По видам и разновидностям услуги перевозки можно разделить на:

а) наземные виды перевозок:

перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

механические средства:

автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);

рельсовый транспорт -- железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;

средства транспорта на воздушной подушке;

б) воздушные виды перевозок:

воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

вертолеты;

самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

космические аппараты;

в) перевозки водным речным и морским транспортом:

плоты и гребные лодки;

парусные суда;

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

речные и морские суда;

суда на воздушной подушке;

подводные суда.

Все виды и подвиды перевозок имеют множественные варианты их использова-ния и технические средства реализации.

Сравнение эффективности различных видов перевозок.

Объёмы перевозок

Каждый из видов перевозок имеет свою историю, этапы становления и развития способов, методов, конструкций аппаратов и средств. Вид и средство перевозки выбирается и применяется по необходимости и рациональности -- сообразно особенности условий среды, рельефа местности, климатических условий, целей и назначения, скорости и пассажировместимости средств перемещений и перевозок, а также и уровня платежеспособности потребителя.

По состоянию на 2000 г. туристских и пассажирских перевозок в мире с достаточной степенью приближения можно дать следующую оценку распределения транспортных потоков перевозок механическими средствами:

автомобильные перевозки 41%

воздушные перевозки 44%

железнодорожные перевозки 7%

морские и речные перевозки 8%

Наиболее оптимальный вариант - путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вокзал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения.

На близкие расстояния выгодно перемещаться либо пешком, либо на велосипедах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные виды транспорта, от 30 до 1500 км -- железнодорожный транспорт, а авиация нерентабельна на расстояниях менее 500 км.

Однако при рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа -- «смотря где, когда, зачем и за сколько». В некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда используются либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение - на оленях или собаках, если местность позволяет - то вездеход или транспортное средство на воздушной подушке.


Другим важным фактором в системе перевозок пассажиров и туристов является подвижность населения, что зависит от традиций, обычаев и образа жизни населения и, что немаловажно, его платежеспособности. В СССР стоимость перевозки была низка адекватно платежеспособности населения, подвижность населения была высока, транспорт загружен сверх нормы. В постперестроечный периоде России возник кризис в связи несоответствием доходов населения и стоимости перевозки, платежеспособность населения в этом смысле снизилась, адекватно уменьшились объемы транспортных пассажирских и туристских перевозок.


Билет.

Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:
В воздушном пространстве России:
- Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;
- Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

Наиболее полным документом в области международного ж/д сотрудничества является Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.) В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком. Согласно договорам перевозки, перевозчик обязан перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей; выдать багаж, грузобагаж лицам, управомоченным на их получение. Пассажиры при этом обязаны оплатить свой проезд и провоз багажа согласно установленным тарифам

Правовое регулирование автомобильных перевозок.

Перевозка пассажиров регулируется Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки. В соответствии с конвенцией при перевозке пассажиров перевозчик должен выдать пассажиру (группе пассажиров) индивидуальный или коллективный билет. В билете должны быть указаны название и адрес перевозчика, а также содержаться сведения о том, что договор подпадает под действие положений настоящей конвенции даже при наличии каких-либо противоречащих этому оговорок. Если перевозчиком выдается багажная квитанция, в ней указывается количество и характер багажа, который ему сдается; при наличии просьбы пассажира выдача этой багажной квитанции является обязательной.

В России также принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих международные автобусные перевозки:
1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "О госконтроле за осуществлением международных автобусных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изменениями от 2 января 2000 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. "О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок"
3. Постановление Правительства РФ от 24 нюня 1998 г. "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ"

4. Приказ Минтранса России, ГТК России и ФПС России от 31 декабря 1999 г. "О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции, Минтранса России, ГТК России и ФПС России в автомобильных пунктах пропуска через госграницу РФ" и др.

Правовое регулирование перевозок туристов морским транспортом.
Согласно договору морской перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения. При этом пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа. Заключение данного договора удостоверяется билетом и грузобагажной квитанцией.
Пассажир имеет право перевозить с собой в каюте бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм и габаритов. Она именуется каютным багажом, и пассажир несет полную ответственность за его сохранность.
Пассажир имеет право в любой момент расторгнуть договор на перевозку. При этом ему возвращается полная сумма за вычетом комиссионных.
Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о ней сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы. Кодекс торгового мореплавания содержит также главу, посвященную договору фрахтования судна на определенное время (тайм-чартер). Этот договор является основным для туристских фирм и организаций.
По договору фрахтования судна судовладелец обязуется за определенную плату (фрахт) предоставить фрахтователю на определенный срок судно и услуги членов его экипажа в пользование для перевозки пассажиров, грузов и иных целей торгового мореплавания. При оформлении такого договора указываются: наименование сторон; цель фрахтования; название судна, его технические и эксплуатационные данные; район плавания; время и место передачи и возврата судна; стоимость фрахта; срок действия тайм-чартера.

Правовое регулирование перевозок туристов речным транспортом.
Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был принят в феврале 2001 г
В зависимости от вида маршрута устанавливается правила перевозок пассажиров и порядок их обслуживания. В любом случае между перевозчиком и пассажиром заключается договор перевозки. Пассажиру выдаются билет и багажная квитанция. При путешествии по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам вместо билетов могут выдаваться путевки.
Продажа билетов может производиться заблаговременно или на текущие сроки. Предварительная продажа билетов в кассах осуществляется за 45 суток до начала перевозки.

Перевозчик может расторгнуть договор перевозки пассажира в установленном порядке при невозможности перевозки пассажира в порт назначения из-за форс-мажорных обстоятельств; вследствие задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для госнужд; недоступности порта отправления и порта назначения для судна; из-за гибели судна или его насильственного захвата; при нарушении пассажиром правил оказания услуг и правил перевозки пассажиров или отказе пассажира от соблюдения таких правил.
При таком прекращении договора перевозчик обязан вернуть пассажиру стоимость приобретенного билета в полном объеме, если перевозочный процесс не состоялся.В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение 24 часов, после чего начисляется плата за его хранение.

Кодексом определяется ответственность перевозчика за нарушение договора о перевозке пассажира и его багажа. За задержку отправления пассажирского судна или опоздание его прибытия в пункт назначения перевозчик должен уплатить пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда.
Документационное обеспечение автобусных туров.
Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами . Автотранспортное предприятие (АТП) и турфирма заключают между собой договор на аренду автобусов. Этот договор включает ряд вопросов: количество автобусов и машино-часов с разбивкой на выходные и будние дни,ориентировочная сумма платежей по договору; условия выделения автобусов; сроки подачи заявок и их формы; взаимные обязательства и ответственность сторон; маршруты, подлежащие обслуживанию; порядок взаиморасчетов и др. В договоре четко обозначаются обязанности сторон.

