Интернет

Первый в ссср всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957 год). Русская служба Би-би-си – Информационные услуги

11. 05. 2016 3 280

Интервью с Любовью Борисовой, дочерью Константина Михайловича Кузгинова – московского художника, автора эмблемы Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Идеи Всемирного фестиваля молодежи и студентов лаконично и емко нашли отражение в его символе – родной и всем полюбившейся фестивальной ромашке. Примечательно, что создана она была в Советском Союзе московским художником Константином Михайловичем Кузгиновым.

– Расскажите, как идея Вашего отца заслужила общемировое признание?

– Основой того успеха, который выпал на долю моего отца в его работе над эмблемой VI фестиваля молодежи и студентов в Москве стало то, что как профессиональный художник он к тому времени уже создал ряд плакатов, которые украшали фестивали Будапешта и Берлина в 1949 и в 1951 году. Но вернемся в 1957 год. Был объявлен Всесоюзный конкурс на создание эмблемы фестиваля, в котором мог принять участие любой желающий. Всего было представлено порядка 300 эскизов со всего Союза. Жюри сразу же обратило внимание на папин цветок, который был прост, но вместе с тем – уникален. Дело в том, что присланные на конкурс эскизы либо повторяли голубя Пабло Пикассо, который являлся символом первого фестиваля молодежи, либо страдали сложностью рисунка. Последнее было недопустимо, так как при изменении масштаба, например до нагрудного значка, эмблема теряла вложенный в нее смысл. Василий Ардаматский в своей книге «Пять лепестков» пишет, что «настоящее искусство не терпит повторений», поэтому идея, связанная с образом голубя, также не стала актуальной. Как сообщали тогда в газетах, эмблема покорила сердца участников всемирного молодежного фестиваля. Поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи объявил о том, что ромашка Константина Кузгинова взята за постоянную основу для всех последующих форумов. Теперь эту эмблему знает весь мир. Сегодня она является точкой отсчета для предстоящего 60-летнего юбилея фестиваля молодежи и студентов России.

– А как же расцвела фестивальная ромашка?

– В одном из интервью отец сказал: «Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так – молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов». Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: «За мир и дружбу». Еще я помню, он говорил о том, что его вдохновили, как спортсмена, олимпийские кольца – символ единства спортсменов всего мира. Фестивальная ромашка настолько прочно укоренилась в памяти поколений и культуре фестиваля, что сегодня, на мой взгляд, придумать что-то новое, более емкое и лаконичное, крайне сложно. Очень важно ее сохранить, ведь это история и достояние нашей страны.

– У Вас собрана очень интересная коллекция разнообразных предметов с символикой фестиваля.

– Да, начинал собирать ее папа. Затем продолжила я. Это уникальная коллекция артефактов. И это здорово, когда привычные в быту вещи украшают эмблемой такого яркого события. В коллекции, помимо значков, почтовых открыток и марок, можно увидеть кубок, кружки, спичечные коробки, запонки, фотоальбомы и многое другое. Благодаря антикварным магазинам и всевозможным блошиным рынкам я до сих пор пополняю эту коллекцию. Думаю, что этот опыт обязательно нужно использовать при организации грядущего фестиваля. Всегда хочется что-то оставить на память. В далеком 1957 году понимали, что нужен свой уникальный символ, в образе которого будет заложен дух фестиваля. И причастность современной молодежи к созданию чего-то подобного, возможность проявить инициативу, а может быть и открыть новые таланты благодаря конкурсу – безусловный плюс.

– И в завершении, чего бы Ваш отец пожелал будущим участникам XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017 года?

– Думаю, он был бы счастлив, узнав о том, что это грандиозное событие вновь примет наша страна, и пожелал бы Фестивалю и его участникам процветания, радости, счастья, мира и дружбы. Эпитетов много, но главное чтобы этими словами прониклась молодежь и сохранила их в своих сердцах.

