Интернет

Основные семьи войны и мира. Идеальная семья в понимании Л.Н

Замечательный отец, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, вырастил отважного сына и прекрасную дочь – княжну Марью.

Княжна Марья жила в деревенской глуши, она любила своё одиночество и никому не жаловалась на него, она понимала боль отца, несправедливо отправленного в отставку императором Павлом.

Она была глубоко верующим человеком и понимала: крест сверх меры Господь никогда не положит ни на чьи плечи. В трудную минуту эта девушка стала опорой овдовевшему князю Андрею, матерью маленькому осиротевшему племяннику, другом Наташе, потерявшей любимого человека.

Толстой наделил эту героиню благородной душой, которая отражалась в ее лучистых, глубоких глазах.

За умение жертвовать собой, «не требуя наград» Господь дарует ей счастье быть любимой женщиной одного из героев романа – Николая Ростова. Она своей жертвенной любовью спасет близких от отчаяния, отдавая себя без остатка людям. Княжна Марья станет матерью четырёх детей, сумеет воспитать не только их, но и мужа. Не одно поколение их рода будет подражать этой замечательной семье.

Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя…». И для детей были на первом месте, прежде всего, честь, совесть, порядочность. Андрею Болконскому сам Кутузов скажет: « Я знаю: твоя дорога – это дорога чести». И не случайно и на поле битвы при Аустерлице, и при Бородино князь Андрей совершит подвиг.

  • Семья Ростовых

Удивительная семья Ростовых, она считалась самой хлебосольной семьей во всей Москве. По праздникам и в дни именин у них обедало по полгорода. Ростовы не делили людей по рангам и чинам, они всегда помогали нуждающимся. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего своего…» – была правилом всех членов этой семьи.

Дети, да и сами хозяева дружили с простыми людьми, никогда не обижали своих слуг, и те платили Ростовым уважением и любовью. В этой семье царил русский дух, поэтому все дети выросли добрыми, щедрыми и благородными людьми.

Во время войны 1812 года эта семья жертвует своим имуществом ради раненых солдат и офицеров. А пятнадцатилетний сын Ростовых Петя добровольцем ушел на фронт воевать и погиб, сражаясь с французами. Николай, старший сын, был храбрым и честным воином.

Нравственной опорой семьи станет Наташа, младшая дочь Ростовых. Это о ней князь Андрей скажет: «Там, где она – там свет, там, где ее нет – там тьма!»

  • Семья Курагиных

Образ другой семьи, князя Василия Курагина, где царил дух наживы, обмана, эгоизма, карьеризма…

Семья князя Василия Курагина жила по принципу выгоды и расчета. Учителями детей были только иностранцы. Сын князя Василия, Ипполит, не мог связать по-русски и двух слов, говорил только на французском языке и считался придурковатым малым, однако отец сумел устроить его в дипломаты, нимало не смущаясь непредсказуемостью и тупостью Ипполита.

Второй сын Курагина, Анатоль, стал причиной несчастья князя Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Развратный и беспутный Анатоль расстроил их брак, решив похитить и обесчестить Наташу.

(375 слов)

Роман «Война и мир» Толстого был написан в 1869 году. Несмотря на то, что большую часть повествования занимают сцены битв и война с Наполеоном, основной сюжетной линией является история семей. Автор описывает русское общество в военный период, а через родословные связи лучше всего можно показать поведение и чувства людей во время исторического потрясения. Мысль семейная в романе-эпопее «Война и мир» также раскрывает философское и моральное кредо писателя.

Нам показаны жизни трех разных семей светского типа. Между собой они абсолютно не схожи, но их жизни тесно переплетены между собой. Это дома Болконских, Ростовых и Курагиных, на их примерах автор представляет фамильные устои нескольких поколений.

Читатель попадает в гости к Болконским. Самый главный член рода — князь Николай, он считал, что всё и все в его семье должно повиноваться строгому порядку. Герой самостоятельно обучал свою дочь наукам, а также воспитывал в ней такие качества как ум и деятельность характера.

