Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний уют и тепло могут создать иллюзию покоя и безопасности.

1918 год

Велик год тысяча девятьсот восемнадцатый. Но он также и страшен. Киев с одной стороны заняли немецкие войска, с другой - армия гетмана. А слухи о прибытии Петлюры вселяют все большее беспокойство в горожан, и без того напуганных. На улице снуют приезжие и всякие сомнительные личности. Тревога витает даже в воздухе. Такой Булгаков изобразил обстановку в Киеве в последний год войны. А образ дома в романе «Белая гвардия» он использовал для того, чтобы герои его смогли спрятаться, хотя бы на время, от надвигающейся опасности. Характеры главных героев раскрываются именно в стенах квартиры Турбиных. Все, что за пределами ее - словно другой мир, страшный, дикий и непонятный.

Задушевные беседы

Тема дома в романе «Белая гвардия» играет важную роль. В квартире Турбиных уютно и тепло. Но здесь также герои романа спорят, ведут политические дискуссии. Алексей Турбин - самый старший из жильцов этой квартиры - ругает украинского гетмана, самый безобидный проступок которого заключается в том, что он принудил русское население говорить на «гнусном языке». Далее он извергает ругательства в адрес представителей гетманского войска. Однако нецензурность его слов не умаляет правды, которая таится в них.

Мышлаевский, Степанов и Шервинский, младший брат Николка - все взволнованно обсуждают происходящее в городе. А также здесь присутствует Елена - сестра Алексея и Николки.

Но образ дома в романе «Белая гвардия» - это не воплощение семейного очага и не прибежище для инакомыслящих личностей. Это символ того, что осталось еще светлое и настоящее в полуразрушенной стране. Политический перелом всегда порождает беспорядки и разбой. А люди, в мирное время, казалось бы, довольно порядочные и честные, в сложных ситуациях показывают свое истинное лицо. Турбины и их друзья - немногие из тех, которых перемены в стране не сделали хуже.

Предательство Тальберга

В начале романа дом покидает муж Елены. Он убегает в неизвестность «крысьей пробежкой». Слушая уверения мужа в скором возвращении с армией Деникина, Елена, «постаревшая и подурневшая», понимает, что он уже не вернется. Так и произошло. У Тальберга были связи, он ими воспользовался и смог бежать. И уже в конце произведения Елена узнает о его предстоящей женитьбе.

Образ дома в романе «Белая гвардия» - это своего рода крепость. Но для трусливых и эгоистичных людей она - как тонущий корабль для крыс. Тальберг бежит, и остаются лишь те, кто может другу другу доверять. Те, кто не способен на предательство.

Автобиографичное произведение

На основе собственного жизненного опыта создал этот роман Булгаков. «Белая гвардия» - это произведение, в котором герои высказывают мысли самого автора. Книга не является общенациональной, поскольку посвящена лишь определенному социальному слою, близкому писателю.

Герои Булгакова не раз в самые тяжкие минуты обращаются к Богу. В семье царит полная гармония и взаимопонимание. Именно таким себе представлял идеальный дом Булгаков. Но, возможно, тема дома в романе «Белая гвардия» навеяна юношескими воспоминаниями автора.

Всеобщая ненависть

В 1918 году в городах преобладала озлобленность. Она имела внушительный масштаб, так как порождена была многовековой ненавистью крестьян по отношению к дворянам и офицерам. И к этому также стоит добавить злость местного населения по отношению к оккупантам и петлюровцам, появления которых ждут с ужасом. Все это автор изобразил на примере киевских событий. И только родительский дом в романе «Белая гвардия» является светлым, добрым образом, внушающим надежду. И здесь укрыться от внешних жизненных бурь могут не только Алексей, Елена и Николка.

Дом Турбиных в романе «Белая гвардия» становится пристанищем и для людей, близких по духу их обитателям. Елене и ее братьям родными стали Мышлаевский, Карась и Шервинский. Они знают обо всем, что происходит в этой семье - обо всех горестях и упованиях. И им здесь всегда рады.