Оригинал взят у mgsupgs в Фестиваль 1957 года

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - фестиваль открывшийся 28 июля 1957 года в Москве,
я, лично, не застал даже в проекте, но зато в следующий 85 года я огреб полной меркой.
Как-нибудь выложу фото... "Янки вон с Гренады-Комми вон из Афгана"...Плакатиками закрывали от фотокамер..
А Гостями того фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу».

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». К событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» - микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов" ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского.Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек - и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий.


На церемонии открытия в Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.
В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек.
Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости были потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.




Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля. Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты «Rock around the clock», «Гимн демократической молодёжи», «Если бы парни всей Земли…» и др.

Фестивалю посвящен художественный фильм «Девушка с гитарой»: в музыкальном магазине, где работает продавщица Таня Федосова (исп. Людмила Гурченко) идет подготовка к фестивалю, а в конце фильма делегаты фестиваля выступают на концерте в магазине (с некоторыми из них выступает и Таня). Другие фильмы, посвящённые фестивалю - «Матрос с „Кометы“», «Цепная реакция», «Дорога в рай».

«Огонек», 1957 год, № 1, январь.
«Наступил год 1957-й, год фестивальный. Заглянем, что же будет в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов за мир и дружбу, и побываем у тех, кто готовится к празднику уже сегодня.... На нашей фотографии голубей немного. Но ведь это лишь репетиция. Вы видите голубей с завода «Каучук», под самым небом, на высоте десятиэтажногордома, комсомольцы и молодежь завода оборудовали для птиц отличное помещение с центральным отоплением и горячей водой».

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и простого неорганизованного и неподконтрольного общения людей. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук, так как следящие оказались каплей в море. Погода стояла отличная, и толпы народа буквально затопили главные магистрали. Чтобы лучше видеть происходящее, люди залезали на уступы и крыши домов. От наплыва любопытных провалилась крыша Щербаковского универмага, находившегося на Колхозной площади, на углу Сретенки и Садового кольца. После этого универмаг долго ремонтировали, открыли ненадолго, а затем снесли. Ночами народ «собирался в центре Москвы, на проезжей части улицы Горького, у Моссовета, на Пушкинской площади, на проспекте Маркса.

Споры возникали на каждом шагу и по любому поводу, кроме, пожалуй, политики. Во-первых - боялись, а главное - ею в чистом виде не очень-то интересовались. Однако на самом деле политический характер был у любых споров, будь то литература, живопись, мода, не говоря уже о музыке, особенно о джазе. Дискутировали о еще недавно запрещавшихся у нас импрессионистах, Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Вообще-то это были не столько споры, сколько первые попытки свободно высказывать свое мнение другим и отстаивать его. Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу - свободному обмену мнениями. Это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые, абсолютно новые переживания неподконтрольного общения.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто и которые покоробили даже меня, тогдашнего горячего сторонника свободного секса. Поражали формы и масштабы происходившего. Здесь сработали несколько причин. Прекрасная теплая погода, общая эйфория свободы, дружбы и любви, тяга к иностранцам и главное - накопившийся протест против всей этой пуританской педагогики, лживой и противоестественной.

К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. Одним из таких типичных мест был гостиничный комплекс «Турист», построенный за ВДНХ. В то время это был край Москвы, дальше шли колхозные поля. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено чекистами и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог.


"Огонек», 1957 год, № 33 август.
«...Большой и свободный разговор идет сегодня на фестивале. И вот этот-то откровенный дружеский обмен мнениями привел в растерянность некоторых буржуазных журналистов, приехавших на фестиваль. Их газеты, видимо, требуют «железного занавеса», скандалов, «коммунистической пропаганды». А на улицах ничего этого нет. На фестивале танцы, пение, смех и большой серьезный разговор. Разговор, нужный людям».

События развивались с максимально возможной скоростью. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг было заполнено довольно плотно, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой - безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины на грузовиках, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящего. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок... Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.