АТП обязуется осуществлять обслуживание туристов и экскурсантов:
- обеспечивать подачу автобусов в обусловленное заявкой время и место;
- предоставлять автобусы соответствующих заявкам марок, технически исправные, с опрятным внешним видом и соответствующим оборудованием;

Ответственность автотранспортного предприятия:
- при непредоставлении автобуса с АТП взимается вся плата за аренду автобуса и штрафы в соответствии с договором. Поступившие от пострадавших туристов иски удовлетворяются за счет ATП;
- при невыделении автобусов в количестве, указанном в заявке, АТП уплачивает турфирме штраф в размере 10% стоимости пользования автобусом, указанной в заявке или разовом заказе;
- выделение технически неисправного автобуса приравнивается к его непредоставлению;
- при опоздании автобуса к пункту его подачи на срок более 30 минут АТП уплачивает фирме штраф в размере 10% стоимости путешествия или экскурсии;
- АТП несет материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке багажа;
- в случае поломки автобуса в пути следования по туристско-экскурсионному маршруту АТП обязано в минимально короткий срок заменить неисправный автобус на исправный;
- время простоя по вине АТП в момент исполнения заявки не оплачивается.
Ответственность туристско-экскурсионной организации:
- при отказе туристского учреждения от использования автобусов в количестве, согласованном сторонами, фирма уплачивает АТП штраф в размере 10% стоимости пользования автобусами, указанной в заявке или разовом заказе;
- в случае порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря туристами и экскурсантами представитель туристского учреждения и водитель составляют акт, удостоверяющий факт порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря с целью взыскания с виновного причиненного ущерба в установленном порядке.
Забота о сохранности ручной клади, перевозимой в салоне автобуса, лежит на обязанности самих туристов и экскурсантов.
Особое внимание следует уделять вопросам оформления билетов. Автобусный билет может быть индивидуальным персонифицированным, индивидуальным на предъявителя, коллективным (групповым). Билет должен содержать необходимые атрибуты: наименование и реквизиты перевозчика, номер лицензии на право осуществления пассажирских и, если таковое необходимо, международных перевозок. В билете должны быть указаны основные условия перевозки и ссылка на Правила перевозки.

Руководитель тургруппы обязан: определять согласно списку туристов порядок посадки в автобус; открывать при необходимости вентиляционные люки и боковые стекла; совместно с водителем автобуса принимать меры по оказанию медицинской помощи туристам в пути следования, а при необходимости содействовать их госпитализации; проверять салон автобуса после окончания туристско-экскурсионных мероприятий; снимать туристов с маршрута за серьезные нарушения дисциплины и правил. Туристы должны быть предупреждены, что руководитель группы, экскурсовод и водитель автобуса не несут ответственности за сохранность их личных вещей.
Турист обязан выполнять правила пользования автобусами, требования водителя автобуса и руководителя группы. Он должен прибыть к месту подачи автобуса в установленное время, поддерживать в салоне чистоту и порядок, бережно относиться к оборудованию автобуса, соблюдать тишину при проведении экскурсий, немедленно известить водителя о неисправности автобуса.
Турист имеет право при наличии путевки провозить детей в возрасте до 5 лет - на автобусных экскурсиях, в возрасте до 12 лет - на многодневных автобусных путешествиях; провозить в салоне автобуса ручную кладь размером не более 60x40x20 см и весом до 30 кг и на одно место в багажном отделении - кладь размером не более 100x50x30 см и весом до 40 кг или рюкзак.

ГЛАВА II. ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

РАЗДЕЛ I. ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ

1.При перевозке пассажиров перевозчик обязан выдавать проездной

билет, который должен содержать следующие указания:

а) место и день выдачи;

в) предусмотренные остановки, с сохранением возможности для пере-

возчика обусловливать свое право их изменять в случае необходимости и

без того, чтобы это изменение могло лишить перевозчика ее международ-

ного характера;

г) название и адрес перевозчика или перевозчиков;

д) указание, что перевозка подпадает под действие правил об от-

ветственности, установленных настоящей Конвенцией.

РАЗДЕЛ II. БАГАЖНАЯ КВИТАНЦИЯ

1.При перевозке багажа за исключением мелких личных вещей, остав-

ляемых пассажирами при себе, перевозчик обязан выдавать багажную кви-

2.Багажная квитанция должна составляться в двух экземплярах: один

для пассажира, другой для перевозчика.

3.Она должна содержать следующие указания:

а) место и день выдачи;

б) места назначения и отправления;

в) название и адрес перевозчика или перевозчиков;

г) номер проездного билета;

д) указание, что выдача багажа производится предъявителю квитан-

е) количество и вес мест;

РАЗДЕЛ III. ВОЗДУШНО-ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ

1.Каждый перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя

составления и вручения ему документа, именуемого: "воздушно-перевозоч-

ный документ

1.Воздушно-перевозочный документ составляется отправителем в трех

подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром.

2.Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика"; он подписыва-

ется отправителем. Второй экземпляр носит пометку "для получателя"; он

подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с това-

ром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им от-

правителю по принятии товара.

Воздушно-перевозочный документ должен содержать следующие указания:

а) место, где документ составлен, и день его составления;

б) места отправления и назначения;

г) название и адрес отправителя;

д) название и адрес получателя, если он указан;

ж) род товара;

з) количество, род упаковки, маркировка или номера мест;

и) вес, количество, объем или размеры товара;

к) внешнее состояние товара и его упаковки;

л) стоимость перевозки, если таковая обусловлена, время и место

платежа и лицо, которое должно уплатить;


Билет

Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистика - это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляют наценки каждого звена в цепи производитель - конечный покупатель. Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления также требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику.

Выбор транспорта решается в о взаимной связи с другими задачами логистики: создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. На выбор транспортных средств будут влиять:

Характер груза (вес, объем, консистенция);

Количество отправляемых партий (используемый контейнер);

Срочность доставки груза заказчику;

Местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;

Расстояние, на которое перевозится груз;

Ценность груза (страхование);

Близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;

Сохранность груза, невыполнение поставок.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного).

Рассмотрим преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния:

1) преимущества:

^ высокая маневренность;

^ доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности;

^ регулярность поставки;

^ возможность поставок малыми партиями;

^ наименее жесткие требования к упаковке товара и др.;

2) недостатки:

^ высокая стоимость перевозок;

^ срочность разгрузки;

^ возможность хищения груза и угона автотранспорта;

^ сравнительно малая грузоподъемность и др.

Железнодорожный транспорт:

1) преимущества:

^ перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях;

^ сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние;

^ регулярность перевозок;

^ удобная организация погрузочно - разгрузочных работ;

^ сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов,

а также наличие скидок и др.;

2) недостатки:

малая скорость передвижения;

^ ограниченное количество перевозчиков;

^ хищения и потери;

^ небольшая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным)

Морской транспорт:

1) преимущества:

^ низкие грузовые тарифы;

^ высокая провозная способность и др.;

2) недостатки:

^ низкая скорость;

^ жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

^ малая частота отправок;

^ зависимость от погодных и навигационных условий.

Внутренний водный транспорт:

1) преимущества:

^ низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км);

2) недостатки:

^ малая скорость доставки;

^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;

^ малая частота отправок;

^ низкая географическая доступность.

Воздушный транспорт:

1) преимущества:

^ наиболее высокая скорость доставки;

^ возможность доставки в отдаленные районы;

^ высокая сохранность грузов.