Завет матери

Турбина-старшая, которая умерла незадолго до событий, описываемых в произведении, завещала своим детям жить дружно. Елена, Алексей и Николка сдерживают обещание, и только это их спасает. Не дает погибнуть им любовь, понимание и поддержка - составляющие истинного Дома. И даже тогда, когда Алексей находится при смерти, и врачи называют его «безнадежным», Елена продолжает верить и находит поддержку в молитвах. И, на удивление докторам, Алексей выздоравливает.

Большое внимание автор уделил элементам интерьера в доме Турбиных. Благодаря мелким деталям создается яркий контраст между этой квартирой и той, которая находится этажом ниже. В доме Лисовича обстановка холодная и неуютная. А после ограбления Василиса отправляется к Турбиным за душевной поддержкой. Даже этот на первый взгляд неприятный персонаж чувствует в доме Елены и Алексея себя в безопасности.

Мир, находящийся за пределами этого дома, погряз в неразберихе. Но здесь все так же поют песни, искренне улыбаются друг другу и смело смотрят опасности в глаза. Эта атмосфера привлекает и другого персонажа - Лариосика. Родственник Тальберга почти сразу здесь стал своим, что не удалось мужу Елены. Все дело в том, что прибывший гость из Житомира обладает такими качествами, как доброта, порядочность и искренность. А они являются обязательными для длительного пребывания в доме, образ которого изобразил столь живо и красочно Булгаков.

«Белая гвардия» - роман, который был издан более 90 лет назад. Когда по этому произведению в одном из московских театров была поставлена пьеса, зрители, чьи судьбы были так похожи на жизнь героев, плакали, падали в обморок. Это произведение стало чрезвычайно близким для тех, кто пережил события 1917-1918 гг. Но роман и позже не потерял актуальности. А некоторые фрагменты в нем необыкновенным образом напоминают и настоящее время. И это лишний раз подтверждает, что настоящее литературное произведение всегда, в любые времена актуально.

Характеристика литературного героя Тальберг Сергей Иванович – муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Видя грядущие перемены, Т. решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Елена знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и бежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана. Т. не может не уехать, он боится погубить свою карьеру. Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. Он был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917. Т., как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.
Т. легко говорит жене: “Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее в мае, мы приедем в город. Ты ничего не бойся”. Когда же она просит его сообщить братьям о предательстве немцев, он мнется, густо краснеет и перекладывает эту миссию на нее. Т. труслив, но между тем, горд и самонадеян. Он ради возможной карьеры бросает свою счастливую семейную жизнь. Бежит он из страха. Только два раза мы видим проявление хоть каких-то эмоций у Т.: при прощании с женой “было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно – нежность”, и когда он, уже едя в поезде, осознает, что он покидает, от чего уезжает, бежит. Т. – это полная противоположность Турбиным. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Елена Турбина Характеристика литературного героя Сестра Алексея и Николки, хранительница домашнего очага и уюта. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Е. заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива Read More ......
  2. Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему времени в своей жизни. Все произведения Булгакова глубоко биографичны, и он Read More ......
  3. Белая гвардия Зима 1918/19 г. Некий Город, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”. Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры – бои идут уже в двенадцати Read More ......
  4. Малышев Характеристика литературного героя Полковник, один из лучших представителей белого офицерства. Ему не чуждо понятие о чести и совести, он искренне заботится о солдатах, попавших в его отряд. Именно он первым принимает решение о капитуляции белой гвардии. М. вовремя узнает Read More ......
  5. Най-Турс Характеристика литературного героя Полковник, начальник отряда, в котором воюет Николай Турбин. Н. – один из лучших героев произведения, человек, сохраняющий свою честь и всей душой переживающий за жизнь доверенных ему ребят. Он прихрамывающий, картавый, с негнущейся шеей, но Н. Read More ......
  6. Алексей Турбин Характеристика литературного героя Алексей Турбин – самый старший в семье, военный врач, ему 28 лет. Понятие чести для А., как и для всех Турбиных, превыше всего. Это один из лучших представителей белого движения. Он борется с новыми порядками Read More ......
  7. Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”. Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры – бои идут уже Read More ......
  8. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Read More ......
Тальберг (Белая гвардия Булгаков)

Побуждения Тальберга к бегству (роман М.А.Булгакова «Белая гвардия», 1 часть 2 главы)

Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему времени в своей жизни. Все произведения Булгакова глубоко биографичны, и он этого не скрывает, впрочем, как и своей оценки происходящего, как в повествовании, так и во времени настоящем.

