Домашний очаг

Лисипп скульптор древней греции. Лисипп - скульптор древней греции, и его произведения

ЛИСИПП
(ок. 390 - ок. 300 до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е. 17,6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах; копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан). Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса изображала бога на запряженной четверкой колеснице, этот мотив использовался скульптором и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.

Геракл - излюбленный Лисиппом персонаж. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 до н.э. взял Тарент, а в 325 н.э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Возможно, Геракл, которого мы видим на монетах из Сикиона, восходит к утраченному оригиналу, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. Здесь мы снова видим хмурого Геракла, удрученно опирающегося на дубину, с накинутой на нее львиной шкурой. Статуя Геракл Эпитрапедзий, изображавшая героя "за столом", представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой - вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Статуэтку, которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал. Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Фигура, изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп изображал Александра и верхом - как одного, так и с соратниками, павшими в битве при Гранике в 334 до н.э. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе); портрет Эзопа; еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, изображавшую сцену львиной охоты, на которой Кратер спас Александру жизнь; после 321 до н.э. группа была посвящена в Дельфы. Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Таким образом, левая рука пересекает тело, что было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении, с которым мы встречаемся в древнегреческой скульптуре. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие; с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы. Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа - найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф); такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. Статуя, найденная в Дельфах, стилем напоминает Скопаса, на которого, в свою очередь, оказал влияние Поликлет. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас. Лисипп - в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 в. до н.э.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЛИСИПП" в других словарях:

    - (Lэsippos), древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Крупнейший представитель поздней классики. Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского. Произведения Лисиппа, выполненные преимущественно в бронзе, известны… … Художественная энциклопедия

    Лисипп греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.) Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал … Википедия

    Лисипп - Лисипп. Отдыхающий Гермес. 2 ая пол. 4 в. до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь. ЛИСИПП, древнегреческий скульптор 2 й половины 4 в. до нашей эры. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЛИСИПП, древнегреческий скульптор 2 й половины 4 в. до нашей эры. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Скульптуры Лисиппа (атлеты, мифологические персонажи, сохранились в римских копиях) изображены в… … Современная энциклопедия

    Древнегреческий скульптор 2 й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью (Отдыхающий Гермес, Апоксиомен, бюст… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Lýsippos) (родися, вероятно, в первое, умер в последнее десятилетие 4 в. до н. э.), древнегреческий скульптор, виднейший представитель поздней классики (См. Классика). Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского … Большая советская энциклопедия

  • XX столетие нередко характеризуется как "атомный век", что связано не только с появлением атомного оружия, но и с развитием атомной энергетики.
  • Лисипп - древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е. 17.6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах; копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан). Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса изображала бога на запряженной четверкой колеснице, этот мотив использовался скульптором и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.

    Геракл - излюбленный Лисиппом персонаж. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 году до н. э. взял Тарент, а в 325 году н. э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Возможно, Геракл, которого мы видим на монетах из Сикиона, восходит к утраченному оригиналу, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. Здесь мы снова видим хмурого Геракла, удрученно опирающегося на дубину, с накинутой на нее львиной шкурой. Статуя Геракл Эпитрапедзий, изображавшая героя «за столом», представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой - вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Статуэтку, которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал.



    Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Фигура, изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп изображал Александра и верхом - как одного, так и с соратниками, павшими в битве при Гранике в 334 году до н. э. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе); портрет Эзопа; еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, изображавшую сцену львиной охоты, на которой Кратер спас Александру жизнь; после 321 года до н.э. группа была посвящена в Дельфы.



    Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Таким образом, левая рука пересекает тело, что было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении, с которым мы встречаемся в древнегреческой скульптуре. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие; с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы.

    Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа - найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф); такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. Статуя, найденная в Дельфах, стилем напоминает Скопаса, на которого, в свою очередь, оказал влияние Поликлет. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас.

    Лисипп - в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 века до н. э.

    "Отдыхающий Гермес ",скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, хранящейся в национальном археологическом музее Неаполя. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено.

    "Апоксиомен", бронзовая скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, выполненной из мрамора в I веке н. э. Статуя изображает атлета, счищающего с себя пыль и песок, приставшие к обнаженному телу во время борьбы. По сравнению со статуями V века она отличается более удлиненными пропорциями, объемной моделировкой и детальной передачей мускулатуры.

    "Эрот, натягивающий лук", скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по копиям. Одна из копий хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург. Эрот изображен в виде подростка, тело которого уже приобрело некоторую угловатость, но еще не утратило детской мягкости форм. Юный бог натягивает тетиву на лук. При полной естественности и жизненной правдивости позы Лисипп создал сложную пространственную композицию, при которой части фигуры расположены в разных пресекающихся между собой плоскостях. Благодаря этому изображение приобретает особую динамичность.

    "Геракл, борющийся со львом", бронзовая скульптурная группа, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Уничтожена в 1204 году крестоносцами, пустившими ее на монеты. Стояла на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображается первый подвиг Геракла - удушение Немейского льва, борьба Геракла со львом. Мраморная копия хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург.

