Все вопросы

Островский раскрывает социально типические черты свойства персонажей. А

Задание 1 А.Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:

  • 1. Помещичье-дворянской

  • 2. Купеческой

  • 3. Аристократической

  • 4. Народной


Задание 2 В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А.Н. Островский

  • 1. «Москвитянин»

  • 2. «Отечественные записки»

  • 3. «Современник»

  • 4. «Библиотека для чтения»


Задание 3 Высшим критерием художественности А.Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:

  • 1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа

  • 2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа

  • 3. Проявление в произведении национальной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях


Задание 4. Статью «Темное царство» написал:

  • 1. Н.Г. Чернышевский

  • 2. В.Г. Белинский

  • И.А. Гончаров

  • 4. Н.А. Добролюбов


Задание 5 Творчество А. Н. Островского можно условно разделить на три периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу

  • 1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции

  • 2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа

  • 3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актерах

  • «Бешеные деньги»

  • «Свои люди – сочтемся»

  • «Бесприданница»


Задание 6 Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее)

  • 1. Тихон

  • 2. Дикой

  • 3. Кабаниха

  • 4. Кулигин


Задание 7 Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

  • 1. Тихон

  • 2. Варвара

  • 3. Феклуша

  • 4. Кабанова


Задание 8 Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды

  • 1. Катерину Кабанову

  • 2. Тихона Кабанова

  • 3. Варвару Кабанову

  • 4. Бориса


Задание 9 Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»:

  • 1. Варвару

  • 2. Катерину

  • 3. Тихона

  • 4. Кулигина


Задание 10 Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А. Добролюбова, является проявлением:

  • 1. Духовной силы и смелости

  • 2. Духовной слабости и бессилия

  • Моментного эмоционального взрыва


Задание 11 Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

  • 1. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не думала, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску»

  • 2. «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете1 И купечество все народ благочестивый, добродетели многими украшенный»

  • 3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала»

  • Кабаниха

  • Катерина

  • Феклуша


Задание 12 В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие):

  • 1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

  • 2. Народно-поэтическая, разговорно- просторечная, эмоциональная лексика

  • 3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость

  • 4. Литературная лексика XVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями

  • Катерина

  • Кулигин

  • Кабаниха

  • Дикой


Задание 13 Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

  • 1. «Кто ж… угодит, коли у.. Вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается»

  • 2. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом (заел (-а) совсем»

  • Дикой

  • Кабаниха


Задание 14 Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко характеризующие:

  • «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела»

  • Варвара

  • Катерина

  • Глаша

  • Феклуша


А.Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

  • 1. Художественный театр

  • 2. Малый театр

  • 3. Театр «Современник»

  • Большой театр


Александр Николаевич Островский - знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. Он сформировал новую школу реалистической игры и написал немало замечательных произведений. В этой статье будут изложены основные этапы творчества Островского. А также самые значимые моменты его биографии.

Детство

Александр Николаевич Островский, фото которого представлены в этой статье, появился на свет в 1823 году, 31 марта, в Москве, в районе Его папа - Николай Федорович - вырос в семье священника, окончил Московскую духовную академию сам, однако служить в церкви не стал. Он стал судебным стряпчим, занимался коммерческими и судебными делами. Николаю Федоровичу удалось дослужиться до чина титулярного советника, а позднее (в 1839 году) получить дворянство. Мама будущего драматурга - Саввина Любовь Ивановна - была дочерью пономаря. Она скончалась, когда Александру было всего семь лет. В семье Островских подрастало шестеро ребятишек. Николай Федорович сделал все, чтобы дети росли в достатке и получили достойное образование. Через несколько лет после смерти Любови Ивановны он женился вторично. Его супругой стала Эмилия Андреевна фон Тессин, баронесса, дочь шведского дворянина. Детям очень повезло с мачехой: она сумела найти к ним подход и продолжила заниматься их образованием.

Юность

Александр Николаевич Островский провел детство в самом центре Замоскворечья. У его отца была очень хорошая библиотека, благодаря которой мальчик рано познакомился с литературой русских писателей и почувствовал склонность к сочинительству. Однако отец видел в мальчике только юриста. Поэтому в 1835 году Александра отдали в Первую Московскую гимназию, после обучения в которой он стал студентом Московского университета. Однако получить диплом юриста Островскому так и не удалось. Он поссорился с преподавателем и ушел из университета. По совету отца Александр Николаевич пошел на службу в суд писцом и трудился на этой должности несколько лет.