Интернациональная дружба не знала границ, и когда волна восторгов схлынула, на песке, промокшем от девичьих слёз, шустрыми крабиками остались многочисленные «дети фестиваля» - с противозачаточными средствами в Стране Советов было туго.
В сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР. В ней зафиксировано рождение 531 послефестивального ребёнка (всех рас). Для пятимиллионной (тогда) Москвы - исчезающе мало.

Естественно, я стремился побывать в первую очередь там, где выступали зарубежные музыканты. На площади Пушкина был сооружен огромный помост, на котором «днем и вечером шли концерты самых разных коллективов. Именно там я впервые увидел английский ансамбль в стиле «скиффл», причем, по-моему, во главе с самим Лонни Дониганом. Впечатление было довольно странным. Вместе играли пожилые и очень молодые люди, используя наряду с обычными акустическими гитарами различные бытовые и подручные предметы типа бидон-контрабаса, стиральной доски, кастрюль и т. п. В советской прессе появилась было реакция на этот жанр в виде высказываний типа: «Вот буржуи до чего докатились, на стиральных досках играют». Но потом все замолкло, так как корни-то у «скиффла» народные, а фольклор в СССР - это было святое.

Самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, которые пытались как-то их засекретить, распространяя пропуска среди комсомольцев-активистов. Для того чтобы «протыриться» на такие концерты, требовалась большая сноровка.

PS. В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.

Летом 1957 года в Советском Союзе произошло поистине грандиозное, знаковое культурное событие в жизни страны. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве, произвел настоящий фурор в сознании советских людей и имел этапное значение для советской массовой культуры последующих лет. Этот фестиваль стал самым массовым и запоминающимся событием эпохи “хрущевской оттепели”. В закрытую для иностранцев страну приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Никогда раньше в Советском Союзе не проводилось культурно-массовое международное мероприятие такого масштаба. Смело можно сказать, что после этого фестиваля страна стала другой: более интегрированной и открытой миру.

К этому событию страна готовилась основательно: в честь фестиваля в Москве были построены новые гостиничные комплексы и парки, возведен спортивный комплекс в Лужниках, где и состоялась грандиозная церемония открытия фестиваля. Проспект Мира был назван так в связи с фестивалем. Именно в дни молодежного фестиваля на улицах столицы впервые появились автомобили «Волга» ГАЗ-21, фестивальная серия микроавтобусов РАФ-10 — так называемые «рафики», и незабываемые « » — новые комфортабельные городские автобусы.

Символом этого знаменательного молодежного фестиваля стал — знаменитый рисунок Пабло Пикассо. В связи с этим в Москве были выпущены тысячи птиц – голуби буквально заполонили улицы столицы. Эмблемой же фестиваля стал цветок с пятью лепестками, символизирующими пять континентов, а сердцевиной фестивального цветка был глобус с лозунгом «За мир и дружбу».

Очень много нового вошло в советскую жизнь после незабываемого молодежного форума 1957 года: в СССР появился , молодежь стала одеваться иначе — распространилась мода на джинсы и кеды, появились « », вошла в моду игра в бадминтон и многое другое. В рамках этого фестиваля зародился : один из фестивальных конкурсов, который в дальнейшем стал популярнейшей в СССР телевизионной игрой. А песня «Подмосковные вечера», исполненная на церемонии закрытия фестиваля, стала визитной карточкой Советского Союза на долгие годы.

В день открытия фестиваля, казалось, весь город вышел посмотреть на это красочное зрелище — к стадиону Лужники участники фестиваля ехали в открытых, празднично раскрашенных машинах и вдоль дорог их приветствовало невероятное количество людей. Сама церемония открытия в Лужниках была просто фееричной: на стадионе прошел грандиозный парад с флагами стран-участниц, а красивой кульминацией церемонии стал выпуск в небо огромного количества белых голубей.

