Государство

Определение психологического возраста. Зависимость биологического возраста человека от «душевного

Вы разговариваете с дамой лет сорока и ждете от нее адекватных взрослых поступков, а в она выдает реакцию...

«Время идет для разных лиц различно» - не так давно эта фраза Шекспира подтвердилась в наблюдениях одного психолога, в которых она говорит, что возраст можно измерять как давление, где фиксируется и верхнее, и нижнее. Так же и возраст у человека – есть реальный, а есть психологический .

Например, вы разговариваете с дамой лет сорока, и ждете от нее адекватных взрослых поступков на эти ее сорок лет, а в моменте она выдает реакцию пятнадцатилетнего подростка. Вот тогда и можно будет записать в графе возраст: 40 на 15.

А бывает и совершенно противоположная ситуация, когда человек мудр и опытен не по годам, и тогда его реальный, паспортный возраст будет значительно меньше возраста его души и сознания, возраста его поступков и отношения к жизни. Но это уже другая история.

Как же получается так, что вырастая, мы ухитряемся не взрослеть?

Причин для такого итога, как всегда множество. Например, если вам довелось родиться и воспитываться в семье, где слишком тревожная мама, бабушка, то у вас большой шанс вырасти несамостоятельным, т.е. не вырасти . В таких семьях обычно можно услышать «Давай я пойду с тобой, а то ты у меня еще маленький, вдруг сам не справишься! Вдруг ты заблудишься, что-то напутаешь, неправильными словами попросишь. Вдруг обидит кто, напугает». И как тут не научиться не доверять себе, всего и всех бояться, обижаться на многое.

Или другой пример, в вашей семье завелся контролирующий родитель или не умеющий уважительно ждать родитель-перфекционист, который требует идеального исполнения чего-либо с первого раза, а если не получается с первого, то звучит сакраментальное: «Отойди, сам(а) сделаю, так быстрее получится», а потом вдогонку «Ничего сам сделать не можешь!». И ребенок отходит раз, другой, третий, так вот и не научается ничему. Или «Ты это (поделку, рисунок, уроки, проект) не забыл сделать? Собирайся, тебе пора, а то в школу (институт, на работу) опоздаешь!», так ребенок учится не брать на себя ответственность.

Правда, и в этих семьях время от времени устают, вспоминают и говорят: «Ты уже большой, пора бы тебе самому!» Но при этом имеют в виду только то, что роста в тебе под метр семьдесят (плюс-минус), у тебя большие руки, ноги, тело, голова, может быть и бреешься давно по утрам, но это относится лишь к физическим размерам, а не психологической взрослости.

Поведение взрослых детей

Часто этот детский страх не справиться с возложенными обязанностями уже во взрослой жизни заставляет человека увиливать от решения поставленных перед ним задач, вследствие чего по различным жизненным сценариям закрепляется клеймо «неудачник» или «ленивец».

При попытке окружающих оказать помощь рождается новый страх - страх быть непонятым, а неспособность к продуктивному общению заставляет их бежать прочь, прекращать общение, терять социальные связи. Но чувство неудовлетворённости собственной жизнью, ее неисполненность даёт о себе знать.

Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить перед собой свои цели, находить выход из лабиринта собственных опасений и заблуждений приводит этих людей к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Часто у них ошибка следует за ошибкой, как в личной жизни, так и на работе, и в результате они становятся изгоями.

Неудовлетворённость рождает и страх перед жизнью, и озлобленность, и зависть, которые наружу могут проявляться в различных формах - от лести до грубого хамства. Они любят позу обвинителя. Их память, как хороший банкир, открывает счета на ошибки окружающих. И приходится тащить этим людям огромный чемодан без ручки со своими обидами, с этим досье на всех, дабы иметь возможность сказать каждому «Ты не лучше меня…, ты сам…». С годами содержимое чемодана растет, он тяжелеет, однако редко кто из них осмеливается его выбросить и пойти в свое будущее налегке, без прошлых обид.

Окружающим трудно понять, что все эти действия и поступки взрослых детей – это своеобразный крик о помощи и протест на их одиночество в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего – искренняя заинтересованность их жизнью. Ведь многие «неудачники» и «ленивцы» талантливы. Только кто согласится стать мудрым и терпящим родителем вот такому взрослому ребенку?