Проба пера

Однако Александр Николаевич не оставил попытки проявить себя на литературном поприще. В своих первых пьесах он придерживался обличительного, «нравственно-общественного» направления. Первые были напечатаны в новом издании, «Московском Городском Листке», в 1847 году. Это были наброски к комедии «Несостоявшийся должник» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Под публикацией значились буквы «А. О.» и «Д. Г.» Дело в том, что некий Дмитрий Горев предложил молодому драматургу сотрудничество. Оно не продвинулось дальше написания одной из сцен, однако впоследствии стало для Островского источником больших неприятностей. Некоторые недоброжелатели потом обвиняли драматурга в плагиате. В дальнейшем из-под пера Александра Николаевича выйдет немало великолепных пьес, и уже никто не посмеет усомниться в его таланте. Далее будут подробно изложены Таблица, представленная ниже, позволит систематизировать полученную информацию.

Первый успех

Когда же это случилось? Большую популярность творчество Островского получило после публикации в 1850 году комедии «Свои люди - сочтемся!». Это произведение вызвало доброжелательные отзывы в литературных кругах. И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь дали пьесе положительную оценку. Однако в эту бочку меда попала и внушительная ложка дегтя. Влиятельные представители московского купечества, обиженные за сословие, пожаловались в высшие инстанции на дерзкого драматурга. Пьесу тут же запретили к постановке, автор был выдворен со службы и отдан под строжайший надзор полиции. Причем это случилось по личному распоряжению самого императора Николая Первого. Надзор был ликвидирован только после того, как на престол взошел император Александр Второй. А комедию театральная публика увидела лишь в 1861 году, после снятия запрета на ее постановке.

Ранние пьесы

Раннее творчество А. Н. Островского не оставалось без внимания, работы печатались в основном в журнале «Москвитянин». Драматург активно сотрудничал с этим изданием и как критик, и как редактор в 1850-1851 годах. Под влиянием «молодой редакции» журнала и главного идеолога этого кружка, Александр Николаевич сочинил пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется». Темы творчества Островского в этот период - идеализация патриархальности, русских старинных обычаев и традиций. Эти настроения слегка приглушили обличительный пафос творчества писателя. Однако в произведениях этого цикла выросло драматургическое мастерство Александра Николаевича. Его пьесы стали известными и востребованными.

Сотрудничество с «Современником»

Начиная с 1853 года, в течение тридцати лет, пьесы Александра Николаевича каждый сезон демонстрировались на сценах Малого (в Москве) и Александринского (в Петербурге) театров. С 1856 года творчество Островского регулярно освещается в журнале «Современник» (печатаются произведения). Во время общественного подъема в стране (перед отменой крепостного права в 1861 году) произведения писателя вновь приобрели обличительную остроту. В пьесе «В чужом пиру похмелье» писатель создал внушительный образ Брускова Тита Титыча, в котором воплотил грубую и темную силу домашнего самовластья. Здесь впервые прозвучало слово «самодур», закрепившееся впоследствии за целой галереей персонажей Островского. В комедии «Доходное место» высмеивалось ставшее нормой жизни продажничество чиновников. Драма «Воспитанница» являлась живым протестом против насилия над личностью. Ниже будут описаны и другие этапы творчества Островского. Но вершиной достижения этого периода его литературной деятельности стала социально-психологическая драма «Гроза».

«Гроза»

В этой пьесе «бытовик» Островский нарисовал унылую атмосферу провинциального города с ее ханжеством, грубостью, непререкаемым авторитетом «старших» и богатых. В противопоставление несовершенному миру людей Александр Николаевич изображает захватывающие картины поволжской природы. Образ Катерины овеян трагической красотой и мрачным обаянием. Гроза символизирует душевное смятение героини и в то же время олицетворяет бремя страха, под которым постоянно живут простые люди. Царство слепой покорности подтачивают, по Островскому, две силы: здравый смысл, который проповедует в пьесе Кулигин, и чистая душа Катерины. В своем «Луче света в темном царстве» критик Добролюбов истолковал образ главной героини как символ глубокого протеста, исподволь зреющего в стране.

Благодаря этой пьесе взлетело на недосягаемую высоту творчество Островского. «Гроза» сделала Александра Николаевича самым известным и почитаемым российским драматургом.

Исторические мотивы

Во второй половине 1860-х годов Александр Николаевич принялся за изучение истории Смутного времени. Он начал переписываться с известным историком и Николаем Ивановичем Костомаровым. На основе изучения серьезных источников драматургом был создан целый цикл исторических произведений: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино». Проблемы отечественной истории были изображены Островским талантливо и достоверно.