Дух неформального общения и открытости царил в эти дни в Москве. Приехавшие в столицу иностранцы могли свободно посещать Кремль, парк Горького и другие достопримечательности города. Молодые люди свободно общались, дискутировали, вместе пели и слушали музыку, говорили обо всем, что их волновало. За дни фестиваля было проведено около тысячи мероприятий — концерты, спортивные состязания, встречи, дискуссии и выступления проходили очень интересно и оживленно. В те дни в Советский Союз приехали яркие и талантливые люди со всего мира, писатели и журналисты, спортсмены, музыканты и актеры. В числе молодых участников фестиваля был один из выдающихся писателей современности – Габриэль Гарсиа Маркес, который впоследствии написал очерк о своем пребывании в СССР.

Праздничное фестивальное лето 1957 года дало толчок к новому прорыву в музыке, живописи и литературе, изменило образ жизни миллионов советских людей. Фестиваль приоткрыл «железный занавес», который разделял мир, люди стали ближе и понятнее друг другу. Это было настоящее единение людей разных стран, разных цветов кожи, говорящих на разных языках. Идеи мира, дружбы и солидарности стали близки молодым людям всех континентов — и это самый важный итог этого знаменательного фестиваля.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве.

Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира.

Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских юношей и девушек - и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью.

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес!

Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

На Московский фестиваль молодежи и студентов приехали 34 тысячи гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов. В то время в СССР слово «иностранец» было синонимом слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей стран соцлагеря, но даже и к ним относились с подозрением. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.

“БРЕШЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ЗАНВЕСЕ”

Бывают события, не выцветающие в эмоциональной памяти, не поддающиеся горькой и язвительной переоценке, согревающие душу в самые промозглые "окаянные" дни. Вспоминая о которых, завидуешь сам себе - неужели это было в твоей жизни?! Те, что принадлежали истории и, одновременно, навсегда определили твою частную, мало кому интересную судьбу.

50 лет назад, июльским вечером 1957 года, ощутив укол неведомого, но пронзительного шила, я выскочил из дому на Пушкинскую улицу. Через три минуты оказался на улице Горького, прозванной нашим поколением "Бродвеем", но от этого не менее советской, помпезной и чинной. В этот почти уже ночной час в ее незыблемо державной атмосфере сквозило нечто непривычное - радостная взвинченность, какое-то волнение. От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах невиданная. Пестрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, веселая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая - и до озноба, до боли родная. В тот момент я и понял, что мечты действительно сбываются, что моя послевоенная, дворовая юность совпала с юностью века. В Москву пришел всемирный фестиваль молодежи и студентов "За мир и дружбу между народами".

(…)

Жить в закрытой стране - значит воспринимать географическую карту Земли как нечто подобное карте звездного неба, сознавая, что поехать в Париж столь же несбыточно, как полететь на Марс. Это значит - смотреть на случайно встреченного на улице иностранца и впрямь как на марсианина - со смешанным чувством любопытства и страха. Это значит, что о родственниках и даже знакомых, проживающих не в конкретной стране, а в некоей обобщенной, подозрительной "загранице", надо забыть, словно о неприличном сне. И, наконец, что за берет или клетчатую рубашку тебя на улице вполне могут отлупить как стилягу, носителя чуждой идеологии, чуждых манер и нравов и просто за сходство с персонажами из журнала "Крокодил". Кстати, он был едва ли не единственным источником знакомства с зарубежной жизнью. Не считая "Иностранной кинохроники", где позволялось на несколько секунд увидеть Эйфелеву башню, нью-йоркский небоскреб или мадридскую корриду. Знаю людей, которые по пятнадцать раз смотрели каждый выпуск этого киножурнала. По сути, они в замочную скважину имели возможность заглянуть за "железный занавес".

И вот в этом самом "железном занавесе" и была проделана огромная брешь, название которой - фестиваль молодежи и студентов. Я видел это собственными глазами уже в то самое утро, что наступило после небывалого вечера. Неслыханное утро!

Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках (на всех гостей автобусов не хватало). Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море. Вся Москва, простецкая, только-только пришедшая в себя после военных карточек и очередей, еще не забывшая о борьбе с космополитизмом и низкопоклонством, кое-как приодевшаяся, едва начавшая выбираться из подвалов и коммуналок, стояла на мостовой, тротуарах, крышах домов и тянула к проезжающим гостям руки, истосковавшиеся по пожатию таких же теплых человеческих рук. Географическая карта обрела конкретное воплощение. Мир действительно оказался потрясающе разнообразен. И в этом многообразии рас, характеров, языков, обычаев, одежд, мелодий и ритмов - поразительно един в желании жить, общаться и узнавать друг друга. Теперь такие слова и намерения кажутся банальностью. Тогда, в разгар "холодной войны" они воспринимались как необычайное личное открытие. Наша страна открывала мир, приобщаясь ко всему роду человеческому. А мир открывал нашу страну... Не помню, ел ли я что-то в те дни и ложился ли спать. Я просто был счастлив. Все 14 дней, с утра и до вечера.

О днажды вечером компанию французов мы привели в гости к нашему однокласснику, в огромную московскую коммуналку, переделанную из бывших номеров. Каким-то образом весь старый двор узнал, что в квартире на втором этаже принимают молодых парижан, и народ повалил к нам с пирогами, с вареньем, естественно, с бутылками и прочими дарами простого русского сердца. Француженки ревели в голос. Между прочим происходило все это на Пушечной улице, в ста метрах от знаменитого здания, мимо которого москвичи в те годы проходили, рефлекторно опуская глаза и ускоряя шаг.

Теперь я думаю, что летом 57-го железобетонная регламентация советского бытия бесповоротно пошатнулась. Невозможно сделалось контролировать все на свете: вкусы, моду, будничные привычки, музыку в эфире. На идеях, эмоциях, на песнях и танцах фестиваля мое поколение преобразилось в течение считанных дней. Все советские вольнодумцы, все знатоки джаза и современного искусства, модники и полиглоты имеют своим происхождением лето 57-го.

Никакие последующие обострения политических отношений между Востоком и Западом, идейные проработки и гонения так и не смогли заглушить независимый дух фестиваля. А ведь задуман он был как сугубо идеологическое мероприятие: под прикрытием борьбы за мир и дружбу между народами подрывались буржуазные устои, разрывались цепи колониализма, утверждались коммунистические идеалы. Но, во-первых, борьба за мир действительно объединяла. А во-вторых, как известно, живая жизнь всегда шире и ярче идеологии. И американский борец за мир в техасских джинсах, и французский коммунист, похожий на фланера с Больших бульваров, и токарь с ФИАТа, неотличимый от всех персонажей неореализма, - безотчетно пробивали в "железном занавесе" дыры. Залатать их у сусловских идеологов не хватило сил.

Из воспоминаний писателя Анатолий Макарова

ГОЛУБИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ

Среди тех, кто непосредственно готовил фестиваль, – Владлен КРИВОШЕЕВ, ныне – ученый, кандидат экономических наук, а тогда – инструктор орготдела Московского горкома комсомола. Владлену Михайловичу была поручена самая, может быть, экзотическая задача…

В 1955 году (за два года до фестиваля) инструктора Кривошеева вызвал тогдашний первый секретарь МГК комсомола Михаил Давыдов: «С сегодняшнего дня освобождаешься от всех дел. Займешься голубями». Голубями?

В кабинете сидел еще мужчина, как выяснилось, – Иосиф Туманов (потом –

народный артист СССР, известный постановщик массовых народных зрелищ). «Важнейшая задача! – продолжал Давыдов. – Через два года нам нужны 100 тысяч голубей!» А Туманов достал что-то вроде брошюры с печатями и визами –

сценарий мероприятий фестиваля.

