Семья и Дети

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми,

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.

Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.

Трудно приходилось героине в новой семье:

Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо – зашипит.

Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:

Металась и кричала я:

Злодеи! Палачи!

Падите мои слезоньки

Не на землю, ни на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.

В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:

Волчица так ли жалобно

Глядела, выла… Матушка!

Я бросил ей овцу!

Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста.

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Зарыдала, сирота.

Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.

После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:

Не дело – между бабами

Счастливую искать!

Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, - обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.

Я думаю, что Некрасов – удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.

Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми,
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.
Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.

Трудно приходилось героине в новой семье:
Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо – зашипит.

Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:

Металась и кричала я:
- Злодеи! Палачи!
Падите мои слезоньки
Не на землю, ни на воду,
Не на господень храм!
Падите прямо на сердце
Злодею моему!

Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.
В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:

Волчица так ли жалобно
Глядела, выла… Матушка!
Я бросил ей овцу!

Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:

Я пошла на речку быструю,
Избрала я место тихое
У ракитова куста.
Села я на серый камушек,
Подперла рукой головушку,
Зарыдала, сирота.

Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.
После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:

Не дело – между бабами
Счастливую искать!

Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, - обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.
Я думаю, что Некрасов – удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.


В своем произведении созда­ет обобщающие картины народной жизни пореформен­ной России и с горечью показывает, как по-прежнему беспросветна судьба народа. Разорение помещичьих хозяйств привело к крайней степени оскудения крестьянских семей: Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы, Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные… В России после отмены крепостного права развивал­ся отходный промысел,’большая часть мужчин уходила на заработки в города.

На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть труда на земле, по и ответствен­ность за судьбу семьи, за воспитание детей. В главе «Крестьянка» Некрасов прослеживает типич­ную историю русской женщины. Личная судьба Матре­ны Тимофеевны расширяется до общерусских пределов.

Героиня пережила все ситуации, в которых могла ока­заться русская женщина, многострадальная мать. Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она себя чувствовала только до замужества: Мне в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. У героини было счастливое, беззаботное раннее дет­ство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т. д. Так к делу приобвыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «по­стылым», терпеть побои до крови.

Только один раз в их жизни с Филиппом случилась нелепая ссора на глазах недоброй родии, и пришлось молодой женщине испы­тать унижение: Филипп Ильич прогневался… Да хлоп меня в висок! В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и не­счастья.

Филипп был печником, постоянно уезжал на заработ­ки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоян­ные разлуки. all soch 2005 Ей приходилось приспосабливаться к «сварливой» чужой семье: Что ни велят - работаю, Как ни бранят - молчу. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-зас­тупника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, герои­ня не находила поддержки.

От домогательств ее «бог миловал»: управляющий внезапно умер от холеры. Но впереди Матрену ждали новые испытания: не убе­регла судьба Демушку - первенца. В тот год был бога­тый урожай пшеницы.

Никто не щадил кормящих мате­рей. И Матрена с утра до ночи работала в поле, а сына вынуждена была оставлять со стариком Савелием. Тот недосмотрел за Демушкой, произошла . Муки Матрены усугубились тем, что ей пришлось пережить надругательство над телом погибшего сына. Бесправную крестьянку власти обвинили в преднамеренном убий­стве собственного сына и в ее присутствии произвели вскрытие тела: Из тонкой из пеленочки Повыкатали Демушку И стали тело белое Терзать и пластовать. Тут свету я невзвидела, - Металась и кричала я… Матрены Тимофеевны была наполнена бес­конечным подневольным трудом и неустанной заботой о детях: Поешь - когда останется От старших да от деточек, Уснешь - когда больна…

Героиня рано осиротела, осталась без «великой обо-ронушки». В «бесхлебицу» она была похожа на голодную волчиц}’. Матрена чуть не стала жертвой суеверий. Свек­ровь «соседкам наплела», что Матрена «накликала беду». Муж спас героиню, а другую женщину «за то же самое убили насмерть кольями».

Вот так крестьянки гибли в неурожайные года. Матрене на своем веку пришлось вынести и публич­ное унижение: она легла под розги. Так мужественная женщина спасла от наказания своего маленького сына. Мальчик-подпасок не смог у голодной волчицы-матери отобрать овцу. В главе «Трудный год» повествует о том, как над Матреной нависла угроза стать солдаткой.

В то вре­мя крестьянин на царской службе должен был отбыть двадцать пять лет. Его семье грозило вымирание. Некра­сов в ярких красках показывает, какая доля ожидала рус­скую солдатку без мужа-заступника: Как жить самой? Как деточек Поить, кормить, растить?

Как справиться с убожеством? Куда обиду сбыть? Солдатке не от кого ждать помощи, ее участь неза­видна, а порой трагична. Матрене, как и другим русским женщинам, пришлось столкнуться с несправедливос­тью, с продажностью бурмистра.

Из семьи в армию уже забрали старшего сына, но правоту доказать невозмож­но, так как все начальники «задарены». Матрена спасла Филиппа от рекрутчины, ей посчастливилось: жена гу­бернатора оказалась доброй женщиной и помогла крес­тьянке добиться правды. Спасение мужа Матрены Тимо­феевны от армии - счастливое исключение из правил.