Научиться изымать и работать с собственными страхами самостоятельно трудно. Избавиться от них можно лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.

Но всегда любому страху можно противопоставить любовь, чистоту помыслов, искренний интерес и истинность знаний.

В любой ситуации есть выбор, находится и выход, только его необходимо увидеть и правильно понять.

Каждый человек имеет право на свой путь, свое мнение и свою ошибку. опубликовано

26.12.2017

Вы, наверное, встречали таких людей, которые до самой старости сумели пронести юношескую энергию и задор, или молодого человека, который был серьезен и ответственен не по годам? Отчего же происходит так, что тот или иной человек ведет себя и чувствует в несоответствии со своим возрастом?

В действительности хронологический возраст не столь важен, как психологический. Психологический возраст – это состояние внутреннего восприятия и отношения к жизни, которое влияет на поведение человека и на принятие жизненных решений. Он не всегда может совпадать с действительным количеством лет и с течением времени может меняться в любую сторону, как в сторону юности, так и в сторону зрелости. Именно благодаря этому старик может вести себя как подросток, а юноша как зрелый, закаленный опытом мужчина.

Психологический возраст – это не просто какая-то очередная характеристика. Знать свой психологический возраст важно, так как он определяет наши интересы и хобби, влияет на постановку целей и даже на стиль жизни.

Тест на психологический возраст С. Степанова

Определить свой психологический возраст без особых проблем можно с помощью специального теста, разработанного российского психологом Сергеем Степановым. Он поможет разобраться, кем Вы себя ощущаете внутри: подростком, жаждущим приключений, или зрелым состоявшимся человеком.

На данный момент опросник Степанова на определение своего психологического возраста является одним из распространенных.

Биография автора теста

Сергей Сергеевич Степанов - известный российский психолог, писатель, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, является разработчиком теста на определение психологического возраста.

Поступил на психологический факультет МГУ и после окончания обучения там же начал свою карьеру психолога. В период с 1984 по 1997 годы работал в издательстве «Большая Российская Энциклопедия» в качестве научного редактора и является автором множества статей по различным направлениям психологии. Активно занимался переводами на русский язык книг таких известных психологов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Ю. Айзенк, П. Экман, Ф. Зимбардо.

Кому можно проходить тест на психологический возраст?

Психологический возраст является способностью понимать мысли других людей, а также свои собственные эмоции и чувства. Пройти тест можно людям любого возраста и пола. Он поможет Вам лучше понять свое мировосприятие; решить, что поменять в жизни и отношении к ней, чтобы Вы ощущали себя легко и свободно; а также понять, не забыли ли Вы получать удовольствие от работы и различных ситуаций.

С точки зрения психологии как науки психологический возраст — это субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом. Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.

Большинство специалистов утверждают, что на влияет наше бессознательное. Оно абсолютно не зависит от реально текущего времени. Именно бессознательное позволяет нам ощущать глубокие переживания далёкого прошлого как недавно произошедшие. Этот вид возраста стоит оценивать, основываясь на том, насколько для нас важны события будущего или прошлого. Если человек ждёт самых масштабных и ценных событий в будущем, не придавая особой значимости прошлому, то он чувствует себя значительно моложе своего хронологического возраста. Если же, наоборот, самые яркие и значимые события были у человека уже в прошлом, то он может чувствовать себя старше своих реальных лет. В этом случае, психологи советуют вспомнить о привычке идеализировать прошлые этапы жизни.

Одновременно психологический возраст является и своеобразным возрастным показателем реализованности человека. Если продолжать развивать личностные возможности, стоить планы, то это шанс всегда чувствовать себя моложе прожитых лет, а макияж глаз умело скроет первые морщинки.

Есть позиция через 4 основных аспекта (на основе подхода Р. Кастенбаума):

степень жизненной активности, внешний вид, самоощущение, интересы.

Существует и оценка психологического возраста через три его основных составляющих:

возраст умственный (интеллектуальный показатель),
возраст социальный (показатель социальной зрелости, адаптации к окружающей среде),
возраст эмоциональный (показатель зрелости личностной, уравновешенности, произвольности эмоций).

