Государство

О "чёрной археологии", копателях и разрушении археологических памятников. Чёрно-Белая археология

Сложившийся в сознании обывателя образ "черного археолога" не очень привлекателен. В СМИ их представляют как беспринципных охотников за наживой, глумящихся над древними могилами и уничтожающих бесценное культурное наследие. Иногда, конечно, такое случается. Однако на самом деле чаще их деятельность приносит пользу исторической науке.

Начнем с того, что серьезной коммерческой выгоды их деятельность, как правило, не приносит. Согласно свидетельствам самих "копарей" (именно так называют себя эти неофициальные любители старины), один "раскоп" приносит каждому его участнику не более пяти тысяч чистой прибыли. Остальные средства, полученные от продажи артефактов, идут на то, чтобы окупить расходы на экспедицию.

Конечно, речь идет о средних доходах, - иногда прибыль от продажи может исчисляться сотнями тысяч долларов. Однако такое бывает крайне редко и в большинстве случаев не в нашей стране, а где-нибудь на островах Карибского моря.

По рассказам отечественных черных археологов, только один из десяти раскопов способен принести хоть какую-то прибыль. Остальные девять - сплошные убытки. Правда, следует заметить, что среди копарей очень много тех, кто собирает древности не для продажи, а для пополнения собственной коллекции или обмена на недостающие экземпляры. Понятно, что для них раскопки вообще никогда не бывают прибыльными.

Да и рыночные цены на древние артефакты сейчас довольно низкие. Как рассказывают украинские копари, за 9 полтораков (серебряных монеток первой половины XVII века) дают всего лишь около 20 долларов. Рядовые древнеримские динарии стоят от 10 долларов за штуку, что тоже достаточно дешево. Не дороже стоят и другие предметы, которые чаще всего попадаются черным археологам: фибула или бляха идут всего за 10 долларов, а железный наконечник копья X века покупают за 1,5-2 доллара.

Так что, как видите, особой прибыли раскопки действительно не приносят. Поэтому логично предположить, что в большинстве случаев черными археологами движет не жажда наживы, а любовь к древностям, а также азарт и страсть к приключениям. Ну и, конечно, стремление разгадать тайны истории.

Что касается осквернения могил, то мне, если честно, не совсем понятно, почему осквернителями не считают вообще всех археологов (и антропологов заодно). Ведь копаться в захоронениях - их любимое дело. Однако, если официальная научная экспедиция вскрывает гробницу какого-то царя и уносит его останки в музей, - это почему-то считается в порядке вещей. А вот если то же самое сделают черные археологи (которые, как правило, забирают лишь ценные артефакты, а кости закапывают обратно), - все вокруг сразу начинают вопить об осквернении захоронений.

Обвинение в том, что черные археологи разрушают культурные ценности, также представляется весьма неубедительным. Хотя бы потому, что "белые" археологи сплошь и рядом занимаются тем же самым. Те, кто хоть раз принимал участие в археологической экспедиции, прекрасно знают, что в основном "копачем" занимаются не многоопытные профессора и доценты, а студенты и наемные рабочие. По моим личным впечатлениям, да и не только моим, эти "рядовые" армии археологов в процессе работы умудряются разрушить столько всего, что каждый вечер начальники раскопок за традиционным стаканчиком водки клянутся и божатся никогда больше не допускать до древностей этих "вандалов".

Происходит подобное в основном потому, что большинство "рядовых" совершенно не заинтересованы в результатах своей работы - им вовсе не хочется аккуратно раскапывать на жаре какие-то непонятные кирпичи, черепки и прочие камешки. Значительная часть таких работничков думают лишь о том, чтобы поскорее закончить смену и вернуться в прохладную палатку к припрятанной бутылочке охлажденного пива. Поэтому большинство работ и проводится, что называется, тяп-ляп.

В отличие от официальных археологов, копари проводят раскопки более тщательно, поскольку их интересует именно результат. И разрушений от их деятельности куда меньше, чем от экспедиции, в которой участвуют молодые балбесы, абсолютно не заинтересованные в сохранности культурных памятников. Не спорю, случается, что во время раскопок черные археологи разрушают объекты, не представляющие для них особой ценности. Но это следствие того, что их постоянно преследуют сотрудники правоохранительных органов и бандиты.

Кстати, чаще всего как вандалы ведут себя охотники за скифским золотом. Скифские артефакты из золота ценятся весьма дорого - от 100 долларов за грамм и выше. Неудивительно, что данная отрасль черной археологии не менее опасна, чем изыскания легендарного профессора Индианы Джонса (тоже, кстати, типичного черного археолога). Поэтому, как правило, "скифские копари" не работают в одиночку с лопатой, а "по-быстрому" сносят древние курганы и могильники экскаватором. Потому что, если действовать традиционными методами, можно легко расстаться со свободой и даже с жизнью.