2) недостатки:

^ высокие грузовые тарифы;

^ ограниченность размера партии;

^ зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).

Трубопроводный транспорт:

1) преимущества:

^ низкая себестоимость;

^ высокая пропускная способность.

2) недостатки:

^ узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие решения:

1) время доставки;

2) стоимость перевозки;

3) надежность соблюдения графика доставки груза;

4) частота отправлений;

5) способность перевозить разные грузы;

6) способность доставить груз в любую точку.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико - экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта п о каждому из факторов приведена в табл. 2.2 (единице соответствует наилучшее значение).

Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:

Надежность соблюдения графика доставки;

Время доставки;

Стоимость доставки.

Билет

Обмен информацией в современном бизнесе зачастую происходит при помощи Информационных систем

1) В широком смысле информационная система есть - совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

2) Области применения информационных приложений разнообразны: И конечно, в зависимости от конкретной области применения информационные системы очень сильно различаются по своим функциям, архитектуре, реализации. Но можно выделить два свойства , которые являются общими для всех информационных систем:

2-1) Любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда - совокупность ресурсов, предоставляемых в распоряжение пользователя системы. Среда должна обеспечить уровень надежности хранения и эффективность доступа, соответствующие области применения ИС.

2-2) ИС ориентируются на конечного пользователя, например, менеджера или клиента. Поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легко усваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-то лишние действия. (запутается).

Пример ИС в туриндустрии
1) tour-spb.ru - сайт-сборник информации по фирмам и их продуктам

Создание\присоединение сайтов
- систематизации информации о фирмах и их продукте

Подача информации в необходимом виде

2) www.aviasales.ru www.agent.ru

Информационная инфраструктура - система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Включает в себя:

совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Федеральное агентство по образованию

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Кафедра Туризма и гостеприимства

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Правовое обеспечение в СКСТ»

на тему: «Правовое регулирование транспортных услуг в сфере туризма».

Выполнила: студент гр. СД-21

Зааманов А.З.

Проверил: доц. Расулев А.И.

Введение...................... .............................. .............................. .............................. . 3

  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок…………...…………6

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

  1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………..... .............................. ...….15
  2. Перевозочные документы……….………………………………………. 18

внутренним водным транспортом.………………...………………….. 33

Заключение…………………………………………………… …...…………….37

Введение

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.

Перевозки пассажиров (туристов) осуществляются различными видами транспорта – воздушным, наземным, водным. Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей. Все виды транспортных систем преследуют одну главную цель – наиболее полное удовлетворение потребностей путешественников при реализации услуг по перевозке.

Транспортное обслуживание базируется на правовой основе, закрепленной в законодательных документах, разработанных:

  • различными международными транспортными организациями;
  • национальным законодательством стран;
  • внутренними правилами самих перевозчиков.

Особого внимания требуют различные стороны транспортного обслуживания при реализации международного туризма. Расширение границ международного сотрудничества в сфере путешествий вызывает необходимость постоянного совершенствования норм и правил осуществления таможенного, пограничного и санитарного видов контроля.

Важным вопросом при осуществлении перевозок является безопасность, которая подразумевает соблюдение правил эксплуатации подвижного состава, профессиональную и слаженную работу различных служб, обеспечивающих движение транспортных средств, соблюдение правил поведения самими пассажирами, использование экологически чистых видов транспорта.

Целью данной курсовой работы является изучение роли транспортного обслуживание в сфере туризма. Актуальность данной темы связана с тем, что перевозка организованных групп туристов имеет ряд особенностей, связанных с работой маршрутов, заказом билетов, размещением на транспорте, реализацией программ туров, поэтому туристическим фирмам приходится налаживать контакты с транспортными компаниями.

Многие проблемы, связанные с транспортным обслуживанием туристов, могут и должны решаться турфирмами, другие же имеют глубокие корни, уходящие в сферу деятельности перевозчиков. Понимание этих проблем должно помочь будущим специалистам в области турбизнеса правильно и грамотно организовать свою работу при создании и продвижении турпродукта.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом

Главной особенностью воздушного транспорта, которая отличает его от других видов транспорта, является скорость перевозки, учитывающая все время, которое необходимо затратить пассажиру от момента выезда из пункта отправления в пункт назначения. На коротких расстояниях (до 500 км) железнодорожный и автомобильный транспорт имеют явное преимущество перед воздушным за счет значительно меньшего времени на наземное обслуживание. Однако при возрастании расстояния перевозок пассажиры отдают предпочтение воздушному транспорту.

Воздушная линия - это постоянный маршрут регулярных полетов самолетов между населенными пунктами, обеспеченный наземным оборудованием для обслуживания полета.

Технические средства воздушного транспорта составляют аэропорты, аэродромы, самолетный парк, средства управления воздушным движением и обслуживания самолетов и пассажиров.

Аэропорт - это предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полета воздушных судов. Для выполнения своих функций аэропорт имеет аэродром, аэровокзал, различные наземные сооружения и оборудование.

В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, национальные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов.

Авиация подразделяется на тран спортную авиацию (воздушные перевозки) и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.

Авиация общего назначения - она обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий:

1) Воздушные такси, оперирующие как чартеры. Это могут быть специальные самолеты в аэропортах.

  1. Самолеты принадлежащие предприятиям и фирмам для перевозки производственного персонала.
  2. Частные самолеты для бизнеса и путешествия.
  3. Спортивные самолеты.
  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок

Основными документами, регулирующими международные перевозки, являю тся международные глобальные и двусторонни конвенции.

Одним из правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская « Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая 12 октября 1929 г. В этом нормативном акте даны:

Определение международной воздушной перевозки;

Порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному транспорту;

Основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

Порядок ответственности перевозчика;

Порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г.

Основными документами, регулирующими авиационные перевозки по территории России, являются:

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. N 82 г. Москва "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"

Важным пунктом Варшавской конв енции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также

    • «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго,1944г.) ;
    • «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго,1944 г.);
    • Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим,1952 г.);
    • Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.) и др.

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association).

2.Авиационные перевозки в России

В последнее время в нашей стране получил большое развитие авиационные туристские перевозки, путешествия. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Услугами отечественного воздушного транспорта пользуются свыше 120 млн. пассажиров внутри стран СНГ и около 6 млн. - за рубежом.

Являясь составной частью мирового воздушного транспорта, наш авиатранспорт способствует развитию политических, экономических и культурных связей между народами и государствами. Самолеты "Аэрофлота" выполняют полеты в 132 пункта 103 государств.

Совет по гражданской авиации в нашей стране был создан 9 февраля 1923 г. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. - "Аэрофлот". В 1964 г. создано Министерство гражданской авиации.

"Аэрофлот" - крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус

национального перевозчика, выполняющая почти две трети объема международных авиаперевозок. Общее количество международных аэропортов в России - 48.

В ноябре 1970 г. СССР стал равноправным членом Международной организации гражданской авиации (ICAO), а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.

В 1991 г. была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей ассоциации является формирование в России единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов.