Другие пьесы

Александр Николаевич по-прежнему оставался верным своей любимой теме. В 1860-х годах он написал множество «бытовых» драм и пьес. Среди них: «Тяжелые дни», «Пучина», «Шутники». Эти произведения закрепляли уже найденные писателем мотивы. С конца 1860-х годов творчество Островского переживает период активного развития. В его драматургии появляются образы и темы «новой», пережившей реформу России: дельцы, приобретатели, вырождающиеся патриархальные толстосумы и «европеизированные» купцы. Александр Николаевич создал блестящий цикл сатирических комедий, развенчивающих пореформенные иллюзии граждан: «Бешеные деньги», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Лес». Нравственным идеалом драматурга являются чистые душой, благородные люди: Параша из «Горячего сердца», Аксюша из «Леса». Представления Островского о смысле жизни, счастье и долге воплотились в пьесе «Трудовой хлеб». Почти все произведения Александра Николаевича, написанные в 1870-х годах, публиковались в «Отечественных записках».

«Снегурочка»

Появление этой стихотворной пьесы было совершенно случайным. Малый театр в 1873 году был закрыт на ремонт. Его артисты перебрались в здание Большого театра. В связи с этим комиссия по управлению московскими императорскими театрами решила создать спектакль, в котором будут задействованы три труппы: оперная, балетная и драматическая. Написать подобную пьесу взялся Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» была написана драматургом за очень короткий срок. За основу автор взял сюжет из русской народной сказки. Во время работы над пьесой он тщательно подбирал размеры стихов, советовался с археологами, историками, знатоками старины. Музыку к пьесе сочинил молодой П. И. Чайковский. Премьера пьесы состоялась в 1873 году, 11 мая, на подмостках Большого театра. К. С. Станиславский отзывался о «Снегурочке» как о сказке, мечте, рассказанной в звучных и великолепных стихах. Он говорил, что реалист и бытовик Островский написал эту пьесу так, словно до этого ничем не интересовался, кроме чистой романтики и поэзии.

Работа в последние годы

В этот период Островский сочинил значительные социально-психологические комедии и драмы. Они повествуют о трагических судьбах тонко чувствующих, одаренных женщин в циничном и корыстолюбивом мире: «Таланты и поклонники», «Бесприданница». Здесь драматург разработал новые приемы сценической выразительности, предвосхитившие творчество Антона Чехова. Сохраняя особенности своей драматургии, Александр Николаевич стремился воплотить в «интеллигентной тонкой комедии» «внутреннюю борьбу» героев.

Общественная деятельность

В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский, Г. Н. Федотова, М. Е. Ермолова, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Турчанинов.

В 1874 году в России было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Председателем объединения был выбран Александр Николаевич Островский. Фотографии известного общественного деятеля были известны каждому любителю сценического искусства в России. Реформатор приложил немало усилий для того, чтобы законодательство театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и тем самым значительно улучшил их материальное и общественное положение.

В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью и сделался начальником театрального училища.

Театр Островского

Творчество Александра Островского неразрывно связано со становлением настоящего русского театра в современном его понимании. Драматург и писатель сумел создать собственную театральную школу и особую целостную концепцию постановки театральных спектаклей.

Особенности творчества Островского в театре заключаются в отсутствии противодействия актерской натуре и экстремальных ситуаций в действии пьесы. В произведениях Александра Николаевича происходят обычные события с обыкновенными людьми.

Главные идеи реформирования:

  • театр должен строиться на условностях (присутствует незримая «четвертая стена», которая отделяет зрителей от актеров);
  • при постановке спектакля ставку необходимо делать не на одного известного актера, а на команду хорошо понимающих друг друга артистов;
  • неизменность отношения актеров к языку: речевые характеристики должны выражать почти все о представленных в пьесе героях;
  • люди приходят в театр смотреть на игру артистов, а не для того, чтобы ознакомится с пьесой - ее они могут прочитать и дома.

Идеи, которые придумал писатель Островский Александр Николаевич, были впоследствии доработаны М. А. Булгаковым и К. С. Станиславским.

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга была не менее интересной, чем его литературное творчество. В гражданском браке с простой мещанкой прожил почти двадцать лет Островский Александр Николаевич. Интересные факты и подробности супружеских отношений писателя и его первой жены до сих пор волнуют исследователей.

