Деньги

Образ русской усадьбы. История русской усадьбы и образ жизни её обитателей

Публикации раздела Литература

Усадьбы и дачи в произведениях русских классиков

З агородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, - это настоящий русский феномен. Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Лев Толстой

Одним из известных дачников был Лев Толстой . Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна , где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина - одного из героев романа «Анна Каренина» .

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей».

Лев Толстой, «Анна Каренина»

Для Лёвина усадьба - это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России. В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных - они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин, которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее» .

Иван Тургенев

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева - просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». [I]- Прим. ред.[I]) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Иван Тургенев, «Отцы и дети»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу - словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий - так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, - была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, - чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

Иван Тургенев, «Дворянское гнездо»

Антон Чехов

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова . Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово . Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

«Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

Антон Чехов, «Дом с мезонином»

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек - купец, предприимчивый и современный. В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Чехов показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Антон Чехов, «Вишневый сад»

Иван Бунин

Иван Бунин - представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы - не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. На даче разворачивались события и в романе «Жизнь Арсеньева», и в сборнике рассказов «Темные аллеи», и в повести «Митина любовь», и, конечно, в рассказе «На даче».

Усадьба у Бунина - это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени».

Иван Бунин, «На даче»

В 1917 году писатель стал свидетелем массового уничтожения дорогого и близкого ему мира дворянских гнезд. В 1920 году Иван Бунин покинул Россию навсегда - он эмигрировал во Францию. В Париже Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

«Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни, - жизнь для Мити началась тихая».

Иван Бунин, «Митина любовь»

Во всех произведениях чувствуется горечь утраты - отчего дома, родины и жизненной гармонии. Его эмигрантские дворянские гнезда хоть и обречены на гибель, но хранят воспоминания о мире детства и молодости, мире старинного дворянского быта.

Государственный исторический музей и Союз фотохудожников России представляют выставку в рамках проекта по исследованию фотографического усадебного наследия

ГИМ, до 6 апреля 2015
Главное здание Исторического музея, Воскресенские ворота
Москва, Красная площадь, 1

Государственный исторический музей и Союз фотохудожников России провели конкурс «Образ русской усадьбы» в рамках проекта по исследованию фотографического усадебного наследия. На конкурс было представлено более 500 работ, выполненных в 1987–2014 и запечатлевших многие усадьбы центральной России. Лучшие фотографические работы - победители конкурса представлены на выставке в стенах Государственного исторического музея.

Русская усадьба была основой дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи. Как яркое выражение национального гения и место соприкосновения элитарной и народной культур она воплощала Россию, ее гармоничную идеальную ипостась. Исчезнувшая атлантида русской усадьбы оставила множество документальных и художественных свидетельств. Фотографические образы свидетельствуют об этом явлении русского мира зримо, многогранно, полно. Русская усадьба - излюбленная тема многих поколений фотографов, различных творческих задач и профессионального мастерства. Одни авторы видели свою задачу в документальной фиксации архитектурных и ландшафтных объектов, другие рассматривали съемку как приятное занятие в часы досуга, третьи стремились к созданию средствами светописи произведений искусства.

В 1920–30-е годы, когда культурные традиции дореволюционной России оказались чуждыми новой власти, эта тема приобрела особый драматический смысл. В планы крупнейшего творческого союза Русского фотографического общества входило проведение в конце 1920-х выставки «Русская усадьба в фотографии», организацию ее взял на себя известный фотограф Ю. П. Ерёмин . Усадебным сюжетом были увлечены выдающиеся мастера светопись Н. И. Свищов-Паола , А. Д. Гринберг , П. В. Клепиков. Они стремились прежде всего к созданию нового образа усадьбы, воплощавшего уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а именно «былое», безвозвратно утраченное, погибающее прошлое. Выставка не состоялась. Фотографов обвинили в том, что «старое» им «милее, чем новое», критики отмечали социальную чуждость усадебной темы новому строю и старомодность подобных сюжетов. 1920–30-е годы стали последним значимым периодом в развитии усадебной темы в художественной светописи. Последующие десятилетия эта тема оставалась достоянием документально-фиксирующего и любительского направлений.


Русское фотографическое общество в определенной степени явилось прообразом созданного в 1991 году Союза фотохудожников России. Конкурс «Образ русской усадьбы» задумывался для поддержки и актуализации важной темы сохранения национального наследия и продолжения фотографических традиций. Итоги его показали, что именно создание образа усадьбы стало для участников конкурса главным, как когда-то для членов Русского фотографического общества. Фотографы, используя разнообразные средства съемки, выразили собственный взгляд на это значимое явление отечественной истории и культуры. В целом комплекс конкурсных работ представляет собой «моментальный снимок» современного состояния усадьбы: иногда - музеефицированной, чаще - разрушающейся или практически утраченной.