В чем еще обвиняют копарей? В том, что они дилетанты, поскольку не ведут подробных описаний места и хода раскопок. Однако в нашей стране это просто невозможно: такого рода описания - неопровержимая улика, доказывающая преступление (ст. 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"). Самое интересное, что больше никак нельзя доказать, что археологи нарушили закон: наличие раскопа или древних артефактов само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. А вот обнаружение плана раскопок или детального описания - это уже доказательство правонарушения. Неудивительно, что никому из копарей и в голову не придет составлять подобные документы.

Что касается утверждения, будто черные археологи сплошь дилетанты, то это большое преувеличение. Их знаниям по истории и археологии может позавидовать любой профессор. Подобные нападки со стороны ученых, по всей видимости, объясняются тем, что эти дилетанты в свободное от основной работы время занимаются любимым делом - ищут древности, а не тратят свои силы на защиту бесполезных, с их точки зрения, диссертаций, составление отчетов и прочие бюрократические процедуры.

Возможно также, что именно поэтому копари и не стремятся вписаться в официальное научное сообщество. Устраивать же собственные музеи, институты и курсы по черной археологии у них нет никакой возможности, ведь во многих странах, в том числе и в России, их деятельность считается преступной. (Как вы думаете, разрешили бы, к примеру, наркоманам организовать Институт по изучению наркотиков?) Однако, как показывает опыт, если закон не запрещает черным археологам вести раскопки, то многие из них, как правило, создают частные музеи, в которых проводят исследования ученые из многих стран мира.

Хороший пример - история знаменитого "короля кладоискателей" Мелвина Фишера. Этот гражданин США больше половины своей жизни потратил на поиски затонувших кораблей знаменитого "серебряного каравана" - испанских галеонов, перевозивших награбленные сокровища индейцев из колоний в метрополию. За полвека им было найдено около десятка затонувших кораблей, самым известный из которых - испанский галеон "Аточа", налетевший на рифы в 1622 году. Стоимость клада, обнаруженного на "Аточе", исчислялась сотнями миллионов долларов. Это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями.

Фишер не передал сокровища в музеи США. Часть добытого груза он распродал, причем за весьма большие деньги (в числе покупателей были не только частные коллекционеры, но и музеи многих стран мира), а другая часть до сих пор хранится в созданном им под конец жизни частном музее во Флориде. Причем на этом материале уже написаны десятки диссертаций и научных статей. Получается, что типичный черный археолог оказал мировой науке такую услугу, которую до него никто оказать не сумел. Кроме того, в ходе многолетних подводных экспедиций "король кладоискателей" создал оригинальную методику поиска и обследования затонувших кораблей. Ею до сих пор пользуются и официальные ученые.

Фишер, кстати, не единственный черный археолог, создавший собственный музей. Так, например, в 1982 году американец Барри Клиффорд нашел корабль "Уайда", капитаном которой был знаменитый пират Сэмуэль Беллами. Правда, Клиффорд не обнаружил на его борту золота и драгоценностей, о которых говорили многочисленные легенды. Зато нашел огромный арсенал пиратского оружия, обладающий немалой исторической и коллекционной ценностью.

Поэтому после экспедиции, чтобы окупить расходы, Клиффорд организовал парк-музей, в котором поднятые со дна предметы воссоздавали атмосферу жизни на пиратском судне. Этот "пиратский уголок" ежегодно посещают не только ученые, но и весьма далекие от науки люди. Например, съемочная группа фильма "Пираты Карибского моря".

Так что, как видите, не такие уж они и вредные эти черные археологи. Если бы их не преследовал закон и им разрешалось организовывать собственные музеи и исследовательские центры, то они могли бы разгадать множество исторических загадок. Как показывает опыт, у них это получается куда успешнее, чем у официальных ученых.

«ЧЕРНЫЕ АРХЕОЛОГИ» ДЕЛАЮТ ОТКРЫТИЕ

«А может, я где-нибудь клад нашел, а ты не знаешь? Вот я вчера и расщедрился… Вон господин Заметов знает, что я клад нашел!..»

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

Небольшой древнегреческий городок Никоний существовал на берегу Днестровского лимана всего лишь около 400 лет, с VI до III века до нашей эры. Здесь довольно рано начали чеканить собственные монеты, что и предопределило в наши дни особый интерес к городу коллекционеров и «черных археологов».

Ученым Никоний известен еще с XIX века, когда у села Роксоланы Одесской области Украины были открыты остатки городских сооружений античного времени. Вот уже более сорока лет здесь ведутся научные исследования. И практически все эти годы на древних развалинах идет незримое состязание между археологами и грабителями. Пока со значительным перевесом его выигрывают «любители». Каждый год ученые с трудом находят деньги, которых хватает на полтора, максимум на два месяца раскопок. Их же конкуренты могут «работать» все оставшееся время, Им помогает то, что Роксоланское городище с некрополем не охраняется, находится за пределами села и интенсивно разрушается из-за эрозии высоких берегов. Поэтому неудивительно, что самую интересную находку за все время исследований и грабежей этого памятника опять же совершили не археологи, а грабители. И известно об этом стало случайно.