В 1847 году, в Николо-Воробьиновском переулке, рядом с домом, где проживал Островский, поселилась вместе со своей тринадцатилетней сестрой молодая девушка - Агафья Ивановна. У нее не было ни родных, ни друзей. Никому неизвестно, когда она познакомилась с Александром Николаевичем. Однако в 1848 у молодых людей появился сын Алексей. Для воспитания ребенка условий не было никаких, поэтому мальчика временно поместили в воспитательный дом. Отец Островского был страшно разгневан тем, что его сын не только бросил престижный университет, но и связался с простой мещанкой, живущей по соседству.

Однако Александр Николаевич проявил твердость и, когда его отец вместе с мачехой уехал в недавно купленное имение Щелыково в Костромской губернии, поселился вместе с Агафьей Ивановной в своем деревянном доме.

Писатель и этнограф С. В. Максимов в шутку называл первую жену Островского «Марфой Посадницей», потому что она была рядом с писателем во времена суровой нужды и тяжелых лишений. Друзья Островского характеризуют Агафью Ивановну как человека от природы очень умного и сердечного. Она замечательно знала нравы и обычаи купеческой жизни и оказала безусловное влияние на творчество Островского. Александр Николаевич часто советовался с ней по поводу создания своих произведений. Кроме того, Агафья Ивановна была замечательной и гостеприимной хозяйкой. Но официальный брак с ней Островский не оформил даже после смерти отца. Все дети, рожденные в этом союзе, умерли совсем маленькими, только самый старший, Алексей, ненадолго пережил мать.

Со временем у Островского появились другие увлечения. Он был страстно влюблен в Любовь Павловну Косицкую-Никулину, которая сыграла Катерину на премьере «Грозы» в 1859 году. Однако вскоре произошел личный разрыв: актриса бросила драматурга ради богатого купца.

Затем у Александра Николаевича возникла связь с молоденькой артисткой Васильевой-Бахметьевой. Агафья Ивановна знала об этом, но стойко несла свой крест и сумела сохранить уважение к себе Островского. Женщина умерла в 1867 году, 6 марта, после тяжелой болезни. Александр Николаевич не отходил от ее постели до самого конца. Место захоронения первой жены Островского неизвестно.

Через два года драматург женился на Васильевой-Бахметьевой, которая родила ему двух дочерей и четырех сыновей. С этой женщиной Александр Николаевич прожил до конца своих дней.

Кончина писателя

Напряженная общественная и не могла не сказаться на состоянии здоровья писателя. К тому же, несмотря на хорошие сборы с постановки пьес и ежегодную пенсию в размере 3 тысяч рублей, денежных средств Александру Николаевичу все время не хватало. Истощенный постоянными заботами, организм писателя в конце концов дал сбой. В 1886 году, 2 июня, писатель скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Император пожаловал на погребенье драматурга 3 тысячи рублей. Кроме того, вдове писателя он назначил пенсию в размере 3 тысяч рублей, а на воспитание детей Островского - еще 2400 рублей в год.

Хронологическая таблица

Жизнь и творчество Островского кратко можно отобразить в хронологической таблице.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество

А. Н. Островский появился на свет.

Будущий писатель поступил в Первую Московскую гимназию.

Островский стал студентом Московского университета и начал изучать право.

Александр Николаевич покинул университет, так и не получив диплома об образовании.

Островский начал служить писцом в московских судах. Он занимался этой работой до 1851 года.

Писателем задумана комедия под названием «Картина семейного счастья».

В «Московском Городском Листке» появился очерк «Записки замоскворецкого жителя» и наброски пьесы «Картина семейного счастья».

Публикация комедии «Бедная невеста» в журнале «Москвитянин».

Первая пьеса Островского сыграна на сцене Малого театра. Это комедия под названием «Не в свои сани не садись».

Писателем написана статья «Об искренности в критике». Состоялась премьера пьесы «Бедность не порок».

Александр Николаевич становится сотрудником журнала «Современник». Он также принимает участие в волжской этнографической экспедиции.

Островский заканчивает работу над комедией «Не сошлись характерами». Его другая пьеса - «Доходное место» - запрещена к постановке.

Состоялась в Малом театре премьера драмы Островского «Гроза». Выходит собрание сочинений писателя в двух томах.

«Гроза» публикуется в печати. Драматург получает за нее Уваровскую премию. Особенности творчества Островского изложены Добролюбовым в критической статье «Луч света в темном царстве».

