Деньги

Не сырой дуб к земле клонится жанр. Олимпиада по литературе

Олимпиадные задания для учащихся 8 класса

Задание 1.

Назовите произведение по их началу. Вспомните и запишите автора.

    Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

    Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

    –А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?

    Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели.

    У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это не помогало, или вызывало тошноту.

Задание 2.

Перед вами литературоведческие термины, они были собраны в четыре разные группы, но нечаянно перемешались. Определите, какие это были группы и распределите по ним термины.

Задание 3.

Расположите в хронологическом порядке следующие произведения русской литературы.

«Уроки французского»

«Тарас Бульба»

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол,» М.Ломоносова

«Повесть временных лет»

«Повесть о Петре и Февронии».

Задание 4.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:

1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.

1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка

Задание 5.

Прочитайте стихотворение А.А.Фета и выполните задания.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

        • Какому времени года посвящено стихотворение? Как вы узнали? Какое настроение передал поэт?

          В чём своеобразие фетовского образа осени? Как рисует её поэт?

          Объясните смысл метафор в данном тексте.

          Определите размер этого стихотворения, характер рифмовки.

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)

    1. Назовите изученные жанры древнерусской литературы. (2*2 б.=4 балла)

      Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (2 балла)

1.3. Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

    1. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (2*4 б.=8 баллов) .

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

      Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя:

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя…

      А.С. Пушкин

      Душно! Без счастья и воли.

      Ночь бесконечно длинна.

      Буря бы грянула что ли?

      Чаша с краями полна!

      Н.А. Некрасов

      Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены(12 баллов).

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

2-й уровень

2.1 . Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы :

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

3-й уровень . Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10= 20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)

4-й уровень . Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

Всего 100 баллов

Ответы:

    1. 4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.4.

1) Сравнение, сравнение. 2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури - социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.

1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3 балла за правильный ответ (макс. – 12 б.)

2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)


Задание 1.

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
1.1 - А где же ключик?

Здесь и ключ перед вашими очами.

Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
1.2 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

На плотине-то?..

Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

Ну, что такое случилось? Сказывай…

Задание 2.

Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок:
В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…


  1. Историко-литературные задания.
Задание 1.

О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»

1.2 Лермонтов «Бородино»

Задание 2.

Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.
1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.


  1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.
IV . Интерпретация художественного произведения.
Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?
ВИКТОР ГОЛЯВКИН

Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?

А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!

Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

Не думаю, - сказал он.

Почему же?

Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.

Вот это да! – удивился я.

Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

Так-то оно так, - сказал я, - но кто будет знать?

Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.

Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:

Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

А как же двойка?

А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?

Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.

8 класс


  1. Знание текстов художественных произведений.
Задание 1.

Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.
1.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
1.2 Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.
1.3 И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженной,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.
Задание 2.

Узнай произведение по его финалу, назови автора.

2.1 «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..

Через полчаса он простился со мной на опушке леса».


    1. «И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
II
Задание 1.

Что связывает Черную речку и гору Машук?

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

2.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр произведений древнерусской литературы.
1.1 «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

1.2 «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

1.3 Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

Задание 2.

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?
Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

IV .Интерпретация лирического произведения.
.

1. Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

2. О чём это стихотворение, в каких строках заключена главная мысль произведения?

3. Назовите образный ряд стихотворений.

4. Определить приёмы и средства выразительности, используемые для раскрытия идеи произведения.

5. Определить стихотворный размер.

Олимпиада по литературе

9 класс


  1. Знание текстов художественных произведений
Задание 1.

Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.


    1. «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ………………………..»


    1. «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею...»

    1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

1.4. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».
Задание 2.
В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и произведение.
2.1 … в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.
2.2 По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.
2.3 Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!
II . Историко-литературные задания.

Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а кто – вымышленным?

Задание 1.

1.1 «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет»

1.2 «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

Задание 2.

Распределите произведения в соответствии со временем их написания:

«Путешествие из Петербурга в Москву», «Недоросль», «Повести Белкина», Бедная Лиза».
III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите размер стихотворения М. Ю. Лермонтова.

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Задание 2.

Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин.