Княжна Марья любила своего отца, она слушалась его и с усердием заботилась о нем. Ее брат Андрей тоже любил Николая Болконского и уважал его, но не мог долго терпеть его деспотичные нравы.

Отношения между ними были спокойными, каждый был занят тем, чем ему положено, и имел свое место. Они были честными и порядочными людьми и к тому же истинными патриотами, но не любили свет и празднословные выходы в высшее общество.

В отличие от предыдущей семьи, Ростовым были близки нежная любовь, искренность, взаимопонимание и поддержка. Они активно участвовали в судьбах друг друга, помогали даже тогда, когда поступки провинившихся оказывались предосудительными. Патриотизм, который проявляется у Ростовых, доказывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Старший сын стал гусаром, Наташа отдала телегу для изувеченных, родители пожертвовали своим домом для укрытия пострадавших, а младший сын Петя геройски погиб в партизанском бою.

Курагины – семья, абсолютно противоположная двум первым. В этом семействе никто не умеет любить и переживать друг за друга. Князь Василий живет лишь ради выгоды и всегда знает, с кем заключать помолвку детей, с кем стоит дружить, чтобы прибыльно устроиться в жизни. Он подстраивается под ситуацию, а о преданности родине и речи быть не может в их роду.

В конце романа семьи Болконских и Ростовых роднятся. Их всегда связывало духовное родство. Толстой показал каждый род, как индивидуальную и неповторимую ячейку общества, где все члены активно живут и воспитывают новые поколения в лучших традициях предков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели урока:

  • показать, что толстовский идеал- патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»;
  • раскрыть шире и глубже эпитет семейный у Толстого;
  • формировать умения анализировать эпизоды;
  • способность созданию творческой, доброжелательной атмосферы на уроке.

Оборудование: книга « Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах», Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 1956.

Семья - группа живущих вместе родственников; единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. (С. Ожегов «Словарь русского языка»)

План урока

1. Отражение мысли семейной в романе.

2. «Глаза человека- окно в его душу» (Л. Толстой)

3. Почему в доме Ростовых нельзя быть иным?

4. Дом Болконских.

5. Нет нравственного стержня в родителях - не будет и в детях.

6. Семейные «кружки».

7. Эпилог.

Учащиеся получали опережающее задание:

1 группа – анализируют портретные характеристики Наташи, Веры, Андрея, Марьи, Элен;

2группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Ростовых;

3 группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Болконских;

4 группа – семейная жизнь Курагиных;

5 группа – семейные «кружки» в романе;

6 группа – «Эпилог».

Вступительное слово учителя

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине 19 века. Несмотря на то, что в романе ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроникальность повествования. Истории семей, представленные в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Л.Толстой.

Семья для Толстого- это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.

В романе «Война и мир» семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего.

В системе всех основных образов романа Л.Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.

Выступление 1 группы

У любимых героев Толстого лучатся, светятся глаза, потому что (по народному представлению) глаза – зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами» Жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.

НАТАША - «улыбка радости и успокоения», то «счастливая», то «появившаяся из-за готовых слез», то «задумчивая»то «успокоительная», «восторженная», то «торжественная», то«более чем ласковая». «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…» (сравнение). Глядит «вопросительно-удивленными глазами», «широко раскрытыми, испуганными», «красная и дрожащая», она смотрит на Анатоля «испуганно- вопросительно».

Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств. В глазах - богатство духовного мира.

НИКОЛЕНЬКА - «Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами…»

КНЯЖНА МАРЬЯ – «лучистые глаза и тяжелая поступь», которые в минуты душевного оживления делали прекрасным некрасивое лицо Марьи. «…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты»;

Марья «всегда хорошела, когда плакала» в минуты глубокого волнения.

«Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось…Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование- все это светилось теперь в этих лучистых глазах…В каждой черте ее нежного лица».

