Работа

Пабло пикассо девочка на шаре персиковый период. «Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина? Небольшая, но яркая история по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» дополняет новым глубоким смыслом известное на весь мир произведение

Изящная, миниатюрная «девочка на шаре» на картине Пабло Пикассо изначально была вовсе не девочкой

Картина «Девочка на шаре»
Холст, масло, 147 х 95 см
Год создания: 1905 год
Ныне хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

На Монмартре, в обиталище бедняков и богемы, испанец Пабло Пикассо чувствовал себя среди родственных душ. Он окончательно перебрался в Париж в 1904 году и по несколько раз в неделю пропадал в цирке Медрано, имя которому дал любимец городской публики клоун Жером Медрано, соотечественник художника. Пикассо подружился с артистами труппы. Иногда и его принимали за акробата-иммигранта, настолько Пикассо стал своим в цирковой среде. Тогда же он начал писать большую картину о быте артистов. Среди героев полотна были ребенок-акробат на шаре и наблюдающий за ним старший товарищ. Однако в процессе работы замысел радикально менялся: по данным проведенных в 1980 году рентгенографических исследований, художник несколько раз полностью переписывал картину. На получившемся в итоге полотне «Семья акробатов» подростка на шаре уже нет. Оставшийся в эскизах эпизод живописец превратил в другую картину меньшего размера - «Девочку на шаре». По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона, знавшего Пикассо, художник написал ее на обороте закрашенного мужского портрета из экономии, потратившись на холст и краски для «Семьи акробатов».

В России «Девочка на шаре» стала гораздо популярнее большой картины, с тех пор как была куплена в 1913 году меценатом Иваном Морозовым и оказалась в Москве. В Новороссийске в 2006-м акробатке с шедевра Пикассо поставили памятник.


Справа: Мальчик, балансирующий на шаре. Йоханнес Гётц. 1888 год

1 Девочка . Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году. И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.


2 Шар . Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Александр Бабин предположил, что шар, на котором балансирует акробатка, - это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.


3 Атлет . Ричардсон писал, что Пикассо, вероятно, позировал приятель из цирка Медрано. Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление - кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

4 Розовый . Период с конца 1904 по 1906 год в творчестве Пикассо условно именуют «цирковым» или «розовым». Американский специалист по искусству XX века Э.А. Кармин объяснял пристрастие художника этому цвету тем, что купол в цирке Медрано был розовым.

5 Пейзаж . Искусствовед Анатолий Подоксик считал, что местность на заднем плане напоминает гористый испанский ландшафт. Пикассо изобразил не нанятых в стационарный цирк артистов, а часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине.


6 Цветок . В данном контексте цветок с его недолговечной красотой - символ мимолетности, краткости бытия.


7 Лошадь . В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков.


8 Семья . Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах, отмечала искусствовед Нина Дмитриева, труппа - идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире, где, подобно другим представителям богемы, считаются маргиналами.


9 Куб . Александр Бабин, приводя латинскую поговорку Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata («Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен»), писал, что статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

Художник
Пабло Пикассо

1881 - родился в испанском городе Малага в семье художника.
1895 - поступил в Барселонскую школу искусств и ремесел.
1897–1898 - учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
1904 - переселился во Францию.
1907 - создал картину , в которой наметился поворот к кубизму и из-за которой пошли слухи, что художник сошел с ума.
1918–1955 - был женат на русской балерине Ольге Хохловой. В браке родился сын Пауло (Поль).
1927–1939 - роман с Мари-Терез Вальтер, дочерью модистки. У влюбленных родилась дочь Майя.
1937 - написал «Гернику», одну из самых известных антивоенных картин в мире.
1944–1953 - роман с художницей Франсуазой Жило, родившей ему сына Клода и дочь Палому.
1961 - женился на Жаклин Рок.
1973 - умер от отека легких на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, Франция.

Иллюстрации:Alamy / Legion-media, AKG / East News, National Gallery of Art

Это одна из наиболее известных картин Пабло Пикассо, которая ознаменовала собой новый этап в творчестве художника. Этот период специалисты называют "розовым", и именно с этого момента в работах Пикассо можно наблюдать нотки позитива и жизнерадостности. Основными героями картин становятся циркачи и актеры, и это добавляет особенного шарма картинам.