В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент Российской Федерации 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения, Российский авиационный консорциум. Основной целью создания такого консорциума является формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.

В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества:

Краткое описание

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.
Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом…………….………….5

Правовое обеспечение международных перевозок…………...…………6
Авиационные перевозки в России……………………………...……...…8
Регулярные и чартерные рейсы………………………………..………...10

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………......................................….15
Перевозочные документы……….……………………………………….18

Глава III. Автомобильный транспорт………………………………………….19

Правовые основы перевозки пассажиров
автомобильным транспортом……………………………………………19
Концепции развития автомобильного транспорта РФ до 2010 года, разработанной НИИАТ Минтранса России…………………….……...22

Глава IV. Перевозка туристов водным транспортом……………...…….....…28

Правовые основы регулирования перевозок
пассажиров морским транспортом……………………………………..28
Правовые основы регулирования перевозок пассажиров
внутренним водным транспортом.………………...…………………..33

Заключение………………………………………………………...…………….37

Список использованных источников и литературы………………………….39

6.1. Транспортные услуги в отрасли туризма

Воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные, осуществляются в целях перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты. Услуги воздушного транспорта носят коммерческий характер.

Отношения авиаперевозчика, пассажиров и грузовладельцев, складывающиеся в международных воздушных перевозках, основаны на договоре перевозки и осуществляются в рамках этого договора. Основу договоров международной воздушной перевозки пассажиров и грузов, как это вытекает из международных конвенций, соглашений и национального законодательства, составляет обязательство авиаперевозчика доставить пассажиров (груз) в обусловленный пункт назначения, за что пассажир (грузоотправитель) обязуется уплатить установленную перевозчиком плату по соответствующему тарифу. Другие права и обязанности сторон конкретизируют и дополняют это основное содержание договора воздушной перевозки.

Международный характер договору воздушной перевозки придает то обстоятельство, что пассажир следует за границу. Пассажир либо доставляется в пункт назначения за границей, либо предусматривается его остановка в иностранном государстве, если даже пункты отправления и назначения находятся в одной и той же стране.

Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов между государствами, для унификации некоторых правил, регулируются конвенциями, касающимися международных воздушных перевозок. В частности, Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Гаагским протоколом 1955 г. об изменениях отдельных положений Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Гватемальским протоколом 1971 г., предусматривающим внесение ряда принципиальных изменений в Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.

Эти положения вошли в действующие условия пассажирских перевозок Международной ассоциации воздушного транспорта (МАВТ). Основное внимание в этих условиях уделяется проездному билету, порядку провоза багажа, административным формальностям, правам перевозчика, расчетам с пассажирами, и ответственности авиакомпаний.

В международных воздушных сообщениях всеми авиаперевозчиками применяется единая транспортная документация, отвечающая типовым формам. Пассажирский билет при международных воздушных перевозках включает также сведения о багаже и одновременно выполняет функции багажной квитанции. Выдаваемая пассажиру багажная бирка, функций багажной квитанции не имеет и является только документом на получение багажа. Ответственность авиаперевозчика по договору международной воздушной перевозки основана на вине, причем бремя доказывания ее отсутствия лежит на перевозчике. Правилами перевозок предусматривается, что ответственность авиаперевозчика за ручную кладь пассажира наступает только в случаях, когда будет доказана вина перевозчика. Пределы ответственности авиаперевозчика составляют 250 тыс. франков за каждого пассажира, 500 франков за килограмм груза и багажа, 10 тыс. франков за ручную кладь и каждого пассажира.

Турагентство, агент по путешествию при пользовании услугами морского транспорта, формируя туристский продукт (тур) или путешествие по Мировому океану, должны учитывать возможный проход через территориальные воды, а, следовательно, определенные ограничения в соответствии с национальными законодательствами прибрежного государства в отношении охраны окружающей среды, режима и обычаев международных портов, морских путей и др.

Под морским путем подразумевается путь следования судна из одного порта в другой через открытое море, а также через проливы, каналы, реки и озера. С учетом экономических и физико-географических факторов складываются основные направления морских сообщений, осуществляющих пассажирский или грузовой обмен между районами государств. Движение по морским путям различных средств морского транспорта (торговые суда, паромы, суда вспомогательного флота, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров) составляет торговое судоходство. Морское торговое судоходство организуется в двух формах: нерегулярное (трамповое) и регулярное (линейное). Трамповое судоходство организуется для перевозки пассажиров или груза по различным маршрутам морских путей в зависимости от наличия свободного тоннажа. Расписание не составляется. Каждый рейс устанавливается рейсовыми заданиями. Линейное судоходство организуется системой регулярных линий, грузовых, пассажирских, грузопассажирских, на определенных направлениях морских путей между портами погрузки и выгрузки по установленному расписанию.

Морские пути делятся на региональные, морские, международные океанические и каботажные. Региональные морские пути - это пути, формирующиеся в определенных географических регионах. Международные океанические пути пролегают в океане (или океанах) между портами различных государств, расположенных на различных континентах. Каботажные морские пути пролегают между портами одного государства.

Следует обратить внимание на то, что договором перевозки закрепляются коммерческие условия купли-продажи транспортной продукции морского флота, в которую включается перевозка пассажиров, багажа и транспортных средств частного пользования. Основу этих договоров составляет фрахтование.

Фрахтование означает предоставление за оговоренную плату (фрахт) всего судна или его части для перевозки грузов, пассажиров или выполнения других работ с целью завершения одного или нескольких рейсов, а также передача судна на определенное время в распоряжение фрахтователя. Процесс фрахтования используется в трамповом судопроизводстве.

При линейных перевозках выполнение подобных операций осуществляется путем «бронирования места на судне». В зависимости от того, в каких долях распределяются между судовладельцем и фрахтователем права, риски и расходы, различаются два вида фрахтования судов.

Рейсовое фрахтование делится на фрахтование судна на рейс, круговой рейс, последовательные односторонние рейсы и по контракту. Фрахтование судна (флота) на время предполагают, что все сделки оформляются специальным договором - чартером. Для упрощения оформления чартера применяют специальные проформв1 чартеров, которые представляют собой разработанные и изготовленные в типографии бланки набора и толкования условий договора морской перевозки.

В основе оформления перевозки лежат транспортные документы: товарная квитанция или документ, удостоверяющий право владения. В международном обороте довольно часто перевозка товара или багажа, почты сопровождается оформлением товарораспорядительного документа, который перевозчик выдает грузоотправителю. К таким документам принято относить: коносамент (он может быть чистый и нечистый, ордерный или оборотный, сквозной), морскую и рейсовую транспортную накладную, железнодорожную накладную, варрант.

Коносамент - ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после ее завершения. Коносамент выдается перевозчиком о принятии груза на борт судна.