Слова председателя Общества изучения русской усадьбы А. Н. Греча, написанные в 1932 году, актуальны и в настоящее время: «В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем - культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновляющие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль ». Немалую лепту в дело сохранения исторической памяти внесли русские фотографы. Когда-то Ю. П. Ерёмин объяснял своим оппонентам: «Мне показалось необходимым и увлекательным снять архитектуру старой усадьбы, я считал важным сохранить эти документы прошлого для нашего настоящего ». Работы участников конкурса продемонстрировали, что интерес к этой важной теме существует и, надеемся, не будет исчерпан.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 17.01.2020 Объединение «Музеи Парижа», оцифровало и выложило в открытый доступ описания и репродукции работ из собственных постоянных коллекций и фондов
  • 16.01.2020 Речь идtт об одной из ранних инсталляций Херста, созданной им в конце 1980-х годов
  • 16.01.2020 Коллекция произведений современного искусства, оцениваемая в $700 миллионов, может выйти на торги уже весной 2020
  • 15.01.2020 Картина «Оплакивание Христа и положение во гроб», ранее считавшаяся копией с картины художника, после проведения дополнительной экспертизы может быть названа подлинной работой Рубенса
  • 15.01.2020 Картина, сегодня являющаяся объектом реституционного иска, была приобретена музеем на аукционе в 1940 году
  • 17.01.2020 В новые руки ушло чуть менее половины всех лотов каталога. Среди покупателей - Москва, Одинцово, Минск и Пермь
  • 14.01.2020 В каталоге - тридцать лотов: тринадцать живописных работ, семь листов оригинальной и шесть - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна авторская фотография
  • 13.01.2020 Картина, на которой изображен один из самых узнаваемых мотивов в творчестве художника, оценивается специалистами в $26,1–39,2 миллиона и называется среди самых важных лотов вечерних торгов современного искусства 11 февраля
  • 10.01.2020 Покупали Москва, область и Харбин
  • 06.01.2020 В каталоге 311-го аукциона - тридцать лотов: четырнадцать живописных работ, десять листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна авторская фотография
  • 03.12.2019 Основные цифры трех главных торгов «русской недели», и немного о том, как сбылись наши прогнозы
  • 03.12.2019 В этом году Салон проходил на новой площадке, в Гостином Дворе, и на месяц позже, чем обычно
  • 28.11.2019 Визит в мастерскую художника - событие, потенциально способное изменить жизнь как хозяина студии, так и его гостя. Не в полной мере деловая встреча, но уж и точно не обычный дружеский визит. Соблюдение нескольких несложных правил позволит не попасть впросак в этой ситуации
  • 26.11.2019
  • 12.12.2019 6 апреля 2020 года исполняется 500 лет со смерти одного из величайших художников Возрождения. В преддверии масштабных мероприятий, которые будут проходить в следующем году, Берлинская картинная галерея открывает выставку Мадонн работы Рафаэля Санти
  • 11.12.2019 Выставка, приуроченная к 100-летию художника, пройдет с 11 декабря 2019 по 9 марта 2020 года. Помимо Сулажа, подобной чести - ретроспективы в Лувре, приуроченной к юбилею, - за последние сто лет удостоились лишь два художника: Пабло Пикассо и Марк Шагал
  • 29.11.2019 В следующий вторник, 3 декабря, в ГМИИ откроется выставка одного из самых лучших английских художников XVIII столетия
  • 29.11.2019 5 декабря 2019 года галерея «Веллум», при участии Фонда им. К. А. Коровина «Спасем вместе» и галереи «Даев 33», открывают традиционную выставку, приуроченную ко дню рождения замечательного русского художника Константина Коровина

Р усская усадьба была основой экономики и культуры Российской империи. Описание усадебного уклада дворянской жизни мы находим в произведениях Пушкина, Достоевского, Толстого. Красивые особняки с садами, парками и прудами запечатлены живописцами не одного поколения, включая Кандинского и Судейкина. В экспозиции РОСФОТО показана еще одна сторона усадебной жизни - фотографии из коллекции Государственного исторического музея , позволяющие окунуться в атмосферу прошлого нашей страны, увидеть профессиональные и любительские снимки давно забытых или покинутых поместий.

Открывается выставка заказными видами усадеб, выполненными мастерами известных в XIX веке фотоателье. Как правило, эти фотографии напоминают сегодняшнюю рекламную съемку, так как призваны показать поместье в его лучшем виде и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения ландшафта. Они носят и несколько презентационный характер, поскольку представляют собой портреты хозяев на фоне собственных имений. Подобным образом запечатлены усадьбы Остафьево, Архангельское, Ильинское и другие.

Крестьяне у усадебного дома в Никольско-Прозоровском. Фотография Михаила Тулинова. Середина 1860-х

Вид главного дома в Иславском. Неизвестный фотограф. 1914

В ожидании лошади. Фотография Николая Кроткова. 1899 год

Напротив, любительские фотографии, представленные на выставке, отличает непосредственность сюжета и живость композиции. Авторы этих снимков, как правило, владельцы поместий или кто-то из их гостей. Эти вынутые из семейных альбомов кадры наилучшим образом передают атмосферу усадебной жизни - пикники на траве, катание на лодке, пешие прогулки, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.