Героиня поведала странникам, что не миновали ее семью пожары и страшные эпидемии, прошли «обиды смертные, неотплаченные». Она сравнивает свою жизнь с судьбой загнанной лошади: Потуги лошадиные Несли мы; погуляла я, Как мерин в бороне!.. Некрасов с огромной силой сочувствия и сострада­ния описывает «долюшку женскую». Его сердце уязвле­но страданиями несчастных крестьянок. Через индиви­дуальную судьбу Матрены Тимофеевны автор делает глу­бокие обобщения: русские женщины живут в постоян­ном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины.

Некрасов горячо верит в то, что душев­ные силы русской женщины неистребимы, в то, что она добьется истинного , и ее золотое сердце осво­бодится от вечного рабства: В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Литературные сочинения!

Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Кому на Руси жить хорошо была написана в 1863 году. Главный герой поэмы - народ. Некрасов описывает жизнь, заботы, судьбы крестьян, их быт и работу, которая не была легкой. Отдельное внимание автор уделил жизни простых русских женщин, крестьянок. Семь крестьян-мужиков, которые не могли найти счастливых среди мужиков, решили поискать счастливых среди баб. «Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб!» Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. Раскрывает этот гнет фраза из поэмы: «А бабам на Руси три петли : шелку белого Вторая -- шелку красного А третья -- шелку черного, Любую выбирай! В любую полезай!» У женщин умирают дети, сыновей забирают на службу, а дочерей в гувернантки. Наиболее полно женская доля в поэме была показана на примере Матрены Тимофеевны Корчагиной. У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Муж ей попался добрый. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Это помогало ей переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы. После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки. Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это - образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки. Матрена Тимофеевна прошла через все испытания, которые только могут выпасть на женскую долю. Это мать-труженица, гордая, не сломленная, близкой и родной по духу сделалась для деда Савелия. Но странники напрасно пришли к ней в поисках счастливого человека: «Не дело между бабами счастливую искать». Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и гордостью. Такая женщина "и голод, и холод выносит". Она строга к лентяям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадание к людям. Достаточно вспомнить как Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже рассказывает о нем странникам, ставя его в пример. Главным же достоинством русской Женщины Некрасов читает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах России того времени.

Дек 12 2016

«Жгучее беспокойство, которое испытывал Николай Алексеевич Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всем известно, что русской женщины воспевается поэтом во многих произведениях. На судьбе Матрены Тимофеевны Некрасовым показана типичная биография крестьянки. Жизни этой женщины посвящены многие отдельные эпизоды поэмы, а также в целом вся вторая часть произведения. Радостной была ее только в раннем детстве и то потому, что ей « в девках выпало»: у Матрены Тимофеевны была «хорошая, непьющая семья», но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годику», так как испытывали глубокую нужду.

Тяжелый труд, однако, не сломил ее: И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была… так говорит о себе . В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы-крестьянки: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина Широкая и плотная, Лет all soch 2005 тридцати восьми Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Тем не менее, на ее долю выпало мало.

Выйдя замуж, она «попала с девичьей воли в ад». Начались постоянные издевательства мужниной родни, бесчисленные побои, непосильный каторжный труд, но самым большим несчастьем для героини произведения была смерть любимого ребенка. Очень рано Матрена Тимофеевна стала вдовой, поэтому постоянная нужда стала ощущаться еще острее. «Во мне, говорит она, нет косточки не ломаной, нет жилочки не тянутой… ». Вот так безрадостно сложилась жизнь этой прекрасной женщины.

«Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приходит Некрасов. Ор том же говорит странникам и сама Матрена Тимофеевна: «Не дело – между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную, покорную рабыню. Бунтарский дух Савелия остался жить в ее сердце, недаром Матрена Тимофеевна жена внука этого свободолюбивого старца.

Рассказ женщины о Савелии свидетельство того, что она помнит его, сочувствует ему. Матрене Тимофеевне даже кажется, что народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия: Стоит из меди кованый, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Итак, эта женщина верна бунтарскому духу. «Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!…» говорит многострадальная мать.

Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает о своей жизни: «По мне обиды смертные прошли не отплаченные…». Это свидетельство того, что в душе крестьянки все более зреет протест, негодование. По мнению автора, святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь Некрасова, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее. Однако Некрасов до конца верен исторической правде.

Несмотря на то, что гнев крестьянки копится, в ее сознание сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же мы видим, что спасает Матрену Тимофеевну ее собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Героиня не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа: В груди у них нет ни душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста.

Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Надо отметить, что вторая часть поэмы – «Крестьянка» построена почти целиком на материале народного творчества. Лирические и свадебные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини. Почти без изменения вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Снится мне, младонькой, дремлется».

Также на основе народных песен были созданы обращения девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямехонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не медом полита». Особым трагизмом проникнут скорбный плач матери по умершему ребенку: «Ой, плотнички-работнички! Какой вы дом построили сыночку моему?

» В этих песнях воплотились горе, муки и ненависть народа. Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли6 если и в женщине, самом обездоленном и забитом существен, зреет душевная , значит, близки перемены. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми: В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Литературные сочинения!