Хотя Булгаков и начал писать до революции 1917 года, но в печать его первые произведения вышли уже после нее. В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание общества.

Роман – история семьи Турбиных, ранее жившей счастливо и благополучно. Но в мирный ход жизни врывается революция – со дня на день в Город может войти Петлюра со своей армией. Елена волнуется – уже вечер, вся семья дома, и нет только ее мужа – Сергея Ивановича Тальберга. Она встревожена. Звонок в дверь. Но это не он… Автор пишет: «Хриплые кухонные часишки настучали одиннадцать. И представился убитый Тальберг. Конечно, на поезд с деньгами напали, конвой перебили, и на снегу кровь и мозг. Елена сидела в полумгле, смятый венец волос пронизало пламя, по щекам текли слезы. Убит. Убит…» И вдруг – такой долгожданный звонок.

Братья больше рады не возможному возвращению Тальберга, а счастью Елены, которая летит бурей через кухню, через темную книжную, в столовую... Тальберг рассказывает, как на их поезд напали у Бородинки, в сорока верстах о Города. И если бы это был Петлюра, как все опасались, то он бы сейчас здесь не стоял. Затем Сергей Иванович отзывает Елену на пару слов. Сообщает, что должен уехать немедленно, что немцы оставляют Город и его, Тальберга, берут в отправляющийся сегодня ночью штабной поезд. Герой уверен, что не пройдет и трех месяцев, как он вернется в Город с армией Деникина, формирующейся сейчас на Дону. А пока он не может взять Елену в неизвестность, и ей придется остаться в Городе.

Похудевшая и постаревшая Елена собирает вещи мужу в дорогу. На протяжении всей главы настроение и внутреннее состояние женщины передается не прямым повествованием, а через изменение ее лица, фигуры. Здесь не нужны лишние слова – и так все ясно.

В комнате противно: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности». Тальберг же бежал. А на дальнем пути Города уже стоит поезд: «Тальберга берут: у Тальберга нашлись связи…».

Елена, конечно же, знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и убежит. Убежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана… Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. И ТАльберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917. Он, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.

Елена понимала, что мужу грозит что-то страшное, а потому не возражала против его столь быстрого, спонтанного отъезда. Она горда мужем, написавшим однажды в газете «Вести»: «Петлюра – авантюрист, грозящий своею опереткой гибелью краю…». И поэтому вполне естественно и спокойно воспринимает Елена слова Сергея о том, что он не может взять ее в неизвестность, обречь на скитания. Тальберг успокаивает жену тем, что, по его подсчетам, Петлюра скоро рухнет, а немцы уже уходят. Ему нельзя не быть там, ведь он может погубить этим свою карьеру: «Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее – в мае, мы приедем в Город. Ты ничего не бойся».

Это он говорит Елене легко, а когда же она просит, что надо бы сообщить братьям о предательстве немцев, то мнется, густо краснеет и перекладывает эту миссию на жену. Тальберг труслив, но, между тем, горд и самонадеян. Он ради возможной карьеры бросает свою счастливую семейную жизнь. Бежит он и из страха. А не берет с собой жену не потому, что за нее волнуется, а потому, что предложи он взять еще и Елену, то может вообще остаться в Городе, если бы эта просьба пришлась не по нраву его «связям». Прощание, и вот уже Тальберг мчится в поезде.

И только два раза мы видим проявление хоть каких-то эмоций у Сергея Ивановича – при прощании с женой «было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно - нежность», и когда он, уже в поезде, осознает, от чего он уезжает, бежит.

Сергей Иванович Тальберг – это полная противоположность Турбиным. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить.

Тальберг бежит, разрушая своею трусостью единственную семью в клане Турбиных.