    12.Идеализация образов в скульптуре Леохара. «Аполлон Бельведерский».

    Леохар - древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранством Мавсолея в Галикарнасе. Позднее Филипп II Македонский заказал ему хризоэлефантинные портреты царского семейства для Филиппеума в Олимпии.

    Резцу Леохара приписываются такие статуи, как Аполлон Бельведерский, Диана Версальская и Ганимед Ватиканский (известны по римским копиям). Пьедестал одной бронзовой статуи с его именем, изображающий охоту Александра на львов, найден при раскопках в Афинах.

    Аполло́н Бельведе́рский - римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330-320 до н. э.)

    Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся. Существует другая реплика прославленной статуи - голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария).

    Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

    Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

    Скульптура Парфенона, ее взаимосвязь с архитектурной конструкцией храма. Фронтоны Парфенона, их мифологическое содержание и значение сюжетов. Сюжеты фризов Парфенона.

    Парфено́н (др.-греч. Παρθενών - дева; чистый) - памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

    Парфенонский рельефный фриз - наиболее богато и разнообразно украшенная часть комплекса. Множество изображенных фигур позволяют полнее оценить уровень развития искусства в данный период

    Больше единства, чем метопы, представляет нам фриз Парфенона. Удивительно спокойный при всей своей величайшей жизненности, удивительно стильный при всей своей величайшей натуральности, этот фриз принадлежит к самым замечательным созданиям искусства всех времен и народов. Он раз и навсегда доказал, что для непрерывно тянущегося фриза нет темы более подходящей, как изображение многосложного шествия людей и животных, движущихся в одном и том же направлении; что изокефалии, правила располагать головы всех фигур на одном уровне, необходимо строго держаться в интересах заполнения длинной полосы фриза, но держаться только приблизительно, без педантичной строгости; что сам стиль плоского рельефа, в котором исполнено изображение процессии, вынуждает представлять фигуры профильно, причем, однако, в свободном стиле более зрелой эпохи это правило может и должно нарушаться случайными поворотами отдельных фигур; что смена фигур животных и людей, одетых и неодетых фигур, даже сама смена отдельных телодвижений и расположения складок одежды могут, при постоянном повторении главных мотивов, сообщать всему изображению большое разнообразие: и жизненность - все это художественные истины, подтверждаемые фризом Парфенона с такой очевидностью, что всякого рода задачи находят в нем для себя готовое решение. Краски и бронзовые аксессуары, теперь утраченные, еще более усиливали и возвышали впечатление, которое этот фриз производил в своем первоначальном виде. Как на успех искусства рассматриваемой эпохи можно указать на то, что боги на передней стороне фриза, в числе которых тотчас же узнаешь Зевса и Геру, посланницу богов Ириду, Афину Палладу, Гефеста, Посейдона, Гермеса и скромно одетую небесную Афродиту с ее сыном Эросом, охарактеризованы не столько своим одеянием и атрибутами, сколько своими типами и позами. Вместе с тем превосходство богов перед людьми еще по-старинному выражено большим размером их фигур, которые только одни представлены сидящими так, что их головы приходятся, согласно указанному выше правилу, на одной высоте с головами прочих фигур.

