничения.

– В Индии брак – это боль. И это навсегда… – с горечью в голосе произнесит один из потомков махараджей и наследник огромного состояния.

– А ты мог бы жениться на иностранке? – интересуются у него.

– Мог бы… Но это было бы последнее, что я сделал в своей жизни. Традиции до сих пор очень сильны, и мне нужно выбрать девушку соответствующего уровня. Потому что только человек того же происхождения сможет разделить всю мою ответственность и войти в мою семью. Только в этом случае родители дадут благословение.

– А ты сам выбираешь или у них уже есть какие-то варианты? - задают ему вопрос.– Они постоянно мне кого-то предлагают. Но всё не то. Хоть мне и 29, но я еще не готов к семье, хотя бы еще два года хочу пожить без жены…– А как вообще проходят свадьбы у Вас – представителей высшей касты?

– Очень помпезно. Событие празднуется три дня, приглашается много гостей. На свадьбе моей сестры было 50 тысяч человек, сняли футбольный стадион… И, к слову, мы не разводимся, что бы ни случилось потом. На проведение таких свадебных церемоний обычно закладывается от одного до пяти миллионов долларов, поскольку такое событие бывает у них лишь раз в жизни.

В современных условиях существуют и некоторые поблажки, например, оба в паре могут иметь отношения до брака. Ранее для женщин это считалось непозволительным.

Сейчас исключаются лишь дети на стороне. Брак – это соединение двух семей и бизнес-расчет. Обычно расходы делят пополам обе семьи.

Профессиональная деятельность

Все важные посты в государстве занимают представители знатных семей. Именно они идут на дипломатическую службу, строят крупные компании и работают чиновниками высших рангов.

К этому готовят еще с детства, и как минимум год юное поколение получает высшее образование за границей в лучших вузах мира. Все они отлично говорят по-английски, поскольку именно на нем происходит основное общение в деловой среде.


Более того, многие родители намеренно создают для своих детей жесткие конкурентные условия в начале карьеры и урезают их спонсирование, чтобы привить им предпринимательский азарт.

До сих пор считается, что женщине необязательно работать, поэтому у мужчин всегда лучшие стартовые позиции и возможности. Дочерям влиятельные родственники зачастую помогают строить творческую карьеру, например, актрисы или певицы.

Раньше такой род занятий считался недопустимым для представительниц знатных сословий. Сейчас же это способствует привлечению более выгодного для брака жениха.

Отношения с родственниками

Старший в семье всегда прав, и слово родителей – закон. Без их одобрения не совершается ни один крупный шаг, будь то покупка недвижимости, дальняя поездка или же выбор невесты.

Как правило, взрослые дети живут отдельно от остальных родственников, но очень часто приезжают друг к другу в гости. Более того, в богатых индийских семьях поддерживаются отношения не только с ближними, но и всеми дальними родственниками. Бизнес, зачастую, также строится только на кровных узах.

Бытовые условия

Каждый из членов семьи располагает, помимо общего, своим личным имуществом. Обычно это большой дом как место основного проживания в одном из крупных городов и несколько вилл в любимых местах для отдыха и встреч с друзьями.

Выгодным и перспективным считается вкладывать в элитную зарубежную недвижимость. Наполнение парка машин зависит от уровня благосостояния семьи. Как минимум, это один автомобиль для особых случаев, несколько для повседневных поездок и один-два для прислуги. В целом, Индия – один из лидеров по количеству Ролс-ройсов в стране. Среди основных покупателей дорогих яхт вслед за арабами и американцами идут индусы. Быт обеспечивает штат слуг. Каждый из них выполняет четко определенные обязанности. Считается престижным нанимать именитых поваров, которые ежедневно будут готовить для обитателей дома.

Оплата труда повара, охранников и водителей составляет около ста долларов на человека в месяц. Остальные, например, уборщики, получают чуть меньше. В среднем, на содержание всего персонала уходит 2000 – 5000 доларов в месяц.

Внешний вид


Большое внимание потомки махараджей уделяют и собственной внешности. Например, перед выходом на улицу наносят солнцезащитный крем с максимальным фильтром, потому что более светлый оттенок кожи – признак благородства.

И, действительно, можно заметить, что представители более бедных прослоек населения – темнее на тон, а то и на два. Выбирая повседневную и деловую одежду, очень отдают предпочтение местным дизайнерам. По качеству работы они не отличаются от популярных европейских коллег, и, при этом, учитывают локальные тренды и вносят национальные элементы.

Стоимость одного качественного мужского костюма составляет 2000 – 4000 долларов. Женские траты на одежду еще выше, ведь цена хорошего индийского сари может быть составлять не одну тысячу долларов. А таких сари у девушки из благородной семьи должно быть несколько десятков.