Композиция

В данном случае художник изобразил девочку-гимнастку и силача из труппы бродячих акробатов уличного цирка. Девочка репетирует свой номер, балансируя на шаре, а силач спокоен и расслаблен.

Фигуры обоих персонажей совершенно различные, и они резко контрастируют друг с другом. Девочка хрупкая и тоненькая, вся напряженная, как струна, и наполнена грациозностью. Тело атлета огромное и мощное, его сила подчеркивается рельефными мышцами.

На фоне, позади девочки, виднеются другие персонажи сцены - женщина с ребенком, собака и лошадь. Они подчеркивают атмосферу, царящую на задворках бродячего цирка, а также помогают визуально создавать объем, что не было свойственно для картин Пикассо более ранних периодов его творчества.

Техника, исполнение, приемы

Основным приемом художника все равно остается четкая линия, но в отличие от картин "голубого" периода в творчестве мастера тут уже прослеживается более выраженный объем и реалистичность.

Пустынный желтоватый фон передает атмосферу жизни бродячих артистов за пределами сцены, демонстрирует бедность и скуку, которые окружают этих людей в обычном мире, где нет зрителей и аплодисментов.

Нужно отметить, что любимый голубой цвет автора, который ранее он активно использовал в своих картинах, тут остался только для подчеркивания фигур гимнастки и силача. Другие элементы композиции нарисованы в розово-желтых оттенках.

В молодом возрасте Пикассо отправился жить в Париж, где очень быстро подружился с местными цирковыми артистами, поскольку очень активно интересовался данным видом творчества. Именно поэтому в творчестве художника прослеживается достаточно яркая сюжетная линия, связанная с жизнью бродячих циркачей.

К слову, есть легенда, что идея фигуры акробатки, балансирующей на шаре, была позаимствована художником у известного скульптора Гётце. Правда, у немецкого творца в задумке был мальчик, а у Пикассо на картине тренируется именно девочка.

Изначально фигура задумывалась, как часть общей картины "Семья акробатов", но в итоге работы над проектом девочка на шаре стала самостоятельной идеей.

«девочка на шаре» (художник Пабло...)

Альтернативные описания

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, «Девочка на шаре», «Герника», «Голубь мира»

Его подозревали в краже «Джоконды» из Лувра

Фильм Анри-Жоржа Клузо «Тайна...»

Фамилия отца этого художника была Руис, а прославился он под фамилией матери

Этот французский живописец испанского происхождения был членом коммунистической партии

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два «периода», вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: «В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они»

Французский художник, основоположник кубизма

Назовите фамилию миллионера - мужа русской балерины, умершей в Каннах в 1995 году, которую он изображал в образах лошади и старой мегеры

После голубого и розового периодов своего творчества он стал основателем кубизма

Пабло, нарисовавший голубя

Знаменитый тезка Неруды

Кто написал картину «Девочка на шаре»?

Пабло, но не Неруда

Пабло... (французский художник)

Французский живописец Пабло...

Великий художник

Основоположник кубизма

Великий Пабло

Французский живописец, по происхождению испанец (1881-1973, ""Герника"", ""Девочка на шаре"", ""Голубь мира"")

. "Девочка на шаре" (художник Пабло...)

. "Поместил" девочку на шар

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, "Девочка на шаре", "Герника", "Голубь мира"

Его подозревали в краже "Джоконды" из Лувра

Кто написал картину "Девочка на шаре"

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два "периода", вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: "В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они"

Фильм Анри-Жоржа Клузо "Тайна..."

Французский живописец Пабло.

Изобразил девочку на шаре

Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо

Небольшая, но яркая история по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» дополняет новым глубоким смыслом известное на весь мир произведение.

У меня только и есть в жизни, что голова на плечах, мускулистое тело да сестрёнка Карменсита. Родители погибли при пожаре. Несчастный случай. Директор оставил нас при цирке. Пожалел.

Я сейчас силачом выступаю. А в юности звезд с неба не хватал. Носил лошадям воду, кормил собачек, продавал билеты. Зазывалой работал. Сестру в обиду не давал. Всегда от соседских мальчишек защищал. Она во мне души не чает. Поэтому сразу прибежала со своим горем.

Малой недавно тринадцать исполнилось. Грудь уже появляется. Она акробатка. Гибкая, тоненькая. Как лоза. Гнется, но не ломается.

Характер есть в ней.