А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

В)Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

IV . КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

В.Шукшин « Век живи - век учись»
80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал. За столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки. Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.
- О чем сейчас читаешь?
-О космонавтах.
-И зачем они туда летают?
-Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?
-Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?! Чтобы на стариков злиться?
-Ну, во-первых, освоение космоса –это…надо. Разве не интересно поглядеть на инопланетян?
-Они такие же, как мы?
-Я точно не знаю, может, немного пострашнее,- ответил Юрка.
-Жениться, что ли, друг на друге будете?- засмеялся дед.
-Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем…А медицина у них такая, что люди будут до ста-ста двадцати лет жить…
-Ну, это ты врешь.
-Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.
-А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,- пожал плечами дед.
-Ты не захочешь, а другие – с радостью, если будет такое средство.
-А ты вот кем хочешь стать?- спросил старик.
-Хирургом буду.
-А сколько хирурги получают, наверное, много?
-Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили…
-Так зачем мучиться столько лет? (26)Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать. Жили раньше без учебы – и ничего, без хлеба не сидели.
-У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка,- раньше да раньше…
-А у вас только одно на языке: будет да будет…Трепачи…А в книгах твоих читать нечего – вранье одно.
-Нечего? А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал и диктовать, как умирает…
«Вот,-говорит,-сейчас у меня холодеют ноги – записывайте»….Потом руки у него отказали…А потом он умер.
-А у тебя есть его фотография?
Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:
-А у него родные были?
-Были, наверное, я точно не знаю. Завтра узнаю в школе.
-Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы… Одному плохо.
Юрка не стал возражать.

Конечно,- согласился он,- одному плохо…

Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».
Отвечат старый крестьянин Иван Тимофеевич:
«Я на добрые дела тебе благословленье дам,
А на худые дела благословленья нет.
Поедешь ты путем и дорогою,
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина».
Поклонился Илья Муромец отцу до́ земли,

Сам он сел на добра коня,
Поехал он во чисто поле.

Он и бьет коня по крутым бедрам,
Пробиват кожу до черна́ мяса,
Ретивой его конь осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать верст;
В другой скочил, - колодезь стал;
У колодезя срубил сырой дуб,
У колодезя поставил часовенку,
На часовне ставил свое имечко:
«Ехал такой-то сильный могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович»;
В третий скочил - под Чернигов-град.
Под Черниговом стоит сила - сметы нет;
Под Черниговом стоят три царевича,
С каждым силы сорок тысячей.
Богатырское сердце разгорчиво и неуёмчиво;
Пуще огня-о́гничка сердце разыграется,
Пуще пляштово мороза разгорается.
Тут возговорит Илья Муромец таково слово:
«Не хотелось было батюшку супротивником быть,
Еще знать-то его заповедь переступить».
Берет он в руки саблю боёвую,
Учал по силушке погуливать:
Где повернется, делал улицы,
Поворотится - часты площади.
Добивается до трех царевичей,
Тут возговорит Илья таково слово:
«Ох вы гой еси, мои три царевича!
Во полон ли мне вас взять?
Ай с вас буйны головы снять?
Как в полон мне вас взять, -
У меня доро́ги заезжие и хлеба завозные;
А как головы снять, - царски семена погубить.
Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,
Что Святая Русь не пуста стоит,
На Святой Руси есть сильны могучи богатыри».

Увидал его воевода Черниговский:
«Что это господь сослал нам за сослальника!
Очистил наш славный Чернигов-град».
Возговорит воевода своим князьям-боярам:
«Подите, позовите добра молодца
Ко мне хлеба-соли кушати».
Пошли тут князи-бо́яра к Муромцу:
«Ох ты гой еси, дородний добрый молодец!
Как тебя честным именем зовут?
Как тебя величают по отечеству?» -
«Меня именем зовут Илейкой,
А величают - сын Иванович».
Взговорят ему князя-бо́яра:

Ты пойдешь-ка к воеводе нашему,
Ты изволь у него хлеба-соли кушати». -
«Нейду я к воеводе вашему,
Не хочу у него хлеба-соли кушати;
Укажите мне прямую дороженьку
На славный стольный Киев-град».
Ответ держат князи-бо́яра:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут река Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет,
Ни конному, ни пешему пропуску нет».

Поклонился им Илья Муромец,
Поехал он лесами Брынскими.
Услыхал Соловей богатырский топ,
И свистнул он громким голосом, -
Конь под Муромцем спотыкается.
Возговорит Илья своему коню доброму:
«Ох ты гой еси, мой богатырский конь!