Интерьер в Покровском. Ателье «Фотография Воскресенского монастыря иеродиакона Диодора». 1878

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в Архангельском. Фотография Даниила Асикритова. Около 1900

Девушка с розами. Фотография Николая Петрова. 1900-е

Снимки начала ХХ века не столько передают атмосферу, сколько пытаются сохранить для истории феномен русской усадьбы . Это не художественная или постановочная съемка, это, скорее, фотодокументирование уходящей истории для будущих поколений. И уже в 1920-е годы фотографы снимают усадьбу как утерянную и безвозвратно канувшую в прошлое культуру.

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 35. Выставочный зал Парадного корпуса, 2-й этаж.

Благодарим РОСФОТО за предоставленные фотографии.

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с Государственным историческим музеем представляют выставку «Образ русской усадьбы в фотографии», демонстрирующую коллекцию усадебной фотографии 1860-х - 1920-х годов из собрания Исторического музея. Выставка позволяет проследить эволюцию усадебной темы в фотоискусстве и выявить основные направления усадебных сюжетов в отечественной фотографии.

Усадьба как основа дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи была ярким выражением национального гения и местом соприкосновения элитарной и народной культур. Равноценные с исторической точки зрения, хотя и не равные по художественным качествам, фотографические образы русской усадьбы создают разнообразную картину ушедшей усадебной культуры, поэтического мира родовых гнезд и частной жизни больших дворянских и купеческих семей. Усадьба предстает на выставке в нескольких ракурсах: от парадных видов крупных имений и любительских фотографий из семейных альбомов до художественных изображений старинных парков и покинутых поместий.

Открывают экспозицию заказные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших фотографических ателье. Фотографии, часто значительные по размеру и специально оформленные, демонстрируют выигрышные виды архитектурного комплекса и ландшафта, а также портреты хозяев в любимых имениях. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика. Подобным образом запечатлены многие прославленные усадьбы (Остафьево, Архангельское, Ильинское), которые служили владельцам центральными резиденциями. На выставке экспонируются уникальные примеры ранней усадебной фотографии 1860-х годов - снимки имения Никольское-Обольяниново, выполненные М. Н. Шерером, и Никольское-Прозоровское М. Б. Тулинова.

Второй раздел посвящен любительской фотографии. Авторы этих снимков - сами владельцы и гости усадеб. Фотографии отличает непосредственность сюжетов и живость композиции. На рубеже веков фотографирование превратилось в доступный вид художественной деятельности. Летний досуг в русском обществе традиционно был связан с имением, поэтому изображения повседневной отрадной жизни в усадьбе стали широко распространенными в любительской фотографии. Появление любительских снимков не связанно с эстетической или исторической ценностью поместья, их рождает гармоничная атмосфера усадебной жизни, общие семейные занятия. Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники на траве, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты верхнего этажа, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.

Фотографии следующего раздела отражают возникший в начале XX века интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами.

Усадьбу начинают воспринимать как уникальное синтетическое явление искусства и место родовой памяти. Фотографы стремятся зафиксировать особенности архитектурного ансамбля и интерьерного комплекса поместий. К съемке архитектуры и видовому жанру с целью фотодокументирования памятников обращается ряд мастеров: П. П. Павлов, Н. Н. Ушаков, А. А. Иванов-Терентьев.

В начале XX века литературно и художественно оформился миф русской усадьбы, сложилось представление о ней как о символе уходящей дворянской культуры. Авторский взгляд фотохудожников привлекали детали и пейзажи, передававшие особенное пассеистическое настроение усадебной жизни - поэзию умирания, уходящего величия. Основные объекты изображения - усадебная природа и парк - стали одухотворенными, эмоционально окрашенным. Представление об усадьбе воплотилось в знаковых образах художественной светописи: юной барышне и парковой аллее. В некоторых работах художественно преображенному образу имения, словно покрытому легкой дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии. Работы этого раздела происходят из фонда Русского фотографического общества - жемчужины фотоколлекции Исторического музея. Фотографии Н. С. Кроткова, В. Н. Часовникова, В. Н. Шохина демонстрировались на фотографических конкурсах и были отобраны Обществом для создания музея. Усадебная тема нашла отражение и в работах прославленных мастеров А. С. Мазурина и Н. А. Петрова.

Последним значимым периодом развития усадебной темы в художественной светописи стали 1920-е годы. Огромный интерес к изучению усадебного наследия и поэзия разоренных гнезд привлекли ведущих советских фотохудожников. В это время, став исключительно явлением прошлого, усадьба приобрела возможность новых трактовок. На выставке представлены фотоэтюды выдающегося отечественного мастера А. Д. Гринберга, стремившегося к созданию нового образа усадьбы. Работы фотографа воплощают уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а «былое», безвозвратно утраченное, погибшее прошлое. Большинство этих усадебных фотографий демонстрировались на знаменитой выставке 1928 года «Советская фотография за 10 лет». В дальнейшем исчезновение усадебной культуры как живой и мощной традиции привело к отсутствию ее образа в советской фотографии.