Определением лучистый Толстой рисует внутренний мир своих героев, подчеркивая именно «высшую духовную жизнь» Болконских. Слово лучистый выступает в тексте в сочетании с существительными глаза, взгляд, свет (глаз), блеск (глаз).

АНДРЕЙ – «…добрыми глазами смотрел. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства». (встреча с Пьером).

ЭЛЕН – «спокойною и гордою улыбкою Элен в восторге кричали браво, - там, под тенью этой Элен, там это было все ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно» - думала Наташа (метафора-«под тенью этой Элен»).

Бездуховность, пустота, по Толстому, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная красавица Элен - «красивая статуя» с застывшей улыбкой- блестит и сияет всем, кроме глаз: «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», успокаивалась в сияющей улыбке» (в каждом портретном описании Элен присутствует иронический оттенок). У Элен неизменная, обычная, однообразно красивая или самодовольная улыбка. Глаз Элен мы не видим. По-видимому, они красивы, как и ее плечи, губы. Толстой не рисует ее глаз, потому что они не светятся мыслью и чувством.

ВЕРА - холодное лицо, спокойное, которое «улыбка делает неприятным».

Н. Толстому важно подчеркнуть характер улыбки или своеобразие выражения лица того или иного персонажа, чаще всего автор сосредоточивает внимание на выражении глаз, характере взгляда.

Одним из доминирующих средств при создании портретных характеристик является употребление световых прилагательных как художественных определений.

Выступление 2 группы. РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3)

Ростова - старшая «графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми,… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».

Дети Ростовых.

Открытость души, радушие (именины, праздник в честь гостя Денисова, обед в английском клубе в честь князя Багратиона).

Способность Ростовых притягивать к себе людей, понять чужую душу, умение сопереживать, сочувствовать (Петя Ростов и французский барабанщик; Наташа и Соня, Наташа «оживит» сердце Андрея; Наташа-патриотка, не задумываясь, отдает все подводы под раненых; уход за раненым Болконским. Николай Ростов защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков.)

Вывод: Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Истинно русское радушие. Бескорыстие отличают всех членов семьи. Искренность, естественность, живость этих людей автор передает через их движения. Образы необыкновенно пластичны, полны жизненного обаяния.

Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову в 43 тысячи. Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем; напишет письмо княжне Марье о разрыве с Андреем.

Выступление 3 группы . БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)

С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских.

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ. В Лысых горах свой особый порядок, особый ритм жизни. Князь вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то, что давно не состоит на государственной службе. Деятельный ум его постоянно чем-то занят. Он воспитал прекрасных детей.

КНЯЖНА МАРЬЯ. Сострадательное сердце княжны переживает чужую боль сильнее, чем свою. «Я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других. Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и поощрению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга.

Анализ глав вторжения князя Василия со своим сыном в чистый мир княжны Марьи.

Возможно, что именно благодаря строгим, подчас суровым правилам, которые установил старый князь в своем доме, и смогла сформироваться эта чистая, светлая душа, так близко находящаяся к богу, как это возможно для человека.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ. « Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».

Как и почему меняется отношение к семейной жизни у князя Андрея?

«Никогда, 0никогда не женись, мой друг… чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым,» - говорит Пьеру. Мечта о славе, о своем Тулоне. Но мысли его принимают иное направление, когда его, раненого, уносят с поля Аустерлица. В душе Андрея совершается переворот. Честолюбивые мечты сменяются тягой к простой и тихой семейной жизни. Но вспомнил «маленькую княгиню» и понял, что в своем пренебрежительном отношении к ней часто бывал несправедлив. Жизнь мстит ему за болконскую гордость. И когда подобревший и смягченный Князь возвращается в родное гнездо, умирает от родов жена.

4 группа – КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5)

Л.Н.Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Всепоглощающая устремленность накладывает свой отпечаток на характер, поведение, внешность князя Василия, Элен, Анатоля, Ипполита.