Для получения признания на рынке проформы чартеров проходят стадию согласования в Совете по документации Балтийской и международной конференции (БИМКО), Палате судоходства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Под эгидой Международного морского комитета в 1925 г. была разработана и принята Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название «Гаагских правил». В 1968 г. был принят дополнительный протокол, именуемый «Правила Висби». Для разработки новых форм правового регулирования в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ) в Гамбурге в 1978 г. была принята Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке грузов, получившая название «Гамбургские правила». Гамбургские правила охватывают правовое регулирование перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов, а также нормы о юрисдикции и арбитраже. Эти правила закрепили норму о множественной юрисдикции. Истец, по своему выбору, может предъявить иск в суде по месту: основного коммерческого предприятия ответчика; заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор; порта погрузки или порта выгрузки; указанному в договоре морской перевозки.

Таким образом, «Гамбургские правила» закрепили отказ от сложившейся практики решения вопроса о подсудности споров на основе соглашения сторон.

Пассажиры, пользующиеся услугами морского транспорта, делятся на шесть основных групп: деловые пассажиры (коммерсанты), туристы, эмигранты, сезонные рабочие, паломники и военнослужащие. В зависимости от цели предпринимаемой поездки туристы используют морские суда преимущественно для морских путешествий, в связи с чем организуются круизные рейсы, либо для переезда из одной страны в другую. Туристские рейсы совершаются в течение продолжительного времени по специальным расписаниям, предусматривающим стоянки в портах для ознакомления пассажиров с прибрежными городами и их окрестностями. Экскурсионные рейсы в отличие от туристских выполняются в течение непродолжительного времени (до трех суток). Туристские перевозки морем делятся на каботажные, заграничные и смешанные туристские (круизные) рейсы с участием одного или нескольких смежных видов транспорта. Туристские рейсы, как правило, проводятся в несезонный период, когда нет массового наплыва пассажиров. В течение июля-августа весь пассажирский флот ставится под перевозку пассажиров на регулярных линиях.

Пароходство сдает судно в аренду на условиях возмещения ему расходов по его содержанию и установленного процента накоплений. В другом случае туристские агентства производят рейсовое фрахтование судна на часть пассажирских мест, либо фрахтование осуществляется на определенное время по тайм-чартеру. Обязанности и ответственность судовладельца и фрахтователя определяются договором, заключаемым сторонами.

Большое значение уделяется вопросам обслуживания пассажиров на судах и на берегу, организации посадки-высадки, информации, почтово-телеграфной связи, питания, торговли, и досуга

Туроператоры заключают соглашение о распределении портов обслуживания и числе отходов судов, обслуживаемых линейными конференциями, и стран, судоходные линии которых являются членами конференции.

Особую роль играет международно-правовое регулирование речных пассажирских перевозок по рекам, которые имеют непосредственный выход в открытое или закрытое море (перевозки «река-море»). К таким рекам относятся Дунай, Рейн, Нигер, Меконг, Ла-Плата, Амазонка и др. Пассажирское плавание регулируется конвенциями о режиме судоходства.

Международной конвенцией о движении по дорогам и Протоколом о дорожных знаках и сигналах 1949 г. определены порядок выдачи разрешений на управление автомобилями, паспортов и осуществление пограничных формальностей. В 1968 г. в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) была принята Конвенция о дорожном движении, вступившая в силу в 1977 г. Также в 1968 г. была принята Конвенция о дорожных знаках и сигналах, а в 1975 г. - Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действительности водительских удостоверений и Европейское соглашение о международных автомагистралях.

В соответствии с этими международными конвенциями и соглашениями определяется правовой статус автомагистралей (дороги класса А, В, С, Е), правила пользования дорожными знаками и сигналами на автомагистралях, международные стандарты дорожных транспортных средств и средства для перевозки пассажиров, легковые автомобили, мопеды, велосипеды, национальные и иностранные транспортные средства), международные формы водительских удостоверений и международная страховая карта (зеленая карта).

Для координации деятельности национальных автомобильных перевозочных средств государствами заключаются двусторонние и международные соглашения о дорожном движении и международных дорожных перевозках.

В региональном аспекте эта координация осуществляется на многосторонней договорной основе в рамках международных организаций, таких, как Международная автодорожная федерация (МАФ), Международная автомобильная федерация (ФИА), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов (ПМАДК).

Международная автомобильная федерация (ФИА), созданная для поддержки развития автомобилизма, способствует развитию международного дорожного движения и автотуризма, изданию карт автомобильных дорог, регламентации проведения автомобильных соревнований. В ее структуре действует Международная комиссия по туризму, которая оказывает содействие автомобилистам в их собственных странах и за границей (координация технического обслуживания, взаимного технического обслуживания зарубежных клубов, разработка международных карточек для оказания помощи автомобилистам, кредитных книжек для ремонта, технического и санитарного обслуживания), осуществляет информационное обслуживание туристов (распространение информации для автомобилистов о правилах дорожного движения, о таможенных формальностях при посещении различных стран, о рекомендованных маршрутах), содействует организации кемпингов и сдаче внаем прицепных домиков, а также страхования в международном масштабе. Комиссия принимает рекомендации по защите окружающей среды и памятников старины, разрабатывает новые районы и маршруты для организации автотуризма.

Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г. и Протоколом к ней 1978 г. определяются типовые проформы договора на перевозку пассажиров, условия перевозки багажа и ручной клади пассажиров, разработана проформа международного коносамента (СМР), которая внедрена в большинстве европейских стран. Кроме того, совместно с Европейской ассоциацией по прокату легковых и грузовых автомобилей Международным союзом автомобильного транспорта определены типовые условия проката. В соответствии с Европейской конвенцией о работе экипажей транспортных средств 1995 г. все автобусы с числом пассажиров более девяти должны быть оборудованы контрольно-измерительными приборами - тахографами .

Ст.2 Международной таможенной конвенцией 1954 г. ее участникам разрешается временный ввоз частного дорожного транспорта без оплаты ввозных пошлин и налогов при условии обратного вывоза. Национальные автотранспортные предприятия всех форм собственности осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами и рекомендациями международных соглашений по вопросам дорожного движения и практикой международных автотранспортных организаций. Эти же правила относятся к строительству и эксплуатации международных автомагистралей. Туристские агентства при формировании тура используют услуги автотранспортных предприятий на основе типовых проформ договора на перевозку и других перевозочных документов национального и международного стандарта. Владельцы автотранспортных средств участвуют в автотуризме на основе контрактов туристских агентств. Туроператоры используют услуги монопольных транспортных структур. Кроме того, в Украине предоставление услуг пассажирского автомобильного транспорта регулируется специальными Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденными КМ Украины.

Важное место в сфере туризма и международных путешествий занимает железнодорожный транспорт. Эксплуатация транспортной сети всех форм собственности осуществляется национальной администрацией на основе законов и правил, принятых государственными органами страны, и международных соглашений об организации прямых и смешанных железнодорожных сообщений. Различаются внутренние, транзитные и международные перевозки.

Внутренние перевозки осуществляются между двумя пунктами, расположенными в одной и той же стране; они могут включать транзит через другую страну. Транзитные перевозки осуществляются через третью страну между двумя пунктами, расположенными в разных странах. Международные перевозки организуются между двумя пунктами, расположенными в различных странах; они могут включать транзит через другие страны.