Отдельную статью расходов составляют аксессуары, например, стоимость одной хорошей пашмины может достигать 5000 долларов.

Времяпрепровождение и отдых

В стране, где основная часть населения живет за чертой бедности, существуют оазисы для роскошного отдыха, куда и отправляются обеспеченные индусы.

– Вовсе не обязательно выезжать куда-то за границу, у нас есть развлечения на любой вкус: и горные курорты, и сафари, и спа-отели, и отличные пляжи, и частные острова, которые можно взять в аренду или купить, – делится опытом потомок махараджей.

Члены богатых индийских семей очень ценят хороший отдых и всегда оставляют время на себя, даже несмотря на занятость. Многие отели рассчитаны именно на местных: например, в них обязательно имеются отдельные корпуса или номера для прислуги, путешествующей с хозяевами.

Отличный сервис и потрясающая внимательность персонала, готового исполнить любую прихоть постояльца, – отличительные особенности таких отелей.

Например, считается вполне естественным без дополнительной оплаты накрыть для гостя завтрак не в общем ресторане, а где-нибудь на природе или же на крыше, даже если сотрудникам понадобится для этой оказания услуги несколько часов подготовки.

Индусы, выросшие в богатых семьях, зачастую видят грязь и нищету лишь из окон автомобиля, проводя досуг в предназначенных лишь для верхушки общества местах.

Такая вот она – другая Индия, скрытая от взоров большинства местного населения и туристов. Закрытая и элитарная, формировавшаяся столетиями.

Неизменной осталась и вера в законы кармы: ведь если Вы родились в такой семье, значит, заслужили это воплощение и должны прожить его достойно и с честью.

На севере Индии, на расстоянии около 250 км от Дели к югу и от Агры к западу лежит город с многовековой историей, который называют "розовым" из-за особенного оттенка домов и окружающего ландшафта. Джайпур - одна из самых знаменитых крепостей страны, им, начиная с XVI века, управляла семья махараджей Сингх, поражавшая мир богатством Дворца ветров ("Хава Махал ") и прочих многочисленных резиденций. Сегодня в городе работает музей, где среди серебряных кувшинов и роскошной одежды недавно появились несвойственные для индийского "антуража " экспонаты. Это коллекция снимков, сделанных в период между 1857-1865 годами - стеклянные негативы, которые оставались нетронутыми на протяжении полутора столетий.

На фотографиях запечатлены уникальные портреты министров, военных советников и гостей правительственного дворца, а также совершенно бесценные для историков кадры - позирующие перед объективом жены махараджи и надсмотрщицы гарема в привычной для себя одежде. Кто же мог сделать снимки женщин, не доступных для глаз простых смертных? Это был сам махараджа - принц Саваи Рам Сингх II (Ram Singh II), заядлый поклонник прогресса и фотограф-любитель. Именно благодаря ему мы можем увидеть быт индийского дворца середины XIX века, странных дервишей с выбеленными лицами, пышно разодетых придворных; взглянуть на несколько напряженные лица жен из гарема.

Волнения женщин можно понять - фотография была в новинку в наиболее цивилизованных государствах мира, не говоря уже об отдаленном, хоть и чрезвычайно богатом, удельном княжестве на окраине Британской империи. Однако именно во время правления Рамы Сингха II (с 1835 по 1880 год) Джайпур получил все блага прогресса. Махараджа был настоящим просветителем - при нем в городе был разбит сад Рам Нивас, который помогал бороться с засухами (сегодня там находятся городской зоопарк, места для отдыха и пикников), построен полноценный водопровод.

При "принце-фотографе ", так его иногда называли, город был газифицирован по последнему слову викторианской техники, в нем возводились школы и музеи. Княжеская семья Джайпура вообще была богата передовыми, рационально мыслившими правителями - преемники Рамы Сингха II ездили в Лондон и Европу (кроме женщин гарема, конечно), играли в поло. После того, как Индия стала независимой, они сумели сохранить имущество от разграбления, превратив дворцы в люкс-отели (революционный на тот момент шаг) и передав многие ценности в музей - может, поэтому снимки раджи и дошли до наших дней.

Жизнь махараджи-фотографа - волшебная сказка, которая осталась на снимках

Живо интересовавшийся научными достижениями и набиравшим тогда популярность искусством фотографии махараджа формально взошел на трон еще ребенком. Он родился 27 сентября 1835 года и тогда же получил "в наследство" княжество Саваи Джайпур. Полноценно распоряжаться своими землями он стал в 1851 году (с этого момента многие историки отсчитывают даты его правления), но и до этого юный махараджа знал, что волнует его подданных. Он наблюдал за горожанами и работой чиновников инкогнито, выяснял, как они живут и "чем дышат ". В царствование Рамы Сингха II было отменено рабство, жестокие обычаи средневековой Индии (например, сати), он осознал, что империя должна идти в ногу со временем.