    К сожалению, от фронтонных групп Парфенона до нас дошли только очень неполные обломки. На каждом фронтоне действующие лица - только центральные фигуры, между тем как боковые, образующие собой красивые группы, выражают свое участие лишь внутренним образом. Именно от обеих центральных групп не сохранилось почти ничего. Тем не менее мы в состоянии дополнить группу восточного фронтона на основании рельефа, украшающего жерло одного цилиндрического фонтана, хранящегося в Мадридском музее. Судя по этому рельефу, в центре группы сидел на троне Зевс, повернувшись направо. Перед ним стояла в полном вооружении только что рожденная им дочь Афина Паллада, к которой слетела богиня победы; позади Зевса стоял Гефест или Прометей с молотом, которым он произвел мистическое рождение богини из головы вечного отца. Центральные группы западного фронтона могут быть восстановлены еще легче по сохранившимся обломкам и рисунку Карея. Слева стояла Афина, справа - Посейдон; оба в позах, полных жизни и движения, наделяли Аттику залогами ее благоденствия: Посейдон заставлял бить у своих ног соленый ключ, Афина возвращала священное масличное дерево. Последнее, изображенное в своем естественном виде, находилось в самой середине фронтона, через что обозначало собой победу богини. Оба божества, позади которых помещались их квадриги, совершив свои чудеса, отступали друг от друга как бы в испуге. Но кого представляли лежавшие по обеим сторонам от них фигуры, более спокойные на восточном и более подвижные на западном фронтоне (рис. 266)? Для ответа на этот вопрос приходится выбирать между божественным и человеческим, между вымыслом и историей. Одни видят в этих фигурах олицетворения сил природы и местностей, относящиеся к монументальному, проникнутому поэзией способу антропоморфически изображать ландшафт; другие признают боковые фигуры восточного фронтона за мифических первобытных обитателей Аттики. Не подлежит сомнению только одно, а именно - что в углах восточного фронтона были помещены слева Гелиос, бог солнца, поднимающийся со своими огненными конями из моря, справа - Селена, или Никс, богиня ночи, опускающаяся со своими уставшими конями во всемирный океан, тогда как лежащие угловые фигуры западного фронтона, по объяснению некоторых исследователей, не усматривающих в прочих фигурах никаких олицетворений ландшафта, представляли собой речных богов Кефиса, Илисса и Каллироя. Во всех этих вопросах для произвола толкователей открыт самый широкий простор. Что касается нас, то мы предпочитаем просто любоваться этими неземными образами, не спрашивая себя об их именах, наслаждаться их формами, чистыми и мощными даже в полуразрушенном виде, идеальной и вместе с тем натуралистической моделировкой их наготы, роскошью, плавностью и простотой укладки на них драпировок, спокойствием и достоинством их положения в монументальных группах. Здесь впервые - в противоположность фронтонным скульптурам Эгинского и Олимпийского храмов - достигнута полная анатомическая правильность поворотов, здесь отдельные фигуры впервые соединены в группы, составляющие одно неразрывное целое. Имя исполнителя (или имена) этих законченных произведений декоративной мраморной пластики нельзя определить вполне точно, так как древние писатели не приводят их. Что фронтонные скульптуры проникнуты духом Фидия, о том не может быть никакого спора, но представляется маловероятным, чтобы великий мастер лично участвовал в исполнении этих мраморных работ. Если же назвать вместо него Алкамена или Агоракрита и задать себе вопросы, насколько проекты фронтонов принадлежат самому Фидию и насколько можно приписать исполнение этих проектов его ученикам, то снова не выберешься из заколдованного круга предположений. Мы должны довольствоваться убеждением, что дух Фидия и направление его школы ясно выразились в этом единственном в своем роде художественном памятнике Греции.

    Лисипп считается последним скульптором древнегреческой классики. Его работы до сих пор вызывают восхищение. О самом художнике известно немного. Однако современники знали, что единственным учителем, которого признавал великий грек, была природа.

    Как начинал великий скульптор?

    На заре своей карьеры работал обычным медником Лисипп. Скульптор, конечно, мечтал стать кем-то великим, но у него не было денег на учителя.

    Возможно, скульптор так бы и остался безвестным человеком, который жил в IV веке до нашей эры, если бы однажды он не услышал речи живописца по имени Евломп. Тот заверял, что лучшим учителем может быть только природа, а никак не человек. Художник, выслушав эту речь, сделал для себя выводы и пошел наблюдать за природой.

    Именно Лисипп в свое время научился создавать более правдоподобные скульптуры. Он сделал ноги своих персонажей длинней, а голову - меньше. Кроме того, как Скопас, художник работал над передачей движений в своих работах.

    Кстати, именно эти великие скульпторы - Скопас, Лисипп - являются последними представителям древнегреческой классической эпохи.

    Особенности работ

    С одной стороны, классические произведения художник не отвергал. Героизм прослеживался в работах Лисиппа. С другой стороны, новатор оживлял у него получались более динамичными, даже драматичными, а лица напоминали лица современников.

    Любимым материалом у него была бронза. К сожалению, этот сплав меди часто переплавляли. Если бы не римляне, сегодня никто бы и не знал, кто такой скульптор Лисипп. Его работы можно изучать только по копиям. Считается, что римские художники более правдиво смогли воссоздать скульптуру атлета Апоксиомена.

    Возвращаясь, к особенностям произведений художника, стоит отметить, что он изображал людей не такими, какие они есть, а такими, какими их представлял сам Лисипп. Скульптор Древней Греции больше всего любил работать над характерами. Кроме того, это первый художник, который разбил тело человека на плоскости. Благодаря этому его работы стали выглядеть легче и живей, чем, допустим, монументальные статуи Поликлета.

    Скульптуры Лисиппа

    Сложно до конца понять, как выглядели работы художника при его жизни. Возможно, римским копиям удивился бы и сам Лисипп-скульптор. Его произведения тем не менее сегодня разделяют на более и менее удачные.

    К самым популярным относят:

    1. Статую «Апоксиомен». Эта композиция завоевала признание во всем мире. Хотя мотив произведения достаточно прост: спортсмен после соревнований чистит свое тело скребком.
    2. Скульптуры, изображающие Геракла. Были увековечены все подвиги героя. В наши дни в Эрмитаже можно полюбоваться самым первым из них. Там находится копия скульптуры «Геракл, борющийся со львом».
    3. «Отдыхающий Гермес». Бог Лисиппа очень похож на обычного человека.
    4. «Эрот». Изображение пропорциональной детской фигуры.
    5. Колоссальная в Таренте. Работа достигала 20 метров в высоту.

    Кроме того, считается, что первым обратился к жанру портрета также Лисипп. Скульптор в основном работал над воссозданием образа Александра Македонского. Также ему приписывают портреты Сократа и семи мудрецов.