ВАСИЛИЙ – светский человек, карьерист, и эгоист (стремление стать наследником умирающего богатого вельможи-графа Безухова; выгодная партия для Элен – Пьер; мечта: женить сына Анатоля на княжне Марье;). Презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю.

АНАТОЛЬ (разыграл спектакль пылкой любви к Наташе Ростовой). Позор сватовства Анатоль переносит легко. Он, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. «Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая не посмеяться над этим странным случаем, и,пожав плечами, прошел в дверь…» Один раз заплачет, как женщина, потеряв ногу.

ИППОЛИТ - умственная ограниченность, что делает его поступки нелепыми.

ЭЛЕН - «Я не дура, чтоб рожать» В этой «породе» нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.

Вывод. Цель их жизни - все время быть в центре внимания света. Они чужды толстовской этике. Пустоцветы. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего. По мнению С.Бочарова,семья Курагиных лишена той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Ростовых, Болконских, где отношения строятся на любви. Их объединяет только родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (отношения Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «родительской любви» и дети –«обуза его существования»).

Эта семья интриганов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен -запутавшись в них, она умирает.

Выступление 5 группы. СЕМЕЙНЫЕ «КРУЖКИ » (т. 1, ч. 2, гл. 13-21; ч. 3, гл. 14-19; т. 3, ч. 2, гл. 24-29; гл. 30-32; т. 3, ч. 3, гл. 3-4)

Дом как спокойная, надежная пристань противопоставляется войне, семейное счастье - бессмысленному взаимному уничтожению.

Понятие ДОМА расширяется. Когда Николай Ростов вернулся из отпуска, полк показался домом, таким же милым, как и дом родительский. Сущность дома, семьи с особой силой проявилось на Бородинском поле.

БАТАРЕЯ РАЕВСКОГО «.. здесь на батарее… чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». «солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью…» (Анализ глав)

Вывод: вот откуда черпали защитники Бородина силы, вот истоки мужества, твердости, непоколебимости. Национальное, религиозное, семейное начала чудесно соединились в решающий час в русском войске (Пьер «весь поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же… разгорался и в его душе) и дали такой сплав чувства и такие действия, перед которыми бессилен любой завоеватель. Мудрым старческим умом Кутузов понимал это как никто другой.

ТУШИН – неловкий, совершенно не военного вида артиллерист, с «большими, добрыми и умными глазами». Батарея капитана Тушина героически выполнила долг, даже не думая об отступлении. Во время боя капитан не думал об опасности, «лицо его все более и более оживлялось» Несмотря на его невоенный вид и «слабый, тоненький, нерешительный голосок», солдаты любили его уважали его, и «все, как ДЕТИ в затруднительном положении, смотрели на своего командира».Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили Его солдат.

КУТУЗОВ ДЛЯ МАЛАШИ – дедушка (так по-родственному она называет полководца) .Эпизод «Совет в Филях».

БАГРАТИОН - « сын, беспокоящийся о судьбе Родины».

НАПОЛЕОН - анализ глав 26-29,ч.2,т.3 . Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, нарочитое глубокомыслие в выражении лица Наполеона.

Особенно резко вырисовывается одна его черта-позерство. Он ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно величествен». Наполеон уверен: все, что он делает и говорит, «есть история»

РУССКАЯ АРМИЯ . Существует точка зрения, что Платон Каратаев, по мысли Толстого, обобщенный образ русского народа.(Эпизоды, связанные с Пьером в плену).Своим отцовским, отеческим отношением учит Пьера как сына незлобивости, всепрощению, терпеливости; Каратаев выполнил свою миссию-«остался навсегда в душе Пьера».

«ЭПИЛОГ» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжелых драматических конфликтов. Все просто и надежно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие,

Семья Николая Ростова.

Семья Пьера Безухова.