Что касается старшего возраста, пенсионного, то здесь большое значение имеет социальная среда, уровень социальной и эмоциональной поддержки данной возрастной группы. Для стран СНГ более свойственно опережающее внутренне старение, люди чувствуют себя значительно старше своего возраста. Снижение финансового уровня, личных и профессиональных перспектив, эмоциональной насыщенности жизни являются основными причинами этого. Есть вероятность подобного состояния и для некоторых лиц уже в возрасте 45-50 лет. А вот европейцы почтенного возраста, наоборот, радуются и радуют своим внутренним омоложением. Некоторые после 60 лет способны ощущать себя на 30 лет!

Чем старше человек по паспорту тем бОльшими временными отрезками он оперирует в сознании. Если в юном возрасте год — это целая жизнь, то для шестидесятилетних нормально говорить о десяти (двадцати)-летних временных промежутках.

Тест на определение психологического возраста

Интересно всё-таки более точно определиться со своим психологическим возрастом. В рамках его анализа можно использовать и разработанные уже психологами тесты. Самый лёгкий из них – тест по шкале Р. Кастенбаума:

Заполните пробелы количественным показателем возраста

Ощущаю я себя на __ лет. Мой внешний вид даёт понять, что мне __ лет. Мои интересы в жизни соответствуют возрасту человека в __ лет. Моё поведение в обыденной жизни показывает, что мне __ лет.

Теперь сложите все числа, а полученную сумму разделите на четыре. В результате вы получите ваш психологический возраст.

Психологи абсолютно уверены, что человек способен оказывать влияние на собственные внутренний возраст.

  • следует воспитывать в себе оптимизм,
  • важно находиться в состоянии любви (любой по типу и объекту) и окружать себя приятным общением;
  • не забывать планировать на будущее любые этапы своего развития и приятные события; кроме внешних изменений, полезна и смена внутреннего образа (закройте глаза и представьте себя в новом виде, с новыми качествами; лучше в образе стремиться к омоложению и лёгкости);
  • не допускать мыслей и слухов о том, что возраст отбирает возможности (физиологические, ментальные и т.п.);
  • вести здоровый образ жизни (рациональное питание, правильный и стабильный режим дня, физические нагрузки, отказ от вредных привычек);
  • стараться давать развитие и нагрузку своей мыслительной деятельности; принять за данность, что возраст души можно изменить, а от него зависит счастье, здоровье, долголетие.

Главное понять, что ваше психологическое состояние, ваш психологический возраст в ваших руках. Это тот тип возраста, на который вы можете влиять сами и только от вас зависит, чем вы его наделите — молодостью, бодростью и планами или сетованиями, болезнями и воспоминаниями.

Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов – лишь от вас зависит, обладаете вы этим или все уже куда-то подевалось. И не имеет значения, двадцать вам или пятьдесят. На самом деле все эти числа – условность, всего лишь этапы взросления в хронологическом порядке. Единственное, о чем они говорят, – это сколько раз вы вместе с планетой Земля обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возраст биологический и психологический.

Биологический показывает, в каком состоянии ваш организм. Психологический – определяет, кем и как вы себя ощущаете на данный момент. И только дата рождения в паспорте заставляет вас трезво посмотреть на мир, оценить уже прожитые годы и составить планы на будущее – близкое и не очень. Но лишь у каждого четвертого человека психологический возраст соответствует количеству прожитых лет. Причем это соотношение можно легко изменить.

Однажды психологи поставили любопытный эксперимент. Собрали в загородном доме отдыха группу пожилых мужчин (в основном пенсионеров) и устроили так, будто время вернулось назад. Все, от газет до музыки, воспроизводило обстановку двадцатилетней давности. Испытуемых снимали на фото, которые затем показывали людям, ничего не знавшим об эксперименте. Практически все беспристрастные наблюдатели путались в хронологии и говорили, что на поздних снимках изображены более молодые люди. А у самих испытуемых улучшились зрение, слух и память, возросла мускульная энергия. Так что стоит сократить психологический возраст, “вернуть” людей в прошлое, как биологический возраст тоже уменьшится. Специалисты даже утверждают, что “силой мысли” вполне реально разгладить небольшие морщины, вернуть коже тонус, упругость и вообще заставить вас помолодеть.

Старость наступает в тот момент, когда вы ей разрешаете!

Тест «Мой психологический возраст»

Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, будущее.

1. В левом столбце «Пятилетия жизни» обведите пятилетку, в которую попадает Ваш возраст.