    Знаменитый "Апоксиомен"

    Статуя «Апоксиомена» считается самой известной работой, которую оставил нам в наследие великий Лисипп. Скульптор, фото это подтверждает, не просто создал статую, но и умудрился передать все переживания уставшего атлета.

    Даже на иллюстрации видно, что Апоксиомен - это молодой человек, который все еще возбужден после борьбы. Он словно переступает с ноги на ногу, а волосы, убранные рукой набок, позволяют догадаться о том, что спортсмен вспотел. По открытому рту видно, что атлет еще не успел перевести дыхание, а в запавших глазах - усталость.

    При этом искусствоведы уверены, что мраморная копия не смогла передать всю глубину работы Лисиппа. Мало того, когда в XIX веке скульптура попала к римскому реставратору Тенерани, художник предположил, что в руке Апоксиомена находится Вскоре археологи нашли доказательство того, что в оригинале атлет просто чистит себя скребком. Игральную кость из работы убрали.

    Разноплановый "Геракл"

    Практически у каждого древнегреческого автора был свой любимый мифический герой. Лисипп в свое время выбрал Геракла. Искусствоведы полагают, что художник в нем видел своего героя-покровителя. И задаются вопросом, какие качества Геракла подчеркнул древний скульптор Лисипп?

    В одних работах герой сражается, другие скульптуры показывают уставшего полубога, на третьих сын Зевса просто отдыхает от земных тягот жизни. Проследить эволюцию греческого богатыря можно на трех произведениях автора.

    1. «Геракл, борющийся со львом».

    Говорят, если обойти скульптуру с четырех сторон, то можно прожить известный подвиг героя вместе с ним. Фронтально зритель оценит начало поединка. Геракл и лев готовы к схватке, оба уверены в победе. При взгляде с правой стороны кажется, что полубог вот-вот потеряет равновесие. Со спины становится заметно, что сила на стороне героя. Слева - зверь практически сражен.

    1. «Отдыхающий Геракл».

    Тут уже герой после подвига. Он устал и бездействует. Кажется, что если бы полубог не опирался на палицу, покрытую львиной шкурой, то он бы упал без сил.

    1. «Молодой Геракл пирует на Олимпе» (статуэтка).

    Герой уже совершил все свои подвиги, закончил земной путь, и, наконец, попал на Олимп. Он беспечен, никуда не спешит, а просто наслаждается пиршеством.

    Если верить историкам, именно третью статуэтку Лисипп подарил Александру Македонскому. Правителю так понравилась работа, что он до самой смерти с ней не расставался.

    Боги в работах Лисиппа

    Также уделил много внимания великий скульптор Лисипп. Его работы, с одной стороны, делают жителей Олимпа более живыми и близкими к людям, с другой стороны, - сразу видно, что это небожители.

    К примеру, «Отдыхающий Гермес». и красноречия сидит на краю скалы. Он устал, тяжело дышит, кажется, это обычный мужчина, который сейчас продолжит нелегкий путь. Однако пряжки на его ступнях выдают бога, в них нельзя ходить - можно только летать.

    Статуя Сатира. Лицо этого рогатого бога напоминает старичка. Он бородат, лоб в глубоких морщинах, глаза прищурены. Лесной бог поднялся на цыпочки и, кажется, куда-то устремился. Но если присмотреться, можно заметить, что он танцует свою вакхическую пляску, только сдержано.

    Посейдон в работах Лисиппа выглядит величественным, как и подобает владыке. При этом художник смог изобразить подводного царя частью моря. Складки на лбу, кудри на голове, движения рук - все напоминает волны.

    Очень сильно Зевс Лисиппа выделяется на фоне изображений главного олимпийского бога в работах других авторов. Его Зевс не просто властелин мира, но и очень трагичный и даже уставший персонаж. Бог, на плечах которого лежит огромная ответственность.

    Попытка изобразить детскую фигуру в скульптуре

    Как известно, художники не сразу научились изображать детей. Обычно они за основу брали лицо и фигуру взрослого человека и просто ее «уменьшали». Первым в Древней Греции нарушить эту традицию решился Лисипп. Скульптор изобразил молодого Эрота похожим на ребенка.

    Тело получилось нежным, еще не развитым. Голова больше, чем у взрослого человека, пухлые губы, небольшой рот и щечки, - все говорит о том, что бог еще очень юн.

    При этом видно, что Эрот напряжен. Мальчик пытается натянуть тетиву, но это дается ему с большим трудом. Вот он уже согнулся, вытянул руки и повернул голову.

    И тут можно проследить находку скульптора - автор изображает фигуру в разных плоскостях. Что придает статуе глубину и пространство.

    Придворный художник Македонского

    Современники ценили и восхищались работами самородка. Не смог пройти мимо и сам Александр Великий. Скульптор Лисипп был удостоен чести стать личным художником Македонского.

    К сожалению, в наше время по достоинству невозможно оценить работы скульптора, изображающие полководца в полный рост. Они, как и другие произведения, не дошли до наших дней. Хороших их копий римляне также сделали.