В 1997 году один из местных «знатоков» Роксоланского городища неожиданно разоткровенничался. Он рассказал музейным сотрудникам, что в 1994 году, после закрытия археологической экспедиции, внимательно осмотрел незасыпанные раскопы. На одном из них заметил выступающую обработанную плиту и вместе с товарищем стал ее подкапывать. Под плитой оказалось несколько золотых бляшек! Воодушевленные находками, «искатели» принялись за самовольные раскопки, в результате которых был полностью вскрыт каменный склеп с уникальными находками. Сами того не подозревая, они совершили интереснейшее открытие. Точнее, могли совершить и навсегда вписать свои имена в историю науки. Но этого не произошло. Их интересовала только нажива и совсем не волновала известность. Найденные находки были проданы коллекционеру из Одессы, и лишь случайные откровения с учеными позволили установить масштабы утраты.

Участники экспедиции впоследствии подтвердили, что действительно видели на краю раскопа сооружение из боль ших, плотно подогнанных друг к другу каменных плит. Но раскопки, как и деньги, уже заканчивались. На изучение этих плит не было ни средств, ни времени. Как не было и особого желания: никто не сомневался, что это остатки рядового подвального помещения. Дело в том, что до этого на городище встречались только остатки каменных подвалов и хозяйственных ям. Опыт на этот раз сыграл с археологами злую шутку и отвернул от них удачу.

Зато самовольные раскопщики проявили большую настойчивость и «исследовали» каменное сооружение с почти научной скрупулезностью. В течение месяца они приходили на городище, как на работу, тщательно просеивали землю внутри склепа, выбирая из нее все находки. На расстоянии 1 м вокруг него ими все было также перекопано и перепроверено. И за все это время им никто не помешал!

Кладоискатели не вели какой-либо документации и лишь значительно позже сделали аляповатый чертеж и дилетантские рисунки найденных вещей. Судя по ним, удалось выяснить, что склеп находился на двухметровой глубине от поверхности и сверху был перекрыт хорошо обработанной известняковой плитой. Еще в древности его ограбили, поэтому скелета на дне не оказалось, но в заполнении на различной глубине встречались бляшки-нашивки от одежды. По-видимому, ограбление произошло вскоре после погребения, когда тело еще не разложилось и было вытащено на поверхность вместе с дорогим инвентарем и обшитой золотом одеждой. Тем не менее в склепе, по словам местных «экспертов», осталось не менее… 750 золотых бляшек и украшений. Не зря они так тщательно просеивали землю! Некоторые большие предметы из золота они даже взвешивали для определения цены для коллекционеров. Себе на память была оставлена лишь одна-единственная золотая бляшка. В порыве великодушия они даже готовы были ее продать археологам. Но денег на подобную покупку у государства не оказалось.

Это второе в мире бронзовое навершие с изображением Папая и орлов так и не попало в руки археологов

Но самой интересной находкой «раскопщиков» стало бронзовое навершие, лежавшее в углу погребального сооружения под слоем утрамбованной глины. Оно представляло собой втульчатый предмет с центральным стержнем в виде обнаженной фигуры бородатого мужчины с вытянутыми вперед руками. От него равно удалены четыре ветки-рожка, на концах которых расположены фигурки орлов с распростертыми крыльями. По единодушному заключению специалистов, эта находка из Никония является ритуальным навершием с изображением Папая - одного из главных скифских богов. Папай у этих племен соответствовал образу Зевса в древнегреческой мифологии. Открытие навершия трудно переоценить, так как до этого была известна лишь одна подобная находка под Днепропетровском.

Этот символ власти, безусловно, свидетельствует о том, что здесь был погребен представитель высшей знати Скифии. Он представляет собой редчайший культовый предмет на всей территории евразийских степей и по своему значению соответствует «царским штандартам» Египта и Вавилона. Применение навершия в различных церемониях при перемещении скифского царя, размещении его ставки, проведении определенных празднеств и ритуалов было несомненным. Подобные регалии, скорее всего, как и власть, передавались по наследству и могли принадлежать только царю.

В пользу этого вывода свидетельствует и тот факт, что у южной стенки склепа под слоем специально положенной глины были найдены два золотых ритона и череп лошади. Ритон в виде барана имел литую оковку из золота с валиками по краям, второй - изображал голову лани или зайца с плотно прижатыми ушами.

Описанные грабителями предметы позволили ученым четко датировать никонийский склеп серединой V века до нашей эры.

В целом этот комплекс имеет много общего с богатыми скифскими погребениями Северного Причерноморья. Отдаленной аналогией ему может служить даже знаменитое погребение в кургане Куль-Оба, где в расшитой золотыми украшениями одежде с великолепным набором ритуальных сосудов был погребен, скорее всего, скифский царь вместе с женой.

Расположение склепа на территории античного города - сам по себе экстраординарный случай. Он свидетельствует, что погребенный был важной персоной в полисе. Учитывая монетную чеканку Никония, всплывает имя скифского царя Скила, судьба которого была очень популярной в античном мире. О нем нам известно из рассказа Геродота о Скифии. Скил был сыном скифского царя Ариапифа и женщины- гречанки из Истрии. Мать обучила сына греческому языку и письму. Он, вероятно, был одним из первых грамотных царей Скифии. Под влиянием матери Скил не испытывал уважения к грубым скифским обычаям и склонялся к эллинскому образу жизни. Известно, что он часто приходил со своим войском к городу Ольвия, где у него был дворец. Свою стражу Скил оставлял за городскими стенами, а сам переодевался в эллинские одежды и месяцами жил среди греков.