Организация и эксплуатация как внутренних, так и международных железнодорожных перевозок координируется международными организациями и объединениями, такими, как Европейская конференция по пассажирским тарифам, Международная ассоциация частных владельцев железнодорожных веток, Международное общество по эксплуатации спальных вагонов и вагонов-ресторанов, Международная федерация ассоциаций по туризму на железнодорожных дорогах, Международный союз железных дорог, Международный союз по пассажирским и багажным вагонам, Международный союз компаний по железнодорожной рекламе, Международная ассоциация железнодорожных конгрессов и др.

Наиболее важным соглашением в области железнодорожного транспорта являются Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров (МГК и МПК). В этих соглашениях участвуют большинство стран Европы и ряд стран Азии и Северной Америки. В 1966 г. заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров. В 1980 г. на Конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Оно объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 г. и имеет два Приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодорожных перевозок. Приложение А содержит условия перевозки пассажиров (Единые правила МПК). Приложение В содержит условия перевозки грузов (Единые правила МГК). Единые правила действуют только в отношении перевозок по отдельным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Государствами заключаются двусторонние соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении на основе Бернских конвенций. Предельный размер ответственности железных дорог определяется в расчетных единицах Международного валютного фонда. В процессе эксплуатации железных дорог и координации действий участников Соглашения разрабатываются рекомендации по унификации международных тарифов на перевозку пассажиров, багажа, грузов; стандарты по определению себестоимости железнодорожных перевозок и наиболее рациональные международные железнодорожные маршруты, а также стандарты на вагоны; определяются меры по организации и развитию международного туризма на железных дорогах между национальными ассоциациями; происходит обмен необходимой информацией и др.

Туристские агентства и бюро путешествий заключают соглашения или контракты с национальными администрациями железных дорог по использованию услуг железнодорожного пассажирского транспорта при формировании тура или организации международных путешествий. Такие соглашения заключаются с учетом действующих тарифов и цен на пассажирские перевозки, как внутренние, так и международные. Обязательное условие при использовании услуг железнодорожного транспорта туристскими агентствами - страхование туриста, его багажа и ручной клади.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… …………….2
СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ………………………………………………………… …………….4
Нормы права регулирующие автомобильные перевозки………………… .4
Транспортное обеспечение туров………………………………… …………...5
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…………… …………………………………………………...8
Классификация транспортных средств………………………………………8
Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
……………………………………………………………………………… ……10
Классификация подвижного состава и требования, предъявляемые к туристским автобусам……………………………………………………… …20 Организация перевозок пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам…………………………………………..22 Организация перевозок туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах………………………………………………….. 24
Заключение…………………………………………………… ………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время туроператору при выборе способа перемещения туристов предоставлен широкий спектр видов транспорта и типов технических средств.
Однако кажущаяся простота задачи выбора транспорта не относит процедуру выбора, требуется тщательный учёт многих факторов.
Перевозчики могут оказывать транспортные услуги туристам лишь в период нормативного срока службы технических средств, а использование ими объектов инфраструктуры допускается в период, когда на объектах не проводятся ремонтно-восстановительные или строительные работы.
В зависимости от этапа тура, цели поездки и объема, оказываемых на маршруте услуг перевозчиков делят на основных и вспомогательных.
Операции трансфера туристов:
а) от мест прибытия в начальный пункт тура (вокзал, порт, пристань) до места их сбора (пересадка в другое транспортное средство, размещение и временное проживание в отеле, кемпинге, лагере);
б) обратно из конечного пункта маршрута к месту их убытия из тура;
в) в места (из мест) посещения или непродолжительного пребывания в данной рекреационной зоне;

    групповые перевозки туристов на дальнее расстояние в места посещения или к объектам туристического интереса – в рекреационные зоны, на аттракции, спортивные состязания, к местам поклонения и в другие пункты. Это пространственные перемещения транспортом регулярного сообщения в пределах расстояний, предусмотренных программой путешествия;
    автобусные или железнодорожные, или авиационные путешествия по маршруту тура, а также речные и морские круизные туры с предоставлением частичного или полного набора услуг, входящих в состав специально подготовленного туристического продукта;
    транспортные услуги при экскурсионном (групповом или индивидуальном) обслуживании в городе, в парковой или заповедно-ландшафтной зоне и т.п.;
    грузовые и грузопассажирские перевозки для участников шопинг-туров.
В соответствии с определённой тематикой ознакомления или посещения услуги транспорта при экскурсионном обслуживании характеризуются строго устанавливаемой продолжительностью и упорядоченностью маршрута передвижения.
По программам въездного туризма туроператор направляющей стороны от места сбора группы в стране её проживания использует различного вида транспортные средства для доставки в начальный пункт тура в стране посещения – самолёты, автобусы, пассажирские поезда, речные или морские суда.

ГЛАВА1.СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ
1.1.Нормы права регулирующие автомобильные перевозки

Отношения между туроператором и транспортными организациями регулируются определенной совокупностью нормативных положений по массовым перевозкам пассажиров и их багажа, индивидуальным или групповым переездам путешественников, которые в совокупности формируют транспортное право.
При этом нормы права, регулирующие перевозочный процесс туристов, соотносятся с положениями и нормами права:
- гражданского и, в частности, одного из его основных разделов, - обязательственного права;
- гражданско-процессуального, определяющего порядок рассмотрения исков и претензий;
- административного, регулирующего исполнительно-распорядительную деятельность транспортных организаций;
- международного, определяющего нормы отношений при
осуществлении международных транспортных сообщений.

Главной особенностью транспортного права является его комплексный характер, - регулируются не только транспортно-технологические процессы, но эксплуатация и техническое содержание транспортных средств.
Большинство норм права по перевозке (перемещению) туристов относятся к обязательственному праву, формирующему:
- право кредитора на совершение должником определенных действий, образующих в целом перевозочный процесс;
- обязанность должника выполнить все те действия, которые вытекают из поручений (на возмездной основе) кредитора.

1.2.Транспортное обеспечение туров.