    Говорят, самой известной была скульптура «Александр с копьем». На ней полководец смотрел в сторону левого плеча, левой же рукой опирался на копье, правая рука при этом была на боку. Позже художники часто заимствовали мотив этого произведения, изображая царей и полководцев в такой же позе. Все великие правители хотели быть похожими на Македонского.

    В наши дни на «Александра с копьем» можно посмотреть в Эрмитаже. Там находится копия великой статуи, правда, ее размер не превышает нескольких сантиметров.

    Портретный жанр

    Больше повезло портретам Практически основоположником портретной скульптуры в Древней Греции стал Лисипп. Скульптор настолько мастерски изображал полководца, что Македонский не разрешал больше никому делать свои портреты.

    В своих работах великого царя Лисипп изображал с одной стороны как сильную личность, с другой стороны - как человека, потерявшего покой и уверенность. Часто полководец выглядит как человек, многое переживший и порядком уставший от жизни.

    Скульптор не идеализировал своего правителя. Он изображал человека, а не классического героя.

    Искусствоведы полагают, что Лисипп в свое время слепил портреты Сократа, семи мудрецов и Эврипида. Это были работы не с натуры, а сделанные по воспоминаниям, описаниям и ранним нарисованным портретам.

    Также есть основание полагать, что найденная римская бронзовая голова, портрет неизвестного атлета, принадлежала руке великого скульптора. Мало того, вероятно, это автопортрет. Тут автор показал простого человека с грубым лицом.

    Последние годы жизни

    Нашим современникам сложно понять, что же был за человек великий скульптор Лисипп. Биография художника практически неизвестна.

    При этом историки уверены, что с ним в мастерской трудились его ученики, помощники и сыновья. Поэтому о точной причине смерти Лисиппа говорить сложно.

    Еще одно предание гласит, что после каждой удачно проданной работы великий грек откладывал себе по золотой монете. После его кончины выяснилось, что монет более 1500.

    Многогранное творчество художника принесло ему известность за пределами Древней Греции. Тогда же его начали сравнивать с величайшим классиком - Фидием.

    Вклад скульптора в мировую культуру

    Подводя итоги, можно сказать, что художник «легкими движениями рук» создал революцию в мире искусства. Он:

    • изменил пропорции тела в скульптуре, удлинил руки, уменьшил голову;
    • научился в движениях своих персонажей изображать их внутренние порывы;
    • пытался в скульптуре изобразить саму жизнь с ее тревогами и сомнениями;
    • в его работах юные герои лицом и телом похожи на детей;
    • открыл дорогу портретной скульптуре;
    • создавал идеал человека - изображал персонажей не такими, какие они есть, а такими, какими художник их представлял.

    Лисипп был самым известным скульптором античности. В каждой работе художник старался изобразить беспокойный характер своей эпохи. И у него это получилось.

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
    «ДШИ Починковского района»
    Курс лекций.
    История скульптуры.
    Лисипп.
    История изобразительного искусства.
    ДХШ.
    Разработчик: преподаватель художественного отделения
    МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
    Казакова Инна Викторовна
    2018

    Лисипп.
    Лисипп был величайшим греческим скульптором IV века до нашей эры. Он сумел
    поднять греческое искусство на ещё большую высоту. О жизни Лисиппа известно не так
    много. Как пишет Вилл Дюрант: «Лисипп Сикионский начинал как скромный медник.
    Он мечтал быть художником, но у него не было денег на учителя; он, однако, набрался
    смелости, когда услышал речи живописца Евпомпа, заявлявшего, что лучше всего
    подражать не художникам, а природе. После этого Лисипп обратился к изучению
    живых существ и установил новый канон скульптурных пропорций, который пришёл на
    смену строгому уставу Поликлета; он удлинил ноги и уменьшил голову, вытянул члены
    в третье измерение и придал фигуре больше жизненности и лёгкости». Главное
    достижение скульптора состояло в том, что от изображения типического он переходит
    к передаче характерного. Лисипп интересуется в первую очередь уже не постоянным,
    устойчивым состоянием явления. Наоборот, его более всего привлекает своеобразие.
    Одна из самых известных работ скульптора - статуя Апоксиомена.