Скифы осуждали такое поведение царя и в итоге восстали против него, обвинив в предательстве. Они выбрали царем его брата Октамасада. Скил вынужден был бежать во Фракию, против которой сразу выступили его соплеменники. Не желая войны, фракийский царь Ситал к выдал Скила в обмен на своего брата, находившегося в плену у скифов. Милые семейные отношения закончились тем, что Окгамасад сразу же отрубил голову своему непутевому брату и показал соплеменникам, чем может закончиться преклонение перед иноземцами. «Вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают», - резюмировал свой рассказ Геродот. Эта поучительная история отнюдь не является легендой. Археологические находки подтвердили историчность биографии Скила и его смерть около 450 года до нашей эры.

Находки монет с именем Скила, чеканенных в Никонии в середине V века до нашей эры, открывают абсолютно новые страницы его жизни. В свете данного открытия вполне правдоподобно звучит гипотеза о том, что после бегства из Ольвии Скил мог какое-то время скрываться в этой небольшой древнегреческой колонии.

Необычное расположение склепа не на некрополе, а внутри городских стен, находка скифского навершия явно царского ранга, а также данные о тесной связи Скила с Никонием позволяют предположить, что именно он был похоронен в дважды ограбленном захоронении. Это предположение более чем вероятно, так как датировка этого сооружения и дата гибели Скила полностью совпадают. К тому же Октамасад, обезглавив брата, вряд ли собирался оказывать ему какие-либо посмертные почести. Опального царя-изменника не могли похоронить в Скифии как представителя царской семьи.

Но находка уникального навершия показывает, что Скил имел преданных соратников, которые могли тайно вывезти тело и захоронить его в любимом греческом городе. Ведь в ограбленной могиле находился традиционный набор скифского инвентаря, свидетельствовавший о былой власти погребенного. Найденное навершие с изображением главного бога скифов можно рассматривать не только как наследственную регалию, но и как символ прерванной насилием царской власти.

Открытый грабителями античный погребальный комплекс поистине уникален. Лишь случайность привела к тому, что его не обнаружили профессиональные археологи. Но мы знаем, сколь велика роль случая в археологических исследованиях.

Корявые рисунки - все что осталось от изящных ритонов с изображениями головы барана и лани (?) из склепа в Никонии

Поражает другое. На берегах Днестровского лимана было сделано редчайшее научное открытие. Если бы его сделали ученые, то можно было бы дописать несколько страниц в древнейшей истории не только Украины, но и юга Восточной Европы. Однако это событие никого не взволновало. В Никонии открыто велись грабительские раскопки и продажа найденных находок. Сами «раскопщики» не очень то и прятались и, в конце концов, рассказали о своих «достижениях». Правда, рассказали только тогда, когда распродали все найденное. И вновь никакой реакции от властей.

Я хорошо понимаю своих коллег, которые, узнав о находках, предпочли наладить хорошие отношения с «раскопщиками», вместо заявления в милицию. Во-первых, последнее небезопасно, во-вторых, бесполезно. Сложившаяся практика показала, что власть не может и, главное, не хочет поставить надежный заслон расхитителям культурного достояния. Сегодня у власти масса других забот, и защита археологических ценностей не входит в сферу ее приоритетов. Скорее наоборот, очень влиятельные силы заинтересованы в том, чтобы «теневая» археология продолжала безнаказанно крушить памятники старины. И это при том, что официальная украинская идеология не прочь причислить скифов, наряду с носителями трипольской культуры, к прямым предшественникам украинского народа!

Если же учесть, что не только в России, но и у наших соседей наплевали на дальнейшее развитие науки, довели до нищенского состояния различные НИИ и государственные музеи, отказались от проведения целенаправленных научных экспедиций и закупок даже уникальных экспонатов, то становится понятно, почему вновь возродилась и успешно развивается деятельность «черных археологов». И не стоит удивляться, что в данном случае одесские археологи установили контакте милыми сельскими ребятами, промышляющими грабежом древних могил, и получили хоть какую-то научную информацию, а не действовали по неработающему закону.

Сегодня Одесский археологический музей продолжает ежегодные кратковременные раскопки на Роксоланском городище. Но это возможно лишь благодаря сотрудничеству и финансированию Торуньского университета в Польше. Узнав, что в музее хранится уникальная коллекция из Кипра, греки отремонтировали протекающую в здании крышу и оплатили работы по переоформлению экспозиции античного зала. В одном из самых богатых городов Украины на это денег не нашлось. И никому из власть предержащих ни в Одессе, ни в Киеве от этого не стыдно. Еще в 60-70-е годы прошлого века была сделана попытка организации археологического заповедника в Никонии, но она так и не была осуществлена. Подобные разговоры продолжаются и сегодня, но их реализация уже даже не рассматривается. А за это время был обнаружен и разграблен склеп скифского царя и масса других ценнейших объектов. Что еще должно случиться на развалинах античного полиса, чтобы их взяли под охрану?