…В 1949 году в Париже проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Требовалась эмблема. Знаменитый Пабло Пикассо, вспомнив, очевидно, древние легенды, изобразил голубку с оливковой веточкой в клюве. Так голубь стал символом мира. Фестивали молодежи и студентов (не только наш) проходили под девизом «За мир и дружбу между народами!». Церемония открытия традиционно начиналась с торжественного прохода по стадиону делегаций стран-участниц. И традиционно же проход этот предварял взлет голубиной стаи: голуби как бы начинали весь праздник.

Но Туманову стаи было мало. По его задумке одна за другой над Лужниками (которые к фестивалю спешно строились) должны были взмыть три волны голубей – белые, за ними красные, следом сизые. Поскольку «в верхах» все уже было утверждено, Давыдов подчеркнул: «Сценарий для нас закон».

Эти три волны Кривошееву и надлежало подготовить.

– И смотри, чтобы не было, как в Варшаве! – строго предупредил «первый».

Варшавский фестиваль только что закончился. Голуби там подгадили – в прямом и переносном смыслах. Поляки вынесли на центр стадиона огромный ларец, распахнули крышку, полагая, что птицы рванут в небо белым факелом. Но они не рванули, а выползли и стали бродить по стадиону, мешая движению колонн... Позор, одним словом.

Прежде всего было решено: всякие изысканные чеграши, дутыши, турманы – побоку. Ставим на обычных почтовых – они способны в нужный момент обеспечить нужный полет. Просто их за два года требуется вывести потребное количество. Кстати, сколько? Цифра 100 тысяч явно была взята с потолка, но, как ни странно, оказалась уместной. Нам ведь нужна гарантированно сильная и выносливая птица? Следовательно, если выведем 100 тысяч, то из этого количества за счет отбраковки получим к нужному сроку тысяч 40 именно таких – молодых, крепких. И срок в два года – тоже нормально. Если начать работу сейчас, то к 1957 году как раз станет на крыло третье поколение: экземпляры, гарантированно подходящие к операции.

По заводам пошли разнарядки: «Московский горком комсомола... во исполнение... просим оказать содействие...». На предприятиях возводили голубятни. Мособлисполком обязали поставлять фураж…

И все-таки они взлетели – 40 000 голубей!

Правда накануне была целая операция по свозу птиц на подмосковную птицефабрику, отсортировке – слабые в сторону! – рассадке по специально сконструированным коробкам (4000 коробок по 10 гнезд в каждой), в которых крылатые бедолаги должны были выдержать 6 часов (!), сохранив силы для полета. Потом две колонны грузовиков в сопровождении машин ГАИ двинулись в четыре утра к Москве, чтобы за 2 часа до старта быть на стадионе. А там 4000 выпускающих (участники «живого фона» на восточной трибуне) ждали сигнала... В общем, тут рассказывать можно много... Но если вы никогда не видели, как взмывают одновременно десятки тысяч голубей – причем снизу они все смотрелись белыми, и потому показалось, что в небо плеснула кипенно-снежная лава, – знайте, вы многое потеряли в жизни. Кадры кинохроники сохранили этот момент. Трибуны ахнули, зрители повскакивали с мест, аплодировали...

РГАНТД продолжает публиковать любительские фотографии Бориса Евсеевича Чертока из его уникальной коллекции фотодокументов, первые фотографии которой датируются 1930-ми гг. XX века. Часть фотодокументов архива Б.Е. Чертока (Фонд № 36) публиковалась ранее:

Черток Борис Евсеевич (01.03.1912, Лодзь (Польша) - 14.12.2011, Москва) - один из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами, основатель научной школы, академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии астронавтики, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1957) и Государственной премий (1976), награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени». При его непосредственном участии были создаваны первые баллистические ракеты, первые искусственные спутники Земли, автоматические аппараты к Луне, Марсу и Венере, спутники связи «Молния», спутники зондирования Земли, пилотируемые космические корабли и орбитальные станции. и другие объекты.