ВЫВОД : Л.Н. Толстой в романе показывает свой идеал женщины и семьи. Этот идеал дан в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской и образах их семей. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Какой должна быть семья в понимании Толстого, мы узнаем лишь в самом конце романа. Начинается же роман с описания неудачного брака. Речь идет о князе Болконском (и маленькой княгине. Он старается быть учтивым, но мы чувствуем, что он груб с ней. Трудно понять, что в ней раздражает князя Андрея. Но все становится ясно, когда она дома продолжает разговаривать с мужем «тем кокетливым тоном, каким она обращалась и к посторонним». Князю Андрею опостылели этот кокетливый тон, эта легкая болтовня, нежелание задумываться над своими словами. Хочется даже вступиться за княгиню - ведь она не виновата, она всегда была такой, что же он раньше не замечал? Нет, отвечает Толстой, виновата. Виновата, потому что не чувствует. Только чуткий и понимающий человек может приблизиться к счастью, потому что счастье - это награда за неустанную работу души. Толстой помогает своему герою, освобождая его от этого тягостного брака. Позднее он (так же «спасет» Пьера, тоже хлебнувшего невзгод в семейной жизни с Элен. Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйди она замуж за князя Андрея, или нет. Но Толстой чувствовал - с Пьером ей будет лучше. Спрашивается, почему он не соединил их раньше? Однако Толстому было важно проследить формирование их личностей. И Наташа, и Пьер выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к семейному счастью. Пьер пронес любовь к Наташе через долгие годы. Он прошел плен, ужас смерти, страшные лишения, но душа его только окрепла и стала еще богаче. Наташа, пережившая личную трагедию - разрыв с князем Андреем, потом его смерть, а затем смерть своего младшего брата Пети и болезнь матери, тоже выросла духовно и смогла другими глазами посмотреть на Пьера, оценить его любовь.

Когда читаешь о том, как изменилась Наташа после замужества, сначала становится обидно. «Пополнела и поширела», ревнивая, скупая, пение забросила. Однако надо разобраться - почему. «Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом.» Ну как тут не вспомнить бедную маленькую княгиню Болконскую, которой было не дано понять то, что открылось Наташе. Та считала естественным обращаться к мужу кокетливым тоном, как к постороннему, а Наташе казалось глупым «взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа». Наташе было гораздо важнее чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, и угадывать его желания. Оставаясь с ним наедине, она разговаривала с ним так,« как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом». Если проследить за их разговором, он даже может показаться забавным: иногда их реплики выглядят совершенно бессвязными. Но ведь это со стороны. А им не нужны длинные, закончен-ные фразы, опии так понимают друг друга, потому что вместо них говорят их души. Чем отличается семья Марьи и Николая Ростовых от семьи Безуховых? Пожалуй, тем, что она основана на постоянной духовной работе одной лишь графини Марьи. Ее «вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей» восхищает и удивляет Николая, но сам он на это неспособен. Однако его восхищение и преклонение перед женой тоже делает их семью крепкой. Николай гордится женой, понимает, что она умнее его и значительнее, но не завидует, а радуется, считая жену частью себя самого. Графиня Марья же просто нежно и покорно любит своего мужа: слишком долго она ждала своего счастья и уже не верила, что оно когда-нибудь сбудется.

Толстой показывает жизнь этих двух семей, и мы вполне можем сделать вывод о том, на чьей стороне его симпатии. Конечно, идеальной в его представлении является семья Наташи и Пьера.

Та семья, где муж и жена - одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Мы не знаем, как в дальнейшем сложится их жизнь, но мы понимаем: куда бы судьба ни забросила Пьера, Наташа всегда и везде будет следовать за ним, какими бы тяготами и лишениями это ей ни грозило.

В этой статье мы будем говорить о романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Особое внимание уделим русскому дворянскому обществу, тщательно описанному в произведении, в частности, нас будет интересовать семья Курагиных.