Как-то при встрече директор Одесского археологического музея В.П. Ванчугов рассказал мне, что бронзовое навершие из Никония якобы было перепродано из Одессы неизвестному коллекционеру в Тирасполь. Судьба остальных находок неизвестна… Можно лишь констатировать, что у этой истории трагичный для науки финал.

Посвящённая авантюре "любителя металлопоиска" Сергея Кулиничева. Естественно тут же всплыли комментаторы и прямо таки "закричали" о беззаконии, продажных "архах" и беспорочных любителях металлопоиска. В связи с этим, не могу удержаться от ряда замечаний об этой истории и её героях.

1. Об "археологической мафии" и "безобидном хобби"
Кулиничев и сотоварищи, доказывая свою "пушистость", любят обвинять археологическое сообщество во всём, что угодно. Вот свеженький комментарий от одного из "копателей":

Николай - Питер
Этот Кулиничев реальный человек борящийся с официальными археологами-коммерсантами - археологической мафией, которые стремятся запретить реальное изучение истории и хобби десятков тысяч людей, вводят в заблуждение полицию сообщая туда заведомо ложную информацию. Всё это делается для сокрытия арх. находок с последующей реализацией нечестными официальными археологами и для разворовывания средств выделяемых государством на деятельность археологов, в большинстве случаев предоставляющих нулевые отчёты при разворовывании ими обнаруженных арх. находках. Наиболее алчные археологи бросаются на любого человека с металлодетектором, будь он в перепаханом поле или идущего по дороге суля ему нешуточные проблемы...

Так вот, я и есть тот самый "алчный археолог, бросающийся на любого человека с металлодетектором". А о том, что я скрываю или не скрываю можно судить по этому журналу, ну или просто приехать в экспедицию во время раскопок. Про "нулевые отчёты" (и находки которые "скрывают") можно узнать зайдя на любой археологический портал с новостями, электронную базу данных археологических находок или почитав свежие археологические сборники. Про вред "безобидного" хобби я пытался образно объяснить вот в этой .

2. О Сергее Кулиничеве и его борьбе
Сергей Кулиничев из Брянска личность неоднозначная и даже в "стане копателей" к нему отношение противоречивое.
Своей деятельностью он пытается добиться возможности безнаказанно копать с металлодетектором в любом месте, которое не огорожено забором из колючей проволоки с пулемётными вышками по углам не обозначено как объект культурного наследия. Смысл его доводов примерно такой: "законы, запрещающие несанкционированные археологические раскопки, касаются только археологов, а "неархеологи" могут искать и выкапывать древности совершенно свободно". Утверждение весьма бредовое (хотя иногда срабатывает даже в суде). В принципе, это всё равно, что сказать: "законы об охоте касаются только охотников имеющих охотничьи билеты". Примерно так:

А: "Гражданин вы охотитесь в заповеднике и должны (в соответствии с законодательством) понести наказание"
Б: "Дык, меня это не касается. Я не охотник. У меня охотничьего билета нет. Без него я просто придурок с ружьём"
А: "Но вы здесь с ружьём. Вы стреляли в заповеднике!"
Б: "Так я по банкам стрелял. У меня вообще цели охотится не было, я просто люблю свежий воздух, активный отдых и пустые банки! А кабан сам за банки прыгнул, я его случайно подстрелил и собирался к ветеринару отнести. Да и зверей в вашем заповеднике нет, кого тут охранять-то?".
А: "Так потому и нету, что вы всех истребили!"
Б: "Я животных не истребляю, я их люблю и спасаю для людей. Ведь учёные же до них всё равно никогда не доберутся и они все вымрут из-за кислотных дождей. Зато у меня есть отличная коллекция чучел. Хотите покажу? Часть из них (те, которые моль поела) я даже подарил в школьный музей".
А: "???" [впадает в истерику, начинает биться головой о ствол ближайшего дуба, его неожиданно выносят].

Короче, как у Хармса: "тут же побледнел, как полотно, и как тростинка закачался и неожиданно скончался".
.....

Сам Кулиничев прекрасно осознаёт, что занимается поиском древних предметов, которые находятся на территории археологических памятников. А памятник является памятником по самому факту своего существования, независимо от того, внесён он в реестр или нет (это примерно, как считать что человек без паспорта и не человек вовсе). Именно поэтому археологи обследуют участки (уходящие под освоение и застройку), на которых не значатся никакие памятники и ежегодно выявляют десятки и сотни новых селищ и могильников.