В ноябре 1945 г. представители 63 государств приняли решение о проведении Всемирных фестивалей молодежи и студентов. Первый фестиваль прошел в Праге в 1947 г., в нем участвовали 17 тысяч человек из 71 страны, затем фестивали проходили в Будапеште (1949 г.), Берлине (1951 г.), Бухаресте (1953 г.), Варшаве (1955 г.). И, наконец, в июле 1957 г. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов приняла Москва.

Фестиваль, проходивший с 28 июля по 11 августа 1957 г. оказался самым масштабным по количеству людей и мероприятий - в Москву прибыли 34 тысячи человек из 131 страны мира.

К 60-летию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве впервые публикуются фотографии первого дня фестиваля, а именно прохода и проезда иностранных делегаций по Москве 28 июля 1957 г. Особый интерес представляют фотографии не только участников фестиваля, но и виды той Москвы конца 1950-х гг., которой уже нет.

Количество участников фестиваля было столь значительным, что для перевозки всех единовременно не хватало автобусов. Тогда было принято решение использовать и грузовики (ГАЗ-51А, ЗИЛ-150, ЗИЛ-121), декорированные основным символом фестиваля - ромашкой, ее изображение можно рассмотреть на фотоснимке Главного входа Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. В центре ромашки - изображение земного шара с надписью «За мир и дружбу», а по краям пять разноцветных лепестков, символизировавших пять континентов: красный лепесток - Европу, жёлтый - Азию, голубой - Америку, фиолетовый - Африку, а зелёный - Австралию. В эти же цвета покрасили машины целиком, борта зашили щитами, на щиты и кабину нанесли наиболее узнаваемые символы государств - участников фестиваля. К сожалению, Б.Е. Черток использовал для съемки черно-белую пленку, не передающую всю цветовую гамму. Машины закреплялись конкретно за каждой делегацией в соответствии с цветом их континента и символом страны. Шествие участников фестиваля проходило от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки по улице Б. Галушкина прилегающей к проспекту Мира, до Лужников, где состоялось его торжественное открытие.

Публикацию подготовила Л. Успенская при участии студентки РГГУ О. Березовской .

Сканирование и описание фотодокументов А. Ионов.

Перекресток между улицами Моховая и Воздвиженка. На заднем плане - здание Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина с эмблемой VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве над главным входом. На переднем плане - автомобили - «Москвич-401», такси «ГАЗ-51», автобусы «ЗИЛ». Москва. Июль 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 208.
Перекресток между улицами
Моховая и Воздвиженка.
На заднем плане - здание Государственной библиотеки СССР
им. В.И. Ленина с эмблемой
VI Всемирного фестиваля молодежи
и студентов в Москве над главным входом.
На переднем плане - автомобили - «Москвич-401»,
такси «ГАЗ-51», автобусы «ЗИЛ».
Москва. Июль 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 208.

Здание Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, где проходила Международная филателистическая выставка, на ней было представлено более 400 стендов с марками разных стран - участниц фестиваля. Москва. Июль 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 210.
Здание Государственной библиотеки СССР
им. В.И. Ленина, где проходила
Международная филателистическая выставка,
на ней было представлено более 400 стендов
с марками разных стран - участниц фестиваля.
Москва. Июль 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 210.

Ул. Бориса Галушкина в сторону проспекта Мира. Москва. Июль 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 246.
Ул. Бориса Галушкина
в сторону проспекта Мира.
Москва. Июль 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 246.

Делегация Иордании с приветственным транспарантом на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 212.
Делегация Иордании
с приветственным транспарантом
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 212.

Колонны представителей Туниса и Мадагаскара на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 214.
Колонны представителей
Туниса и Мадагаскара
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 214.

Представители Туниса на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 216.
Представители Туниса
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 216.

Представители Португалии на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 220.
Представители Португалии
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 220.

Колонна представителей княжества Монако на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 221.
Колонна представителей
княжества Монако
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 221.