Признанный главным реформатором в династии, махараджа основал в Джайпуре больницу Майо (она действует до сих пор), школу искусств, Публичную библиотеку, поставил первый в стране литографический пресс. При нем право посещать учебные заведения получили девочки, в штате были проложены дороги, оросительные плотины и созданы департаменты европейского образца. Он был неплохим литератором, любил бальные танцы и проводил много времени в фотолаборатории - как ее тогда называли, photukhana. Она стала главным увлечением правителя, который не только создал студию в своем дворце, но и провозгласил официальный "курс " на фотографию, снимая жителей княжества и чиновников в учреждениях.

Рам Сингх II был членом фотографического общества Бенгалии, посещал Калькутту в целях обучения, где знакомился с английскими фотографами. Вместе с ними он фотографировал жителей, культуру родного княжества, традиционные костюмы и быт - настоящий клад для современных историков. Прогрессивность махараджи признало и Британское правительство: он дважды назначался в Законодательное собрание в качестве вице-короля и носил титул GCSI (кавалер Ордена Звезды, великий Командор империи). Рам Сингх II умер в сентябре 1880 года, оставив после себя наиболее развитый город Индии - и его снимки.

Портреты от принца-фотографа - новейшие технологии и аура Индии

В 1860 году принц познакомился с английским художником и фотографом Т. Мюрреем из Наинитал (штат Уттаракханд), которого сначала пригласил побывать у себя в гостях. Затем махараджа нанял британца для обучения и совместной работы в Джайпуре, где тот остался уже надолго. Правитель хотел полноценно освоить технологии использования мокрых коллодионных пластин и сенсибилизированной альбуминовой бумаги - основные материалы для фотографирования на тот момент. Проводя часы в лаборатории, Рам Сингх II стал настоящим мастером.

Технология, которая в 50-х годах XIX века вытеснила дагерротипы, достаточно сложна, и, наверное, современникам странно было видеть, что пресыщенный развлечениями махараджа так тщательно ее отрабатывал. В процессе фотографирования используют состав, нанесенный на обработанные мелово-спиртовым раствором стеклянные пластины. Эмульсия (двухпроцентный коллодий, йодистый калий, бром-кадмий) выступает в качестве связующей основы для светочувствительных галогенизированных кристаллов серебра.

"Мокрая " технология предусматривает немедленное экспонирование - нужно сразу обрабатывать железным купоросом готовую эмульсию (это занимает 4-5 минут), так как при высыхании она теряет свойства. У увлажненных фотопластин светочувствительность гораздо выше, чем у сухих, хотя их нельзя брать с собой - например, в путешествие. С ними можно работать на коротких выдержках, и портреты махарани (жен из гарема) и их служительниц выходили четкими, контрастными. Мокрый коллодионный метод избавлял позирующих людей от мучительной необходимости сидеть перед объективом по несколько часов, и махараджа делал много снимков.

Также он работал с альбуминовой фотопечатью - ее изобрели в 1850 году. Бумага со светочувствительным слоем быстро заменила калотипию - на ней изображение проявлялось при экспозиции на дневном освещении, оно было резким, все тончайшие светотеневые нюансы были хорошо видны. Непосредственно перед печатью фотограф должен был сенсибилизировать материал (обработать азотнокислым серебром в растворе) - чувствительность его сохранялась не дольше 12 часов.

Высушенную бумагу помещали под негатив и проявляли на свету, поэтому она и называлась "дневной ". Чтобы у снимков не было некрасивого красноватого оттенка, их обрабатывали вирирующим золотом (наверняка радже это нравилось). При достаточно простой технологии альбуминовые фотографии хранятся несколько десятилетий, а при правильном хранении и дольше. Стоит поблагодарить работников дворца (а впоследствии музея) за старания, благодаря которым прекрасные портреты дошли до нас.

С фотографий на нас смотрят удивительные женщины в роскошных сари, со сложными прическами, тяжелыми украшениями в волосах, в ушах и даже в носу. Они не улыбаются - ведь для жены правителя совершенно неприлично показывать свое лицо на людях. Однако, просветительский талант махараджи очевиден: его жены, пожилые служительницы и простой люд Джайпура спокойно позируют в расслабленных позах. Принцессы и придворные в чалмах, военные советники, снятые на фоне поразительно роскошных дворцовых интерьеров, воины со щитами и копьями - как бы мы увидели все это, не будь Рам Сингх II столь умным и просвещенным человеком? И, в конце концов, потомки лучше запоминают художников, ученых, реформаторов, чем ленивых восточных князей - и говорят о них с теплом и уважением.