А господин Кулиничев готовится и дальше разорять культурное наследие России. Вот как он об этом говорит на одном из форумов (где известен под ником Plotnik) -

3. О бескорыстных "любителях металлопоиска"

Касаясь других герое этой истории и полей, "на которых ничего нет", предъявлю ещё несколько фактов.
Вечером, 19 мая, после задержания Д. А. Харькина и В. М. Ластовки на популярном среди "копателей" форуме Reviewdetector появилось следующее сообщение от пользователя под ником -=Demon=- -

Интересно, чем же этот -=Demon=- здесь занимается?
Посмотрим предыдущие сообщения.
6 мая 2012 г. а -=Demon=- выставил на определение и оценку только что добытую привеску, сделанную из золотой западноевропейской монеты XV в., найденной где-то недалеко от Новгорода. Любому ежу понятно, что такой предмет может, залегать только в культурном слое археологического памятника, да и то не всякого. Монета выдающаяся. Однако, оставим её нумизматическую значимость за скобками. Она гораздо важнее как исторический источник, свидетельствующий о контактах жителей Новгородской земли с Западной Европой. Но именно эта составляющая в результате "демонических" действий безвозвратно утрачена - мы никогда не узнаем к какому памятнику относится это свидетельство.

То есть, как видите, этот человек давно и активно промышляет разграбление археологических памятников. Нашего с вами общего культурного наследия.

Ещё один "борец с беззаконием", приехавший защищать Харькина и Ластовку на место происшествия. Он оказался новгородским дилером компании Minelab (чужеземного производителя металлодетекторов) и владельцем магазина "Эхо войны" на новгородском автовокзале, в котором продаются, среди прочего, предметы, которые могут быть получены только в ходе незаконных раскопок. Вот его витрины -

Вот такие они, бескорыстные любители истории с металлодетекторами...

Есть среди "металлодетектеристов" те, кто не понимает что творит или просто бездумно развлекается. Обращаясь к ним, скажу:
- Бросьте вы это. Это не хобби, это уничтожение нашей с вами истории и нашей с вами культуры.

P. S. Вчера ездили на очередное обследование в Поозерье (ключевой район для изучения ранней истории Новгорода и Новгородской земли). Были как раз рядом с Васильевским, где разворачивались первоначальные события этой истории. В нескольких километрах от него находится средневековое городище Георгий с сопутствующими селищами. И рядом с городищем (на фотографиях - возвышенность поросшая деревьями), и на расположенном напротив селище (где мы ловили "кладоискателя" в 2011 г.) свежие следы металлопоиска.

Какая уж тут культура...

Что знают нелегальные перуанские копатели уакерос об истории древних цивилизаций? Андрей Жуков

В странах, богатых археологическими пластами, образуется чёрный рынок предметов древностей. Местные чёрные копатели неплохо зарабатывают на торговле артефактами, найденными в земле. Рынок предметов истории входит в пятёрку самых доходных рынков мира. Со временем возникают целые кланы таких “чёрных археологов”. В Перу они называются уакерос (от “уака” - священное место). Багаж знаний этих людей в области подлинной истории существенно превышает знания многих официальных археологов, копающих на ограниченных участках и делающих выводы на основании заранее определённых шаблонов. Безусловно, чёрные археологи наносят вред, потому как многие бесценные артефакты утекают в неизвестном направлении, даже не будучи сфотографированными. Но вместе с тем они - уникальный источник информации о прошлом человеческой цивилизации. Именно поэтому с ними необходимо устанавливать контакт. Историк и путешественник Андрей Жуков делится своими впечатлениями от общения с перуанскими чёрными археологами уакерос.

Андрей Жуков: Патриарх перуанской археологии Хулио Тельо в начале 20 века назвал территорию центрального побережья Перу археологическим раем. Здесь сохранилось огромное количество древних артефактов, возрастом от тысячи до трех тысяч лет, которые представляют огромную ценность, как научную, так и художественную, поэтому черный рынок антикварный на этой территории имеет огромные масштабы. Естественно, основными покупателями являются штатовцы и европейцы, потому что именно в этих странах древние культуры Перу наиболее известны. То есть, допустим, для наших граждан, про пустыню Наска, естественно, все знают, слышали. Про культуру Паракас с ее сумасшедшими тканями вряд ли кто слышал. Инки и Наск, в общем, все, что мы знаем. На самом деле, пласт культур уходит на этой территории в древность, второе, может быть, третье тысячелетие до новой эры, а, возможно, и на десятки тысяч лет, скажем, глубже, говоря археологическим языком. Поэтому бизнес черных археологов здесь уже более столетия поставлен на широкую ногу. Вообще, я где-то читал, что рынок антиквариата в мировых масштабах входит в пятерку наиболее крупных по обороту денежному, естественно, после оружия, наркотиков, золота, нефти, алмазов. Вот в этих районах центрального Перу: Ика, Наска, Паракас, насколько мне известно, уже существуют семейные кланы, которые на протяжении поколений имеют бизнес, налаженные связи, имеют свои, скажем так, делянки в пустыне, поделенные между собой, с которых они берут материал. Во время двух поездок предыдущих в Перу я встречался с такими местными ребятами. В первую поездку меня, естественно, привели за ручку, американский товарищ, с которым мы вместе ездили туда, был уже с ними знаком, привел, порекомендовал, показал, во второй раз было проще. И поэтому они, естественно, не раскрывают каких-то своих профессиональных секретов, тем не менее, поведали много интереснейших вещей. Во-первых, дома мы видели, что количество артефактов, которые просто дома на стенах, на подоконниках вполне могло бы составить такой небольшой краеведческий музей. Во-вторых, тоже пояснили, что работают они в основном сейчас на заказ, то есть поступает, естественно, не от клиента, а от постоянного посредника. Вот нужна керамика, или нужны ткани культуры Наска, или нужно золото, но золота там на самом деле не так много, и оно не такое ценное в плане антикварной стоимости, как те же ткани Паракаса или керамика культуры Наска, которые имеют на антикварном рынке гораздо более высокую стоимость. То есть сейчас они уже работают под заказ, я заранее попросил, они подготовили несколько камней Ики, которые мы купили и вывезли без особых проблем, потому что камни Ики признаны новоделом и не попадают под статью о вывозе археологических ценностей, с этим проблем поэтому никаких не было.