Делегации Югославии, Египта, Омана и Кувейта на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 222.
Делегации Югославии,
Египта, Омана и Кувейта
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 222.

Колонна представителей Дании на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 224.
Колонна представителей Дании
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 224.

Представители делегации Дании, на втором плане представители вьетнамской делегации в автобусах ЗИС-155. Москва. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 227.
Представители делегации Дании,
на втором плане представители вьетнамской
делегации в автобусах ЗИС-155.
Москва. 28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 227.

Представители Румынии на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, на втором плане - представители Международной федерации мусульманской молодежи. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 229.
Представители Румынии
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве, на втором
плане - представители Международной
федерации мусульманской молодежи.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 229.

Представители Румынии в национальных костюмах на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 230.
Представители Румынии
в национальных костюмах
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 230.

Делегация Вьетнама в автобусах ЗИС-155 на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 236.
Делегация Вьетнама
в автобусах ЗИС-155
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 236.

Колонна представителей Франции на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 237.
Колонна представителей Франции
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 237.

Колонны представителей Югославии и Египта на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 238.
Колонны представителей
Югославии и Египта
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 238.

Колонны представителей Эфиопии, Уганды и Сомали на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 241.
Колонны представителей
Эфиопии, Уганды и Сомали
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 241.

Колонна представителей Сомали на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 244.
Колонна представителей Сомали
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 244.

Автобус итальянской делегации движется по ул. Бориса Галушкина в сторону проспекта Мира. Москва. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 245.
Автобус итальянской делегации
движется по ул. Бориса Галушкина
в сторону проспекта Мира.
Москва. 28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 245.

Автомобильная колонна с представителями африканских государств («Африка черная») на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 250.
Автомобильная колонна
с представителями африканских
государств («Африка черная»)
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 250.

Иностранные участники VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в специально оборудованном грузовике. Москва. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 252.
Иностранные участники
VI Всемирного фестиваля молодёжи и
студентов в Москве
в специально оборудованном грузовике.
Москва. 28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 252.

Представители Вьетнама в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 258.
Представители Вьетнама
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 258.

Проезд по улицам Москвы мотоциклистов и колонны автомобилей с участниками VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 259.
Проезд по улицам Москвы
мотоциклистов и колонны автомобилей
с участниками VI Всемирного фестиваля
молодежи и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 259.

Мотоцикл, возглавляющий автомобильную колонну с делегатами из Венесуэлы, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 261.
Мотоцикл, возглавляющий
автомобильную колонну
с делегатами из Венесуэлы,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 261.

Представители Дании в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 262.
Представители Дании
в специально оборудованных грузовиках
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 262.

Мотоциклы, возглавляющие автомобильные колонны с делегатами из Гватемалы и Гвианы Французской, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 264.
Мотоциклы, возглавляющие
автомобильные колонны с делегатами
из Гватемалы и Гвианы Французской,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 264.

Представители Западноафриканского студенческого союза (WestAfricanStudents’ Union, основан в 1925 году в Лондоне) в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 265.
Представители Западноафриканского
студенческого союза
(WestAfricanStudents’ Union,
основан в 1925 году в Лондоне)
в специально оборудованных грузовиках
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 265.

Мотоцикл, возглавляющий автомобильную колонну с делегатами из Гавайских островов, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 266.
Мотоцикл, возглавляющий
автомобильную колонну с делегатами
из Гавайских островов,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 266.

Представители Великобритании в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 267.
Представители Великобритании
в специально оборудованных грузовиках
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 267.

Мотоцикл, возглавляющий автомобильную колонну с делегатами из Бирмы, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 271.
Мотоцикл, возглавляющий
автомобильную колонну
с делегатами из Бирмы,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 271.

Мотоциклы с гимнастками на специальных постаментах, возглавляющие автомобильную колонну с иностранными участниками VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 272.
Мотоциклы с гимнастками
на специальных постаментах,
возглавляющие автомобильную колонну
с иностранными участниками
VI Всемирного фестиваля молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 272.