Печатается в «Современнике» историческая драма «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Начинается работа над комедией «Женитьба Бальзаминова».

Островский получил Уваровскую премию за пьесу «Грех да беда на кого не живет» и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

1866 год (по некоторым данным - 1865 год)

Александр Николаевич создал Артистический кружок и стал его старшиной.

Представлена на суд зрителей весенняя сказка «Снегурочка».

Островский стал главой Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью театров города Москвы. Он также стал начальником театрального училища.

Писатель умирает в своем имении под Костромой.

Такими событиями были наполнены жизнь и творчество Островского. Таблица, в которой указаны основные происшествия в судьбе писателя, поможет лучше изучить его биографию. Драматургическое наследие Александра Николаевича трудно переоценить. Малый театр еще при жизни великого художника стали называть «домом Островского», а это говорит о многом. Творчество Островского, краткое описание которого изложено в этой статье, стоит того, чтобы его изучить подробнее.

Тест по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1. В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А.Н.Островский:

1. «Москвитянин»

2. «Отечественные записки»

3. «Современник»

«Библиотека для чтения»

2. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «Народность».

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

3. Статью «Тёмное царство» написал:

1. Н.Г.Чернышевский

2.В.Г.Белинский

3. И.А.Гончаров

4.Н.А.Добролюбов

4. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещичье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

5 . Яркими представителями «тёмного царства» являются « найдите лишнее»:

1. Тихон

2. Дикой

3. Кабаниха

4. Кулигин

6. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформленные годы:

1. Тихон

2. Варвара

3. Феклуша

4.Кабаниха

7. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор

1. Катерина

2. Тихон

3. Варвара

4. «Тамань».

5. Борис

8. Кого из героев пьесы Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»:

    Варвару

    Катерину

    Тихона

    Кулигина

9. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

    Духовной силы и смелости

    Духовной слабости и бессилия

    Моментного эмоционального взрыва

10. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

2. Народнопоэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика

3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость

4. Литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими тенденциями

    Катерина

    Кулигин

    Кабаниха

    Дикой

11. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

1. «Такая ли я была! Жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле!»

2. «Купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так говорила»

    Кабаниха

    Катерина

    Феклуша

12. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

1.Художественный театр

2. Малый театр

3. Театр «Современник»

4. Большой театр

Ответы к тесту

1. Кабаниха

2. Катерина

3. Дикой

4. Кулигин

    1. Катерина

      Феклуша

      Кабаниха

Зайцева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы. МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области. Предмет: литература Класс: 10 Тема: Тест для 10 класса «А. Н.Островский «Гроза»
1.Статью «Темное царство» написал: А) Н. Г. Чернышевский; Б) В. Г. Белинский; В) Н. А. Добролюбов.
2.Яркими представителями «темного царства» являются: А) Тихон; в) Кабаниха; Б) Дикой; г) Кулигин.
3.Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы: А) Тихон; в) Феклуша; Б) Варвара; г) Кабанова.
4.Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор? А) Катерина; Б) Тихон; В)Борис.
5.Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»? А) Варвару; в) Тихона; Б) Катерину; г) Кулигина.

6.Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением: А) духовной силы и смелости; Б) духовной слабости и бессилия; В) моментного эмоционального взрыва.
7.Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы: А) «Такая ли была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!(…) В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала». (Кабаниха; Катерина; Феклуша.)
8. В речи героев присутствует (найдите соответствие): А) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием; Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика; В) мещанско-купеческое просторечие, грубость; Г) литературная лексика 18 века с ломоносовскими и державинскими традициями.
9.Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы: А) «Кто ж… угодит, коли у …вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается». Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела (заел) совсем». (Дикой; Кабаниха).
10.Кто произносит эти слова? «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». А) Варвара; в) Глаша; Б) Катерина; г) Феклуша.

11.А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно? А) помещичье-дворянской; Б) купеческой; В) аристократической; Г) народной. 12.В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский? А) «Москвитянин»; Б) «Отечественные записки»; В) «Современник»; Г) «Библиотека для чтения».
13.Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Что такое «народность»? А) особое свойство литературного произведения, в котором автор воспроизводит в его художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа; Б) литературное произведение, рассказывающее о жизни народа; В) проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своем произведении.
14.А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр? А) Художественный театр; Б) Малый театр; В) театр «Современник»; Г) Большой театр.