И получается, что местные археологи, которые всю жизнь этим занимаются из поколения в поколение, имеют совершенно другое представление о древней истории перуанцев, живших на этой территории, и их представление совершенно отличается от тех, которые прописаны в книгах специалистов американистов, будь то историки или археологи. И вот эта вот живая история глазами, так сказать, местных жителей, завязанных на этой проблематике всю жизнь, была бы очень интересна для нас, как сторонних исследователей. Сторонник, в смысле не живущих там в Перу, а приехавших с другого конца света. И если в планируемой поездке удастся выйти на такие контакты, я думаю, что это будет тоже очень интересно и познавательно, потому что, еще раз повторюсь, местные уакерас, как их называют, знают совершенно больше, чем наезжающие из, допустим, Штатов археологи раз в несколько лет, которые покапают несколько сезонов на одном памятнике, сделают свою книжку напишут или диссертацию сделают, но у них нет масштабной картины вот этого всего древнего наследия, которое хранится до сих пор в земле в этом регионе. И сколько бы там не выкопали за последние сто лет, сколько бы это не ушло на сторону, все равно в земле еще гораздо больше.

К сожалению, к самому большому моему сожалению, то, что уходит на черном рынке антикварном, не попадает в научный оборот, потому что коллекционеры, да и сами уакерасы публиковать эти вещи никогда не будут, поэтому с точки зрения науки, археологии, истории мы теряем 80-90% археологического материала, потому что он не поступает в научную обработку, и, соответственно, картина, официальная картина древней истории, да и не только Перу, любой другой страны, богатой древностями, является очень ущербной, именно по этой простой причине,. Потому что такое же существует и в нашей стране, особенно в тех регионах, которые богаты ценными древностями, будь то Крым, Украина, Поволжье, Алтай, Средняя Азия, все это длится, начиная с бугровиков в Крыме 18 века, которые раскапывали скифские курганы. Везде одна и та же история, и у нас, и в Перу, и в Мексике, и в Индии, поэтому, говорю, очень грустно и печально, что вся эта информация остается нам недоступной, потому что не поступает в руки ученых.

Большой удачей, конечно, является возможность знакомства с такими людьми, когда особенно возникает личное доверие, а, по моему опыту, те, кого я знаю, душевные образованные люди, между прочим, много знающие, и возможность, допустим, даже ознакомится с какими-то их частями коллекции, там даже сфотографировать, тоже дает новую и неожиданную информацию, в чем я лично убедился во время своих предыдущих поездок, то есть я увидел такие вещи, которые я не видел ни в одной публикации, посвященных археологии этого региона.

Приобрести книги Андрея Жукова можно на сайте издательства "Концептуал":

Черная археология была ещё в глубокой древности. И в наши дни по размаху она уступает разве что отмыванию денег и торговле оружием. Мы расскажем, как появилась черная археология, кто ей промышляет и как работает рынок черного антиквариата.

Ограбленные фараоны

Черная археология зародилась еще в древнем Египте. Уже с самой ранней египетской истории известны осквернители гробниц, которых не смущали ни соседство смерти, ни обещания жестокой расплаты, ни мифы о мести мертвых фараонов. Они разоряли и разрушали камеры своих царей, сдирая позолоту даже с мумий.

Как рассказывает один древнеегипетский папирус Амхерста-Капара, профессия грабителей гробниц – одна из древнейших в криминальной области. Причем занимались этим обычно не одиночки, а целые группировки.

Чтобы защититься от них, уже в Среднем царстве фараоны были вынуждены прибегать ко всяким ухищрениям: строить замысловатые лабиринты с ловушками и пустыми комнатами, писать многочисленные таблички с проклятьями, казнить строителей гробниц и даже нанимать специальную стражу, которая бы стояла на страже их вечного сна.

Но с охраной всегда можно было договориться, а многочисленные ритуальные статуэтки и надписи наподобие: «Пусть у тебя, о нечестивец, отсохнут руки и отнимутся ноги, если ты сейчас же не вылезешь из моей могилы...» грабители просто игнорировали, продолжая вскрывать один каменный саркофаг за другим, иногда унося с собой голову мумии, веря, что так месть Ка (души человека) их точно не постигнет.