Роман «Война и мир»

Роман был окончен в 1869 году. В своем произведении Толстой изобразил русское общество эпохи войны с Наполеоном. То есть роман охватывает период с 1805 по 1812 год. Писатель очень долго вынашивал идею романа. Изначально Толстой задумывал описать историю героя-декабриста. Однако постепенно писатель пришел к мысли, что начать произведение лучше всего с 1805 года.

Впервые начал публиковаться отдельными главами в 1865 году роман «Война и мир». Семья Курагиных уже появляется в этих отрывках. Читатель почти в самом начале романа знакомится с ее членами. Однако поговорим более подробно о том, почему такое большое место в романе занимает описание высшего общества и дворянских семей.

Роль высшего света в произведении

В романе Толстой занимает место судьи, который начинает процесс над высшим обществом. Писатель в первую очередь оценивает не положение человека в свете, а его нравственные качества. И важнейшими добродетелями для Толстого стали правдивость, доброта и простота. Автор стремится сорвать блестящие покровы светского лоска и показать истинную сущность дворянства. Поэтому читатель с первых страниц становится свидетелем низких поступков, совершенных дворянами. Вспомнить хотя бы пьяный разгул Анатоля Курагина и Пьера Безухова.

Семья Курагиных среди других знатных родов оказывается под пристальным взглядом Толстого. Каким же писатель видит каждого члена этой семьи?

Общее представление о семье Курагиных

Толстой видел в семье основу человеческого общества, поэтому придавал такое большое значение изображению дворянских родов в романе. Курагиных писатель представляет читателю как воплощение безнравственности. Все члены этой семьи лицемерны, корыстны, готовы совершить преступление ради богатства, безответственны, эгоистичны.

Среди всех семей, изображенных Толстым, только Курагины руководствуются в своих поступках исключительно личным интересом. Именно эти люди разрушали жизни других людей: Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и т. д.

Даже семейные узы Курагиных отличаются. Членов этой семьи связывает не поэтичная близость, родство душ и забота, а инстинктивная солидарность, практически которая больше напоминает отношения животных, нежели людей.

Состав семьи Курагиных: князь Василий, княгиня Алина (его жена), Анатоль, Элен, Ипполит.

Василий Курагин

Князь Василий - глава семейства. Впервые читатель видит его в салоне Анны Павловны. Он был одет в придворный мундир, чулки и башками и имел «светлое выражение на плоском лице». Говорит князь на французском языке, всегда напоказ, лениво, словно актер, играющий роль в старой пьесе. Князь был уважаемым человеком среди общества романа «Война и мир». Семья Курагиных вообще довольно благожелательно принималась другими дворянами.

Князь Курагин, со всеми любезный и ко всем благодушный, был приближенным императора, его окружала толпа восторженных поклонниц. Однако за внешним благополучием скрывалась непрекращающаяся внутренняя борьба между стремлением казаться нравственным и достойным человеком и реальными мотивами его поступков.

Толстой любил использовать прием несовпадения внутреннего и внешнего характера персонажа. Именно им он воспользовался, создавая образ князя Василия в романе «Война и мир». Семья Курагиных, характеристика которой нас так интересует, вообще отличается от других семей этим двуличием. Что явно говорит не в ее пользу.

Что же касается самого графа, то его истинное лицо проявилась в сцене борьбы за наследство умершего графа Безухова. Именно здесь показана способность героя к интригам и бесчестным поступкам.

Анатоль Курагин

Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями». Для Анатоля жизнь - непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями. Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.

Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах. Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы сожаления или сомнения. При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.

Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.

Элен Курагина

Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.

Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен - эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.

После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей. Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной. Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.

Ипполит Курагин

Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая причиняет вред не только окружающим, но и ей самой. Каждый член семьи является носителем какого-то порока, от которого в итоге страдает и сам. Исключением является только Ипполит. Его характер вредит только ему, но не разрушает жизнь окружающих.