Аль не езживал ты по темным лесам,
Аль не слыхивал пташьего посвисту?»
Берет Илья калены стрелы:
Перво стрелил, не до́стрелил;
А в друго́рядь пере́стрелил;
В третьи стрелил, попал в правый глаз
И сошиб его с тридевяти дубов.
Привязал его к коню во ка́раки;
Поехал Муромец в славный Киев-град.

«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Мы заедем-ка с тобою ко мне в гости».

Увидала Соловейкина мала дочь:
«Еще вон едет наш батюшка,
Везет кривого мужика у коня в ка́раках».
Взглянула Соловейкина большая дочь:
«Ах ты дура неповитая! Это едет добрый мо́лодец
И везет нашего батюшка у коня в ка́раках».
И бросились они на Илью Муромца с дрекольем.
Возговорит Соловейко-разбойничек:
«Не тумашитеся, мои малы детушки,
Не взводите в задор доброго молодца».
Возговорит Илья Соловейке-разбойнику:
«Что у тебя дети во единый лик?»
Отвечает Соловейко-разбойничек:
«Я сына-та выращу, за него дочь отдам;
Дочь-ту выращу, отдам за́ сына,
Чтобы Соловейкин род не перево́дился».
За досаду Илье Муромцу показалося,
Вынимал он саблю свою вострую,
Прирубил у Соловья всех детушек.

Приехал Илья Муромец во Киев-град,
И вскричал он громким голосом:
«Уж ты батюшка Владимир-князь!
Тебе надо ль нас, принимаешь ли
Сильных могучих богатырей,
Тебе батюшке на почесть-хвалу,
Твоему граду стольному на и́зберечь,

А татаровьям на посеченье?»
Отвечает батюшка Владимир-князь:
«Да как мне вас не надо-то!
Я везде вас ищу, везде спрашиваю.
На приезде вас жалую по добру коню,
По добру коню, по латынскому, богатырскому».

«У меня свой конь латынский богатырский:
Стоял я с родимым батюшком у заутрени,
Хотелось постоять с тобой у обеденки
Да на дороге мне было три помешень’ки:
Перва помеха - очистил я Чернигов-град;
Друга помеха - я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Смородину;
Третья помеха - я сошиб Соловья-разбойника».

«Ох ты гой еси, Соловейко-разбойничек!
Ты взойди ко мне в палату белокаменну».
Ответ держит Соловейко-разбойник:
«Не твоя слуга, не тебе служу, не тебя и слушаю;
Я служу и слушаю Илью Муромца».
Возговорит Владимир: «Ох ты гой еси, Муромец,
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему взойти в палату белокаменну»
Приказал ему взойти Илья Муромец.
Тут возговорит Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, дородный добрый молодец!
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему свистнуть громким голосом».
Возговорит Илья Муромец таково слово:
«Уж ты батюшка наш Владимир-князь!
Не во гнев бы тебе, батюшка, показалося:
Я возьму тебя, батюшку, под пазушку,
А княгиню-то закрою под другою».
И говорит Илья Муромец таково слово:
«Свистни, Соловейко, в полсвиста».
Свистнул Соловейко во весь голос:
Сняло у палат верх по оконички,

Разломало все связи железные,
Попа́дали все сильны могучи бога́тыри,
Упали все знатны князи-бо́яра,
Один устоял Илья Муромец.
Выпускал он князя со княгиней из-под пазушек.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Исполать тебе, Соловейко-разбойничек!
Как тебя взял это Илья Муромец?»
Ответ держит Соловейко-разбойничек:
«Ведь на ту пору больно пьян я был,
У меня большая дочь была именинница».
Это слово Илье Муромцу не показалося:
Взял он Соловейку за вершиночку,
Вывел его на княженецкий двор.
Кинул его выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего;
До сырой земли допускивал - и не подхватывал;
Расшиб Соловейко свои все тут косточки.

Пошли теперь к обеду княженецкому.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец сын Иванович!
Жалую тебя тремя местами:
Перво место - подле меня ты сядь,
Друго место - супротив меня,
Третье - где ты хочешь, тут и сядь».
Зашел Илья Муромец со коничка,
Пожал он всех князей и бо́яров
И сильных могучих богатырей.
Очутился он супротив князя Владимира.
За досаду Алеше Поповичу показалося,
Взял Алеша булатный нож,
Он и кинул его в Илью Муромца:
Поймал на полету́ Илья булатный нож,
Взоткнул его в дубовый стол.