Транспортное обеспечение основано на законодательных актах, введенных в действие внутри государства.
- переезды в (или из) дестинации с целью осмотра, отдыха, развлечений, участия или посещения соревнований и др.;
- использование транспорта с экскурсионными целями в местах, удаленных от дестинации на значительное расстояние;
- перемещения туриста в дестинации и между прилегающими к ней местами туристического интереса на общественном или арендованном транспорте.
Транспортная составляющая в пакете туристических услуг не рассматривается как деятельность по приданию туристическому продукту новых потребительских свойств.
Это система обеспечения перемещения туристов по определенному маршруту в соответствии с программой путешествия и изначально заданными условиями предоставления услуг заданного уровня качества.
В турах услуги транспорта по объему и качеству сервиса могут отличаться от обычно предлагаемых транспортной организацией своим клиентам-пассажирам на регулярных маршрутах, в частности:
- в договора включаются только те обязательства перевозчиков, выполнение которых они могут гарантировать как основным своим офисом, так и всеми причастными филиалами и структурными подразделениями, причем услуги должны предоставляться в полном объеме и требуемого уровня качества;
- в туре, перед его началом и по его окончании, туристы в начально-конечных пунктах транспортного обслуживания должны получить полную информацию об оказываемых организацией сервисных услугах, а транспортные компании должны заблаговременно принимать заказы на их оказание (бронировать);
- в начально-конечных пунктах транспортного обслуживания предлагаемые сервисные услуги должны обладать свойством эластичности.
Это означает, что их объем изменяется от минимально необходимого набора до максимального.
Минимальный пакет услуг, как правило, связан с переездом, а максимальный объем целесообразных услуг определяет турист в предварительном заказе (например, услуги носильщика, услуги по временному размещению в гостинице или комнате отдыха, вызов такси);
- сервис на маршруте должен предоставляться точно в оговоренное время и в той форме, которую определила туристическая организация перед туром и в ходе его, или турист при оформлении предварительного заказа;
- оформление заказа на сервисные услуги (бронирование) должно быть обеспечено как в присутствии заказчика (вызов агента транспортной организации на дом или в офис туристской фирмы), так и по телефону, электронной почте через Интернет.
Туроператору важно иметь все сведения о технических возможностях и технологии обслуживания выбранным видом транспорта: вместимость, допускаемые скорости движения, состояние трассы, пункты технического обслуживания, места получения оперативной информации о состоянии инфраструктуры или ее зависимости от внешних условий и др.
Временные затраты на все операции обслуживания транспортом туроператор планирует с определенным запасом, а его прогнозируемая величина определяется либо данными предыдущего опыта, либо расчетным путем.
Однако даже самым тщательным образом рассчитанные временные затраты из-за непредвиденных ситуаций могут оказаться более продолжительными.
Поэтому обязательным элементом планирования временных затрат является согласование маршрута перемещения в туре с владельцами транспорта.
Согласованию подлежат аспекты технического и технологического обслуживания транспортными средствами по маршруту тура. Оно выполняется туроператорами совместно с владельцами транспорта и, возможно, транспортной инфраструктуры.

ГЛАВА2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1.Классификация транспортных средств

Туристическое транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожный, автомобильный (автобус и легковой автомобиль), авиационный,водный, железнодорожный,.
Наиболее мобильные виды транспорта – автобус и легковой автомобиль – используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде вспомогательного (трансфертного) транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.
Транспортные путешествия классифицируются по:

    способу передвижения на маршруте;
    виду используемого транспорта;
    построения трассы маршрута;
    продолжительности путешествия;
    сезонности;
    других факторов
В соответствии с Рекомендациями по статистике туризма разработанными ВТО, предлагается следующая классификация средств транспорта:
    воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки;
    водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие;
    сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт; междугородние и городские автобусы и прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины (вместимостью до 8 человек); прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.
Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90 % общего объёма транспортных путешествий).
При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы как: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.
По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке:
    безопасность путешествия;
    стоимость и наличие различных льгот;
    комфортабельность;
    скорость доставки;
    прочие факторы.
Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.
Высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения.
Высокая скорость доставки на самолётах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов.
Высокая мобильность автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности
Автомобильный транспорт играет существенную роль в организации туристских путешествий. Это связано с его мобильностью, информативностью и дешевизной по сравнению с другими видами транспорта. Отличительной особенностью автомобильных перевозок является то, что они используются не только для массовых перемещений туристов при реализации экскурсионных, познавательных, развлекательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, железнодорожного и водного транспорта.

2.2.Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.
Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Международные автоперевозки представляют собой специфическую область деятельности автотранспорта, так как они осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут. При этом международные правовые документы охватывают следующий крут вопросов:

    инфраструктура;
    дорожное движение;
    требования к автотранспортным средствам;
    условия работы экипажей транспортных средств;
    налоговое обложение;
    перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры;
    перевозка специфических категорий грузов.
В основе международных пассажирских автомобильных перевозок лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенныe между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших многосторонних договоров в этой области является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973 г. В Конвенции даны определения таких основных понятий, как «перевозчик» «пассажир», «транспортное средство»; перечислены транспортные документы, применяемые при международной автоперевозке (индивидуальный или коллективный билет, багажная квитанция); определена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный жизни, здоровью пассажира или его багажу в результате происшествия, связанного с перевозкой.
Согласно КАПП общая сумма возмещения, которая должна быть выплачена пострадавшему в связи с нанесением вреда его физическому или психическому здоровью, ограничивается суммой 250 000 швейцарских франков. Однако любое договаривающееся государство может устанавливать в этом случае более высокий предел. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа определяется выплатой суммы, равной размеру причиненного ущерба, но эта сумма не должна быть больше 500 швейцарских франков на единицу багажа и не более 2000 швейцарских франков на пассажира. За повреждение вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере не более 1000 швейцарских франков на пассажира. Перевозчик освобождается от ответственности полностью или частично, если ущерб возник по вине пассажира или в результате его поведения, противоречащего правилам поведения людей на транспорте.
В Конвенции предусмотрены статьи по предъявлению претензий и исков. Претензии в отношении багажа могут предъявляться пассажиром к перевозчику в течение 7 дней с момента получения багажа. Иск в суд, связанный с телесным или психическим повреждением здоровья или смертью пассажира, может быть предъявлен в течение 3 лет. Следует отметить, что Российская Федерация не подписала данную Конвенцию, однако многие ее положения нашли отражение в двусторонних соглашениях о международном автомобильном сообщении, заключенных Россией с рядом государств.
В октябре 1997 г. в Бишкеке была принятии «Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа» государств-участников СНГ (КМАПП). Отличительной особенностью КМАПП по сравнению с КАПП является то, что в ней оговариваются вопросы страхования; порядок таможенного, пограничного и санитарного видов контроля. Все эти аспекты должны регулироваться международными конвенциями, многосторонним и двусторонними правительственными соглашениями, а также внутренними законодательствами стран, подписавших этот документ. Конвенция предусматривает ответственность перевозчика за ущерб, нанесенный здоровью пассажира или его багажу, а также порядок и сроки предъявления претензий и исков. При этом сумма компенсаций устанавливается судами сторон в соответствии с их национальным законодательством. Приложение к Конвенции «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств -участников СНГ» регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.
Регулярная перевозка- понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных местах остановок. Регулярные перевозки выполняются по ранее установленным расписаниям и утвержденным тарифам.
Нерегулярная перевозка - это перевозка с закрытыми дверями, осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки, начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним.
С целью либерализации пассажирских перевозок автомобильным транспортом страны ЕС в 1982 г. заключили в Дублине «Соглашение о международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами» (АСОР). Впоследствии аналогичное соглашение (Ин-тербус), предназначенное для присоединения к АСОР, было разработано Комитетом внутреннего транспорта Европейской Комиссии ООН. В настоящее время положение о нерегулярных перевозках распространяется на большинство стран Западной и Восточной Европы и Турцию.
Следует иметь в виду, что помимо регулярных и нерегулярных перевозок выделяют еще так называемые Челночные перевозки - повторяющиеся перевозки предварительно сформированных групп пассажиров из пункта отправления в пункт назначения и обратно. Эти перевозки также осуществляются при закрытых дверях (т.е. ни один из пассажиров не может выйти или сесть в автобус на маршруте). Как правило, во время челночных перевозок автобус едет пустым при первом обратном рейсе, когда он отвез первую группу, и последнем прямом рейсе, цель которого - забрать оставшуюся группу перевезенных пассажиров.
При осуществлении нерегулярных и челночных перевозок на борту транспортного средства должны быть списки пассажиров, заверенные печатью и подписями перевозчика и водителя. Если автобус едет за пассажирами пустым, то список пассажиров может быть составлен в момент их посадки.
Принадлежность международных автомобильных перевозок к тому или иному виду (регулярные, нерегулярные, челночные) определяет необходимость получения разрешений на въезд на территорию одной из договаривающихся сторон или на транзит через третьи страны. В основном разрешения требуются при реализации регулярных и челночных перевозок. Для выполнения нерегулярных перевозок, связанных с обслуживанием организованных групп туристов, такие разрешения в большинстве случаев не требуются. Разрешительная система оговаривается государствами при заключении двусторонних и многосторонних договоров на международные автомобильные перевозки.
Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основании двусторонних соглашений. Такие соглашения Россия имеет с Азербайджаном, Австрией, Албанией, Арменией, Беларусью, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией, Данией, Ираном, Ирландией, Италией, Казахстаном, Кипром, Китаем, Киргизией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Македонией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербией, Словакией, Словенией, Таджикистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. В соответствии с этими соглашениями компетентными органами договаривающихся сторон заблаговременно передаются друг другу предложения по организации регулярных перевозок. Предложения должны содержать данные о наименовании перевозчика (фирмы), маршрута следования, расписании движения, пунктах остановок, на которых перевозчик будет производить посадку и высадку пассажиров, а также о намечаемом сроке и регулярности выполнения перевозок. Компетентные органы договаривающихся сторон должны выдавать разрешения в письменной форме на осуществление регулярных перевозок пассажиров на тот участок пути, который проходит по территории их государства.
При выполнении нерегулярных перевозок разрешение не требуется в случае, если группа пассажиров в одном и том же составе перевозится на одном и том же автобусе в течение всей поездки и при этом: 1) поездка начинается и заканчивается на территории государства той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус; 2) поездка начинается на территории той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус, и заканчивается на территории другой договаривающейся стороны при условии, что автобус покидает эту территорию порожним или если автобус въезжает пустым в целях обратной перевозки тем же перевозчиком группы пассажиров с территории государства другой договаривающейся стороны, на которую эта группа была доставлена. Разрешение на выполнение нерегулярной перевозки не требуется при замене неисправного автобуса другим автобусом. При выполнении нерегулярных перевозок, как уже отмечалось, водитель автобуса должен иметь список пассажиров, составленный по специальной форме, утвержденной компетентными органами договаривающихся сторон.
К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных перевозок, относится «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15.11.1975 г.) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 01.02.1991 г.). В первом документе приводятся определение плана международной сети «Е», перечень дорог международной сети, условия, которым должны соответствовать международные автомобильные магистрали; во втором приведен перечень международных терминалов, пограничных пунктов и железнодорожно-паромных переправ и портов, имеющих значение для международных комбинированных перевозок; определены технические характеристики грузовых автотранспортных средств для перевозки на железнодорожных платформах и т. п.
Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению, следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 08.11.1968 г.); «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 08.11.1968 г.); «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 01.03.1973 г.). В данных нормативных актах установлены единые основные правила дорожного движения; требования к автотранспортным средствам и водителям; утверждены единообразные системы дорожных знаков и сигналов, правила разметки дорог и другие предписания при осуществлении международных автомобильных перевозок. Установлены пять категорий транспортных средств (А, В, С, D, Е), на управление которыми выдаются удостоверения определенного образца. Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетельство регистрации и отличительный знак страны регистрации Кроме того, существует ряд документов с изложением требований к внешнему и внутреннему оборудованию, уровню шума и загазованности, внешним световым приборам, тормозам и другим техническим и экологическим характеристикам автотранспорта. Следует иметь в виду, что эти требования меняются и поэтому страны, подписавшие подобные документы (в том числе РФ), должны следить за вносимыми изменениями и принимать меры по приведению оборудования автотранспортных средств в соответствие с нововведениями. В области условии работы на автотранспортных средствах действует международное «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (от 01.07.1970 г.). В этом соглашении изложены основные требования, предъявляемые к водителям, осуществляющим международные перевозки, - к их возрасту, квалификации, ежедневной продолжительности управления автомобилем, максимальному времени непрерывного управления, а также к контролю за соблюдением режима труда и отдыха водителей на маршруте. Для выполнения последнего требования автотранспортные средства, выполняющие международные перевозки пассажиров и грузов, должны быть оснащены контролирующими устройствами - тахографами. Тахограф представляет собой контрольное устройство, непрерывно регистрирующее пройденный путь, скорость движения на нем, режим труда и отдыха водителей.
Помимо этого, существует ряд документов, касающихся аспектов налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках. Эти документы разработаны с учетом «Международной Конвенции о таможенных льготах для туристов» (1959) и действующего внутреннего законодательства стран, на территории или через территорию которых осуществляется автоперевозка.
Содержание всех перечисленных выше соглашений и конвенций должно учитываться при реализации поездок в зарубежные страны. В России учреждена организация - Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), которая, являясь членом Международного Союза автомобильного транспорта, оказывает помощь в практических вопросах, связанных с организацией автоперевозок за рубеж. В частности, она издает информационные справочники, где предоставляются сведения по нормативно-правовой базе и практическим условиям выполнения перевозок по территории той или иной страны. Авторитетными международными организациями, занимающимися вопросами автоперевозок, являются Международный союз автомобильного транспорта, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская комиссия министров транспорта, Координационное транспортное совещание государств- участников СНГ.
Все эти организации в той или иной мере занимаются вопросами безопасности; таможенными формальностями; унификацией правил, регламентирующих автомобильные перевозки; гармонизацией национальных и международных требовании в области автомобильного транспорта и другими проблемами, касающимися этой сферы деятельности.
и т.д.................

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер). Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская Конвенция «Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок» от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг.. Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955г., Гватемальским протоколом 1971г. и Монреальским протоколом 1975г.

4 ноября 2003г. вступила в силу Монреальская конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999г.), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. К моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство: Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония.

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944г. Чи¬кагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

- пролетать над его территорией без посадки;

- приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);



- выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту, и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны-участницы Соглашения.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причи¬ненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952г.); Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и др.

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам.

Задачами государственного регулирования являются:

1) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, ведение государственного реестра воздушных судов, совершенствование процедур лицензирования и сертификации авиационной техники, работ и услуг, аттестации авиационного персонала и т.д.);

2) создание условий для добросовестной конкуренции в гражданской авиации;

3) развитие нормативной правовой базы в отрасли гражданской авиации;

4) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, технических средств обучения, обеспечение высокого уровня квалификации авиационного персонала;

5) координация деятельности по строительству и эксплуатации аэропортов и аэродромов;

6) обеспечение мониторинга технико-эксплуатационного состояния парка воздушных судов и наземных служб;

7) приведение деятельности авиационных предприятий в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.