А тут говорит, директор начал приставать в темном закоулке. Прижиматься, слова говорить всякие. Она испугалась. Вырвалась.

Я прямо в бешенство впал. Пошел к нему. Говорю, что ты, козел старый, совсем нюх потерял? Ты что к ребенку пристаешь? За грудки схватил. Пригрозил.
Он задыхаться стал, за сердце хвататься. Я отпустил. Плюнул, ушел.

А сегодня две лошади у нас слегли. И у меня предчувствие такое нехорошее… Уходить надо. Завтра получка. После нее и уйдем. Будет тяжело, но прорвёмся. В цирке оставаться нельзя.

Карменсита репетирует. А я не могу этого урода из головы выбросить. Всех гимнасток уже опробовал. Мало.

Название, англ. : Acrobat on a Ball.
Оригинальное название : Acrobate a la boule (Fillette a la boule).
Год окончания : 1905.
Размеры : 147 × 95 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» творчества Пабло Пикассо. В это время он окончательно переезжает в Париж. У него завязываются новые знакомства, дружба, отношения с Фернандой Оливье.

Картины приобретают светло-розовую, воздушную насыщенность; жемчужно-серые, розово-красные, охристые тона существенно отличаются от предыдущего, грустного и статичного «голубого периода» мастера.

Пикассо поддается всеобщей увлеченности цирковыми сюжетами, которые были очень популярны в то время. Его работы изображают бродячих артистов и комедиантов, передают определенный настрой, отличаются жизненной наполненностью.

«Девочка на шаре» - шедевр, основным посылом которого является противопоставление легкости, гибкости и устойчивости, массивности, констатация двух разных форм, непохожесть, «крайности» бытия. Это грация девочки-акробатки, и монолитность атлета, подвижность шара и устойчивость куба.

Полотно построено на контрастах, наполнено внутренним драматизмом. Фон картины - это унылый пейзаж, выжженная солнцем земля, на которой пасется одинокая лошадь; женщина с ребенком, идущая куда-то, холмистая местность, проселочная дорога… Постоянство, которое будет оставаться неизменным еще очень долгое время.

Контрастом фону служат бродячие артисты, жизнь которых - всегда в движении, всегда в толпе. Безмолвие заднего плана заканчивается с приездом циркачей, несущих с собой атмосферу веселья и шумной радости.

Реквизит артистов - шар и куб - также обыгрывается художником как противопоставление устойчивости, постоянства, - движению, изменчивости. Гибкость, грация девочки, удерживающей равновесие, и застывший атлет, который слился со своим постаментом.

Нежные розовые, жемчужные тона, новизна и ощущение наполненности, воздушности, легкости, подчеркиваются красочным штрихом - ярким красным цветком в волосах девочки-гимнастки. Это практически единственное яркое пятно, которое обращает на себя внимание среди пастельно-спокойных цветов картины.

Стоит отметить, что художники того времени, и Пикассо, в частности, отождествляли себя с цирковыми актерами - изгоями общества, ремесло которых - зрелища, что так жаждет толпа.

В цирке Медрано, который располагался у Монмартрского холма, Пикассо находит для себя массу интересного материала - людей: взрослых и совсем юных, прекрасных и безобразных в совершенстве владеющих своим мастерством. Тут и богатая палитра костюмов, жестов, характеров.

Персонажи мастера из «голубого периода» творчества не могут похвастаться таким разнообразием реальных объемов, форм, наполненности жизнью - они более статичны, неподвижны. Нищета и печаль в «розовом периоде» сменяется на живой, подвижный мир цирка и театра.

Также музой мастера в этом периоде становится Фернанда Оливье - модель с пышными формами, вдохновляющая художника на создание такого образа, как женщина-гитара. Они живут в Бато-Лавур - этом странном пристанище поэтов, торговцев, художников, дворников на грани нищеты, но в идеальном творческом беспорядке.

Картина «Девочка на шаре» (так называемый «мостик» между «голубым» и «розовым» периодами в творчестве художника) попала в Россию благодаря Ивану Абрамовичу Морозову, который приобрел ее у Канвейлера в 1913 году за 16 тысяч франков. До этого, полотно находилось в коллекции Гертруды Стайн. Для сравнения, в 1906 году Воллар приобрел у Пикассо 30 полотен за 2 тысячи франков.

На сегодняшний день картина «Девочка на шаре» находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.