    Ярко рассказывает об этом произведении Лисиппа Г. И. Соколов: «Лисиппу удалось
    пластически совершенно передать возбуждение юноши, ещё не остывшего после
    борьбы, подвижного, переступающего с ноги на ногу. В изваянии Апоксиомена нет ни
    одной спокойной части тела: торс, ноги, руки, шея не могут долго оставаться в
    положении, в каком показал их скульптор. Голова Апоксиомена чуть склонена набок,
    волосы показаны будто слипшимися от пота, одна прядь их взметнулась. Рот
    приоткрыт в тяжёлом дыхании, лоб прорезает морщина, глубоко запали глаза с
    запечатлённой в них усталостью. Трепетную нервозность возбуждения, которую не смог
    передать римский копиист в мраморном лице Апоксиомена, сохранила бронзовая
    статуя Эфеба из Антикиферы, сделанная, возможно, каким­нибудь современником
    Лисиппа. Лисипп предпочитал работать в бронзе, и в оригинале статуи Апоксиомена не
    было подпорок, которые, возникнув в римской мраморной копии, портят вид изваяния
    и уменьшают лёгкость и подвижность фигуры.
    Блики на бронзовом оригинале также создавали дополнительное впечатление
    дробности объёмов и беспокойства образа. Значительно усложняет Лисипп и
    постановку тела: правая нога отставлена вбок и чуть назад; руки выставлены вперёд,
    одна прямо, другая согнута в локте. Продолжается завоевание пространства статуей,
    начатое Скопасом сложным разворотом Менады. Лисипп идёт дальше своего
    предшественника: если Менада была подвижна в пределах воображаемого цилиндра, то
    Апоксиомен разрывает его невидимые границы и стремится выйти в ту
    пространственную среду, где находится зритель. Пока, однако, мастер ограничивается
    лишь движением руки атлета.

    Новыми, по сравнению со статуями Поликлета, воспринимаются пропорции
    лисипповских изваяний: фигура Апоксиомена кажется удлинённой, а голова
    небольшой. Ярко выступает профессионализм персонажа: здесь более конкретно, чем в
    статуе Дорифора, представлен атлет. Но если Копьеносец концентрировал в себе
    качества не только атлета, но и гоплита, а также идеального, совершенного эллина, то
    образ Апоксиомена менее многогранен и целостен, хотя и более динамичен и подвижен.
    Скульптор уже значительно полнее использует возможность показать с разных точек
    зрения различные состояния человека. Со спины Апоксиомен кажется усталым,
    спереди воспринимается возбуждённым, слева и справа внесены иные нюансы в эти его
    состояния, и созданы мастером другие впечатления». По свидетельству древних
    писателей, Лисипп изваял для города Ализии в Акарнании (западная часть средней
    Греции) серию скульптурных групп, изображавших главнейшие подвиги Геракла.
    Исполненные в бронзе в натуральную величину, они позднее были перевезены в Рим.
    Здесь с них изготовили многочисленные копии.
    Борьба с немейским львом - первый и один из наиболее трудных подвигов Геракла. В
    Немейской долине Геракл подстерёг льва у входа в его пещеру. Стрела, пущенная
    Гераклом, не причинила вреда льву, запутавшись в густой шерсти. Когда разъярённый
    зверь бросился на Геракла, тот сначала оглушил льва дубиной, а потом, схватив его за
    шею, вступил с ним в смертельную схватку. Композиция группы имеет вид пирамиды,
    образуемой фигурами Геракла и льва, которая позволяет рассматривать группу со всех
    сторон. Г. Д. Белов рассказывает о статуе: «Поза героя устойчива - его ноги

    широко расставлены, он чувствует под собой твёрдую опору. Геракл схватил льва за
    шею руками и душит его. Руки Геракла - это постепенно сжимающееся кольцо.
    Удастся ли зверю вырваться из этого смертельного кольца, сможет ли лев освободиться
    из крепких объятий Геракла? Борьба достигла уже своего наивысшего напряжения.
    Геракл с огромной силой сжимает шею льва. Все его мышцы вздулись до предела - на
    груди, на руках и на ногах они выступили упругими буграми. Даже на спине - и там
    все мускулы пришли в движение; здесь скульптор намеренно преувеличивает их, на
    самом же деле на спине они менее развиты и не достигают таких размеров. Но
    художнику необходимо было показать это чрезмерное вздутие мускулов для
    выражения того напряжения, которого достигла борьба двух могучих противников.
    Если поза Геракла устойчива и уверенна, если герой ещё полон неисчерпанных сил, то
    положение льва совсем иное. Передними лапами лев упирается в Геракла, пытаясь
    всеми силами оторваться от него, но задние ноги зверя и длинное туловище создают
    впечатление неустойчивости. Стоять на задних лапах, а тем более бороться в таком
    положении льву несвойственно. Намерением льва было прыгнуть с такой силой, чтобы
    ударом своего грузного тела опрокинуть противника на землю и в лежачем положении
    загрызть его. Но сделать это льву не удалось - противник оказался достаточно
    сильным, чтобы выдержать страшный удар льва, и не только выдержать и устоять на
    ногах, но и перейти от обороны к активной борьбе. Геракл, перехватив прыжок льва,
    заставил вступить его в единоборство в невыгодной для льва позиции, это
    обстоятельство сразу же отразилось на развитии борьбы - перевес в ней оказался на
    стороне Геракла». Сохранилась ещё одна копия с оригинала мастера. Небольшая
    статуэтка Геракла изображает героя сидящим на львиной шкуре, наброшенной на
    скалу. Молодой Геракл пирует на Олимпе, среди богов, куда он был чудесным образом
    перенесён по окончании своей земной жизни. Статуэтка стала подарком Лисиппа
    Александру Македонскому. Предание гласит, что Александр так любил эту статуэтку,
    что не расставался с ней даже в походах, а будучи при смерти, велел поставить её
    перед своими глазами. К школе Лисиппа относят статую отдыхающего Гермеса.
    Последний тяжело дышит, опустившись на краешек скалы. Вероятно, отдохнув, он
    снова продолжит быстрый бег.