И вот в Доме стало на одного человека меньше. Не стало предателя, зато остались верные и преданные друзья, сплоченная семья, хотя и неполная. Символ любимой Булгаковым дореволюционной России стоит. В нем все так же без перемен – так же бьют гавотом большие часы, все так же греет камин…. И пока еще никто не знает, что же последует за этим пока первым лишением…

В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встаёт перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни «белых», ни «красных», автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся отнюдь не о духовном и не о сохранении незапятнанной своей воинской чести, но о своём личном благополучии. Таков капитан Сергей Иванович Тальберг, муж Елены Турбиной. Этот человек вошёл в семью Турбиных, но он чужд ей по духу, и братья терпят его только ради Елены. Только ради того, чтобы она не волновалась, братья беспокоятся о том, что он задержался, и оправдывают его задержку «революционной ездой». И радость оттого, что он вернулся, они испытывают только за Елену. Со времени её замужества «образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни», говорит автор, объясняя причину «двухслойными глазами» капитана Тальберга. Уже в портрете героя чувствуется неискренность этого человека: «двухэтажные глаза» не выражают искреннего чувства, так же, как и «вечная патентованная улыбка». Он держится прямо и твёрдо, поворачиваясь, как автомат. «Медленно и весело» он рассказывает Турбиным о нападении на поезд, который он конвоировал, но его уверенность в себе ложна – тревогу он умело маскирует и только, отозвав Елену в спальню, признаётся ей в реальном положении дел: ему нужно бежать.

Сущность характера Сергея Ивановича Тальберга состоит в умении приспосабливаться. Он меняет свои убеждения в зависимости от изменения политической ситуации. В марте 1917 года Тальберг был первым, «кто пришёл в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве», сразу же став членом военного революционного комитета. Когда пришли украинские националисты, «Тальберг сделался раздражительным и сухо заявил, что это не то, что нужно, это пошлая оперетка», а корни этих людей в Москве, «хоть эти корни и большевистские». Те же слова про «оперетку» он повторяет, и когда приходит гетман, но относя их к Москве, и когда уходит немецкая оккупация, относя их уже к гетманскому министерству. Тальберг словно не хочет замечать, что это не просто «оперетка», «а с большим кровопролитием», – для него главное вовремя примкнуть к победителям. Два месяца он не служит, говоря, что у националистов, пришедших вслед за немцами, «нет корней» – «корни» он видит у регулярной немецкой армии, хорошо вооружённой и сильной. В то же время он потихоньку учит украинскую грамматику и затем принимает участие в выборах «гетьмана всея Украины». После этого и «вылилась вода из сосуда»: братья Турбины потеряли общий язык с Сергеем Ивановичем, и Тальберг раздражался и «очень сердился», когда Николка «бестактно» напоминал ему о прежних убеждениях. Люди чести, Турбины не меняют своих взглядов при той или иной власти, но не таков капитан Тальберг, для которого важно удачно приспособиться в этой жизни. Теперь он должен бежать: после своих статей в газете «Вести» он не может остаться в Городе, куда придут петлюровские войска. Его берут на поезд в Германию – «у Тальберга нашлись связи…». Но, уезжая, он не берёт с собой Елену, и это не отъезд, а торопливое бегство. Автор рисует хаос разорённой комнаты, разбросанных вещей и считает это недостойным: «никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасностей». Достойнее ждать, «пока к вам придут», даже если «воет вьюга». Но Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля, и фактически предаёт Елену. Он объясняет это тем, что не может взять её «на скитанья и неизвестность», и Елена из гордости молчит. Но и так понятно, что опаснее не уехать в немецком штабном вагоне в Германию, а остаться в Городе, куда приходят петлюровские войска, а затем снова сменится власть, и никто не защищён от насилия и кровавого произвола этой стихии. Тальберг даже братьям не хочет говорить о том, что немцы оставляют Город, предоставляя это Елене. Только на мгновение глаза Сергея Ивановича исполнились одним чувством – нежностью к Елене при прощании. Расставаясь с домом Турбиных, с бессмертным «Фаустом», которого Тальбергу больше не придётся услышать в исполнении Елены, Тальберг теряет последнюю связь с людьми иной духовной культуры, иных жизненных принципов, чем он сам. Теперь ему предстоит «вежливо и заискивающе» улыбаться немецким офицерам, искать нового места в жизни, завоевав его ценой предательства.