Черные копатели

Разумеется, разграбление происходило не только в Египте, а во всех странах мира, в любых местах, где был шанс найти зарытое сокровище. В России времен Петра I целые «паломничества» отправлялись к скифским и сарматским курганам, чтобы потом переплавить и по дешевке сбыть золото степных царей.

Историков и археологов беспокоят не столько пропавшие клады, сколько уничтожение менее ценных с точки зрения прибыли, но совершенно незаменимых для науки памятников: надписей, предметов из керамики, органики, бронзы, и культурных слоев, которые позволяют не только датировать поселение и гробницу, но и реконструировать ее. В нетронутом слое даже простой разбитый горшок может представлять для археолога бОльшую ценность, чем орнаментированная подвеска из кургана, где успел «поработать» черный копатель.

Как ни прискорбно, но иногда к разрушению памятников прибегали и сами археологи. История знает множество случаев, когда чтобы докопаться до следов определенной эпохи, уничтожались все предыдущие. Эта «методика» раскопок была распространена в XIX веке среди первооткрывателей археологии. Именно так Генри Шлиман искал Трою, а Артур Эванс – Кносский дворец.

Династии

Во многих странах ремесло черного копателя превратилось в наследственное. В особенности такая картина наблюдается в развивающихся государствах, на чьи территории в основном и приходятся все древнейшие центры человеческой цивилизации.

В Египте доходы от «теневых раскопок» являются главным источником доходов для целых поселений. Так, коллекционер и общественный деятель, Петер Элебрахт писал о жителях селения Эль-Курны (на месте фиванского некрополя): «Когда в XIX веке европейские ученые бросились на штурм египетских древностей, фиванский некрополь сделался магазином самообслуживания, где поставками в ночи и уединении занимались жители Эль-Курны. Обитатели этого селения построили над погребальными сооружениями свои дома-башни и стойла для скота. Погребальные камеры они используют в качестве прохладных погребов. Кроме того, они представляют собой надежное место для занятия таинственным побочным промыслом. Ни один рьяный блюститель закона не увидит, как там, в совершенной безопасности из стены вырубают рельеф или роспись. Пока дедушка в «погребе» работает как забойщик, старший сын у дома предлагает туристам маленькие недорогие сувениры».

На теневом рынке

Черный рынок продажи антикварных ценностей появился вместе с первой вскрытой гробницей, развивался вместе со спросом на реликвии и «мумие» в Средние века и расцвел вместе с ростом интереса к предметам старины в XIX веке, когда из Египта, Вавилона и других древнейших центров вывозили все, что только можно было увезти.

«Чем древнее - тем дороже!» - вот лозунг спроса и предложения на «черном рынке» антиквариата. В последние десятилетия, по данным уже упомянутого Петера Элебрахта, из стран бассейна Средиземного моря ежегодно вывозятся культурные ценности на сумму в 7 млн. долларов. Подлинные или фальшивые – все вещи оцениваются семизначной цифрой.

Процесс купли-продажи на черном рынке подчиняется строгому распорядку, не меньше чем официальная сделка. Нарушение правил не приведет ни к чему кроме убытков или даже смерти. Если покупатель вызывает самое легкое недоверие осведомителя, для него вход на черный рынок может закрыться на долгие годы или вовсе навсегда, поскольку все важные сведения мгновенно распространяются в тесном кругу агентов и торговцев.

Египетский аукцион

Скупщики из самых разных стран являются настоящими мастерами своего дела. Это люди «надежные», их платежеспособность и репутация хорошо известна бандам. Элебрахт приводит рассказ о том, как работает теневой аукцион в Египте.
Все начинается с письма осведомителя «надежному лицу», то есть проверенному покупателю, о том, что продается предмет, представляющий особый интерес. Далее следует краткое описание без указания стоимости. Покупатель через посыльного дает понять, что хочет установить связь с продавцом. Далее организовывается встреча.

Покупателю предлогают профессиональные фотографии предмета: вид спереди, вид сбоку. После подробного изучения заходит разговор о цене. Торговаться черные археологи не любят, но за назначенную цену могут также помочь с прохождением таможни, оформлением декларации и пересылкой товара до заказчика. Как правило, заказчики - люди обеспеченные, и за скиду предпочитают не воевать.

Все дороги ведут в Швейцарию

Одной из главных стран антикварного бизнеса, как законного, так и теневого, считается Швейцария. Этому способствуют: удобное географическое положение – близость к древним цивилизациям Средиземноморья, комфортабельные пути сообщения, состоятельные туристы.

Все это превратило Швейцарию в международный центр торговли уникальными предметами культуры и искусства всех времен и народов. По мнению исследователей вопроса, это хорошо знает отдел Интерпола, занимающийся поиском пропавших ценностей. Поэтому, в случае ограбления музея или частной коллекции, ищут в первую очередь в антикварных магазинах Женевы, Цюриха, Базеля, Берна или Лозанны. Иногда это приносит плоды, но обычно швейцарские антиквары просто разводят руками: «Нет, не видели...Как можно?».