    И только сандалии Гермеса с пряжками на ступнях, в которых нельзя бежать, но
    можно только летать, указывают на божественность образа. В такой же сложной
    напряжённой позе показывает Лисипп и Эрота, натягивающего тетиву своего лука. Вот
    как описывает это произведение Г. Д. Белов: «Эрот изображён в виде обнажённого
    мальчика, держащего в руках лук, на который он пытается натянуть тетиву. Для
    осуществления этого действия потребовалось очень большое усилие, которое и
    обусловило композицию фигуры.

    Эрот сильно согнулся, его ноги и торс находятся в одной плоскости, руки же вытянуты
    в левую сторону, в том же направлении повёрнута и голова. Параллельные линии
    пересекаются с линией ног и плоскостью торса, нижняя часть фигуры направлена
    вперёд, плечи же и торс наклонены вправо; одни силы противодействуют другим, всё
    это сообщает фигуре движение, делает её динамичной. Кроме того, построенная в
    различных плоскостях, фигура Эрота требует глубины и пространства. Композиция
    статуи Эрота в некоторых своих частях напоминает постановку фигуры Апоксиомена.
    Отроческое тело Эрота отличается характерными чертами: оно ещё не вполне
    развившееся, нежное, с большой головой, с полными щеками, с пухлыми губами
    небольшого рта. Эрот - одна из первых попыток изображения детской фигуры в
    греческом искусстве». Расставшись с типом ради индивидуума, с условностью ради
    импрессионизма, Лисиппу удалось совершить прорыв в новые области, едва не став
    основоположником греческой портретной скульптуры. Александру Македонскому так
    нравились бюсты его работы, что он назначил Лисиппа своим придворным
    скульптором, как он прежде предоставил эксклюзивное право писать свои портреты
    Апеллесу и вырезать их на геммах Пирготелю. О царских портретах скульптора
    сохранились стихи: Полный отважности взор Александра и весь его облик Вылил из

    меди Лисипп. Словно живёт эта медь. Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:
    «Землю беру я себе, ты же Олимпом владей». В дошедших до нас поздних копиях
    можно увидеть портрет сильного человека, сознание которого всколыхнули внутреннее
    смятение и волнение. Тревога проступает в патетических чертах полководца. Она
    воспринимается то как предвестник драматических веков эллинизма, то как вспышка
    тоски по некогда свойственным классическому человеку и утраченным теперь
    уверенности и покое. Художественное наследие Лисиппа было огромным и по своему
    количеству. Античное предание гласит, что Лисипп из платы, получаемой за каждое
    своё произведение, откладывал по одной золотой монете. После его смерти их
    насчитали 1500! И это при том, что некоторые произведения Лисиппа были
    многофигурными. Такова, к примеру, группа Александра и его воинов, участников
    сражения при Гранике - первого большого сражения с персами во время похода
    Александра в Азию. Там изображено двадцать всадников. Некоторые же из статуй
    Лисиппа и вовсе достигали колоссальных размеров: статуя Зевса в Таренте (в южной
    Италии) достигала высоты свыше 20 метров. Вполне вероятно, что предание
    преувеличивает число произведений Лисиппа. В его мастерской также работали его
    сыновья, помощники и ученики. Но не вызывает сомнения огромная творческая энергия
    Лисиппа. В том же предании говорится: стремясь закончить своё последнее
    произведение, мастер довёл себя до истощения, вследствие которого и умер. Характер
    творчества Лисиппа обеспечил ему известность далеко за пределами греческого мира.
    Его часто сравнивали с самим Фидием. Марциал в одной из эпиграмм писал: Про
    Алкида у Виндекса спросил я: «Чьей рукою он сделан так удачно?» Как всегда,
    улыбнувшись, подмигнул он: «Ты по­гречески что ль, поэт, не знаешь? На подножии
    здесь стоит ведь имя». Я «Лисиппа» прочёл, а думал - «Фидий».

    Играл видную роль. Но судьба не дала нам возможности судить об этих его шедеврах с определенностью. Одна из самых знаменитых статуй, так называемый «Александр с копьем», дошел до нас в двух экземплярах, из которых один находится в Эрмитаже; но эти повторения - статуэтки в несколько сантиметров вышины, которые, конечно, не могут дать больше самого общего представления о мотиве фигуры. Александр был изображен стоящим и опирающимся левой рукой на копье, правая рука опиралась в бок, голова была повернута в сторону левого плеча. Этой знаменитой статуе подражали позднейшие художники, изображавшие эллинистических полководцев и царей, ибо быть похожим на Александра было желанием всех.