В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встает перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни белых, ни красных, автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся отнюдь не о духовном и не о сохранении своей незапятнанной воинской чести, но о своем личном благополучии. Таков капитан Сергей Иванович Тальберг, муж Елены Турбиной. Этот человек вошел в семью Турбиных, но он чужд ей по духу, и братья терпят его только ради Елены. Только ради того, чтобы она не волновалась, братья беспокоятся о том, что он задержался, и оправдывают его задержку «революционной ездой». И радость, оттого что он вернулся, они испытывают только за Елену. Со времени ее замужества «образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни», говорит автор, объясняя причину «двухслойными глазами» капитана Тальберга. Уже в портрете героя чувствуется неискренность этого человека: «двухэтажные глаза» не выражают искреннего чувства, так же как и «вечная патентованная улыбка». Он держится прямо и твердо, поворачиваясь, как автомат. «Медленно и весело» он рассказывает Турбиным о нападении на поезд, который он конвоировал, но его уверенность в себе ложна, Он умело маскирует тревогу- и только, отозвав Елену в спальню; признается ей в реальном положении дел: ему нужно бежать.
Сущность характера Сергея Ивановича Тальберга состоит в умении приспосабливаться. Он меняет свои убеждения в зависимости от изменения политической ситуации. В марте 1917 года Тальберг был первым, «кто пришел в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве», сразу же став членом военного революционного комитета. Когда пришли украинские националисты, «Тальберг сделался раздражительным и сухо заявил, что это не то, что нужно, это пошлая оперетка», а корни этих людей в Москве, «хоть эти корни и большевистские». Те же слова про «оперетку» он повторяет и когда приходит гетман, но относя юс к Москве, и когда уходит немецкая оккупация, относя их уже к гетманскому министерству. Тальберг словно не хочет замечать, что это не просто «оперетка», «а с большим кровопролитием», - для него главное вовремя примкнуть к победителям. Два месяца он не служит, говоря, что у националистов, пришедших вслед за немцами, «нет корней»- «корни» он видит у регулярной немецкой армии, хорошо вооруженной и сильной. В то же время он потихоньку учит украинскую грамматику и затем принимает участие в выборах «гетьмана всея Украины». После этого и «вылилась вода из сосуда»: братья Турбины потеряли общий язык с Сергеем Ивановичем, и Тальберг раздражался и «очень сердился», когда Николка «бестактно» напоминал ему о прежних убеждениях. Люди чести, Турбины не меняют своих взглядов при той или иной власти, но не таков капитан Тальберг, для которого важно удачно приспособиться в этой жизни. Теперь он должен бежать: после своих статей в газете «Вести» он не может остаться в Городе, куда придут петлюровские войска. Его берут на поезд в Германию - «у Тальберга нашлись связи...». Но, уезжая, он не берет с собой Елену, и это не отъезд, а торопливое бегство. Автор рисует хаос разоренной комнаты, разбросанных вещей и считает это недостойным: «никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасностей». Достойнее ждать, «пока к вам придут», даже если «воет вьюга». Но Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля, и фактически предает Елену. Он объясняет это тем, что не может взять ее «на скитанья и неизвестность», а Елена из гордости молчит. Но и так понятно, что опаснее не уехать в немецком штабном вагоне в Германию, а остаться в Городе, куда приходят петлюровские войска, а затем снова сменится власть, и никто не защищен от насилия и кровавого произвола этой стихии. Тальберг даже братьям не хочет говорить о том, что немцы оставляют Город, предоставляя это Елене. Только на мгновение глаза Сергея Ивановича исполнились одним чувством - нежностью к Елене при прощании. Расставаясь с домом Турбиных, с бессмертным «Фаустом», которого Тальбергу больше не придется услышать в исполнении Елены, Тальберг теряет последнюю связь с людьми иной духовной культуры, иных жизненных принципов, чем он сам. Теперь ему предстоит вежливо и заискивающе улыбаться немецким офицерам, искать новое место в жизни, завоевав его ценой предательства.