Ключи к тесту: 1 – в). 2 – б), в). 3 – б). 4 – а). 5 – б). 6 – а). 7 – а) Катерина; б) Феклуша; в) Кабаниха. 8 – а) Кабаниха; б) Катерина; в) Дикой; г) Кулигин. 9 – а) Дикой; б) Кабаниха. 10 – б). 11 – б). 12 – а). 13 – а). 14 – б).


1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной


2. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856) года сотрудничал А.Н.Островский:

1. «Москвитянин»

2. «Отечественные записки»

3. «Современник»

4. «Библиотека для чтения»


3.Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:

1.Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа

2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа

3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.


4.Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза»:

1.Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий

2.Пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям

3.Пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города Калинова


5.К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):

1.Комедия

2.Драма

3.Трагедия

4.Лирическая комедия

5.Трагикомедия


6. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:

1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)

2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой

3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв

4.Это конфликт между Тихоном и Катериной


7. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:

1.Заинтриговать читателя

2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге

3.Создать образ мира, в котором живут герои

4.Замедлить сценическое время


8. Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:

1.Кулигин

2.Шапкин

3.Дикой

4.Борис

5.Варвара


9. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:

1.Борис и Катерина

2.Катерина и Тихон

3.Дикой и Кабаниха

4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина

5.Борис и Тихон


10. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:

1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию

2.Борис лишь внешне отличается от Тихона

3.Борис очень резко отличается от Тихона


11. Островский использовал многие литературные приёмы, введённые в драму его предшественниками. Можно утверждать, что писатель объединил в пьесе «Гроза» реализм и:

1.Романтизм

2.Классицизм


12. В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1.Кулигин

2.Кудряш

3.Варвара

4.Борис

5.Катерина


1.Феклуша

2.Кулигин

3.Кудряш

4.Борис

5.Катерина


14. Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?


15. Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

3.Чтобы оживить пьесу

4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества


16. Какой литературный критик наиболее полно (статья «Тёмное царство») охарактеризовал «самодурство» как социальное явление?

1.Н.Г.Чернышевский

2.Д.И.Писарев

3.А.И.Герцен

4.А.И.Гончаров

5.Н.А.Добролюбов


17. С.П.Дикой однажды признался М.И.Кабановой, что «мужику в ноги кланялся… тут на дворе, в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся». Что же заставило Дикого просить у мужика прощения?

1.Дикой почувствовал себя неправым

2.Мужик разжалобил Дикого

3.Угрызения совести – зря человека обидел

4.Страх перед наказанием Божьим


18. Какая сцена в пьесе «Гроза» даёт ключ к пониманию всего произведения (по Добролюбову)?

1.Сцена свидания Катерины и Бориса в саду

2.Сцена с ключом (Катерина и Варвара)

3.Сцена, в которой Тихон оплакивает умершую Катерину

4.Сцена признания Катерины в совершённом грехе

5.Сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом


19. Каково значение образа Феклуши в пьесе «Гроза»?

1.Пародия на «странничество»

2.Углубление характеристики «тёмного царства»

3.Феклуша как антипод М.И.Кабановой

4.Феклуша – протестующая против самодурства личность


20. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» весьма противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано:

1.Различием во взглядах: Писарев был либералом, Добролюбов – демократ

2.Изменением обстановки в России: статья Писарева была написана в 1864 году, после спада революционной ситуации

3.Непониманием Писаревым идеи произведения


21. К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?

1.Дворяне

2.Мещане

3.Крестьяне

4.Купцы

5.Разночинцы


22. Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1.Чувство стыда

2.Страх перед свекровью

3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести

4.Желание уехать с Борисом


23. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:

1.Кулигин

2.Марфа Игнатьевна

3.Катерина

4.Тихон

5.Борис


24. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

1.Расставание Катерины и Тихона

2.Признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу

3.Встреча с Борисом

4.Прощание с Борисом

5.Эпизод с ключом


Ответы

1 - 2 13. – 2

2. – 1 14. – 3

3. – 1 15. – 2

4. – 3 16. – 5

5. – 2 17. – 4

6. – 3 18. – 3

7. – 3 19. – 2

8. – 4 20. – 2

9. – 4 21. – 4

10. –2 22. – 3

11. –2 23. – 3

12. – 5 24. – 2


Использованная литература

1.Алиева Л.Ю. Тесты. Контрольные вопросы. Подготовка к экзаменам. Вторая половина XIX века. 10 класс. М.: «Издат-Школа», 1998

2.Тесты. Литература. 9-11 классы. М.: «Дрофа»,1997