2. Также, в данном столбце, обведите пятилетку, которая соответствует возрасту, до которого Вы бы хотели дожить.

3. Оцените каждое пятилетие вашей жизни (до возраста, которого вы хотели дожить) по степени насыщенности важными для вас событиями. «Событием» могут быть изменения в ваших действиях и поступках, в семье и на работе, в учебе, общении с друзьями, в обществе, в вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), в состоянии здоровья и т.д. Насыщенность той части вашей жизни, которую Вы еще не «жили» оценивайте по Вашим представлениям о том, насколько данный отрезок жизни будет насыщен.

Свою оценку отметьте знаком «Х » в соответствующей клетке таблицы, учитывая, что:

  • 10 баллов – максимальная степень насыщенности,
  • 1 балл – минимальная степень насыщенности.

Внимание! Каждое пятилетие должно иметь только одну оценку насыщенности, но иметь ее оно должно обязательно.

Пятилетия жизни Степень насыщенности важными событиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-5
6-10
11-15
16-20
21-25
26-30
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61-65
66-70
71-75
76-80
81-85
86-90
91-95
96-100
101-105

Инструкция по обработке результатов

  1. Посчитайте показатель А – сумму интенсивностей всех пятилетий до сегодняшнего дня
  2. Посчитайте показатель В – сумму интенсивностей всех пятилетий Вашей жизни (прожитой и будущей жизни в сумме)
  3. Примите С за общее количество лет, которое Вы собираетесь прожить.
  4. Вычислите показатель D (Ваш психологический возраст) по формуле D=А/B*C

Ваш психологический возраст ________

************

Анализ результатов:

  • У кого возраст совпадает (+/- 2 года) с физиологическим возрастом — можно считать, что психологический возраст соответствует хронологическому.
  • У кого психологический возраст получился меньше чем на 2 года – Человек субъективно воспринимает себя моложе, чем его хронологический возраст. Как это может проявляться? Человек считает, что основные задачи и наиболее важные свершения еще впереди. Что можно и не торопиться, можно еще подождать. Это здорово, человек с оптимизмом смотрит в будущее. Но есть одна сложность, можно так и всю жизнь прождать, с оптимизмом смотря в будущее. Надо только проверить, не пора ли уже что-то прямо завтра свершить. Может быть, уже пришло время реализовать те далекие и прекрасные цели, которые себе поставил? Может быть, стоит задуматься о том, что конкретно я сделаю завтра, чтобы добиться своих целей?
  • Если психологический возраст меньше на 2-5 лет , то, скорее всего, человек не ценит прошлое, живет только будущим.
  • Если больше, чем на 2 года , но в пределах 5 лет, то человек субъективно воспринимает себя старше своих лет. Он считает, что все уже было, основные цели выполнены и в будущем, в общем-то, ничего столь же интересного и впечатляющего, скорее всего, не будет. Если уже все было то, тогда зачем себе еще какие-то цели ставить? Ведь все уже в прошлом. Насыщенное и интересное прошлое это здорово, но может быть и в будущем еще много все будет. Может быть, стоит поставить какие-либо цели в будущем и насытить свою жизнь? Или задать себе вопрос: Я не верю в свой успех в будущем?
  • Если психологический возраст больше, чем на 7 лет, то, скорее всего, в подсчетах содержится ошибка и необходимо пересчитать.

Вывод. Психологический возраст зависит от внутреннего течения времени и от отношения к важным свершениям в своей жизни.

Потренируемся!

Если каждый себе задаст вопрос «На что я трачу свое время?» и будет честными с собой, то услышит ли тот ответ, который хочет слышать «Я достиг многого»? Работаете ли вы над своими целями, над их достижением? Или уже сложили руки? Сейчас для всех нас хорошая возможность поработать над своими целями. Предлагаю сделать первый шаг! Напишите краткое эссе под названием «Моя жизнь 10 лет спустя». Отразите в нем то, какой Вы, как Вы выглядите и чувствуете, кто Вас окружает, какие у Вас отношения с этими людьми, каково Ваше финансовое состояние, в какой обстановке Вы живете и т.д.

Посмотрите на разницу будущего с настоящим. Найдите самые большие разрывы и поставьте цели на их сокращение или минимизацию.