Князь Ипполит внешне очень похож на свою сестру Элен, однако при этом он совершенно дурен собой. Лицо его было «отуманено идиотизмом», а тело слабо и худощаво. Ипполит отличается невероятной глупостью, но из-за уверенности, с которой он говорит, все не могут понять, умен он или непроходимо туп. Он часто говорит невпопад, вставляет неуместные замечания, не всегда понимает, о чем рассуждает.

Благодаря покровительству отца Ипполит делает военную карьеру, однако среди офицеров он слывет за шута. Несмотря на все это, герой имеет успех у женщин. Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке».

Сравнение с другими дворянскими семьями

Как отмечалось выше, дворянские семьи имеют большое значение для понимания романа. И не зря Толстой берет сразу несколько семей для описания. Так, основными героями становятся члены пяти дворянских родов: Болконские, Ростовы, Друбецкие, Курагины и Безуховы.

Каждый дворянский род описывает различные человеческие ценности и грехи. Семья Курагиных в этом отношении сильно выделяется на фоне других представителей высшего света. И не в лучшую сторону. Кроме того, как только курагинский эгоизм вторгается в чужую семью, он тут же вызывает в ней кризис.

Семья Ростовых и Курагиных

Как отмечалось выше, Курагины - это низкие, черствые, развратные и эгоистичные люди. Они не испытывают друг к другу никакой нежности и заботы. А если и оказывают помощь, то только из корыстных соображений.

Отношения в этой семье резко контрастируют с атмосферой, что царит в доме Ростовых. Здесь члены семьи понимают и любят друг друга, они искренне заботятся о близких, проявляя теплоту и участие. Так, Наташа, увидев слезы Сони, также начинает плакать.

Можно сказать, что семья Курагиных в романе «Война и мир» противопоставлена семье Ростовых, в которой Толстой видел воплощение

Показательны и отношения в браке Элен и Наташи. Если первая изменяла своему мужу и совершенно не желала заводить детей, то вторая стала олицетворением женского начала в понимании Толстого. Наташа стала идеальной женой и прекрасной матерью.

Интересны и эпизоды общения братьев и сестер. Как непохожи задушевные дружеские беседы Николеньки и Наташи на холодные фразы Анатоля и Элен.

Семья Болконских и Курагиных

Эти дворянские семьи также очень непохожи друг на друга.

Для начала сравним отцов двух семейств. Николай Андреевич Болконский - незаурядный человек, ценящий ум и деятельность. В случае необходимости он готов послужить своему Отечеству. Николай Андреевич любит своих детей, искренне заботится о них. Совсем не похож на него князь Василий, который думает только о своей выгоде и совершенно не волнуется о благополучии своих детей. Для него главное - деньги и положение в обществе.

Кроме того, Болконский-старший, как и позднее его сын, разочаровался в обществе, которое так манит всех Курагины. Андрей является продолжателем дел и взглядов своего отца, в то время как дети князя Василия идут своей дорогой. Даже Марья наследует строгость в воспитании детей от Болконского-старшего. А описание семьи Курагиных однозначно указывает на отсутствие какой-либо преемственности в их роду.

Таким образом, в семье Болконских, несмотря на видимую строгость Николая Андреевича, царят любовь и взаимопонимание, преемственность и забота. Андрей и Марья искренне привязаны к отцу и испытывают к нему уважение. Отношения между братом и сестрой долго были прохладными, пока общее горе - смерть отца - не сплотило их.

Курагиным же чужды все эти чувства. Они не способны искренне поддержать друг друга в сложной ситуации. Их удел - только разрушение.

Заключение

В своем романе Толстой хотел показать, на чем строятся идеальные семейные отношения. Однако ему нужно было и представить самый худший вариант развития родственных уз. Именно этим вариантом стала семья Курагиных, в которой воплотились наихудшие человеческие качества. На примере судеб Курагиных Толстой показывает, к чему может привести нравственное падение и животный эгоизм. Никто из них так и не обрел столь желанного счастья именно потому, что думал только о себе. Люди с таким отношением к жизни, по мнению Толстого, не заслуживают благополучия.