    Но нас интересует преимущественно отношение Лисиппа к портрету, как таковому, и в особенности такой личности, как Александр . Описание Плутарха весьма интересно, хотя и не совсем ясно: Лисипп сумел передать и странный наклон головы и «влажное выражение глаз», но при этом и смелость, и львиный вид царя. Наклон головы в сторону левого плеча - привычка Александра , о которой говорят и другие писатели; исследователи объясняли эту привычку патологическим сокращением мышц. Может быть, и не следовало бы прибегать к такому толкованию, если вдуматься в значение этой особенности - «влажного выражения» глаз. «Влажными» называются глаза Праксителевской Афродиты . По-видимому, писатели имели в виду несколько расплывчатое, томное выражение глаз богини, смотрящей вдаль. Но, разумеется, Плутарх не хотел приписать Александру чувственно-томные глаза богини любви. Объяснение дают нам памятники: глаза Апоксиомена , отриколийского Зевса действительно как бы похожи на праксителевские типы. Сходство лежит в прищуренной глазной щели, в глубоких тенях, которые появляются над глазными яблоками. Но в данном случае «влажное» выражение глаз получает особый оттенок вследствие того, что верхнее веко сильно поднимается вверх по направлению к переносице, а около наружных углов утолщение мускулов прикрывает свободное развитие верхнего века, и глаз получает почти патетическое выражение. Смешение выражения тоски с пафосом - вот характерные черты лисипповского глаза; к такому характеру его и применимо выражение «влажного глаза».

    Использование этой особенности трактовки глаза для портрета Александра весьма любопытно, если принять во внимание характер великого македонца. Не только о герое, завоевателе мира, повествуют античные писатели; встречаются места, заставляющие призадуматься над характером Александра . Не будем забывать, что мать его была близка к мистическим фракийским культам, и что Александр всегда обнаруживал особую привязанность к ней. История спора между Олимпиадой и ее супругом Филиппом бросает свет на отношение сына к матери: он определенно переходит на ее сторону, отрекаясь от отца, холодный расчетливый характер которого был слишком чужд его темпераменту. История далее показывает, как сочувственно Александр относился к египетским и восточным культам, что объясняется отнюдь не исключительно политическими соображениями. Представление о царе, воплощающем в себе божество, о «помазаннике божием», по-видимому, сильно повлияло на Александра . Герой-полководец таил в себе корни мистической тоски; может быть этим и объясняется то таинственное гипнотическое влияние, которое он имел на всякого, с кем он имел дело. Только нервность, являющаяся последствием подобных внутренних переживаний, объясняет нам те дикие выходки, жертвами которых пали его ближайшие друзья. Царем, опьяненным славой и вином, овладевало это таинственное второе, мистическое, смешанное с дикостью, «я», которое жило в нем, но не показывало себя при свете солнца. Аполлон , Гелиос, Ахиллес , Дионис , владыка мира с одной, мистик, кипящий внутренними волнениями, с другой стороны, - так рисуется нам личность Александра ; и слова Плутарха следует понимать именно в таком смысле. Та плеяда скульпторов, которая, наверно, старалась угодить вкусам поклонников царя, не могла вникнуть в сущность его характера. Только близкий к Александру Лисипп сумел прочувствовать всю сложную психическую жизнь царя, видеть в нем внутреннюю борьбу, жар которой подрывал силы великого человека.

    Только один портрет мы можем с достоверностью приписать Лисиппу ; это прекрасная голова, найденная недавно в Пергаме и хранящаяся в Константинополе. Царь изображен уже не юношей; выражение лица свидетельствует о том, что многое пережито, что самые разнообразные страсти пробушевали в этом человеке. Длинные волосы поднимаются над лбом и распадаются в середине; это характерная прическа Александра , которая подходит к выражению «львиной наружности», но странно, как эти кудри не вьются подобно другим красивым классическим кудрям, они так будто прилипают к голове мягкими, усталыми линиями. Глаз широко открыт, верхнее веко, надбровные дуги поднимаются по направлению к переносице, выражение близко к пафосу; оно напоминает «львиный» взор царя, но нижнее веко как-то странно вздернуто, а лоб не гладок и ясен, а покрыт глубокими складками, свидетельствующими о внутренних страданиях. К пафосу глаз примешан, таким образом, также оттенок нервности, далеко отводящий нас от облика всеславного, всемогущего повелителя мира и заставляющий нас ощущать трепет борющегося с самим собой смертного. И вот наклон головы всецело сходится с нотою, прозвучавшей в линиях нервных век, в складках лба, которые указывают на тернистый путь, пройденный великим человеком. Лисиппа не ослеплял блеск величия Александра , он не увлекался «новым Ахиллесом ». Не тень классического героя, а глубоко человеческие переживания в душе великого гения, - вот, что он хотел передать потомству; такая картина воплощена им в общечеловеческих, вечных формах.

    Портрет Александра был, насколько мы знаем, объектом повторных опытов великого ваятеля. Описанная пергамская голова, пока единственная, в которой рука Лисиппа сказывается совершенно ясно, выдвигает его в ряд первых портретистов мировой истории искусства "